Реферат по предмету "Транспорт"


Устройство парусного корабля

СПбГМТУ
Курсвая работа по дисциплине “Морскаяэнциклопедия”
по теме:
Парусные суда
Преподаватель:       ЛяховицкийА.Г.
Выполнил:                студент гр.91кс1     
Михеев Пётр Ваджихович
2003/2004 уч. год

 
 
 
 
 
 
 
 
Оглавление:
1. Введение…………………………………3
2. Типыпарусных судов…………………..3
3. Рангоутпарусного корабля…………….6
4. Стоячийтакелаж парусного корабля….9
5. Бегучийтакелаж……………………….12
6. Парусноевооружение…………………15

Введение
На протяжении столетий неоднократно предпринимались попыткиболее или менее рационально разграничить типы судов. Вследствие бурногоразвития мирового флота и судоходства необходимость классифицировать суда по ихназначению, способам постройки и техническому состоянию еще более возросла.Появляются специальные учреждения, в которых опытные в судовом деле служащие –сюрвейеры – должны наблюдать за постройкой судов и их техническим состоянием вовремя эксплуатации и классифицировать суда в соответствии с международныминормами.
Старейшим и знаменитейшим из подобных учреждений являетсяанглийское классификационное общество Регистр Ллойда, образованное в XVIII в.Свое название общество получило по имени владельца кабачка Эдварда Ллойда, гденачиная с 1687 года судовладельцы, капитаны и агенты заключали сделки,страховали грузы и устанавливали цену фрахта. В 1764 году было решено составитьсписки судов – регистры – с имеющимися сведениями по каждому из них, чтобылегче было оценивать качества судна и, следовательно определять суммустраховки.
В 1834 году общество было реорганизовано в Регистр Ллойда.
Не менее знаменито французское классификационное обществоБюро Веритас, основанное в 1828 году в Антверпене и с 1832 года по настоящеевремя находящееся в Париже..
Типы парусных судов
К парусным судом относятся суда и шлюпки (лодки), приводимыев движение силой ветра, действующего на паруса. При этом судно может нестипаруса на одной, двух, трех или большем числе вертикальных мачт.
В зависимости от вида парусного вооружения различаютследующие парусные суда:
Щелкните по ссылке, чтобы увидеть силуэт.
пятимачтовый корабль (пять мачт с прямыми парусами);
пятимачтовый барк (четыре мачты с прямыми парусами, одна, накорме, с косыми);
четырехмачтовый корабль (четыре мачты с прямыми парусами);
четырехмачтовый барк (три мачты с прямыми парусами, одна скосыми);
корабль (три мачты с прямыми парусами);
барк (две мачты с прямыми парусами, одна с косыми);
баркентина (шхуна-барк; одна мачта с прямыми и две с косымипарусами);
 джекасс -шхуна,точнее, трехмачтовая марсельная шхуна  (все мачты с косыми парусами и нескольковерхних прямых парусов на фок мачте);
бриг (две мачты с прямыми парусами);
бригантина (шхуна-бриг: одна мачта с прямыми парусами, однас косыми);
бомбарда (одна мачта почти по середине судна с прямымипарусами и одна, сдвинутая в корму, с косыми);
шхуна, точнее, гафельная шхуна (две мачты с косымипарусами);
шхуна, точнее, двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косымипарусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте);
каравелла (три мачты: фок-мачта с прямыми парусами,остальные – с латинскими);
“трабакколо” (две мачты с люгерными, т.е. рейковыми,парусами);
шебека (три мачты: фок- и грот-мачты с латинскими парусами,бизань мачта с косыми);
фелюка (две мачты, наклоненные к носу, с латинскимипарусами);
тартана (одна мачта с большим латинским парусом);
тендер (одна мачта с косыми парусами);
“бово” (две мачты: передняя с латинским парусом, задняя сгафельным или латинским парусом);
“нависелло” (две мачты: первая – в носовой части, сильнонаклоненная вперед, несет парус трапециевидной формы, крепящийся за грот-мачту;грот-мачта – с латинским или иным косым парусом);
“баланселла” (одна мачта с латинским парусом);
шлюп (одна мачта с косыми парусами);
иол (две мачты с косыми парусами, меньшая – бизань-мачта — стоит позади руля);
кеч (две мачты с косыми парусами, причем бизань-мачта стоитперед рулем);
динги (одна мачта с гафельным парусом вынесена к носу);
люгер (три мачты с рейковыми парусами, применяется воФранции в прибрежном плавании).
