Реферат по предмету "Иностранные языки"


Группа Блумсбери Творчество Вирджинии Вулф

БашкирскийГосударственныйУниверситет

Реферат позарубежнойлитературе20 века
на тему:

ГруппаБлумсбери.
ТворчествоВирджинии Вулф.

Выполнила:
Студенткагруппы 403
ГатауллинаЕвгения

Уфа– 2003
/>

ВирджинияВулф (1882 – 1941)

Содержание

Вступление………………………………………………………………… стр.1

ГлаваI. Модернизм вАнглии………………………………………стр.1-6

ГлаваII. ГруппаБлумсбери………………………………………… стр.7-10

ГлаваIII. Первый этаптворчестваВирджинии Вулф
(1915– 1922 гг.)………………………………………… стр.11-15

ГлаваIV. Второй этаптворчестваВирджинии Вульф
(cередина20-х гг.)………………………………… стр.16-19

ГлаваV. Третий этаптворчестваВирджинии Вулф
(1928– 1941)……………………………………………стр.20-24

Заключение………………………………………………………………стр.25

Списоклитературы…………………………………………………… стр.26
Вступление

Западная культураконца XIX и началаXX веков характеризуетсядоминированиемтакого направлениякак модернизм.Это время бурныхсоциальныхпроцессов, ускорениятемпов жизни, разрушениямонолитныхсистем в наукеи искусстве, возникновенияразличныхнаправлений, течений. Этиизменения можнодатироватьначалом XIX века, который совпадаетс периодомстановлениябуржуазии.Экономическийподъем буржуазиисопровождалсядуховным переворотом, который в культурномаспекте получилнаименованиемодернизма.
ГлаваI. Модернизмв Англии
В 1924 г. в лекции«Мистер Беннетти миссис Браун»В. Вулф провозгласила:«Где-то в декабре1910 г. человеческаяприрода изменилась».Уже в 1919 г. онаувидела новуюлитературу, которую назваламодернистской, употребиввпервые слово«модерн» вкачественномзначении. Почвадля развитиямодернизмабыла подготовлена.После войныпоявилисьпроизве­дения, объяснившиесущество ихарактер новогофеномена вдуховной жизниXX в.: «Влюбленныеженщины» Д.Г.Лоуренса (1920),«Бесплоднаяземля» Т.С. Элиота(1922), «Улисс» Д.Джойса (1922), «МиссисДэллоуэй» В.Вулф (1925).
Модернизм вАнглии объединилразные тенденциив искусстве, различныхписателей ипоэтов и наранней стадиисвязан сэкспериментаторством.Даже в пределахтворчестваодного писа­телямогут бытьотражены самыевеликие достижениямодернизма(«Улисс» Джойса)и его тупик(«Поминки поФиннегану»), новое пониманиетрадиции (Элиот), признание зарусской литературойправа бытьорганичнойи необходимойчастью мировоголитера­турногопроцесса (В.Вулф). Вместес тем различныегруппировки и течения отразилисовершенноочевидно некоторыеобщие черты.Прежде всегозависимостьлитературыот психологии3. Фрейда, влияниепсихоанализаи концепцииискусства, творчествакак формы сублимации.Другой фигурой, оказавшейсущественноевлияние наформированиеанглийскогомодернизма, был ДжорджФрейзер (1854—1941), заведовавшийпервой кафедройсоциальнойантропологиив Ливерпулеи проведшийбольшую частьжизни в Кембридже, где преподавалначиная с 1879 г.Двенадцатитомноеисследование«Золотая ветвь»(1890—1915) Фрейзерапосвященоэволюциичеловеческогосознания отмагическогок религиозномуи научному. Этотруд, знаменитыйпристальнымвниманием кособенностямпримитивногосознания, тотемизмаи сравнительнымизучениемверований людейв разные периодыразвитиячелове­ческойистории.
Отвергая напервой экспериментальнойстадии традиционныетипы повествования, провозглашаятехнику потокасознания единственноверным способомпознанияиндивидуальности, мо­дернистыоткрыли зависимостьхудожественногообраза какосновногоинструментаэстетическойкоммуникацииот мифа, ставшегоструктурообразующимфактором («Улисс»Джойса, поэзияТ.С. Элиота).Модернизмпорывает висторическоми эстетическомпланах с преемственностьюкультур, идяпо пути дегуманизации.«История,—говорит СтивенДедалус («Улисс»),—это кошмар, откоторого япытаюсь пробудиться».Как всякоеновое явлениеили совокупностьявлений, модернизмв начале своеговозникновенияотличаетсякрайней эстетическойинтенсивностью, что выражаетсяв огромномчисле экспериментов, формальныхвзрывов и революций, происходящихи в России, и вГермании, и воФранции, и вдругих странах.
Отказ от существующихстереотипови систем, реорганизацияи перестановкаотдельныхатомов этогоматериала, приспособлениек новому строю, еще тем не менееокончательноне сформировав­шемуся, текучесть жизнии мысли, отказот однолинейнойзависимостипричины и следствия, разъединениевещей, ранееказавшихсянеразъемными, война всякойопределенности, культ относительностии дезинтеграции— вот очевидныепризнаки модернизма.Изменилосьи отношениеписателя кматериалу —от равноправия, допускающегомысль о мирекак концентрацииопределенныхкатегорий, абстрактныхконцепций иизвестныхзаконов, поэтпереходит напозицию активную, стимулированнуюинтенсивностьюпоэтическоговидения: егосознание становитсяцентром икоординаторомпроисходящего.Т.С. Элиот писал:«Поэтическоесознание собираетразрозненныйопыт: сознаниеобыкновенногочеловека хаотично, неправильно, фрагментарно.Последнийвлюбляетсяили читаетСпинозу, и этидва вида опытане имеют ничегообщего другс другом, илис шумом печатноймашинки, илис запахом кухни: в сознаниипоэта эти видыопыта всегдаобразуют новыецелостности».Если представитьсебе развитиелитературыот подражанияк воссозданиюновой реальности, то модернистысосредоточиваютсяна самом процессевоссоздания, на языке, повествовательныеформы становятсяинтровертными, сконцентрированнымина внутреннем, индивиду­альномсознании. Предыдущиевека через ипосредствомдействительностисоздавалихарактер, рисовалииндивидуальностьили тип. Модернистчерез огромныйанатомизированный, разор­ванный, интровертныймир индивидасоздает внешниймир. Эпическоесоздаетсялирическим, материя — духом.
