--PAGE_BREAK--1.3 Методика анализа эффективности производственной программы
После достижения баланса между производственной мощностью и проектом программы дается экономическая оценка проекта плана производства. Известно, что с изменением объема производства и реализации продукции изменяются совокупные издержки предприятия, доход и прибыль. При небольших объемах выпуска издержки превышают величину дохода и предприятие, как правило, несет убытки. По мере увеличения объемов производства рост совокупных издержек начинает отставать от роста совокупного дохода и разность между доходом и издержками (прибыль) становится положительной величиной. Затем тенденция изменяется: рост издержек начинает опережать рост совокупного дохода.
Нулевое значение прибыли достигается при двух объемах производства, в которых совокупные издержки и совокупный доход от реализации продукции равны. Эти объемы производства называютсякритическими. Любой объем выпуска продукции, находящийся между ними, позволяет предприятию получать прибыль от реализации продукции, а находящийся за их пределами — приносит убытки. В практике планирования эти объемы производства получили название «точек безубыточности».
В процессе обоснования производственной программы, необходимо проверить, находится ли планируемый объем производства в пределах точек безубыточности. Для этого делается укрупненный расчет постоянных и переменных издержек, совокупного дохода от реализации продукции и прибыли для различных объемов производства, и по ним рассчитываются критические объемы, с которыми сравнивается планируемый объем производства.
Наиболее распространенным методом экономического обоснования мощности является анализ критической точки.
Анализ критической точки предназначен для обоснования мощности путем отбора и идентификации объема выпуска с наименьшими затратами. Целью анализа является нахождение точки (в денежных единицах или единицах продукции), в которой затраты равны доходу; эта точка является критической точкой(точкой безубыточности). Анализ критической точки требует оценки постоянных затрат и дохода. Постоянные затраты — этозатраты, которые существуют даже если ничего не производится. Переменные затраты — это затраты, которые варьируются с изменением объема производства. Главная компонента в переменных затратах- это затраты труда или материалов.
Важным элементом анализа критической точки является функция дохода. Когда функция дохода пересекает линию общих затрат, это и есть критическая точка, от которой область прибыли лежит вправо, а область убытков влево.
Эффективность принимаемого плана оценивается также путем определения фондоотдачи (отношение стоимости товарной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоемкости (обратный показатель фондоотдачи), рентабельности (отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств), капитальных удельных вложений на один рубль прироста продукции.
Кроме того, рассчитывается относительная экономия основных фондов (Эоф) по формуле
Эоф=ОПФп-ОПФо*Jпт(1.9.)
где ОПФп, ОПФо— среднегодовая стоимость основных производственных фондов соответственно в отчетном (предплановом) и плановом году;
Jпт— индекс роста объема товарной продукции в плановом году.
На изменение уровняфондоотдачи оказывает влияние ряд факторов. Анализу подвергаются наиболее важные из них: изменение фондоотдачи активной части фондов; изменение доли активной части фондов в общей их сумме. Общая величина изменения фондоотдачи (∆ФО) за счет указанных факторов определяется по формуле
∆ФО=∆ФОуд+∆ФОакт(1.10.)
где ∆ФОуд — изменение фондоотдачи за счет изменения удельного веса активной части основных производственных фондов планового периода по сравнению с отчетным, руб;
∆ФОакт — изменение фондоотдачи активной части, руб.
∆ФОуд=(Уап-Уао).ФОАО (1.11.)
где Уа, Уа-удельный вес (коэффициент) активной части фондов соответственно в отчетном и плановом периодах;
Ф0а -фондоотдача активной части основных производственных фондов в отчетном периоде, руб.
∆ФОакт=(ФОап-ФОао)Уап (1.12.)
где ФОа -фондоотдача активной части основных производственных фондов в плановом периоде, руб.; Уап — удельный вес (коэффициент) активной части основных производственных фондов в плановом периоде.
Чтобы рассчитать, как повлияло изменение фондоотдачи на увеличение выпуска продукции, необходимо изменение фондоотдачи ОПФ за счет каждого фактора умножить на фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов.
