Реферат по предмету "Мировая экономика"


Теневая экономика в России 3

--PAGE_BREAK--Второй факторлишь частично поддается регулированию со стороны государства, поскольку трудности измерения зависят не только от уровня pазвития методов измерения и качества работы системы мониторинга, но и от свойств и особенностей деятельности различных экономических агентов. Издержки измерения, зависящие как от первой (управляемой), так и от второй (неуправляемой) группы причин, объективно направляют интерес контролирующих государственных служб в те секторы экономики, где деятельность экономических агентов и ее результаты могут быть оценены и измерены с наименьшими для государства затратами.
Иными словами, чем легче в каком-то секторе экономики осуществлять измерения и контроль, тем с большей вероятностью именно на нем будет сконцентрировано внимание контрольных служб государств. Важно подчеркнуть, что эта степень концентрации контроля будет мало связана с величиной ожидаемых доходов для государства, которые оно сможет получить за счет улучшения собираемости налогов.
Причиной такого положения дел выступает разделение функций внутри аппарата государства: деятельность контрольных служб финансируется из общего бюджета государства, на нее выделяются ограниченные средства, не находящиеся в прямой зависимости от вклада этих служб в общий доход бюджета.
Следовательно, ведя себя экономически рационально, как сама контрольная служба в целом, так и каждый ее отдельный работник будут демонстрировать оппортунистическое поведение, выражающееся в минимизации усилий на выполнение поставленных перед службой и ее работниками задач. В результате этого будет концентрироваться внимание на тех секторах экономики и тех экономических агентах, контроль за деятельностью которых (включая измерение ее параметров и результатов работы) требует наименьших ycилий.
Подобная концентрация внимания на определенных секторах в условиях ограниченности возможностей контрольных служб приводит квозникновению конкурентных преимуществ у тех экономических агентов, которые менее«удобны» для государственного контроля; стимулов у объектов усиленного контроля кизменению параметров своих активов (имущества) с целью сделать их менее доступными для контроля; стимулов котносительному снижению объемов «удобных» для контроля секторов экономики.
Другими словами, избирательность в деятельности государственных служб, контролирующих исполнение экономическими агентами условий контрактов, заключенных с государством, обусловленная дифференциацией в издержках измерения выполнения этих контрактов, определяет различия в вероятности выявления нарушений условий для секторов экономики и как следствие различия в стимулах для осуществления этих нарушений.
При этом логика подобных различий такова, что упомянутая избирательность порождает ухудшающий отбор экономических агентов: большее распространение в экономике приобретают те из них, которые имеют более сильные стимулы к уклонению от исполнения обязательств перед государством.
Третий фактор— наличие социальных ограничений на применение наказания квыявленным нарушителям — вносит вклад в ухудшающий отбор другого типа. Речь идет о таких явлениях, как социальная неприемлемость закрытия крупных градообразующих предприятий, одновременное привлечение к уголовной ответственности сотен тысяч незарегистрированных торговцев и т.п. В первом случае у нарушителя возникает чувство безнаказанности, способствующее продолжению оппортунистического поведения, во втором случае у отдельных зафиксированных нарушителей формируется ощущение несправедливости, ибо другие схожие нарушения не фиксируются.
В результате законодательная норма начинает действовать избирательно, часто исходя из неформальных взаимодействий выявленного правонарушителя с контрольной службой или ее работниками. Тем самым формируется объективная база для коррупции, и те экономические агенты, которые в ней участвуют, приобретают преимущества в конкурентной борьбе. Для них вероят-ность подвергнуться санкциям снижается, а следовательно, возрастает вероятность оппортунистических нарушений контракта с государством.

2. ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. В советское время теневая экономика охватывала такие виды хозяйственной деятельности, которые осуществлялись вне прямого контроля и санкций со стороны партийно-хозяйственных органов управления. К числу распространенных теневых видов деятельности относились бартер, несанкционированное совместительство, неплановое строительство, выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий, запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов, оказание за плату или «по блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно, взятки при поступлении в вуз и за принятие любых других решений, валютные операции и т.п.