Внутренниймир ЛеопольдаБлума («Улисс»), рассеченныйассоциациями, аллюзиями, странными ипричудливымисоче­таниямивысказанногои невысказанного, продуманногои спон­танновозникающего, рождает темне менее видимыйи довольнохорошо очерченныйвнешний миргорода Дублина, континуумажизни обыкновенногочеловека. СтранствияОдиссея—Улиссазаняли многолет, блужданияБлума — толькоодин день, новымышленностьсамого романа, лирическогоэпоса обнажена, она являетсяпредметом иинструментомромана, способомиспользо­ваниямифа, восстановленияреальностив системе другихвещественных, материальныхи духовныхизмерений.Панорама сознаниямиссис Дэллоуэйв одноименномромане В. Вулфизображенав течение дня, такова интенсивностьхудожническогомышления итворчества.Не случайнорядом с обыкновеннымгероем, героемкаждого дня, усредненным, массовиднымсознаниемприсутствуетдругой, олицетворяющийсобой творческоесознание, спомощью которогосоздаетсянеобычнаямодернистскаякартина. Тривиальноеи каждодневноемифологизируются: Блум превраща­етсяв легендарногогероя древнегоэпоса, СтивенДедалус с егобогатой духовностьюи организованнойсистемой мышлениясоздает бесконечныйконтекст, вкотором искусстворомана можетдемонстрироватьвсе свои богатства.Пародия и пастиш, множе­ственностьязыка повествования, наличие различныхстилистическихуровней — серьезногои ироничного, компенсируютотсутствиесюжета и относительностьматериала, представляемоговнешним миром.
В. Вулф выразила отличие модернистов от их предшественниковв следующемпассаже «Современнойхудожественнойпрозы»: «Исследуйте, например, обычноесознание втечение обычногодня. Сознаниевоспринимаетмириады впечатлений— бесхитростных, фантастических, мимолетных, запечатленныхс остротойстали. Они повсюдупроникают всознание, непрекра­щающимсяпотоком бесчисленныхатомов, оседая, принимают формужизни понедельникаили вторника, акцент можетпере­меститься— важный моментокажется нездесь, а там…Жизнь — это несерия симметричнорасположенныхсветильников, а светящийсяореол, полупрозрачнаяоболочка, окружающаянас с моментазарождения«я» сознаниядо его угасания.Не являетсяли все же задачейроманистапередать вернои точно этотнеизвестный, меняющийсяи неуловимыйдух, каким бысложным он нибыл?» В этомсмысле искусствои В. Вулф, и Джойсанаправленона то, чтобыосветить вспышкамивнутреннегоогня сознание, вызвать главныйинтерес к тому, что расположенов подсознании, в труднодоступныхглубинах психологии.Не диалектикажизни, а парадоксальностьиндивида, еговнутреннего«я» рождалаоткрытостьконцовок имногозначностьсимволов, релятивизми постоянноестремлениевзывать к активностичитателя, к егонеобъятному«я».
Все английскиеписатели-модернистыбыли изгнанникамив собственнойстране, страдалиот непонимания, пренебрежительногохолодноголюбопытства, попадали внелепые двусмысленныеситуации, ихжизни в большинствесвоем трагическиобрывались.Одной из черт, объединяющиханглийскихмодернистов, является отрицаниеустойчивойморальнойопределенности, исключающейдвижение. «Мненикогда неузнать,— писалЛоуренс в эссе«Почему важенроман»,— в чемименно заложенамоя цельность, моя индивидуальность, мое «я». Мне недано узнатьэто. Распространятьсяо моем «я»бессмысленно: это всего лишьозначало бы, что я составилкакое-то представлениео самом себеи теперь пытаюсьпостроить ивыровнять себясогласно данноймодели. Чтозаведомо обреченона неудачу».Мораль в этомсмысле убиваетискусство, предлагая емув разные временаразные моделиповеденияобщественногои индивидуального.А это приведетк утрате человекомспособностиощутить вкусжизни! Страхперед дегуманизациейжизни и человекав век эпохальныхнаучных и техническихоткрытий заставиланглийскихмодернистоввзглянуть наприроду человека, экспериментальнопоставленнуюв разную степеньзависимостиот этого универсума.Романтическаянос­тальгияпо естественнойприроде какмогучему источникуэнергии длячеловека, еслион ощущает своюнепрекращающуюсясвязь с ней, была естественнойреакцией наушедший XIXвек и на всёболее разверзающуюсяпропасть междусовременнымчелове­коми природой.
Поток жизни, так легкоассоциировавшийсяв модернистскомсознании согромным безбрежнымморским илиречным простором, символическипередавал итекучую жизньсознания, котороесоставлялоглавный предметизображенияинтровертногоромана. Однакоэти потоки былиразные у разныхавторов и вразной степениони зависелиот контролирующейволевой силыиндивида.
Глава II. Группа Блумсбери.

