--PAGE_BREAK--· значения базовой доходности на единицу основного физического показателя (квадратный метр торговой площади, количество рабочих мест и т.д.),
· числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются в зависимости от условий и обстоятельств осуществления предпринимательской деятельности.
Попытка введения ЕНВД, следует признать, оказалась неудачной. Практически сразу после своего появления этот налог был назван «невменяемым» из-за большого количества всевозможных разночтений, ошибок и ярко выраженной фискальной направленности.
Методика расчета ЕНВД исключительно несовершенна и субъективна. Используется очень небольшое количество повышающих (понижающих) коэффициентов, весьма субъективны показатели базовой доходности. Более того, приемлемых показателей для расчета ЕНВД в России и не может быть по причине трансформации экономики, отсутствия статистических данных.
1.3 Оценка конкурентоспособности предприятия малого бизнеса
Анализ деятельности предприятия малого бизнеса по повышению конкурентоспособности предполагает оценку текущих результатов хозяйственной деятельности через выяснение его потенциала (организованного, научно-технического, производственно-технологического, социального, финансово-экономического), общих результатов его хозяйственной деятельности; финансового положения и платежеспособности; эффективности производственной деятельности; степени адаптации к условиям хозяйствования за отчетный период (как правило, годовой) или на определенную дату.
Существуют разнообразные методики оценки конкурентоспособности малого предприятия. Так, по мнению Н. Герчиковой, оценка конкурентоспособности малого предприятия должна основываться на таких показателях, как[4]:
· потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам;
· ассортимент конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость («продуктовая дифференциация»);
· набор рынков или их сегментов для каждого продукта («рыночная дифференциация»);
· потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта;
· перечень мер и приемов, которыми фирма может обеспечить себе преимущество на рынке: создание благоприятного представления о фирме у покупателей, выпуск высококачественной и надежной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и четкое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг.
По мнению В.А. Мошнова, комплексная оценка конкурентоспособности малого предприятия проводится по следующим параметрам[5]:
· конкурентоспособность выпускаемых изделий;
· финансовое состояние предприятия;
· эффективность маркетинговой деятельности;
· рентабельность продаж;
· эффективность менеджмента.
Перечисленные выше методики хороши для оценки отдельных аспектов конкурентоспособности малого предприятия. Но, по нашему мнению, они не обеспечивают комплексной оценки конкурентоспособности, предусматривающей анализ воздействия внешней среды хозяйствования и оценку собственных внутренних возможностей предприятия. Решает эти задачи метод оценки конкурентоспособности, предлагаемый Черногорцевым С.Н[6].
Прежде всего, оценивается финансовая устойчивость малого предприятия. Финансовая устойчивость – это характеристика финансового состояния, определяющая уровень зависимости предприятия от внешних источников финансирования. Финансовая устойчивость – один из основных показателей возможности предприятия реально повысить свою конкурентоспособность за счет эффективного использования собственных финансовых источников.
Для анализа финансовой устойчивости используются следующие показатели[7]:
· коэффициент автономии, характеризующий независимость от заемных источников финансирования и показывающий долю собственных средств в общей сумме всех оборотных средств (допустимым считается соотношение, превышающее 0,5);
· коэффициент маневренности, определяющий какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей оперативно маневрировать этими средствами (в качестве оптимальной величины коэффициент маневренности может быть принят в размере более 0,5);
· коэффициент обеспечения запасов и затрат собственными источниками их формирования (нормативное ограничение этого показателя более 0,6);
· коэффициент имущества производственного назначения, определяющий долю вложений средств в имущество производственной сферы и сферы обращения (допустимое значение этого коэффициента должно быть выше 0,5);
· показатель вероятности банкротства Е. Альтмана (Z-показатель Альтмана) является комплексным показателем, включающим в себя целую группу показателей, характеризующих разные стороны деятельности предприятия: структуру активов и пассивов, рентабельность и оборачиваемость. В связи с этим представляется интересным анализ влияния отдельных составляющих показателя Альтмана на изменение оценки вероятности банкротства.
Далее оцениваются показатели ликвидности малого предприятия. Ликвидность (текущая платежеспособность) – это способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет текущих активов.
Ликвидность – одна из важнейших характеристик финансового состояния фирмы, определяющая возможность предприятия своевременно оплачивать счета и фактически являющаяся одним из показателей банкротства.
Основным условием ликвидности является наличие чистого оборотного капитала.
