Реферат по предмету "Мировая экономика"


Роль Североамериканского соглашения о свободной торговле НАФТА в международных отношениях

--PAGE_BREAK--Серьезным препятствием для вступления в полноценное ДССТ является наличие в экономи­ческой структуре страны обширных секторов, особо чувствительных к конкуренции со стороны импортных товаров, — сельского хозяйства, про­изводства текстиля и одежды. По этой причине довольно тяжело даются переговоры о ДССТ развивающимся странам, пусть даже морально для них готовым, однако до сих пор имеющим Значительные с точки зрения объемов производ­ства, экспорта и, что особенно важно, занятости, аграрные отрасли. В таком случае торговая либе­рализация непосредственно затрагивает интере­сы большой доли населения страны. Наиболее наглядные примеры — Индия и Таиланд, где, не­смотря на сдвиги в структуре валового производ­ства в  пользу обрабатывающей промышленно­сти, аграрная занятость в начале 2000-х годов все еще составляла, соответственно, 65-70 и 45-50% общей занятости, и сельскохозяйственный сектор был защищен сравнительно высокими тарифами (2003-2004 гг.) — в среднем 37% в Индии и 30% в Таиланде.[7, c.76]
Интересный факт — отсутствие трансрегио­нальных соглашений о свободной торговле меж­ду различными группами развитых стран или от­дельными развитыми странами, то есть США, Канадой, участниками ЕС/ЕАСТ, Японией, Ав­стралией и Новой Зеландией. Исключением явля­ется лишь ДССТ США-Австралия, заключенное в 2004 г.[14, c.70] Казалось бы, развитые страны — родо­начальники экономического регионализма, обла­дающие богатым опытом торговых переговоров, прекрасно подготовленными таможенными кад­рами и созревшими для интеграции структурами производства и потребления должны вступать в ДССТ друг с другом. Однако практика показыва­ет другое, что, вероятно, свидетельствует о слож­ности накопившихся взаимных претензий, торго­вых споров, о прочно укрепившейся практике протекционизма в отношении отдельных това­ров, от которой эти страны не могут отказаться, а в некоторых случаях — и об опыте торговых войн. Крупные развитые страны, видимо, предпо­читают взаимодействовать между собой через многосторонний процесс ВТО, нежели посред­ством заключения двусторонних соглашений.[2, c.419]
В итоге, рассматривая региональные и двусто­ронние ССТ отдельно, можно констатировать: между развивающимися и между развитыми и развивающимися странами либерализация взаим­ных экономических связей (не считая взаимодей­ствия в ВТО) развивается как через регионализм, так и через билатерализм, а между самими разви­тыми — почти исключительно через регионализм.
1.2 Вредоносный эффект двусторонних соглашений о свободной
торговле
Появление комплекса двусторонних ССТ, на­слоившихся на уже действующие региональные экономические союзы, естественно, стало объек­том многочисленных исследований. Большин­ство экономистов считают своего рода идеалом, к которому должна стремиться мировая торговля, глобальную недискриминационную либерализацию, а ее инструментом — ВТО, и потому ДССТ стали рассматривать как негативное явление. При этом любопытно, что чем более настойчиво звучали эти оценки, тем более популярными на практике становились ДССТ. Образовался значи­тельный разрыв между теорией и практикой.
Так в чем же заключается вредоносный эф­фект ДССТ? Считается, что они отвлекают вни­мание от многосторонних торговых переговоров ВТО, искажают торговые потоки, ведут к услож­нению условий внешней торговли и дискримина­ции неучаствующих стран, не имеющих льготно­го доступа на иностранные рынки.[17] Пожалуй, наи­более острая критика связывает распространение ДССТ (как и региональных соглашений) с эрози­ей режима наибольшего благоприятствования, который в послевоенный период успешно служил основой международной торговли и работы ГАТТ/ВТО. К таким выводам пришел консульта­тивный совет ВТО в так называемом докладе Сазерленда, посчитав, что режим наибольшего бла­гоприятствования становится теперь едва ли не исключением из правил.
Подытоживая, отметим, что двусторонние со­глашения о свободной торговле, бурное распро­странение которых наблюдается с начала 90-х го­дов, стали неотъемлемым элементом междуна­родных экономических отношений. В 2000-х годах стало окончательно ясно, что это новая и самостоятельная тенденция, набирающая силу уже помимо, а может быть, и вопреки активности региональных или многосторонних (глобальных) объединений.
