О.Ю. Василенко, Е.В. Вельц, Омский государственный университет, кафедра экономики и социологии труда,
В апреле — мае 1999 года на кафедре экономики и социологии труда экономического факультета Омского госуниверситета, возглавляемой профессором Л.А. Еловиковым, было проведено социологическое исследование с целью определения путей преодоления мотивационного кризиса вузовских работников и совершенствования системы оплаты их труда.
Проблемам ценностных ориентаций и мотивов трудовой деятельности преподавателей вузов в современной литературе уделяется достаточно много внимания. Это связано, прежде всего с тем, что ключевой фигурой реформ образования является преподаватель, поэтому темпы и характер модернизации образования зависят от преподавательских кадров и руководителей вузов и от специфического менеджмента их отношений. Для руководителей вузов знания о мотивации трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава имеют основное значение еще и потому, что статус вуза, его престиж, конкурентоспособность зависят от качества выпускников, от их востребованности на рынке специалистов. Основными же производителями качественных знаний, естественно, являются профессорско-преподавательские коллективы высших учебных заведений. Но, к сожалению, труд людей, занимающихся формированием интеллекта страны, в настоящее время не оценивается адекватно их вкладу в это развитие.
Цель проведенного исследования состояла в изучении и анализе мотивов трудовой деятельности преподавателей одиннадцати омских вузов, а также определении наиболее эффективных способов стимулирования их труда. В данном обзоре основное внимание будет уделено анализу мотивов труда преподавателей Омского госуниверситета.
Для достижения цели исследования был выбран ряд следующих задач:
Определить и проанализировать мотивы выбора профессии и мотивы трудовой деятельности преподавателей;
Определить структуру и иерархию мотивов трудовой деятельности;
Выявить сходства и различия в мотивах, характерных для преподавателей, объединенных по различным социальным признакам;
Наметить возможные пути повышения удовлетворенности трудом у преподавателей;
Обозначить возможности наиболее эффективного стимулирования труда профессорско-преподавательского персонала.
Из опрошенных преподавателей Омского государственного университета 30% мужчин и 70% женщин на вопрос о том, нравится ли им преподавательская деятельность, 33% ответили: «очень нравится» и 67% — «нравится в основном». Несмотря на то, что большинству опрошенных нравится их работа, 61% совмещают ее с какой-то другой, причем у 38% эта работа носит постоянный характер. В 81% случаях совмещаемая работа связана с преподавательской деятельностью. Хотя 76% из тех, кто совмещает преподавательскую деятельность с какой-то другой работой, ответили, что занимаются дополнительной работой из-за нехватки заработка, но, тем не менее, делает это также из-за интереса к другой работе и возможности большей самореализации. Несомненно, что в данном случае большую силу имеет аргумент, связанный с нехваткой заработка, поскольку на вопрос: «Удовлетворены ли Вы получаемой заработной платой в вузе?» 54% ответили отрицательно. Но в то же время на вопрос: «Если бы аудиторная нагрузка преподавателя была уменьшена, то чему бы Вы уделили больше времени?» лишь 39% ответили: «Поиску дополнительных доходов». На вопрос о том, какие стимулы в большей степени влияют на интенсивность и качество их труда, 48% преподавателей ответили: «Общественное признание», в том числе и со стороны студентов, 27% — «Присвоение ученой степени, звания», 25% — «Премии, надбавки, соответствующая заработная плата, которой хватало бы на литературу». Таким образом, следует заметить, что получение каких-либо материальных выгод не является целью, ради достижения которой преподаватели занимаются этим видом деятельности. Это также подтвердилось при обобщении ответов на вопросы, касающиеся факторов и мотивов преподавательской деятельности. Так, 61% опрошенных выбрали этот вид деятельности из-за свободного графика работы, 27% респондентов отметили, что им предложили заняться преподаванием. В меньшей степени на выбор преподавателей оказали влияние такие факторы, как «стечение обстоятельств», «семейные традиции» (по 12%), «влияние знакомых, друзей» (9%). Рассмотрим, какие мотивы, и в какой степени побудили преподавателей заняться этим видом деятельности (табл. 1).
Таблица 1 Мотив Ранг % ответивших 1. Престижная профессия 2 12 2. У меня существуют педагогические способности 6 21 3. Дает возможность заниматься научной деятельностью 3 18 4. Интерес к преподаваемому мною предмету 2 24 5. Возможность самореализации 1 42 6. Нравится работать со студентами 5 33 7. Нравится общение в творческом коллективе 3 15 8. Умственный труд 4 15 9. Независимость труда от внешних факторов 3 15 10. Стремление передать свои знания другим 5 21 11. Материальные выгоды 6 12
Таблица 2 Мотив Ранг % ответивших 1. Престижная профессия 6 9 2. У меня существуют педагогические способности 6 15 3. Дает возможность заниматься научной деятельностью 3 27 4. Интерес к преподаваемому мною предмету 2 33 5. Возможность самореализации 1 39 6. Нравится работать со студентами 4 21 7. Нравится общение в творческом коллективе 3 9 8. Умственный труд 1; 5 12; 12 9. Независимость труда от внешних факторов 5; 6 15; 15 10. Стремление передать свои знания другим 5 18 11. Материальные выгоды 4; 6 9; 9
Итак, мотивационное ядро у преподавателей ОмГУ на момент выбора ими профессии выглядело следующим образом: 1-й уровень (определяющий) — возможность самореализации, престижная профессия, интерес к преподаваемому предмету; 2-й уровень — дает возможность заниматься научной деятельностью, нравится общение в творческом коллективе, независимость труда от внешних факторов, умственный труд; 3-й уровень — нравится работать со студентами, стремление передать свои знания другим, наличие педагогических способностей, материальные выгоды. Но мотивационная структура с течением времени и под воздействием различных факторов изменяется: одни мотивы утрачивают свою силу, другие — наоборот, становятся более важными.
Рассмотрим мотивы, которые актуальны для преподавателей на сегодняшний день (табл.2).
Таким образом, на сегодняшний день структура мотивов следующая:
1-й уровень (определяющий) — возможность самореализации, умственный труд, интерес к преподаваемому предмету;
2-й уровень — возможность заниматься научной деятельностью, нравится общение в творческом коллективе, нравится работать со студентами, материальные выгоды;
3-й уровень — умственный труд, независимость труда от внешних факторов, стремление передать свои знания другим, престижная профессия, наличие педагогических способностей, материальные выгоды.
Здесь основная сложность заключается в том, что, поскольку разным людям присущи разные мотивы, то для разных людей значимость одних и тех же мотивов неодинакова. Поэтому для одних преподавателей мотив «умственный труд» является определяющим, а для других он менее значим. Аналогично с мотивом «материальные выгоды».
Мы стремились выяснить, какие факторы повлекли за собой изменение мотивационного ядра.
Так, с увеличением стажа работы уменьшается значимость того, что труд является независимым от внешних факторов, поскольку для преподавателя важнее самоконтроль. Утрачивает свою силу и мотив «возможность самореализации». Это, на наш взгляд, объясняется низкой материальной обеспеченностью преподавателей и технической оснащенностью рабочих мест. На силу действия мотивов также влияет присвоение ученой степени или ученого звания: значимость мотива «дает возможность заниматься научной деятельностью» возрастает в два раза, «умственный труд» — в три раза; менее важными становятся такие мотивы, как «независимость труда от внешних факторов», «стремление передать свои знания другим», что объясняется, как мы считаем, стремлением преподавателей заниматься научными исследованиями, а не педагогической деятельностью.
Что касается изменения семейного положения, то со вступлением в брак и появлением детей, как показали результаты опроса, у преподавателей уменьшается интерес к предмету и возрастает возможность самореализации.
Для женщин большое значение имеет независимость труда, стремление передать свои знания, чего нельзя сказать о мужчинах. Видимо, труд для женщин имеет направленность на преподавание, а для мужчин — на создание научных трудов, проведение исследований.
Преподаватели более молодого поколения сильнее мотивированы к научной деятельности, они проявляют больший интерес к предмету, поскольку, как нам кажется, им еще предстоит получить ученую степень, звание.
Стремление преподавателей завоевать общественное признание, получить ученую степень, звание, а не извлечь материальные выгоды, подтверждается их высокой творческой активностью.
Проанализировав ответы на вопрос, касающийся удовлетворенности различными сторонами работы, можно сделать вывод, что преподаватели в большей степени удовлетворены содержанием работы (51%), взаимопониманием со студентами (58%), возможностью продвижения по службе (48%), отношениями с коллегами и администрацией (69 и 75% соответственно), реализацией своих способностей и рабочей нагрузкой (по 54%), возможностью самостоятельно принимать решения (48%), условиями труда (45%) и возможностью профессионального обучения и получения дополнительного образования (42%); не совсем преподаватели удовлетворены учебно-методическим обеспечением; не удовлетворены получаемой в вузе заработной платой. Но, как отметили преподаватели, удовлетворенность трудом возросла бы при повышении социального статуса преподавателя и вузовской науки в обществе. Поэтому свободное от преподавания время они хотели бы посвятить подготовке научных разработок и материалов (70%), повышению квалификации (58%).
Что касается определения уровня профессионализма педагогов, то в настоящее время основными показателями его являются уровень образования и стаж педагогической работы. А что же думают сами преподаватели по этому поводу? 94% опрошенных считают, что преподаватель должен знать предмет преподаваемой им дисциплины, уметь контактировать со студенческой аудиторией (55%), обобщать и анализировать материал и передавать научные знания студентам (33%). Из качеств труда большая часть преподавателей выделяет «способность увлечь, заинтересовать преподаваемым предметом» (64%), а также доброжелательность (45%). Эти навыки и качества, по мнению преподавателей, способствуют передаче научных знаний студентам.
Итак, в заключение нашего обзора хотелось бы еще раз подчеркнуть, что общественная оценка в существенной степени влияет на мотивационную сферу, а следовательно, и на результат деятельности преподавателя. Таким образом, на улучшение качества педагогического труда большое влияние может оказать периодическая аттестация преподавателей с постановкой проблем, целей и задач их деятельности и в зависимости от результатов аттестации — адекватная материальная оценка, то есть дифференцированная оплата труда преподавателей должна зависеть от количества и качества труда.