Кроме перечисленных парусников существовали еще большиесеми-, пяти- и четырехмачтовые шхуны, преимущественно американскогопроисхождения, несущие только косые паруса.
Продольный разрез двухдечногопарусного линейного корабля конца XVIII века.:
1 — киль; 2 — форштевень; 3 — княвдигед; 4 — старнпост ахтерштевня; 5 — кормовой дейдвуд; 6 — носовой дейдвуд; 7 — адмиральская каюта; 8 — кают-компания; 9 — руль; 10 — рулевое управление; 11 — кормовая крюйт-камера; 12 — кормовой бомбовой погреб; 13 — канатный ящик; 14 — носовая крюйт-камера; 15 — носовой бомбовой погреб.
Носовая и кормовая части набора парусного судна:
1 — фальшкиль; 2 киль; 3 — фортимберсы; 4 — носовой дейдвуд; 5 — кильсон; 6 — фальстем-кница; 7 -  фальстем; 8 — форштевень; 9 — греп; 10 — княвдигед; 11 — лисель-индигед (опора носовойфигуры); 12 — бимсы; 13 — пиллерсы; 14 — кормовой дейдвуд; 15 — пятка киля; 16- ахтерштевень; 17 — старн-кница.
 Средняя часть корпуса в  поперечномсечении имеет почти круглые обводы. Фальшборт несколько завален внутрь, т.е.ширина ватерлинии несколько больше, чем в районе верхней палубы. Сделано этодля того, чтобы орудия, установленные на верхней палубе, не выходили за ширинуватерлинии.
1 — киль; 2 — фаль орта шкиль; 3 — кильсон; 4 — первый бархоут; 5 — второй бархоут; 6 — третий бархоут; 7 — наружная обшивкафальшбота; 8 — внутренняя обшивка; 9 — бимсы; 10 — лац-порты.
 Фальшборт парусного корабля XVIII века:
1 — ватервейс; 2 — бимсы; 3 — фальшбортныйбархоут; 4 — стойки фальшборта; 5 — коечная сетка; 6 — подвесные койки.
Главной частью набора корпуса парусного суднаявляется киль — продольная балка прямоугольного сечения, идущая от носа докормы. Вдоль боковых сторон киля проходят длинные выемки (шпунты), в которыезаходит первый ряд досок наружной обшивки, которые называются шпунтовым поясом.
Для защиты от повреждений к килю снизу прикрепляликрепкую дубовую доску, фальшкиль. Носовая часть киля заканчивается форштевнем,представляющим из себя брус призмообразной формы. Нижняя часть форштевня моглабыть изогнутой по дуге или под углом. К форштевню с внутренней стороныприкреплена внутренняя часть штевня — дейдвуд — сложная конструкция из толстыхбрусьев, образующая плавный переход от киля к корпусу. Спереди форштевняукреплен водорез, верхняя часть которого называется княвдигед. В верхней частикнявдигеда устанавливали носовое украшение — фигуру.
В задней части киля вертикально к нему или снебольшим наклоном в корму установлен брус, называемый ахтерштевнем. Внешняячасть ахтерштевня несколько расширена для предохранения руля, навешенного наахтерштевень. Ахтерштевень и форштевень деревянного парусного судна состоят изнескольких деталей.
Поверх и вдоль киля накладывали резенкиль. К немуи дейдвудам крепили шпангоуты, которые на старинных судах были составными.Посредине корпуса корабля, несколько ближе к носу, ставили наиболее широкийшпангоут — мидельшпангоут. Для поперечного крепления корабельного набораслужили бимсы, на них настилали палубу. В продольном направлении шпангоутыскрепляли стрингерами. 
После окончания сборки судового набора приступалик обшивке корпуса дубовыми досками. Размеры досок зависели от размеров корабля:длина их была 6-8 м., ширина 10-25 см. Во времена Колумба обшивка судовпроизводилась внакрой (кромка на кромку), а к концу XVI века стали обшиватьвстык (вгладь). Крайние концы досок входили в шпунты фор- и ахтерштевня икрепились нагелями из оцинкованного железа или меди. В районе ватерлинии и подпушечными портами доски обшивки чередовались с утолщенными досками — бархоутами. 
Палубный настил делали из сосновых или тиковыхдосок, к бимсам их крепили при помощи металлических нагелей или болтов, которыесверху утапливали и закрывали деревяннымит пробками.
Для обшивки фальшборта на деревянных судахиспользовали сравнительно тонкие доски, укрепленные на стойках. Опоройфальшборта является фальшбортный бархоут, его внешнюю поверхность принято былорасписывать. Над фальшбортом находилась коечная сетка, в которую матросыскладывали скатанные подвесные койки, защищавшие в бою от вражеских пуль.Рангоут парусного корабля