С целью более глубокой оценки производственной программы может анализироваться изменение фондоотдачи активной части фондов в зависимости от следующих факторов: изменения структуры оборудования; изменения времени работы оборудования; изменения производительности и интенсивности работы оборудования в планируемом периоде.
Эффективность производственной программы характеризуют рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность капитала.
Рентабелъностъ продукции(Ри) (окупаемость издержек) рассчитывается путем отношения валовой (Пв) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или товарной продукции (С):
Ри= Пв∕ С (1.13.)
Рентабелъностъ продажрассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки (Вр):
Рп= Пв∕ В (1.14.)
Рентабелъностъ (доходность) капиталаисчисляется отношением прибыли к среднегодовой стоимости основного и оборотного производственного капитала
Уровень рентабельности производственной деятельностизависит от трех основных факторов:
·изменения структуры производственной программы планового года по сравнению с отчетным;
·изменения себестоимости;
·цен реализации.
В процессе анализа необходимо выявить влияние на уровень рентабельности перечисленных факторов.
После всестороннего анализа проект производственной программы утверждается и доводится до структурных подразделений предприятия. Структурные подразделения на основе производственной программы предприятия разрабатывают планы производства цехов, корпусов, участков и других подразделений, после чего оценивают свою готовность к выполнению производственной программы. С этой целью по каждому рабочему месту проводится расчет загрузки оборудования.
Утвержденный вариант производственной программы оформляется по форме таблиц Предметом планирования выполнения производственной программы является метод изготовления и тип производства. Основная задача данного этапа состоит в том, чтобы задание производственной программы предприятия довести до всех структурных подразделений ( цехов, участков, рабочих мест) и организовать их выполнение. Эта задача решается средствами оперативного- календарного планирования, которое является неотъемлемой частью тактического планирования предприятия.
После экономической оценки проекта плана производства производится анализ производственной мощности предприятия.Мощность- это максимально возможный выход системы за определенный период. Производственная мощность определяет норму выхода производства, такую как максимально возможный объем выпуска продукции определенного наименования (номенклатуры) за календарный период (неделю, месяц или год). Производственная мощность как возможность производить определенную продукцию предполагает наличие на предприятии или в его подразделении соответствующих производственных ресурсов: оборудования, площадей, персонала, материалов и т.д. Именно имеющийся на предприятии или в подразделении набор ресурсов данного состава и объема, определенным образом взаимосвязанных в пространстве и времени, определяет возможность выпуска конкретной продукции в установленном объеме.
В рыночной экономике основным ограничением планируемых объемов производства товаров и услуг служит редкость ресурсов. Вследствие большой редкости экономических ресурсов и предела, который они ставят перед всякой производственной деятельностью, объем производства на каждом предприятии ограничивается многочисленными факторами. Для всех видов выпускаемых продуктов и применяемых ресурсов существует кривая производственных возможностей.
Каждая из точек на этой кривой представляет максимальный объем производства двух продуктов. Чтобы осуществить наилучшие варианты производства двух товаров на предприятии, необходимо обеспечить полную занятость всех имеющихся ресурсов. Конкретным выражением производственных возможностей каждого предприятия служит его производственная мощность.
Под производственной мощностью предприятияпонимается максимально-возможный выпуск продукции за определенный период в определенных количественных соотношениях и номенклатуре и ассортименте, предусмотренном планом продаж, при плановом использовании производственного оборудования и площадей, с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства. Она характеризует максимально возможный годовой объем выпуска продукции, работ и услуг в запланированной номенклатуре при полном использовании всех имеющихся экономических ресурсов на основе прогрессивной технологии, передовых форм и методов организации труда и производства.
Производственная мощность определяет уровень производства продукции, товаров и услуг, степень сдерживания объема выпуска или верхний предел продаж продукции. В конечном итоге производственная мощность означает способность предприятия производить свою продукцию в течение заданного периода рабочего времени. Верхний ее предел обусловлен наличием производственных площадей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, материала и капитала. Производственная мощность может быть выражена в единицах продукции, массы товаров, линейных величинах, рублях, человеко- часах и других показателях.
