--PAGE_BREAK--Суммированием оценок экспертов по каждому индикатору в разрезе типов инвесторов определяется средний балл как среднеарифметическая оценок инвесторов.
При этом приоритет не отдается ни одному из типов инвесторов, поскольку оценка предпочтений инвесторов проводится по всем типам инвесторов одновременно, без учета на данном этапе исследования, того к каким типам относятся, например, институциональные инвесторы – к стратегическим или портфельным, внутренним или внешним.
Акцент на конкретных типах инвесторов можно сделать при выработке конкретных мероприятий по привлечению инвестиций, когда есть оценка уровня развитая фондового рынка региона и степени предпочтения этого региона отдельными категориями инвесторов.
Полученные средние значения экспертных оценок используются для определения веса каждого из пяти индикаторов, с которым он войдет в интегральный показатель. Для этого сумма средних оценок экспертов по всем индикаторам принимается за 100% и подсчитывается доля оценки экспертов по каждому индикатору. Затем доля каждого индикатора в интегральном индикаторе оценивается в баллах (значение интегрального индикатора может быть оценено в 500 баллов).
Оценки каждого из индикаторов положены в основу расчета максимального количества баллов, необходимых для характеристики эталонного варианта и построения интегрального индикатора.
Для наглядности, проанализируем определенное исследование.
Так, с учетом того, что максимальное значение интегрального индикатора для эталонного варианта составляет 500 баллов, отдельные индикаторы в данном исследовании получили следующие значение (баллов):
значимость эмитентов региона – 112,5;
способность эмитентов привлекать ресурсы на свободном рынке – 122,5;
потенциал фондовых посредников и управляющих – 92,5;
уровень развития инфраструктуры фондового рынка – 96,5;
уровень регулирования – 76,0.
Оценки значимости индикаторов фондового рынка, полученные по результатам опроса экспертов приведены в таблице 1.3.1.
Таблица 1.3.1. Экспертные оценки значимости индикаторов фондового рынка для различных типов инвесторов, баллов
Исходя из показателей, характеризующих индикаторы, получим эталонные значения каждого показателя (табл. 1.3.2).
Таблица 1.3.2. Эталонные значения индикаторов и показателей фондового рынка
Вполне обоснованным представляется выбор в качестве эталонных показателей развития фондового рынка Москвы, который оказывает заметное влияние на развитие, как экономики столицы, так и фондового рынка России в целом. Чем ближе уровень развития регионального фондового рынка к уровню развития рынка Москвы, тем больше у него возможностей для привлечения инвестиций.
Рейтинги регионов можно строить как по отдельным индикаторам фондового рынка, так и по интегральному индикатору. Рейтинг регионов по значимости эмитентов в экономике страны позволит выявить регионы, в которых расположены наиболее крупными эмитенты страны и значение которых будет возрастать по мере улучшения показателей экономической эффективности функционирования этих эмитентов.
Рейтинг регионов по способности эмитентов к выходу на свободный рынок говорит о наполняемости региона ценными бумагами эмитентов, о возможности формирования эффективного портфеля ценных бумаг региональных эмитентов, о потенциале формирования фондового рынка региона и возможности привлечения краткосрочного капитала.
Рейтинг регионов по потенциалу фондовых посредников и управляющих компаний позволяет судить о возможной скорости обращения инвестиционных ресурсов как внутри региона, так и за его пределами.
Исходя из рейтинга регионов по уровню развития инфраструктуры можно определить центры обращения ценных бумаг потенциальные регионы для формирования таких центров в зависимости от способности региона обеспечить инвесторам открытость и прозрачность фондового рынка, надежность исполнения сделок, гарантии сохранения вложений в ценные бумаги.
Рейтинг регионов по уровню регулирования фондового рынка позволяет сделать вывод о степени развития и защиты правовых отношений на фондовом рынке региона, о степени значимости, какую придают региону федеральные органы управления, о способности профессиональных участников фондового рынка к самоорганизации.
Цель построения рейтинга регионов по интегральному индикатору – выявление соотношений регионов по уровню развития фондового рынка, оцениваемому с позиций привлечения инвестиций в регион. Чем выше уровень развития фондового рынка региона, тем больше вероятность при прочих благоприятных условиях привлечения инвестиций в регион. Исходя из анализа индикаторов, обеспечивших наибольший вклад в интегральный рейтинг, или, наоборот, имеющих низкую оценку, можно наметить мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности каждого региона. Рейтинг регионов по интегральному индикатору позволяет не просто сравнивать регионы, но и выявлять наиболее характерные их группы, имеющие сопоставимый уровень развития фондового рынка, а значит и особенности развития рынка, присущие этим группам.