 
Рангоутом называются все деревянные детали,служащие для несения парусов, флагов, подъема сигналов и т.п. К рангоутуотносятся: мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприты, утлегари, лисель спиртыи выстрелы.
Рис. Рангоут трехдечного 126-пушечного кораблясередины XIX века.
1 — бушприт; 2 — утлегарь; 3 — бом-утлегарь; 4- мартин-гик; 5 — блинда-гафель; 6 — бушпритный эзельгофт; 7 — гюйс-шток; 8 — фок-мачта; 9 — топ фок-мачты; 10 — фор-трисель-мачта; 11 — стеньги; 12 — мачтовый эзельгофт; 13 — фор-стеньга; 14 — топ фор-стеньги; 15 — фор-салинг; 16- эзельгофт фор-стеньги; 17 — фор-брам-стеньга, сделанная в одно дерево сфор-бом-ьрам-стеньгой; 18-19 — топ фор-бом-брам-стеньги; 20 — клотик; 21 — фока-рей; 22 — фор-марса-лисель-спирты; 23 — фор-марса-рей; 24 — фор-брам-лисель-спирты; 25 — фор-брам-рей; 26 — фор-бом-брам-рей; 27 — фор-трисель-гафель; 28 — грот-мачта; 29 — топ грот-мачты; 30 — грот-трисель-мачта;31 — грот-марс; 32 — мачтовый эзельгофт; 33 — грот-стеньга; 34 — топгрот-стеньги; 35 — грот-салинг; 36 — эзельгофт грот-стеньги; 37 — грот-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с грот-бом-брам-стеньгой; 38-39 — топ грот-бом-брам-стеньги; 40 — клотик; 41 — грота-рей; 42 — грот-марса-лисель-спирты; 43 — грот-марса-рей; 44 — грот-брам-лисель-спирты; 45- грот-брам-рей; 46 — грот-бом-брам-рей; 47 — грот-трисель-гафель; 48 — бизань-мачта; 49 — топ бизань-мачты; 50 — бизань-трисель-мачта; 51 — крюйс-марс; 52 — мачтовый эзельгофт; 53 — крюйс-стеньга; 54 — топкрюйс-стеньги; 55 — крюйс-салинг; 56 — эзельгофт крюйс-стеньги; 57 — крюйс-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с крюйс-бом-брам-стеньгой; 58-59 — топ крюйс-бом-брам-стеньги; 60 — клотик; 61 — бегин-рей; 62 — крюйс-марса-рейили крюйсель-рей; 63 — крюйс-брам-рей; 64 — крюйс-бом-брам-рей; 65 — бизань-гик; 66 — бизань-гафель; 67 — кормовой флагшток;Мачта
Мачта – это вертикальное или слегка наклонное в кормурангоутное дерево, служащее основанием для крепления других частей рангоута(стеньг, реев) и постановки парусов. Мачты больших парусных кораблей с прямымвооружением достигали высоты 60 м и более при толщине нижней части до 1 м.
Мачты делались составными из несколькихпродолжающих друг друга в высоту деревьев. Нижнее дерево называлось колоннойили просто мачтой, а продолжение стеньгами.
В зависимости от размеров судна и типа парусноговооружения, количество мачт может быть различным. Каждая мачта имеет своенаименование. Так, на трехмачтовом корабле первая от носа корабля мачтаназывается фок-мачтой, вторая – грот-мачтой, третья, самая маленькая, — бизань-мачтой.
Рис: Устройство мачты.
1 — Нижняя мачта (колонна); 2 — цапфа; 3 — железные бугели; 4 — чиксы; 5 — лонг-салинги; 6 — краспицы; 7 — эзельгофт; 8 — стеньга; 9 — брам-стеньга; 10 — бом-брам-стеньга; 11 — флагшток; 12 — клотик;13 — вулинг; 14 — деревянный бугель; 15 — шкало; 16 — крепление шкало; 17 — вязка вулинга.
Самой высокой мачтой всегда являлась грот-мачта.Ее высота у трех мачтовых кораблей с прямым вооружением определялась длинойкорабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам.Высота фок- и бизань-мачт вместе с их топами определялась по высоте грот-мачты.Так длина фок-мачты составляла 8/9, а бизань-мачты — 6/7 длины грот-мачты. Этипропорции часто изменялись по усмотрению строителя.