ВирджинияВулф (1882—1941) стремительнои уверенновошла в литературумодернизмакак признанныйее глава и теоретик, совершившийдва важныхоткрытия: использовалапонятие «модерн»для обозначениянового характералитературы, занималасьшифровкой этогопонятия в своейэссеистикеи романномтворчестве, а также провозгласила«русскую точкузрения» и русскуюлитературуорганичнойчастью мировогодуха и интел­лектуальнойдеятельностичеловечества.Она принеслав английскиймодернизмособый интеллектуальныйаромат, связан­ныйс группой Блумсбери.В 1904 г. после смертиотца дети —Тоби, Адриан, Ванесса и Вирджинияпереселилисьв один из центральныхрайонов Лондона— Блумсбери.Здесь, в домена Гордон-Сквер, невдалеке отБританскоюмузея, начинаетсяновый пери­одв их жизни, связанныйс возникновениемв 1906 г. группы«Блумсбери», объединявшеймо­лодых людей, чьи интересысвязаны сискусст­вом.В элитарноевысокообразованноесооб­ществоединомышленниковпо искусствуи литературевходили писателиЛиттонСтрэчии Э.М. Форстер, искусствоведРоджер Фрай, ху­дожник КлайвБелл, ставшийвскоре мужемсестры ВирджинииВа­нессы, журналистЛеонард Вулф— будущий мужВирджинии, атакже некоторыедругие выпускникни студентыКембриджа.Центром груп­пыбыла семьяСтивенов, а еедушой — Вирджи­ния.Еженедельныевстречи блумсберийцеввы­ливалисьв продолжительныеи горячие спорыоб искусстве, о путях егоразвития всовремен­нуюэпоху. Все былиединодушныв своем взгля­дена искусствокак самую важнуюсторону жизниобщества ивысшее проявлениевозможностейчеловека, приветствовали новые художествен­ныеоткрытия исвято верилив то, что искус­ство— необходимоеусловие существованияци­вилизации.
Одним из своихнаставниковблумсберийцысчитали философаДж. Э. Мура, склонявшегосяк интуитивизмуи придававшегоособое значениеанализу ощущений.Этическаятеория Дж. Мура, его книга «PrincipiaEthica» («Основыэтики», 1903), в которойпроникновениев сущностьпре­красногои установлениегармоничныхвзаимоотношениймежду людьмипровозглашаетсяважнейшимижизненнымипринципами, были вос­принятыими как откровение.Члены группы«Блумсбери”решительноотвергали стольхарактерныедля викторианскойэпохи лицемерие, притворнуюстыдливость, многословиеи напы­щенность.Титулы и официальныезнаки отличиябыли преданыв их среде осмеянию.В человекеценились искренность, непосредственность, способностьтонко реагироватьна окружающее, непредвзятостьсуждений, умениепонимать иценить прекрасное, свободно ипросто излагатьсвое мнениев беседе, обосновыватьего в дискус­сии.Блумсберийцыбросали вызоввульгарности, меркантилизмуи ограниченности.Решительноосуждая утилитарныйподход к жизни, они были склоннысмотреть на себя как на избранных, служение искусству рассматривалось ими как своегорода священный ритуал, а упрекив эли­тарности не принималисьими но внимание, ибо в определении «высоколобые», как их нередконазывали в критике илитературной среде, для нихскрывалсяособый смысл: этим словомсами они обозначаличеловека, который, по словам Вулф, отличается высоким уровнем интеллекта и способностей, живет в постоянных творческихисканиях; длянего идея важнеежизненногоблагополучия. К «высоколобым»Вулф относитШекспира иДиккенса, Байронаи Шелли, Скотта н Китса, Флобера н Генри Джеймса.
В 1910г. в среде«блумсберийцев»появился Р.Фрай, сыгравшийважную рольв культурнойжизни Англиитех лет. Онсодействовалоргани­зациив Лондоне выставоккартин французскихимпрессионистови постимпрессионистов(1910 и 1912 гг.). Появлениев выставочныхзалах британскойстолицы полотенМане и Матисса, Ван Гога н Сезаннабыло воспринятокак дерзкийвызов общепринятымвкусам. Лишьнебольшая частьпублики воспринялаих искусствокак яв­лениезначительноеи принципиальноновое. Средитех, кто приветствовалимпрессионистов, бы­ла и Вулф.Не случайноименно 1910 г. онаназвала рубежом, обозначившим«измененияв англий­скомхарактере».Картины Манеи Сезанна онавоспринялакак откровенияне только вживопи­си, нои в других видахискусства.Импрессионизмприсущ прозеи самой Вирджинии.
В 1912 г. ВирджинияСтивен сталаженой ЛеонардаВулфа, хорошоизвестногов те годы своимистатьями повопросим колониальнойпо­литикиБританскойимперии. Он былвыпускни­комКембриджа, провел семьлет на Цейлоне.Впечатленияэтих лет отразилисьв его книге«Деревня вджунглях». Вдоме супруговВулф установиласьтворческаяатмосфера, плодотворнаядля каждогоиз них. Кругдрузей пополнился: в гостиной Вулфбывали поэтыи писатели: Т.С. Элиот, Д. Г.Лоуренс, Э.Бауэн, С.Спендер, знаток античностиГ. Диккинсон.Остроумная, общительная, живо всеминтересовавшаясяВирджиниявсе­гда былав центре, притягиваласобеседников.В 1917 г.супругиВ. основалииздательство«Хогарт-Пресс».Большаядоляобязанностей, свя­занныхс его деятельностью, выполняласьсамой Вирджинией.
