Реферат по предмету "Мировая экономика"


Теория потребительского поведения 2

--PAGE_BREAK--Ранжирование товарных наборов (продукты и одежда)
                                                                                                                                   Таблица 4.
Варианты, шт.
Продукты, шт.
Одежда, шт.
А
В
С
Д
7
6
5
4
3
4
5
7
Предпочтения субъективны и некоторые неравенства в одних вариантах для кого-либо из покупателей окажутся удовлетворительны, так как они уравновешены иным количе­ственным набором в других вариантах. Меньшее количество одного продукта вполне компенсируется большим количеством другого, в результате потребительский эффект каждого вари­анта практически одинаков. Следовательно, все четыре вари­анта — это «наборы безразличия», приносящие покупателю оди­наковый уровень удовлетворения. Все варианты (А, В, С, Д) могут быть изображены на графике, формируя соответствую­щую «кривую безразличия».
Вид кривой с «набором безразличия» напоминает хорошо известную нам кривую спроса. Это не случайно: из индивидуальных «кривых безразличия» формируется общая кривая спроса покупателей на товары. Свойства «кривых безразличия» по существу и выявляют важнейшие тенденции рыночного спроса. К числу таких свойств и особенностей «кривых безраз­личия» относятся следующие.
Во-первых, «кривые безразличия» покупателей имеют от­рицательный наклон, поскольку характеризуют соотношение равноценных и взаимно замещаемых товаров. Различные точ­ки на одной и той же «кривой безразличия» — это товарные наборы одинаковой полезности и потребительских эффектов, которые могут быть ранжированы лишь по предпочтениям.
Во-вторых, наклон «кривой безразличия» достаточно оп­ределенно показывает соотношение предельной полезности «ассортимента» набора, из которого одни товары отмечены на горизонтальной, а другие — на вертикальной оси. Напри­мер, на нашем графике между точками С и Д) наклон кривой равен примерно 2. (Знак «минус» здесь существенного зна­чения не имеет, сравниваем лишь абсолютные величины.) Это означает, что предельная полезность товара на горизонталь­ной оси примерно в 2 раза выше товара, отмеченного на вер­тикальной оси. Но суммарный объем полезности не выходит за пределы сопоставимых вариантов С и Д), следовательно, потребитель ничего не теряет и не выигрывает. Меньшее количество одного товара компенсируется большим количе­ством другого товара, уравновешивая общую полезность и потребительский эффект. Другими словами, отказ от 2 ед. од­ного товара ради 1 ед. другого товара — это уже известная нам предельная норма замещения, но здесь она выражена кате­гориями безразличия.
В-третьих, наклон «кривой безразличия» в различных точ­ках неодинаков. Каждая точка на кривой — это соотношение предельной полезности товаров в каждом варианте потребитель­ских предпочтений. Соответственно предельная норма замеще­ния одного товара другим определяет крутизну «кривой безраз­личия» на различных ее участках. Процесс замещения одного товара другим идет по убывающей.
В-четвертых, каждая «кривая безразличия» соответствует только одному уровню потребления, ранжированного в различ­ных вариантах товарных наборов. Любая другая «кривая безразличия» может быть построена только в соответствии с ка­ким-то другим уровнем потребления, хотя его можно ранжи­ровать в сколько угодно многочисленных вариантах товарных наборов. Каждый вариант может представлять различную комбинацию товаров в наборе, но все они принадлежат одной «кривой безразличия». Так что потребители, переместившись на иной уровень потребления, будут находиться на новой «кри­вой безразличия», ранжируя различные варианты. Например, возросшему уровню потребления будет соответствовать новая «кривая безразличия — 2», сместившаяся вправо и вверх. Эта кривая представляет варианты наборов с большим количеством всех включенных в них товаров, что, с точки зрения предель­ной полезности и потребительского эффекта, возможно лишь при более высоком доходе и бюджете. Если уровень потребле­ния еще возрастет, то его можно показать лишь с помощью еще более сместившейся вправо и вверх «кривой безразличия — 3». Это вариант с еще большим количеством товаров, сочетающих­ся так, чтобы иметь суммарную полезность и потребительский эффект, отвечающий возросшему покупательскому уровню дохода и бюджетных возможностей. Следовательно, «кривые безразличия — 1, 2, 3», отражающие возрастающий уровень потребления, представляют собой карту безразличия.