Для оценки ликвидности используют следующие показатели:
· коэффициент абсолютной ликвидности, характеризующий способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет всех денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (ценных бумаг). Предприятие считается ликвидным, если данный показатель превышает 0,2-0,25;
· коэффициент текущей ликвидности, определяющий способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет свободных денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности и прочих активов. Нормативное значение – больше 0,7;
· коэффициент покрытия, характеризующий способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет всех мобильных активов (денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности) и запасов и затрат (без расходов будущих периодов). Нормативное значение – больше 2.
Следующим параметром является прибыльность предприятия. Под прибыльностью предприятия понимается способность предприятия «приносить» прибыль на вложенные в текущую деятельность средства.
При анализе финансовой деятельности предприятия отдельно рассматриваются и сравниваются между собой прибыльность основной деятельности, прибыльность торговых операций, прибыльность инвестиционной деятельности.
Анализ оборачиваемости малого предприятия включает:
· анализ оборачиваемости текущих активов;
· анализ оборачиваемости текущих пассивов;
· анализ «чистого цикла».
Оборачиваемость текущих активов характеризует способность активов предприятия приносить прибыль путем совершения ими «оборота» по классической формуле «деньги – товар – деньги».
Рассчитываются следующие показатели:
· оборачиваемость, показывающая сколько раз за период «обернулся» рассматриваемый вид актива; база для расчета оборачиваемости для каждого элемента текущих активов может быть разная: для дебиторской задолженности – выручка от реализации, для товаров – покупная стоимость реализованных товаров, для незавершенного производства и запасов – себестоимость реализованной продукции;
· период оборота, показывающий какова продолжительность одного оборота актива в днях.
Рентабельность всего капитала показывает сколько чистой прибыли без учета стоимости заемного капитала приходится на рубль всего вложенного в предприятие капитала.
Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала и показывает сколько чистой прибыли приходится на рубль собственного капитала.
Аналогично интерпретируется и рассчитывается рентабельность уставного капитала.
Для анализа эффективности привлечения заемных средств используется «эффект рычага», заключающийся в следующем. Предприятие, использующее заемные средства, увеличивает либо уменьшает рентабельность всего капитала в зависимости от величины средней стоимости заемного капитала (средней процентной ставки) и размера «финансового рычага». Разность между рентабельностью собственного капитала и рентабельностью всего капитала и составляет «эффект рычага».
Инвестиционная привлекательность малого предприятия может быть оценена следующей группой показателей:
· коэффициентом доходности по акциям, позволяющим измерять прибыльность на вложенный капитал;
· коэффициентом доходности по активам, измеряющим прибыльность по использованным активам;
· коэффициентом финансового риска, характеризующим степень надежности предприятия с точки зрения инвестора.
Использование маркетингового потенциала предприятия, очевидно, следует оценивать через показатели прибыли, приходящейся на 1 работника отдела маркетинга, долю административных расходов и долю представительских расходов в общем объеме продаж.
Результативность рекламной деятельности предприятия может оцениваться: по общим расходам на рекламу и по расходам на 1000 рублей отгруженной продукции по всем видам (средствам) рекламы; по коэффициенту эффективности рекламы, определяющему изменение темпов роста (снижения) затрат на рекламу к темпам роста (снижения) объема реализованной продукции, что позволяет выявить зависимость между объемом продаж и рекламной деятельностью; по проценту покупателей, обративших внимание на рекламу.
Последний показатель можно определить только по итогам опросов покупателей.
Следующая группа показателей характеризует производственно- технологический потенциал предприятия. Следует отметить, что для целей каждого конкретного исследования можно эту группу, как и другие, представить более или менее обширным набором показателей. Мы выделим среди них те, по которым на предприятии обычно составляется отчетность и которые наиболее тесно связаны с оценкой конкурентоспособности предприятия. К ним можно отнести следующие показатели:
· удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме реализованной продукции;
· удельный вес рекламаций в общем объеме реализованной продукции;
· фондовооруженность труда;
· электровооруженность труда;
· средний возраст технологического оборудования;
· коэффициент обновления основных фондов;
· удельный вес технологических процессов, выполняемых прогрессивными методами;
· фондоотдача основных фондов;
· интегральный коэффициент использования оборудования;
· интегральный коэффициент использования производственных площадей.
