Реферат по предмету "Мировая экономика"


Проблемы распределения доходов и социальной защищенности в условиях рыночной экономики

--PAGE_BREAK--2. Проблема социальной защищенности населения. Социальная политика государства


2.1 Проблема социальной справедливости и экономической эффективности
Определенная степень дифференциации доходов и заработков необходима экономике. Она играет роль экономического стимулятора, так как формирует материальную заинтересованность человека в повышении эффективности труда, в поиске более эффективных вариантов приложения своих сил и использования своих возможностей. Это объясняется тем, что существует непосредственная зависимость между мерой труда, мерой его оплаты, и, соответственно, мерой потребления.

Стремление к равенству в распределении доходов, воплощающему, по мнению многих россиян, социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности, так как в подобной ситуации незачем эффективно работать ни бедному (все равно общество обеспечит материальную поддержку), ни богатому (все равно общество изымет часть дохода в виде налогов). Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительного неравенства в распределении доходов, имущественной дифференциации населения. Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между социальной справедливостью и экономической эффективностью.

Основной аргумент в пользу равного распределения дохода, состоит в том, что равенство дохода необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основной аргумент в пользу неравенства доходов состоит в том, что необходимо сохранить стимулы для производства продукции и получения доходов.

По мнению Т.А.Журавлевой и О.В.Рудаковой, рыночное распределение доходов не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода. В этом состоит некая социальная несправедливость рынка. Стихийное функционирование рыночного механизма обеспечивает оптимальное функционирование экономической системы в целом. Положение о том, что в рыночный механизм первоначально заложена идея оптимизации (т.е. максимизации общего блага), была сформулирована еще Адамом Смитом. Великий английский экономист отмечал: «Каждый отдельный человек, имея в виду лишь собственную выгоду, невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда стремиться сделать это» [4, с.47]. Степень удовлетворения потребностей каждого члена общества зависит о величины его дохода, который, в свою очередь, определяется начальным распределением собственности.

Для достижения социальной справедливости совсем не обязательно уничтожать рыночные отношения. Просто необходимо задать рынку разумное распределение ресурсов (в частности, собственности), создать эффективную систему налогообложения, сокращающую разрыв в дифференциации доходов населения, не оказывая дестимулирующего воздействия на предпринимательскую активность россиян. Результатом этих мероприятий будет реализация экономических интересов субъектов рыночной экономики при достижении желаемой для общества социальной стабилизации.

Еще одна проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, заключается в парадоксальном явлении, подмеченном многими экономистами: количество людей, относимых к категории бедных, может возрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. Дело в том, что перераспределение доходов и, в частности, трансферт меняют экономическое поведение людей. Государство в силах изменить это, вводя новую систему налогообложения. Но никто не может с уверенностью сказать, что национальный доход потечет от богатых к наиболее бедным.

Американский экономист Л.Оукен, назвал проблему соотношения социальной справедливости и экономической эффективности«дырявым ведром» социальной помощи. Утечки связаны с дорогостоящей, зачастую неповоротливой, бюрократической системой управленческого аппарата. Следовательно, часть пособий уходит в распоряжение высокооплачиваемых администраторов, консультантов и сотрудников различных налоговых и социальных служб.

Если государство повышает предельную ставку налога, люди начинают вести себя так, чтобы законно или незаконно уклониться от уплаты налогов. И в результате государство может и вовсе не собрать нужных сумм для социальных программ. Целью трансферта становится сам трансферт. Это происходит потому, что люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки.
Определенная мера в перераспределении, выравнивании доходов, создании социальных гарантий и равных стартовых условий является абсолютно необходимым условием экономического развития современной технологической системы, базирующейся на все большем использовании квалифицированного и творческого труда.2.2 Проблема социальной защищенности населения


В силу несовершенства экономических законов производства, распределения обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства, а иногда и страдать: от нехватки и невозможности приобретения первоочередных предметов потребления при неисчерпаемых возможностях их производства, а иногда и наличия их перепроизводства; невозможности получения медицинской помощи при высоком уровне развития этой отрасли; от безработицы, нехватки жилья при наличии пустующих квартир и т.д. Решение этой проблемы в развитых капиталистических странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан. Другими словами, путем придания общественному производству большей социальной справедливости.

Социальная защищенность — это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита – это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод.

К субъектамсоциальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые правозащитниками. К объектам социальной защиты относится, во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития. Во-вторых, отдельные группы и слои населения. В-третьих, объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалида, неработающие пенсионеры, безработные, а, также женщины.

