Реферат по предмету "Мировая экономика"


Пути повышения качества продукции

--PAGE_BREAK--долговечность (полезный срок службы товара или частота его использования до выхода из строя);
сервис (диапазон, скорость и эффективность услуг, обеспечиваемых до, во время и после продажи);
технологичность (затраты материала и труда на единицу продукции);
эргономичность (степень приспособленности к человеку, удобство использования, соответствие параметрам человека);
эстетичность (дизайн, вид, цвет, вкус и т.п.);
безопасность;
экономичность;
воспринимаемое качество (репутация, имидж товара или марки).
Применительно к качеству услуг выделяют:
компетентность (фирма обладает требуемыми навыками и знаниями, чтобы оказать услугу);
надежность (стабильность работы фирмы);
отзывчивость (система не выходит из строя при непривычных запросах);
доступность (легкость контакта с сотрудниками фирмы);
понимание (понимание специфических потребностей клиентов);
коммуникация (своевременное и доходчивое информирование клиентов);
доверие (репутация фирмы);
безопасность (защита от риска физического и морального);
обходительность (вежливость, внимательность, дружелюбие);
осязаемость (материальная привлекательность помещений и формы персонала) [2,142].
Контроль качества – определение соответствия свойств и характеристик продукции (услуг) установленным требованиям. При этом сравниваются объективные данные, полученные в ходе измерений, испытаний или проверок. Контроль не способствует достижению качества на предшествующем этапе процесса, а только проверяет его.
Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству, а также ориентированные на устранение причин неудовлетворительного функционирования. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах петли качества (концептуальной модели взаимозависимых видов деятельности) для достижения экономической эффективности.
Обеспечение качества – планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания уверенности в том, что объект будет удовлетворять требованиям по качеству. Различают внутреннее и внешнее обеспечение качества. Внутреннее обеспечение качества создает уверенность у руководства, внешнее – уверенность у потребителя. Обеспечение качества включает пять базовых элементов: определение требований к выполняемой работе; обеспечение знания требований лицами, выполняющими работу; обеспечение поддержки, необходимой для соблюдения требований; контроль за соблюдением требований; обеспечение пересмотра и обратной связи.
Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества организации предназначена для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем требования определенного потребителя, который оценивает только часть системы, относящуюся к этим требованиям. Система качества – это система «хорошего» управления предприятием, отвечающая определенным требованиям, установленным в стандартах по обеспечению качества. Система качества создается и внедряется на предприятии как средство определенной политики и достижения поставленных целей в области качества.
Политика в области качества – основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика в области качества является элементом общей политики и утверждается высшим руководством предприятия.
Всеобщее руководство качеством (total quality management) – подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и получения выгоды для членов организации и общества. Целенаправленное руководство со стороны высшей администрации, обучение и подготовка всех членов организации весьма существенны для успешной реализации всеобщего руководства качеством.
Общее руководство качеством (административное управление качеством) – аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества, улучшение качества. Обязанности по общему руководству качеством лежат на всех уровнях управления, но управлять ими должно высшее руководство. При общем руководстве качеством акцент делается на экономические аспекты.
Планирование качества – деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов систем качества. Планирование качества охватывает планирование качества продукции, планирование управленческой и функциональной деятельности, подготовку программы качества и предложений по улучшению качества.
Модель для обеспечения качества – стандартизированный или избранный набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации.
Сертификация – процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям. Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Руководство по качеству – документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества организации. Руководство по качеству может охватывать всю деятельность организации или ее часть. Оно обычно содержит политику в области качества, ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, методики системы качества и инструкции, положение по пересмотру и корректировке руководства. Оно может состоять из нескольких документов.
Программа качества – документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсов и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту, контракту. Программа качества содержит ссылки на отдельные пункты руководства по качеству.
Петля качества – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях (от определения потребностей до оценки их удовлетворения).
Надзор за качеством – непрерывное наблюдение и проверка состояния объекта, а также анализ протоколов с целью проверки выполнения требований качества.
Анализ системы качества – обязательная оценка руководством состояния системы качества и ее соответствия политике в области качества.
Проверка (аудит) качества – систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их соответствие поставленным целям. Проверка качества выполняется лицами, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки работы.
Между качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость. Они дополняют друг друга. Качество не является приоритетом конструкторско-технологического отдела, производства и, если на то пошло, обслуживающих подразделений, отдела маркетинга или административного персонала.
Качество – это поистине дело всех и каждого. Можно сформулировать семь основополагающих условий философии качества:
1. Вера в то, что нет предела совершенству.
2. Стандарт работы – «ноль ошибок».
3. Участие всех работников, как коллективное, так и индивидуальное.
4. Уделение основного внимания совершенствованию процессов, а не людей.
5. Вера в то, что поставщики станут партнерами, если будут понимать задачи.
6. Уверенность, что предотвращение проблем лучше, чем реагирование на них.
7. Отношение к потребителю как к важнейшей составляющей процесса производства.
С позиций потребителя качество изделия – это степень удовлетворения его требований. «Нет начальства важнее качества». Полезность продукции равняется отношению качества к цене. Клиент завтрашнего дня признает приоритет за качеством, а цене отдает второе место, он требует постоянного улучшения качества изделий [2,143].
Качество продукции – это совокупность потребительских свойств и характеристик товара, обусловливающий его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.
Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа [3, c. 208].
Показатели качества продукции – это качественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах международных, национальных, отраслевых, стандартах предприятий и технических условиях [3, c.211].
Уровень качества продукции — относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.
Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следующие группы:
1. Обобщающие, характеризующие общий уровень качества продукции: объем и долю прогрессивных видов изделий в общей выпуске, сортность (марочность) продукции (в легкой отрасли промышленности), экономический эффект и дополнительные затраты, связанные с улучшением качества [4, c.11].
2. Комплексные, характеризующие несколько свойств изделий, включая затраты, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией. В каждой отрасли промышленности применяются свои специфические комплексные показатели.
Комплексный показатель качества, например, электродвигателя, определяется отношением количества полезной механической энергии, выработанной двигателем за весь срок службы к суммарным затратам на производство и эксплуатацию двигателя [4, c.16].
3. Единичные, характеризующие одно из свойств продукции. Они подразделяются на следующие показатели: показатели назначения, показатели надежности и долговечности, показатели технологичности изделия, показатели эргометрические, показатели эстетические, показатели стандартизации и унификации, показатели патентно-правовые, показатели транспортабельности продукции к перевозкам, показатели экономические, показатели экологические, показатели безопасности.
1.2. Сущность и задачи управления качеством С термином качество продукции неразрывно связано такое понятие, как управление качеством продукции, под которым понимается деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или потреблении продукции с целью установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Управление качеством не всегда означает обеспечение его совершенства, так как ориентировано на уровень качества, предполагаемый рынком.
Современный подход к управлению качеством отличает eго нацеленность на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращение возможности дефектов (вместо контроля качества продукции), полное возложение ответственности за качество результатом труда на непосредственных исполнителей, а также активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации их труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, т.е. от последующей операции этого процесса к предыдущей.
Как всякое управление, управление качеством продукции представляет процесс, осуществляемый поэтапно, в том числе:
разработка плана повышения качества, включая разработку новых требований к качеству продукции и мероприятия, обеспечивающие создание новой продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами;
оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане;
принятие необходимых мер воздействия на процесс создания ценности (качества) продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответствие;
изучение условий эксплуатации (или потребления продукции) с целью определении направлений дальнейшего повышения качества продукции.
В мировой практике сегодня выделяют четыре уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции.
1. Управление качеством (quality control) как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.
2. Обеспечение качества (quality assurance) как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его — у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петли качества».
3. Общее руководство качеством (quality management) включает деятельность по управлению качеством и обеспечению качества, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества. Осуществляется такая деятельность через функционирование системы качества (системы обеспечения качества).