Последняя группа показателей характеризует эффективность использования живого труда. Анализ эффективности труда возможен при наличии, прежде всего, данных о заработной плате и среднесписочной численности работников. Эти показатели позволяют проанализировать взаимосвязи между изменением численности и зарплаты и объемом произведенной продукции, чистой прибылью предприятия. Кроме того, необходимо использовать еще ряд относительных показателей, характеризующих это направление деятельности предприятия. Таким образом, социальный (кадровый) потенциал предприятия можно представить такими показателями, как:
· заработная плата;
· среднесписочная численность работников предприятия;
· среднемесячная зарплата;
· объем произведенной продукции на 1 рубль зарплаты;
· прибыль на 1 рубль зарплаты;
· структура кадров предприятия;
· уровень трудовой дисциплины;
· уровень компьютерной грамотности;
· коэффициент стабильности кадров;
· коэффициент творческой активности кадров.
Следует отметить, что представленная выше совокупность показателей, оценивающая отдельные аспекты конкурентоспособности предприятия, не является абсолютной. В каждом конкретном случае она может быть дополнена другими показателями, характеризующими вновь возникшие резервы или новые требования потребителей.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Три богатыря» зарегистрировано в г. Ростов-на-Дону. Учредителем общества с ограниченной ответственностью является Титоренко Марк Леонидович. Предприятие занимается оптовыми продажами. Ассортимент компании насчитывает более 4 000 наименований, и имеет стабильную тенденцию к росту. В него входят:
· бакалея;
· пиво;
· безалкогольные напитки;
· табачные изделия.
Обеспечение широкого ассортимента и наличия товара на складе всегда являлось одной из приоритетных задач компании. Также особое внимание уделяется качеству поставляемой продукции, оперативности и полноте выполнения заказов.
Организационная структура предприятия представлена на рис. 2.1:
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рис 2.1 Организационно-финансовая структура предприятия
Работа предприятия осуществляется следующим образом.
Генеральный директор осуществляет общее руководство деятельностью предприятия.
продолжение
--PAGE_BREAK--Начальнику административно-хозяйственного отдела руководит экспедитором, а также отделом снабжения. Отдел снабжения оперативно отслеживает своевременность закупок и поставок товаров для обеспечения обязательств фирмы перед ее покупателями или поддержания определенного резерва товаров на складах, контролирует единство условий кредитной политики выходит к начальнику административно-хозяйственного отдела с обоснованными предложениями по изменению номенклатуры товаров. Экспедитор решает следующие задачи:
· разработка наиболее экономичных условий транспортировки закупаемых и сбываемых фирмой товаров;
· при необходимости организация сопровождения транспортируемых товаров;
· обеспечение своевременности выполнения транспортных операций и получения транспортных документов;
· осуществления страхования грузов во время их транспортирования.
Коммерческому директору подчинены отделы маркетинга и сбыта.
Отдел маркетинга ведет непрерывное изучение, как рынка покупателей, так и рынка поставщиков товаров, досье конкурентных материалов на закупаемые и сбываемые фирмой товары.
Отдел маркетинга устанавливает связи с организациями, обладающими источниками цен и их индексов, подключается по возможности к компьютерным информационным сетям для получения ценовой информации, занимается сбором сведений о фирмах продавцах и покупателей, банкам и страховых компаниях.
Отдел маркетинга выполняет также следующие функции:
· ведет учет насыщенности и эффективности рекламы отдельных товаров и фирмы в целом;
· разрабатывает план рекламных мероприятий с определением затрат на эти мероприятия;
· реализует утвержденный план рекламных мероприятий путем заключения договоров с рекламными компаниями;
· ведет самостоятельную рассылку рекламных материалов.
Отдел сбыта занимается продажами продукции, закупаемой предприятием. Непосредственно сбытовую деятельность сотрудников отдела продаж можно разделить на две части:
«Пассивный» сбыт – работа с клиентами, которые обратились в фирму. «Пассивным» сбытом занимаются менеджеры. В основном потенциальные покупатели связываются с предприятием по телефону. Работа менеджеров может состоять в следующем:
· консультация клиентов по стоимости и различным характеристикам продукции предприятия;
· ознакомление клиентов с условиями продажи и доставки;
· демонстрация продукции (при условии, что клиент посещает офис фирмы);
· выставление счетов клиентам;
«Активный» сбыт – поиск и привлечение новых клиентов. Им занимаются торговые представители. «Активный» сбыт включает в себя следующие действия:
· поиск потенциальных клиентов с помощью телефона (телемаркетинг);
· посещение клиентов, демонстрация образцов продукции, выставление счетов.
Структура службы сбыта предприятия – территориальная. При обращении клиента в офис выясняется его территориальная принадлежность и далее клиент переадресовывается на соответствующего торгового представителя.