Слово «фор», прибавляется к названиямрангоутных деревьев, частей такелажа и парусов относящихся к фок-мачте, ноукрепленных выше марсовой площадки. «Брам» — слово, добавляемое кназваниям рангоута, такелажа или паруса, указывает на их принадлежность ктретьему колену снизу. «Бом» — указывает на принадлежность кчетвертому колену снизу. Нижние мачты, а также бушприты для прочности делалисоставными из нескольких брусьев, стянутых бандажами — тросовыми вулингами.Нижний конец мачты — шпор оканчивался цапфой, которую вставляли в степс — гнездо, находящееся на кильсоне. Верхняя часть мачты называется топом. На еговерхушке находится цапфа на которую одет эзельгофт, соединяющий мачту состеньгой. С двух сторон мачты крепили фигурные наделки, называемые чиксами, кним — два продольных бруса — лонг-салинга, а на лонг-салинги настилали марсовуюплощадку или просто марс.Марс
Раньше на парусных судах с прямыми парусами марс имел видкруглой корзины. Около середины XVIII в. марсы начинают делать почтипрямоугольными, закругленной была лишь носовая часть. Трехмачтовые суда неслипо три марса, которые называли по принадлежности к той или иной мачте: нафок-мачте был фор-марс, на грот-мачте — грот-марс и на бизань-мачте — крюйс-марс.
Рис. 1. Детали марса:
1 — нижняя мачта (колонна); 2 — чиксы; 3 — лонг-салинги; 4 — краспицы; 5 — собачьи дыры; 6 — марс; 7 — топ мачты; 8 — эзельгофт; 9 — стеньга.
Рис. 2. Соединение стеньги с брам-стеньгой:
1 — стеньга; 2 — чиксы; 3 — лонг-салинги; 4 — краспицы; 5 — брам-стеньга; 6 — эзельгофт; 7 — брам-ванты; 8 — швиц-сорвень-строп.
Все стеньги между собой тоже соединялись припомощи салингов и эзельгофтов, но меньших размеров.
Эзельгофт представляет собой деревянную обойму сдвумя отверстиями: квадратным, в который вставляется топ нижней мачты, икруглое в которое пропускается последующая стеньга. Салинги и эзельгофты, взависимости от их принадлежности к той или иной мачте, носят названия:фор-салинг, фор-брам-салинг, эзельгофт мачтовый, фор-стень-эзельгофт,крюйс-стень-эзельгофт, бушпритный эзельгофт (соединяющий бушприт с утлегарем) ит.д.Бушприт
Бушприт — это горизонтальный или несколько наклонный брус(наклонная мачта), выступающий с носа парусного судна и служащий для вынесенияпрямых парусов — блинда и бом-блинда. До конца XVIII в. бушприт состоял толькоиз одного дерева с блинд-стеньгой. С конца XVIII в. бушприт удлиняется спомощью утлегаря, а затем и бом-утлегаря. Блинд и бом-блинд на нем уже неставится, он служит для выноса штагов фок-мачты и ее стеньг, а также для крепленияносовых треугольных парусов — кливеров и стакселей.
Сам бушприт крепили на носу судна при помощиватер-вулинга из крепкого троса, а позже (XIX в) и цепей.
Рис. Бушприты.
а — XVIII в.; б — конца XVIII в.; в — первойполовины XIX в.; 1 — бушприт; 2 — кница; 3 — бушпритный эзельгофт; 4 — марс; 5- блинда-стеньга; 6 — блинда-брам-стеньга; 7 — флагшток; 8 — клотик; 9 — утлегарь; 10 — бом-утлегарь; 11 — эзельгофт; 12 — блинда-гафель; 13 — мартин-гик; 14 — гюйс-шток; 15 — тросовый вулинг.Стоячий такелаж парусного корабля
 
