Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Эффективность тренировочных нагрузок и их коррекция в тренировочном процессе лыжников-гонщиков

Эффективность тренировочных нагрузок и их коррекция в
тренировочном процессе лыжников-гонщиков

Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Багин

Тренировочный
процесс лыжников-гонщиков старших разрядов осуществляется по методике,
получившей в практике российского спорта достаточное научное и практическое
подтверждение. Сложившаяся система тренировки лыжников-гонщиков позволяет
показывать высокие спортивные результаты на международной арене в женском
спорте и находиться на устоявшихся и перспективных позициях в мужских лыжных
гонках. Результаты анализа методики развития физических качеств, по данным
научно-мето дической литературы, выявили, что хорошо поставлены вопросы
воспитания общей и специальной выносливости, а также гибкости и ловкости.
Проблематичным остается развитие скоростно-силовых возможностей и более
необходимой лыжнику скоростно-силовой выносливости. Имеется ряд работ, посвященных
этим вопросам. Изучены все стороны тренировочной деятельности и даются
рекомендации по применению средств и методов тренировки не только с
педагогических позиций, но и с точки зрения физиологии и психологии спорта.

Большое
внимание к изучению скоростно-си ловой подготовки объясняется ростом скоростей
в лыжной гонке, как в классическом, так и в свободном стиле передвижения, и
высокой плотностью результатов. Такая необходимость возникает и в связи с
изменением программы многих зарубежных и российских соревнований. Так, в
последние годы на этапах Кубка мира традиционными стали спринтерские гонки на
1-1,5 км с выбыванием и командная с ограниченным прохождением таких же коротких
этапов, от шести до десяти, при двух участниках. Практикуется проведение
соревнований по системе Гундерсона - в один день: утром короткая гонка на 5-10
км классическим стилем, во второй половине дня - коньковым стилем 7,5-15 км.
Такие соревнования требуют внесения коррективов в применяемую методику
тренировочных занятий. Перед тренерами встает вопрос, какими средствами и
методами можно осуществлять эффективный тренировочный процесс с поддержани ем
высоких скоростей ведения спринтерских гонок и сохранить высокую готовность к
прохождению классических дистанций от 20 до 70 км?

В
такой ситуации повышены требования к контролю с позиций физиологии спорта,
только педагогических методов и средств контроля стало явно недостаточно. В
практике ведущих лыжников и лыжниц в последние годы для контроля за нагрузками
по частоте сердечных сокращений широко применяются мониторы сердечного ритма
(различные модели Polar Fitwatch, Polar Protrainer, Polar Vantage NV и другие).

Они
позволяют вести запись ЧСС в ходе тренировочных занятий и соревнований,
сохранять эту информацию, переносить ее в компьютер на личную карточку
спортсмена. Учет по ЧСС позволяет правильно планировать тренировочные нагрузки,
вносить коррективы и исключает возникновение перетренированности. Однако эти
данные не обеспечивают информации по нервно-мышечным показателям и их
готовности к выполнению соревновательных нагрузок.

Эти
показатели должны подкрепляться медико-биологическими и психологическими
данными, характеризующими готовность отдельных систем организма спортсмена. Для
этого необходимы методики недорогостоящие, объективные и готовые к применению в
естественных условиях тренировочного процесса лыжников.

Расширение
информации о лыжниках-гонщи ках с точки зрения физиологии, спортивной медицины,
психологии и биохимии спорта позволяет создать условия для достижения высоких
спортивно-технических результатов и корректировки тренировочного процесса по
объему, интенсивности и средствам восстановления. На современном этапе имеются
почти все необходимые условия для полноценной реализации тренировочного
процесса лыжников и лыжниц старших разрядов: систематизированный календарь
соревнований, плановая подготовка в условиях учебно-тренировочных сборов,
обеспеченность средствами тренировки и средствами восстановления. Однако и при
такой организации не все лыжники-гонщики способны полностью продемонстрировать
достигнутый уровень тренированности. Выяснение причин и поиск путей их
устранения послужили мотивом наших исследований.

Существует
ряд основополагающих направлений, от которых зависят качество подготовки
лыжников и их спортивно-технические результаты. Главные из них - достижение
максимальных функциональных показателей, высокой работоспособности и умение
проявлять их в соревновательной деятельности. Для изучения состояния данного
положения в практической деятельности было проведено анкетирование 15 действующих
спортсменов-лыжников: 2 - мсмк, 8 - мс и 5 - кмс. В ходе тренировочной и
соревнова тельной деятельности в годичном тренировочном процессе за ними
осуществлялись педагогические наблюдения.

Анкета
содержала 20 вопросов, характеризующих основные стороны деятельности
лыжников-гонщиков. Возраст опрошенных спортсменов - от 19 до 28 лет (средний
возраст 21 год), стаж занятий лыжными гонками - от 7 до 19 лет (средний стаж -
9,5 года). Параллельно анализировались дневники спортивной тренировки по
разделам: количество тренировочных занятий, количество тренировочных дней,
выполненный объем циклических нагрузок (в километрах и затраченном времени),
условия проведения тренировочных занятий, обеспеченность и качество инвентаря и
самоконтроль по регистрируемым спортсменами объективным и субъективным
показателям. Все спортсмены проходили регулярное (не реже трех раз за год)
обследование в физкультурном диспансере, а отдельные - углубленное медицинское
обследование в лаборатории зимних видов спорта ВНИИФКа. Серьезных отклонений в
состоянии здоровья занимающихся не выявлено. Показатели тренированности (МПК,
МПК/кг, ПАНО, кислородный пульс, максимальная мощность работы и др.),
выявленные по стандартным методикам в абсолютных величинах, приближались к
требуемым модельным параметрам лыжников-гонщиков высокой квалификации.