4. Всеобщее управление качеством (total quality management) подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия в целом с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц — сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом.
Анализ особенностей деятельности на выделенных уровнях позволяет сделать следующие выводы. Первые три уровня применимы как к предприятию в целом, так и к его подразделениям, всеобщее управление качеством (четвертый уровень) — только к предприятию в целом. Уровни деятельности, начиная с обеспечения качества, затрагивают общие вопросы управления и относятся к сфере менеджмента. При этом обеспечение качества становится одним из базовых элементов менеджмента, делая его эффективным.
Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области качества и осуществляется путем реализации управленческих функций. В состав функций входят: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных (технологических) процессов и работы предприятия в целом. Эти функции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация в рамках основных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции. Этот процесс может быть представлен в виде обобщенной модели основных направлений деятельности в области качества и «петли качества», приведенной на рис.1.
На рис.1. приведены типичные этапы жизненного цикла продукции, учитываемые при функционировании системы управления качеством.
    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--Новая концепция может быть представлена многомерной моделью управления предприятием. Модель имеет три уровня управления: нормативный, стратегический и оперативный (текущий); три направления организации и управления качеством и предприятием в целом: структуру, деятельность и поведение; три фактора, формирующие успех предприятия: затраты, качество, время. Все составляющие этой модели существенно влияют на развитие предприятия (фирмы), обеспечивая результативность и эффективность его деятельности. Качество оказывается комплексным фактором, который увязывает одномерные подходы в многомерном процессе.
Развитие управления качеством в конце концов переросло в более широкий подход к обеспечению качества и управлению его достижением — Total Quality Management (TQM), или всеобщее управление качеством. Такое толкование позволяет включить в это емкое понятие не только руководство деятельность, но и многоплановое управление процессами, ресурсами, персоналом и прочим на всех уровнях управления предприятием (фирмой) и во всех сферах его деятельности. Оно охватывает большинство методов и установившийся порядок в работе предприятия, а также распределение и практическую реализацию ответственности для обеспечения качества производимого продукта, требуемого покупателем.
Всеобщее управление качеством отражает концепцию, предусматривающую целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей предприятия. Концепция также предусматривает определение необходимого уровня качества, позволяющего в наибольшей мере удовлетворить потребности покупателей с учетом внутренних затрат общественного труда на его достижение, и совместную работу по качеству с поставщиками и потребителями. Важной составной частью всеобщего управления качеством служит управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на предприятии, проведение мер по формированию культуры качества.
Стратегия всеобщего управления качеством базируется на непосредственном участии высшего руководства предприятия. Это участие должно быть разносторонним (финансирование и стимулирование работ, приоритетное обеспечение ресурсами, личный пример и т.д.) и достаточным, чтобы не оставлять сомнений у персонала в важности этих работ для процветания предприятия и благополучия коллектива. Наиболее важными элементами в реализации стратегии TQM являются:
акцентирование всей деятельности предприятия на нужды и пожелания потребителей (внутренних и внешних);
обеспечение возможностей и организация реального участия каждого сотрудника в этой деятельности;
фокусирование внимания на процессах, рассматривая их как оптимальную систему достижения максимальной ценности продукта для потребителя и его минимальной стоимости для производителя и покупателя;
постоянное и непрерывное улучшение качества;
базирование всех решений предприятия только на фактах, а не на интуиции или опыте его сотрудников.
Важным элементом внедрения всеобщего управления качеством является долгосрочная политика в области качества, которая представляет основные направления и цели предприятия в области качества, официально сформулированные руководством предприятия. Она формулируется таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей в области качества.
Ключевым элементом, определяющим успех внедрения всеобщего управления качеством на предприятии, является обучение персонала, его стимулирование и вовлечение в работу по улучшению качества продукции и всей деятельности предприятия, направленную на обеспечение повышения его результативности и эффективности.
Важными элементами развития предприятия, повышения его конкурентоспособности и укрепление его позиции на рынке являются также сертификация продукции и предприятия на соответствие стандартам семейства ИСО 9000 и участие предприятия в конкурсах на национальную и международные премии по качеству (см. приложения А, Б, В).

2. анализ деятельности чуп «универсал бобруйск» оо белог в области качества продукции 2.1. Общая характеристика предприятия Производственное частное унитарное предприятие «Универсал Бобруйск» Общественного объединения «Белорусское общество глухих» создано на основании решения Бобруйского облисполкома №92 от 13.02.46г. Собственником Предприятия, закрепленного за ним имущества, имущества произведенного и приобретенного Предприятием в процессе его деятельности, а также учредителем Предприятия является Общественное объединение «БелОГ» расположенное в г. Минске ул. Володарского, 12.
Предметом деятельности Предприятия является производство продукции и товаров, оказание услуг населению, перевозки пассажиров и грузов, розничная торговля и торгово-производственная деятельность, сдача в наем имущества Предприятия и другая деятельность, способствующая социальной и трудовой реабилитации лиц с нарушением слуха.
На ЧУП «Универсал Бобруйск» действует линейно-функциональная организационная структура (приложение Г). Действующая организационная структура управления представляет собой систему структурных подразделений, каждое из которых имеет свои чётко определённые задачи и конкретные функции. В качестве формирования организационной структуры принята совокупность конечных целей, на достижение которых, направлена деятельность предприятия. Такая система позволяет оперативно и качественно решать вопросы, возникающие в процессе производства.
Имущество предприятия состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иных ценностей, которые учитываются на самостоятельном балансе.
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из целей и задач ОО «БелОГ», Предприятия, спроса, производимую продукцию, работы, услуги, необходимости обеспечения производственного и социального развития Предприятия, повышения доходов его работников.
Предприятие предусматривает меры по модернизации и техническому перевооружению производства, совершенствованию маркетинга, укреплению экономического и финансового состояния, увеличению прибыльности, объемов выпускаемой продукции и повышению ее качества, росту производительности труда, экономии и эффективному использованию трудовых, материальных и энергетических ресурсов.
Основной продукцией, выпускаемой предприятием, является выпуск комплектующих изделий к грузовым автомобилям, автобусам, тракторам, изготовление электрических патронов, изготовление шлангов для присоединения бытовых газовых приборов, рукавов высокого давления армированных, швейных изделий и изделий из лозы. В состав комплектующих, выпускаемых сборочным участком входят: тормозные шланги для всех автотранспортных средств с пневмоприводом, удлинитель гибкий для подкачки внутренних колес автомобилей, клапан слива конденсата, клапан контрольного вывода, шланги для подсоединения бытовых газовых приборов и рукава высокого давления.
\s
В настоящее время предприятие выпускает (см. рис.3):
Рисунок.3. Продукция, выпускаемая на ПЧУП «Универсал Бобруйск» ОО «БелОГ».

Примечание. Источник: собственная разработка
Все зеркала прошли аттестацию на соответствие мировому стандарту качества эти изделия были выставлены на конкурс «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» и занесены в Российский каталог качества «100 лучших товаров России», (см. прил. Б).
Предприятие постоянно работает по изучению спроса и насыщения рынка товарами, обеспечения технического уровня сервиса, наличие конкурентов и конкурирующих фирм, технического уровня продукции, цен и ценообразования. Структура продаж в пределах республики — 89%, в странах СНГ — 11%.
В 2005г. получено от экспортных операций 341,85тыс. дол., в 2006г.297,16 тыс. дол. Динамика внешней торговли предприятия за 2004-2006 гг. приведена в таблице 1.
Таблица 1. Внешнеэкономическая деятельность за 2004-2006 г. тыс. долл.
Наименование показателей
2004 год
2005 год
2006 год
Внешнеторговый оборот, в т. ч.
1720,2
2775
3100
Экспорт
1385,9
2115
2368
Темп роста экспорта,%
149,6
152,6
112
Импорт
334,3
660
732
Темп роста импорта
55,3
197,4
111
Сальдо внешней торговли
+1051,6
+1455
+1636
Примечание. Источник: собственная разработка
В 2006 году планируется расширить рынки сбыта продукции в странах СНГ, особенно с Россией. Мероприятия по реализации продукции на экспорт представлены в Приложении Е.