Для управления мощностью в условиях колебаний спроса важно выделение в составе набора производственных ресурсов двух составляющих — постоянной и переменной. Постоянная составляющая — персонал и материалы. При изменении спроса возникает потребность в адекватном изменении объема выпуска, что требует изменения всех видов производственных ресурсов. Постоянная составляющая остается неизменной на протяжении длительного периода и не может быть увеличена в краткосрочный период, если часть ее не была заранее зарезервирована. В связи с этим управление производственной мощностью предполагает принятие как стратегических, так и тактических и оперативных решений.
Стратегические решения о производственной мощности связаны с планированием и обоснованием ее экономически целесообразного размера на долгосрочный период на основе прогноза максимального спроса. Такие решения принимаются, как правило, при строительстве новых, расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих цехов, производств, предприятий, их перепрофилировании и реорганизации. Решения такого рода носят долгосрочный характер, сопряженны со значительными единовременными затратами видов ресурсов и требуют привлечения крупных инвестиций. Принятые на этом этапе решения о размере производственной мощности уставливают верхний предел объема выпуска продукции и нижний предел текущих производственных издержек ( рентабельности производства).
Тактические решения связаны с планированием загрузки имеющихся (созданных ) производственных мощностей при удовлетворении спроса в среднесрочном и краткосрочном периоде, когда прогнозы текущего спроса более точны и имеются конкретные заказы потребителей. Такие решения принимаются при агрегатном планировании производственных потребностей ресурсов, составлении краткосрочных расписаний работ.
Оперативные решения связаны с учетом фактической загрузки и состояния отдельных элементов производственных мощностей, контролем их соответствия плановым значениям и регулированием путем перераспределения отдельных работ в режиме реального времени. Подобные решения составляют содержание производственного диспетчирования. В рамках производственного планирования решается задача полного удовлетворения запросов потребителей при эффективном использовании всех видов производственных ресурсов, что предполагает достижение баланса между степенью загрузки мощностей и степенью удовлетворения спроса. Поддержание объема выпуска продукции на постоянном уровне независимо от колебаний спроса возможно, если запасы, накапливаемые в периоды малого спроса, удается полностью реализовать в периоды высокого. Но накопление запасов, особенно в таких размерах, обычно экономически не целесообразно, в сервисе — вообще невозможно. Возникает необходимость в текущем регулировании выпуска в соответствии с колебаниями спроса, что возможно только в ограниченных пределах: путем приема временного персонала, использования сверхурочных работ, закупок, субконтрактов и других мер, доступных при агрегатном планировании производства.
Количество и состав производственного оборудования, площадей, штатного персонала, места географического размещения заводов, застройку их территорий, планировку цехов и расстановку оборудования достаточно сложно и экономически не целесообразно изменять часто и на короткое время, приспосабливаясь к текущему состоянию спроса. Поэтому реакция производства на частые и краткосрочные изменения спроса заключается прежде всего в соответствующем регулировании загрузки имеющихся мощностей. При этом неизбежны временные потери как от недогрузки мощностей, когда спрос ниже уровня мощности, когда спрос ниже уровня мощности, так и от упущенной выгоды, когда спрос выше уровня мощности. Общие потери можно минимизировать, определив соответствующий этому минимуму уровнь мощности.
Мощности определяются наличием производственных ресурсов, поэтому могли измеряться в единицах имеющегося оборудования, площадей рабочей силы, материалов. Но спрос обычно изменяется в единицах товаров (работ, услуг). Поэтому производственная мощность как максимально возможный объем производства в условиях его ориентации на спрос тоже должна измеряться в единицах товаров (работ, услуг).
