Реферат по предмету "Мировая экономика"


Совместные предприятия проблемы и перспективы

--PAGE_BREAK--1.3. ЗОНЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
         По данным Министерства экономики  на 01.01.1997 г.  в Украине насчитывалось 4117 СП.  На 01.01.1997 г.  в Донецкой области было зарегистрировано  81 СП,  партнерами,  в создании которых принимали  участие страны СНГ.



Рисунок 2. Страны ближнего зарубежья — учредители СП
         Приоритет в развитии совместного предпринимательства  со странами СНГ  отдается России,  на ее долю приходится 63 СП. Это неудивительно, так как с Россией сложились еще исторически тесные  экономические связи с географическим положением, а также вхождением Украины в состав бывшего СССР.  Все это способствует в данное время  развитию тесных  экономических связей со странами СНГ.

         Но основными партнерами СП являются западноевропейские страны.  В 1995 году  удельный вес западноевропейских стран в СП  составлял 58%. Это Германия, Финляндия, Австрия, Венгрия, Италия.  Удельный вес Американских фирм  составляет 17%, восточно-европейских — 13%.

         Приоритет в выборе партнеров  по данным статистики  -  это промышленно-развитые  капиталистические страны,  сотрудничество с которыми позволяет  реализовать основные цели и задача СП.  Незначительный взаимный интерес  к созданию СП  с партнерами восточных стран объясняется экономическим трудностями,  отсутствием современных технологий,  образования,  многочисленных дефицитов.

         Территориальное размещение СП неравномерно.  Иностранные фирмы проявляют больший интерес  к созданию СП  в тех районах,  где  есть инфраструктура,  лучшие бытовые условия для жизни иностранных специалистов.  В этой связи  возникла идея  создания зон совместного предпринимательства.  Создание этих зон имеет своей целью  привлечение иностранного капитала в те районы, в которых мы заинтересованы.

         ЗСП — это территория,  где действуют Украинские законы, органы власти украинского предприятия и учреждения. Люди, работающие на этой территории,  имеют те же права,  что и все граждане  стран,  но на этой территории  создаются более благоприятные условия для иностранного капитала путем предоставления льгот по налогам,  таможенному налогообложению,  созданию производственной и социальной инфраструктуры.

         Учитывая сложную  финансово-экономическую обстановку в Украине,  необходимо сконцентрировать усилие  и средства  на формирование  5-6 относительно небольших зон экспортного производства и свободных таможенных зон на тщательно отобранных территориях,  имеющих выгодное экономико-географическое положение. В Донбассе это могут быть  три:

         — Донецк с Макеевкой, Ясиноватой и Авдеевкой;

         — Мариуполь;

         — Краматорск со Славянском, Красным Лиманом, Дружковкой, Константиновкой и Артемовском.

         На долю этих городов  приходится 90% экспорта-импорта Донецкой области.

         Главным аргументом в пользу  создания  свободного предпринимательства  на территории Донецкого региона  является ее экономико-географическое расположение,  мощная инфраструктура,  что определяет ее как транзитный  узел между Востоком (“ближним зарубежьем”) и Западом,  и, наконец, экспортный потенциал.  Прежде всего,  новые формы внешнеэкономической деятельности: прямые связи,  совместное предпринимательство.

         Совместное предпринимательство  нуждается в дальнейшем  совершенствовании и расширении участия в нем иностранного капитала.

         Указом Президента Украины  в 1992 году  в Крыму было провозглашено создание “Режима открытой экономики”, предусматривающая  активизацию  на территории полуострова  свободного предпринимательства.  При этом Крым располагает  уникальным географическим положением и развитой инфраструктурой и статусом  компаний.  “Сиваш” — это одна из  СЭЗ  действующих на территории Украины.  Их  роль в отечественной экономике значительна.  Например,  технико-внедренческие СЭЗ  могут заявить о себе, как о новой эффективной форме интеграции науки и производства,  о месте развертывания  инновационной деятельности и создания венчурных фирм (СП),  занятых разработкой новых технологий.  Они должны представлять собой  территориально сгруппированную совокупность  научных лабораторий  Крыма и производственных  мощностей,  созданных или переданных  на льготных условиях  в аренду СП,  занятым коммерческим освоением перспективных научных  и технологических нововведений и идей.  Такие зоны могут быть созданы  в Симферополе и Севастополе.