Предприятием заключены договора на поставку продукции Минскому РУП «МАЗ», ПО «МТЗ», заводу «Колесных тягачей», «БеЛАЗ» г. Жодино, ремонтно-механическому заводу «Белкаммунмаш», ОАО «Амкодор», ОАО «Мозырьдрев», ЗАО «Бобруйскмебель», РУП «Гомсельмаш», РУП «Белтранснаб», РУП «Могилевский автомобильный завод» им.С.М. Кирова, ОАО «Беларусьрезинотехника», совместное белорусско-американское предприятие «Завод теплотехнических приборов», ОАО «Минскмебель», ГЗОА «Светотехника», РУП ТДиА, НПРУП «Формаг», ОАО «Завод Белпласт».
Что касается рынка стран Российской Федерации, Украины, Прибалтики в данных регионах также сформирован круг основных покупателей. Например: Россия (ООО «Автодин –ХХ1», ООО «Автотрактормаркет», ООО «Великан-Рустрактор» и др.), Украина (ООО «Евросклад-Сервис», ООО «СтройТранс» и др.), Прибалтика (фирма «В. О.В. », фирма «С. Скрипунаса Лемдеста» и др.). Учитывая, что в данные регионы отгрузка производится только по предварительной оплате, работа с резидентами данных регионов интересна в плане стабильности платежей и потребляемых объемов продукции.
Основными конкурентами ЧУП «Универсал Бобруйск» по выпуску и продажи зеркал заднего вида является НПО «Ратон»(г. Гомель); шлангов высокого давления Борисовский Автоагрегатный завод и Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов.
На данном этапе функционирования предприятия основной проблемой является приобретение более нового, производительного оборудования, приобретение качественного сырья и материалов для избегания затрат на производство брака, внедрение в производство новые достижения в развитии техники и технологий, а также поиск и освоение новых рынков сбыта выпускаемой продукции.
В 2005 году был намечен ряд организационных мероприятий по выпуску новых изделий, в том числе товаров народного потребления.
Основные направления социально-экономического развития на 2006-2010гг. в таблице 2.

Таблица 2. Основные направления социально-экономического развития
ЧУП «Универсал Бобруйск» на 2006-2010 годы
Показатели
2005 г
в%
 П р о г н о з
2006 г. к
2005 г. в%
2007г к
2005 г.
2008г. к
2005г.
2009г. к
2005г.
2010г. к
2005г.
1. Производство продукции
промышленности
100,0
105,0
108,2
111,4
114,7
118,2
2. Производство
потребительских товаров
100,0
100,0
101
103
105,1
107,2
3. Объем внешней торговли
экспорт
импорт
100,0
100,0
102,0
100,0
104,0
100,0
106,1
100,0
108,2
100,0
110,4
100,0
4. инвестиции в основной капитал
100,0
102,0
104,0
106,0
108,0
110,0
Примечание. Источник: собственная разработка
ЧУП «Универсал Бобруйск» за 2001-2005 годы произведено промышленной продукции на 176,4% к 2000 году. Производство потребительских товаров составило 91,2% к 2000 году. Освоено более 400 наименований новой продукции и моделей, что составило 35,4% в общем объеме производства. Экспорт составил 626,1% к 2000 году. Импорт составил 573% к 2000 году.
Разработан план мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, где предусмотрена разработка документации по внедрению системы менеджмента качества по ИСО 9000 версии 2000г.
Вся основная выпускаемая предприятием продукция, сертифицирована. Два вида тракторных зеркал прошли международную сертитификацию в Англии, а автомобильные зеркала и патроны электрические прошли сертификацию в России.
На все виды деятельности, осуществляемые предприятием и подлежащие лицензированию, предприятием получены соответствующие лицензии.
Предприятие участвует в выставках, ярмарках Беларуси и ближнем зарубежье. Дает объявления в периодической печати. Представители завода постоянно участвуют в международных выставках и с лучшей стороны представляют свой завод, чему свидетельствует большое количество грамот, дипломов, благодарностей и медалей. На каждой выставке приобретают новых клиентов, а также укрепляют партнерские отношения с уже работающими клиентами. Одновременно с рекламой и выставками проводится работа по обобщению и показу положительных результатов деятельности всего завода в различных аспектах, формированию общественного мнения о нем. Этому способствует своевременное выполнение предприятием своих договорных обязательств, высокое качество производимой продукции.
За 2006 год ЧУП «Универсал Бобруйск» получено прибыли от реализации продукции, работ и услуг в сумме 892 млн. руб.
Затраты на производство и сбыт продукции составили 6329 млн. руб.
Рентабельность реализованной продукции 14,2%. По сравнению с прошлым годом рентабельность реализованной продукции снизилась на 4,5%.
Сальдо операционных доходов и расходов составили +21млн. руб., сальдо внереализационных доходов и расходов составили — 12 млн. руб.
Итого балансовая прибыль по ЧУП «Универсал Бобруйск» составила 901 млн. руб.
Выручка от реализации 8667млн. руб.
Начисленные налоги из выручки всего 1446 млн. руб. в том числе: сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и сбора в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки, налога с пользователей автомобильных дорог 2,9% — 212 млн. руб; НДС — 1234 млн. руб.
Чистый объем реализации 7221млн. руб.
Отчёт о прибылях и убытках см. в таблице 3.
Таблица 3. Отчёт о прибылях и убытках предприятия
Наименование показатель
Код стр.
За 2006
За 2005
За 2004
1
2
3
4
5
1. Доходы и расходы по видам деятельности
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг
010
8667
8223
4667
Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг
020
1446
1419
1374
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
030
7221
6804
5745
В том числе бюджетные субсидии на покрытие разницы в ценах и тарифах
031
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ услуг
040
6329
5732
4683
Управленческие расходы
050
Расходы на реализацию
060
750
533
390
Прибыль (убыток) от реализации
070
35
272
158
Проценты к получению
060
715
261
232
2. Операционные доходы и расходы
Операционные доходы
080
Налоги, включаемые в операционные доходы
090
Операционные доходы (за минусом НДС, иных аналогичных обязательных платежей) (080-090)
100
В том числе:
Доходы, полученные от продажи активов (кроме ценных бумаг и иностранной валюты)
101
Доходы от операций с ценными бумагами
102
Доходы от участия в уставных фондах других организаций
103
Прочие операционные доходы
104
715
261
232
Операционные расходы
110
694
240
350
В том числе: Расходы, полученные от продажи активов (кроме цен. бум. и иностранной валюты)
111
Окончание таблицы 3
1
2
3
4
5
Расходы от операций с ценными бумагами
112
Прочие операционные расходы
113
894
240
350
Прибыль (убыток) от совместной деятельности
120
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов
130
21
21
20
    продолжение
--PAGE_BREAK--Примечание. Источник: собственная разработка
В 2007 году за счет увеличения объемов производства, а также значительного снижения товарообменных операций во внешнеэкономической деятельности, приведения к нормативу запасов на складе, намечается получить к концу свободные денежные средства. Прогноз основных экономических показателей на 2007 год в таблице 4.
4. Прогноз основных экономических показателей по ЧУП
«Универсал Бобруйск» на 2007 год (с нарастающим итогом
в действующих ценах)
 Показатели
2007
в т. ч. по кварталам
год
I
II
III
IV
Объем производства
промышленной продукции
9000
1980
4230
6600
9000
Темп роста,%
110,0
105,3
110,0
111,2
110,0
 Объем производства
потребительских товаров
812
140
365
590
812
Темп роста,%
102,0
53,2
75,1
 100,0
 102,0
Налогооблагаемая
прибыль
 1033
170
 410
 710
 1033
 Темп роста,%
166,7
 145,4
121,6
115,0
Примечание. Источник: собственная разработка
Динамика основных показателей финансовой деятельности завода за 2004 г., 2006 г., приведена в таблице 5.
