--PAGE_BREAK--Рост минимальной заработной платы, зависит от экономических (финансовых) возможностей, сложившихся в обществе на определенном этапе. Недоучет этого фактора может привести к задержкам выплат заработной платы работникам, к дефициту бюджета и т.д. В то же время уровень минимума оплаты труда должен определяться с учетом денежных средств, необходимых для физического воспроизводства рабочей силы (прожиточный минимум), а это на прямую зависит от денежной политики. Минимум заработной платы задействован в системе социальных пособий, штрафов, пошлин и т.д. Он является исходным моментом при организации оплаты труда. Поэтому обоснование минимума заработной платы имеет большое социально-экономическое значение.
Налоговая политика обеспечивает налоговые поступления в бюджет, без нее невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста, организовать перераспределение доходов. Сейчас уже невозможно назвать проблему, для решения которой нельзя приспособить налоговый регулятор (например, освобождение той части дохода, которая расходуется на благотворительность). Если учитывать распространение систем налогообложения, то благотворительность становится не только общественно полезным делом, но и коммерчески целесообразным. Предоставление налоговых льгот малому бизнесу способствует повышению занятости населения, дает шанс выжить и занять свое место на рынке, умело распорядиться сэкономленной на налогообложении частью прибыли.
К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, позволяющая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы безработицы.
Государство идет на предоставление экспортерам налоговых льгот, берет на себя гарантии экспортных кредитов, использует многосторонние соглашения и т.п. для усиления экспортного потенциала страны, что оборачивается для населения созданием новых рабочих мест, а значит, и доходов.
Применяя таможенное налогообложение, государство либо получает от торговых партнеров встречные уступки, либо ужесточает условия национального экспорта. Таможенные пошлины — это вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импортных, а вслед за ними и отечественных товаров. Понижение или отмена пошлин влечет за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.
Аналогичное влияние оказывает и регулирование цен, государство регулирует оплату труда в бюджетной сфере, исходя из своих экономических возможностей. Роль этой сферы высока в части удовлетворения духовных потребностей населения. Именно усилиями этой сферы формируется человеческий потенциал любого общества. Здесь прослеживается взаимосвязь с профессионально-квалификационной структурой рабочей силы, научно — техническим прогрессом и нововведениями. Велика роль этой сферы в укреплении здоровья, проведении досуга. Повышая расходы на содержание этой сферы, государство осуществляет социальную ориентацию экономики на развитие личности. Существует и обратная связь: более сложный, творческий труд создает в единицу времени большую массу продукции, что ведет к экономическому росту.
Административные методы. Эти методы не связаны с созданием дополнительного материального стимула или риска экономического (финансового) ущерба. Они базируются на силе власти и включают в себя меры запрета, разрешения или принуждения.
Меры принуждения: государственные органы обязывают, например, промышленные предприятия вести обучение молодежи, создавать определенные бытовые условия для занятых, устанавливать очистные сооружения. Это и квота рабочих мест на предприятиях для социально уязвимых групп населения (для подростков, инвалидов и т.д.), и обязательность предприятий (организаций) выделять определенную норму работников на сельскохозяйственные, строительные работы, на работу по благоустройству территорий и т.д. Меры запрета проявлялись в том, что запрещалось совместительство (за некоторым исключением, например, для медицинских работников, научных сотрудников и преподавателей и т.д.).
С переходом к рыночной экономике некоторые прежние административные меры сохранились, но появились и новые: прямой государственный контроль над монопольными рынками; разработка стандартов, контроль за их соблюдением; образование и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, той планки, ниже которой — нищета (установление минимума заработной платы, пенсий, пособий по безработице), защита интересов нации лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом.
Экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, весьма обширно. В странах с развитыми рыночными отношениями они давно превратились в неотъемлемую часть хозяйственного механизма и не только не мешают, но и способствуют повышению эффективности экономики и благосостояния населения. И нигде не ставится задача заменить их какими-либо другими методами
Экономические и административные методы имеют некоторое сходство и противоположность. Административные методы ограничивают свободу экономического выбора. Государственный контроль может быть всеобъемлющим, охватывая размеры производства, е го структуру, потребительские качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль, т.е. весь хозяйственный механизм. При таком подходе не только не будет экономической свободы, но не будет никакой экономической выгоды, скорее всего, может быть ущерб, сужение мотивации к предпринимательской деятельности и т.д.
Согласительные методы (социальное партнерство). Во многих странах эти методы находят широкое распространение и считаются самыми экономичными и «бескровными». Социальное партнерство — согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов.
Интересы работодателей представляют предприниматели. Профсоюзы же в качестве работодателя рассматривают преимущественно органы государственного управления. При этом и предприниматели, и профсоюзы используют для реализации своих интересов в основном формы внешнего давления на правительство (забастовки, демонстрации) вместо поиска компромиссного решения.
В соглашениях разного уровня, в отраслевых и региональных тарифных соглашениях — на отраслевом и территориальном уровнях, в коллективных договорах — на предприятиях) отражаются вопросы о размерах минимальной оплаты труда, тарифных ставок, социальных выплат о порядке индексации доходов, продолжительности рабочего времени, о возмещении вреда, гарантиях трудовых прав, охране труда, об обеспечении жильем и другие. Размеры, варианты, возможности их реализации на отдельных уровнях различны в силу объективных и субъективных причин. Коллективные договоры на предприятиях (в организациях) наиболее детализированы.
Коллективно-договорная система является эффективной формой регулирования заработной платы лиц наемного труда.
Законодательная база регулирования коллективных договоров нуждается в улучшении. Самое главное — это выполнение заключенных соглашений, их всеобъемлющий характер, повышение качества разработки соглашений, включение в них проблем занятости, установление предельного размера безработицы тарифное регулирование оплаты труда (не абсолютные значения, а относительные — в виде пропорций) и т.д.
В свою очередь, каждый метод имеет в своем распоряжении прямые и косвенные меры воздействия к числу мер прямого вмешательства государства относятся: государственная гарантия минимума заработной платы на всей территории, регулирование оплаты труда в бюджетной сфере, установление системы районных коэффициентов государственное инвестирование субсидирование программ по повышению эффективности производства освобождение от налогов, прямое администрирование по обязательности выделения квоты рабочих мест для некоторых групп населения, организация переобучения работников, выделение определенного числа работников для выполнения общественно необходимых работ и т.д.
К числу косвенных способов воздействия относятся: льготное налогообложение малоимущих слоев населения (даже ничего не получая из бюджета, они становятся обладателями более высокого дохода, что смягчает рыночную несправедливость), избирательность процедуры распределения бесплатных благ.