При производстве товара одного наименования измерение мощности может быть прямым: это максимальное число единиц, которое может быть произведено предприятием или подразделением за определенный период. При производстве товаров многих наименований с использованием различных технологических процессов разной производительности измерение мощности в единицах товаров становится невозможным. В этих случаях универсальной единицой измерения мощности, применимой ко всем выпускаемым товарам и используемым процессам, служит рабочее время, затрачиваемое на производство продукции. Принято различать теоретическую, практическую, нормальную и другие виды производственная мощности.
Теоретическая производственная мощность представляет собой объем хозяйственных операций, который может быть достигнут в идеальных условиях работы с минимально возможными отрицательными результатами. Это максимально возможный выход продукции, называемой паспортной производственной мощностью предприятия.
Практическаяпроизводственная мощность определяет наивысший уровень производства, который достигается при сохранении приемлемой степени эффективности с учетом допустимых или неизбежных потерь рабочего времени, связанных с ремонтом оборудования и режимом работы предприятия.
Нормальная производственная мощность характеризует средний уровень хозяйственной деятельности, достаточный для удовлетворения спроса на производимые предприятием товары и услуги в течении ряда лет с учетом сезонных и циклических колебаний спроса, тенденций его роста или сокращения.
Плановая производственная мощность соответствует годовой нормальной производственной мощности предприятия.
Также различют проектируемую, ожидаемую и нормативную мощность. Проектируемая мощность — это максимум мощности, который может быть достигнут в идеальных условиях. В реальных условиях практически невозможно достигнуть 100% проектируемой мощности. Поэтому предприятия оперируют ожидаемой мощности, которая обычно составляет около 92% от проектируемой. Отношение ожидаемой мощности к проектируемой в процентах называют эффективностью мощности. Большинство предприятий в действительности оперируют мощностью еще в меньшем размере, чем ожидаемая, так как предпочитают иметь определенный резерв можности. Эта нормативная мощность, используемая в плановых расчетах. Для определения нормативной мощности применяется коэффициент использования мощности, представляющий собой отношение действительного выхода системы к ожидаемой мощности ( в процентах). Нормативная мощность определяется как произведение проектируемой мощности, эффективности и коэффициента использования мощности. Нормативная мощность не можеть быть выше проектируемой мощности, так как эффективности и коэффициент использования мощности не могут превышать единицу.
Расчет производственной мощности предприятия является важнейшим этапом обоснования производственной программы и его подразделений, а также для выявления резервов использования основных производственных фондов предприятия. На основе расчетов производственной мощности выявляются внутрихозяйственные резервы роста производства, устанавливаются объемы выпуска продукции и определяется потребность в увеличении производственных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции и расширения действующих и строительства новых мощностей.
При расчете мощности принимаются во внимание следующие факторы:
1 структура и величина основных производственных фондов;
2 качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа;
3 передовые технические нормы производительности оборудования, использование площадей, трудоемкости изделий, выход продукции из сырья;
4 прогрессивность применяемых технологических процессов;
5 мощности специализации;
6 режим работы предприятия,
7 уровень организации производства и труда;
8 фонд времени работы оборудования;
9 качество сырья и ритмичность поставок.
В условиях рынка руководство предприятий и фирм может устанавливать в процессе текущего планирования верхний пределпроизводственной мощности, принимая во внимание существующие технические, экономические и социальные факторы. Верхняя границапроизводственной мощности предприятия определяется на рынке внутренними, а не внешними факторами.
Основной задачей предприятий в современных условиях является подъем производства и насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией. Ее успешное осуществление предполагает не только полную экономическую свободу производителей и самостоятельность предприятий в планированиипроизводственно- финансовой деятельности, но и свободный доступ ко всем производственным ресурсам, а также соответствующий платежеспособный спрос, доступные цены и тарифы на товары, работы и услуги.
К важнейшим экономическим ресурсам, широко используемых в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг на предприятии всех форм собственности, относятся в первую очередь средства производства и предметы труда. Как известно, на предприятии величина этих производственных ресурсов ограничена множеством различных факторов и показателей. Следовательно, планирование производственной программы должно основываться на полном использовании всех видов ресурсов предприятия, главным из которых являются применяемые технологические машины и материалы. Полное использование технологического оборудования означает соответствие планируемой производственной программы предприятия или подразделения его производственной мощности.