Таблица 5. Показатели финансово — хозяйственной деятельности ЧУП
«Универсал Бобруйск» в млн. руб.
Показатели
2004
2005
2006
Выручка от реализации
4677
8197
8667
Темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах,%
112,7
122,8
105,0
Балансовая прибыль
933
1081
901
Прибыль от реализации
926
1069
892
Полная с/стоимость товарной продукции(действ. ценах)
3751
5933
7055
Рентабельность реализованной продукции (в%)
19,8
18,7
14,2
Дебиторская задолженность
119
на 01.01.05
194
на 01.01.06г.
155
на 01.01.07г.
Кредиторская задолженность всего в
том числе
141
412
608
Поставщикам
в бюджет
по внебюджетным платежам
по заработной плате
62
20
-
59
288
21
-
77
457
2
-
138
Среднесписочная численность работающих (чел)
432
418
416
Среднесписочная численность
ППП (чел)
412
390
386
Производительность труда в
сопоставимых ценах (млн. руб)
11,9
15,9
20,4
Средняя зарплата 1 работающего (руб)
298 700
340 453
381 831
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы, уменьшился объем производства, увеличились остатки готовой продукции на складе, изменилось соотношение между кредиторской и дебиторской задолженностью, незначительно уменьшилась рентабельность реализованной продукции.
За 12 месяцев 2006 года сложилась следующая структура капитала (см. табл.6).
Таблица 6. Структура капитала ЧУП «Универсал Бобруйск», 2006 г., млн. р.
АКТИВ
Код
Стр
На начало отчетного года
На конец отчетного периода
1
2
3
4
1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Основные средства (01,02)
110
8289
8187
Нематериальные активы (04,05)
120
2
3
Доходные вложения в материальные ценности (02,03)
130
Вложения во внеоборотные активы (07,08)
140
145
128
Прочие внеоборотные активы
150
8436
8318
ИТОГО по разделу I
190
1051
1205
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы и затраты
210
1051
1117
В том числе:
сырье, материалы и другие ценности (10,14,15,16)
211
917
1117
животные на выращивании и откорме (11)
212
незавершенное производство (издержки обращения)
(20, 21, 23, 29, 44)
213
134
88
 прочие запасы и затраты
214
Налоги по приобретенным ценностям (18,76)
220
111
176
Готовая продукция и товары (40,41,43)
230
478
505
Товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги (45,46)
240
182
422
Дебиторская задолженность
250
194
155
 в том числе
покупатели и заказчики (62, 63)
251
116
57
Расчеты с учредителями по вкладам в уставный фонд (75)
252
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (76)
253
13
23
Прочая дебиторская задолженность
254
65
75
финансовые вложения (58,59)
260
25
25
Денежные средства (50,51,52,55,57)
270
32
4
Прочие оборотные активы
280
-
-
ИТОГО по разделу II
290
2073
2892
БАЛАНС
390
10509
11210
Окончание таблицы 6
П А С С И В
Код
Стр
На начало отчетного года
На конец отчетного периода
III. Источники собственных средств
Уставный фонд (80)
510
6
6
Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (учредителей) (81)
Резервный фонд (82)
520
66
80
Добавочный фонд (83)
530
8439
8483
Нераспределенная прибыль (84)
540
1136
1449
Непокрытый убыток (84)
550
Целевое финансирование (86)
560
420
570
ИТОГО по разделу III
590
10067
10588
IV. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
Резервы предстоящих расходов (96}
610
43
48
Расходы будущих периодов (98)
620
-27
-34
Доходы будущих периодов (98)
630
Прибыль отчетного года (99)
640
Убыток отчетного года (99)
650
Прочие доходы и расходы
660
ИТОГО по разделу IV
690
16
14
V. Расчеты
Краткосрочные кредиты и займы (66)
710
Долгосрочные кредиты и займы (67)
720
Кредиторская задолженность
730
412
608
В том числе:
Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60)
731
288
457
Расчеты по оплате труда (70)
732
77
138
Расчеты по прочим операциям с персоналом (71,73)
733
1
Расчеты по налогам и сборам (68)
734
21
2
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению(69)
735
Расчеты с акционерами по выплате доходов (75)
736
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (76)
737
25
11
Прочие виды обязательств
740
14
ИТОГО по разделу V
790
426
608
БАЛАНС (сумма строк 390, 490,590)
890
10509
11210
Примечание. Источник [37]
В планируемом 2007 году за счет увеличения объемов производства, а также значительного снижения товарообменных операций во внешнеэкономической деятельности, приведения к нормативу запасов на складе, намечается получить к концу свободные денежные средства.
На своем балансе предприятие содержит следующие объекты социальной сферы: клуб, общежитие, здравпункт, на содержание которых за 2005 год выделено 65 млн. руб.
Государство оказывает влияние на предприятие через налоговую систему, государственную собственность, бюджет, законодательные акты. Так как ПЧУП «Универсал Бобруйск» ОО «БелОГ» является обществом трудоустройства инвалидов по слуху и количество инвалидов по слуху составляет 64% от общего числа работающих, то данное предприятие пользуется определенными льготами в налогообложении, предусмотренными законодательством.
2.2. Организация работ ОТК, управление качеством и сертификация на предприятии Одним из элементов системы управления качеством является организация технического контроля.
Под техническим контролем подразумевается проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления и всех производственных условий, обеспечивающих его.
Основной задачей технического контроля является обеспечение выпуска высококачественной и комплексной продукции, соответствующей стандартам и техническим условиям.
Контроль качества на предприятии осуществляется в соответствии с техническими условиями на продукцию и является частью общей системы управления качеством, которая охватывает все стороны деятельности предприятия. Контроль качества продукции осуществляется на всех стадиях производства, начиная с входного контроля, сырья, материалов и комплектующих изделий, контроля испытаний в процессе производства и заканчивая контролем за упаковкой и отправкой потребителям.
Технический контроль над качеством продукции производится, централизовано, через отдел технического контроля (ОТК), который является самостоятельным структурным подразделением.
По назначению контроль различают:
— входной, определяющий соответствие закупаемых для производства сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий требованиям научно-технической документации. Во время процесса проверяется наличие закупаемых материалов, комплектующих сертификатов качества. При этом контролируются комплектность поставок, правильность оформления сопроводительной документации и маркировки продукции;
— промежуточный контроль осуществляется в процессе изготовления какого-либо объекта по отдельным операциям. Контроль осуществляется с целью предотвращения поступления в производство бракованных предметов труда.
— окончательный контроль производится при приемке готовых изделий для выявления некачественной продукции. Он сопровождается специальными испытаниями и анализом уровня качества в соответствии со стандартами и те
Нормоконтроль ТД и извещений об изменении осуществляют нормоконтролёр ОКиТ.
При проведении нормоконтроля ТД нормоконтролер руководствуется действующими СТП, ГОСТами и другой нормативной документацией, действующей на предприятии.
Содержание нормоконтроля должно соответствовать требованиям ГОСТ 3.1116. нормоконтролер возвращает документы разработчику без рассмотрения в следующих случаях:
— отсутствие обязательных подписей;
— небрежного выполнения документа;
— отсутствия комплектности документов.
Основными требованиями, предъявляемыми к рациональной организации технического контроля, являются:
— профилактичность, т.е. организация технического контроля с целью предупреждения выпуска некачественной продукции;
— достаточная степень точности и объективности определения качества продукции и выявления брака;
— оптимальные затраты труда и средств на проведение технического контроля;
— широкое привлечение рабочих и специалистов к выполнению функций технического контроля.
Карта процедуры управления технологической документацией представлена в табл.7.
