Реферат по предмету "Право"


Конституция ФРГ 1949 года

После Второй мировой войны в немецком обществе не отдавалось предпочтения ни анархически функционирующему капиталистическому рынку, ни централизованно-плановому управлению экономикой. В ходе проведенного еще в 1945 году референдума по вопросу о собственности и в советской, и в американской зонах преимущество было отдано общественным формам собственности. В американской зоне это решение не было проведено в жизнь.

В английской зоне на социализацию собственности было наложено вето оккупационными властями. Большинство немцев было настроено на выбор некоего центристского третьего курса, создание социального рыночного хозяйства и социального государства. На этом направлении предстояло, с одной стороны, обеспечить экономическую свободу, гарантированную правовым государством, с другой социальную справедливость. Основы германской экономической политики третьего пути формировались в ходе дискуссий о будущей конституции

страны, в том числе и в Парламентском совете, состоящем из представителей германских земель, призванных ее разработать. Дискуссии в Парламентском совете шли вокруг двух моделей социального государства. Буржуазные партии христианского толка окончательно оформившийся в партию в 1950 году Христианско-демократический союз ХСС и Христианско-социальный союз ХСС, основанный в 1945 году в Баварии в качестве региональной партии предлагали создание социального

капитализма. Социал-демократическая партия Германии СДПГ, восстановленная в 1946 году создание демократического социализма. Между ними было много общих точек соприкосновения. Формула социального государства и возникла как попытка совместить разноплановые интересы отдельных слоев общества в чрезвычайно сложной ситуации послевоенной разрухи.

На выборах 14 августа 1949 года немцы проголосовали за ХДСХСС, которые вместе с малыми буржуазными партиями получили большинство в рейхстаге. Они тем самым проголосовали и за создание социального рыночного хозяйства, социального государства Германии. Определив в качестве стратегического направления создание и поддержание рыночно конкурентных порядков, государство проводило политику деконцентрации производства, вводило контроль за деятельностью

монополий, за ценообразованием, всемерно поощряя создание новых, прежде всего средних и мелких фирм. С этой целью упрощались правовые формы их регистрации при получении статуса юридического лица, предоставлялись льготные кредиты. Проведение в жизнь политики социального рыночного хозяйства привело к бурному экономическому росту, получившему в западногерманской печати название экономического чуда. Оккупационный статут. В преддверии скорого принятия конституции возникла необходимость и в определении

новых принципов взаимоотношений между оккупационными властями и местными органами управления. Будущая конституция фактически снимала с повестки дня вопрос о заключении послевоенного мирного договора с Германией, способствовала правовому закреплению ее раскола на две части ФРГ и ГДР. В связи с этим в апреле 1949 года был принят так называемый Оккупационный статут, разработанный западногерманскими оккупационными властями.

Статут сохранял экономический и политический контроль США, Англии и Франции в Западной Германии, в частности, предоставив им право осуществлять надзор за соблюдением Основного закона ФРГ и конституций земель, отменять все местные законы, противоречащие им. 8 мая 1949 года Основной закон федеративной Республики Германии был принят Парламентским советом и утвержден военными губернаторами

США, Франции, Англии. Термины учредительное собрание и конституция были сняты из употребления по настоянию самих немцев как подразумевающие явный сепаратизм. Основной закон должен был обозначать временный характер установленных им конституционных порядков. Фактически после одобрения его всеми землями Западной Германии кроме Баварии, подтвердившей, однако, свою принадлежность к

ФРГ в конце мая 1949 года он вступил в действие в качестве постоянной Конституции ФРГ. Конституция 1949 года провозгласила ФРГ демократическим, правовым и социальным государством. Значительное место в ней отведено правам и свободам граждан свобода и неприкосновенность личности, равенство перед законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т. д

К основным принципам, на которых построена Конституция ФРГ, относятся федерализм и разделение властей, однако в ходе развития государства роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по отношению к землям. В Конституции был закреплен специальный механизм охрана Конституции, призванный гарантировать незыблемость ее основных положений.