При снижающемся уровне потребления каждая кривая будет смещаться влево вниз, «представляя» принадлежащие ей точки с вариантами наборов одинаковых предельных полезностей более низкого уровня потребления.
В-пятых, тот факт, что с помощью карты безразличия мож­но представить изменяющиеся уровни потребления, означает также, что «кривые безразличия» не пересекаются. Каждая «кривая безразличия» «описывает» какой-либо один уровень по­требления. Изменение его, например, из-за роста или снижения доходов может быть изображено новыми, соответственно смещающимися (но не пересекающимися) «кривыми безразличия». (1)
Равновесие потребителя нарушается, если изменяются на товары и услуги или меняется величина его дохода. Очевидно, при падении цен на товары при неизменной величине дохода потребителя он будет покупать больше этих товаров. И не только согласно его индивидуальным оценкам полезности товаров, на которые цены были снижены, равны, ему нет необходимости увеличивать их потребление, он может увеличить потребление других товаров, цены на которые остались прежними. За счет высвобождены части его доходов от снижения цен. Ведь данное снижение цен озна­чает то же, что и увеличение его доходов, хотя доходы номинально и не выросли. Однако увеличение доходов столь же реально, как и в случае повышения заработной платы, например.   Способность потре­бителя покупать больше товаров и услуг за счет снижения цен на них называется эффектом дохода.
С другой стороны, потребитель, если не хочет увеличения по­требления подешевевших товаров, может перейти на потребление аналогичных, но более качественных и дорогих товаров. Эффект дохода вызывает в этом случае эффект замещения (субституции). Эффект за­мещения будет иметь место и тогда, когда потребитель начнет покупать больше товаров, на которые снизились цены, и заменять ими товар, на который цены постоян­ны или даже выросли. Особенно в последнем случае, когда качество потребления снижается, но бюджетные ограничения застав­ляют потребителя идти на это. Так, например, хотя за годы реформы цены на хлеб выросли многократно — почти в 8 тыс. раз,— потребление его растет постоянно, но в то же время значительно снизилось потребление хлебобулочных и кондитерских изделий, на которые цены выросли еще больше. Здесь работает эффект замещения.
Этот эффект впервые описал английский экономист Гиффен обратил внимание на странное, с точки зрения теории рынка, падение кривой спроса на хлеб. Чем больше росла цена на хлеб, больше его покупали английские бедняки. Парадокс! Но все объясняется просто. Поскольку бюджет английских бедняков был  скуден, как и у большинства населения в современной реформируемой России, они вынуждены были покупать хлеб в больших количествах, чтобы выжить. Естественно, при этом сокращалось потребление других товаров. Указанное явление получило название «эффекта Гиффена», который весьма характерен для бедных стран. А товары, для которых данный эффект работает, называются «гиффеновскими» товарами (хлеб, лекарства и т.д.).
Как было сказано выше, при максимизации общей полезности от потребления предельная полезность на один рубль продукции оди­накова для всех продуктов. В этом случае цена продукции отражает её предельную полезность, и, стало быть, наступает равновесие потре­бителя при неизменной покупательной способности денег. Именно при этих условиях возникает понятие излишка потребителя. (3)
Излишек потребителя представляет собой разницу в денежном вы­ражении между максимальной ценой, которую потребитель заплатил бы за необходимый ему товар, и ценой, которую он действительно платит за него. Рассмотрим это явление подробнее.