Государствоявляется главным субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Оно разрабатывает и принимает нормы социальной защиты. Например, правовые акты, регулирующие: трудовые соглашения, общественные отношения, связанные с распределением и использованием жилищного фонда, характер медицинского обслуживания и нормы пенсионного обеспечения. Особое значение имеет установление минимального уровня оплаты труда (МРОТ). В России сейчас он составляет 800 руб. Профсоюзы осуществляют деятельность по защите интересов трудящихся регламентируется международными конвенциями, национальными законами и трудовыми договорами (соглашениями) с предпринимателями. В сфере деятельности профсоюзов находится широкий круг проблем: это уровень и формы оплаты труда, продолжительность рабочего дня и ежегодные отпуска, медицинское страхование и социальное обеспечение и др. Союзы предпринимателей– этообъединения предпринимателей отдельных областей, городов, отраслей промышленности. Через свои союзы предприниматели добиваются установления выгодных им таможенных пошлин, транспортных тарифов, заработных плат для рабочих.

Для экономической науки представляет интерес характер взаимодействия субъектов социальной зашиты. Его можно представить в виде треугольника: государство – профсоюзы – союзы предпринимателей – государство. В этом треугольнике ведущая роль принадлежит государству, которое регулирует отношения между двумя другими сторонами. Профсоюзы и предприниматели же находятся в постоянной «оценке», в непрекращающемся конфликте. В настоящее время в развитых капиталистических странах эта борьба имеет позитивные результаты, о чем свидетельствуют успехи в социальном прогрессе и высокие стандарты социальной защиты трудящихся. В России этот процесс еще только зарождается.

Повышение эффективности социальной защиты трудящихся предполагает анализ источников социальной незащищенности. Источники незащищенности — это факторы, которые в данный момент оказывают понижающее влияние на уровень жизни людей. Их можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на защищенность трудящихся — снижают ее в той или иной мере. Это безработица, инфляция, милитаризация экономики, военные конфликты, экологические проблемы. Вторая группа включает такие источники, которые только при ухудшении их динамики становятся источниками незащищенности. К ним следует отнести: несправедливое распределение доходов, снижение уровня личного потребления; сокращение объема и снижение качества медицинских услуг, ухудшение социального обеспечения и социальной помощи; обострение жилищной проблемы.

Ключевым аспектом социально-экономической защищенности населения является защищенность в сфере труда. Для подавляющего большинства населения именно сфера труда является основным источником дохода и одновременно важнейшим полем личностной самореализации. Положение в этой сфере определяет социальный статус человека, его самооценку и общую удовлетворенность жизнью. Рост неустойчивости положения работников негативно сказывается на качестве человеческого потенциала и возможностях его реализации.

Защищенность в сфере труда является интегральной категорией, включающей ряд аспектов. К ним относятся гарантии сохранения занимаемого рабочего места и возможности альтернативной занятости в случае его потери.

По данным на 2004 г., наиболее защищенными от угрозы потери работы чувствуют себя работники государственного сектора (48%). Около 60% занятых убеждены, что смогут найти рабочее место по своей специальности, равноценное как по уровню оплаты, так и по условиям труда [4, с.323-328].

Защищенность в процессе работы распадается на значительное число составляющих, ключевыми из которых являются защищенность трудового дохода, социальные гарантии (продолжительность рабочего времени, оплата отпуска, сверхурочных работ, больничных листов и т.д.), безопасность условий труда, возможности самореализации и служебного продвижения. Субъективную оценку степени защищенности дохода характеризует удовлетворенность работников размером заработка. Оценка удовлетворенности оплатой труда по категориям работников в 2004 г. наглядно иллюстрируется Рис.3 (см. Приложение Таблица 6 и Рис.3 [4, с.330]). Из таблицы 6 и Рис.3 видно, что наиболее удовлетворены своей оплатой труда администрация (30%), и наименее – неквалифицированные работники (42,5%).

По мнению И.Соболевой, в теоретических исследованиях последних лет защищенность в социально-трудовой сфере трактуется как дефицитный ресурс, который распределен неравномерно. Уровень защищенности конкретного работника зависит от внутренних и внешних факторов. К числу первых относятся демографические характеристики, уровень образования, состояние здоровья, к числу вторых – тип рабочего места, тип контракта, сектор экономики, регион.

В условиях цивилизованного конкурентного рынка труда попадание в более или менее благоприятный сегмент в большей мере зависит от внутренних характеристик претендента на рабочее место. Это показывает таблица 7 и Рис.4, отражающие удовлетворенность заработной платой работников, в зависимости от уровня их образования (см. Приложение Таблица 7 и Рис.4 [4, с.337]). Заметно, что наиболее удовлетворены своим уровнем заработной платы люди, имеющие высшее образование (40%), а наименее – люди с незаконченным высшим и неполным средним (по 6%).

Хорошо оплачиваемые рабочие места одновременно гарантируют высокий уровень защищенности, создают условия для развития работников и усиливают их конкурентоспособность, плохо оплачиваемые – ведут к деградации рабочей силы и способствуют закреплению работников в низшем сегменте рынка. Расширение периферийных слоев рабочей силы, занятых на плохих рабочих местах, усиливает неоднородность социальной защищенности в сфере труда, подрывает возможности сбалансированного развития человеческого потенциала страны.
2.3 Социальная политика государства
Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

По мнению И.Соболевой, рост динамизма общественной жизни и экономического развития, бурное развитие процессов глобализации повлекло за собой снижение стабильности, угрозу устоявшемуся порядку вещей и, следовательно, ослабление социально-экономической незащищенности населения [12, с.328]. Социальная защита граждан осуществляется с помощью социальной политики государства.

Социальная защита граждан осуществляется с помощью социальной политики государства. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Составной частью социальной политики являетсягосударственная политика доходов, которая заключается в перераспределении их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат. Кроме того, законодательным путем устанавливаются минимальные ставки оплат труда, осуществляется государственное пенсионное обеспечение и различные виды социального страхования, производится индексация доходов, поддерживаются бедные слои населения.

Факторы, определяющие политику доходов:

1. В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходов т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня. Индексация осуществляется путем регулирования номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Значительная часть общественных ресурсов (и государственных расходов) вкладывается в человеческий капитал, т.е. направляется в сферу образования, здравоохранения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Все развитые страны поддерживают высокий уровень расходов на эти цели.

2. Социальные трансферты. Они позволяют смягчить социальное неравенство, порождаемое рыночным характером распределения доходов, а также различными превратностями человеческой жизни, включая болезни, потерю работы, старость и другие риски, лишающие человека возможности получать хотя бы минимальный трудовой доход. Эти средства покрывают расходы на социальное обеспечение, помощь безработным, пенсии, здравоохранение и т.п. Для улучшения условий жизни беднейших граждан государство обычно оказывает им помощь через социальные программы.

Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования. Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства.

Другая часть государственнойпрограммы социального обеспечения составляет общественное вспомоществование. Оно финансируется из налоговых поступлений государства и направлено на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Общественное вспомоществование может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).

Расходы на выплату пособий и социальной помощи в России увеличиваются. Так в 2000 г. они составляли 41031 млн. рублей, в 2001 г. – 55011 млн. рублей, в 2002 г. – 77744 млн. рублей, в 2003 г. – 98309 млн. рублей, в 2004 г. – 128429 млн. рублей, в 2005 г. – 140869 млн. рублей (см. Приложение Таблица 8 [17;18]). Наибольшая доля в них принадлежит пособиям по временной нетрудоспособности (в 2000 г. эта доля была 15034 млн. рублей, что составляло 36,7% от общей суммы расходов на выплату пособий и социальной помощи, в 2001 г. – 35,7%, в 2002 г. – 42,8%, в 2003 г. – 49,3%, в 2004 г. – 48,8%, в 2005 г. – 49,9%) и семейные и материнские пособия (в 2000 они составляли 35,3% от общей суммы расходов на выплату пособий и социальной помощи, в 2001 г. – 37,7%, в 2002 г. – 33,8%, в 2003 г. – 34,9%, в 2004 г. – 33,8%, в 2005 г. – 32,4%) (см. Приложение Таблица 9 [17;18]). Также большую долю занимают пособия и материальная помощь безработным. Хотя расходы на выплату пособий и социальную помощь значительно увеличиваются с каждым годом, они не являются высокоэффективными, поскольку дифференциация доходов и соответственно количество населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума остается практически неизменной и снижается очень низкими темпами (как мы уже выяснили в первой главе).

3. Прогрессивное налогообложение. В России налоговая политика пока не помогает выравниванию доходов. Большим достижением наше правительство считало и, видимо, продолжает считать введение плоской шкалы подоходного налога в размере 13%. В то время как в зарубежных странах он составляет 30-60%. Подоходный налог с населения (важнейший источник доходов государства) дает до четверти всех поступлений. У нас же подавляющая часть населения еще очень бедна, а преуспевающее меньшинство только начинает привыкать платить налоги. Поэтому для нашей страны необходимо изменение налоговой системы в сторону ее большей адекватности рыночным отношениям и ориентации на экономический рост. Однако не менее важно позаботиться о повышении благосостояния широких слоев населения. Глубокая его дифференциация по уровню доходов вряд ли оправдывает дальнейшее существование прежней системы индивидуального налогообложения: представляется необходимым проведение более гибкой налоговой политики [4, с.62-63]. Большое влияние здесь играет скрытие дохода и неуплата налогов.

4. Государственное вмешательство в процесс ценообразования на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен или их фиксирование представляет собой средство административного регулирования экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики не является достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочном периодах.

Итак, факторы, определяющие политику доходов, являются одновременно и важнейшими инструментами государственного воздействия на неравенство в распределении доходов.

Проводимая ныне социальная политика характеризуется спонтанностью и зачастую бессистемностью. Ее суть сводится к попыткам нейтрализации уже возникшей социальной напряженности. Принимаемые правительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Исправление сложившегося положения требует ряда мер. Во-первых, федеральная социальная политика должна формироваться исходя из социально-экономической целесообразности, а не политических амбиций. Во-вторых, успешное решение стоящих перед обществом социальных проблем возможно лишь при четком разграничении управленческой деятельности. В-третьих, задачей управления социальным развитием является конкретизация генеральных целевых установок с учетом сложившейся системы государственного управления, местного самоуправления, а также социально-экономических условий и ограничений различного характера.

В настоящее время в условиях экономических, структурных, социальных (отчасти психологических) экологических кризисных явлений эти задачи могут быть сгруппированы следующим образом:

-                     активная политика по повышению уровня жизни, социальной поддержки населения, созданию условий для реализации его возможностей самостоятельно обеспечить свое благосостояние.

-                     формирование эффективного рынка труда и продуктивной занятости населения: высокопроизводительных рабочих мест, профессионально подготовленных работников и их высоких доходов.

-                     действенные меры на рынке труда по оптимизации структуры занятости и сокращению безработицы.

-                     формирование механизма социальной защиты социально неблагополучных и социально уязвимых категорий населения, социального обеспечения нетрудоспособного населения.

-                     разработка эффективной системы защиты гражданских прав личности и обеспечения безопасности.

-                     институциональные преобразования с целью расширения возможностей получения соответствующих услуг населением, повышения качества обслуживания, обеспечение доступности для каждого минимального набора бесплатных услуг образования, здравоохранения и т. п. [7, с.12].

Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:

1.      Стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

2.      Погашение задолженности работникам по заработной плате;

3.      Расширение источников финансирования социальных услуг;

4.      Внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

5.      Введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.




Заключение
Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. В целом общепринятым является мнение, что целесообразно проведение политики доходов из сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан.

По данным таких показателей как коэффициент фондов, коэффициент Джини, по графику кривой Лоренца видно, что в последние годы дифференциация населения по доходам растет. Разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными россиянами постоянно увеличивается. Доходы наиболее обеспеченных граждан растут опережающими темпами по сравнению с ростом доходов самых бедных слоев. Численность бедных в абсолютном выражении (количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума) становится меньше, но сама бедность углубляется. Среди бедных становится все больше молодых людей – людей с наиболее высокими социальными ожиданиями. Доходы населения незначительно растут, но в геометрической прогрессии возрастает и прожиточный минимум. Растет межрегиональная и межотраслевая дифференциация.

Возрастает социальная незащищенность населения. Главными задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных.

Главной проблемой в условиях острой необходимости социальной поддержки граждан Российской Федерации является недостаточность финансирования трансфертных программ. Это зависит в большей степени, от того, что большинство населения скрывает свои истинные доходы и не платит налоги. Вследствие чего налоговая система также нуждается в реформации. Заслуживают внимания предложения по усилению контроля за их целевым и рациональным использованием. Немаловажно совершенствование финансовых отношений федерального, регионального и местного уровня управления, следуя принципам сохранения целостности и самостоятельности отдельного региона.

Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.

По некоторым прогнозам, если к 2007-2009 гг. не произойдет качественных скачков, прежде всего в области увеличения зарплат государственным служащим и принятие ряда целевых федеральных программ развития (прежде всего социальной сферы) Россия может столкнуться на исходе десятилетия с масштабнейшими социально-экономическими катастрофами, ряд из которых может иметь необратимые последствия.

Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.