При том, чтовсе эти художникибыли разные, всех их объединя­лоубеждение, чтоза поверхностьюпривычных вещейскрывает­ся«нечто» — саманеуловимаясуть жизни,«Великая Слож­ность», явить которуюмиру может лишьновое искусство.И потому в ихпроизведенияхреальная, доступнаяпривычномувзгляду оболочкавещей взрывается, ко всему механическому, поддающемусянаучному толкованиюони относятсяс недовери­ем, делая упор напостиженииметафизическогосмысла явления.
«Блумсбери»— это особый знак времени, когда на сменутрадиционному представлению об искусстве приходило новое, авангардистское. «Блумсберийцы»были настоящими детьми рубежа веков: сложившиеся на разломеэпох, лишенныесоциальныхи нравственныхориентиров, совре­менники, а иногда и участники социальных потрясений эпохи (две революции в России, 1-я мироваявойна), они мучительнорасставалисьс ценностямипоколенияотцов, с тревогойвгляды­вались в новую, рождающуюся у них на глазах действитель­ность.Отринув старыерелигии, онижаждали новых.Хулители иниспровергатели традиций, глашатаи —иногда слишком гром­кие —всего нового, «блумсберийцы» ратовали за свободное, беспрепятственное самовыражениеличности, былиубеждены в том, что нет ничего более нравственного, чем эстетическиесоображения, и что «деспотизмпо своей природени плох, ни хорош». К середине30-х годов кружокраспался.
Глава III. Первый этаптворчестваВирджинии Вулф(1915 – 1922 гг.).
--PAGE_BREAK--
История писательскойкарьеры В. Вулфот ее первых, традиционныхпо манере письмароманов «Большоепутешествие»(1915) и «Ночь и день»до последнего, модернистского«Между актами»(1941), ее самоубийство— тоже своеобразнаялетопись развитиямодернизмас его новациямии художественнымизавоеваниями, стремлениемк синтезу искусстви противоречивойдиалектикой.Любовь к созерцаниюпрекрасныхпредметов, особенно произведенийискусства, живописи наложилаотпечаток натехнику В. Вулф.Процесс мышления, поток мыслейэс­тетизирован, его собственнонельзя назватьпотоком, потомучто поток нерасчленими непрерываем, в то время каквнутренниймир, индивидуальноесознание еегероев илигероинь легкочленится наатомы впечатлений.Романы «МиссисДэллоуэй»(1925), «К маяку»(1927), «Волны» 0931),«Орландо»(1928), «Годы» (1937) и«Между актами»в разной степениотражают зрелостьиспользуемойею техники.
На эстетическиевзгляды писательницыогромное влияниеоказал МарсельПруст, которогоона очень любилаи не раз выражалажелание бытьпохожей на негов своих попыткахсломать барьермежду читателеми персонажеми представитьвнутренниймир героя наиболееполно черезассоциативныйпоток мыслей, познаваемыйчитателем безвмешательстваавтора-пове­ствователя.Самым главнымдля Вулф былосоздание единогоцелого из мельчайшихчастиц опыта,«моментовбытия», отра­женныхв сознании какглавных, таки второстепенныхперсона­жей, связанных вромане по принципуассоциации.Однако такоеже важное местозанимали в еесознании взглядыгруппы «Блумсбери»на значениеискусства впериод, отмеченныйзакатом человеческойцивилизации.Чувство отчаяния, духовногобанкрот­ства, беспокойства, дезориентации, смятения ивосторженноелюбованиекрасотой, которойугрожает смерть, апелляция кпрошлому Англиии чистому искусству, которое спасети очиститчеловеческуюдушу, — вот тотдуховный климат, в котором живутперсонажироманов Вулф.Свои собственныесуждения осовре­меннойлитературе, о романе и егоэволюции Вулфизложила вдвухтомнике«Обыкновенныйчитатель» ( 1925), сборнике«Собст­веннаякомната» и вмногочисленныхэссе и письмах.Шедевры мировойлитературы, считала Вулф, создаются врезультатеколлективногомышления многихвеков, и за голосомавтора чувствуетсяопыт масс. Неотвергаядидактическойцели романа, В. Вулф придавалаогромное значениеего форме иструктуре.
Главный герой, его внутренниймир, ход егомысли показанв романах Вулфне глазамиавтора, а глазамидругих героев.В то же времяцепь ассоциацийв индивидуальномсознании содержитмоменты, связывающиепрошлое с настоящими разрозненныефрагменты вединый поток.Через отдельныеориентиры вэтом потокеможет проступатьреальность, но она отгороженадовольно искусносозданнойстеной идей, восприятий, впечатлений.Сюжет не имеетникакого значения.
Каждый «изроманов Вулфпоказываетнебольшуюгруппу людей, жизненный опыткоторых весьмаограничен, ноглавное вниманиеуделено характеруглавной героини(миссис Дэллоуэй, миссис Рэмзей)— натуры неординарной, но по-своемунесчастнойв жизни, хотявнешне всеобстоит благополучно.В каждом случаероман представляетсобой своеобразноеблуждание поглубинамчеловеческогосознания, попотаеннымуголкам души, которые открываютсягерою в ходеассоциативногомышления ивос­поминаний.