Напри­мер, Евгений очень любит бананы. На оси ординат расположим цену на 1 банан, а на оси абсцисс — потребление бананов Евгением.
Проведем через точки а, b, с, и линию, характеризующую спрос Евгения на бананы. Точка Р1 — максимальная цена, которую он мо­жет и готов заплатить за первый банан. Это предельная цена ба­нана. Окажись она выше Р1, Ев­гений вообще не стал бы поку­пать банан. Но на уровне Р1 он готов платить. За второй банан Евгений готов заплатить Р2 (за­кон убывающей полезности) и т.д. Реальная же цена бананов на рынке равна Рп. Следовательно, покупая первый банан Евгений получает потребители излишек в размере Р1— Рп, покупая второй,— в размере Р2~~ Рп и т. д. В целом, при потреблении бананов, Евгений имеет излишек, соответствующий всей заштрихованной части графика. Этот излишек Евгений готов израсходовать на что угодно, даже на то, чтобы цена на бананы вообще не поднималась. В таком случае, даже с меньшими доходами, Евгений может не уменьшать своего потребления. (3)
Распределение потребителем своего бюджета можно исследовать не только исходя из теоретических предпосылок (как мы это делали раньше), но и эмпирически - проследить, какие решения принимают в тех или иных случаях реальные потребители.
Как это сделать?
В принципе можно просто попросить их мысленно оценить свой выбор в тех или иных условиях (при меняющихся доходе или ценах) и на основе их ответов построить кривые типа «если-то», характеризующие предпочтения конкретных потребителей. Но здесь есть серьезное препятствие. Совпадет ли мысленная оценка с выбором в реальных условиях? Попробуйте ответить на вопрос: как бы вы распределили свой доход, если бы он вырос в два, пять, десять раз?
Для получения правильных данных и построения кривых Энгеля или кривых спроса нужно провести эксперимент. Однако искусственные эксперименты такого рода тоже весьма трудно осуществимы. Представьте себе, что в вашем городе нужно методично и спокойно повышать каждую неделю цену на хлеб или каждый месяц уменьшать доходы и смотреть, как мечутся и волнуются потребители ради нашего научного любопытства. Или понижать цену на молоко и повышать доходы, а на самом интересном месте объявить, что эксперимент закончился.
Но если мы посмотрим по внимательнее, мы можем увидеть, что все-таки один «эксперимент» уже произошел сам собой, естественным образом, и позволяет нам построить кривые Энгеля.
Если выбрать несколько потребителей, которые сталкиваются с одинаковыми продуктами и ценами, но имеют разные доходы, и зафиксировать их расходы, то у нас появится возможность исследовать изменение потребления в связи с изменением дохода. Почему так происходит?
Да потому, что их можно рассматривать как одного и того же потребителя, помещаемого в одну и ту же систему, но каждый раз с другим доходом. Поэтому, нанеся их расходы на питание, одежду и т. д. на график, можно получить кривые Энгеля. А если мы во время исследования постараемся захватить представителей разных имущественных слоев, у нас получится как бы вертикальный срез целого общества — картинка, показывающая, кто, сколько и чего потребляет в момент исследования, и изображающая реакцию людей на изменение дохода.
Но все-таки — это разные люди, которые в одной и той же ситуации не будут вести себя одинаково. Для них не может существовать одинаковых кривых Энгеля.
Но в этих кривых есть свой смысл. Самым разным людям присущи общие культурные и психологические закономерности поведения. И подобные исследования позволяют сделать общие выводы о характере потребления «среднего» человека при данном ассортименте продуктов и системе цен. А насколько эти общие тенденции свойственны каждому из людей - тема для интересной дискуссии.
Обратившись к истории, увидим, что изучение потребления на основе бюджетной статистики началось задолго до появления графического аппарата его анализа.