Регионализм и билатерализм — явления не од­ного и того же порядка. Различия между ними сводятся к тому, что в основе создания региональ­ных блоков лежит интеграция национальных рынков, а в основе двусторонних соглашений -лишь облегчение доступа товаров и услуг на на­циональные рынки. Изучение ДССТ, таким обра­зом, целесообразно не в контексте уже устоявшихся представлении о региональной экономиче­ской интеграции, а скорее как независимого феномена современной мировой экономики и политики.[11, c.48]
Уточнив масштабы и ряд характерных свойств данного явления, следует признать, что, с одной стороны, огромная популярность ДССТ, а с другой — непрекращающаяся мощная критика в их адрес еще больше усиливают интерес к изучению реального значения этих соглашений для эконо­мики участвующих стран и мировой торговли в целом с опорой на объективные количественные данные. Последующий анализ должен выявить преимущества и потери от ДССТ, особенно учи­тывая определенную уязвимость развивающихся стран перед тотальной внешнеэкономической ли­берализацией, установить природу и движущие силы билатерализма.
II.ИСТОРИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА НАФТА
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) — экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве (АТЭС)) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.
Первым шагом к созданию НАФТА стал «план Эббота», принятый в 1947г., целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.
Следующим шагом стало заключение в 1965г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.[5, c.201-202]
В сентябре 1988 после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли.[2, c.420]
В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его части, — Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.
Североамериканское соглашение о свободной торговле (сокр. также НАФТА) — было подписано 7 октября 1992 г. ПрезидентамиСША и Мексики и премьер-министром Канады, дополнено соглашениями от 13 сентября 1993 г. и вступило в силу с января 1994 г.
Среди основных целей, зафиксированных в Соглашении, были сформулированы следующие:
☻ снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами;
☻ установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;
☻ расширение возможностей для инвестирования в странах — участниках Соглашения;
☻ обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран-участниц;
эффективное исполнение и применение данного соглашения
|для решения споров;
☻ установление рамок для будущего многостороннего регионального сотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ Соглашения.[2, c.423]
Соглашение предусматривало либерализацию внешнеэкономических отношений трех стран,  в частности ликвидацию в течение лет почти всех торговых и инвестиционных барьеров. Речь фактически о создании в перспективе единого рынка товаров, услуг и капитала на территории стран-участниц. Достижение этой цели должно происходить поэтапно — сразу после вступления Соглаше­ния в силу были значительно снижены пошлины во взаимной тор­говле промышленными и продовольственными товарами, в 1998 г. были отменены таможенные пошлины на большую часть товаров в американо-канадской торговле, а в начале 2003 г. — в торговле США и Канады с Мексикой.
Уже начиная с 1994 года начались  разговоры  о  присоединении  Чили  к НАФТА, хотя официальные переговоры по этому вопросу начались только  в  июне 1995 года, и эти реальные шаги к расширению  состава  участников  Соглашения сразу же получили как сторонников, так и противников. Представители  первых, как  в  Канаде,  так  и  в  США  аппелировали  к  тому,  что  более   прочные экономические связи с Чили  создадут  больше  возможностей  для  торговли  и инвестиций на этом рынке, характеризующемся высокими темпами роста.  Любимым высказыванием   партии   сторонников   присоединения   Чили   стали   слова, произнесенные Фрэнком Хэрдом еще в 1884 году:  «Каждый  доллар,  на  который растет цена вследствие покровительственных тарифов, означает  день  рабского труда, а часы  ненужной работы, которая требуется  для  этого,  крадутся  из бесценного  времени,  предназначенного  на  выполнение  личных  обязанностей каждого.»  И  на  самом  деле, правительство,  ограничивающее  мировую конкуренцию среди производителей  с  помощью  тарифов  или  других  торговых барьеров, увеличивает налоговое бремя всех потребителей, в  том  числе  и  в своей стране.[17]
Сами Чили неоднократно  доказывали  свою  готовность  присоединиться к НАФТА.  Еще  за  несколько  лет  до  заключения  Соглашения  они   пошли  на существенное снижение тарифов, но к  1997  темпы  этого  снижения  пошли  на убыль, так как в Чили возникли опасения,  что  дальнейшее  снижение  тарифов ухудшат позицию Чили при обсуждении возможностей их присоединения  к  НАФТА. В связи с этим чилийские тарифы на некоторое  время  зависли  на  уровне  15 процентов, в ожидании того дня, когда они смогут быть снижены еще больше,  в обмен на  снижение  торговых  сборов  и  больший  доступ  на  рынки  будущих торговых партнеров.[19, c.267]
В 1997 году Канада  и  Чили  удачно  завершили  переговоры  о   временном   двустороннем соглашении о свободной торговле и параллельных соглашениях о  сотрудничестве в области охраны труда и окружающей среды, что было призвано служить  мостом на пути к  присоединению Чили к НАФТА. Мексика также вела переговоры с  Чили о  пересмотре  соглашения  между  ними  о  свободной  торговле  с  целью  ее  усиления.