Для этого была предусмотрена возможность лишения отдельных лиц конституционных прав, запрета политических партий в силу их антиконституционности, не допускался пересмотр основополагающих статей Конституции. Свой первый раздел Конституция посвящает правам человека, подчеркивая тем самым их приоритет перед всеми другими положениями. Этот раздел более чем другие несет на себе нагрузку отрицания порядков Третьего рейха, провозглашая ненарушимость человеческого достоинства, неприкосновенность и неотчуждаемость

прав человека ст. 1, среди которых право на жизнь и личную неприкосновенность, равенство всех перед законом. Здесь прямо звучит осуждение прошлого, когда физически уничтожались тысячи расовонеполноценных и нежизнеспособных немцев, проводилась принудительная стерилизация и пр. среди других прав свобода вероисповедания и совести ст. 4, свобода выражения мнений, собраний ст. 8, союзов и обществ, в том числе и для охраны и улучшения условий труда и экономических условий ст.

9, свобода передвижений ст. 11, выбора профессии ст. 12, тайна переписки ст. 10, неприкосновенность жилища ст. 13, основные права в сфере правосудия и т. д. в этом перечне особое место занимает право на петиции жалобы в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан

на процессы принятия политических и правовых решений. Перечень этих прав дополняется гарантиями, закрепленными в самой Конституции или в текущем законодательстве. Так, предоставление свободы совести сопровождается правом на отказ от военной службы против своей совести, в соответствии с которым в 1973 году был принят Закон о гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы.

Статья 5 Конституции о свободе мнений сопровождается положением о свободе информации, являющейся основой формирования общественного мнения, а также о запрещении цензуры. В соответствии с Законом 1975 года пункт с ст. 45 Основного закона был создан специальный Комитет по петициям, который может заслушивать подателей жалоб, запрашивать соответствующую информацию, имея доступ для этой цели во все учреждения и пр.

Защита социальных прав не получила в Основном законе значительного места, более полно она закреплена в конституциях отдельных земель, обогащена судебной практикой, в том числе и Федерального конституционного суда, и непосредственно действующими в ФРГ нормами международного права о правах человека. Социальные права закрепляются и самим фактом провозглашения

ФРГ социальным государством. В разделе II Основного закона ст. 20 дается общее определение государства ФРГ как государства демократического, социального и федеративного. Наряду с демократическими правами и свободами к основополагающим конституционным принципам Основной закон относит народный суверенитет и разделение властей, или осуществление власти народа через посредничество специальных органов законодательной, исполнительной власти и правосудия.

Разграничивая органы трех ветвей власти, Основной закон запрещает совмещение их функций, вмешательство в дела друг друга. Принцип невмешательства особенно строго проводится в отношении органов правосудия. Демократический характер государства ФРГ рассматривается Основным законом в единстве с его социальным и правовым содержанием. Социальное государство понимается при этом как государство, осуществляющее политику социальной справедливости,

ослабления социального неравенства, защищающее социально-экономические права граждан в том смысле, как они звучат во Всемирной декларации прав человека Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, и право на обеспечение по случаю безработицы, болезни, инвалидности и т. д.

Возможность осуществления этих прав обеспечивается ныне в ФРГ высоким уровнем экономического развития, позволяющим 50 бюджета страны тратить на стимулирование экономики и социальное обеспечение, повышение жизненного уровня своих граждан. В ФРГ существует в настоящее время самое развитое законодательство, регулирующее сферу трудовых отношений. Так, в связи с резким увеличением числа безработных в начале 50-х годов в соответствии с

Законом о стимулировании занятости 1958 года началась выплата пособий всем безработным, которая зависит от продолжительности периода занятости работника до увольнения, размера уплачиваемых страховых взносов по безработице, возраста и состава семьи безработного. Важным элементом реформы в социальной области стало введение тарифной автономии, при которой отношения между наемными работниками и предпринимателями регулируются соглашениями между отраслевыми и региональными

профсоюзами и союзами работодателей. Великим социально-политическим завоеванием в ФРГ считается пенсионная реформа 1957 года, устанавливающая динамическую систему пенсий. В Основном законе социальная и правовая характеристики государства ФРГ совмещены, основополагающий принцип правового государства провозглашен в статье 203 Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие законом и правом.