1.3 Элементы государственного регулирования оплаты труда
Регулирования заработной платы в условиях развитой рыночной экономики представляет собой сочетание и определенное взаимодействие трех звеньев: государственного вмешательства, коллективно- договорного регулирования, осуществляемого предпринимательскими профсоюзными организациями, и рынка труда, подчиненного действию закона стоимости. Оценивая роль государства в процессе установления и регулирования заработной платы, следует подчеркнуть, что она скорее социальная, чем экономическая, а характер государственного воздействия — скорее косвенный, чем прямой. Главная функция государства — обеспечение гарантированного минимума доходов населения. Для этого оно с помощью соответствующих актов может устанавливать минимальную заработную плату, обязывать предпринимателей корректировать оплату труда в связи с ростом цен, проводить определенную налоговую политику.
Минимальная заработная плата — это гарантированный минимум заработной платы, устанавливаемый государством в законодательном порядке, ниже которого не может оплачиваться труд рабочих и служащих.
Минимальная заработная плата — важный элемент системы социальных нормативов, который помогает обеспечивать государственное регулирование в сфере экономики. Экономическая основа минимальной заработной платы состоит в ее определении как нижней границы цены рабочей силы. Она должна обеспечить вознаграждение за наиболее простой и неквалифицированный труд, выполняемый в нормальных для здоровья условиях.
Официально установленные гарантированные общенациональные минимумы (или ставки) заработной платы имеются в США, Канаде, Франции, Нидерландах, Люксембурге, Испании и Португалии. Их нет в Германии, Италии, Великобритании и Японии, но фактически они устанавливаются в коллективных договорах, главным образом для отдельных отраслей промышленности.
Индексация, т. е. повышение заработной платы в соответствии с ростом общенационального индекса розничных потребительских цен, получила широкое распространение во Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Греции, Португалии, США и Канаде. Здесь действует порядок, установленный либо правительством, либо согласованный при заключении коллективных договоров. В Германии, Австрии, Швеции и Японии профсоюзы предпочитают прямое коллективно- договорное регулирование заработной платы с учетом роста цен.
Налоговое регулирование в области оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой ограничивается подоходным налогообложением и налоговыми льготами. При этом учитываются не только уровень доходов, но и состав семьи, ее социальные расходы, количество иждивенцев.
Во всех индустриально развитых странах налогоплательщики имеют право на ряд скидок и вычетов из общего дохода семьи перед начислением налога. Так, в США всех граждан существуют так называемые персональные вычеты.
Помимо персональных вычетов, налогоплательщики имеют право делать ряд целевых скидок из своего валового дохода. Наиболее распространенные из них: часть доходов лечение и медобслуживание, но не более 7,5 % дохода; выплата процентов за долгосрочный кредит на приобретение собственного жилого дома; часть выплаты процентов по потребительскому кредиту (до 4% дохода); средства, выплачиваемые в виде налогов штатным и местным органам власти; пожертвования бесприбыльным организациям.
После всех разрешенных законом вычетов доход облагается налогом. Облагаемый доход делится на три части (по каждой следующей части предельная ставка выше). Если подсчитать сумму налогов по каждой части облагаемого дохода и разделить ее на валовой доход, то получим среднюю ставку (реальную) налога.
В некоторых государствах с кризисным состоянием экономики вводятся в практику два понятия — бюджет прожиточного (физиологического) минимума и бюджет социального достатка (социальный минимум).
Прожиточный (физиологический) минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и получение основных услуг, т. е. обеспечивает уровень дохода, при котором семья может потреблять на минимальном уровне только продукты питания, лекарства, средства санитарии и гигиены, оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Минимальный физиологический набор продуктов питания, в экономическом смысле, — это набор, удовлетворяющий медицинским требованиям, составленный из самых дешевых продуктов.
Социальный минимум, помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей в продуктах питания, непродовольственных товарах и услугах, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность материальных благ и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни.
Наряду с категорией минимального потребительского бюджета (далее – МПБ), выделяют рациональный потребительский бюджет. И минимальный потребительский бюджет, и рациональный потребительский бюджет строятся по единой схеме и различаются между собой размерами норм, набором включаемых товаров и услуг, а также уровнем используемых цен. На основе минимальных потребительских бюджетов устанавливают минимальный уровень доходов, пенсий, пособий, а рациональных — средний уровень, рассчитанный на перспективу.
Построение рационального потребительского бюджета позволит создать научно обоснованную систему регулирования доходов и заработной платы.
В Республике Беларусь в соответствии с Законом о формировании и использовании минимального потребительского бюджета, который был принят в 1992г., нормативно-вещественная структура МПБ для различных социально-демографических групп населения формируется на основе системы потребительских корзин. Величина МПБ в связи с ростом потребительских цен регулярно пересматривается — один раз в квартал.
Таким образом, государственное регулирование оплаты труда имеет место в любом государстве независимо от социального строя.
Вывод: будучи основным источником дохода трудящихся, заработная плата является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную работу и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности. Поэтому правильная организация заработной платы непосредственно влияет на темпы роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации трудящихся. Заработная плата, являясь традиционным фактором мотивации труда, оказывает доминирующее влияние на производительность.
II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ динамики соотношения номинальной и реальной заработной платы
Оплата труда занимает особое место в структуре социально-трудовой сферы и приоритетах социальной политики, что обусловлено, прежде всего, ее значимостью для обеспечения жизнедеятельностью человека и функциями, которые она выполняет в развитии общества и экономики.
Заработная плата определяет уровень и качество жизни населения социальное положение в старости, здоровье, возможности образования, культурного развития, социального статуса людей и тд. От ее величины зависят даже размеры получаемых работниками организаций дивидендов от собственности и ценных бумаг. Являясь составной частью и элементом социально-трудовой сферы, оплата труда играет особую роль в структуре реализации таких приоритетов социальной политики, как модернизация и реформирование систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, сокращение малообеспеченности тд. В качестве основного источника удовлетворения материальных и духовных потребностей работников и членов их семей она в определенной степени формирует платежеспособный спрос на потребительские товары и услуги со стороны домохозяйств.
