--PAGE_BREAK--Формы взаимоотношений между государством и частными компаниями меняются. Регулирование деятельности последних протекает весьма неравномерно, что проявляется в периодическом возрастании или ослаблении значения отдельных элементов этого механизма.
В условиях современного развития рыночной экономики регулирование экономических процессов осуществляется не только на основе общих усилий частномонополистических объединений и государства. Государство и фирмы являются и самостоятельными субъектами регулирования. Так, расширение сферы деятельности компаний оказывает решающее воздействие на формирование важнейших взаимосвязей процесса воспроизводства. Формы монополизации во всем их многообразии являются в то же время формами регулирования. Для изменения структуры и интенсификации производственных процессов частные фирмы используют разнообразные формы монополизации, такие как слияние, картели, кооперация, новые виды рыночной стратегии.
Государство же в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования экономических процессов включает три важных средства: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний и т.д.
В сферу деятельности государства должны входить контроль за ценами, проведение сбалансированной бюджетной и налоговой политики, социальная защита малообеспеченных и многое другое.
Финансово-экономический кризис, разразившийся в России в августе 1998 г., со всей очевидностью показал, что экономика и цены в стране должны регулироваться государством. Такого рода мероприятия и предусмотрены, в частности, в долгосрочной Программе развития экономики, разработанной Правительством РФ.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Оценка макроэкономических показателей Российской Федерации
Министерство экономического развития и торговли РФ разработало сценарные условия и параметры прогноза основных макроэкономических показателей на 2010 год по двум основным вариантам.
Оба варианта базируются на оценке мировых цен на нефть – а именно умеренного снижения средней цены на нефть марки Urals до $60/барр. в 2010-ом году. Различия вариантов заключаются в разнице динамики роста конкурентоспособности российского бизнеса и реализации правительственных мер и инвестиционных проектов, направленных на ускорение экономического роста.
Таким образом, при рассмотрении инерционного варианта развития прогнозируется снижение темпов роста экспорта нефти при сохранении низкого уровня экспорта ненефтепромысловых товаров, что в свою очередь приведет к снижению темпов роста ВВП. В умеренно-оптимистичном прогнозе учитывается та же ситуация на рынке экспорта нефти при увеличении конкурентоспособности российского бизнеса и усилении реализации государственных программ стимулирования экономического роста.
В настоящее время точность прогнозов изменения макроэкономических показателей крайне низка вследствие непредсказуемости мировых цен на нефть, с которыми сильно увязана экономика России.
Именно в силу этого обстоятельства Минэкономразвития разработало еще один прогноз возможных колебаний цены на нефть на 2010 год и последствий этого фактора на темпы роста ВВП.
По первому варианту, при снижении цены нефти до $39/барр. в 2010 году темп роста ВВП России остановится на отметке 5,5%. Второй вариант прогноза основывается на умеренном снижении цены нефти до $45/барр. в 2010г. При этом темп роста ВВП составит 5,7%. Последний, третий вариант, заключается в повышении цены нефти до $58/барр. в 2010, что приведет к увеличению темпов роста ВВП до 6,2%.
Динамика обменного курса рубля
Рост мировых цен на сырье, на котором во многом базировалось усиление позиций платежного баланса в последние годы, в период 2009-2010 годов, согласно прогнозу, сменится падением цен. В этих условиях, несмотря на замедление роста импорта, произойдет значительное сокращение притока иностранной валюты в страну.
В связи с этим, номинальный эффективный курс рубля в 2009 году будет оставаться относительно стабильным, а в 2010 году из-за сокращения сальдо счета текущих операций может произойти понижение номинального эффективного курса рубля на 1-3% в год. Также, в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, темпы роста реального эффективного курса рубля в 2009 году снизятся до 4-5%, а к 2010 году реальный курс рубля перестанет укрепляться.
Обменный курс доллара к рублю составит 27,5 рублей за доллар к концу 2010 года.
Прогнозы изменения демографической ситуации
По данным МЭРТ, в 2009-2010 гг. на рынке квалифицированной рабочей силы основное преимущество, по-прежнему, будут иметь промышленно развиты регионы и сектора экономики, характеризующиеся высокими заработными платами и лучшими условиями проживания.