Федеральный характер государства традиционен для Германии. Эта форма организации государственного единства прошла здесь сложный путь от гегемонистского федерализма к нынешней модели кооперативной федерации. Субъекты германской федерации имеют свои конституцию и администрацию. К конституциям земель предъявляется лишь требование соответствия основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства.

В разделе VII Законодательство федерации выделяется также широкая сфера, регулируемая исключительно законами федерации внешние отношения, оборона, гражданство, таможенное и торговое право и пр. сфера конкурирующего законодательства гражданское и уголовное право, судоустройство и судопроизводство, право союзов и собраний и пр. сфера рамочного законодательства правовое положение лиц, состоящих на государственной службе, общие принципы в области высшего образования, охотничьего дела и пр. и сфера законодательных

полномочий земель. Сфера исключительного законодательства федерации при этом расширена за счет конкурирующего законодательства путем включения в нее системы мер и весов, выпуска бумажных денег, охраны промышленной собственности, авторского и патентного права и пр. Более того, при определении права на исключительное законодательство Основной закон требует соблюдения лишь одного условия необходимости в федеральном законодательстве,

которая определяется самой федерацией и никогда не оспаривается Федеральным конституционным судом. По иному, чем раньше, трактуется и конкурирующее законодательство. Федерации по Основному закону предоставляется право принять закон, даже если ранее был принят по этому же вопросу закон земельный. Здесь действует принцип федеральное право ломает право земель. Объективные процессы расширения полномочий центра в федеративном, демократическом государстве между

тем не могут быть беспредельными. Приоритет в сфере выполнения государственных задач, исполнительно-распорядительные полномочия принадлежат по Основному закону землям. Основополагающие принципы конституционного устройства ФРГ находят непосредственное выражение и в системе высших органов государственной власти бундестага, бундесрата, президента, правительства и органов правосудия.

Бундестаг высший орган законодательной власти, избираемый на 4 года всеобщим, прямым и тайным, голосованием, по смешанной избирательной системе. Существующий 5-ый избирательный барьер позволяет отсеять наиболее радикальные группировки как правого, так и левого толка. Кроме законодательных функций, бундестаг утверждает бюджет, формирует правительство и контролирует его деятельность. Но бундестаг связан правилом конструктивного вотума, когда отставка правительства

возможна только при утверждении ими нового канцлера. Бундесрат орган представительства интересов земель. В его состав входят лица, назначенные правительствами земель, и они связаны императивным мандатом. Бундесрат участвует в принятии бюджета. Его согласие требуется для принятия законов, изменяющих Конституцию, границы и территорию земель, структуру земельных органов и т. д.

Главой государства является федеральный президент, избираемый на 5 лет специальным органом федеральным собранием. Президент обладает ограниченными полномочиями представляет на утверждение главу правительства, увольняет и назначает федеральных судей и чиновников, представляет страну на международной арене. Реальное руководство исполнительной властью осуществляет федеральное правительство во главе с канцлером. Канцлер, как правило, является главой партии, победившей на выборах, утверждается бундестагом.

Он формирует кабинет, направляет внешнюю и внутреннюю политику государства, несет ответственность перед бундестагом. Исключительную роль в политической жизни страны играет Конституционный суд. Он осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, рассматривает споры о правах и обязанностях высших органов власти федерации, отдельных земель, выносит решение о запрете политических партий ввиду их антиконституционности.

Судьи Конституционного суда назначаются пожизненно, 50 их утверждается бундестагом, 50 - бундесратом. Судебная система. Судебная система ФРГ построена на принципе полисистемности и включает конституционные суды, суды общей юрисдикции, административные, финансовые, трудовые суды и суды по социальным вопросам. Конституционная юстиция ФРГ имеет два уровня Федеральный

Конституционный суд и конституционные суды земель. Согласно Конституции ФРГ каждая земля вправе создавать собственный конституционный суд. Земельный конституционный суд является абсолютно самостоятельным органом. Федеральный конституционный суд не возглавляет систему конституционных судов земель и не контролирует конституционное производство в землях. По вопросам, определенным законодательством, земельные конституционные

суды являются первой и последней инстанцией, главным образом в решении вопросов о соответствии земельного законодательства конституции земли и разрешении споров между органами власти земли. Земельные конституционные суды созданы во всех германских землях, за исключением земли Шлезвиг-Гольштейн. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные и гражданские дела за исключением тех, что отнесены законом к компетенции других судов. Система судов общей юрисдикции состоит из четырех

инстанций и включает участковые суды, суды земель, Верховные суды земель и Федеральную судебную палату как Верховный суд ФРГ. Низшей инстанцией являются участковые суды. Их компетенцией является рассмотрение гражданских дел с суммой иска, не превышающей 10 тысяч марок, а также споры, которые можно отнести к категории защиты прав потребителей.

К компетенции участковых судов относится рассмотрение практически всего круга споров, вытекающих из семейных правоотношений, за исключением дел об установлении отцовства. Компетенция участковых судов по уголовным делам ограничена рассмотрением дел, где наказание не превышает четырех лет лишения свободы, при этом дела, где наказание превышает двухлетний срок заключения, рассматриваются с участием судебных заседателей шеффенов. Основная масса дел рассматривается судьей единолично.

Следующую ступень составляют Земельные суды. Они рассматривают в качестве судов первой инстанции дела по гражданско-правовым спорам на сумму свыше 10 тысяч марок, дела об установлении отцовства, а также некоторые категории исков, предъявляемых к казне, судьям и государственным служащим в связи с превышением ими своих полномочий. Большинство дел разрешается коллегией из трех судей, лишь некоторые не представляющие большой сложности дела могут решаться судьей единолично.

В компетенцию земельных судов входит рассмотрение уголовных дел, где наказание превышает четыре года лишения свободы. Эти дела рассматриваются судебными коллегиями из двух-трех профессиональных судей и двух шеффенов. Кроме того, земельные суды выступают в качестве апелляционной инстанции на решения участковых судов по гражданским и уголовным делам. Третью ступень в системе судов общей юрисдикции представляют Высшие суды земель. Высшие суды земель не являются

Верховным судом определенной земли. Территория всех земель ФРГ делится на судебные округа, которые и возглавляют Высшие суды земель. В каждой земле может быть различное количество округов и соответственно Высших судов земли. Высший суд земли является апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам на решения и приговоры судов земель. Они также могут рассматривать жалобы в качестве кассационной инстанции

на решения и определения участковых судов, не подлежащие апелляции, а также приговоры, вынесенные судами шеффенов, но в случае, если кассационная жалоба приносится на нарушение законодательства земли, а не федерального законодательства. Кроме того, высшие суды земли могут рассматривать в качестве первой инстанции дела, подсудные нижестоящим судам, но признанные особо сложными или особо значимыми. Возглавляет систему судов общей юрисдикции Верховный федеральный суд.