В условиях трансформационных преобразований необходимо существенное, многократное повышение уровня заработной платы, и, что обусловлено возникновением ряда новых явлений, характерных для рыночной экономики. В их числе — развитие частных форм хозяйствования, переход на платное оказание некоторых образовательных, медицинских, социальных услуг значительный рост цен на жилье и жилищно-коммунальные услуги, отмена многих льгот населению, ликвидация такого института, как общественные фонды потребления, сокращение социальных расходов из государственного бюджета. Недостаточный уровень заработной платы в новых экономических условиях и при возросших потребностях населения приводит к ряду негативных явлений. Происходит снижение потребительского спроса населения, сдерживается структурная перестройка отраслей из-за использования ограниченного набор жизненно необходимых товаров и услуг, тормозится проведение реформ в социальной сфере, снижают мотивационные возможности заработной платы.
продолжение
--PAGE_BREAK--Развитие рыночных отношений принципиально изменило сущность важнейшего экономического понятия, каким является заработная плата. Если в условиях централизованной системы регулирования экономики в основе формирования оплаты руда лежал принцип эквивалентности меры труда мере потребления каждого члена общества, то в рыночном хозяйстве ведущую позицию занимает принцип прямого обмена квалификации и времени наемного работника на заработную плату, а также доход от участия в прибыли.
В условиях переходного периода требуется не только количественный рост заработной платы, но и расширение ее качественной составляющей.
Рыночным (экономическим) фактором, определяющим уровень номинальной и реальной заработной платы, является динамика цен на потребительские товары и услуги. Реальное и ожидаемое повышение стоимости жизни увеличивает «цену» воспроизводственного минимума в ставке заработной платы, что отражается на ее уровне, покупательской способности, доле в издержках, удельных се затратах.
Номинальной заработной платой называется заработная плата, получаемая рабочим в денежной форме. На те деньги, которые рабочий получает в виде заработной платы, он должен приобрести продукты питания, одежду и другие товары, необходимые для существования самого рабочего и его семьи, уплатить за квартиру, обучение детей, оплатить пользование транспортом и т. п. Он должен выплатить определенные налоги, существенно сокращает сумму денег, которую рабочий может израсходовать на свое содержание и содержание своей семьи.
Если бы цены товаров и услуг, потребляемых рабочим и его семьей,
оставались постоянными, то по изменению величины его номинальной заработной платы можно было бы судить об увеличении или уменьшении реального объема тех благ, которые рабочий может приобрести на свою заработную плату. Но рыночные цены, особенно в условиях современного капитализма, подвергаются значительным колебаниям. В результате одна и та же величина номинальной заработной платы в разные периоды времени и в различных условиях выражает различный объем жизненных средств, на которые она может быть обменена на рынке. Поэтому необходимо различать номинальную заработную плату и заработную плату, выраженную в массе жизненных средств, в которые она превращается, то есть реальную заработную плату рабочего.
Реальная заработная плата представляет собой сумму потребительных стоимостей (товаров и услуг), которые рабочий может при данном уровне цен приобрести на свою номинальную заработную плату после вычета из последней налогов и других отчислений.
Реальная заработная плата работников складывается под влиянием динамики номинальной, а также потребительских цен, а последние в свою очередь, формируются под воздействием множества факторов главный из которых — производительность труда.
Анализируя номинальную и реальную заработную плату в Республике Беларусь за период с 2005г. по 2007г. (см. таб. 2.1) видно, что номинальная заработная плата выросла в 2007г. по сравнению с 2006г. на 120,4 %, в 2006г. по сравнению с 2005г. на 125,5% и в 2007г. по отношению к 2005г. на 151,2 %. Однако реальная заработная плата имела тенденцию к снижению показателей. Так в 2007г. она была ниже, чем в 2006г. на 7 млрд. руб. и на 11млрд. руб. ниже чем в 2005г. в 2006г. отставала от 2005г. на 4 млрд. руб.
Таблица 2.1 Соотношение номинальной и реальной заработной платы
Годы
Темп роста %
Показатель
2005
2006
2007
2006 / 2005
2007 / 2006
2007 / 2005
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата млрд. руб.
463,70
582,20
701,10
125,50
120,40
151,20
Реальная начисленная среднемесячная заработная плату млрд. руб.
121,00
117,00
110,00
96,70
94,01
90,90
Таблица 2.2 Удельный вес заработной платы в общем доходе населения
Годы
Темп роста %
Показатели
2005
2006
2007
2006/
2005
2007/
2006
2007/
2005
Денежные доходы населения
(миллиард рублей) всего:
38622
48685
58987
126,00
121,20
152,70
Оплата труда
(миллиард рублей)
22414
29534
33902
131,80
114,80
151,30
Удельный вес оплаты труда
%
58,03
60,70
57,50
104,60
94,70
99,10
Хотя денежные доходы населения и оплата труда увеличились в 2007г. по отношению к 2006г. и 2005г. (см. таб.2.2), удельный вес заработной платы в общем доходе населения в 2006г. был самым высоким из рассматриваемого периода и составлял 60,7 %. По отношению к 2005г. в 2006г. удельный вес заработной платы в общем доходе населения увеличился на 2,67 %, а в 2007г. – снизился по сравнению с 2006г. на 3,2% и по сравнению с 2005г. — на 0,8 %.
Реальная заработная плата изменяется прямо пропорционально изменению цен на товары и услуги. При этом одни факторы могут действовать в направление понижения реальной заработной платы, другие – в сторону ее повышения. Понижение реальной заработной платы может происходить, по моему мнению, из-за повышения цен на предметы потребления, квартплаты, тарифов за пользование коммунальными услугами, общественным транспортом и другими видами услуг, а также усиление налогообложения трудящихся. В условиях инфляции, присущей экономике Республике Беларусь, реальная заработная плата систематически падает по мере роста цен, что подтверждает динамикой роста индекса потребительских цен в 2005 – 2007гг. (см. таб. 2.3)
Таблица 2.3 Динамика соотношения темпов роста индекса потребительских цен и реальной заработной платы в Республике Беларусь
Годы
Индекс потребительских цен, раз
Реальная заработная плата, раз
Соотношение темпов роста индекса потребительских цен и реальной заработной платы, %
2005
1,08
0,97
111,30
2006
1,06
0,90
117,70
2007
1,21
1,00
121,00
2.2 Динамика соотношения ставки первого разряда тарифной сетки бюджетной сферы с минимальным потребительским бюджетом и бюджетом прожиточного минимума
Минимальная заработная плата является обязательным социальным стандартом, который государство устанавливает в области оплаты труда. Однако согласно ст. 56 Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) система государственных гарантий в нашей стране, кроме минимальной заработной платы, включает в себя в числе прочих и размер тарифной ставки 1-го разряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее — ЕТС). Именно тарифная ставка 1-го разряда является основой для определения республиканских тарифов оплаты труда, которые в соответствии со ст. 60 ТК обязаны использовать все наниматели: организации, финансируемые из бюджета и пользующиеся государственными дотациями, — напрямую, а иные наниматели — для дифференциации оплаты труда работников в качестве минимальных гарантий размеров оплаты труда (см. таб. 2.4).