В советской научной литературе первые публикации о теневой экономике появились только в конце 1980-х — начале 1990-х п. Эти исследования позволяют сделать вывод, что практически все директора предприятий и большая часть руководителей среднего звена регулярно осуществляли деятельность в рамках теневой экономики. Прежде всего это относилось к таким отраслям как агропромышленный комплекс, строительство, нефтехимия, торговля, легкая и пищевая промышленность, ЖКХ. [Приложение 1]
В 1970-х — начале 1980-х гг. теневая деятельность в СССР стала элементом социально-экономической системы, превратилась в экономический институт советского общества. В этом качестве она обладала относительно стабильной социальной структурой, в ее рамках люди имели определенный статус и играли конкретные социальные роли («толкачей», рыночных торговцев, квартирных маклеров и др.). В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 1970-1980-е гг. уже не могла нормально работать. Иными словами, в советской хозяйственной системе теневая экономика выполняла важные функции. Главными, по мнению Л. Косалса из них были две.
Первая функция — экономическая, состоявшая в компенсации недостатков работ официальной советской экономики. Очевидно, что спланировать сверху всю экономическую деятельность нельзя. И чем более сложной и развитой становилась хозяйственная деятельность, чем сильнее была потребность в технологическом обновлении, тем сложнее было осуществлять директивное управление сверху. Поэтому в централизованном плановом хозяйстве постоянно возникали «диспропорции»: на одном предприятии не хватало определенных -ресурсов, другое имело ненапряженный производственный план и избыток соответствующих ресурсов. Предприятия устанавливали не контролируемые  «сверху» горизонтальные связи, с помощью которых подобные диспропорции преодолевались. Такая система стихийных обменов и составляла основу теневой экономики в плановом хозяйстве. В ее рамках осуществлялись неформальные взаимодействия между руководителями и работниками различных рангов, обеспечивавшие функционирование этой системы.
Вторая функция — социальная. Она заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах, не создавших в рамках общественной собственности ни мотивации, ни условий для работы. Эти люди стремились самореализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение за труд. Теневая же экономика предоставляла определенную отдушину для самой предприимчивой части советского общества и пусть в уродливой форме выполняла функцию обеспечения ее самореализации. Большая часть теневых операций осуществлялась для решения критических проблем предприятия, предотвращения остановок производств, удержания людей на том или ином участке, внедрения нововведений, которые не были санкционированы «сверху». И естественно, теневые операции проводились для того, чтобы получить такие доходы, которые не могла предоставить официальная экономика.
В эпоху перестройки общепринятым было мнение, что теневая экономика — это порождение присущих советской системе особенностей, дефектов, которые можно устранить либерализацией и введением частной собственности в рамках «перехода к рынку». Поэтому считалось, что по мере продвижения страны к капитализму масштабы теневой экономики будут сокращаться, а легальной — возрастать.
Произошло же все наоборот. По данным МВД России, в 1990-1991 гг. в те-невой экономике производилось 10-11% ВВП. В 1993 г. эта доля составила 27%, в 1994г. — 39, в 1995г. — 45, в 1996 г. — 46%. [3] По тем же данным, с теневой- экономикой так или иначе связаны примерно 58-60 млн. чел.
Заметно меньшие и, возможно, более реалистичные цифры дает Госкомстат России. За первые годы реформ (1992 — 1994 гг.) доля теневой экономики в ВВП составляла примерно 9 — 10%, в 1995 г. 20, в 1996 г. — 23%. [2]
К 2002 г. доля теневой экономики составила уже 26,9% ВВП. При этом, по оценкам МВД России, 41 тыс. предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий могут иметь связи с организованными преступными сообществами. Более того, теневой и легальный виды деятельности сейчас настолько переплелись, что нередко их почти невозможно отличить друг от друга.
Так как теневая экономика была сформировавшимся экономическим институтом советского общества, она не могла в одночасье исчезнуть даже при самых благоприятных условиях.

2.1 РАЗВИТИЕ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 2.2.1 Общий взгляд на теневой сектор в экономике.
Криминализация экономики носит устойчивый характер и может характеризоваться как саморазвивающийся социальных процесс, устанавливающий криминальные правила ведения бизнеса и вовлекающий все большее число законопослушных граждан. Об этом, в том числе свидетельствует общая динамика числа выявленных всеми правоохранительными органами преступлений экономической направленности. Так, только за период с 1998 по 2003 общее число выявленных преступлений данной категории возросло в l,7 раза и стабилизировалось на уровне около 380 тыс. [Приложение 1]
Наиболее ярко криминальную ситуацию в сфере экономики характеризует статистика преступлений, выявленных правоохранительными органами в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ). Число преступлений данной категории за 1998 — 2003 гг. выросло почти в 2,5 раза и составило около 47 тыс.