Бушприты, мачты и стеньги на парусном суднезакрепляются  в определенном положении с помощью специальных снастей,называемых стоячим такелажем рангоута. К стоячему такелажу относятся: ванты,фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.
Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегдаостается неподвижным. Его делают из толстого растительного троса.

Стоячий такелаж 90-пушечного двухдечноголинейного корабля XVIII — XIX веков:
1 — ватер-штаги; 2 — мартин-штаг; 3 — мартин-штаг от бом-утлегаря (или нижний бакштаг); 4 — фока-штаг; 5 — фок-лось-штаг; 6 — фор-лось-стень-штаг (служит леером фор-стеньги-стакселя); 7- фор-стень-штаг; 8 — кливер-леер; 9 — фор-брам-стень-штаг; 10 — бом-кливер-леер; 11 — фор-бом-брам-стень-штаг; 12 — грота-штаг; 13 — грот-лось-штаг; 14 — грот-лось-стень-штаг; 15 — грот-стень-штаг; 16 — грот-брам-стень-штаг; 17 — грот-бом-брам-стень-штаг; 18 — бизань-штаг; 19 — крюйс-стень-штаг;20 — крюйс-брам-стень-штаг; 21 — крюйс-бом-брам-стень-штаг; 22 — ватер-бакштаги; 23 — утлегарь-бакштаги; 24 — бом-утлегарь-бакштаги; 25 — фок-ванты; 26 — фор-стень-ванты; 27 — фор-брам-стень-ванты; 28 — фор-стень-фордуны; 29 — фор-брам-стень-фордуны; 30 — фор-бом-брам-стень-фордуны; 31 — грот-ванты; 32 — грот-стень-ванты; 33 — грот-брам-стень-ванты; 34 — грот-стень-фордуны; 35 — грот-брам-стень-фордуны;36 — грот-бом-брам-стень-фордуны; 37 — бизань-ванты; 38 — крюйс-стень-ванты; 39- крюйс-брам-стень-ванты; 40 — крюйс-стень-фордуны; 41 — крюйс-брам-стень-фордуны; 42 — крюйс-бом-брам-стень-фордуны.
Вантами называют снасти стоячего такелажа,которыми укрепляют мачты, стеньги и брам-стеньги с боков и несколько сзади. Взависимости какое дерево удерживают ванты, они получают дополнительноеназвание: фок-ванты, фор-стень-ванты и т.п. Ванты служат также для подъемаматросов на мачты и стеньги при работе с парусами. С этой целью поперек вант наопределенном расстоянии друг от друга пеньковые, деревянные или металлическиевыбленки. Пеньковые выбленки привязывали к вантам выбленочным узлом нарасстоянии одна от другой 0,4 м. Нижние ванты (пеньковые) были на парусныхкораблях самыми толстыми, их диаметр достигал 90-100 мм. Стень-ванты делалитоньше, а брам-стень-ванты еще тоньше. Выбленки были тоньше своих вант.
Стеньги и брам -стеньги дополнительно удерживаютсяс боков и несколько сзади фордунами. Верхние концы вант и фордунов крепят намачте или стеньге при помощи огонов (петель), надеваемых на топы. Ванты,стень-ванты и брам-стень-ванты должны быть парными, т.е. выполненными из одногокуска троса, который складывают пополам. Если количество вант с каждогоборта  нечетное, то последнюю ванту к корме делают разбивной, т.е.одинарной. Это же правило относится и к фордунам. Число вант и фордунов зависитот высоты мачты и грузоподъемности судна.
Ванты и фордуны набивали (обтягивали) тросовымиталями на юферсах — особых блоках без шкивов с тремя отверстиями для тросовоготалрепа. В прежние времена на всех военных парусных кораблях и крупныхкупеческих судах в целях увеличения угла, под которым нижние ванты и фордуныидут к мачтам, с внешней стороны борта корабля, на уровне палубы, укреплялимощные деревянные площадки — руслени. Раскрепляли их вант-путенсами, выкованнымииз железных полос. Нижний конец вант-путенсов крепили к борту, а к их верхнимконцам крепили юферсы так, что последние почти соприкасались своей нижнейчастью с русленями.
Верхние юферсы ввязывают в ванты и фордуны спомощью огонов и бензелями (марками). Ванты стеньг оборудовали также, как инижние ванты, но юферсы их были несколько меньше размером.
Снасти стоячего такелажа, поддерживающиерангоутные деревья в диаметральной плоскости спереди, называются штагами,которые, как и нижние ванты, делали из толстого троса. К стоячему такелажуотносятся и перты — растительные тросы на реях, на которые становятся матросыво время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта прикрепляют к нокурея, другой — к середине рея. Перты поддерживаются подпертками — отрезкамитроса, прикрепленными к рею.
Стоячий такелаж бушприта служит для поддержки иукрепления рангоутных деревьев бушприта. Он состоит из штагов, бакштагов,пертов и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Стоячий такелаж бушприта:
1 — ватер-штаги; 2 — ватер-бакштаги; 3 — утлегарь-штаг; 4 — утлегарь-бакштаг; 5 — бом-утлегарь-штаг; 6 — мартин-бакштаги; 7 — бом-утлегарь-бакштаги; 8 — верхний блинда-бакштаг; 9 — нижний блинда-бакштаг; 10 — перты бом-утлегаря; 11 — перты утлегаря; 12 — лоп-штаги.
Ватер-штаги — стоячий такелаж, удерживающий бушприт снизу,преднахначающийся для противодействия тяге фока и фок-стеньгаштагов ипредставляющий собой тали. Ватер-бакштаги — снасти стоячеготакелажа бушприта, удерживающие его с боков. Утлегарь-штаг ибом-утлегарь-штаг — снасти поддерживающие утлегарь и бом-утлегарьснизу. Утлегарь-бакштаг, мартин-бакштаги, бом-утлегарь-бакштаги,верхний и нижний блинда-бакштаги — снасти, удерживающие рангоутныедеревья бушприта с боков. Перты утлегаря и бом-утлегаря, лоп-штаги- снасти, служащая леером при передвижении матросов по бушприту.Cнасти для управления парусами
 