При
анализе анкет в ходе проведения исследования, бесед-опросов и педагогических
наблюдений за спортсменами в быту, тренировочной и соревнова тельной обстановке
выявлены стороны деятельности, требующие повышенного внимания со стороны как
тренеров, так и самих спортсменов:

-
усиление работы по психологической подготовке, повышение устойчивости к влиянию
факторов соревновательной борьбы и других отрицательных воздействий окружающей
обстановки;

-
нахождение путей улучшения восстановления после выполняемых нагрузок
педагогическими, физиотерапевтическими и медико-биологическими методами;

-
улучшение материально-технической обеспеченности тренировочного процесса;

-
улучшение социально-бытовых условий спортсменов, повышение их материального
благосостояния;

-
оптимизация выполняемых нагрузок: учет индивидуальных особенностей, уровня
подготовки, этапа подготовки, обеспеченность техническими средствами.

Важнейшим
этапом в тренировочном процессе является этап непосредственной подготовки к
соревнованиям. На этом этапе очень важно достижение высоких показателей
готовности основных функциональных систем организма спортсмена, их приближение
к расчетным параметрам для соответствующего возраста и спортивной квалификации
. При этом по индивидуальным показателям к соревновательному периоду они должны
достигать

своего
максимума и, как показывает практика, не обязательно по всем параметрам, а по
тем, которые у данного спортсмена являются главенствующими в достижении
высокого результата.

Педагогические
наблюдения и анкетирование в период основных стартов выявили, что большинство
спортсменов к основным стартам имеют высокую спортивную форму по основным
показателям: результатам контрольных стартов, показателям МПК, ЧСС при нагрузке
и восстановлении, кислородному долгу и др. Однако 45% опрошенных отмечали перед
стартом неспокойный сон, повышенную раздражительность и снижение аппетита. Это
характеризует их недостаточную психическую готовность к конкретным
соревнованиям.

Высокий
уровень психической готовности к соревновательной деятельности, по мнению
опрошенных спортсменов, - обязательное условие для достижения хорошего
результата в гонке.

Вторым
фактором, не позволяющим испытуемым показать высокий результат, является
недостаточная мышечная готовность. Так, 30% опрошенных отмечали после гонки
субъективное ощущение "легкости" функционирования дыхательной и
сердечно-сосудистой систем и ощущение "тяжести" в мышцах бедра,
голени и плечевого пояса при прохождении длинных подъемов.

Третьим
фактором, существенно влияющим на результат, спортсмены и тренеры считают
неудовлетворительную и несвоевременную подготовку лыж к соревнованиям как
классическим, так и свободным стилем. Этот фактор подтверждается и
педагогическими наблюдениями (хронометрировани ем) за прохождением испытуемых
на спусках и выкатах, а также по скорости передвижения по отношению к
соперникам. Качественная подготовка лыж невозможна в связи со слабой
технической оснащенностью (тесты для определения качества скользящих и держащих
свойств мазей, тестирование лыж, нанесение мази, полировка и другие операции) и
отсутствием штатных смазчиков лыж в сборных командах различного уровня.
Список литературы

1.
Грушин А.А. Как подготовить лыжи? //Лыжные гонки, 1997, № 5, с.16-22.

2.
Киюта Г.А. Рейтинговая система оценки знаний студентов на уроках спецдисциплин
//Применение современных технологий обучения студентов в средних специальных
учебных заведениях. М., 1997.

3.
Маякова О.В. Динамика функциональных показателей организма студентов при
обучении в вузе физической культуры: Автореф. канд. дис. Краснодар, 1998. - 21
с.

4.
Прокуроров А. Наденьте на руку компьютер //Лыжные гонки, 1997, № 3-4, с. 56-59.

5.
Юримяэ Т.А. Динамика показателей физической работоспособности в период разных
сборов и годового тренировочного цикла у молодых спортсменов,
специализирующихся в видах спорта на выносливость: Автореф. канд. дис., Тарту,
1979. -19 с.

6.
Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной
деятельности: Автореф. канд. дис., Иркутск, 1995. - 24 с.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Литературный язык
Реферат Трагическое время коллективизации
Реферат Great Gatsby New Money Vs Old Essay
Реферат Формування споживних властивостей меблів та митне оформлення при перетині митного кордону
Реферат История возникновения Украинского государства /Укр./
Реферат Термодинамика теплофизических свойств воды и водяного пара
Реферат Сравнительная характеристика деятельности коммерческого банка в качестве брокера и дилера
Реферат Социология физической культуры и спорта
Реферат Роль рекламы в продвижении туристского продукта
Реферат Рибні блюда Китаю морепродукти риба краби креветки та інше Оформлення і подача блюд
Реферат Разработка информационно-справочной системы "Устройство персонального компьютера"
Реферат Налоговое право как основной институт финансового права
Реферат Класс пресмыкающиеся или рептилии (Reptilia)
Реферат Контрольная работа на тему Внешнеторговые операции
Реферат Деловое совещание как элемент управленческой деятельности