Табл.1 Сравнение региональных блоков за 2004 год [17]
Рассмотрим внутреннюю организацию НАФТА. Она не предполагает создание каких-либо межгосударственных или надгосударственных органов, действующих на постоянной основе. Главной организационной структурой интеграционной группировки является Комиссия по свободной торговле. Она призвана контролировать и оказывать содействие деятельности различных комитетов и рабочих групп, созданных для решения конкретных   вопросов сотрудничества и урегулирования возникающих споров.  Рабочий орган Комиссии — Координационный секретариат НАФТА, который включает три  национальные секции, куда входят эксперты от стран-участниц. Национальные секции являются постоянно действующими структурами и располагаются в Оттаве (Канада), Мехико (Мексика) и Вашингтоне (США). [3, c.62]
Члены Комиссии, представленные министрами торговли, собираются не реже одного раза в год. НАФТА  предусматривает  дальнейшую  работу  по  оказанию   помощи   в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии  с  Соглашением, с целью способствования торговле  и  инвестициям,  обеспечения  эффективного претворения в жизнь норм НАФТА и их администрирования были созданы более  30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в  которых  ведется  работа  по созданию норм, включают в  себя  происхождение  товаров,  таможни,  торговлю сельскохозяйственными  товарами  и  субсидии  в   эту   область   экономики, стандартизацию товаров,  госпоставки  и  передвижение  деловых  людей  через границы.  Эти  рабочие  группы  и  комитеты  ежегодно  предоставляют   отчет Комиссии НАФТА.
 Рабочие  группы  и  комитеты  НАФТА  также  помогают  сделать  процесс претворения НАФТА в жизнь более  гладким,  обеспечить  создание  форума  для изучения  способов  дальнейшей   либерализации   торговли   между странами-участницами. Примером может  служить  последовательная  политика   Канады, направленная на ускоренное  снижение  тарифов  на  некоторые  виды  товаров. Кроме того, рабочие группы и комитеты НАФТА  создают  арену  для  обсуждения спорных вопросов, свободную от политики, и, используя обсуждение проблем  на ранней стадии их развития, помогают избежать процедур разрешения споров. Комиссия по сотрудничеству  в  сфере   охраны  окружающей  среды  была создана в 1994  году  в  соответствии  с  Североамериканским  соглашением  о сотрудничестве области охраны окружающей среды  для  усиления регионального сотрудничества, снижения возможных   конфликтов и способствования эффективному исполнению  законодательства   в   этой   сфере.   Она   также содействует сотрудничеству и участию общественности  в  ускорении  процессов консервации,  защиты  и  улучшения  окружающей  среды  в  Северной  Америке. Соглашение, подписанное Канадой, Мексикой и США  дополняет  положения  НАФТА затрагивающие вопросы, связанные с окружающей средой.
Комиссия по сотрудничеству в сфере  охраны окружающей  среды  включает в себя три основных элемента: Совет, Совместный   общественный консультативный комитет и Секретариат. Совет  является  руководящим  органом Комиссии и состоит из представителей на уровне министров от каждой из трех стран. Совместный общественный консультативный комитет насчитывает пятнадцать  членов,  по пять представителей   от   каждой   страны.   Он консультирует совет по  любым  вопросам  в  рамках  Соглашения.  Секретариат обеспечивает административную, техническую и  оперативную  помощь  Совету  и несет ответственность за осуществление ежегодной рабочей программы.[19]
Можно  говорить  о том, что за   четыре   года существования НАФТА, была разработана четкая организационная  структура  для эффективного  претворения в жизнь положений  Североамериканского  соглашения о свободной торговле. Более того, основные тенденции, изначально приведшие  к заключению этого соглашения, нашли  свое  отражение  не  только  в  области свободной торговли и,  следовательно,   можно  говорить  о  распространении принципов лежащих в основе НАФТА на другие  сферы  экономики  и  политики  в Североамериканском регионе.
Особенностью Североамериканского соглашения является асимметричный характер осуществляемых интеграционных процессов, т.е. условия создания здесь свободных рынков товаров, услуг и капитала, а также правила высшей торговли не одинаковы для различных секторов экономик стран-участниц и не синхронизированы по времени. Это обусловлено в первую очередь неравными стартовыми условиями стран и отраслей региона, зависимостью в ряде случаев национальных производителей и рынков (в частности, Мексика) от более сильных партнеров (США и Канады).[2, c.511]
III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ   СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ   ПЕРСПЕКТИВА СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :