Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей [1, с.203].
Процесс международной экономической интеграции обусловлен развитием и углублением международного разделения труда. От простого обмена товарами — к устойчивой масштабной международной торговле товарами и услугами к интернациональному перемещению капиталов и созданию новых производств — к тесной производственной и научно-технической кооперации — к совместному ведению производства и управлению. В результате — национальные экономики «проникают» друг в друга. Очевидной становится интернационализация хозяйственной жизни, когда переплетаются многие и разные фазы научно-технической, производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой деятельности. Экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью. Постепенно складываются и становятся особенно тесными всесторонние мирохозяйственные региональные связи, охватывающие многие страны. Международная экономическая интеграция обретает практическое воплощение, определяя и перспективы дальнейшего хозяйственного прогресса [7, c.312].
Различают, с точки зрения географических масштабов объединительных процессов, глобальный, региональный, субрегиональный уровни интеграции. Существуют также различные этапы, или фазы интеграции — от связей взаимозависимости в рамках плюралистической международной системы до формирования единой политической общности. Впрочем, следует сразу же сказать, что последняя является скорее идеальным типом и как феномен реальной практики международных отношений не существует.
Научное исследование проблемы интеграции связано с осмыслением реальных интеграционных процессов — начиная с попытки создания в довоенный период Лиги Наций и вплоть до нынешних усилий США, Канады и Мексики по формированию североамериканского экономического союза — и направлено на то, чтобы выявить в них общие тенденции, связанные с причинами, детерминирующими факторами, основными чертами данного феномена, наиболее продвинутой формой которого является сегодня Европейский Союз. Наиболее известными являются три теоретических направления, или три научные школы: школа функционализма и неофункционализма, школа федерализма и школа транснационализма (или «плюралистическая школа») [11, с.257].
«Функционализм» предлагает не просто расширение межгосударственного сотрудничества в отдельных сферах, которое носило бы чисто технический характер. Он видит в нем путь к достижению политической цели — интеграции государств в более широкую общность через постепенное отмирание их суверенитетов. Наряду с прагматизмом, функциональный подход к исследованию интеграционных процессов содержит и заметную долю нормативности. Подобная двойственность отчасти способствовала его успеху. В то же время именно практическое применение положений «функционализма» в практике международной интеграции обнаружило и его недостатки.
Во-первых, его следствием стала слишком большая децентрализация международного сообщества, определенная дисперсия его усилий. Во-вторых, обнаружилось, что в реальной практике международной интеграции функциональное сотрудничество не ведет автоматически к «отмиранию суверенитета». Более того, европейский процесс показал, что особенно болезненной является именно проблема передачи государствами «в общий котел» части их экономической, политической и военной компетенции.
Указанные недостатки отчасти были воспроизведены и «неофункционализмом», согласно которому потребности сотрудничества в том или ином секторе экономической, социальной или культурной деятельности способны вызвать эффект цепной реакции в других, что, в свою очередь, приведет к необходимости создания специализированных наднациональных институтов для их координации и таким образом — к ускорению процесса интеграции. При этом начинать следует с ограниченных экономических проектов, которые воспринимаются гораздо легче, чем «крупные повороты».
Федерализм рассматривается как договорный отказ от централизма, структурно оформленная дисперсия полномочий между различными центрами, законные полномочия которых гарантируются конституцией. Международная интеграция на пути федерализма рассматривается по аналогии с «внутренними режимами» государств, построенными на принципах федерального устройства, то есть — на основе этатистской модели. Одним из главных недостатков федералистской модели международной интеграции является то, что при всей своей внешней привлекательности, она имеет значительно меньше шансов на успех, чем функциональная модель, поскольку удельный вес элемента нормативности в ней еще более высок. Поэтому, учитывая недостатки других рассмотренных выше концепций, реальный процесс международной интеграции может быть понят лишь с учетом комплексного понимания преимуществ каждого из них [11, с.258-259].