    продолжение
--PAGE_BREAK--Список использованной литературы



1.                 БатуринИ.В. Гипотеза о законе распределения высоких доходов. // Экономическая наука современной России. – 2005. — №4.

2.                 Бобков В. Российская бедность: измерение и пути преодоления. // Общество и экономика. – 2005. — №3.

3.                 Буздалов И. Бедность закономерна при нынешней социальной структуре российского общества. // Общество и экономика. – 2005. — №3.

4.                 Журавлева Т.А., Рудакова О.В. Распределение денежных доходов россиян: прошлое, настоящее, будущее. // Финансы и кредит. – 2004. — №27.

5.                 Качалов И. Существует ли средний класс в России? // Практический маркетинг. – 2003. — №71(1).

6.                 Медведев В. Уроки социальной политики (из исторического опыта). // Общество и экономика. – 2004. — №5-6.

7.                 Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов. // Общество и экономика. – 2005. — №5.

8.                 Мицек С.А. Производственная функция, распределение доходов и экономический рост в Российской Федерации. // Финансы и кредит. – 2005. — №29.

9.                 Николаев И., Марушкина Е. Бедность в России: экономический анализ. // Общество и экономика. – 2005. — №7-8.

10.             Осадчая И. Экономический рост и распределение доходов: прямая и обратная связь. // Человек и труд. – 2005. — №6.

11.             Петросян Д. О социальной справедливости в экономических отношениях. // Общество и экономика. – 2005. — №9.

12.             Соболева И. Социальная защищенность работников на российском рынке труда. // Общество и экономика. – 2004. — №7-8.

13.             Типугин И. Образование, наука и ключевые вызовы современности. // Консультант директора. – 2004. — №24.

14.             Шевяков А. Социальное неравенство, бедность и экономический рост. // Общество и экономика. –2005. — №3.

15.             Шмелев Н.П. Ключевые проблемы современной социально-экономической политики. // Проблемы прогнозирования. – 2004. — №3.

16.             Характеристика макроэкономических пропорций России на основании интегрированных таблиц национальных счетов. // Вопросы статистики. – 2001. — №3.

17.             Российский статистический ежегодник. 2004: Стат.сб. / Росстат. –М., 2004. – 725 с.

18.             www.infostat.ru

19.             www.financpress.ru

20.             www.gks.ru




ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1 Состав денежных доходов населения России в 2000-2005 гг., в % к итогу

Денежные доходы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Доходы от предпринимательской деятельности

8,3

9,5

10,3

11,1

11,9

12,0

Оплата труда

68,7

67,9

66,5

66,1

65,8

63,9

Социальные выплаты

14,3

14,5

15,5

14,8

15,2

14,1

Доходы от собственности

5,9

6,5

5,7

6,4

5,2

7,8

Другие доходы

2,8

1,6

2

1,6

1,9

2,2



Таблица 2 Распределение населения России по величине среднедушевых доходов в 2000-2005 гг., в % к итогу

Все население, в т.ч. со среднедушевыми денежными доходами, руб. в месяц

2000

2001

2002

2003

2004

2005

до 1000,0

20,4

11,3

9,5

7,6

6,6

3,4

1000,1 – 1500,0

19,8

12,4

11,5

10,9

10,4

6,6

1500,1 – 2000,0

16,3

14,9

13,4

12,6

11,7

8,6

2000,1 – 3000,0

20,6

30,5

26,7

23,1

20,9

17,9

3000,1 – 4000,0

10,5

11,1

15,6

15,4

15,2

15,2

4000,1 – 5000,0

5,4

8,8

9,1

9,6

10,5

11,8

5000,1 – 7000,0

4,5

4,6

6,4

10,5

12,0

15,3

свыше 7000,0

2,5

6,4

7,8

10,3

12,7

21,2



Таблица 3 Распределение общего объема денежных доходов населения России в 2000-2005 гг., в % к итогу

Денежных доходов – всего %, в т.ч. по 20-% группам населения:

2000

2001

2002

2003

2004

2005

первая (с наименьшим доходом)

10,0

12,2

7,2

6,3

5,6

5,6

вторая

20,4

20,6

19,8

14,5

10,4

10,3

третья

14,8

15,1

15,4

15,1

15,4

15,3

четвертая

18,1

16,5

18,9

21,3

22,8

22,7

пятая (с наибольшим доходом)

36,7

35,6

38,7

42,8

45,8

46,1

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах

14,1

13,9

14,0

14,2

14,0

14,3

Коэффициент Джини

0,375

0,400

0,385

0,398

0,398

0,400

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.