По обобщенным прогнозам, в 2009-2010 гг. численность постоянного населения России сократится на 1,3 млн. человек. Численность населения трудоспособного возраста за 2009-2010 гг. сократится на 2,5 млн. человек, а численность занятых в экономике сократится на 0,8 млн. человек.
Прогнозы изменения инфляции
Параметры инфляции, с учетом предельного повышения уровня цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, прогнозируются МЭРТ следующим образом: в — 2009 году – 5,5-6,5%, в 2010 год – 5-6%. Подобное снижение инфляции до верхней и особенно до нижней границы предполагает значительное снижение базовой инфляции (т.е. инфляции, не учитывающей тарифы и цены на топливо) путём ужесточения денежной политики и нейтрализации роста инфляционных ожиданий населения.
Прогнозы роста тарифов на услуги ЖКХ
В рамках изменения параметров цен на товары естественных монополий, решением Правительства РФ было заложено заметное увеличение тарифов на услуги ЖКХ. По мнению Минэкономразвития, повышение тарифов на газ, которое приведет к увеличению его стоимости почти в три раза за три года, имеет своей целью стимулирование эффективности газопотребления, замещение газа другими энергоносителями, а также, что важнее всего, увеличение добычи газа и его поставок на внутренний рынок.
Прогнозы изменения налоговых условий
Основные прогнозы МЭРТ, касающиеся развития налоговых условий политики государства, представлены в следующей таблице:
Налоговые условия
НДС Предусмотрено сохранение действующей ставки.
Акцизы на нефтепродукты, табачную продукцию, спирт Ставки акцизов на нефтепродукты и табачную продукцию предполагается сохранить на уровне 2008 года. Для акциза на спирт и спиртосодержащую продукцию планируется произвести индексацию специфических ставок в соответствии с прогнозируемыми значениями индекса потребительских цен на очередной год.
Налог на прибыль организации. Начиная с 2007 года, организациям разрешается уменьшать текущую налоговую базу на сумму прошлогодних убытков. Для сельскохозяйственных предприятий в 2010-2011 – 12%.
Налог на добычу полезных ископаемых. Ноль процентов на начальный период разработки месторождений на лицензионных участках Республики Саха, Иркутской области, Красноярского края. Установлен понижающий коэффициент для месторождений на завершающем этапе разработки.
Социальное развитие
По данным МЭРТ, в 2009-2010 году сохранятся высокие темпы роста заработной платы.
Подобный рост заработной платы будет обусловлен прогнозируемыми устойчивыми темпами экономического развития, высокими доходами в экспортно-ориентированных отраслях экономики, а также реализацией программ по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.
2.2 Последствия мирового финансового кризиса и антикризисная политика РФ
Национальная экономика подверглась значительным потрясениям в связи с наступившим финансовым кризисом. Сильная зависимость от мировых цен на сырьевые ресурсы отрицательно сказалась на платежном балансе и притоке инвестиционных ресурсов.
Кризис отразился не только на финансовых структурах, но и на предприятиях, реального сектора экономики, которые, казалось, абсолютно надежны (металлургия, строительство и т.д.).
Попробуем выделить основные негативные последствия мирового финансового кризиса на национальную экономику и социальную сферу. Однако кризис – это не только потери, это ещё, приобретения и перемены. Поэтому имеет смысл определить и возможное положительное влияние, как в настоящем, так и в будущем.
Отрицательные последствия мирового финансового кризиса
1. Падение мировых цен на нефть
Национальный бюджет напрямую зависит от мировой конъюнктуры рынка энергоносителей. Снижение цен на нефть влечет за собой сокращение доходов бюджета со всеми вытекающими.
Падение спроса на энергоносители среди стран импортеров нефти (США, Китай, Япония, Евросоюз) обусловлено сокращением производства в этих странах, а значит, и гораздо меньшее потребление сырья основными потребителями, что и привело к падению цен на ресурсы.
2. Рост процентных ставок по кредитам и сокращение объема кредитования
Финансовый рынок России в докризисное время выглядел довольно привлекательно для иностранных инвесторов: динамично растущая экономика, высокий спрос на финансовые ресурсы, а также относительно высокая доходность при среднем уровне риска.