Совокупность всех парусов корабля называютпарусным вооружением. Все парусные корабли по типу их парусного вооруженияделят на суда с прямым, косым и смешанным вооружением.
Прямым или корабельным называют парусноевооружение, в котором прямые паруса являются основными, а косыевспомогательными. Классическим примером прямого парусного вооружения являлисьлинейные корабли, имеющие три мачты, и военные корабля — фрегаты, корветы ибриги.
Косым называют вооружение, в котором основнымиявляются косые паруса. К ним относятся шхуны, тендеры, кечи, иолы, яхты. 
К судам смешанного вооружения относятся баркентиныи бригантины. 
Парусное вооружение корабля:
I — бом-кливер; II — кливер; III — фор-стеньги-стаксель; IV — фор-стаксель; V — фок — нижний прямоугольный парусна фок-мачте; VI — фор-марсель — второй снизу прямой парус, расположенный нафор-брам-стеньге; VII — фор-брамсель — третий парус, расположенный нафор-брам-стеньге фок-мачты; VIII — фор-бом-брамсель — четвертый парус,расположенный на фор-бом-брам-стеньге; IX — грот-стаксель; X — грот-стеньги-стаксель; XI — грот-брам-стаксель; XII — грот — нижнийпрямоугольный парус на грот-мачте; XIII — грот-марсель; XIV — грот-брамсель; XV- грот-бом-брамсель; XVI — апсель — косой парус между грот- и бизань-мачтами;XVII — крюйсель — прямой парус; XVIII — крюйс-брамсель; XIX — крюйс-бом-брамсель; XX — бизань — нижний косой парус (косая бизань).Бегучий такелаж  — снасти для управления парусами:

1 — бом-кливер-фал; 2 — бом-кливер-шкот; 3 — кливер-шкот; 4 — фор-стеньга-стаксель-шкот; 5 — фор-стаксель-шкот; 6- фока-шкот; 7 — фока-галс; 8 — фоковые нок-гордени; 9 — фоковыебык-гордени; 10 — фока-гитовы; 11 — фока-булинь; 12 — фор-марса-гитовы; 13 — фор-марса-булинь; 14 — риф-шкентель талей — конец снасти, основанный междублоками, для подтягивания парусов при взятии рифов; 15 — фор-брам-гитовы; 16 — фор-брам-булинь; 17 — фор-бом-брам-гитовы; 18 — риф-сезни (риф-штерты); 19 — грота-шкот; 20 — грота-галс; 21 — грот-нок-гордень; 22 — грота-бык-гордень; 23- грота-гитовы; 24 — грота-булинь; 25 — грота-марса-гитовы; 26 — грота-марса-булинь; 27 — грота-брам-гитовы; 28 — грота-брам-булинь; 29 — грота-бом-брам-гитовы; 30 — бизань-гитовы; 31 — крюйсель-гитовы; 32 — крюйсель-булинь; 33 — крюйс-брам-гитовы; 34 — крюйс-брам-булинь; 35 — крюйс-бом-брам-гитовы;
К бегучему такелажу управления парусами относятсяфалы, шкоты, галсы, гордени, гитовы и булини.
Фалами называют снасти, при помощи которыхподнимают и опускают паруса (кливера и стаксели), флаги и сигналы.
Шкоты служат для управления прямыми(нижними)  и косыми парусами, которые тянут их к корме. Кливера и стакселиимеют по два шкота, проходящих с одной и другой сторон борта или лееров. Этишкоты делаются обычно двойные. У косых парусов с гиком, где шкотовый уголпаруса крепят к ноку гика, для управления парусом служит гика-шкот,прикрепленный к гику.
Шкотовые углы фока и грота тянут помимо шкотагалсами, которые предназначают для тяги углов нижних парусов в направлении кносу, противоположно к шкотам. Галсы бывают двойные (и тогда их проводятподобно шкотам) или одинарные. В последнем случае коренной конец галса крепят вшкотовом углу. Грота-галсы протягивают у бортов около фок-мачты, а фока-галсына баке, через блок на галсе-боканце (коротком рангоутном горизонтальномдереве, выступающем в носу судна с каждого борта для вытягивания наветренногоугла фока посредством фока-галса).
Гордени и гитовы служат для подбирания нижних ибоковых шкаторин и шкотовых углов при уборке парусов и взятии рифов. 
Булини — снасти, расположенные на боковыхшкаторинах внизу прямых парусов, предназначены для растягивания паруса наветер, чтобы судно могло идти круто к ветру. 
 Парусное вооружение
Совокупность всех парусов корабля называют паруснымвооружением. Все парусные суда по типу их парусного вооружения делят насуда с прямым, косым и смешанным вооружением.
Прямым или корабельнымназывают парусное вооружение, в котором прямые парусаявляются основными, а косые вспомогательными. Классическим образцом прямогопарусного вооружения являлись линейные корабли, имеющие три мачты, ивоенные корабли меньших размеров — фрегаты, корветы и бриги.
Косымназывают вооружение, в котором основными являются косые паруса. К ним относятсяшхуны, тендеры, кечи, иолы, яхты.
К судам  смешанного вооруженияотносятся баркентины и бригантины.