В первый период(1915—1922) написаныроманы «Путе­шествиевовне», «Ночьи день» («Nightand Day»,1919), рассказы, составившиесборник «Поне­дельники четверг»(«Monday andThursday», 1921), и роман«Комната Джейкоба»(«Jacob’sRoom», 1922), во многомставший итогомранних исканийписательницы, синтезирующийособен­ностиее импрессионистическогостиля и откры­вающийперспективыдальнейшегоразвития.
Когда в печатипоявился романВулф «Путеше­ствиевовне», ЛиттонСтрэчи назвалего «совер­шенноневикторианским».Блумсберийцыпри­ветствовалиего как смелыйразрыв с традиция­ми, что проявилось, по их мнению, в явном пре­обладании«духовногоначала над«материальным», в нетрадиционномиспользованиивозмож­ностей«воспитательногоромана» (отсутствиеразвернутыхописаний, отказот панорамногоизображения, внимание кпередаче чувств, явно превосходящееинтерес к динамикесюжета). Ис­ториямолодой героиниРэйчел Уинрейс, отправ­ляющейсяв свое первоепутешествие, во время которогоона знакомитсяс жизнью, переживаетсвою первуюлюбовь, азатемвнезапно умираетот тропическойлихорадки, намечена вромане пунктирно.Окно в мир лишьприоткрываетсяпе­ред героиней.
В «КомнатеДжейкоба"реализованзамысел передатьбесконечныйпоток тех мельчайшихча­стиц («атомов»), которые «бомбардируют»со­знаниечеловека, составляякруг его представле­нийо жизни. ЖизньДжейкоба Флендерсазапе­чатленав цепи эпизодов; сменяютсякадры: детство, отрочество, юность. Морскойберег, где иг­раетмаленькиймальчик, тихаяласка матери, склонившейсявечером надего кроваткой; сту­денческаяпора в Кембридже; самостоятельнаяжизнь в Лондоне; любовь; путешествиепо Фран­циии Греции. В финале— опустевшаякомната, покрытыепылью вещи.Беглое упоминаниео гибели Джейкобана войне. А заокном продолжа­етсяжизнь. Движениевремени бесконечно.
Первые рассказыВирджинии Вулф– «Дом с привидениями»,«Понедельникли, вторник...»,«Пятно настене», «Струнныйквартет»,«Ненаписанныйроман», «Фазаньяохота». Не­которыеиз них вошли, видоизменившись, в ее романы. Ивсе же этосамостоятельные, отдельные, художественнопродуманныепроизведения.И если уж надоподобратьжанровое определение, то это, видимо, лирическоеэссе или — чтоеще вернее—зарисовканастроения, психологическогосостояния, попытка средствамиязыка, словапередать ощущение, не столько самумысль, сколькопроцесс мышления, поиски истины.Недаром в рассказе«Понедельникли, вторник...»так часто повторяетсяслово «истина».Истина, даетпонять ВирджинияВулф, в силусвоей изменчивой, зыбкой, неуловимойприроды противитсярациональномуанализу. Бытьможет, музыкавладеет этойтайной? И ВирджинияВулф в своемпрограммномрассказе «Струнныйквартет» пытаетсясделать невозможное— передатьсловом музыку.
Мучаясь, каки ее героиняв рассказе«Итог», СашаЛейзем, вопросом:«Какой же взглядистинный?» ипрекраснопонимая, что«можно взглянутьна дом… и таки эдак», ВирджинияВулф показываетсмысл своихрасхожденийс викторианцамии их преемникамив искусствеэдвардианцами.Прочитав заглавие«Дом с привидениями», ждешь чего-нибудьв духе ОскараУайльда («Кентервильскоепривидение»).И в рассказе-зарисовкеВирджинии Вулфесть призраки, но они какие-тодругие, «неклассические».Бесшумно, боясьпотревожитьпокой хозя­ев, они ступаютпо лестнице, взявшись заруки,— кто они, муж­чина иженщина? — инастойчивоищут что-то —радость, остав­леннуюв доме и обретшуюсвое пристанищев душах хозяев.
Душа — вот главное, вот итог размышленийВирджинии Вулф.Недаром именнослово «Итог»вынесено взаглавие рассказа, где героинярассуждает, что такое душа.А «Лапин и Лапина»— это повествованиеоб одиночестведуши, задыхающей­сяв мещанскойпошлой обстановке, где тесно нетолько оттяжеловесноймебели, громоздкихбуфетов, но иот вязких, никчемных, тупых мыслейи выхолощенныхчувств. Пожалуй, это один изпервых рассказовв западнойлитературе, где так остропоставленыпроблемы отчужденияи расщеплениялично­сти, духовногоздоровья, котороев «вывихнутом»XX веке иногдапринимает форму«конька», странностей.
Вирджиния Вулф, вспоминаетЛеонард Вулф, писала расска­зывсе время. Есликакое-нибудьсобытие иливпечатлениепривлекалиее внимание, она обычнозаписывалаих. Потом нераз возвращаласьк наброскам, и так рождалсярассказ. Ноиз-за пристрастногоотношения ксобственномутруду она побольшей частисчитала, чтоэти небольшиевещицы еще неготовы, что имсамое времяполежать, дожидаясьсвоего часа, в ящике письмен­ногостола.
О в высшей степенитребовательномотношении ксвоему творчествуговорят и рассказы, тематическии сюжетно связан­ныес романом «МиссисДэллоуэй»,—«Новое платье»,«Вместе и порознь»,«Люби ближнегосвоего», «Предки»: на их страницахне раз мелькаютглавные героиэтого романа.
Глава IV. Второй этаптворчестваВирджинии Вульф(cередина 20-х гг.).