        
Основные требования,  выдвигаемые руководством таких СЭЗ  к СП  состоят в том, чтобы они вели научные исследования и разработки  в области высокотехнологических производств,  а также, чтоб специализация зоны  соответствовала приобретенным направлениям исследований,  проводимых в базовом университете. Поэтому в рамках  технико-внедренческие  СЭЗ  решаются  все виды деятельности,  которые прямо или косвенно  связаны с исследованиями  и разработками СП.
1.4.  УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ  В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИНОСТРАННЫМ ПАРТНЕРОМ
         У созданных на территории Украины СП   имеется определенная специфика.  С одной стороны они работают  в условиях экономики  переходного типа,  сохранившей многие  черты советской экономики,  а с  другой в условиях  более или менее  развитых  товарно-денежных отношений.  Нельзя с определенной точностью  и заранее предсказать  конъюнктуру рынка,  неизвестно количество реальных  и потенциальных потребителей и их потребности,  трудно предугадать  динамику стоимости ценных бумаг,  недвижимого имущества и т.д.  Поэтому  риск связан с любым видом деятельности на СП.  Риск связан с чисто  человеческими чертами (персональный риск), с особенностями  поведения менеджера в денежных ситуациях (деловой риск) и взаимодействием менеджеров в управленческой команде организации (организационный риск). 

         Персональный риск зависит от того, что  разные люди по  разному оценивают деятельность  будущих событий.  Они склонны судить о возможности   таких событий потом,  насколько часто  с ними сталкивались,  чрезмерно доверять своим суждениям.

         Деловой риск обусловлен влиянием на  бизнес изменчивости цен,  спроса,  уровня прибыли, действия конкурентов,  экономические колебания и  не предвиденные политические события,  способные  вызывать правовые изменения.  Такой риск присутствует  на  всех этапах бизнеса.

         Организационный риск обусловлен сложностью взаимодействия  людей в управленческой  команде и степенью соответствия  их персональных  и деловых характеристик  к выполняемым обязанностям.

         Выделяют три основных источника риска:  нехватка времени для принятия решения,  дефицит информации и недостаточная   возможность управления ситуацией.

         Разные  формы деловой активности  порождают различные формы риска и создают различные ситуации риска.  Первой формой  является  инновационная деятельность,  связанная с введением новых товаров,  метод производства,  рынков и источников сырья,  а также с реализацией  неизвестных или не используемых  ранее возможностей.

         Вторая форма использует несбалансированность рынка.  Диспропорция в производстве,  транспортировке или  продукции нацелены на извлечение дохода.

         Третья форма направлена на получение аренды,  источником которой является монопольное владение сырьем,  технологией или информацией,  а  также особенности хозяйственного законодательства,  в результате чего возникает  монопольное право  на ресурсы или производство и продажу определенного вида продукции.

         Все  эти формы бизнеса  реализуются в условиях риска получения дохода,  выданного влиянием факторов экономического окружения.  Негативное влияние  социально-экономической Среды проявляется в нехватке  квалифицированной  рабочей силы,  колебания цен,  проценты за кредит,  стоимости сырья,  оборудования и т.п.  Отрицательно сказывается нестабильность хозяйственного законодательства.  Влияние технологической Среды проявляется в виде недостаточного  уровня производственных  технологий и нехватки  необходимых ресурсов.

         В Украине наиболее рискованный инновационный бизнес  (колебание цен,  проценты за кредит и т.д.). В силу неразвитой системы страхования  и малочисленности этого бизнеса  часть риска  трудно переложить на чужие плечи.

         Для бизнеса ориентированного  на несбалансированность рынка негативные факторы  социально-экономической  и политическо-правовой среды   не страшны.  Их влияние помогает ослабить несовершенное  законодательство  и возможность подкупа местных властей. Негативный фактор  технологической Среды для этого вида бизнеса  оборачивается положительной стороной.

         Многочисленные внешнеэкономические запреты  и ограничения, существующие  в Украинском Законодательстве,  легко обходятся  с помощью взяток или  “ухода в тень”. Например,  объектом такой  монополизации  стал выход на международный рынок. Общая отсталость технологии  для этого бизнеса  также не опасна,  так как можно получить доступ к передовым западным технологиям для увлечения  монопольной  ренты.

         Причинами разницы  в рисках для  предприятий Украины является:

         — суррогатный характер  новых рыночных институтов и, прежде всего  бирж конъюнктурной службы и рекламы;

         — отсутствие  реального  хозяйственного права,  препятствующее снижению  общего  уровня риска через развитие конкретных отношений;

         — высокий интеллектуальный уровень  украинского бизнеса,  способствующий превращению делового риска  в криминальный;

         — оппортунистическое поведение  в частности связанное  с отсутствием  культуры конкретных взаимоотношений,  отсутствие высокой  персональной  ответственности за результаты своей деятельности в целом увеличивают “моральный риск”  любой сделки.

         Таким образом, наиболее рискованный бизнес в Украине  является  инновационный и, прежде всего в силу  недостатков социально-экономической и политико-правовой среды,  а также неразвитостью  системы страхования.  Поэтому разработка методики  оценки делового риска  при создании и функционировании СП,  методов управления рисками СП  является весьма  актуальной  для народного хозяйства Украины.