Рис.Парусное вооружение корабля:
I — бом-кливер; II — кливер; III — фор-стеньги-стаксель; IV — фор-стаксель; V — фок — нижний прямоугольный парусна фок-мачте; VI — фор-марсель — второй снизу прямой парус, расположенный нафор-стеньге; VII — фор-брамсель — третий парус расположенный нафор-брам-стеньге; VIII — фор-бом-брамсель — четвертый прямой парус,расположенный на фор-бом-брам-стеньге; IX — грот-стаксель; X — грот-стеньги-стаксель; XI — грот-брам-стаксель; XII — грот — нижнийпрямоугольный парус на грот-мачте; XIII — грот-марсель; XIV — грот-брамсель; XV- грот-бом-брамсель; XVI — апсель — косой парус между грот- и бизань-мачтами;XVII — крюйсель — прямой парус; XVIII — крюйс-брамсель; XIX — крюйс-бом-брамсель; XX — бизань — нижний косой парус (косая бизань).
Прямыепаруса.
Прямые паруса имеют четырехугольную, прямоугольнуюили трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к реям. Такие парусаустанавливают поперек судна. Нижняя часть паруса обычно несколько изогнутакверху. С помощью шкотов и галсов ее прикрепляют к нижележащему рею или кпалубе судна. Повороты прямых парусов в нужное положение относительно ветрапроизводят вместе с реями при помощи снастей, называемых брасами и закрепленныхна ноках реев. Прямые паруса именуют по реям, к которым они прикреплены. 
Паруса фок, грот и бизань называютнижними парусами, а остальные (марсели, брамсели и бом-брамсели)- верхними.
С ростом водоизмещения кораблей, мощности иколичества артиллерии на них увеличивалась и площадь парусного вооружения. Кпримеру, в начальный период петровского кораблестроения (конец XVII века)корабли несли на фок- и грот-мачтах только по два прямых паруса, в начале XVIIIвека их ставили уже по три, а с конца XVIII века и первой половины XIX века — по четыре на трех мачтах. На чайных клиперах и барках количество прямых парусовдостигало 6-7 на каждой мачте.
В петровские времена и вплоть до конца XVIII векав носу корабля (на бушприте) поднимали еще два прямых паруса — нижнийблинд и бом-блинд. Нижний блинд располагали под бушпритом наблинда-рее, а бом-блинд на бом-блинда-рее, установленном на стеньге бушприта. Сконца XVIII века эти паруса не ставят, а вместо них между фок-мачтой и удлиненным бушпритом (с помощью утлегаряи бом-утлегаря) стаои поднимать треугольные косые паруса — кливеры истаксели.
К прямым парусам относятся и добавочные паруса — лиселя,которые добавляют к основным прямым парусам при попутном ветре. Ставят их посторонам основных прямых парусов на особых рангоутных деревьях — лисель-спиртах,выдыигаемых с реев. Лиселя ставили только на фок- и грот-мачтах.
Рис. Лиселяс левого борта:
I — ундер-лисель; II — марса-лисель;  III- брам-лисель; 1 — выстрел; 2 — реек ундер-лиселя; 3 — марса-лисель-спирт; 4 — реек марса-лиселя; 5 — брам-лисель-спирт; 6 -реек брам-лиселя.
 

Рис. Детали прямыхпарусов:
а — нижний парус; б — верхний парус; 1-ликтрос; 2 — верхняя шкаторина; 3 — подшивка; 4 — боковые шкаторины; 5 — нижняяшкаторина; 6 — ванты; 7 — боуты; 8 — риф-сезни; 9 — риф-кренгельсы; 10 — кренгельсыриф-талей; 11 — кренгельсы шпрюйта буленей; 12-13 — угловые кренгельсы; 14 — кренгельсы из троса; 15 — кренгельсы с коушем.
Рис. Креплениепрямого паруса к рею:
а — в XIX веке; б — в XVII веке; в — наложениешлагов вокруг рея; 1 — рей; 2 — верхняя шкаторина паруса; 3 — леер рея; 4 — люверсы; 5 — реванты; 6 — ноковый кренгельс; 7 — бензель нокового кренгельса; 8- ликтрос.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Логические законы. Виды понятий и отношений
Реферат Учет основных средств, нематериальных активов и материалов
Реферат Хозяйственные суды Республики Беларусь и их должностные лица
Реферат Seamus HeaneyS
Реферат Петербург Ф. М. Достоевского по роману Преступление и наказание
Реферат Шарль Луи Монтескье французское просветительство
Реферат Учет основных средств предприятия "Ремонтно-механический завод"
Реферат Учет расчетов с покупателями
Реферат Учет приемки товаров
Реферат Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость
Реферат 1. Актуализация знаний по технологии проблемного обучения. Ведущий зд по нмр
Реферат Учет отчислений и удержаний по заработной плате в бюджетном учреждении
Реферат Учет процессов снабжения, производства и реализации продукции
Реферат Учет расчетов по оплате труда (на примере ОАО "Ленинец")
Реферат Учет расчетов с подотчетными лицами (по материалам ООО "ДетальПлюс")