В обобщенном виде рассмотренные теоретические модели международной интеграции представлены в таблице:
Теоретические модели международной интеграции
«Функционализм»
(Д. Митрани)
«Неофункционализм»
(Э. Хаас, Л. Линдберг)
«Федерализм»
(А. Этциони)
«Плюрализм»
(К. Дойч) ПРЕИМУЩЕСТВА В ПРЕОДОЛЕНИИ НЕДО СТАТКОВ И РЕШЕНИЙ СОЗИДАТЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ — Неадаптиро- ванность гос. структур к уп равлению об щими социаль но-экономичес кими интереса ми; принцип разяеленности. Современ. общество: ин дустриальное, демократичес кое, плюра листическое и идеологически нейтральное. Давление внешней уг розы; угроза процветанию и общим цен ностям. — Сохране ние своего образа жизни; возможности экономичес кой выгоды для всех. — Социаль ная мобиль ность. АГЕНТЫ — Прагматич ная лояльность населения. — Коалиция интересов социально- экономичес ких элит. -Выдающая ся личность; — Политичес кая элита; — Государст во-авангард. Государство- локомотив. НЕДОСТАТКИ — Чрезмерная децентрализация МО и связанные с этим новые проблемы коор динации. — Делегирова ние политичес ких и военно- политических компетенции сталкивается с приверженно стью государств национальным приоритетам. — Хрупкость коалиций социально-эко номических интересов. — Национа лизм и восста новление госу дарственной мощи. — Престиж обычных государств. — Слишком продвинутая институализа- ция (сообщес тво амальгам ной безопас ности). МЕХАНИЗМЫ Сотрудничество в решении за дач техническо го, экономичес кого, социаль ного характера и его политическое закреп ление. — Роль цент ральных инсти тутов в форми ровании нового «национального сознания»; Передача суверенитетов ново му центру. Постоянное со поставление и согласование то чек зрения. — Институа- лизация; Принятие об- щефедераль- иой конститу ции; Двойное гражданство в усло виях «двойно го правитель ства»; Субси- диарность. — Институа- лизация. Адекватное и постоянное реагирование политических элитна сигналы и действия заинтересо ванных пра вительств ПУТИ — Замена «вер тикальной» территориаль ной замкнутос ти «горизон тальными» структурами в конкретных сферах; прямые контакты с ад министрацией; «отмирание» нац.-гос. сувере нитетов. — Совершен ствование меха низмов ППР; возрастание численности функционеров. — Согласо ванный отказ от централи зации и от политической обособленнос ти. Разграничение полномочий центральных и региональ ных органов власти. — Рост об менов (това рами, идея ми, людьми); расширение сетей комму никаций. ТЕМПЫ, ЭТАПЫ — Постепен ность: последо вательная пере дача технико- социоэкономич. компетенции международным организациям. — Делегирова ние прагматич ной лояльности. — Постепен ность: последо вательное деле гирование со циально-эконо мического суве ренитета (включенность и наднацио нальность). — Передача утилитарн. верноподдан ности. — Институци ональная ре волюция; или переходный этап конфеде рации. — Медлен ное соци альное обу чение отказу от исполь зования насилия. возможный РЕЗУЛЬТАТ — Переплетение МПО огранич. компетенции. — Поддержание мира путем распростране ния принципа нетерриториаль ности власти или «отмира ния» государст ва. — Создание территориаль ного государст ва на высшем уровне. — Воссозда ние террито риального государства. — Достижение мира посред ством полити ческой власти. — Всеобщее распростра нение отказа от примене ния наси лия: «сооб щество плю ралистичес кой безопас ности». — Мир не смотря на «плюрализм суверените тов».
Источник: [11, с.265]
Рассмотрим последствия экономической интеграции.
Движущей силой международной экономической интеграции выступают фирмы. Они заинтересованы в достижении оптимального масштаба деятельности, в том числе через сотрудничество и кооперирование с иностранными компаниями в рамках региона без таможенных и других ограничений. Фирмы используют преимущества интеграции в следующей последовательности: расширение рынков сбыта создает предпосылки для оживления международной торговли; это в свою очередь становится импульсом к реорганизации производства товаров и услуг и оживлению в экономке. Последнее создает стимулы для роста инвестиций и ведет в конечном счете к росту прибылей.