         В заключении можно сделать вывод,  что только тогда, когда создание СП  действительно позволяет  привлечь технологию,  которую нельзя привлечь другим путем выйти со своей технологией  на мировой рынок с принципиально новой продукцией или быстро освоить производство продукции,  остродефицитной в стране,  следует идти на такую форму сотрудничества, как создание СП.

2. РАЗВИТИЕ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ

2.1. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
          В Украине регистрация СП  началась в МинФине УССР с 01.01.1991 года. Было подготовлено Государственной комиссией при Кабинете Министров Украины  Республиканское временное Положение,  определяющее условия регистрации СП на территории Украины.  Принят Закон  “О внешнеэкономической деятельности”.

         На первом этапе создания СП  большинство из них образовано  в сфере компьютерной техники  и переработке вторсырья.  Затем -  СП  с посредническими функциями, их доля составила 30%.

         В целом по данным статистики  успех имели 5-10%  действующих СП.  Сфера их деятельности -  сервис,  посреднические услуги,  производство печатной, видео-аудио  продукции,  сборка компьютеров и производство  программных средств,  которые не требуют значительных капиталовложений и мало зависят от   региональных проблем, материально-технического снабжения.  На эти виды продукции и услуг существовал повышенный спрос,  была возможность диктовать цены,  быстро  окупать затраты,  получить значительные валютные доходы в относительно короткие сроки.  СП созданные в машиностроении,  приборостроении, химии и других  индустриальных отраслях были, как правило, убыточными.

         Крайне отрицательная деятельность СП отражалась отсутствие  у государства  предприятий  в тот  период самостоятельности  и права распоряжаться собственными ресурсами,  что не мешало СП  возможности вступить с ним в фиктивные хозяйственные контакты, что  при ненадлежащем материально-техническом обеспечении  и отсутствием  гарантийного сбыта  продукции ставит СП  в неравные с государственными  предприятиями условия.

В 1997 году объем произведенной   СП  продукции  достиг  4334,9 млрд. грн., что составляет всего лишь 0.3% от валового  общественного продукта и значительно меньше доли  их совокупного уставного фонда в производственных фондах страны.  Это свидетельствует о пока еще весьма низкой  отдаче капитала.  Причина такого положения, прежде всего в том, что подавляющее число СП практически находится в стадии становлении  и соответственно рано судить об их будущей эффективности.

         Действующие СП  распределялись по отраслям народного хозяйства следующим образом:  промышленность — 428,  строительство — 59,  торговля и общественное питание — 103,  научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации — 79,  другие отрасли — 358. В основной деятельности промышленных СП  было занято  50,9 тысяч человек,  объем произведенной ими продукции — 2.3 млрд. грн.   Высокий удельный вес  промышленных СП — факт положительный.  Однако, настораживает то, что  очень мало СП создается в приоритетных отраслях промышленности,  например, машиностроении их всего 5% от общего числа СП.  В основном зарегистрированные  в нашей стране  СП  действуют в сфере торговли,  туризма,  легкой промышленности (32,5%), а также  в области  инженеринговых, НИОКР и консультативно-посреднических услуг (29.9%).

         В последнее время произошли  существенные изменения и в отношении сроков первого налогообложения СП. Как известно,  ранее все СП  пользовались общей льготой:  освобождались от налогов в течение первых двух лет с момента получения первой  объявленной прибыли.  Теперь СП должны  уплачивать налог с момента  получения или балансовой прибыли,  а ни первой объявленной прибыли,  что раньше давало возможность СП  не платить налог на прибыль в течение неопределенного времени.

         Однако наиболее важным нововведением является то, что данная льгота  по налогообложению  будет распространяться  не на все СП,  а только на созданные в сфере  материального  производства и имеющие долю иностранного партнера в уставном капитале свыше 30%… При этом следует иметь в виду,  что выручка,  полученная в сфере материального производства,  должна составлять более 50% от всей выручки СП.

         Новый порядок определения сроков первого налогообложения призван стимулировать инвестиции иностранных участников,  причем именно в материальную сферу.

         Очень важной льготой для СП  с долей иностранного участника  свыше 30% является  исключением из облагаемой прибыли сумм,  направляемых на осуществление  научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ и проведение природоохранных  мероприятий.  Тем самым для иностранного капиталовложения  в эти мероприятия  становится весьма выгодными.
 
2.2. РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
         В настоящее время  значительную роль отводят сотрудничеству с иностранными государствами,  в частности и в такой форме  как СП.

         По данным статистики  на начало 01.01.1997 года  в Украине действовало 4117 СП. В Донецкой области  на 01.01.1997 года  зарегистрировано около 300 СП и их филиалов с участием  иностранных фирм из 46 стран: от Австралии, Австрии и Бангладеш — до Швеции, Швейцарии и Японии.  По сравнению с 1996 годом в 1997 году  число СП возросло в 22 раза,  хотя отмечают, что реальную деятельность  осуществляли лишь 115 СП.