Таблица 7. Карта процедуры управления технологической документацией
Алгоритм процедуры
Описание процедуры
О
У
И
Выходные данные
           

                                                   
                 …да
нет
1 Разработка плана-графика разработки ТП
ОКиТ
РПП
ГИ
Проект плана-графика
  2 Утверждение плана-графика
ГИ
План-график разработки ТП
3 Рассылка план-графика
ОКиТ
  4 Разработка ТП
ОКиТ
РПП
5 Согласование ТП
ОКиТ
РПП, ОТК
  6 Утверждение ТП
ГИ
ТП
  7 Присвоение регистрационных номеров ТП
ОКиТ
Запись в Журнале учета ТД
  8 Учет и хранение ТП (подлинники, контр. экз.)
ОКиТ
  9 Тиражирование и рассылка ТП
    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--Примечание. Источник [9, с.103]
По результатам вычислений, произведённых в матрице рангов, определим степень согласованности мнений специалистов-экспертов:
12*∑(Xi־X´) ²
j=1 12*560 6720
W = = = = 0,8889
m²(n³-n) 6²(6³-6) 7560
Данный результат показывает, что степень согласованности экспертов очень велика.
\s
Для того, чтобы понять каким образом будут влиять факторы на качество продукции, построим гистограмму (см. рис.5).
Рисунок.5. Гистограмма влияния факторов на качество продукции предприятия
Примечание. Источник: собственная разработка
Исходя из наглядной гистограммы, мы можем сказать, что наибольший по своему значению суммарный ранг имеет фактор Х4, а также Х1 и Х2. То есть из предложенных факторов, влияющих на качество продукции, больше всего оказывает влияние качество сырья и материалов, второй по значимости фактор – «возраст» оборудования, а третий – стаж и профессионализм работников, а также значительно влияет наличие СМК и сертификации [9].
С целью обеспечения повышения технического уровня, надежности улучшения качества и совершенствования системы качества на предприятии разработан комплекс мероприятий, утвержденный по заводу №57 от 29.01. 2004г.
Задача этого комплекса:
— обеспечение выпуска надежной и конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям международных стандартов. Данный комплекс включает в себя следующие актуальные вопросы;
— повышения роли и ответственности отдела ОТК: главного технолога, главного метролога, стандартизации и нормативной документации при проведении совместной работы по совершенствованию системы качества;
-установление жестокого заслона поступления на завод бракованных материалов и комплектующих путем укрепления службы входного контроля, оснащения ее современным оборудованием и поддержание системы менеджмента качества действующей в рабочем состоянии в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9000 путем: актуализации документации СМК на соответствие требованиям СТБ ИСО 9000; планирования и внутренних аудитов; оценки результативности действующей СМК и СМК со стороны высшего руководства; проведение работ по сертификату соответствия СМК требованиям СТБ ИСО 9000;
-на протяжении 2006 года велись работы по совершенствованию системы менеджмента качества.
Проведём анализ влияния СМК предприятия на качество выпускаемой продукции и дадим оценку её эффективности, используя балльный метод по основным действующим СТП СМК, (см. табл.10).
Таблица 10. Эффективность использования на предприятии СМК 3а 2006 г.
Политика предприятия в области качества
Цели в области качества на уровне предприятия
Результативность
Оценка, балл
1
2
3
4
1. Достижение целей в области качества
Постоянное расширение номенклатуры новых изделий, модернизация и совершенств-ние выпускаемых изделий
1. Освоить серийное производство и выпуск новых изделий:
Выпущена партия новых изделий согласно заявкам
5
Производство электро-
патрона из пластмасс
2500шт
Производство РВД
4800м
Трубка ДКРНМ 12х0,5 НД Л63 ГОСТ 494-90
1000 кг
 Трубка полиамидная 15х1,5 ТУ РБ 00203507.017-96
5000м
 Круг Ø18 Ст.35 ГОСТ 1051-73
10000кг
 Круг Ø20 Ст.35 ГОСТ 1051-73
1000кг
 Круг Ø28 Ст.35 ГОСТ 1051-73
20000кг
 Шестигран. S24 Ст.35 ГОСТ 1051-73
6000кг
 Шестигран. S27 Ст.35 ГОСТ 1051-73
8000кг
 Рукав II-12х25-У ГОСТ 6286-73
15000м
Продолжение таблицы 10
1
2
3
4
Полибутилентерефталат стеклонаполненый
марки А-СВ30-ОДИ
ТУ 2253-025-11517367
2000кг
Лента ДПРНТ 0,5 НД Л63 ГОСТ 494-90
500кг
Лента 65Г-С-0,3 ГОСТ 2283-79
200кг
2. Модернизация и совершенствование выпускаемой продукции:
5
Модернизация ВУ2М
(Экономия электроэнергии на 300% при выпуске месячной нормы зеркал)
Изменение ВУ для
напыления зеркал
позволило увеличить скорость напыления зеркал на 25% и увеличить объём производства
Заточной станок мод.3Е642
Улучшение качества продукции за счёт улучшения резьбы и надёжности
Резьбонарезной станок
Улучшение качества продукции, увеличение объёмов
Прессформа на корпус
зеркала САКД.458201.030
Прессформа на кронштейн зеркала
САКД.458201.030
Прессформа на корпус зеркала
САКД.458201.040
Прессформа на кронштейн зеркала
САКД.458201.040
Увеличение объёмов продукции
и качества
 Барабаны на линию гальваники
Замена морально устаревшего оборудования
Сводная оценка по расширению номенклатуры, выпуску новых изделий и модернизации
5
Обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции и расширение рынков сбыта
1. Обеспечить темп роста товарной продукции — 110,0%
108%
4,5
2. Снизить уровень материалоемкости на –2,5%
3%
5
3. Обеспечить темп роста экспорта в долларах США — 112,5%
99,7
4
4 Обеспечить удельный вес новой продукции в общем объеме производства – 25%
21
3,5
Продолжение таблицы 10
1
2
3
4
5. Обеспечить норматив затрат на 1 рубль произведенной продукции – 0,86
0,85
5
6. Освоить новые рынки сбыта продукции предприятия в Германии, России
+
5
Сводная оценка по обеспечение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта
4,5
Обеспечение удовлетворенности потребителя качеством поставляемой продукции
1. Обеспечить потребителей качественной продукцией предприятия согласно заявкам, договорам
Коэффициент, характеризующий удовлетворению заявок – 0,72
4
2. Повысить удовлетворенность потребителя на 15%
Коэффициент удовлетворённости потребителя продукцией и сервисным обслуживанием 0,91
4
Сводная оценка по обеспечению удовлетворённости потребителя поставляемой продукцией и сервисным обслуживанием
4
Постоянный анализ, оценка и совершенствование системы менеджмента качества предприятия
1. Проводить анализ СМК в соответствии с паспортами процессов и стандартами предприятия и постоянно ее совершенствовать согласно
СТБ ИСО 9000–2000
2. Постоянно повышать
результативность СМК
Разработаны паспорта процессов СМК в которых приведены показатели качества для оценки результативности процесса.