1.4 Типологическая группировка регионов по уровню развития фондового рынка Таким образом, цель ранжирования по интегральному индикатору заключается также в типологизации и выделении инвестиционно-привлекательных регионов.
Выявление устойчивых групп регионов по интегральному индикатору позволяет сформировать определенные типологические группы, близкие по уровню развития фондового рынка. На основе результатов экспертного анализа можно выделить следующие типологические группы регионов:
А. Высокопривлекательные регионы с фондовым рынком на уровне мировых стандартов. К этой группе относятся регионы, состояние фондового рынка которых соответствует потребностям региона, все структурные элементы рынка пропорционально развиты, а показатели развития сопоставимы с показателями базового варианта. Фондовый рынок является одним из основных факторов инвестиционной привлекательности этой группы регионов. Иностранные инвесторы получат здесь тот же комплекс услуг, что и на зарубежных фондовых рынках.
Б. Высокопривлекательные регионы с развитым фондовым рынком. Сюда следует отнести регионы с достаточно развитыми элементами фондового рынка и, соответственно, высокими оценками индикаторов. Фондовый рынок здесь выполняет свою роль фактора инвестиционной привлекательности, и, соответственно, вероятность привлечения инвесторов сюда достаточно высока.
В. Привлекательные регионы с интенсивно развивающимся фондовым рынком: регионы с достаточно хорошо развитыми отдельными структурными элементами, по которым соответствующие индикаторы имеют высокое значение. По другим элементам фондового рынка индикаторы недостаточно высоки, но они интенсивно развиваются и региональные эмитенты в этих районах начали активно использовать фондовый рынок для привлечения финансовых и инвестиционных ресурсов. Вероятность привлечения инвесторов в эти регионы значительна, и отчасти она реализуется.
Г. Привлекательные регионы с активно формирующимся фондовым рынком. Регионы, где начиналось формирование фондового рынка, но относительно недавно. Соответственно оценки большинства индикаторов фондового рынка этих регионов невысоки. Тем не менее, фондовый рынок уже начал выполнять свою роль по привлечению в эти регионы определенных категорий инвесторов. Многие инвесторы, особенно имеющие венчурные проекты, как правило, уже знакомы с условиями работы в таких регионах. Для этой группы регионов есть хорошие перспективы для привлечения инвестиций.
Д. Потенциально привлекательные регионы с формирующимся фондовым рынком. В регионах, относящихся к этой группе, лишь складываются элементы фондового рынка, но пока фондовый рынок не используется здесь в качестве фактора своей инвестиционной привлекательности. Вероятно, некоторые индикаторы имеют очень низкие значения, другие – хотя и более высокие, но ниже среднего уровня. В этих регионах имеются лишь предпосылки для развития фондового рынка и привлечения инвестиций. Реализация этих предпосылок во многом зависит от позиции и участников фондового рынка, и местных органов управления.
Е. Непривлекательные регионы с элементами оживления фондового рынка: регионы, фондовый рынок в которых в принципе, не развит и, вероятно, имеются лишь отдельные эмитенты, представляющие потенциальный интерес для инвесторов. Вероятность привлечения инвесторов сюда крайне незначительна, оно возможно лишь как результат политических усилий местных руководителей и фондовых посредников.
Ж. Непривлекательные регионы с практически отсутствующим фондовым рынком. В эту группу попадают регионы, индикаторы развития фондового рынка в которых имеют нулевые или близкие к нулю значения. Роль фондового рынка как фактора инвестиционной привлекательности здесь вряд ли осознана. Основные инвестиции поступают, как правило, из бюджетных ассигнований. Чтобы создать предпосылки формирования фондового рынка здесь, необходимы значительные усилия государственных региональных органов управления.
Выделенные семь типологических групп регионов, различаясь по уровню развития фондового рынка, характеризуются соответствующими значениями интегрального индикатора. Определение границ типологических групп осуществляется по следующей методике.