         По данным налоговой администрации  Украины  в 1997 году  работает свыше 4 тысяч СП с объемом  иностранных инвестиций   495 млн. дол. 2/3 этих денег вложено в непроизводственную сферу -  торговлю и посредничество,  1/3 — около 180 млн. дол.  — вложено в производство.  Структура иностранных инвестиций  в 1997 году  складывается из оборудования — 74,12%,  других инвестиций -  25,88%.

         В Донецкой области  больше всего совместных предприятий  создали бизнесмены Германии — 28, Польши — 27, Болгарии — 18, Китая — 15, Италии — 12, Австрии — 11, Кипра — 10.

         Анализируя статистические данные  в Донецкой области  около 80%  инвестиций  попадает в торгово-посредническую сферу,  15% в производственную и только 5% в сферу сервисных услуг.  Объясняется это тем,  что торгово-посредническая отрасль дает  доходы намного быстрее,  по сравнению с другими отраслями и является более мобильной.

         Иностранные инвестиции в предприятиях Донецкой области в 1997 году   характеризуется следующими данными:

                                                                                                         Таблица 1

Иностранные инвестиции в предприятиях  Донецкой области

(тысяч единиц в валюте полученных инвестиций)   

Город

Страны

инвесторы

Валюта

Суммы

г. Донецк

Германия

дол. США

222.2

г. Донецк

Великобритания

дол. США

154.0

г. Донецк

Исландия

дол. США

108.0

г. Донецк

Китай

дол. США

102.0

г. Донецк

Панама

дол. США

48.5

г. Донецк

США

дол. США

533.2

г.Донецк

Италия

дол. США

11.0

г. Донецк

Россия

дол. США

222.0

г. Донецк

Швеция

дол. США

620.0

г. Донецк

Беларусь

укр. грн.

6.125,0

г. Донецк

Австрия

дол. США

11.1

г. Донецк

Турция

дол. США

8.3

г. Донецк

Польша

дол. США

283.4

         Таким образом, из таблицы видно,  что недостаточно большие средства  вкладываются в развитие СП на Украине с иностранными партнерами.

         С середины 1992 года был введен Закон Украины “Об иностранных инвестициях”. Зарубежный инвестор теперь может  свободно участвовать  в предприятиях,  которые организуются совместно с Украинскими юридическими  и физическими лицами,  создавать свои предприятия,  их филиалы,  приобретать движимое и недвижимое имущество, транспортные средства.  С января 1993 года  зарубежный инвестор приобрел право на использование  природных ресурсов на территории Украины.

         Действующий в Украине Закон “О режиме иностранного инвестированная” открыл некоторые возможности  для развития,  в частности,  угледобывающих предприятий.  Так,  шахта  “Коммунист”  (город Кировское  Донецкой области) вышла из состава   ПО “Окрябрьуголь”  и корпоратизируется вне графика,  утвержденного  Госкомугля   Украины.

         Впервые в отрасли здесь  создано совместное  Украинско-Швейцарское предприятие  “Интерком” с уставным фондом  в 1 млн. дол.  Швейцарская сторона  представлена фирмой “План-Марин”,  имеющей филиалы  в 6-ти странах мира.

         Иностранные инвестиции помогут приобрести импортную технику,  а также будут способствовать  развитию шахты,  в частности ее Северного участка, с которого совместное предприятие начало свою деятельность. Прибыль предполагается делить пополам с партнерами, хотя, на период становления предприятия Швейцарцы обещают свою часть отдавать на развитие шахты. Проблема сбыта  тоже решена, так  как качество угля отвечает самым строгим мировым нормативам. Данный пример говорит о том, что если правительство будет более либерально регламентировать деятельность предприятий, то это  позволит полнее использовать возможности каждого из них.

         Предприятия с иностранными инвестициями  уплачивают налоги в соответствии с действующими на территории Украины законами. В тоже время  Закон  “О иностранных инвестициях” предусматривает и целый ряд исключений.

         Законом  к совместным предприятиям  с иностранным капиталом относятся такие, в которых доля иностранного капитала не ниже 20%  объявленного уставного фонда или не менее 100 тыс. дол. США. Именно такие СП в силу статьи 32 принятого Закона имели до 1995 года существенные налоговые льготы. Данный Закон  открывает украинскую экономику для иностранных инвесторов, бизнесменов. Он требует комплекса нормативных актов, расшифровывающих  механизм его воплощения. Этот закон получил высокую оценку иностранных инвесторов, которые намерены вкладывать в экономику Украины свой капитал, внедрять свои технологии и передавать опыт работы в условиях рыночных отношений.

         Однако для того чтобы привлечь в Украину действительно перспективные, высококачественные и стабильные инвестиции, необходимо осуществить ряд радикальных мер.

         Во-первых, следует установить экономическую стабильность в стране путем проведения широкомасштабной приватизации, введения эффективного налогообложения,  валютного  режима и режима внешней торговли.

         Во-вторых, стабилизировать законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.

         В-третьих, организационно способствовать иностранным инвесторам в процессе создания и регистрации совместных предприятий.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА СП
         СП активно участвуют в товарообороте между странами

                                                                                                       Таблица 2

Объем экспорта и импорта СП Украины

Области

1995

экспорт         импорт



1996

экспорт      импорт



1997

   экспорт       импорт

Винницкая

-

2.2

0.1

0.2

0.2

0.7

Запорожская

-

-

-

0.1

0.3

-

Сумская

0.5

0.5

0.2

0.1

0.2

-

Днепропетровская

8.3

31.0

16.3

4.7

16.1

5.8

Донецкая

45.7

2.9

28.0

12.0

10.6

4.6

г. Киев

1.1

15.8

9.1

11.3

23.4

23.3

Одесская

10.8

12.1

20.0

60.3

21.4

27.3

         Проанализировав  данные можно заметить, что промышленно развитые регионов поставляют на экспорт больше продукции, чем импортируют. У Одесской области и Киева импорт лишь немногим превышает экспорт, группы СП этих районов ориентируются  на ввоз продукции за рубеж. На сегодняшний день уменьшается относительное значение отрицательного внешнеторгового сальдо СП. Если в 1996 году импорт СП в  два раза  превышал  экспорт, то в 1997 году только на 30% и составил 395 млн. дол. США.  Импортные поступления СП в 1997 году составили 18 млн. дол. США. В них представлены продтовары — 20%, одежда — 13%, текстильные изделия — 9%, обувь — 8%, теле-радио, видеоаппаратура, бытовые устройства — 8%. Среди стран импортеров лидирует Германия, значительные импортные поставки в Украину осуществляются из Кубы, Венгрии, США, Турции. Список стран, с которыми сотрудничают СП ежегодно растет. Так, в 1997 году количество стран, куда Украина осуществляла поставки, возросло с 51 (в 1997 г. до 63). Объем экспорта СП составил 32.3 млн. дол. США (в 1993г.). Экспорт представлен полуфабрикатами из  стали -  45%, металлоконструкции — 14%, цветных металлов, сплавов и изделий из них — 11%, транспортными услугами — 8%,  нержавеющей сталью — 6%, чугуном — 5%. Больше всего продукции экспортировано в США, Турцию, Германию, Кипр, Венгрию.

         На  внутреннем рынке Украины СП реализовали продукции и оказали услуги на 234,7 млрд. грн. и на 130 млн. дол. США.  В стоимостном выражении наибольший удельный вес в реализации за грн. занимают  цветные металлы и изделия из них — 20%, полуфабрикаты из черных металлов — 12% ,  продовольственные  товары — 9%, одежда — 9%, автомобили и запасные части к ним — 7%, продукты переработки нефти — 6%. В реализации за валюту преобладают парфюмерные и косметические средства — 61%, кокс  — 11%. Однако, как бы там ни было, состояние  Украинской экономики не позволяет нам говорить, что  СП стали составляющей рынка.
2.4. ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СП НА  ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ
         Принимая во внимание  принципы размещения СП  и их развитие в Украине,  познакомимся с СП,  которые функционируют в Мариуполе.

         Среди существующих СП в городе Мариуполе важную роль для экономики города играет украинско-австрийское СП “Маринеко”. Учредителем СП являются Мариупольский         порт, австрийская фирма  “Инспекшн Сервизиз Интернейшн”, ПГТУ и московский концерн  “Футурум”, объединенные благородной идеей экономического возрождения. СП создано для  более широкого использования возможностей Мариупольского порта, в продвижении украинских товаров на мировой рынок, развитие взаимовыгодных коммерческих связей Мариуполя, Донбасса с  промышленными европейскими странами. Не менее важно использовать возможности международного сотрудничества  для решения экологических проблем города, внедрения экологически чистых  технологий и устройств в металлургию и машиностроение.

         На начальном этапе своей деятельности СП “Маринеко” было агентом крупных экспортеров угля, минеральных удобрений и хлопка, оказывало услуги по  организации экспорта-импорта, занимались экспедированием, привлекали клиентов в порт, декларировали  экспортно-импортные грузы, давали консультации, определяли качество и количество грузов с выдачей сертификатов международных стандартов. “Маринеко” закупает за рубежом по заказам клиентов технологическое оборудование, товары народного потребления и продукты, организовывают их доставку. Благодаря зарубежному партнеру  СП имеет возможность делать это по  максимально низким ценам.  В “Маринеко” обращаются за содействием в организации, регистрации СП, в подборе и поиске иностранных партнеров.