Декрет Президента Республики Беларусь от 18.07.2002г. № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников», который вызвал настоящую революцию, установил, что оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе ЕТС, и, следовательно, ни один из нанимателей не имеет права выплачивать работникам заработную плату ниже, чем это предусмотрено республиканскими тарифами.
Республиканские тарифы оплаты труда определяются путем умножения тарифных коэффициентов, предусмотренных ЕТС, на установленную Правительством Республики Беларусь на тарифную ставку 1-го разряда.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.09.2002 № 1211 с 1 сентября 2002г. тарифная ставка 1-го разряда утверждена в размере 23 200 руб. С 1 января постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.01.2003 № 15 она повышена до 25000 руб., в настоящее время в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 октября 2008 г. № 1449. она составляет 91000 руб.
Порядок применения тарифной ставки первого разряда указан в Трудовом кодексе Республики Беларусь от 26 июля 1999г. № 296-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 29.10.1999, № 80, рег. № 2/70 от 27.07.1999).
Республиканскими тарифами оплаты труда являются часовые и (или) месячные тарифные ставки и должностные оклады, определяющие уровни оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.
Иные наниматели обязаны использовать республиканские тарифы для дифференциации оплаты труда работников как минимальные гарантии размеров оплаты труда.
Республиканские тарифы оплаты труда определяются по тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и устанавливаемой Правительством Республики Беларусь тарифной ставке первого разряда с участием профсоюзов.
Таблица 2.4 Тарифная ставка первого разряда
Тарифная ставка первого разряда
Размер тарифной ставки первого разряда
установлена с календарной даты
установлена нормативным актом
А
1
2
70 000
01.11.2007
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2007 № 1444, рег. № 5/26082 от 06.11.2007
65 000
01.11.2006
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2006 № 1484, рег. № 5/24176 от 10.11.2006
А
1
2
62 000
01.02.2006
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.02.2006 № 188, рег. № 5/18834 от 16.02.2006
58 000
01.10.2005
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.10.2005 № 1100, рег. № 5/16601 от 10.10.2005
51 000
01.04.2005
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2005 № 330, рег. № 5/15769 от
Согласно Закону Республики Беларусь от 06.01.1999 № 239-3 «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» бюджеты прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь один раз в квартал (в ценах последнего месяца квартала) и публикуются в республиканской печати (см. таб.2.5).
В соответствии с Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359, погашение задолженности по выплате заработной платы производится в размере утвержденного бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения. А бронирование средств на погашение указанной задолженности в период между утверждениями бюджетов прожиточного минимума согласно Указу Президента Республики Беларусь от 28.01.2002 № 61 (по состоянию на 10.01.2003) юридические лица, имеющие задолженность перед работниками по выплате зарплаты, производят в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного на индекс потребительских цен.
Таблица 2.5 Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в рублях в расчете на месяц
В ценах месяца
Период действия
Нормативный документ
В среднем на душу населения
Для трудоспособного населения
Для пенсионеров
Для студентов
Для детей в возрасте от 3 до 16 лет
Для детей в возрасте до 3 лет
А
1
2
3
4
5
6
7
8
Декабрь
2007 г…
с 1.02 по 30.04 2008 г.
Постановление Сов. Мина Республики Беларусь 31.01.2008 № 139
200 080
221 420
176 650
210 860
234 810
168 900
Сентябрь 2007 г.
с 1 ноября 2007 г. по 31 января 2008 г.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 24.10.2007 № 1392
185 670
206 160
165 400
197 560
219 080
157 890
Июнь 2007 г.
с 1 августа по 31 октября 2007 г.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 23.07.2007 № 941
185 360
203 770
162 110
195 020
220 420
158 070
Март 2007 г.
с 1 мая по 31 июля 2007 г.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 02.05.2007 № 550
179 100
197 690
158 640
189 020
207 550
151 830
Декабрь 2006 г.
с 1 февраля по 30 апреля 2007 г.
Постановление Сов. Мина Республики Беларусь 30.01.2007 № 110
170 500
188 790
150 990
180 020
198 380
144 850
Сентябрь 2006 г.
с 1 ноября 2006 г. по 31 января 2007 г.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29.11.2006 № 1593
165 790
183 720
147 390
175 350
193 120
141 180
Июнь 2006 г.
с 1 августа по 31 октября 2006 г.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 27.07.2006 № 944
169 600
186 520
148 830
177 930
198 000
141 840
Декабрь 2005 г.
с 1 февраля по 30 апреля 2006 г.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 25.01.2006 № 90
158 120
174 410
140 120
166 560
182 190
131 840
Сентябрь 2005 г.
с 1 ноября 2005 г. по 31 января 2006 г.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26.10.2005 № 1184
150 800
165 060
133 200
158 540
176 190
128 200
Июнь 2005 г.
с 1 августа по 31 октября 2005 г.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26.07.2005 № 822
146 150
157 360
124 200
150 530
162 400
125 820
Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 18 социально-демографических групп населения.
Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.
Среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
Таблица 2.6 Минимальные потребительские бюджеты для различных социально-демографических групп населения на 2005 год
Для основных социально -демографических групп населения
в средних ценах декабря 2004 года (постановление Минтрудсоцзащиты от 18.01.2005 № 2) (в рублях)
в средних ценах марта 2005 года
(постановление Минтрудсоцзащиты от 15.04.2005 № 40) (в рублях
в средних ценах июня 2005 года
(постановление Минтрудсоцзащиты от 15.07.2005 № 87) (в рублях
в средних ценах сентября 2005 года (постановление Минтрудсоцзащиты от 18.10.2005 № 141) (в рублях
в средних ценах декабря 2005 года
(постановление Минтрудсоцзащиты от 16.01.2006 № 3) (в рублях)
семьи из четырех
человек
216110
221060
228450
236420
244400
мужчины трудоспособного возраста
267780
278700
284980
295220
302580
женщины трудоспособного возраста
269600
278970
284870
295760
302440
молодой семьи с двумя детьми
203940
209020
215900
223020
230160
молодой семьи с одним ребенком
228840
234770
242440
250380
260380
продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 2.7 Минимальные потребительские бюджеты для различных социально-демографических групп населения на 2006 год
для основных социально-демографическихх групп населения
в средних ценах декабря 2005 года
(постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.01.2006 № 3) (в рублях
в средних ценах марта 2006 года
(постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.04.2006 № 48)
(в рублях)
в средних ценах июня 2006 года
(постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.07.2006 № 78)
(в рублях
в средних ценах сентября 2006 года
(постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.10.2006 № 124)
(в рублях)
семьи из четырех человек
244 400
250 280
259 160
258 570
мужчины трудоспособного возраста
302 580
312 380
319 330
319200
женщины трудоспособного возраста
302 440
312 490
320 300
321 910
молодой семьи с двумя детьми
230 160
236 310
244 190
244 100
молодой семьи с одним ребенком
260 380
267 200
276 040
275 590
Таблица 2.8 Минимальные потребительские бюджеты для различных социально-демографических групп населения на 2007 год
для основных социально-демографических групп населения
в средних ценах декабря 2006 года в расчете на месяц на период с 1 февраля 2007 г. по 30 апреля 2007 г.
(постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17.01.2007 № 5) (в рублях)
в средних ценах марта 2007 года в расчете на месяц на период с 1 мая 2007 г. по 31 июля 2007 г.
(постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.04.2007 № 57) (в рублях)
в средних ценах июня 2007 г. в расчете на месяц на период с 1 августа 2007 г. по 31 октября 2007 г.
(постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 13.07.2007 № 99) (в рублях)
в средних ценах сентября 2007 г. в расчете на месяц на период с 1.11.07 г. по 31.01.08 г.
(постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.10.2007 № 128)
(в рублях)
семьи из четырех человек
265 110
275 600
282 630
289 110
мужчины трудоспособного возраста
326 580
342 750
342 710
350 090
женщины трудоспособного возраста
330 710
347 260
347 670
354 870
молодой семьи с двумя детьми
250 750
260 870
267 870
273 190
молодой семьи с одним ребенком
283 590
294 260
302 340
308 170
Обобщая данные, изложенные в таблицах 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, составим диаграммы изменения рассматриваемых выше показателей (см. рис. 2.1,2.2,2.3).
Рис. 2.1
Рассматривая диаграмму изменения тарифной сетки 1-го разряда 2005г. – 2007г. (рис. 2.1) видно, что с 2005г. — 58000 руб., (2006 — 65000руб.) по 2007г. – 70000 руб. она каждый год увеличивается. Это позволяет государству регулировать оплату труда во всех отраслях экономики и повышать ее для достижения более высокого уровня благосостояния граждан.
Рис. 2.2
Анализируя показатели диаграммы «Бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально демографическим группам» за 2005г., 2006г., 2007г. (рис. 2.2) видно, что в 2007г. он значительно превышает показатели рассматриваемых периодов, что является показателем повышения индекса потребительских цен и размера заработной платы т.к. эти данные служат показателями удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы.
Рис. 2.3
Анализ диаграммы «Минимального потребительского бюджета для различных социально-демографических групп населения» (далее – МПБ) за 2005, 2006, 2007гг. (рис.2.3) показал, что в 2007г. заметно увеличился рост потребительские цен, по отношению к 2005 и 2006гг., т.к. минимальный потребительский бюджет формируется на основе систем потребительских корзин. Наибольший удельный вес в МПБ составляют расходы на питание. Приобретение вещей первой необходимости занимает второе место — до 20 %.
Например, в структуре основных статей потребительских расходов семьи из четырех человек (среднедушевой МПБ) расходы на питание в среднем составляют 55 %, на одежду, белье, обувь — 20 %, предметы культурно бытового и хозяйственного назначения — 7 %, предметы санитарии, гигиены, лекарства — 2 %, оплату жилья и коммунальных услуг — 5 %, бытовых услуг и транспорта — 5 %.
2.3 Анализ порядка индексации заработной платы
Рост цен на потребительские товары и услуги при неизменном уровне (или отставании роста) заработной платы, пенсий, стипендий, пособий влечет за собой инфляционные последствия, т.е. падение покупательской способности денежных доходов и соответственно снижение реальных доходов населения.
С целью предотвращения потерь от инфляции в Республике Беларусь предусмотрены механизмы защиты реальных доходов граждан. К ним, в частности, относятся:
— индексация доходов населения с учетом инфляции;
— индексация заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты.
Так, в соответствии со ст. 58 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) индексация заработной платы осуществляется в связи с инфляцией, а также при несвоевременной ее выплате в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
Наряду с указанной статьей правовой основой индексации доходов населения с учетом инфляции являются Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1990г. № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон), а индексации заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты — п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 1996г. № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий».
Общий порядок индексации доходов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих на территории Республики Беларусь доходы в денежных единицах Республики Беларусь, в связи с инфляцией, вызванной ростом цен на потребительские товары и услуги на территории Республики Беларусь, регулируется Законом.
Во исполнение Закона Министерство труда Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Беларусь постановлением-приказом от 18 марта 1999г. № 26/55 утвердили Инструкцию о порядке индексации доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги (с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция), которая определяет:
— условия наступления и порядок проведения индексации;
— объекты, субъекты и источники индексации;
— особенности проведения индексации для некоторых категорий населения.
Инструкции индексация представляет собой корректировку величины не носящих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь из бюджетных источников (пособия, стипендии, заработная плата по месту работы, денежное довольствие) с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.
Индексация может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов), пособий, стипендий, денежного довольствия. При этом в качестве базового уровня цен для дальнейшей индексации принимается тот месяц, с которого вводятся новые размеры оплаты труда (ставки, оклады), пособий, стипендий, денежного довольствия (подп. 1.3 Инструкции).
Условия наступления и порядок проведения индексации изложены в п. 3 Инструкции.
В соответствии с подп. 3.1 Инструкции индексация доходов населения в денежных единицах Республики Беларусь производится, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превысит 5-процентный порог.
Поскольку индексация может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов), пособий, стипендий, денежного довольствия, то для следующей индексации в этом случае индекс потребительских цен исчисляется нарастающим итогом с момента указанного единовременного пересмотра.
Размер индекса потребительских цен, применяемый при индексации, сохраняется на весь период до очередного превышения 5-процентного порога (абз. 2 подп. 3.4 Инструкции).
Подпунктом 3.3 Инструкции предусмотрено, что индекс потребительских цен, в т.ч. нарастающим итогом с начала года и с момента предыдущей индексации, исчисляется Министерством статистики и анализа Республики Беларусь и ежемесячно (не позднее 20-го числа следующего месяца) публикуется в республиканских средствах массовой информации.
Настоящим подпунктом предусмотрен месяц, в котором осуществлялась индексация заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджета, и других доходов, предусмотренных подп. 1.2 Инструкции, либо месяц, в котором Правительством установлен размер тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями…
Что касается объектов (т.е. денежных доходов, подлежащих индексации), то в соответствии с подп. 2.1 Инструкции к ним относятся:
— заработная плата, исчисленная исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов со всеми предусмотренными законодательством надбавками и доплатами, а также премии, носящие постоянный характер;
— пособия, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 30 октября 1992г. № 1898-XII «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (с изменениями и дополнениями) и Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями);
— стипендии студентам и учащимся высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений; аспирантам; клиническим ординаторам; докторантам; иностранным гражданам, обучающимся или проходящим научно-педагогическую стажировку в учебных заведениях либо научно-исследовательских учреждениях, получающим стипендию за счет бюджета; безработным, проходящим переобучение и получающим на этот период стипендию за счет средств бюджета; слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров, получающим стипендию за счет нанимателей;
— денежное довольствие военнослужащих, в т.ч. военнослужащих срочной службы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
— выплаты, осуществляемые на основе среднего заработка (заработок, сохраняемый за время трудового и социального отпусков, выполнения государственных и общественных обязанностей, вынужденного прогула в случаях восстановления работника на прежней работе и др.).
Не подлежат индексации:
— доходы граждан от сдачи в аренду имущества: акций и других ценных бумаг (исключая облигации государственных займов Республики Беларусь); ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства; предпринимательской деятельности;
— премии, носящие единовременный характер (вознаграждения по итогам работы за год и за выслугу лет, единовременные поощрения, материальная помощь, вознаграждения временным научным коллективам и др.);
— пособия, носящие единовременный характер (например, выходное пособие при увольнении; пособие в связи с рождением ребенка);
— пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренные Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997г. № 1290 (с изменениями и дополнениями).
Субъекты и источники индексации.
Доходы (в денежных единицах Республики Беларусь) различных категорий населения индексируются за счет источников, из которых производятся соответствующие выплаты:
— работникам организаций и учреждений, финансируемых из бюджета, — по месту работы (службы) из бюджета;
— работникам структурных подразделений бюджетных учреждений, содержащимся за счет привлекаемых внебюджетных источников, — за счет этих средств;
— лицам, получающим государственные пособия, — по месту их получения за счет средств, из которых производятся выплаты пособий;
— студентам и учащимся высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, аспирантам, клиническим ординаторам и докторантам, получающим стипендии за счет бюджета, — по месту учебы за счет бюджета; учащимся, студентам, слушателям и аспирантам, получающим стипендию от предприятий, учреждений и организаций, — за счет средств этих предприятий, учреждений и организаций;
— работникам коммерческих организаций — по месту работы за счет средств, предназначенных на оплату труда по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями);
— общественные организации индексационные выплаты производят за счет собственных средств;
— лицам, зарегистрированным в качестве безработных в центрах занятости населения, — за счет средств государственного фонда содействия занятости.
Индексация доходов, получаемых от выполнения работ по совместительству, производится на основании справки с основного места работы, в которой указывается размер проиндексированного дохода.
Сумма проиндексированного дохода с основного места работы и дохода по совместительству не должна превышать норматива индексации, установленного Советом Министров Республики Беларусь.
Если по основному месту работы в соответствии с коллективным договором (соглашением) заработная плата не индексируется, то по совместительству она индексируется в пределах всего норматива индексации, если такая индексация предусмотрена в этой организации. Индексация заработной платы в случае задержки ее выплаты.
Пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 1996 г. № 344 «О своевременной выплате заработной платы, стипендий и пособий» установлено, что заработная плата в случае задержки ее выплаты индексируется в соответствии с индексом потребительских цен. Во исполнение данного пункта Указа разработано Разъяснение о порядке индексации заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты, утвержденное Министерством труда Республики Беларусь от 10 октября 1996 г. № 05-2-02/2084, Министерством финансов Республики Беларусь от 8 октября 1996 г. № 06-6/1090, Министерством социальной защиты Республики Беларусь от 9 октября 1996 г. № 02-01/102 и Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 9 октября 1996 г. № 01-21/70 (далее — Разъяснение), согласно которому:
— предприятия, объединения и организации независимо от форм собственности производят индексацию в полном размере сумм заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплат на один календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным законодательством, республиканским или локальным нормативным актом;
— индексация несвоевременно выплаченных сумм заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, начиная с января 1996 г., осуществляется за каждый месяц в отдельности путем их увеличения на коэффициент инфляции, рассчитанный путем деления последнего индекса потребительских цен, сообщенного Министерством статистики и анализа на момент фактической их выплаты, на индекс месяца, за который они выплачиваются. При этом оба индекса потребительских цен исчисляются нарастающим итогом к декабрю 1995г.;
— индексация несвоевременно выплаченных сумм заработной платы, пенсий и стипендий осуществляется за счет источников, из которых они выплачиваются, пособий — за счет средств страхователя;
— коэффициент инфляции представляет собой число с тремя знаками после запятой;
— не подлежат индексации суммы заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, своевременно не востребованные получателями.
2.4 Влияние элементов государственного регулирования на оплату труда
Политика оплаты труда является одним из важнейших элементов в системе менеджмента предприятия. Она должна максимально соответствовать целям инновационного развития предприятия и обеспечивать высокую эффективность процессов формирования и функционирования человеческого капитала предприятия. Соответственно, политика оплаты труда должна способствовать поддержанию необходимого баланса между основным, оборотным и человеческим капиталом, что и является основной предпосылкой эффективного использования персонала предприятия
продолжение
--PAGE_BREAK--Политика оплаты труда может быть направлена на:
— сохранение достигнутого предприятием уровня заработной платы;
— увеличение уровня Заработной платы работников предприятия (отдельных категорий работников).
Политика, направленная на сохранение достигнутого уровня заработной платы, реализуется в случае неблагоприятной экономической ситуации на предприятии и отсутствия в ближайшей перспективе предпосылок для ее улучшения. При наличии необходимых экономических предпосылок предприятие реализует политику, направленную на повышение уровня заработной платы. В соответствии с действующим законодательством, существуют следующие инструменты реализации политики оплаты труда, направленной на увеличение уровня заработной платы:
— увеличение среднемесячной заработной платы за счет роста тарифной ставки первого разряда;
— увеличение размера выплат стимулирующего характера, включаемых а затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
— увеличение выплат из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Различные сочетания перечисленных инструментов определяют альтернативные варианты политики оплаты труда.
