Организационная структура управления качеством продукции на предприятии ОАО “Гродненский мясокомбинат” представляет собой единство ступеней и звеньев управления в их зависимости и соподчиненности и включает все подразделения предприятия, участвующие в управлении и производстве продукции.
Структура системы определяется составом служб и подразделений, содержанием и распределением между ними задач и функций управления и необходимых для выполнения средств. При этом она предусматривает многоуровневую организацию управления: объединением, предприятием, цехом и т.д. Политика предприятия в области качества Можно выделить следующие уровни организации управления качеством продукции на предприятии (рис. 2.).
Рис. 2. Уровни организации управления качеством
Организационная структура комплексной системы управления качеством продукции на предприятии ОАО “Гродненский мясокомбинат”, позволяет сформулировать следующие принципы ее построения:
соответствие структуры с обеспечением максимальных возможностей для достижения поставленных целей в отношении качества;
отделение работ по планированию и прогнозированию управления качеством продукции от текущих работ по регулированию и контролю качества продукции;
централизация в решении вопросов общей политики при децентрализации в решении оперативных вопросов, связанных с обеспечением качества продукции;
создание организационных механизмов, позволяющих осуществлять эффективную координацию работ по обеспечению качества продукции и разработке мероприятий профилактического характера;
обеспечение комплексного управления качеством продукции при разработке конкретных проектов, отдельных изделий;
создание организационных условий, обеспечивающих внутренне развитие организационной структуры, ее гибкость и динамичность.
Общее руководство комплексной системой управления качеством продукции осуществляется генеральным директором, а координация работ, связанных с функционированием и развитием системы, обычно возлагается на специальное подразделение. В структуре управления качеством определяется и конкретизируется роль каждого звена управления, показывается степень интеграции и специализации функций управления.
В соответствии с основными принципами международных стандартов по качеству при управлении качеством на предприятии, в том числе и на анализируемом, выполняются следующие функции:
прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;
планирование качества на этапе подготовки производства;
планирование, контроль и оценка исходных материалов;
контроль и оценка качества продукции и процессов в ходе производства;
организация потоков информации;
разработка средств ее сбора и передачи;
подготовка и обучение персонала;
обеспечение качества технического обслуживания;
руководство деятельностью по управлению качеством;
аттестация продукции;
правовое обеспечение качества продукции.
На ОАО “Гродненский мясокомбинат” координацию работ по обеспечению качества продукции осуществляет Отдел главного технолога.
Сертификация, стандартизация и контроль качества продукции являются важнейшими органически взаимосвязанными между собой элементами общего механизма управления качеством. На предприятии ОАО “Гродненский мясокомбинат” стандартизация и сертификация качества выпускаемой продукции выражена таким документом, как Сертификат соответствия, который выдается на каждый вид продукции, выдается Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь один раз в 3 года.
Кроме того, при изготовлении продукции ОАО «Гродненский мясокомбинат» использует пряности, закупаемые за границей, в частности, в Германии. Качество экспортируемых пряностей подтверждается сертификатом качества, выданным Германским Аттестационным Обществом Системы Управления Качеством. Данный сертификат соответствует требованиям нормы DIN ISO 9001.
Контроль за качеством продукции на ОАО «Гродненский мясокомбинат» осуществляется с учетом специфики производства мясной продукции. Всю продукцию данное предприятие производит в соответствии с техническими условиями и специальными рецептурами, разрабатываемыми главным технологом, бюро по разработке новых видов продукции и согласованным с Главным государственным санитарным врачом РБ.
В технических условиях конкретно указываются: какое сырье, пряности и материалы можно использовать при производстве определенного наименования товара; каким ГОСТам и техническим условиям должны соответствовать данные составляющие; соотношение сырья, пряностей и материалов на 100 кг выпускаемой продукции и т.д.
Например, для изготовления колбас варено-копченых салями применяют следующие сырье и материалы: говядину по ГОСТ 779; свинину по СТБ 988 и т.д. Содержание токсичных элементов, антибиотиков, нитрозаминов, пестицидов и радионуклидов в сырье не должно превышать действующих Республиканских допустимых уровней, установленных СанПиН 11-63 РБ.
Контроль осуществляется следующими методами:
Правила отбора и подготовки проб – по СТБ 1036, СТБ 1053, СТБ 1059, ГОСТ 9792, ГОСТ 26929.
Методы испытаний проводят по ГОСТ 9959, ГОСТ 8558.1, ГОСТ 9793 и другие;
Для контроля качества упаковки и маркировки, качественных показателей и массы нетто производят выборку единицы транспортной тары из разных мест партии в количестве 10% от партии, но не менее 2. Качество упаковки и маркировки определяют визуально и т.д.
То есть, можно сказать, что контроль за качеством изделий и соблюдением технологических режимов осуществляется на всех стадиях производства.
Косвенным показателем качества продукции является брак. На ОАО «Гродненский мясокомбинат» ежемесячно проводятся инвентаризации, в ходе которых выявляются причины снижения качества продукции, если имелось, брак продукции, подсчитываются убытки, которые относятся на виновных лиц либо на хозяйственные результаты, в случае невозможности установления виновного лица.
Так, в результате инвентаризаций, проведенных в 2002г. ОАО «Гродненский мясокомбинат» понес убытки в размере 3 729 284 рубля. Причиной убытков стал брак в производстве мясной продукции вследствие несоблюдения работниками технологических процессов и рецептур.
Например, в апреле 2002г. в результате физико-химических исследований было выявлено, что сосиски «Молочные» не соответствуют стандарту по содержанию влаги – 64,8% вместо нормы в 68%, по содержанию соли – 1,85% вместо 2,1% нормы. В результате органолептической проверки на разрезе данных сосисок выявлен фарш серого цвета. Комиссия посчитала, что причиной понижения качества явилось нарушение технологии приготовления фарша.
В целом, изучение организации процессов управления качеством на ОАО “Гродненский мясокомбинат” позволили сделать вывод о недостаточной их эффективности. Задачи, решаемые в процессе управления качеством продукции, рассредоточены по различным функциональным подсистемам, что не обеспечивает комплексность и оперативность расчетов. Преобладают задачи по учету дефектов, которые не способствуют выявлению причин обнаруженного брака и принятию оптимальных решений по управлению качеством. Исходя из этого возникает необходимость выделения комплекса задач по управлению качеством продукции в самостоятельную автоматизированную систему поддержки принятия решений. Список литературы
Альперин Л.Н. МС ИСО серии 9000: принципы, подходы и первый опыт использования. // Стандарты и качество. –1999г. -№ 9. –с.18-21.
Брун М., Георги Д. Управление качеством: затраты и выгоды // Проблемы теории и практики управления. –2000. -№1. –С.95.
Гиссин В.И. Управление качеством продукции. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2000г. –254с.
Исикава К. Японские методы управления качеством. –М.: Экономика, 1998г. –289с.
Круглова Н. Ю. Новые подходы к управлению качеством продукции // Российский экономический журнал. –1992. -№6. –С.63.
Никсон Ф. Роль руководства в обеспечении качества и надежности. –М.: Издательство стандартов, 1990г. –306с.
Окрепилов В.В. Управление качеством. –М.: Экономика, 1998г. –318с.
Парфеновский А.Б., Лукашин А.Я. Управление качеством продукции. –М.: Экономика, 1990г. –415с.
Сегецци Г.Д. Политика европейских стран в области управления качеством. // Стандарты и качество. –1988г. -№5. –с.8-15.
Томилин В.Н. Управление качеством в условиях перехода к рыночной экономике. // Стандарты и качество. –1992г. -№ 10. –с.21-25.
Экономика предприятия и отрасли промышленности. / Под ред. А.С. Пелиха. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1999г. –418с.
Экономика предприятия. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М.Купрякова. –М.: Юнити, 1996г. -356с.
Экономические проблемы повышения качества продукции: аспекты состояния и решения. / Под ред. Ю.И. Ефимычева. –Н.Новгород.: Перспектива, 1996г. –357с.