Некоторое уменьшение статистических показателей в 2003 г. обусловлено переносом акцента в деятельности правоохранительных органов на выявление более сложных и тщательно подготовленных экономических преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах. [Приложение 2]
Число наиболее опасных преступлений данной категории, а именно совершенных в крупных и особо крупных размерах и обязательных к расследованию, увеличилось за этот же период уже в 2,4 раза, или с 7,2 до 17,6 тыс. При этом среди выявленных всеми правоохранительными органами в сфере экономики наиболее опасных преступлений, совершенных в крупных размерах и обязательных к расследованию, основную часть (от 45 до 75 % в 1999-2003 гг.) составляют преступления, связанные с незаконным предпринимательством, уклонением от уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 198 и ст. 199 УК РФ). Число таких преступлений возросло с 1997 г. с 5,5 тыс. до 12,7 тыс., или в 2,4 раза %. [1]
Особую озабоченность вызывает высокий уровень криминализованности отраслей, являющихся ключевыми для отечественной экономики и формирования доходной части государственного бюджета. Так, наибольшая доля предприятий с выявленными нарушениями налогового законодательства в крупном и особо крупном размерах от общего числа предприятий (далее — уровень криминализации) в 1999 — 2003 гг. наблюдалась в таких отраслях, как ТЭК  (в 1999 г. — 20,8% общего числа предприятий, в 2001 г. — 24,8%), лесопромышленный комплекс (8,6 и 16,1%), черная и цветная металлургия (2,6 и 4,8%), пищевая промышленность (3,1 и 4,2%). [3]
Темпы роста криминализации отношений в налоговой сфере могут характеризовать следующие цифры. В период с 1999 по 2003 г. в промышленности уровень криминализации  увеличился в 1,4 раза, в том числе в ТЭКе – в 1,2 раза, в черной и цветной металлургии — в 1,9 раза. [4]
Преступность в сфере экономической деятельности тесно связана с так называемой теневой экономикой, которая представляет собой прежде всего совокупность скрываемых от органов государственного управления и контроля экономических отношений между хозяйствующими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ и предпринимательских способностей.
  2.1.2 Влияние особенностей реформирования экономики на развитие теневого бизнеса. На основе исследований следует выделить некоторые особенности проведения рыночных реформ, ставшие факторами мас-штабного распространения теневой деятельности в российской экономике.
Перваяособенность — резкое снижение уровня и действенности защиты государства легальных правомочий собственности и контрактов, связанное с разрушением партийно-государственных структур СССР. Речь идет как о возникновении и весьма медленном заполнении пробелов в законодательстве, так и о неисполнении имеющихся законов, указов, распоряжений. Низкую эффективность демонстрировала с началом реформ (и продолжает демонстрировать сегодня) судебная система разрешения конфликтов, особенно в части исполнения принятых судебных решений.
Следствием традиционной для России незащищенности правомочий (мелкой и средней) частной собственности от их размывания со стороны государства можно считать традиции противостояния граждан государству. В рамках этих традиций противоправное по отношению кгосударству поведение граждан, т.е. обман ими государства в той или иной форме, не является предметом морального осуждения со стороны общества.
Вторая особенность — фактическая приватизация функции государства отдельными группами чиновников, которые стали выполнять должностные обязанности (или не выполнять их), насколько это отвечало их частным коммерческим интересам. В результате предприниматель не обращается за защитой своих интересов к государству, а нанимает в частном порядке сотрудников какой-нибудь государственной спецслужбы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, как другим работникам своей фирмы.
Третья особенность — чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора, которому требуются прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор теневой экономики, когда высокопоставленныечиновники через систему «дружественных» им фирм разворовывают или «прокручивают» государственные деньги. Далее эти деньги «отмываются», вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д. Во-вторых, вчрезмерном и практически бесконтрольном вмешательство государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных «уполномоченных» компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции, например создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др. Функционирование компаний подобного типа — источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без «уполномоченных», вынуждены им платить.
Другой источник теневых отношений — лицензирование разных видов, хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость органоввласти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов,
Наконец, упомянем и прямое силовое подавление конкуренции органамивласти в пользу «дружественных» им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью контролирующих и правоохранительных органов.