Анализ СМК проводится 2 раза в год
4
Поддержание положительного имиджа предприятия в области качества
1. Принять участие в конкурсах:
-Лучшие товары Республики Беларусь на рынках Российской федерации»;
На конкурс выставлены зеркала заднего вида «широкоугольник»
5
 - «100 лучших товаров Республики Беларусь»
На конкурс выставлены шланги
3
2. Принять участие в Международных, республиканских выставках, семинарах
Прошли обучение в институте повышения квалификации «Кадры индустрии», Разработана Программа обучения специалистов технических служб, начальников смен, участков, мастеров и рабочих основных профессий по теме: «Управление качеством продукции на основе МС ИСО серии 9000
4
Окончание таблицы 10
1
2
3
4
3. Принять участие в конкурсе на соискание Премии Минпрома РБ
Документы подготовлены
3
Сводная оценка по поддержанию положительного имиджа предприятия
3,75
Сводная оценка в области достижения целей предприятием
4,25
2 Анализ финансового состояния предприятия
Оценка ликвидности и платёжеспособности
4
Финансовая устойчивость и оборачиваемость
4
Рентабельность
4
Сводная оценка финансового состояния предприятия
4
3 Оценка результативности процессов:
Управление персоналом
4,5
Инфраструктура и производственная среда
4,3
Технологическая подготовка производства
4
Взаимодействие с потребителем
4,5
Проектирование и разработка
4,1
Закупки
4
Управление производством
3,5
Управление устройствами для мониторинга и измерений
4,5
4. Сводная оценка результативности процессов
4,175
5. Оценка выполнения Программы «Качество»
4,5
6. Оценка выполнения плана Оргтехмероприятий
4,5
7. Оценка работ ОТК и ОКиТ
3,8
8. Результативность внутренних аудитов(выполнение графика – 100%, устранено несоответствий в установленные сроки – 98%)
4,5
9. Сертификация продукции
5
СВОДНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СМК
4,341
Примечание. Источник: собственная разработка
ВЫВОД: Система менеджмента качества в 2006 г. функционировала эффективно.
Примечание. Оценка эффективности СМК произведена по 5-ти бальной системе. При получении оценки «4» и выше — СМК функционирует эффективно.
2.4. Применение информационных технологий на предприятии Информационные системы играют важную роль в современных организациях. Цифровая технология преобразует бизнес организации. Благосостояние большинства крупнейших предприятий связано с информационными системами. Они играют стратегическую роль в жизни предприятия.
Информационные системы обеспечивают:
упрощение изделия и технологического процесса;
учет требований клиента для улучшения изделий и услуг;
уменьшение времени цикла;
улучшение качества и точности проекта;
увеличение точности производства.
На сегодняшний день подразделения предприятия оснащены 59 персональными компьютерами. Применяется эта техника в работе следующих подразделений и отделов: бухгалтерии, отдела сбыта, отдела реализации, ОРК, ПЭО, ОМТС, отделов главного конструктора и главного технолога, отдела механизации и автоматизации, отдела главного энергетика и др.
Широко используются в повседневной работе текстовые редакторы Word, Lexicon. В плановом, производственно-диспетчерском отделах и в отделе труда и заработной платы применяется интегрированная система Мастер. Эта система используется также в энергетическом и инструментальном цехах. Широко при-меняется в работе подразделений табличный процессор EXCEL. В бухгалтерии используется программа «Галактика» и «1С: предприятие».
C 1993 г. на предприятии создана и работает Локальная Вычислительная Сеть (ЛВС). Она объединяет 15 персональных компьютеров и дает возмож-ность работы в сети 8 отделам. Широко используются и такие новые технологии как Internet и E-mail. Осуществляется прямая связь с банками, что дает возможность финансовому отделу оперативно отслеживать состояние счетов предприятия.
На сегодняшний день «компьютерный парк», которым оснащено предприятие, требует во многом модернизации техники и замены старой физически и морально устаревшей.
Процесс внедрения предприятиями передовых систем качества ИСО 9000 чрезвычайно сложен. Однако, внедрение этих систем – необходимое условие для повышения конкурентоспособности как предприятия, так и выпускаемой им продукции. Важную роль в этом деле играет использование информационных систем.
Для внедрения эффективной системы качества требуется документировать деятельность предприятия и обеспечить организацию его функционирования. Осуществить это можно с помощью информационных технологий трех уровней:
комплексных систем управления предприятием (продукты Baan, SyteLine);
систем электронного документооборота;
продуктов, позволяющих создавать модели функционирования предприятия, проводить анализ и оптимизацию его деятельности, систем ниж-него уровня класса АСУТП и САПР, продуктов интеллектуального анализа данных, а также производственное обучение, ориентированное на подготовку и поддержание функционирования систем качества.
Указанные информационные технологии довольно сложны и недешевы. Однако большим предприятиям при внедрении систем качества невозможно обойтись без информационной поддержки.
Программные продукты, созданные для решения информационных проблем предприятий, сертифицированных по ИСО 9000, можно разделить на несколько групп:
К первой группе можно отнести специфические системы управления документами для типовых задач управления качеством. Назначение отдельных модулей таких продуктов часто совпадает с названием того или иного элемента системы качества. Функциональные компоненты, связанные с регистрацией корректирующих и предупреждающих действий или управлением контрольным и измерительным оборудованием, наряду с компонентами общего характера (например, поставщики или клиенты) входят в программу Q-Pulse фирмы (Gael Quality). Аналогичные системы имеются у фирм Quality mapping Solution (QMS), Quality System International (QSI) и ISO Software Solution. Такие специфические для управления качеством элементы, как корректирующие и предупреждающие действия или ответственность руководства, даже в системах Baan IV поддерживаются только частично. Наиболее полно они представлены именно в специализированном программном обеспечении со справочными системами, информирующими пользователя о правилах работы с программой, идеологии стандартов ИСО, их классификации, терминологии. Основное преимущество таких продуктов заключается в простоте и строгой ориентации на специфические процедуры менеджмента качества, детальная реализация которых зависит не только от конкретного предприятия, но и от традиций развития стандартизации и систем качества в той или иной стране, сложившихся до перехода на ИСО 9000.
Ко второй группе относятся программные продукты, определяющие степень готовности предприятия к сертификации. Им свойственны черты экспертных систем и продуктов функционального моделирования с ориентацией на задачи управления качеством. К ним относится продукт Assessor for ISO канадской компании ISO CSA Quality Management. Программа работает в режиме экспертной системы, задает пользователю вопросы, касающиеся деятельности предприятия, после чего даются рекомендации по целесообразности принятия определенной модели управления качеством (ИСО 9001, 9002 или 9003), требуемых ресурсов, предполагаемым срокам внедрения и необходимости внешнего консультирования. К этой группе относится пакет CIM Quality (JKA Inc), в котором создаются модели деятельности предприятий, параметры которых связаны с элементами системы качества. Данная модель связана с методологией создания и финансовыми вложениями в развитие тех или иных элементов системы качества.
В настоящее время наиболее острую проблему безопасности составляют вирусы. Основным средством защиты от вирусов служит архивирование. Архивирование заключается в создании копий используемых файлов и систематическом обновлении изменяемых файлов. Наиболее популярными антивирусными средствами, которые можно применить на предприятии, является полифаг Aidstest (полифаг – это программа, выполняющая действия обратные тем, которые производит вирус при заражении файла, т.е. пытающаяся восстановить файл; ревизор Adinf; лечащий блок AdinfExt; полифаг Doctor Web. Существуют программы фильтры, проверяющие, имеется ли в файлах (на указанном пользователем диске) специальная для данного вируса комбинация байтов. Используется также специальная обработка файлов, дисков, каталогов – вакцинация: запуск программ-вакцин, имитирующих сочетание условий, в которых начинает работать и проявляет себя данный тип вируса.
