Реферат по предмету "Мировая экономика"


Сущность и принципы планирования как функции управления

Введение
При переходе к рыночным отношениям от планирования практически отказались, особенно в 1992 – 1995 г., считая, что рынок расставит все по своим местам. Рынок не отрицает плановость, он перемещает ее в первичное производственное звено – предприятие. Да и в масштабе страны в целом планирование не заменяется полностью регулирующей функцией рынка. В зарубежных странах, где развита рыночная экономика, государство формирует стратегическое направление своего экономического развития, крупные социальные и научно-технические программы, бюджет страны и т.д.
Планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление,  как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий. 
Таким образом, из вышесказанного вытекает, что данная тема контрольной работы весьма актуальна.
Цель контрольной работы – рассмотреть экономическую сущность функции планирования в организации.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи контрольной работы:
рассмотреть содержание и принципы планирования;
изучить типы планов;
характеризовать процесс бизнес-планирования на предприятии.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру  контрольной работы, которая состоит из введения, 3 разделов, заключения и списка использованной литературы. Первый раздел посвящен раскрытию сущности функции планирования в организации. Второй раздел посвящен изучению типов планов. Третий раздел посвящен рассмотрению вопроса об экономическом содержании бизнес-плана. В заключении приводятся выводы, которые были получены в результате написания контрольной работы. В завершении работы приведен  список использованной литературы.
При исследовании темы данной работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный анализ, синтез            и исторический метод.
Информационной базой послужили учебные пособия по основам менеджмента, стратегическому менеджменту, бизнес-планам, периодические издания.
Следует отметить, что на сегодняшний день достаточно развита соответствующая научно-исследовательская база для написания контрольной работы по данной теме. 1. Сущность и принципы планирования  как функции управления
Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.
Функция планирования являются первой в процессе управления организацией (предприятием, корпорацией). Она осуществляется менеджерским корпусом для определения целей организации, а также путей и средств их достижения. По своей сути реализации функция планирования представляет заблаговременную и детальную подготовку к будущему [5, с.76].
Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей).
Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений  и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.
Планирование предусматривает разработку целей и комплекса мероприятий, определяющих  последовательность достижения конкретных результатов деятельности с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и организацией в целом.
Выполнение функции планирования включает формирование обоснованного ответа на три вопроса:
Где мы находимся в настоящее время?
Куда мы хотим двигаться?
Как мы собираемся это делать?
Суть ответа на первый вопрос заключается в определении реальных возможностей организации в сфере ее основной деятельности на основе анализа ее сильных и слабых сторон в важных функциональных областях: маркетинг, финансы, производство и др.
При формулировании ответа на второй вопрос дополнительно к выполненному анализу изучаются другие факторы, определяющие успех организации. Анализируются экономические условия, уровень технологии, социальные и культурные изменения, а также влияние факторов внешней среды на деятельность организации (покупательский спрос, конкуренция, общие факторы состояния экономики, научно-технического прогресса, политические условия и другие факторы внешней среды). Ответ выражается в обоснованной постановке реалистичных целей организации и определении угроз, которые могут помешать их достижению [5, с.76].
Ответ на третий вопрос содержит конкретные мероприятия, которые должны осуществить подразделения и сотрудники организации при решении поставленных задач для достижения сформулированных целей.
При таком подходе реализация функции планирования выходит за рамки определения планов деятельности организации (предприятия, корпорации). Планирование в этом случае рассматривается как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации на достижение успеха путем детального представления желаемого результата и определения мероприятий по его достижению с учетом использования возможностей предприятия и внешней среды.
Планирование можно классифицировать по различным направлениям:
по степени охвата сфер деятельности:
общее планирование, т.е. планирование всех сфер деятельности предприятия;
частное планирование, т.е. планирование определенных сфер деятельности [14, с.334].
по содержанию (видам) планирования:
технико-экономическое – поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;
оперативно-производственное – реализация возможностей и контроль текущего хода производства.
По объектам функционирования:
планирование производства;
планирование сбыта;
планирование финансов;
планирование кадров [14, с.334].
Процесс планирования включает несколько последовательных этапов (стадий) конкретных управленческих действий, в том числе [10, с.16]:
Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это  самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.
Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?
Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?
Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?
Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?
Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.
Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?
Этап 8.  Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости. Контроль как функцию менеджмента обсудим в одном из дальнейших разделов настоящей главы.
Выбирая схему планирования, следует регламентировать вариант каждого из шести принципов этого процесса [4, с.76]:
Связь уровней управления: а) планирование сверху вниз, б) планирование снизу вверх (укрупнение плана);
Привязка к календарю:  а) планирование по интервалам времени, б) привязка к календарным датам, в) привязка к датам завершения отдельных работ, г) свободное планирование очередности;
Длина горизонта планирования: а) планирование на один интервал, б) скользящее планирование, в) остаточное планирование, г) гибкое планирование с выбором горизонта;
Влияние предшествующего результата: а) планирование с нуля (прошлые обязательства пропадают), б) возвратное планирование (прошлые обязательства остаются);
Описание плана: а) планирование по группам продукции, б) планирование по заказам, в) планирование по технико-экономическим показателям, г) планирование по статьям калькуляции;
Связь планов участников производственного процесса: а) планирование по узкому месту, б) планирование от «выхода к входу», в) планирование от «входа к выходу», г) последовательная проводка единиц продукции.
Планирование не является самостоятельной целью, поэтому предпочтительный вариант процесса планирования в конкретных  условиях определяется особенностями функционирования управляемого производства, задачами, которые ставятся перед производством [4, с.76].
Для обеспечения эффективного управления деятельностью предприятия должна обеспечивать полноту и максимальную достоверность планирования, ясность  и однозначность планов, гибкость планирования, возможность контроля за выполненными планами, а также непрерывность планирования.
Обеспечение полноты и достоверности планирования означает, что планы должны отражать все виды деятельности организации и ее подразделений, необходимые для достижения успеха, определяемого как соответствующие конкретные цели и задачи. При планировании должны учитываться все факторы и ситуации, которые могут оказать влияние на развитие организации. При этом необходимо использовать современные подходы, методы, средства и процедуры, обеспечивающие повышение достоверности прогнозов и рациональное использование всех привлекаемых ресурсов.
Ясность и однозначность планов означает, что цели и задачи должны иметь понятные и воспроизводимые формулировки, доступные для недвусмысленного понимания всеми членами организации. Они должны иметь количественные показатели и быть измеримыми [5, с.77].
Непрерывность планирования отражает факт, что планирование не является одноразовым актом, а представляет непрерывный процесс. Это находит выражение в цикличности осуществления планирования, реализация которого сама также представляет много этапный процесс.
Гибкость планирования означает возможность оперативной корректировки планов.
Таким образом, планирование является первоочередной функцией управления. Планирование – это не дискретный, а непрерывный процесс. 2. Типы планов
В практической деятельности  организаций существуют различные формы планирования, использующие соответствующие им методы, и виды планов. В зависимости от содержания, целей и задач, а также в зависимости от длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования [14, с.335]:
долгосрочное планирование;
среднесрочное планирование;
краткосрочное (текущее или оперативное) планирование.
Долгосрочное планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми для этого ресурсами. Долгосрочное планирование охватывает период 5-10 лет и более, относится к предприятию в целом, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на привлечении значительных ресурсов [3, с.291].
 Среднесрочные планы охватывают период в 2-5 лет. Такой план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения конкретных ресурсов. В среднесрочном плане приводятся детальные сведения по всей номенклатуре продуктов, данные о капиталовложениях (инвестиции в основной капитал) и источниках финансирования. Среднесрочные планы относятся к предприятию в целом, а также к его отделениям, дочерним компаниям и другим структурным подразделениям, определяющим основные направления предпринимательской деятельности предприятия.
Краткосрочное (текущее)  планирование  заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Горизонт планирования составляет 1 год. При этом детально разрабатываются средства и способы решения всех предусмотренных планом задач, использование конкретных ресурсов, в том числе внедрение новой технологии. Основными звеньями текущего производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые, годовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, определенных перспективным и среднесрочным планированием. Краткосрочные планы отражают деятельность подразделений и предприятия в целом [4, с.80].
Однако каждая из этих форм имеет свои разновидности. Форма долгосрочных планов включает разработку перспективного и долгосрочного стратегических планов организации. Среднесрочное планирование предусматривает формирование среднесрочного стратегического и оперативного планов.
Реализация среднесрочных и текущих планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению (по видам деятельности, продуктам и бизнесам) на соответствующий период, а затем консолидируется в единый бюджет или финансовый план организации (предприятия). Основу бюджета составляет прогноз  продаж и оценка издержек на производство и реализацию продукции и услуг. Бюджет организации охватывает все стороны ее деятельности и базируется на планах отделений и других структурных образований предприятия (корпорации). Поэтому план и бюджет являются также средством координации работы всех звеньев организации.
Различают три типа текущих планов [9, с.152]:
функциональные планы – необходимы для внедрения управленческих решений в различных функциональных сферах производства, подверженных стремительным изменениям. Они описывают действия, которые стоит предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере производства. Данные планы обычно содержат перечень ближайших целей и временные рамки для их достижения;
единовременные планы – обычно создаются в связи с внедрением какого-либо проекта или программы, выполняющих вспомогательную роль во внедрении общей стратегии, содержат указания по осуществлению действий, носящих разовый характер;
стабильные планы – это директивы, направленные на увеличение общей эффективности на основе простейших принципов организации. Они обычно содержат разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичных производственных процессов, которые не подвержены изменениям в долгосрочном периоде [9, с.158]. 
Виды планов могут быть классифицированы по двум основным признакам [4, с.81]:
В зависимости от видов хозяйственной деятельности разрабатываются планы:
научных исследований и опытно-конструкторских работ (план НИОКР);
производства конкретных товаров, услуг или их компонентов (производственный план);
продаж в объемном и/или количественном выражении (план сбыта или реализации товаров, услуг);
выполнения определенных показателей финансовой деятельности (финансовый план);
материально-технического обеспечения производства (план МТО);
осуществление инвестиций (план капитальных вложений);
план технического перевооружения и другие планы.
В зависимости от организационной структуры предприятия (уровня планирования) различают планы [3, с.291]:
организации (предприятия) в целом;
производственного отделения;
дочерней компании;
структурного подразделения и т.д.
Таким образом, существует множество типов планов. Каждый из них имеет свою специфику – по составу задач, характеру ориентиров и т.д. 3. Процесс бизнес-планирования на предприятии
Одним из методов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики является бизнес-план. Он является объективной оценкой собственной деятельности фирмы, необходимым инструментом принятия проектно- инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.
Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат комплексного исследования всех сторон производственной и коммерческой деятельности предприятия [14, с.355].
Содержанием бизнес-плана предприятия является анализ общего состояния дел на момент разработки плана и определение методов, способов и средств для достижения того уровня показателей, которых предприятие решило достигнуть.
Бизнес-план является целевым, программным документом, который представляет собой систему: расчётов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей и описание мер и действий [6, c.11].
Бизнес- план выполняет определенные функции:
обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям при разработке ими новых направлений деятельности;
планирование и прогнозирование результатов деятельности в традиционном для отечественной экономики понимании (как разработка возможно более полной программы деятельности) и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса;
привлечение инвесторов, что особенно важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов.
В бизнес-плане должны быть показаны условия возврата вложенных средств. Он должен внушить доверие относительно надёжности компании, способности управленческого персонала эффективно использовать имеющейся капитал.
В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов [14, с.356]:
Производственный бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде; для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка;
Инвестиционный бизнес-план, который является инструментом для привлечения инвесторов. Он предусматривает строительство (освоение инвестиций), изменение технологий, все то, что связано с такой экономической категорией, как инвестиции (капитальные вложения). В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов – обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им. Многие банки, инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов;
Бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом.  Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и сложный период согласования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия;
Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.
Структура бизнес-плана в целом, однотипна как для отечественных, так и для зарубежных разработок. Иногда различия имеются лишь по расположению разделов и форме их предприятия.
Распространенные на предприятия формы бизнес-планов, как правило, содержат в себе: титульный лист, резюме (2- 3 страницы), меморандум конфиденциальности, описание предприятия и отрасли, существо предлагаемого проекта, описание продукции, работ, услуг, стратегию маркетинга, инвестиционный,  производственный,  организационный и  финансовый планы, стратегию (схему) финансирования, оценку, анализ рисков и страхование, выводы и приложения [3, c.318].
При оценке эффективности бизнес-планов различают:
коммерческую или финансовую эффективность;
бюджетную эффективность, которая отражает финансовые последствия реализации проекта с точки зрения его влияния на формирование республиканского и местного бюджета;
социально- экономическую эффективность, оценивает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта [11, с.225].
То есть, бизнес-план – это определенная модель деятельности, а именно речь идет о привязке традиционного планирования к категориям рыночной экономики – бизнес, конкурентная борьба, успех в ней на основе деятельности маркетинговых служб, коммерческий риск, его профилактика и страхование, стратегия финансирования и т. д.
Объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется целями, в нем поставленными, его временным и пространственным масштабом.
