Реферат по предмету "Мировая экономика"


Социально экономические основы потребительской кооперации

--PAGE_BREAK--Субъект права собственности – это лицо, которое владеет имуществом. Имуществом может владеть индивидуальное лицо (гражданин) или юридическое лицо (коллектив). В потребительской кооперации субъектами права собственности являются два вида организаций:
— потребительские общества;
— потребительские союзы;
В Законе «о потребительской кооперации записано:
— собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо;
— собственником имущества союза является данный союз как юридическое лицо.
Потребительские общества и их союзы являются совместно владеемыми организациями. Право владения ими принадлежит пайщикам. Поэтому по форме права собственности собственность потребительских обществ и их союзов относится к коллективной собственности.
Потребительская кооперация как система потребительских обществ и их союзов объединяет около 3000 потребительских обществ и 300 союзов потребительских обществ, т.е. в потребительской кооперации много с
убъектов права собственности. Поэтому собственность потребительской кооперации называется многосубъектной.
  Рис. 1. Особенности собственности потребительской кооперации
Потребительские общества и потребительские союзы как полноправные собственники наделены законом и уставами всеми необходимыми полномочиями для осуществления социально-экономической деятельности.
Поэтому каждое потребительское общество, и каждый союз потребительских обществ выступают как самостоятельный субъект права собственности и как самостоятельный субъект рыночной экономики.
Потребительским обществам и их союзам как субъектам собственности принадлежат объекты собственности: здания, сооружения, оборудование, товары, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного и социального назначения, продукты интеллектуального и творческого труда.
Потребительские общества и их союзы занимаются разными видами хозяйственной деятельности: торговлей, общественным питанием, заготовками, промышленностью, оказанием услуг. Поэтому магазины, столовые, производственные и другие хозяйственные предприятия с их оборудованием, товарами и прочими имуществом являются объектами собственности потребительских обществ и потребительских союзов.
Необходимо отметить, что имущество потребительских обществ и потребительских союзов накоплено многими поколениями пайщиков потребительской кооперации. Таким образом, собственность потребительской кооперации — это частная коллективная многосубъектная собственность.
Экономической основой социально-экономической деятельности потребительского общества как субъекта права собственности является его имущество (объект права собственности). В примерных уставах потребительского общества с кооперативными участками и без кооперативных участков записано: Основой экономической деятельности потребительского общества является его имущество, которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу. Потребительское общество правомочно владеть, пользоваться и распоряжаться объектами своей собственности, т.е. воздействовать на имущество желаемым образом, управлять им.
Управление собственностью — это реализация права собственности, предоставленного потребительскому обществу законом. Реализовать право собственности могут только люди.
Потребительское общество(кооператив)- это организация, совместно владеемая пайщиками.
Чтобы управлять потребительским обществом, его имущество, пайщики создают коллективные органы управления и контроля, которые состоят либо из пайщиков, либо из профессиональных менеджеров.
Правление потребительского общества нанимает аппарат управления, других работников и осуществляет управление объектами собственности — предприятиями торговли, общественного питания, заготовок, промышленности, услуг.
Органы управления, состоящие из пайщиков и профессиональных менеджеров, должны руководствоваться основными принципами ведения экономической деятельности, изложенными в примерных уставах потребительских обществ:
— безубыточность общества;
— демократичность управления;
— ответственность председателя совета общества, членов совета общества, председателя правления общества и членов правления общества за результаты экономической деятельности общества;
— финансовая и хозяйственная дисциплина;
— обязательное информирование пайщиков советом общества и правлением общества о результатах экономической деятельности потребительского общества. За сохранностью и пользованием имущества потребительского общества ведут контроль как пайщики, так и правление.
В процессе хозяйственной деятельности потребительское общество совершает сделки (договора) со многими другими субъектами собственности. Если потребительское общество не выполняет договорных обязательств и причиняет убытки другой стороне по договору, то потребительское общество должно погасить убытки. Это означает, что потребительское общество несет имущественную ответственность по своим обязательствам (долгам).
В Законе «О потребительской кооперации» указано, что потребительское общество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом: денежными и материальными средствами (зданиями, оборудованием, товаром).
Если имущества потребительского общества недостаточно для погашения задолженности, то оставшиеся долги должны погасить пайщики как коллективные собственники — совместные владельцы потребительского общества. Потребительское общество является самофинансируемой организацией: общество само организует социально-экономическую деятельность и получает доходы; из своих доходов возмещает расходы, платит налоги и другие платежи. За счет своих доходов общество выполняет социальную миссию. Потребительское общество само распоряжается полученной прибылью. На общем собрании потребительского общества принимается решение о распределении прибыли, о том, сколько средств направить на пополнение имущества, на социальное развитие, на выплаты пайщикам.