Актуальным на сегодняшний день является также процесс внедрения на предприятии новых информационных технологий управления качеством. Методы обеспечения качества выпускаемой продукции базируются на процессном подходе. Технология описания бизнес-процессов обеспечивает прозрачность всех операций деятельности, позволяет анализировать возможные последствия сбоев на том или ином этапе выполнения работ, вовремя найти и исправить ошибку. Еще одним достоинством технологии является управление операционными издержками, которое становится одним из основных условий выживания на рынке. В конечном итоге все современные технологии управления сводятся к иерархическому анализу процессов деятельности организаций и формированию оптимальной модели функционирования на основе проведенного анализа. Большинство всех известных подходов (CALS, ERP, MRP, CRM и др.) сводится именно к этому. Такой подход был последовательно сформулирован и реализован для CASE технологий. Повышение эффективности управления информацией о процессах, а также преодоление коммуникационных барьеров между исполнителями бизнес-процессов, основано на использовании единой корпоративной информационной среды. Эта среда характеризуется тем, что вся информация о функционировании предприятия, созданная всеми корпоративными исполнителями на любом этапе жизненного цикла, представлена в виде распределенной базы данных с клиент-серверной архитектурой. Рассмотрим подробнее, каким образом это может быть реализовано для CASE и CALS-технологий.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Чтобы быстро реагировать на изменение окружающей среды руководителям предприятий, прежде всего, необходимо ясно понять текущую ситуацию на предприятии, а затем определить характер предполагаемых изменений. CASE — технологии предназначены для решения таких задач. Перед руководителями предприятий постоянно стоит задача оптимизации деятельности. Это может быть пересмотр штатной структуры, внедрение новой технологии или информационной системы и т.д. Чтобы планировать изменения и улучшения необходимо понимание того, как в настоящий момент работает предприятие. Это сложная задача. Для ее решения необходима модель бизнес-процессов организации и оптимизации, которая поможет найти слабые места в производственном процессе. Она же послужит основой при оценке стоимости продукции (или обслуживания клиентов) и стратегии развития. Такую модель можно получить, пользуясь методами структурного анализа, например, такими как IDEF, DFD и IDEF3. Обычно при реорганизации предприятия сначала строится функциональная модель существующей организации работы – «AS-IS». Эта модель позволяет выяснить, «что мы делаем сегодня», перед тем, как перейти на то, «что мы будем делать завтра». Анализ функциональной модели позволяет понять, где находятся наиболее слабые места и насколько глубоким изменениям подвергнется существующая структура организации производства. Детализация процессов позволяет выявить недостатки организации даже там, где функциональность кажется очевидной. Признаком малоэффективной деятельности могут быть бесполезные, неуправляемые и дублирующиеся работы, неэффективный документооборот, отсутствие обратных связей по управлению. Найденные в модели «AS-IS» недостатки можно исправить при создании модели «TO-BE» — модели новой организации бизнес-процесса. Подобная модель нужна для анализа альтернативных путей выполнения операций. Важнейшим этапом в CASE-технологии является оценка полученных моделей. Можно построить несколько моделей «TO-BE» и по заданному критерию выбирать оптимальную. Выбор лучшего критерия зависит от прагматического контекста задачи.
Применение CALS-технологий объединяет: применение современных информационных технологий; реинжиниринг бизнес-процессов; применение методов «параллельной» разработки; стандартизацию в области совместного использования данных и электронного обмена данными. В основе лежат основные идеи CASE-технологий. Важным является создание единой корпоративной информационной среды. Эта среда характеризуется тем, что информация об изделии, разработанная всеми корпоративными исполнителями на любом этапе жизненного цикла продукции, представлена в виде распределенной базы данных с клиент-серверной архитектурой. Для формирования информации используются международные и отраслевые стандарты. Такой подход является основой менеджмента систем качества.
В технологии CALS выделяется технология интеграции данных об изделии PDM (product data management), которая представляет собой средства управления всеми данными об изделии и процессах, создающими и использующими эти данные в течение всего жизненного цикла продукции. Управление процессами необходимо для поддержки различных процедур, используемых в течение жизненного цикла продукции (например, процедуры модернизации продукции). Для реализации технологии PDM существуют специализированные программные средства, называемые PDM-системами (т.е. системами управления данными об изделии). Перечислим основные задачи, решаемые с использованием технологии PDM:
— объединение прикладных программных средств для проектирования и изготовления продукции и управления производством;
— контроль и управление в автоматизированном режиме производством продукции;
— сбор данных для системы управления качеством в соответствии со стандартами серии ISO 9000;
— организация электронных архивов технической документации.
PDM-система должна интегрировать всю связанную с продукцией информацию, включая его состав и структуру, геометрические данные, чертежи, планы проектирования и производства, нормативные документы, программы для станков с ЧПУ, результаты анализа, данные о партиях продукции и т.д. Выступая в качестве средства интеграции, соединяющего множество различных компьютерных систем, PDM-система управляет данными в рамках всего жизненного цикла производства продукции. Применение CALS-технологий вместе с тем тесно связано с решением проблемы обеспечения качества выпускаемой продукции, регламентируемой международными и отечественными стандартами серии ISO9000 (ISO9000, ISO9001, ISO9004). Внедрение систем, построенных по принципу CALS технологий, обеспечивает внедрение методологии стандартов серии ISO 9000. Стандарты являются основным элементом CALS. Стандарты CALS описывают: правила электронного представления данных об изделиях, среде и процессах, правила обмена этими данными.

3. пути повышения качества продукции на чуп «универсал бобруйск» 3.1. Мероприятия по снижению брака на предприятии за счёт модернизации оборудования Из анализа проведённого во 2-й главе выявлены некоторые дефекты выпускаемой на предприятии продукции. Брак на предприятии связан с различными факторами, но основной из них моральный износ оборудования. Поэтому на предприятии предлагается внедрить новое оборудование. В данном случае большое количество брака допущено при изготовлении шлангов РВД и зеркал.
Для снижения брака при изготовлении зеркал необходимо модернизировать ВУ2М – вакуумную установку. Модернизация ВУ2М обойдется предприятию в 20 млн. руб. Рассчитаем экономическую эффективность от внедрения данного мероприятия. Для этого проведём анализ зеркала САКД.458201.001 до и после модернизации ВУ2М.
Таблица 11. Качественные показатели (баллов)
Показатели
По действ. технологии
По новой технологии
Стандарт
1. Соответствие требованиям ТУ,%
2. Коэффициент отражения,%
3. Виброустойчивость Гц
4. Влагоустойчивость,% пр t° 55°
5. Ударовосприимчивость, ударов/мин.
80
45
30
60
50
90
75
35
80
90
100
> 40
35
95
120
Примечание. Источник: собственная разработка

Таблица 12. Исходные данные для расчета
Показатель
Изделие
По действ.
технологии
По новой технологии
1. Себестоимость единицы изделия, руб.
2. Цена изделия, руб.
3. Срок эксплуатации, лет
4. Нормативный коэффициент эффективности
4300
7740
10
0,15
5400
9720
12
0,15
Примечание. Источник: собственная разработка
Рассчитаем эффективность от введения нового оборудования.
1. Определим коэффициент технического уровня параметров по новой и по действующей технике (Кi, н, Кi, д) по формулам (1):
Кi, д = bi, д / bi, с, Кi, н = bi, н /bi, с, (1)
где bi, б, bi, с, bi, н – значение каждого i-того показателя сравниваемых изделий, выполненных подействующей технологии, стандарт и по новой соответственно. Расчёт см. в табл.13.
Таблица 13. Расчет коэффициентов параметров изделий
Параметр
Относительная величина параметра
Коэффициент весомости
По действ.
технологии
По новой технологии
1. Соответствие требованиям ТУ,%
0,8
0,9
0,2
2. Коэффициент отражения,%
1,125
1,875
0,2
3. Виброустойчивость Гц
0,86
1
0,2
4. Влагоустойчивость,% пр t° 55°
0,63
0,84
0,2
5. Ударовосприимчивость,
ударов/мин.
0,42
0,75
0,2
Примечание. Источник: собственная разработка
2. Определим коэффициент технического уровня (wд, н) действующего и нового изделия по формуле (2):
  (2)
Wд = 0,8*0,2 + 1,125*0,2 + 0,86*0,2 + 0,63*0,2 + 0,42*0,2 = 0,767
Wн = 0,9*0,2 + 1,875*0,2 + 1*0,2+ 0,84*0,2 + 0,75*0,2 = 1,073
3. Определим коэффициент эквивалентности по формуле (3):
W = wн / wд, (3)
W= 1,073 / 0,767 = 1,399
4. Определим коэффициент, учитывающий повышение надежности изделия (β) по формуле (4):
β = Эи, н /Эи, б, (4)
где Эи, н, Эи, б – эксплуатация изделия нового и базового
β = 12/10=1,2
5. Определим коэффициент, учитывающий повышение качества изделия (γ) по формуле (6):
γ = β*W, (5)
γ= 1,399*1,2=1,679
7. Определим величину годового экономического эффекта от модернизации оборудования (Э) по формуле (7):
Э = (Сб + Кэ, б*Цб) *γ – (Сн+Кэ, н*Цн), (6)
где Сб, Сн — себестоимость базового и нового изделия,
Кэ, б, Кэ, н – нормативный коэффициент эффективности,
Цб, Цн – цена нового и базового изделия. [23, с.235]
Э = (4300+0,15*7740) 1,679 — (5400+ 0,15*9720) = 9169,02 — 10500 = 2311,02 руб.