Второй периодтворчестваВирджинии Вульфотносится ксередине 20-хгодов и включаетроманы «МиссисДеллоуэй»(«Mrs. Dalloway»,1925) и «К маяку»(«То the Lighthouse»,1927), являющиесявершиной творчестваВулф.
Роман «МиссисДеллоуэй»Вулф создавалас ориентациейна Джойса, увлеченнаязамыслимвоспроизведенияжизни в духе«Улисса».
Скозь призмуодного дняпередана жизньгероини н тех, чьи судьбысвязаны с ней.В тексте рома­нафиксируются«монеты бытия», ограничен­ныевременем (июньскийдень 1923 г.) и пространством(район Уэст-Энда).В романе нетэкс­позиции, он начинаетсясловами: «МиссисДел-лоуэй сказала, что сама купитцветы». С этогомомента читателяувлекает потоквремени, дви­жениекоторого фиксируютудары часовБиг Бе­на, магазинныхчасов на Оксфорд-стрит, а затем вновьколокол набашне Биг Бена.Всплываюткартины прошлого, возникая ввоспоминанияхКлариссы. Онипроносятсяв потоке еесознания, ихконтуры обозначаютсяв разговорах, репли­ках.Временныепласты пересекаются, наплыва­ютодин на другой, в едином мгновениипрошлое смыкаетсяс настоящим.«А помнишьозеро?» — спрашиваетКларисса удруга своейюности Пи­тераУолша,— и голосу нее пресексяот чувства, из-за котороговдруг невпопадстукнуло сердце, перехватилогорло и свелогубы, когда онаска­зала «озеро».Ибо — сразу —она, девчонкой, бросала уткамхлебные крошки, стоя рядом сродителями, и взрослойженщиной шлак ним по берегу, шла и шла и неслана руках своюжизнь, и чемближе к ним, эта жизньразраста­ласьв руках, разбухала, пока не сталавсей жизнью, и тогда она еесложила к ихногам и сказала:«Вот что я изнее сделала, вот!» А что онасделала? В самомделе, что? Сидити шьет сегоднярядом с Питером».
Параллельнос линией Клариссыразверты­ваетсятрагическаясудьба травмированноговойной СептимусаСмита, которогомиссис Дэллоуэйне знает, каки он ее, но жизниих протека­ютв одних пространственно-временныхпреде­лах ив какое-то мгновениепути их пересекают­ся.В то самое время, когда Клариссасовершает своюутреннюю прогулкупо Лондону, онапрохо­дит мимосидящего наскамье в паркеСмита. Одномгновение. Егороль и местов множестведругих мгновенийбытия постепенновыявляются.Септимус Смитвоплощает всебе скрытую, никому неведомуюсторону натурыКлариссы.СамоубийствоСмита освобождаетКлариссу отна­вязчивоймысли о смерти.Разрываетсякруг одиночества.В финале романазвучит надежда, рожденнаявстречей Клариссыи Питера последолгих летразлуки.
Ни в одном изпредшествующихпроизведе­нийВулф силаэмоциональноговосприятия«пере­ливовреальности»и мастерствоих передачини достигалитаких высот, как в «МиссисДэллоуэй», инигде осуждениесуществующегоне звучалостоль определенно.В связи с этимрома­ном Вулфписала в дневнике:«Я хочу показатьжизнь и смерть, разум и безумие, я хочу подвер­гнутькритике социальнуюсистему н показатьее в действии…Я думаю, чтоэто наиболееудовлет­ворительныйиз моих романов».Подоб­наясамооценкабольшая редкостьдля ВирджинииВулф. К сво­имсозданиям онавсегда быланастроенакритически, мучилась отнеуверенностив своих силах, страдала отпостояннопреследовавшихее мыслей отом, что желанныецели оказалисьнедо­стигнутыми.Этонеразприводило кнервным срывам, а подчас и кглубокой депрессии.
Эстетизмблумсберийцевсказался наорганизацииповествова­тельнойструктурыпроизведенийВирджинии Вулф, которая в отличиеот традиционноговикторианскогоромана распадаетсяна ряд эпизодов, часто воспроизводящихотдельныепериоды в жизниперсонажа, какбы выплывающиев его памятии абсолютноне ограниченныевременнымпространством.Иногда такаяорганизацияподчиняетсямузыкальнойформе. Таков, например, роман«К маяку», выдержанныйв форме сонаты, состоящей изтрех частейпрограммногохарактера:«Окно», «Времяпроходит» и«Маяк». Перваячасть самаядлинная, в нейкак бы в миниатюрезаключены всетехническиеновации. Событияпроисходятмежду восходоми закатом солнцана Гебридскихостровах взагородномдоме семьиРэмзей. Несколькодрузей собираютсяв этом доме дляотдыха и общения, среди них студентмистера Рэмзея, мистер Тэнсли, интеллектуальнопревосходящийвсех остальных, ху­дожницас «китайскимиглазами» ЛилиБриско, рисующаяпортрет хозяйкидома, старыйхолостяк итайный обожательмиссис Рэмзей, ботаник мистерБэнкес. Хозяйкадома обаятельна, добра, тактичнаи деликатна, ее муж, напротив, сухой и холодныйпедант, страдающийот разочарованийв жизни. Втораячасть происходитв том же домедесять летспустя, когдамиссис Рэмзейуже нет в живых.Третья частьзавершаетпроизведение— в ней рассказываетсяоб осуществившейсянаконец мечтеДжеймса Рэмзея, сына миссисРэмзей, мечтавшегов детстве попастьна маяк вместес матерью.
Таким образом, в романе описаны два дня, разделенные, десятилетним промежутком времени. Каждыйдень имеет свою музыкальнуютему. Перваявводит нас вмечты семилетнегоДжеймса, готовящегосяк поездке намаяк: «Еслипогода позволит, то он отправитсятуда вместес матерью».Вторая представленачерез восприятиеЛили Бриско, желающей закончитьпортрет своейприятельницы, но при ее жизнитак и не сумевшейвоплотить свойтворческийзамысел. Однимвзмахом, кистиЛили заканчиваетпортрет. МиссисРэмзей все ещедоминируетв доме, все ещесохраниласьатмосфера, созданная ею, правда, уже впамяти ее друзей.Цепь ассоциативныхмыслей, возникающаяу миссис Рэмзейв первой частиромана, ограниченапространствомкомнаты и угломвидения изокна, передкоторым прохаживаютсягости.
Хотя внешниесобытия неиграют для Вулфникакой роли, они тем не менеевыполняютопределеннуюфункцию в романе: освобождаютвнутренниепроцессы из-подвласти бессознательногои интерпретируютих. Например, когда Джеймсмеряет носки, которые егомать вяжет длясына смотрителямаяка, она всевремя повторяетфразу: «Мойдорогой, стойспокойно», впромежуткахмежду которойее мысли останавливаютсяна отдельныхпредметах вкомнате (детипостоянноприносят с моряракушки, камешки, внося беспорядок), на открытыхокнах. Именнопоследниерождают у миссисРэмзей другуюцепь ассоциаций, расширяющуюее опыт, выводящийее из замкнутогокруга жизни.В ее доме служитдевушка-швейцарка, постояннодумающая освоем больномотце, для котороговсегда в домеоткрывают окна.Во второй частивнешнее объективноевремя дает осебе знать вотдельныхэпизодах, касающихсяжизни родственникови друзей миссисРэмзей, которыеумерли во времявойны. Так, черезее мысли, ассоциации, с помощью памятив роман постепеннои незаметновходит большаяжизнь, вводящаятему времени.Тема маяка тожесвоеобразна, она, получаетокончательноеразрешениев финале романа-сонаты.Маяк — символ, объединяющийразрозненныемысли и эпизодыв целое.
Глава V. Третий этаптворчестваВирджинии Вулф(1928 – 1941).