Управление имуществом потребительских обществ должно быть направлено на выполнение социальной миссии потребительского общества, на использование имущества в интересах пайщиков, на его поколений, обеспечивая функционирование потребительского общества как самофинансируемой организации.
Глава 3. Формирование имущества потребительского общества
Имущество потребительских обществ формируется из разных источников, к основным из них относятся:
— паевые взносы пайщиков (граждан и юридических лиц);
— доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций;
— доходы, полученные от размещения его собственных средств в банках и от ценных бумаг;
— средства, полученные из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
Паевые взносы пайщиков (сокращенно: пай)- это обязательное участие пайщиков в образовании имущества потребительского общества. Паевой взнос до внесения его в потребительское общество является частной собственностью гражданина или юридического лица. Если гражданин (юридическое лицо) вступает в члены потребительского общества, т.е. приобретает статус пайщика, то гражданин (юридическое лицо) передает пай в полное распоряжение потребительского общества. Пай становится источником формирования имущества потребительского общества.
В то же время пай потребительском обществе не обезличивается, а остается закрепленным персонально за каждым пайщиком. Если пайщик выбывает из потребительского общества, то ему возвращается паевой взнос и дивиденды на него. Паевой взнос и дивиденды на него возвращаются также наследнику пайщика.
Паевой взнос может вноситься, а затем и возвращаться деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другими имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку и пользующимися спросом на рынке. Для лиц, не имеющих самостоятельного заработка, а так же для лиц, получающих государственные пособия (пенсию, стипендию и т.п.), по решению общего собрания потребительского общества размер паевого взноса может быть установлен в меньшем размере, чем для других пайщиков.
Доходы, полученные от хозяйственной деятельности потребительского общества. Потребительские общества (некоммерческие организации) занимаются предпринимательской деятельностью, чтобы иметь доходы для выполнения своей социальной миссии — удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков.
Доходы, полученные от хозяйственной деятельности потребительского общества (торговой, производственной и др.), являются самым основным источником формирования имущества потребительского общества. Так как от предпринимательской деятельности потребительское общество может получить больше всего доходов, то необходимо увеличивать объемы торговли, закупок и другой деятельности, экономить расходы, развивать новые виды деятельности. Часть доходов потребительского общества направляется на решение социальных задач (строительства жилья; помощь пенсионерам, инвалидам; обучение пайщиков; организацию культурно-массовых мероприятий; осуществление кооперативных выплат пайщиками).
Хозяйственная деятельность потребительского общества должна быть организована эффективно и приносить доход, чтобы потребительское общество могло решать экономические и социальные задачи.
Законом «О потребительской кооперации…» потребительскому обществу разрешено иметь свои представительства, филиалы, создать хозяйственные общества, учреждения и получать доходы. Для развития предпринимательской деятельности потребительским обществам нужны квалифицированные работники.
Доходы, полученные от размещения средств потребительского общества в банках. Банки могут привлекать денежные средства потребительских обществ как юридических лиц во вклады. Доходы, полученные по вкладам, являются источником пополнения имущества потребительского общества.
Доходы, полученные от ценных бумаг при размещении их на рынке ценных бумаг. Потребительское общество может приобретать ценные бумаги: облигации, акции, государственные казначейские обязательства, векселя и др. Специалисты потребительского общества должны уметь выгодно размещать их на рынке ценных бумаг, чтобы получать доход.
Средства, полученные из иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Потребительское общество может привлекать денежные средства пайщиков как заемные средства и, используя их в хозяйственной деятельности, получать доходы.
Потребительское общество может получать доходы от сдачи в аренду неиспользуемых магазинов, заготовительных пунктов и другого имущества.
Потребительское общество может получать доходы от продажи неиспользуемого имущества (зданий, машин, оборудования). От других субъектов собственности потребительскому обществу может быть передано безвозмездно имущество в виде денег, ценных бумаг, машин, сооружений и других объектов собственности.
Таким образом, потребительское общество использует разные источники для формирования и укрепления своего имущества.
При осуществлении социально-экономической деятельности потребительское общество может созвать фонды, предусмотренные Законом РФ «О потребительской кооперации...»:
— паевой;
— неделимый;
— развития потребительской кооперации;
— резервный;
— иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества.