1. Увеличение среднемесячной заработной платы за счет роста тарифной ставки первого разряда, увеличение размера выплат стимулирующего характера, включаемых в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), и выплат из прибыли.
2. Увеличение среднемесячной заработной платы за счет увеличения размера выплат стимулирующего характера, включаемых в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
3. Увеличение среднемесячной заработной платы за счет увеличения размера выплат стимулирующего характера, включаемых в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), и выплат из прибыли.
4. Увеличение среднемесячной заработной платы за счет увеличения выплат из прибыли.
Следует отметить, что исхода из особенностей действующей системы налогообложения, наиболее выгодны для предприятия варианты, связанные с увеличением тарифной ставки первого разряда. Увеличение тарифной ставки первого разряда влечет за собой увеличение суммы выплат стимулирующего характера в пределах существующих ограничений. Вместе с тем, повышая тарифную ставку первого разряда, предприятие берет на себя относительно жесткие обязательства, поскольку снижение тарифной ставки первого разряда практически невозможно даже при неблагоприятной экономической конъюнктуре в связи с негативными социальными последствиями.
Самостоятельное увеличение размера выплат стимулирующего характера, включаемых в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), возможно лишь в том случае, когда процент этих выплат не достиг максимальной величины, предусмотренной законодательством.
Увеличение суммы выплат из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, как правило, невыгодно самим предприятиям, поскольку средства, направляемые на оплату труда из прибыли, подлежат двойному налогообложению. Вместе с тем в ряде случаев этот вариант оказывается единственно возможным для увеличения среднемесячной заработной платы работникам. Эффективность управления оплатой труда в значительной мере определяется оптимальностью выбранного варианта внутрифирменной политики оплаты труда. Выбор оптимального варианта политики оплаты труда осуществляется на основании результатов комплексного анализа организации заработной платы с учетом конкретных экономических предпосылок, имеющихся на предприятии, в соответствии с алгоритмом, предполагающим наличие следующих этапов:
1. Оценка необходимости увеличения уровня заработной платы. По результатам анализа кадрового обеспечения предприятия, анализа уровня, динамики, дифференциации заработной платы и социологического анализа устанавливается необходимость увеличения уровня заработной платы, а также те категории и профессионально квалификационные группы работников, заработная плата которых должна быть повышена в первую очередь или в большей степени, чем других категорий (групп) работников.
2. Предварительный выбор варианта политики оплаты труда. На основании изучения динамики показателей эффективности использования фонда заработной платы (Далее — ФЗП) определяются экономические предпосылки увеличения уровня заработной платы. В качестве таких показателей рассматриваются объем произведенной продукции (работ, услуг) на 1 руб. ФЗП (Зопп), выручка от реализации продукции (работ, услуг) на 1 руб. ФЗП (3врп), чистая прибыль на 1 руб. ФЗП (3чт). Увеличение уровня заработной платы может иметь место при росте любых двух из трех перечисленных показателей. При этом положительная динамика первого показателя указывает на возможность роста тарифной ставки первого разряда, второго — на целесообразность увеличения размера выплат стимулирующего характера, третьего — на допустимость использования чистой прибыли на выплату заработной платы.
3. Уточнение варианта политики оплаты труда осуществляется с учетом финансового состояния предприятия. Индикатором финансового неблагополучия является наличие задолженности по оплате труда. В этом случае политика организации должна быть направлена на сохранение имеющегося уровня заработной платы. В случае отсутствия задолженности по оплате труда анализируются коэффициенты, характеризующие платежеспособность предприятия, в частности, коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Если расчетные значения окажутся выше нормативных, рассматриваются варианты политики оплаты труда, направленные на увеличение уровня среднемесячной заработной платы. далее предприятием рассматривается возможность использования прибыли на увеличение заработной платы. С этой цепью в первую очередь анализируется динамика стоимости основных фондов и уровня фондовооруженности труда. Увеличение фондовооруженности является предпосылкой роста производительности труда и, соответственно, уровня заработной платы. Стабильность или снижение этого показателя указывают на необходимость минимизировать выплаты из прибыли, направляемые на увеличение заработной платы, и повысить долю прибыли, направляемой на воспроизводство основных фондов. При этом анализируются коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость организации и, соответственно, ее перспективную платежеспособность, в частности, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами и коэффициент обеспеченности просроченных обязательств активами. По результатам анализа этих финансовых коэффициентов уточняется возможность обновления основных фондов и необходимость пополнения оборотных средств за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, выбирается соответствующий вариант политики оплаты труда (предусматривающий выплаты из прибыли на увеличение уровня заработной платы в определенном объеме либо не предусматривающий их).
4. Определение круга мероприятий по реализации выбранного варианта политики оплаты труда базируется на результатах комплексного анализа по всем трем его направлениям. По результатам анализа основных финансово- экономических и трудовых показателей определяются основные мероприятия, проведение которых позволит реализовать выявленные в процессе анализа резервы экономии фонда заработной платы. На основе анализа организации заработной платы и социологического опроса определяются направления совершенствования системы оплаты труда. В частности, по результатам анализа нормативно-правового обеспечения организации оплаты труда уточняются предоставленные законодательством возможности предприятия по изменению уровня оплаты труда. На основании анализа технического и тарифного нормирования форм и систем оплаты труда с учетом результатов социологического опроса определяются направления совершенствования тарифной оплаты труда, в том числе возможность увеличения тарифной ставки первого разряда. По итогам анализа системы доплат, надбавок и премирования определяются направления повышения эффективности стимулирования труда.
Политика оплаты труда, сформированная в соответствии с представленным алгоритмом, позволит обеспечить рациональные пропорции между темпами роста производительности труда и заработной платой и будет способствовать достижению целей, стоящих перед предприятием. В соответствии с выбранным вариантом политики оплаты труда формируется ФЗП на плановый период. Рассмотрим данный вопрос на примере РУП «Гомельэнерго» филиал Гомельские электрические сети.
Таблица 2.9 Показатели тарифных ставок I разряда и средних заработных плат по предприятию и в электроэнергетике
Годы
Темп роста %
Показатель
2005
2006
2007
2006 / 2005
2007 / 2006
2007 / 2005
Тарифная ставка I разряда (государственная) тыс. руб.
58,00
65,00
70,00
112,00
107,70
120,70
Тарифная ставка I разряда (по предприятию) тыс. руб.
103,30
144,30
170,00
139,70
117,80
164,60
Разница между тарифными ставками I разряда государственная и по предприятию тыс. руб.
45,30
79,30
100,00
175,00
126,10
220,80
Средняя заработная плата в промышленности (электроэнергетика) тыс. руб.