В третий этаптворчества(1928—1941) были созданы«Орландо»(«Оrlando», 1928), «Волны»(«Тhe Waves», 1931), «Го­ды»(«Тhe Yеars», 1937) и «Междуактами» («Веtweenthe Acts», 1941).
Пример импрессионистическойтехники письма, сопряженныйс психологическимисследованиемнесколькихпотоков мыслей,—роман «Волны».Каждой ступениэволюции сознанияот детства кстаростисоответствуетопределеннаяформа выражения: более образнаяи выраженнаялексическиограниченнымисредствамихарактернадля детскоговосприятиядействительности, более усложненная— для взрослого.Каждой ступенипроникновенияв глубь человеческогосознания идуховноговидения соответствуеткартина моря.
В самом началекниги солнцетолько чтовстало, мореслито с небом.Романтическоевоспроизведениеморского пейзажаусиливаетсявпечатлениемприсутствиякого-то невидимого, держащеговолшебную лампунад горизонтом.Свет постепенноразливаетсяпо небу надморем, воображаемаякамера скользитпо берегу, отмечаяволны утреннегоприбоя, и наконецфиксируетдетали садаи дома, бросающеготени, закрытогоокна спальни.Пейзаж озвученпением птиц, ставящим последнийштрих в картине.Тончайшиенюансы колоритаволн, неба, сада, дома оттеняютсяновыми деталямипробуждающегосядня — сверкающейросой, купающейсядевушкой, резвящейсямакрелью, рыбаками, выходящимив море на промысел.Динамика усиливаетсяинтенсивностьюнаблюденийи сокращениемобъема описанияландшафта. Деньразгораетсябыстро, и стремительноменяется егозвуковое ицветовое оформление.Включаетсядеятельностьлюдей, во второйполовине дняглавное действующеелицо — не свет, а тени, удлиняющиеи усиливающиерезкость переходаот света к тени.В последнемпейзаже превалируетслово «темнота», которая обретаетвсе более интенсивныйчерный цвет.Но эмоциональнаяокраска романатоже усиливается.Дерево — символвечности инеизменности, хранительпамяти, противостоитгероям, пережившиммного радостейи огорчений, в период старостиобремененнымвоспоминаниями, ощущающимстрашный холододиночества.Приближениесмерти, концасуществованияпередано всимволическомобразе Парсифаля.Последниймонолог ободиночестве, глубокомразочарованиив жизни окрашенгрустным ожиданиемнеминуемойсмерти. Сознаниеотключаетсяи видна толькоодна детальнекогда роскошнонарисованногоморского пейзажа— «волны разбилисьо берег».
Вирджиния Вулфвысоко ценилачувство дружбыи часто бывалаискренне увлеченасвоими подругами.С последнейиз них, ВикториейСеквилл-Уэстт, она продружиладвадцать лет, написала еймножествопрекрасныхпроникновенныхписем, посвятилазамечательныйроман-фантазию«Орландо», действие которогопроисходитпараллельнов трех веках,– это тонкийи поэтичныйроман о любвии перевоплощениидуш, фантасмагорическаябиография, гдежизнь эфемерногоглавного героя, становящегосято мужчиной, то женщиной, продолжаетсяв течение трехвеков.
Роман «Годы»воспринимаетсяв литератур­номконтексте каксвоего родапараллель «Сагео Форсайтах»Голсуорси, хотясама Вулфподчерки­вала, что она отнюдьне стремитсясоревновать­сяс создателем«Саги». В романе«Годы» рас­сказываетсяо жизни несколькихпоколений семьиПарджитер, начиная с 1880 г.и до оконча­нияпервой мировойвойны. Кудадвижется по­токжизни? Куданесет он люден? Так что же дальше? Эти ключевыевопросы остаютсябез ответа. Вромане «Годы»Вулф используетприемы, к которымона обращаласьранее: объединяетвоедино «потоксознания» иэлементы детализации, передает «мгновениябытия», представляетодин день вжизни героякак микрокосммира, воспроизводитпрошлое в мгновениинастоящего, бросает взглядна настоящеесквозь призмупрошлого.
Последний романВ. Вулф «Междуактами» (1941)ограничен еелюбимым периодомвремени — этоодин день, преимущественнолетний, июньский.Заголовокромана имеетдвойной смысл.Жизнь каждогоиз четырехглавных персонажей: БартоломеяОливера, ЛюсиСуизин, Айзыи Джайлза —реконструируетсяна фоне огромныхисторическихсобытий, представляемыхна сцене любительскоготеатра. ВремяЧосера, Елизаветинскаяэпоха, Век Разума, Викторианскаяэпоха и современнаядрама, заключеннаяв истории Англиии воспроизведеннаяна сцене таинственноймисс ля Троб, противопоставленыдраме, разыгрываемоймежду актамив реальнойжизни членовсемьи. Старинноесемейное поместье, где каждаякомната жиласвоей жизнью, впитала памятьпоколений, воплощаетисторию Англии, ее прошлое инастоящее. Однаиз тем романа— реальнаяАнглия и еелюди, староеи молодое поколения, ей противостоиттема истории, литературы, театра. Внешнеевремя сосредоточенов событияходного дня, когда старыелюди завтракают, разговариваютсо своей невесткойАйзой, когдаАйза произноситсвой монологперед зеркалом.Описываетсяприезд гостейна вечернеепредставление, окончаниеспектакля иотход ко сну.Внутреннеевремя выраженово второй темеи связано систорией каждогоперсонажа ис историейАнглии. Чувстворазочарования, смятения характернодля всех, хотяи по различнымпричинам. Старикис ностальгиейвспомина­ютвикторианскуюАнглию, процветаниесвоего поместьяи живут в миревоспоминаний, прочно укоренившихсяв их сознании.Айза вся вовласти захватившегоее чувства кчеловеку всером, романтическомуфермеру, оказавшемуей мелкие услуги.Настро­ениеностальгиипо прошлому, презрение кнастоящемусоставляюти подогреваютвнутреннийконфликт, делаютего невидимымромантическимтеатром.
Роман «Междуактами» наполненсимволами, метафорами, аллегориями.Ваза, холодная, гладкая, стоящаяв «сердце дома», в комнате, гдевисят портретыпредков, сохраняетощущение величия, тишины, образовавшейсяпустоты. Переживаниеэтого холодногочужого присутствияпрошлого Вулфпередаетмно­гочисленнымиповторами слов«пустота»,«холод». Напротяжениивсего романанад местомдействия сгущаютсясумерки, наступаеттемнота, в которойкак бы усиливаетсяинтенсивностьмысли и внутреннегодраматическогоконфликта. Вотличие отПруста, которыйблагодаряассоциациямвозвращалсяк объективнойреальности, Вулф пренебрегаетобъективнойдействительностьюили эстетизируетее. В конце романачетыре персонажаостаются водиночествев атмосфересгущающейсятьмы. Но открытостьконца у модернистовозначает выходсознания засобственныепределы. «Затемподнялся занавес.Они заговорили»— таковы последниеслова автора, произнесенныев финале.
Поскольку Вулфинтересуютмириады впечатлений, мель­чайшиечастицы опыта, композицииее романовнуждаются вособом методеукреплениясвоей структуры.Музыкальнаясхема построения, как и символическиеобразы, способствуеторганизациивнутреннейдраматическойформы. Структураромана «Междуактами», в отличиеот сонатнойформы романа«К маяку», например, представляетмелодию крупнойсимфоническойформы, с многочисленнымимузыкальнымипартиями ипаузами — доминируетпри этом темаутраты, невозвратимойпотери, ожиданиясмерти и всеобщегоконца, котораявременно подавля­етсядругой значительнойтемой, заключеннойв спектаклеожившей историии сохранившейсяцивилизации.
В августе 1940 г.написана статьяВулф «Мыслио мире во времявоздушногоналета» («Тhoughtson Peace inan Air Raid»).Это было выступлениеполитическогохарактера. Вулфзвала покончитьс войнами, сгитлеризмом, с агрессией, со «стремлениемвластвоватьи порабощать».
Во время одногоиз налетовнемецкой авиа­циина Лондон былразрушен домВулф. Погиблаее библиотека.Напряжениепервых военныхлет, незажившаярана, нанесеннаяей гибелью напо­лях сраженийв Испании еелюбимого племянникаДжулиана Белла, отправившегосяв составеинтербригадына борьбу ссилами фашизма, по­дорвалисилы Вирджинии.Ее всегда слабоездоровье рез­коухудшилось.Во многом этобыло связанои с неудовлетворенностьюписательницыее по­следнимипроизведениями.Все это содействовалоуглублениюнервной депрессии.В один из мартовскихдней 1941 г. она ушлаиз своегозаго­родногодома в Сассексена прогулкуи не вернулась.Ее тело былонайдено в реке, куда она бросилась, наполнив карманысвоего платьякамнями.
Заключение