Сначала рассчитывается среднее значение интегрального индикатора: сумма значений интегральных индикаторов по всем регионам, включая эталонный, делится на количество регионов. Предполагается, что от среднего значения интегрального индикатора до верхней границы и до нижней границы его изменения должно быть одинаковое количество типологических групп. В нашем исследовании выделено семь типологических групп, причем последняя (седьмая) может быть получена путем выделения из шестой типологической группы, поскольку их содержательные характеристики близки. Таким образом, необходимо выделить шесть типологических групп. Одинаковое количество (шесть) типологических групп можно получить:
– путем деления на три разницы между значением верхней границы интегрального индикатора и средним значением интегрального индикатора;
– путем деления на три разницы между средним значением интегрального индикатора и значением нижней границы.
Таким образом, границы первой, второй и третьей типологических групп рассчитываются исходя из величины, определенной как разница между максимальным, эталонным значением интегрального индикатора и средним значением интегрального индикатора, поделенная на три. И, следовательно, границы первой типологической группы устанавливаются от максимального значения индикатора до двух третей разницы, границы второй группы – от одной трети до двух третей разницы, и третьей группы – от среднего значения интегрального индикатора до одной трети разницы между максимальным значением интегрального индикатора и средним значением интегрального индикатора.
Границы четвертой, пятой и шестой типологических групп рассчитываются как разница от среднего значения интегрального индикатора и нижней границы интегрального индикатора, поделенная на три. Так, границы четвертой типологической группы устанавливаются от среднего значения интегрального индикатора до двух третей разницы, пятой группы – от одной трети до двух третей разницы от среднего значения интегрального индикатора и нижней границы интегрального индикатора.
Границы шестой и седьмой типологических групп определяются несколько искусственно. Седьмая группа выделена для регионов, в которых фондового рынка практически нет. Для этой группы граница устанавливается от нижней границы интегрального индикатора до 1. Граница шестой типологической группы устанавливается от 1 до одной трети разницы между средним значением и нижней границей интегрального индикатора.
Каждый из исследуемых регионов по значению интегрального индикатора относится в соответствующую типологическую группу. В каждой из выбранных типологических групп подсчитывается количество регионов. Проводится содержательный анализ типологических групп, и делаются выводы об уровне развития фондового рынка регионов с позиций инвестиционной привлекательности в разрезе каждой типологической группы и отдельных регионов, попавших в эти группы. Цель такого анализа – выявление общих закономерностей в типологических группах и особенностей отдельных регионов, влияния этих особенностей на характеристику типологической группы в целом.
2. Показатели индикаторов фондового рынка
2.1 Показатели значимости региональных эмитентов в народном хозяйстве Значимость региональных эмитентов в народном хозяйстве страны формируют такие показатели, как:
– активы региональных эмитентов;
– объем реализации продукции;
– капитализация региональных компаний;
– количество эмитентов региона, документа для регистрации ценных бумаг которых представлены в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ);
– количество эмитентов региона в рейтинге крупнейших компаний России по объему реализации продукции и по рыночной стоимости (капитализации).
продолжение
--PAGE_BREAK--Чем больше крупных по объему активов эмитентов на территории региона, тем он более привлекателен для инвесторов.
Для оценки инвестиционной привлекательности эмитента используется такой показатель, как объем реализации продукции, характеризующий не только количество произведенной продукции, выраженной в стоимостной оценке, но и полезность продукции, поскольку речь идет о реализованной продукции. Большой объем реализации продукции свидетельствует о том, что эта продукция находит рынки сбыта. Однако если рассматриваемые эмитенты принадлежат к различным отраслям, прямое сравнение объемов производства вряд ли целесообразно: объем производства в сырьевых отраслях практически всегда больше, чем в других.
Важным показателем, характеризующим потенциал эмитентов региона при его оценке, является капитализация эмитента. В общем случае капитализация определяется как сумма рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций. В свою очередь, рыночная стоимость рассчитывается как произведение количества акций, выпушенных эмитентом, на их цену, которая устанавливается на рынке. Таким образом, капитализацию можно посчитать только для тех эмитентов, акции которых продаются и покупаются на фондовом рынке.
Другой важнейшей характеристикой значимости эмитентов, но уже для инвестора, является их капитализация. Высокий уровень капитализации означает, что при относительно небольших первоначальных вложениях в ценные бумаги эмитента инвестор может получить большие доходы, владея ценными бумагами с высокой капитализацией.
Показатель, характеризующий количество эмитентов не отражает роль государства для этих предприятий и служит лишь ориентиром инвесторам для формирования совокупности ценных бумаг эмитентов, инвестиции в которые могут принести значительные доходы в будущем.
2.2 Показатели способности региональных эмитентов привлекать ресурсы на свободном рынке Способность региональных эмитентов к заимствованию средств на свободном рынке характеризуется следующими показателями:
– количеством зарегистрированных эмиссий ценных бумаг (акций и облигаций), региональных эмитентов;
– объемом зарегистрированных эмиссий ценных бумаг субъектов Российской Федерации и местных органов власти;
– количеством региональных эмитентов, ценные бумаги которых допущены в торговые системы организаторов торгов;
– объемом сделок в Российской торговой системе (РТС) по акциям региональных эмитентов.
Количество эмиссий акций и долговых обязательств корпораций, а также общий объем выпуска ценных бумаг региональных администраций свидетельствует о продвинутости этих эмитентов, об опыте привлечения инвестиций со свободного рынка. Несмотря на трудности в период экономического кризиса, дефолт отдельных субъектов федерации по долговым инструментам, опыт привлечения инвестиций через фондовый рынок и эмиссионная активность будут способствовать привлечению инвестиций и выходу из экономического кризиса.
Допуск ценных бумаг региональных эмитентов в торговые системы очень важен для эмитента за рубежом. Каждый из организаторов торгов – биржа или внебиржевая система – имеет соответствующий рейтинг в финансовом сообществе, показывающий степень надежности того или иного эмитента. В настоящее время лидером среди организаторов торгов по корпоративным ценным бумагам является Российская торговая система (РТС). Поэтому в качестве одного из показателей, формирующих этот индикатор, можно выбрать объем сделок с ценными бумагами региональных эмитентов в РТС.
Показатели количества эмиссий ценных бумаг корпораций, количества эмитентов, ценные бумаги которых допущены к обращению в торговые системы, и показатель объема сделок в РТС являются в равной степени значимыми. Действительно, от количества эмиссий зависит общий объем ценных бумаг, потенциально способных обращаться на рынке, а от количества эмитентов, допущенных в торговые системы, – объем бумаг, доступных для инвесторов, предпочитающих цивилизованные способы обращения ценных бумаг, т.е. объем сделок в РТС.
2.3 Показатели потенциала фондовых посредников и управляющих Потенциал фондовых посредников и управляющих описывается следующими показателями:
– количеством организаций, имеющих лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами;
– количеством банков (самостоятельных региональных и филиалов иногородних);
– количеством управляющих компаний, в качестве которых рассматривали управляющие компании паевых инвестиционных фондов, поскольку только по ним в настоящее время существует развитое законодательство, тогда как законодательство по инвестиционным фондам, негосударственным пенсионным фондам находится в стадии разработки.
Фондовые посредники являются элементом, связывающим эмитентов и инвесторов ценных бумаг, и без их функционирования вряд ли можно представить полноценный фондовый рынок, поэтому фондовым посредникам – и банкам и небанковским организациям придана большая значимость в индикаторе потенциала фондовых посредников и управляющих. Банки, играя ту же роль фондовых посредников, аккумулируют к тому же финансовые ресурсы. Но для рассматриваемого индикатора небанковские фондовые посредники и банки должны иметь равную значимость. Это утверждение основывается на результатах анализа направлений работы фондовых посредников на рынке ценных бумаг. Так, фондовые посредники, не являющиеся банками, играют большую роль в корпоративном секторе ценных бумаг. Самые крупные из этой категории фондовых посредников работают и в корпоративном, и в государственном секторе ценных бумаг. Многие из фондовых посредников, не являющиеся банками, практически не проводят операций на рынке государственных ценных бумаг. Банки в основном работают на рынке государственных ценных бумаг и только некоторые из них приступили к работе на рынке корпоративных ценных бумаг.
2.4 Показатели уровня развития инфраструктуры фондового рынка
Для оценки индикатора уровня развития инфраструктуры можно использовать показатели количества организаций в регионе, имеющих лицензии на осуществление деятельности:
– по организации торговли на рынке ценных бумаг;
– депозитарной деятельности;
– по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг;
– по определению взаимных обязательств (клиринг). Дополнительно можно привлечь и такие показатели уровня развития инфраструктуры, как наличие телекоммуникационных систем, обеспечивающих связь федерального и регионального фондовых рынков, и специализированных информационных и обучающих институтов, позволяющих формировать среду фондового рынка.
Телекоммуникационные и информационно-обучающие системы мы не рассматриваем из-за трудностей количественной их оценки. Поэтому показатели, характеризующие индикатор уровня развития инфраструктуры фондового рынка представлены лишь количеством лицензированных организаторов торговли, депозитариев и регистраторов.