Как только финансовый рынок пошел на спад, инвесторы приступили к ускоренному выводу активов из России. Нехватка денежных ресурсов породила кризис ликвидности в банковской системе. Банки не замедлили приступить к сокращению кредитных портфелей, повышению ставок, и повышению требований к заемщикам, что не только умерило потребительский спрос, но и усложнило ведение бизнеса в кризис.
Все силы были направлены на то, чтобы обеспечить приемлемый уровень ликвидности и остаться на плаву, а также не попасть под карательные меры Центрального Банка РФ, который начал массово отзывать лицензии у «проблемных» банков.
3. Падение рынка ипотечного кредитования
Ипотечное кредитование в России более чем на половину проводилось за счет иностранных ресурсов. Своих длинных свободных денег под достаточно низкие проценты у нас не достаточно. Соответственно, в связи с оттоком денежных средств иностранных инвесторов, активность ипотечного рынка значительно снизилась. К моменту начала экономических потрясений рынок находился только в стадии становления.
Рынок ипотечного кредитования в стране существует, но его масштабы крайне малы, а после вывода средств инвесторов стал ещё меньше.
В настоящий момент ставки по ипотечным кредитам выросли, как и по остальным кредитным программам, а также сократился объем выдачи, и ужесточились требования к заемщикам. Дополнительной проблемой к оживлению ипотечного рынка стало сокращение заработных плат, а также неуверенность населения в стабильном уровне доходов в будущем.
4. Крах Российского фондового рынка
Последнее время национальный фондовый рынок становился все более популярным: иностранные фонды наращивали свое присутствие, вкладывая средства в российские ценные бумаги, потому как соотношение риск-доходность смотрелось довольно привлекательно.
Но осенью 2008 года торговые площадки останавливали торги в связи с сильным падением котировок ценных бумаг по несколько раз в неделю. Иностранные инвесторы в продавали бумаги российских эмитентов
5. Возникновение «кризиса недоверия»
Кризис недоверия в бизнесе также возник благодаря ухудшению экономической ситуации в стране. Это явление возникло вследствие задержек платежей контрагентами по сделкам. Если до кризиса организация могла взять кредит для исполнения обязательств по сделкам, а в торговле вообще доля заемных средств была довольно значительной, что позволяло наращивать обороты и развивать бизнес, то теперь это значительно усложнилось.
Ограничение кредитных ресурсов привело к тому, что многие предприятия не смогли рассчитаться по своим обязательствам. Результатом стало недоверие поставщиков, а значит – либо ужесточение условий рассрочки, либо поставка только по предоплате, а в некоторых случаях – разрыв отношений.
6. Снижение деловой активности
Снижение объемов производства (подразумевается и оказание услуг), сворачивание инвестиционных проектов, а также ликвидация предприятий (банкротство). Очевидно, что все это отражает снижение активности бизнеса в стране в целом.
Причин для этого несколько:
снижение спроса со стороны конечных потребителей;
проблемы с получением кредитов в коммерческих банках;
«кризис недоверия»
Этот процесс затронул большинство отраслей национальной экономики. Ведение бизнеса в кризис связано с высоким риском, при относительно невысокой рентабельности.
Снижение деловой активности можно назвать одним из наиболее тяжелых последствий финансового кризиса, поскольку это влечет за собой ряд социальных последствий, таких как безработица, снижение доходов населения, сокращение поступлений в бюджеты разных уровней.
7. Рост безработицы
Снижение деловой активности привело к массовому сокращению персонала. Предприятия начали пересматривать свою кадровую политику и, в первую очередь, освобождаться от сотрудников, без которых можно нормально функционировать, вторыми на улице оказались сотрудники, подразделения которых упрощались. Наибольшее сокращение испытали на себе работники экономических специальностей.
Выше были перечислены наиболее значимые негативные последствия финансового кризиса, которые носят повсеместный характер. Фактически это то, что есть сейчас в экономике и социальной сфере. Проблем действительно много и решать их необходимо комплексно.
Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:
Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;
Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;
Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.
Кризис – не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства – смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал – образование и здравоохранение – будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Запланированные инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, также должны быть построены, но за меньшие средства.
Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.
Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов кредитных ресурсов через банковский сектор. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений.
продолжение
--PAGE_BREAK--