         В качестве вклада в уставной фонд ПГТУ передал 3 вычислительные  машины модели ЕС-180, а из Австрии получили несколько современных приборов для замеров выбросов  на предприятиях города и  ценный прибор — газоанализатор, который можно использовать  для  наладки работы  промышленных печей, чтоб уменьшить вредные выбросы в Мариуполе.

         Среди новых форм собственности предпринимательства — первый Украинский международный банк. Это совместное предприятие, образованное партнерами из США, Голландии и Украины. Он осуществляет расчеты по системе “подтвержденный  аккредитив”, что дает возможность клиентам снизить торговый риск. Украинскими партнерами в СП стали:  Азовское морское пароходство, государственный Промстройбанк, Металлургический комбинат “Азовсталь” и угольная шахта имени Засядько. Банк имеет представительство в Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме, а также  четыре отделения в Украине, в том числе в городе Мариуполе.

         Принципиально новый подход к совместному сотрудничеству продемонстрировал концерн “Сталь-Трубы-Газ”.  Его учредителями   стали Российское акционерное общество “Росгаз”, металлургический комбинат “Азовсталь”, металлургический комбинат им. Ильича, Енакиевский металлургический завод, Алчевский металлургический комбинат, АО ”Трубоимпекс”, Ильичевский морской торговый порт, одна из торговых немецких фирм, Учредители, поставили цель создать новые производственные связи взамен потерянных, но уже на  новом, рыночном  уровне.

         Попытки объединить производителей  в технологической цепочке сталь-трубы-газ были предприняты ранее Российской Федерацией. Как стало известно, Украина рассматривает вопрос о возможности предоставления части акций предприятий этой отрасли российской стороне, особенно таких, как, например Харцызский  трубный, где производятся трубы для “Газпрома”, при этом Харцызские трубники заключили долгосрочный контракт с германской фирмой             на поставки продукции.

         Создание концерна типа СП поможет решить для Украины проблему оплаты за газ.  Предприятия — учредители концерна  “Сталь-Трубы-Газ” планируют производить взаимозачеты, т.е. рассчитываться между собой готовой продукцией. Схема следующая: украинские металлурги, в том  числе металлургические комбинаты им. Ильича и “Азовсталь”, потребляют огромное количество природного газа, платить за который не могут — нет средств. Российские предприятия   поставляют газ украинским металлургам в зачет стоимости харцызских труб, изготовленных  из украинского металла.  Расчеты будут производиться между учредителями  концерна по согласованным ценам.

         Не мало примеров СП, успешно работающих в Донецкой области. Так,  на рутченковском машиностроительном заводе “Буран” создано совместное  российско-украинское предприятие (учредитель с российской стороны — Ярославское объединение “Техносервис”) по производству свободновихревых насосов и лакокрасящих материалов. Доля украинского соучредителя в уставном капитале составляет 51%.

         Совместное предприятие с уставным фондом 25 млн. дол. США получило название “Донбасс-Либерти”. Его учредителями являются Харцызский государственный сталепроволочный завод  и канадская фирма “Фест-Либерти-Групп” из Торонто. После тщательного двухстороннего изучения  конкретных условий была достигнута договоренность: канадцы будут обеспечивать оборудование, технологию, разрабатывать дизайн, а харцызские сталепрокатчики сооружать комплекс производственных сооружений, осваивать производство тонкостенных труб для мебели и производить их.

         Харцызская сторона получает 69% прибыли. Сейчас это СП выпускает новые модели кроватей, столы, стулья для офисов, различную мебель для санаториев и профилакториев и все это на металлической основе.

         В октябре 1995 года приступило к выпуску деликатесных колбас по немецким рецептам совместное украинско-германское предприятие “Экспро-ЛТД”. На первом этапе предприятие  уже дает две тонны мясных изделий, а в перспективе  — 6. Со временем появится фирменный магазин в Донецке.  Это первое частное предприятие в перерабатывающей промышленности Донецкой области, оно, безусловно, составит достойную конкуренцию государственной системе мясокомбинатов. С Германской стороны учредителем стал известный крупный  предприниматель, владелец семейной компании Зигфрид Якоб. Фирма “Интерра” выступает украинским учредителем СП “Экспро-ЛТД”.

         Подводя итоги этой главы, можно сказать, что СП в Украине играют далеко не последнюю роль в отечественной экономике. СП — это путь к прогрессивным технологиям, рациональному распределению труда, к своему месту под солнцем мирового рынка.