Одновременно происходит санация фирменной структуры — в результате расширения рынка сильные (но не обязательно крупные) фирмы становятся еще могущественнее, а слабые, которые находили ниши и удерживались на национальных рынках, не выдерживают конкуренции на международном рынке, разоряются и поглощаются более сильными. С ликвидацией границ и унификацией стандартов к требованиям международного рынка могут приспособиться только сильные динамичные предприятия. В условиях международной экономической интеграции на уровне участников внешнеторговых сделок учитываются следующие экономические эффекты: отсутствие необходимости содержать торговые представительства в каждой стране; рост преимуществ узкой специализации экспорта за счет эффекта масштаба; увеличение спроса в рамках региона; рост степени ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров: растущие доходы, которые позволяют успешнее осваивать рынки третьих стран.
На макроуровне принимается в расчет, что внутрирегиональная торговля становится эффективнее; появляются новые возможности для использования оптимального месторасположения предприятий на территории интеграционной группировки; снижаются издержки производства и сбыта товаров и услуг; растущая емкость рынка позволяет увеличивать расходы на НИОКР.
Правовая база региональной экономической группировки обычно направлена на защиту экономически более слабых стран-членов. Она уменьшает негативное воздействие конъюнктурного характера со стороны мирового хозяйства и формально отвечает интересам как сильных, так и слабых ее участников [8, с.431-432].
Известно, что в последние годы начала проводиться активная региональная политика на наднациональном уровне. Согласно достигнутой в Маастрихте в декабре 1991 г. на сессии Европейского совета договоренности в 1992 г. создан новый фонд, через который более процветающие государства сообщества будут оказывать помощь менее развитым (Испании, Португалии, Греции и Ирландии). Это дело не одного десятка лет. А пока регионы имеют очень разную экономическую силу. Бедные попадают в зависимое положение, выступая в роли просителей и перед ЕС, и перед своим правительством [3].
Специалисты, изучавшие проблемы регионализации в Европе, высказывают некоторые опасения, которые имеют самое непосредственное значение для трансформирующихся стран.
«Очевидно, именно бедные периферийные районы Сообщества должны в первую очередь получить большую независимость в принятии политических решений и возможность контролировать достаточные финансовые средства. Это поможет им ускорить темпы экономического развития и сделать его более автономным от центра и богатых передовых районов.
По мере завершения создания единого внутреннего рынка из-за резкого усиления конкуренции региональные диспропорции, вероятно, будут иметь тенденцию к обострению. Преимущества экономической интеграции в первую очередь помогают передовым, процветающим районам. В то же время создание единого рынка может породить новые виды экономической периферии. Эволюционные процессы не бывают справедливыми.
Жертвами создания единого внутреннего рынка будут слабоконкурентоспособные районы, хотя, естественно, могут быть и исключения. Некоторые районы могут получить новые возможности для ускорения своего развития в более открытой экономике Сообщества, при более либеральном еврорежиме. Другие районы, напротив, могут понести сильные потери...» [3].
Сближение и сращивание национальных хозяйств приводит к существенному пересмотру подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране и необходимости координации и приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам стран — участниц интеграционного объединения. В этой связи появляется необходимость повышения уровня регулирования межгосударственных хозяйственных связей путем ограничения суверенитета каждого государства и создания наднациональных органов управления, в функции которых входит разработка, координация и контроль отдельных сфер экономик стран — участниц интеграционных объединений.
В то же время, уступая часть своего суверенитета, интегрирующиеся государства как бы приобретают в общее пользование часть суверенитета других государств. При этом предметом острых противоречий обычно остается определение допустимых пределов делегирования экономического и политического суверенитета в коллективное пользование. В частности, обязанность интегрирующегося государства приводить свои технические нормы и стандарты в соответствие со стандартами, принятыми в интеграционном объединении, может наносить существенный материальный ущерб национальным фирмам, поставлявшим продукцию на местный рынок.
Национальные стандарты защищали производителей от иностранных конкурентов, продукция которых по таможенным правилам должна была соответствовать стандартам страны-импортера.
Примером ограничения суверенитета государств в использовании технических норм и стандартов по своему усмотрению могут служить правила ЕС, в соответствии с которыми правительства стран — членов Союза обязаны посылать в Комиссию Европейского союза (КЕС) для утверждения все законы, касающиеся технических стандартов. В случае несоответствия национальных технических стандартов нормам ЕС и отказа правительства привести их в надлежащее соответствие с этими нормами КЕС передает дело на рассмотрение в другой наднациональный орган — Суд Европейского союза.