Менеджеры следят за оплатой счетов, выставленных клиентам и, после поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролируют и координируют процесс отправки продукции. При продаже товара с отсрочкой платежа они следят за сроками оплаты и наличием или отсутствием дебиторской задолженности.
Бухгалтерия занимается:
· составлением бухгалтерского баланса,
· составлением бухгалтерской отчетности,
· составлением налоговой отчетности,
· начислением заработной платы и т.д.
Офис-менеджер организует документооборот на предприятии.
2.2 Оценка хозяйственных показателей и налоговых платежей предприятия
Бухгалтерский баланс предприятия представлен в Приложении 1. На основании данных баланса видно, что основная проблема предприятия – большая доля запасов в активах и кредиторской задолженности в пассиве его баланса.
ООО «Три богатыря» зарегистрирован в ИФНС Кировского района г. Ростова-на-Дону и выплачивает следующие налоги и сборы:
единый налог на вмененный доход;
взносы в ПФР.
Таким образом, в своей работе предприятие использует специальный налоговый режим для предприятия малого бизнеса.
Расчеты по налогам и сборам производятся в денежной форме.
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц (ст. 346.29 НК РФ):
Таблица 2.1
Фактические показатели и базовая доходность в месяц для исчисления суммы ЕНВД в зависимости от вида предпринимательской деятельности
Виды предпринимательской деятельности
Физические показатели
Базовая доходность в месяц, руб.
2004
2005-2006
Оказание бытовых услуг
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя
5000
7500
Оказание ветеринарных услуг
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя
5000
7500
Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя
8000
12000
Разносная (развозная) торговля
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя
3000
4500
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы
Площадь торгового зала (в квадратных метрах, не более 150)
1200
1800
Общественное питание
Площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)
700
1000
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов
Количество торговых мест
6000
9000
Розничная торговля, осуществляемая через объекты не стационарной торговой сети
Количество торговых мест
6000
9000
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов
Количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов
4000
6000
Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках
Площадь стоянки (в квадратных метрах)
50
50
Распространение и (или) размещение печатной и (или) полиграфической рекламы
Площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы (в квадратных метрах)
–
3000
Распространение и (или) размещение посредством световых и электронных табло наружной рекламы
Площадь информационного поля световых и (или) электронных табло
–
4000
Базовая доходность корректируется (умножается) на специальные коэффициенты К1, К2.
Корректирующий коэффициент К1 – это коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор публикуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В 2004 и 2005 году К1 был равен 1, в 2006 году его значение было установлено на уровне 1,132.
При определении величины базовой доходности органы местного самоуправления могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент К2. Корректирующий коэффициент К2 учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля световых и электронных табло, площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы и иные особенности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности.
Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков органами местного самоуправления РФ на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,01 до 1 включительно.
Значения корректирующего коэффициента К2 устанавливаются на территории г. Ростов-на-Дону на календарный год и рассчитываются по следующей формуле:
К2 = Квд х Кмд,
где Квд – расчетная составляющая корректирующего коэффициента К2, определенная в зависимости от вида предпринимательской деятельности и типа населенного пункта,
Кмд – расчетная составляющая корректирующего коэффициента К2, учитывающая особенности места ведения предпринимательской деятельности.
В таблице 2.3 приведены действующие значения Кмд.
Таблица 2.3
Расчетная составляющая корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающая особенности места ведения предпринимательской деятельности
Место ведения предпринимательской деятельности
Величина расчетной составляющей
Центр населенного пункта, территории вокзалов, аэропортов
1
Территории, прилегающие к центру населенного пункта
0,8
Окраина населенного пункта, иные территории, находящиеся вне границ населенного пункта
0,6
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Ставка единого налога, как уже отмечалось выше, устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.
В таблице 2.2 приведены расчетные значения ЕНВД, уплачиваемые ООО «Три богатыря» в 2004-2006 годах
Таблица 2.2
Расчет значения единого налога на вмененный доход ООО «Три богатыря» в 2004-2006 годах
Значения
2004 год
2005 год
2006 год
Базовая доходность в месяц
1200
1800
1800
Торговая площадь, кв. м.
29
29
29
Число расчетных месяцев
12
12
12
К1
1
1
1,132
Квд
0,7
0,7
0,7
Кмд
0,8
0,8
0,8
Величина вмененного дохода, руб.
233856
350784
397088
ИТОГО ЕНВД, руб.
35078
52618
59564
Величина ЕНВД уменьшается на сумму страховых взносов, но не более 50% от начисленной суммы налога.