Соотношение между этими показателями обусловили следующие моменты. Регистраторы и депозитарии являются элементами инфраструктуры, наличие которых обязательно для существования как организованного, так и неорганизованного рынка ценных бумаг. В условиях формирующегося фондового рынка (а именно такую стадию переживает большинство регионов России) наличие регистраторов и депозитариев является необходимым условием для становления и ускоренного формирования фондового рынка. Вот почему этим показателям придается большая значимость в индикаторе уровня развития инфраструктуры.
Что касается соотношения весов между регистраторами и депозитариями, то они должны быть равными. Это утверждение основывается на той роли, которую играют регистраторы и депозитарии в качестве структурных элементов фондового рынка. Регистраторы, главной задачей которых является введение реестра владельцев ценных бумаг, имманентно связаны с эмитентами как субъектами фондового рынка, выпускающими ценные бумаги.
Депозитарии, напротив, решают задачу хранения и учета ценных бумаг инвесторов и тем самым непосредственно связаны с обслуживанием инвесторов. Если эмитенты и инвесторы играют одинаково важную роль на фондовом рынке, то и регистраторы и депозитарии также имеют одинаково важное значение и поэтому должны иметь равные веса в индикаторе уровня развития инфраструктуры фондового рынка. Показатель количества организаторов торгов позволяет судить о потенциальных центрах фондовой активности, которые могут сложиться благодаря наличию в этих регионах организаторов торгов.
Однако в настоящее время организаторы торгов играют, хотя и существенную, но менее значимую роль, чем регистраторы и депозитарии. Это связано с тем, что во многих регионах России фондовый рынок находится только в стадии формирования и значение организованных рынков ценных бумаг будет возрастать в перспективе.
2.5 Показатели уровня регулирования фондового рынка В общем случае индикатор уровня регулирования фондового рынка региона может быть отражен такими показателями, как:
– наличие регионального отделения ФКЦБ;
– наличие отделений саморегулируемых организаций;
– наличие региональных ассоциативных союзов.
В данной работе эти показатели конкретизированы через следующие показатели:
– количество профессиональных участников, приходящихся на региональное отделение ФКЦБ;
– количество в регионе членов НАУФОР;
– количество в регионе членов ПАРТАД.
Членство в региональных ассоциативных союзах не учитывалось, поскольку большая часть членов Ассоциации фондовых дилеров Сибири находится в Новосибирске, и Новосибирск тем самым получил бы дополнительные преимущества.
Регулирование фондового рынка является важнейшей функцией государственных органов власти, и этот показатель должен иметь больший удельный вес в индикаторе уровня регулирования фондового рынка.
3. Статистическое исследование фондового рынка региона Имеются данные о количестве профессиональных участников РЦБ в регионах Сибирского Федерального округа.
Таблица 3.1. Количество профессиональных участников РЦБ в регионах Сибирского Федерального округа за период 2001–2005 гг.
Число профессиональных участников РЦБ в регионах Сибирского Федерального округа довольно быстро снижается с каждым годом. Для наглядности в приложении 3 приведена гистограмма тенденции развития числа профессиональных участников в регионах Сибири за данные периоды.
1. Анализ динамики числа профессиональных участников РЦБ Сибирского федерального округа за периоды 2001–2005 гг.
В нижеследующей таблице приведены значения абсолютных приростов, темпов роста и темпов прироста профучастников Сибири.
Таблица 3.2. Значения цепных абсолютных приростов числа профучастников РЦБ в Сибирском Федеральном округе за периоды 2002–2005 гг.
Необходимо отметить, что максимальный отрицательный прирост приходится на Новосибирскую область – в 2004 г. по сравнению с 2003 г. число профессиональных участников снизилось на 10; в Омской области – на 7. В Сибирском Федеральном округе в целом в 2005 г. по сравнению с базисным годом (2001 г.), число профучастников РЦБ сократилось на 58, что в относительном выражении это 35%.
Что касается базисных показателей – за 3 года Новосибирская и Томская области потеряли по 11 профучастников РЦБ.
Составим таблицу со значениями темпов роста числа профессиональных участников Сибирского Федерального округа за период 2002–2005 гг.
Таблица 3.3. Значения темпов роста цепных и базисных числа профессиональных участников РЦБ в Сибирском Федеральном округе за период 2002–2005 гг.
продолжение
--PAGE_BREAK--