Ограничения суверенитета интегрирующихся государств могут наносить существенный ущерб целым отраслям производства этих стран. Так, условиями договора о таможенном союзе, заключенного между Европейским союзом и Турцией в 1995 г., предусматривалось устранение барьеров (тарифов) во взаимной торговле. Если для экономики Турции в целом этот договор был благоприятным, так как давал возможность получать от ЕС льготные займы и безвозмездные ссуды, то автомобильная промышленность ее, ранее защищенная 40%-ным протекционистским тарифом, понесла большие потери от наплыва в страну западноевропейских автомобилей.
Примером защиты своего суверенитета в проведении независимой национальной политики в денежно-кредитной сфере может служить отказ Великобритании, Греции, Дании и Швеции от присоединения к введению единой общеевропейской валюты — евро — в рамках экономического и валютного союза стран — членов ЕС с 1 января 1999 г. [8, с.433-434].
По мнению ряда экспертов ВТО, преференциальные соглашения внутри международных экономических интеграционных объединений порой серьезно подрывают главное правило ГАТТ/ВТО — взаимное предоставление (глобальное) странам-членам режима наибольшего благоприятствования. Преференциальные взаимные соглашения между членами интеграционных региональных группировок могут игнорировать его, легально предоставляя партнерам по группировке значительно большие торговые льготы, чем другим странам — членам ГАТТ/ВТО. Кроме того, государства — члены интеграционных объединений порой применяют антидемпинговые меры и «добровольные» ограничения экспорта к предприятиям третьих стран в обход норм ГАТТ/ВТО.
В то же время, по мнению многих исследователей, противоречия между глобализацией и регионализацией не являются непреодолимыми. «Современный регионализм вполне совместим с многосторонностью», — полагает один из видных теоретиков в области изучения мировой торговли, профессор экономики Колумбийского университета (США) Джагдиш Бхагвати. Практически все участники интеграционных процессов заявляют о своей приверженности принципам ВТО, открытости и недискриминационности торгово-экономических отношений и образований.
Завершая рассмотрение проблем международной экономической интеграции, следует подчеркнуть, что интеграционные процессы являются многомерным и сложным явлением, не поддающимся единой и окончательной оценке. Поэтому та или иная региональная (субрегиональная, государственная) модель интеграции не может быть механически «перенесена» — ни в теоретическом, ни (тем более) в практическом плане — на другой, даже очень «похожий» регион, но с иными социокультурными и экономическими особенностями и традициями. Список литературы
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. — 264с.
Вешторт В. ВБ «прописывает реформы» // Экономическая Газета. -2005. -№48 (866) от 01.07.2005.
Данилов А. Уроки социально-экономической трансформации // Проблемы теории и практики управления. -1997. -№1.
Дин Жуджунь. Экономические реформы: сравнительный анализ теории и практики (на примере КНР и Республики Беларусь). -Мн.: БГУ, 2003. -151с.
Европейская интеграция: современное состояние и перспективы: Сборник науч. ст. -Мн.: ЕГУ, 2001. -336с.
Кучуков Р., Савка А. Мировое хозяйство и тенденции интеграции // Экономист. -2005. -№ 7. — C.10-22.
Международные экономические отношения: Учебник / Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина. -М.: дипломатическая академия при МИД РФ, 1997. -384с.
Мировая экономика: Учебник для вузов / А.С.Булатов, Е.Б.Рогатых, Р.Ф.Волков и др.; Под ред. А.С.Булатова. -М.: Юрист, 1999. -734с.
Перспективы интеграции на рубеже тысячелетий: Материалы межд. науч.-практ. конф. (Минск, 21-22 декабря 2000 г.) / Ред. кол.: Войтович А.П., Аксенов В.А., Бригадин П.И., Витязь П.А. -Мн.:, 2001. -776с.
Семенов К.А. Международная экономическая интеграция: Учеб. пособие для вузов. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Логос, 2001. -126с.
Цыганков П.А. Международные отношения: Учебное пособие. -М.: Новая школа, 1996. -320с.