Размеры, порядок формирования и использования фондов потребительского общества устанавливаются общим собранием потребительского общества. Источниками формирования паевого фонда являются денежные или иные материальные средства, которые в виде паевых взносов вносится пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в уже действующее потребительское общество.
За счет средств паевого фонда создается делимое имущество. Доля каждого пайщика в этом имуществе — это его паевой взнос, который, во-первых, возвращается каждому из пайщиков при его выбытии из потребительского общества; во-вторых, распределяется между пайщиками при ликвидации потребительского общества; в-третьих, передается наследникам умершего пайщика. При возвращении паевого взноса пайщику (наследнику) выплачиваются также дивиденды, начисленные на сумму паевого взноса.
Неделимый фонд – это часть имущества потребительского общества, которая не подлежит распределению между пайщиками как в период деятельности потребительского общества, так и в случае ликвидации. Неделимый фонд является гарантией существования потребительского общества и включает ликвидное имущество: здания, сооружения, оборудование, машины. К неделимому фонду относится имущество, переданное потребительскому обществу при его создании от других субъектов собственности. Источниками развития недельного фонда являются доходы от различных видов деятельности и безвозмездные поступления. После ликвидации потребительского общества неделимый фонд передается другому потребительскому обществу на основании решения общего собрания ликвидируемого потребительского общества, что способствует сохранению кооперативного имущества для будущих поколений.
Фонд развития — образуется за счет отчислений в размере до 6% от стоимости реализованных товаров (продукции, услуг) и является источником пополнения таких видов имущества, как товары, сырье, материалы, инвентарь и др. Фонд развития потребительской кооперации способствует стабилизации экономической деятельности потребительского общества.
Резервный фонд предназначен для покрытия убытков при чрезвычайных обстоятельствах. Порядок формирования и использования резервного фонда определяется уставом потребительского общества. Источником образования резервного фонда является прибыль от различных видов деятельности.
Потребительское общество может формировать и другие фонды, которые предусмотрены его уставом.
Фонд подготовки кадров — средства потребительского общества, используемые на подготовку и повышение квалификации кадров.
Фонд социального развития – образуется за счет прибыли от различных видов деятельности. Средства фонда предназначены на социальные выплаты пайщикам-работникам: оплату детских садов, надбавки к пенсиям, единовременные пособия ветеранам труда, оплату путевок работникам на лечение и отдых, материальную помощь работникам, оплату абонементов в группы здоровья и занятий в спортивных секциях, помощь ветеранам войны и труда, пенсионерам и инвалидам.
Фонд стимулирования пайщиков — средства потребительского общества, направляемые на поощрение пайщиков, не являющихся работниками потребительской кооперации и участвующих в работе советов, ревизионных комиссий, комиссий кооперативных участков. Фонд создается из прибыли от различных видов деятельности.
Таким образом, потребительское общество формирует фонды, предусмотренные его уставом, направляемые на определенные цели.
Глава 4. Стимулирование пайщиков на экономическое участие в деятельности потребительского общества
Объявленная цель потребительского общества Российской Федерации — удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. В практической деятельности потребительских обществ это означает, что должен обеспечивать приоритет экономических интересов пайщиков по сравнению с работниками.
В настоящее время реальные экономические отношения между потребительскими обществами и пайщиками, потребительскими обществами и работниками, между пайщиками и работниками не вполне соответствуют требованиям закона и принципам международного кооперативного движения, в том числе и в вопросе об экономическом участии пайщиков.
Экономическое участие пайщиков — это вклад в демократический контроль капитала своего кооператива, а также личный вклад в объемные показатели хозяйственной деятельности своего кооператива.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Стрессоустойчивость в нашей жизни
Реферат Animal Experimentation Essay Research Paper Imagine being
Реферат Galileo Galilei Essay Research Paper Galileo GalileiThe
Реферат A Normal Day At Chiquita High Essay
Реферат Успех внедрения в нашей стране drm вещания главным образом зависит от коммерческой эффективности канала доставки радиопрограммы до ее потребителя
Реферат Методология правовых исследований
Реферат Российская Федерация
Реферат ЗНО всемирная история 2008 с ответами дополнительная сессия
Реферат Sexual Abuse Essay Research Paper Sexual abuse
Реферат Эффективность выставочной деятельности
Реферат Розпорядчі документи можливості роботи з текстом в графічному редакторі corel draw
Реферат Особенности современных систем оплаты труда российский и зарубежный опыт
Реферат Психология: Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента
Реферат Договор фрахтования воздушного судна
Реферат Study Of Gorillas Essay Research Paper Los