То есть из проведённого нами расчёта можно сделать вывод о том, что введение нового оборудования эффективно.
ВУ «Ватт-1600-2М» экономит электроэнергию при выпуске месячной нормы зеркал в 6 раз, что позволит снизить себестоимость на выпуск данного изделия на 97200000 руб. в год (см. табл.14).

Таблица 14. Расчёт экономии электроэнергии при эксплуатации
модернизированной ВУ1600 2М
Показатели
ВУ 1600 2М старая
ВУ 1600 2М новая
Потребление электроэнергии, кВт*ч.
90
15
Цена за 1 кВт*ч, руб.
225
225
Стоимость электроэнергии за 1 кВт*ч, руб
20250
3375
Кол-во часов работы оборудования в год, часов.
5760
5760
Стоимость потреблённой электроэнергии в год, руб.
116640000
19440000
Экономия электроэнергии составит:
97200000
Примечание. Источник: собственная разработка
Внедрение данного мероприятия окупится через 5 мес. (97200000/20000000 = 4,86 ≈5).
Для снижения брака при изготовлении шлангов необходимо закупить станок универсальный стоимостью 120 млн. руб. Данный станок уменьшит время выгрузки за счёт увеличения скорости изготовления деталей на 50%. При эксплуатации данного станка улучшается качество при изготовлении резьбы на РВД за счёт более точной резки, так как данный станок имеет очень высокие технические характеристики, и изготовлен из очень качественного металла. За счёт увеличения скорости изготовления деталей увеличится выпуск шлангов в 1,5 раза. Средний годовой выпуск шлангов – 30тыс. шт. На данном станке объём выпускаемых изделий возрастёт до 45тыс. шт. Средняя цена РВД – 12тыс. руб.
Рассчитаем годовую эффективность от внедрения данного мероприятия
45*12 – 3*120 = 540 – 360 = 180млн. руб.
Внедрение данного станка окупится через 8 месяцев. (180 / 12 = 15млн. р.,120 / 15 = 8 мес)
3.2. Повышение качества продукции за счёт совершенствования труда
работников предприятия
Одной из главных задач, стоящих перед предприятием, является повышение надежности и долговечности своей продукции, в чем оно уступает зарубежным аналогам. Очень важным моментом для завода является снижение потерь от брака, связанных с человеческим фактором. Устойчивое сопряжение работников с предметами труда и средствами производства для создания высококачественной продукции обеспечивается путем разрешения возникающих технических, технологических, экологических и других проблем, а также предвидения вероятности нестандартных ситуаций и установления приоритетов действий. Для того чтобы достичь успеха управляющие предприятием стараются создать все условия:
На предприятии разработана система учебы и повышения квалификации кадров всех уровней производства и управления, восстанавливается практика подготовки резерва руководителей основных структурных подразделений;
Для выполнения функций по адаптации персонала создано специальное подразделение.
Предприятие рассматривает затраты на подготовку персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволяют наиболее эффективно использовать новейшие технологии.
На предприятии работают переводчики, имеющие навыки психолога;
На предприятии постоянно действуют различного вида поощрения:
увеселительные мероприятия;
материальная помощь;
организуются поездки заграницу;
имеются различные льготы;
13-я зарплата;
премирование за перевыполнение плана;
и др.
Однако, как мы выявили во 2-й главе количество брака на предприятии по вине работников значительно, и, часто по вине рабочих цехов и работников ОКиТ(в частности метролога, нормоконтролёра)
Структура основных причин брака по вине работников на предприятии выглядит следующим образом:
-небрежное отношение к работе – виновник рабочий-исполнитель;
-нарушение технологии – виновник рабочий-исполнитель;
-неправильная наладка оборудования – виновник наладчик;
-несоответствие марки материала требованиям чертежа – виновник администрация цеха;
-недоброкачественный инструмент – виновник администрация цеха;
-ошибки в технической документации – виновник нормоконтролёр;
-пропуск брака на последующие операции – виновник отдел технического контроля;
-несвоевременный контроль средств измерения, инструментов, приспособлений – виновник отдел технического контроля;
Брак на предприятии возникал из-за неточностей и ошибок в технологической документации. В связи с этим возникает необходимость ее проверки. На заводе постоянно разрабатывается новая техника и соответствующая документация.
На предприятии в составе отдела стандартизации и управления качеством в группе по стандартизации и нормоконтролю работает 1 нормоконтролер технической документации.
Данные по нормоконтролю за 2006 год представляют следующее:
— фактически затраченное время на нормоконтроль 1954 ч;
— среднечасовая заработная плата нормоконтролера 3010 руб.;
— среднемесячная заработная плата нормоконтролера 171,5ч*3010=516215 руб.;
— количество проверенных за год листов 8805 штук;
— количество обнаруженных ошибок 3895;
— среднее количество листов, поступающих на проверку в день 50;
— среднее количество рабочих дней в году 260;
— коэффициент, учитывающий общезаводские накладные расходы 3,0;
— коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату 1,45;
— начисления на заработную плату 35%;
— стоимость согласования, оформления, утверждения 1 ошибки — 2754руб.
Экономическая эффективность нормоконтроля технической документации достигается при проведении целого ряда работ за счет предотвращения ошибок в документах. Эффективность нормоконтроля устанавливается по выявленным и, следовательно, исправленным ошибкам.
Эффективность нормоконтроля, получаемая в результате предупреждения ошибок, устанавливается по следующим исходным данным:
экономии трудозатрат разработчиков технической документации на исправление ошибок;
экономии трудовых затрат работников бюро исправления документации (БИД) на внесение исправлений;
экономии трудозатрат на копировку и светокопировку извещений на изменение документации;
сокращению количества ошибок за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год) [13, c.172].
Затраты на проведение нормализованного контроля рассчитывают по формуле (7):
Снк = Т*Ч(1+Кнр +Кдз +Ксс, (7)
где Т — трудоемкость проведения нормализированного контроля (фактически затраченное время на нормоконтроль нормоконтролерами);
Ч — среднечасовая заработная плата нормоконтролерам.
Фактические затраты на нормоконтроль за год рассчитаем согласно формуле (7):
Снк=1954*3010(1+3,0+1,45+0,35) = 34112932 руб.
Рассчитаем эффективность нормоконтроля технологической документации за 2006 год по формуле (10):
Энк=Н*Сизм(1+Кнр+Ксс+Кзр) — Снк, (8)
где Н — количество ошибок, зарегистрированных при нормоконтроле;
Сизм — стоимость согласования, оформления, утверждения и исправления одной ошибки;
Снк — затраты на проведение нормализованного контроля;
Кнр – коэффициент, учитывающий общезаводские накладные расходы;
Ксс — коэффициент начисления на заработную плату;
Кзр – коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату.
Энк=3895*2754*(1+3+1,45+0,35) — 34112932=28102682 руб.
В год необходимо проверять 260*50=13000 листов.
Среднее время на проверку 1 листа технической документации составляет: 1954*60/8805=13,3 мин.
1 нормоконтролер в год может проверить:
260*8*60/13,3=9383 листа.
Годовой объем проверки выполняется на:
8805/9383=0,94 или 94%.
Можно сделать вывод, что 1 нормоконтролера недостаточно для проверки всей документации.
Рассчитаем необходимое число нормоконтролеров технической документации:
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.