Мы знакомимсяс произведениямиВирджинии Вулфчерез шестьдесятс лишним летпосле их создания.Отсрочка немалая, и она, в значительнойстепени, определяетособенностинашего сегодняшнегоих восприятия.Вряд ли на исходеXX века онипоразят читателяэстетическойновизной, экспериментальнымдухом. Послетого как в нашлитературныйобиход вошлапроза Фолкнера, Томаса Вулфа, Набокова, внутренниймонолог ВирджинииВулф, переходящийв «поток сознания», изощреннаяигра со временем, неканоническоеобращение страдиционнойпоэтикой — всеее находки, поражавшиесовременников, кажутся теперьестественными.
Экспериментальнаяпроза ВирджинииВулф — частькласси­ческогонаследия литературыXX века.Писательница, столь многодумавшая отрадиции, самасделала немалодля созданиятрадиции современногопсихологическогописьма. Творческиразвив, преобразовав, осмыслив, видоизменивхудожественныезаветы ЛоренсаСтерна, ДжейнОстен, МарселяПруста, Джейм­саДжойса, онадала писателям, шедшим за нею, целый арсеналприемов, а главное— угол видения, без которыхневозможнопредставитьизображениепсихологическогои нравственногооблика человекав зарубежнойпрозе XXстолетия.

/>
Списоклитературы

Ганиева Е. Вступительная статья // Вулф Вирджиния Избранное. – М.: Художественная литература, 1989 г. – стр. 3-22
Михальская Н.П. Вулф Вирджиния // Зарубежные писатели, библиографический словарь, ч. I. – М.: Просвещение, 1997 г. – стр. 147-151
Зарубежная литература 20 века // под ред. Андреева Л.Г. – М.: Высшая школа, 1996 г. – стр. 293-307
История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. I: 1917-1945 гг. // под ред. Кутуковой Л.В. – М.: Издательство Московского Университета, 1969 г. – стр. 161-163
www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/woolf/#u
www.library.by/shpargalka/belarus/biography/001/bgr-003.htm
magazines.russ.ru/inostran/2002/12/br31.html#_ftnref3
polysphere.freenet.kg/no1/PSF1A14.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.