         Это один из  способов привлечения иностранного капитала. СП являются конкурентами нашим отечественным предприятиям, таким образом, заставляя их повышать качество продукции, снижать издержки производства. Совместное предпринимательство приносит выгоды обеим сторонам, в частности украинским участникам — новые технологии, зарубежным — опыт производства. Как показывает статистика, больше всего СП создается  с промышленно-развитыми западными странами. Украина для них представляет  широкий неосвоенный рынок,  а наши научные разработки представляют интерес для  множеств фирм,  желающих  заниматься  инновационной  деятельностью, вводить на рынок новые товары и получать огромные прибыли. Особенно привлекательными для организации СП на Украине являются промышленные регионы с развитой инфраструктурой, такими являются Донбасс. Но как отмечают специалисты, на сегодняшний день СП не стали полноценной составляющей в нашей экономике. И это, прежде  всего по тому, что на  пути СП встречаются  ряд проблем, которые затрудняют их развитие и отпугивают потенциальных инвесторов.
3.1. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА
         Осуществить переход к эффективной конкурентно способной рыночной экономике трудно без привлечения прямых иностранных инвестиций, без создания широкой сети совместных предприятий. Инвестиции могут сыграть значительную роль в осуществлении приватизации и технологического обновления, имеющихся предприятий, в создании новых рабочих мест, производственных мощностей.

         За 1994 год Министерство финансов Украины зарегистрировало 3.340 случаев вклада иностранных инвестиций общим объемом около 900 мил. дол. США, из которых 3.180 случаев инвестиций в СП, а 130 — в предприятия, капитал которых полностью принадлежит иностранному инвестору.

         По данным Минстата Украины на 01.01.1997 года в украинскую экономику привлечено около 1,5 млрд. дол. США иностранных инвестиций.

         В Донецкой области на 01.01.1996 года зарегистрировано 150 (на начало 1995 — 99) совместных предприятий, а также филиалов совместных предприятий  с участием иностранных фирм из 39 стран мира, в том числе с Австралии, Бельгии, Болгарии, Бразилии и т.д.

         Иностранных партнеров интересует в Украине и непосредственно Донбасс, прежде всего сырье, металл, прокат, уголь, кокс, продукция химической промышленности, не использованные отходы и вторичные ресурсы.

         Большое значение для привлечения иностранного капитала играет то, что наш потребитель не особо требовательный, поэтому для зарубежных партнеров есть возможность продлить жизнь товарам и технологиям, которые  для западных рынков устарели и перестали быть рентабельными.

         Чтобы избежать, риска для иностранных партнеров, так как экономическое положение нашего государства не стабильно, они стремятся вкладывать деньги только, в те отрасти, где им гарантирована быстрая отдача. Это компьютерная техника, переработка вторсырья, сфера сервиса, производство товаров народного потребления.

         Отечественные предприниматели часто встречаются с нежеланием своих зарубежных партнеров выполнять уставные обязательства, относительно своевременного внесения вкладов в уставной фонд СП. С такой проблемой столкнулось украинско-итальянское СП (г.Славянск), предметом деятельности, которого является производство керамической плитки. И таких случаев много. Причина заключается в том, что иностранные фирмы, не имея правовых и экономических гарантий инвестиций, не спешат рисковать  своим капиталом.

         Выход из этого положения  можно найти в создании  соответственных страховых фондов,  источником финансирования которых  были бы отчисления  СП,  расположенных в том или  ином регионе.

        
Создание страхового фонда и страховой компании,  которая заботилась бы о СП,  является еще более  актуальной для СП,  который производит продукцию. Для расширения круга  таких предприятий  необходимо также предусмотреть  им льготы в налогообложении,  а местные органы власти  должны обеспечить дополнительные  благоприятные условия при строительстве производственных площадей,  введение их в эксплуатацию,  а также способствовать  обеспечению СП  сырьем и материалами.

         Еще одной важной проблемой,  связанной с привлечением  иностранного капитала,  является налогообложение.  Действие Украинского правительства  в сфере налогообложения  сосредоточены на двух противоречивых целях:  получении доходов бюджетов и проведение стимулирующей  экономической политики, направленной на привлечение  иностранного капитала.  Политики должны внедрять  наиболее привлекательные  для иностранных инвесторов  налоговые стимулы,  чтобы не потерять  бюджетные поступления.  Для привлечения иностранного капитала  введены:

         — налоговые каникулы,  от  которых уже в Украине отказались;

         — низкие налоговые ставки, применяемые  в широкой базе налогообложения;

— ускоренная амортизация  новых фондов,  уменьшение облагаемой налогом прибыли  на сумму инвестиций  или использование  налогового инвестиционного кредита.

         По расчетам Министерства Финансов,  с момента введения  налоговых  каникул  до января 1997 года  бюджет не получил  1650 млн. грн.  Планировалось благодаря досрочной отмене  каникул получить  дополнительно  308 млн. грн.  Но расчеты не оправдались.  Поскольку эта мера  отвернула от Украины  существующих  и потенциальных инвесторов,  уменьшился приток капитала.