Индивидуальные предприниматели, имеющие работников, уплачивают взносы в ПФР в виде фиксированного платежа, а также страховые взносы за работников.
Плательщики ЕНВД – индивидуальные предприниматели суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда России уплачивают в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.
Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлена в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. – на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса.
Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определятся с учетом ранее уплаченных сумм авансового платежа. Тариф страхового взноса представляет собой размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
В 2004 г. исчисление страховых взносов производилось по ставкам, указанным в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Исчисление страховых взносов в 2004 году
База для начисления страховых взносов на 1 работника нарастающим итогом
Для мужчин 1952 г.р. и старше и женщин 1956 г.р. и старше
Для мужчин с 1953 по 1966 г.р. и женщин с 1957 по 1966 г.р.
Для лиц 1967 г.р. и моложе
страх. часть
накопит. часть
страх. часть
накопит. часть
страх. часть
накопит. часть
До 100000 руб.
14%
–
12%
2%
10%
4%
От 100001 до 300000 руб.
14000 руб. + 7,9% суммы свыше 100000 руб.
–
12000 руб. + 6,8% суммы свыше 100000 руб.
2000 руб. + 1,1% суммы свыше 100000 руб.
10000 руб. + 5,64% суммы свыше 100000 руб.
4000 руб. + 2,26% суммы свыше 100000 руб.
От 300001 до 600000 руб.
29800 руб. + 3,95% суммы свыше 300000 руб.
–
25600 руб. + 3,39% суммы свыше 300000 руб.
4200 руб. + 0,56% суммы свыше 300000 руб.
21280 руб. + 2,82% суммы свыше 300000 руб.
8520 руб. + 1,13% суммы свыше 300000 руб.
Свыше 600000 руб.
41650 руб.
–
35770 руб.
5880 руб.
29740 руб.
11910 руб.
В 2005-2006 гг. исчисление страховых взносов производилось по ставкам, указанным в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Исчисление страховых взносов в 2005-2006 гг.
База для начисления страховых взносов на 1 работника нарастающим итогом
Для лиц 1966 г.р. и старше
Для лиц 1967 г.р. и моложе в 2005-2007 гг.
страх. часть
накопит. часть
страх. часть
накопит. часть
До 280000 руб.
14%
–
10%
4%
От 280001 до 600000 руб.
39200 руб. + 5,5% суммы свыше 280000 руб.
–
28000 руб. + 3,9% суммы свыше 280000 руб.
11200 руб. + 1,6% суммы свыше 280000 руб.
Свыше 600000 руб.
56800 руб.
–
40480 руб.
16320 руб.
В 2004 году заработок сотрудников ООО «Три богатыря» суммарно за год не превышал 100000 руб., в 2005 году – 280000 руб. Сумма страховых взносов за сотрудников и общая сумма уплачиваемого единого налога на вмененный доход представлена в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Вычисление ЕНВД ООО «Три богатыря» в 2004-2006 гг.
Значения
2004 год
2005 год
2006 год
Сумма страховых взносов, руб.
19523
21202
31416
Уплачиваемый ЕНВД, руб.
17539
31416
29782
Подводя итоги раздела, можно сделать выводы, что налоговые платежи занимают незначительную долю, как в выручке предприятия, так и в его прибыли (менее 10%).
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1 Государственные и негосударственные методы развития малого бизнеса
Для повышения конкурентоспособности отечественного малого бизнеса необходимы не только усилия самих предпринимателей. Малым предприятиям необходима помощь извне, и, прежде всего, со стороны государства. Здесь можно выделить меры, направленные на преодоление административных и рыночных барьеров.
Так, например, четыре года назад введено незаконное требование об обязательном применении электронной кассовой ленты защищенной (ЭКЛЗ), которое никак не повлияло на собираемость налогов и стоило предпринимателям и потребителям по оценкам независимых экспертов до 14 млрд. рублей в год. Стоимость кассового аппарата в результате выросла с 5 тысяч рублей до 20 тысяч рублей, что привело к массовым возмущениям предпринимателей.
Не менее важен второй вопрос – обязательное применение контрольно-кассовой техники плательщиками налога на вмененный доход. Обязательность контрольно-кассовой техники обходится предпринимателям в 30 млрд. рублей ежегодно (около 2 млн. плательщиков ЕНВД).
Комплексность проблем административных барьеров потребовала и комплексного подхода Правительства Российской Федерации к их решению. Именно поэтому в 2005 году Правительством утверждена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах.
продолжение
--PAGE_BREAK--