Четвертая особенность — сохранение характерных для советской системы форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль над работойсекторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Например, сохранение государственного контроля над золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, сотни килограммов в год.
Еще один источник монополизма — деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и им подобные — негосударственные структуры, они сохранили прежниесвязи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств. Это фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и государственных ведомств. Такие компании регулируют целые секторы современной экономики России. Они почти автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовать все функции, которые традиционно выполняют государство и общество, — от газет и телекомпаний до частях армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты от общест-венного и государственного контроля, что дает широкие возможности для развития теневой деятельности. К числу самых распространенных еевидов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валют-ной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими компаниями.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Пятая особенность — чрезвычайно высокий уровень налоговых изьятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-80% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией, — одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либера-лизации государство стремятся сохранить «командные высоты» в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка куклонению от уплаты налогов ипереводу значительной доли деловой активности в «тень».
Шестая особенность — асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, сбережений, понизили уровень жизни. Хотя цены были «отпущены», введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики, механизмы экономического отсбора не были созданы. В промышленности, сельском хозяйстве и других секторах многие годы действуют неэффективные предприятия с сотнями тысяч рабочих мест и заработной платой на уровне и ниже прожиточного минимума. В то же время никаких формальных и легальных альтернативных вариантов экономической активности для работников, занятых на таких рабочих местах, нет. Людям приходится искать средства к существованию и новые виды занятий вне сложившихся формальных экономических институтов: найма и увольнения, оплаты труда, материального и морального поощрения, продвижения по службе и др. Они вынуждены зарабатывать теневой деятельностью. Государственные и приватизированные предприятия «обросли» множеством так называемых коммерческих структур, возникло огромное число независимых фирм, через которые люди пытаются заработать на свободном рынке без формальных ограничений. Кроме того, значительная часть трудовой деятельности осуществляется без какой-либо официальной регистрации.
Седьмая особенность — неправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы прежде всего правящие группировки. Нормальная работа суда, прокуратуры и других правоохранительных органов связывала бы руки представителям высокостатусных групп в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собстственности. Кроме того, сами правоохранительные органы вовлечены в хозяйственную деятельность и являются важнейшими ее субъектами в нынешней России. Иначе говоря, они, во-первых, заняты не свойственной им деятельностью (милиционеры в форме работают охранниками в частных фирмах, торгуют в «свободное» от службы время и т.п.), во-вторых, коррумпированы. Естественно, при этом они не могут эффективно поддерживать правопорядок в сфере экономики и выступать арбитрами при разрешении возникающих конфликтов. Тогда последние улаживаются неформальными структурами.
Другое проявление неправового характера преобразований — принятие законодательных актов без учета интересов и запросов населения. Законодательные органы в большинстве случаев принимают не законы, обобщающие опыт реальной жизни, потребности общества, а административные распряжения, отражающие интересы тех или иных влиятельных групп, имеющих возможности лоббирования и «продавливания» нужных им решений, применяя иногда и прямой подкуп законодателей.
2.3 Динамика экономической преступности.
  Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 (далее — Концепция национальной безопасности), определено, что угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту и угрожает национальным интересам страны и ее безопасности. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества — основные факторы, способствующие росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
Несмотря на наличие в экономике страны и деятельности правоохранительных органов обстановка в экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной и характеризуется ростом налоговой и экономической преступности во всех базовых отраслях отечественной экономики, ее массовостью и высокой степенью латентности, постоянным усложнением применяемых схем и способов уклонения от налогообложения, в том числе основанных на несовершенстве действующего законодательства.
В Стратегии экономической безопасности криминализация названа в числе основных угроз экономической безопасности.
2.4 СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4.1 Налоговая и бюджетная сферы.
 
Сокрытие экономической деятельности от государственного контроля и уклонение от уплаты налогов приводят к значительному сокращению доходной части бюджета, что является причиной недо-финансирования социальных программ и государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов). В развивающихся странах и странах с переходной экономкой сокращение средств, предназначенных для осуществления социальных программ и инвестиций в целях развития, ставит под угрозу социальную стабильность и прогресс.
В России резкое сокращение государственных расходов обострило структурный кризис, поставив в тяжелое экономическое положение предприятия военно-промышленного комплекса, отраслей обрабатывающей промышленности, где сосредоточены высокие технологии и наиболее квалифицированный трудовой потенциал.
Недофинансирование государственных расходов — одна из важнейших причин -кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику. Невыполнение бюджетом обязательств — одна из причин обострения проблемы неплатежей. Оно ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания. Кроме того, уклонение от уплаты налогов- одних налогоплательщиков приводит к возрастанию налогообложения доходов других, законопослушных, налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.
Значительные масштабы имеют неэффективное распределение бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской деятельности, перераспределение экономических возможностей из-за незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий.
2.4.2 Эффективность макроэкономической политики.
Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется прежде всего в возрастании цены ошибок макроэкономического регулирования.Они связаны, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторах. Можно выделить следующие типичные ситуации.
Если нелегальная экономика растет более быстрыми темпами, чем легальная, и этот факт не отражается в статистике, то правительство может продолжать политику стимулирования экономического роста посредством расширения денежной массы и воздействия на спрос (рост государственных расходов, смягчение кредитно-финансовой политики), в то время как в этом нет -необходимости. Результатом подобной политики может стать «перегрев» экономики, сопровождающийся повышением темпов инфляции. Если при более динамичном развитии нелегальной экономики товары и услуг, прелагаемые в ней, оказываются дешевле, возникает риск завышенной оценки темпов инфляции.
Возможен также вариант, когда темпы инфляции занижаются, так в расчет не берутся цены нелегального рынка, масштабы которого могут увеличиватъся при дефиците товаров на официальном рынке.
Отсутствие адекватного учета масштабов нелегальной экономики может негативно отразиться на политике занятости. Если занятые в нелегальной экономике учитываются как безработные, то оценка уровня безработицы окажется выше реальной. Это может подтолкнуть правительство проводить экспансионистскую политику в условиях, когда в этом нет необходимости. Иными словами, политика будет направлена на повышение совокупного спроса, подъем уровня производства и занятости путем смягчения денежноно-кредитной политики, а также увеличения государственных расходов. Результат же нехватка рабочей силы и рост инфляции.
Ошибки при разработке экономического курса могут возникать и по другим причинам, связанным с недооценкой последствий нелегальной экономики:  
●искажение реального состояния платежного баланса, вызываемое неконтролируемым движением через границу товаров и капиталов;
●завышение удельных показателей налогового давления и государственных расходов в силу того, что они определяются по отношению к заниженному ВВП, без учета товаров и услуг в нелегальном секторе;
●погрешности в оценке распределения доходов.
Сопоставление размеров денежной массы с заниженным официальным -ВВП может внести искажение в денежную политику государства. Если доходы, получаемые от нелегальной экономической деятельности, растут быстрее, чем ВВП, темпы роста денежной массы, рассчитываемые на основе официальных экономических показателей, окажутся меньше тех, которые определяются реальными потребностями экономики.
Эффективность макроэкономической политики снижается также вследствие коррупции, незаконных форм лоббистской деятельности, влияющие на формирование и распределение бюджетных ресурсов.
2.4.3 Денежно-кредитная сфера.
Влияние на денежно-кредитную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.
Манипуляции с валютой, которые осуществляют организованные преступные группировки для отмывания денег или получения незаконных доходов, могут оказывать пагубное влияние на обменные курсы и банковские системы во многих странах. Кроме того, наличие крупных полученных незаконным путем средств в отдельной стране создает зависимость, которую преступные элементы охотно готовы использовать. Часто результатом описанного выше положения может стать инфляция. Неожиданный перевод средств может нарушить деятельность национальных финансовых институтов.
Криминальная экономическая деятельность оказала негативное воздействие и на валютный рынок из-за массовой конвертации преступных доходов в иностранную валюту и вывоза ее за рубеж. Криминальные структуры при посредничестве некоторых коммерческих банков скупали валюту по самому высокому курсу на похищенные деньги.
Преступные организации также представляют собой серьезную угрозу существованию финансовых и коммерческих учреждений как на национальном, так и на международном уровне. Внедрение в учреждения, занимающиеся законной деятельностью, запугивание их владельцев, извращение целей их функционирования до такой степени, что они уже не могут служить ни интересам обществ, ни интересам акционеров, и ослабление управления такими учреждениями могут привести к злоупотреблению общественными средствами.
Одна из наиболее драматических страниц криминального использования финансовых учреждений — деятельность финансовых пирамид в России в 1993-1995 гг., когда в результате финансовых преступлений частным инвесторам был нанесен ущерб, размер которого оценивается в 20 трлн неденомини-рованных рублей. Один из результатов этих злоупотреблений — резкое падение доверия к кредитным учреждениям.
2.4.4 Экономический рост и инвестиционный процесс.
В целом сокрытие экономической деятельности негативно отражается на экономическом развитии, снижая налоговые поступления и вызывая цепь описанных выше последствий. Однако в условиях необоснованной жесткости государственного регулирования, консервативности и неэффективности официальных институтов сокрытие разрешенной законом хозяйственной деятельности от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное воздействие на экономический рост. Поскольку любая подпольная работа порождает легальную экономическую деятельность (путем использования доходов от нелегальной экономической деятельности на приобретение товаров и услуг, созданных легально), ВВП увеличивается.
Однако сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных. Возможна и противоположная ситуация. Так, спад в 1996-1997 г. в легальном секторе российской экономики, по мнению некоторых экономистов, перекрыт подъемом в секторе теневой деятельности. Причем обеспечивался он путем сокрытия источника происхождения инвестиций. Сокрытие истинных инвесторов — метод страхования инвестиционных рисков.
Инвестиционный климат в значительной степени ухудшает незаконный вывоз капитала. Являясь следствием высокой криминальной активности, несовершенной экономической политики, недоверия населения и бизнеса кфинансовым институтам, а также общей нестабильности, нелегальный вывоз капиталов оказывает обратное негативное воздействие на экономику, лишая ее и без того дефицитных инвестиционных ресурсов и ограничивая возможности выбора государством оптимального экономического курса. Ежегодная утечка части ВНП за рубеж негативно сказывается на экономическом развитии страны, поскольку является прямым вычетом из ресурсной базы внутренних инвестиций.
Отток капиталов ограничивает свободу действий правительства в проведении оптимального хозяйственного курса, дестабилизируя систему макроэкономического регулирования и подрывая фискальную дисциплину, поскольку вывоз активов неизбежно порождает уклонения от налогов, взимаемых с дохода на эти активы. Сокрытые денежные средства, как правило, идут на потребление либо вывозятся за рубеж, где тоже в основном идут на потребление.
В целом негативное воздействие на инвестиционный процесс оказывает организованная преступность, которая стремится кполучению прибыли в максимально короткие сроки, а не кее стабильному росту. При этом большая часть прибыли вывозится, лишая страну инвестиционных ресурсов.
Организованная криминальная деятельность в России подрывает такжеиностранные инвестиции и торговлю вследствие увеличения риска капиталовложений. Высокий уровень риска в России способствует специфическому естественному отбору инвесторов, способных противостоять враждебной среде. В качестве таких инвесторов все чаще выступает иностранная организованная преступность, которая обладает механизмами защиты капиталовложений и готова подвергаться риску во враждебной среде. В то же время легальные за-падные предприятия не приходят на рынок из-за угрозы вымогательства, а также невозможности получать прибыль легальными способами.
2.4..5 Конкуренция и эффективность рыночного механизиа.
Влияние теневой экономики на рыночные механизмы неоднозначно. С одной стороны, некрими-нальная часть теневого сектора имеет рыночный и конкурентной характер: мелкие производители, скрывающиеся от надзора контролирующих органи-заций, могут ориентироваться только на платежеспособный спрос таких же обособленных друг от друга покупателей. Неформальное производство ис-пользует в основном не капитальные, а трудовые ресурсы. Производимая те-невиками продукция имеет примерно тот же (или несколько более низкий) уровень качества, что и продукция легальных предпринимателей, но произво-дится с более низкими издержками (неформальные бизнесмены не платят на-логов и социальных платежей, могут давать заработную плату ниже законода-тельно установленного минимума и т. д.). С другой стороны, предприятия те-невого сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из-за своей относительной не-эффективности общее производство и потребление в стране.
В результате нарушения правил конкуренции некоторые легальные пред-приятия теряют рынки сбыта, несут убытки и разоряются. Это побуждает их владельцев снимать цены. В результате вначале происходит общее снижение цен, что благоприятно для потребителей. Однако в дальнейшем легальные предприятия не получают достаточных прибылей и разоряются. Остаются те, кому удалось выжить не благодаря рационализации работы, а вследствие нелегального приобретения сырья, уклонения от уплаты налогов и социальных платежей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.