Разрабатываемый как документ, имеющий целью обоснование деятельности предприятия, различных нововведений в ней, и составленный не по приказу сверху, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, в нем представленной, ни по самой структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его фактической направленности, бизнес-план, безусловно, должен включать в себя информацию следующего содержания:
цели бизнес-плана;
характеристика сути предлагаемого проекта;
 описание предприятия;
описание продукции и услуг;
оценка возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых, трудовых; учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.);
потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне;
систему (схему) управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля за ее функционированием.
Главная целевая направленность и отличительные черты бизнес-плана могут быть различными в зависимости от тех внешних условий и характеристик рынка, в которых находится данное предприятие (данная сфера бизнеса) [2, c.26].
В специальной литературе можно найти детализированные методики, регламентирующие процесс разработки бизнес-плана вплоть до конкретной календарной привязки.
Принципиально важным с точки зрения полноты охвата проблем и последовательности их решения является вопрос о структуре всего планового документа и внутренней структуре его разделов.
 В заключении следует повторить, что бизнес-план необходим для определения жизнеспособности фирмы в условиях конкуренции, для управления ее развитием и повышением конкурентоспособности, для определения деловых партнеров, снижения предпринимательского риска. Заключение
Планирование обеспечивает достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации является формулировка целей и определение конкретных действий, обеспечивающих их  реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих управленческих процедурах.
Существует достаточно много типов планов. Каждое из них имеет свою специфику – по срокам реализации, составу задач, характеру ориентиров, организационному статусу, методам разработки, степени детализации и т.п.
Бизнес-план – это основополагающий документ коммерческого предприятия, который описывает все основные аспекты ее будущего или конкретной новой деятельности (бизнеса). Он содержит анализ системы внутренних и внешних факторов, влияющих на прибыльность проекта, проблем, с которыми фирма может столкнуться при реализации бизнеса, а также способы  решения этих проблем, механизм генерирования доходов. В нем также дается заключение об эффективности вложений при различных уровнях доходности.
В состав бизнес плана входят титульный лист, резюме, описание предприятия и отрасли, существо предлагаемого проекта, описание продукции, работ, услуг, стратегия маркетинга, инвестиционный,  производственный,  организационный и  финансовый планы, стратегия (схема) финансирования, оценка, анализ рисков и страхование, выводы и приложения. Список литературы
Белоусова Е. Оперативное планирование на предприятии // Экономика. Финансы. Управление. –2002. – №4. – с.40-45.
Бизнес-план как одна из составляющих системы планирования на предприятии // Экономика. Финансы. Управление. – 2003. – №1. – с.25-30.
Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омена-Л, 2004. – 472 с.
Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. –528 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература)
Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 624 с.
Давыденко В.И. Бизнес-план – Мн.: Парадокс, 1996. – 156 с.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – 5-е изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2002. – 336 с.
Ковалева Н.В. Бизнес-планы в системе развития предприятия // Бухгалтерский учет и анализ. – 2001. – №5. – с.49-52.
Менеджмент: Учебник. / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 591 с.
Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов / О.А. Зайцева, К.А. Радугин, А.А. Радугин, Н.И. Рогачева; Под общ. ред. А.П. Радугина. – М.: Издательство «Центр», 1997. – 431 с.
Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для слушателей программы МВА / Е.И. Велесько, П.П. Логинов, А.А. Неправский. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003. – 271 с.
Турецкий Б. Планирование на предприятии // Экономика. Финансы. Управление. –2002. – №1. – с.18-23.
Черничкин Ю. О бизнес-планировании // Директор. – 2002. – №1. – с.20-23.
Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для  студентов экономических факультетов и вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. – 544 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Канатні транспортні установки
Реферат Овогенез
Реферат Механизмы вилочного погрузчика
Реферат Эксплуатация машинно-транспортного парка
Реферат Исследование организации учета фонда заработной платы в строительных организациях
Реферат Экономическая сущность туристской ренты
Реферат Сущностные характеристики и формы трансграничного экономического сотрудничества
Реферат Українсько-російські відносини на сучасному етапі: проблеми та перспективи
Реферат Основы буддистского учения
Реферат Аудит основных средств на предприятии ФГУ ДЭП-185
Реферат Принципиальные отличия WIN95 от предыдущих версий. Достоинства и недостатки WIN95
Реферат Профилактика беспризорности и безнадзорности, как социального явления
Реферат Современные молодежные субкультуры в России
Реферат 1 Керівники обирають такий об'єкт для екскурсій, на якому забезпечується безпека її проведення
Реферат Экономическая теория, Макроэкономика