         Поощрению прямых  иностранных инвестиций  способствует общее уменьшение  налоговой ставки. 

Как определено в новом Законе Украины “О налогообложении прибыли предприятий”,  компании будут рассчитывать  налоговую базу,  уменьшая валовой доход на величину расходов на оплату труда,  амортизации  и процентных платежей.  В условиях высокой инфляции Закон предусматривает  индексацию не всех видов расходов, а только основных фондов и запасов.  Однако индексация не понадобиться,  если  инфляция будет умеренной.  Базовая ставка налога  на прибыль предприятия  составляет 30% и не является обременительной.  Поступления в государственный бюджет  при этом сократятся,  зато появится возможность  стимулировать активность производства и в перспективе достичь  желаемого баланса.

        
Для привлечения  иностранного капитала  необходим также  стабильный правовой климат.  У нас есть  базовый  декрет Кабинета Министров  Украины  “О режиме иностранного инвестирования”.  Но наряду с ним   действуют и законы  “О налогообложении”,  “О валютном регулирования”,  “Внешнеэкономической деятельности”, которые распространяются  на зарубежных инвесторов.  Законы, принимавшиеся  на протяжении последних лет,  часто противоречат друг другу.  Это и отпугивает   иностранных инвесторов.

         Таким образом,   для привлечения иностранного капитала  необходимо создать  либеральный режим  приема  иностранных инвестиций,  который будет включать  минимизацию из входного контроля,   недопущение ограничений  в отношении доли иностранных инвестиций в предприятиях.

         Польза иностранных инвестиций для перестройки  экономики   обще признана в большинстве  стран мира,  но в Украине  пока еще  ни в законодательных органах,  ни в обществе в целом  нет   должного понимания роли этих финансовых   операций для развития экономики.
3.2.  ФИНАНСОВЫЕ СТИМУЛЫ РАЗВИТИЯ СП
                   Первые итоги  функционирования СП   свидетельствуют о необходимости  более активного   содействия государства  на этот процесс,  в том числе  налоговыми методами.

         Анализ СП, в которых участвуют  фирмы США, свидетельствует о крайне неравномерном распределении капиталов:  преобладают мелкие и средние предприятия и очень немного крупных.  Так, СП с уставным фондом  до 1 млрд. грн. составляют свыше 60% общего числа СП и имеют всего  7.1% капиталов.  При этом доля  трех  крупнейших СП  с уставным  фондом  свыше 20 млн. грн.  составляет  почти  36%  капиталов.  Кроме того,   доля иностранного участника  в уставном фонде  невелика и часто  достигает 40%.

         Таким образом тенденции,  характеризующие  функционирование СП,  носят довольно противоречивый  характер.  Причин этого несколько,  и одна из них  -  нестабильность  экономической среды  (разрыв хозяйственных связей,  частые изменения   нормативных актов и т.д.),  в которой действуют СП.

         Для успешного развития СП  необходим баланс интереса нашей  экономики и интересов  зарубежных инвесторов.  Эту задачу,  возможно, решить,   только разработав комплексную общесоюзную программу функционирования СП,   а также создав правовые  и экономические мотивации   развития совместного предпринимательства.  Программа должна реализоваться  главным образом  при помощи финансовых стимулов.  Одним из принципов функционирования рыночных отношений является регулирование  государством этих процессов с использованием преимущественно новых рычагов.  Именно налоги  должны создавать  условия,  обеспечивающие  большую отдачу СП,

         Прежде всего,  необходимо отметить, что законы направлены  на соблюдение  экономических  интересов нашей страны и предусматривают определенные  налоговые льготы для тех СП,    которые в наибольшей мере  отвечают этим интересам.  Например,  впервые предусматриваются льготы  по налогообложению прибыли СП,   в которых доля иностранного участника  в уставном капитале  превышает 30%.

         Существует  еще один  весьма сильный  финансовый стимул,  позволяющий повысить инвестиционную активность,  который в советской экономике  всегда играл незначительную роль.  Это амортизация.  В условиях  централизованном планируемой экономики,  когда объемы капиталовложений  выделялись из бюджета,  а не формировались на предприятиях, амортизация в большей мере  выполняла  чисто учетную функцию и практически никак  не влияла  на уровень  инвестиционной активности.

         В рыночной экономике,  когда финансовые взаимоотношения предприятий  с государством  носят налоговый характер,  амортизация является  одним из главных  факторов,  стимулирующих  инвестиционную активность,  так как  увеличивает  финансовые ресурсы предприятий.  Поэтому в странах   с рыночной экономикой  нормы амортизации  определяются государством  одновременно с утверждением налогов.

         Таким образом,  предлагаемые меры   могли бы создать   финансовые стимулы для эффективной работы СП.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.