Сама бюджетная статистика, как сбор фактического материала, зародилась в Англии в самом конце XVIII в., хотя ученые того времени не подозревали, какое развитие может получить эта тема в дальнейшем. Эрнст Энгель, работая над статистическими данными разных лет и разных стран, заметил постепенное уменьшение относительной доли расходов на питание в бюджете по мере его роста. Приведем его слова: «Исследование различных бюджетов показало не только то, что чем меньше доход, тем большая часть его тратится на питание, но также, что питание, кроме того, ухудшается; оно показало далее, что чем меньше доход, тем большая часть его приходится на физическое содержание и меньше остается для духовного развития» (Engel Е.).
Очевидно, что убывание доли потребления в соответствии с психологическим законом Кейнса, подобно убыванию доли расходов на питание, отмеченному Энгелем, отражает общую закономерность распределения потребителем возрастающего дохода. Кейнс, как, впрочем, и Энгель, не изображал графически функцию потребления, и в 1945 г. П. Самуэльсон ввел в научный оборот график доходы-расходы 45 градусной линией для изображения потребительской функции, чем сделал очень удобным изображение и кривых Энгеля. Представим теперь читателю кривые Энгеля, построенные нами по данным бюджетной статистики разных лет.
На рисунке 1 (Бельгия) на язык кривых переведены данные, которыми пользовался Энгель. Это результаты одного из самых первых исследований.

 Рис.1. Кривые Энгеля для Бельгии, 1853 г.
Исследованием было охвачено девять областей страны. Мы же для большей четкости нанесли данные только для четырех из них. Несмотря на отклонения, эти кривые имеют четко выраженное направление.







Задача №5
По имеющимся данным об объеме производства фирмы и переменных издержках, приведенных ниже, а также известно, что объем постоянных издержек равен 100 тысяч рублей, определить:
-          сумму общих издержек;
-          средние постоянные издержки;
-          средние переменные издержки;
-          средние общие издержки;
-          предельные издержки;
-          определить наиболее оптимальный объем производства;
-          изобразить графически зависимость между постоянными, переменными и общими издержками и объемом производства.
Исходные данные:
Кол-во произед. продукции, т.шт.
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
20
Сумма переменных издержек
0
180
340
480
600
740
900
1080
1300
1560
1860
Общие, или валовые, издержки производства(ТС) — это зат­раты предприятия на покупку и оплату вводимых факторов про­изводства (сырье, оборудование, труд и т.п.) для данного объема продукции.
Например, предприятие, производящее 1 тыс. учебни­ков, затрачивает 2 тыс. ден. ед. на покупку бумаги, оплату труда рабочих и другие расходы. 2 тыс. ден. ед. являются для предпри­ятия общими издержками.
Общие издержки подразделяются на общие постоянные (ТРС)и общие переменные (ТУС).
Постоянные издержки— это те, кото­рые остаются неизменными при изменении объема выпускаемой продукции.
Переменные издержкиизменяются при изменении объема производства. В целом суммарные общие издержки — это ТС=ТРС+ТУС.
В постоянные издержки включаются затраты предприятия на аренду зданий (склады, заводские корпуса, конторы), а также для технического обслуживания и амортизации оборудования. Напри­мер, предприятие, выпускающее учебники, всегда несет все эти виды издержек независимо от годового объема производства (9 тыс., 10 тыс. или 11 тыс. учебников). Иными словами, эти расходы не ме­няются при увеличении или снижении выпуска продукции.
В то же время расходы, которые несет предприятие для покупки сырья, энергии и оплаты труда рабочих, являются переменными издержками. Предприятие в зависимости от того, производит оно 10 тыс. или 15 тыс. учебников, купит различное количество бума­ги, будет потреблять другое количество энергии и т.п. Заработная плата рабочих считается переменными издержками лишь частич­но, поскольку не всегда возможно или уместно по социальным и политическим причинам увольнять рабочих или снижать их зара­ботную плату при сокращении производства. (4)
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.