744,00
884,90
1001,60
118,90
113,20
134,60
Средняя заработная плата по предприятию тыс. руб.
714,89
832,02
939,72
116,40
112,90
131,40
Разница между Средней заработной платой в промышленности (электроэнергетика) и Средняя заработная плата по предприятию тыс. руб.
29,11
52,88
61,88
181,70
117,01
212,60
Разница между тарифной ставкой I разряда и средней заработной платой по предприятию (раз)
6,90
5,80
5,50
Анализируя данные таблицы 2.9 видно, что тарифная ставка по предприятию значительно больше чем государственная. Так в 2005г. тарифная ставка I разряда по предприятию была выше, чем в стране на 45,3 тыс. руб., в 2006г – на 79,3 тыс. руб., 2007 – на 100тыс. руб. Однако средняя заработная плата по предприятию уступает своими показателями средней заработной плате по электроэнергетике в целом и ее разница в 2005г. составляла 29,11 тыс. руб., в 2006г. – 52,88 тыс. руб., 2007г. – 61,88 тыс. руб. Темп роста также по электроэнергетике в целом выше чем по предприятию и в 2006г. по отношению к 2005г. он составлял 118,9 %, что на 2,5 % выше чем по предприятию — 116,4 %, в 2007г. – 113,2 % по отношению к 2006г. по электроэнергетике и 112,9 % по предприятию в этот период наблюдается сокращение разницы до 1 %, и в2007г. по отношению к 2005г. разница составила 3,2 %. Сравнивая тарифную ставку I разряда и среднюю заработную плату по предприятию видно, что с каждым годом разница сокращается. Так в 2005г. тарифная ставка I разряда отличается от средней заработной платы в 6.9 раз, в 2006г. – в 5,8 раза, в 2007г. в 5,5 раз.
Вывод: главная цель регулирования оплаты труда в условиях переходного периода — определение размера заработной плиты на уровне не цены рабочей силы позволяющей работнику и его семье удовлетворять возросшие материальные и духовные потребности и создавать условия для развития человеческого потенциала. При повышении реального размера заработной платы целесообразно учитывать социальные расходы, включая жилищно-коммунальные, медицинские в другие, которые теперь из государственного бюджета и внебюджетных фондов перекладываются на самих граждан. Рост заработной платы, повысит платежеспособный спрос населения и будет стимулировать увеличение производства товаров и услуг. Учитывая, что ее уровень определяется финансово-экономическим состоянием предприятий достичь указанной цели невозможно в отрыве от создания макроэкономических условий, стимулирующих рост производства и повышение его эффективности на основе сочетания государственного и рыночного регулирования.
III НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА
Переход к рыночной экономике избавляет от коренного порока административно-командной системы распределения, состоящего в разрыве функций производства и распределения (предприятия создают национальное богатство, государство его распределяет). Функции распределения передаются непосредственным производителем или частному владельцу предприятия. Только собственник отныне вправе самостоятельно распоряжаться средствами производства и результатами труда. Принятие законов о собственности, о предпринимательстве и других окончательно определило судьбу централизованно устанавливавшихся ранее механизмов формирования заработной платы. В новых условиях децентрализованная форма распределительных отношений ориентируется на стоимостные показатели, конкуренцию на рынке и отражает финансово-рыночное положение предприятия.
В отношениях непосредственно оплаты труда стало играть главную роль возникновение организованных форм рынка труда. Величина заработной платы определяется на основе затрат на воспроизводство рабочей силы с учетом спроса на нее, стоимости и цены на рынке труда.
Все вопросы оплаты труда теперь решаются на уровне предприятий.
Государство устанавливает лишь минимальный уровень почасовой оплаты. С переходом к товарной форме рабочей силы восстанавливаются и значительно расширяются все функции оплаты труда.
С переходом к рынку заработная плата становится главным элементом
воспроизводства рабочей силы и для предпринимателя, нанимателя рабочей силы социальная функция рабочей силы начинает играть вполне равноправную роль наряду со стимулирующей. Бюджет работника должен обеспечивать ему расходы не только на одежду и пищу, но и покупку дома, квартиры, оплаты бытовых услуг и т.д., т.е. определенное в зависимости от сложности труда, квалификации работника качество жизни.
В Республике Беларусь продолжается целенаправленная политика по повышению уровня жизни населения, обеспечению роста реального содержания денежных доходов населения и заработной платы, снижению дифференциации уровней доходов и малообеспеченности.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2000г. № 555 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования оплаты труда» (далее — Постановление № 555) направлено на упорядочение действующей системы оплаты труда руководителей коммерческих организаций. Постановлением № 555 установлено, что премирование руководителей (их заместителей) и главных специалистов коммерческих организаций всех форм собственности осуществляется по результатам финансово-хозяйственной деятельности по итогам работы за квартал. При этом 30 % начисленной премии резервируется и выплачивается при отсутствии роста убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) в следующем порядке:
— за I и II кварталы — по итогам работы за первое полугодие;
— за III и IV кварталы — по итогам работы за год.
Данный порядок был обязательным премировании должностных лиц рентабельно работающих организаций, так и убыточных. Напомним, что нормы постановления № 555 не распростирают на коммерческие организации с иностранными инвестициями.
Как показала практика применения постановления № 555, данные ограничения в выборе периодичности премирования не позволяют нанимателям принимать оперативные решения о поощрении руководителей организаций, обеспечивающих стабильно высокоэффективную работ, а руководителям — соответствующие решения в отношении высококвалифицированных специалистов.
Кроме того, зарезервирован часть премии должностным лицам эффективно работающих организаций выплачивается только через З месяца, что снижает роль премирования в стимулировании управленческого труда.
Поэтому Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2008г. № 842 (далее — постановление № 842) в Постановление № 555 внесены изменения, согласно которым сохраняет обязательное поквартальное премирование руководителей (их заместителей) и главных специалистов с резервированием 30 % начисленной премии только для должностных лиц организаций имеющих по итогам предыдущего года убыток от реализации продукции, товаров (работ, услуг).
Следовательно, если в организации по итогам 2007г. образовался убыток от реализации продукции товаров, выполнения работ, оказания услуг, то порядок премирован руководителя (его заместителей) и главных специалистов не изменяется. То есть по-прежнему премирование этих должностных лиц производится поквартально, а 30 % начисленной премии подлежит резервированию. При этом резервируются все виды премий, размеры которых устанавливаются в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности организации, независимо от источника их выплаты.
продолжение
--PAGE_BREAK--