С 1969 года Верховный федеральный суд не рассматривает дела в качестве суда первой инстанции. Его основная компетенция рассмотрение кассационных жалоб по уголовным и гражданским делам. Кроме того, возможен пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Административные суды рассматривают жалобы физических и юридических лиц на действия и акты органов государственного управления, а также споры между органами местного самоуправления, если данные вопросы

не относятся к компетенции других судов. Система административных судов включает три инстанции. Низшей ступенью являются Административные суды, которые рассматривают в качестве суда первой инстанции все споры, предполагающие административно-правовой порядок рассмотрения и не отнесенные к компетенции вышестоящих судов. Следующую ступень составляют Высшие административные суды земель. Они рассматривают жалобы на решения административных судов, а также разрешают некоторые категории дел

в качестве суда первой инстанции. Возглавляет систему административной юстиции Федеральный административный суд. В качестве суда первой инстанции Федеральный административный суд рассматривает судебно-правовые споры, а также жалобы на решения высших административных судов земель. Система судов по трудовым спорам включает три инстанции. Низшей из них являются Трудовые суды. Только они могут выступать в качестве суда первой инстанции.

К компетенции трудовых судов относится разрешение гражданско-правовых споров между работниками и работодателями, в том числе споров между сторонами коллективного договора, о разрешении или запрете забастовок и локаутов, о создании союзов и объединений и их праве на осуществление своей деятельности. Судебные споры рассматривает коллегия из трех судей председателя профессионального судьи и двух почетных судей, один из которых представляет работодателей, а другой наемных работников.

Второй инстанцией являются Земельные трудовые суды. Они рассматривают апелляционные жалобы на решения и судебные приказы трудовых судов. Возглавляет систему судов по трудовым спорам Федеральный трудовой суд, который рассматривает жалобы в порядке кассации на решения нижестоящих судов. В компетенцию социальных судов входят дела, связанные с вопросами социального страхования, в том числе по безработице, по болезни, пострадавших от несчастного

случая, оказания бесплатной или льготной медицинской помощи, пенсионного обеспечения и др. социальные суды имеют три инстанции. Низшей инстанцией являются Социальные суды, которые рассматривают дела по первой инстанции. Вторую ступень образуют Земельные социальные суды и являются апелляционной инстанцией. Возглавляет систему Федеральный социальный суд, рассматривающий кассационные жалобы на решения нижестоящих

судов некоторые категории дел в качестве суда первой инстанции. Финансовые суды рассматривают споры, связанные с уплатой налогов и таможенных сборов. Компетенция финансовых судов не распространяется на уголовное производство и производство о возмещении денежного ущерба. Установлена двухступенчатая система финансовых судов. В каждой из земель образованы судебные округа, где действуют

Финансовые суды в качестве судов первой инстанции. Возглавляет систему финансовых судов Федеральный финансовый суд, созданный в 1950 году вместо Имперского финансового суда, учрежденного в 1918 году и прекратившего существование после поражения Германии во Второй мировой войне. Федеральный финансовый суд рассматривает жалобы в кассационном порядке. В целях осуществления единства правосудия высшие суды

ФРГ образуют Объединенный сенат, созданный в 1968 году. Объединенный сенат принимает дело к производству, когда один из федеральных высших судов расходится в своем решении по вопросам права с другим высшим федеральным судом или Объединенным сенатом. Заключение Сената по делу является обязательным. С образованием Европейского союза и Совета Европы в дополнение к национальной возникает европейская

или международная юрисдикция. Были созданы судебные органы, имеющие наднациональный характер, куда могут обращаться граждане ФРГ. Среди них следует выделить прежде всего Суд европейских сообществ и Европейский суд по правам человека. Решения Суда европейских сообществ и Европейского суда по правам человека обязательны для органов власти ФРГ. В соответствии с требованиями правового государства

Конституция 1949 года отличается жестким и обширным перечнем гарантий основ демократического порядка. Так, на основании статьи 18 Основного закона каждый, кто использует свободу выражения мнений, печати, собраний, образования союзов и обществ и пр. для борьбы против основ свободного демократического порядка, лишается этих основных прав. Решение вопроса, использовались ли те или иные права с целью борьбы против демократического порядка принадлежит только Федеральному конституционному суду, который не может исключить,

как показала практика, политических пристрастий своих членов. Список литературы. 1. Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран. М. Высш. шк 2005. с. 528-533 2. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Ч 2 Под общ. ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. М. Норма, 2004. с. 340-353



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.