Правильное планирование производственной мощности имеет важное значение не только в рациональном использовании ресурсов, но и в стабилизации производства и насыщении рынка необходимыми товарами. В рыночных условиях производственная мощность по своему существу определяет годовой объем предложения предприятия, учитывающий наличие и использование ресурсов, уровень и изменение действующих цен и другие факторы.
Производственная мощность и предложение характеризуют существующую на предприятии технологию и организацию производства, состав и квалификацию персонала, а также динамику их роста и перспективы развития. Являясь величиной динамичной, производственная мощность должна быть сбалансирована с производственной программой, или необходимо достижение равновесия между спросом и предложением на продукцию и услуги. Производственная мощность устанавливается на начало планового периода (входная) и на конец этого срока (выходная).
Входная мощность определяется с учетом имеющихся на начало года производственных фондов, рабочей силы и других ресурсов.
Выходная мощностьэто мощность на конец планового периода, рассчитываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощности в течение планового периода. Планирование выпуска осуществляется исходя из среднегодовой мощности ( Мс), рассчитываемой по формуле
Мс= Мн+ Му*(Ч1/ 12) + Мр*(Ч2/ 12)+М*( Ч3/ 12) — Мв*( 12-Ч4) / 12 (1.14.)
где Мн— производственная мощность на начало планируемого периода (года); Му— увеличение мощности за счет организационных мероприятий, не требующих капитальных вложений; Ч1; Ч2; Ч3; Ч4— соответственно число месяцев работы мощности, Мр— прирост мощности за счет технического перевооружения, расширения и реконструкции предприятия; Мун— увеличение(+), уменьшение (-) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции, поступлением промышленно-производственных фондов от других предприятий и передачи их другим организациям, включая лизинг; Мв— уменьшение мощности за счет ее выбытия вследствие ветхости.
В общем виде годовая величина производственной мощности предприятия или его подразделения определяетсяотношением соответствующего фонда времени работы оборудования к трудоемкости единицы продукции по формуле
Мп=Фэф/Тшт(1.15.)
где Мп— производственная мощность, шт./год; Фэф— эффективный фонд времени работы оборудования, мин; Тшт— трудоемкость еденицы работы или продукции, мин/шт.
Необходимо различать фактическую и проектную мощность. Их соответствие характеризуется степенью освоения.
Степень освоения проектных мощностейхарактеризуется следующими показателями:
·продолжительностью (сроком) освоения;
·уровнем освоения проектной мощности;
·коэффициентом (процентом) использования вводимых в действие мощностей;
·объектом производства продукции в период освоения;
·достижение проектных уровней себестоимости, производительности труда и рентабельности.
Под периодом (сроком) продолжительности освоенияпроектной мощности предприятия или его части (участка, цеха, агрегата) понимается время со дня подписания акта приемки в эксплуатацию до устойчивого выпуска продукции планируемым объектом. Объем производства продукции на объектах, находящихся в стадии освоения проектных мощностей, должен определяться с учетом этого показателя. При чем при его планирование не должно учитываться время, затраченное на подготовку производства к выпуску новой продукции на вводимом в действие объекте, проведение пусконаладочных работ и комплексного опломбирования оборудования. Уровень освоения — это устойчиво достигнутый на определенную дату процент (коэффициент) освоения проектной мощности. Он рассчитывается как отношение выпуска продукции в определенный период (час, сутки, месяц, год) к соответствующей (часовой, суточной, месячной, годовой) проектной мощности.
продолжение
--PAGE_BREAK--
2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ТИХИЙ ДОН»
2.1 Организационная характеристика ООО«Тихий Дон»
Супермаркет «Тихий Дон» действует на рынке как общество с ограниченной ответственностью, учрежденное несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенного учредительнными документами; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Адрес предприятия: г.Ростов-на- Дону, ул. Береговая, 10.
Фирменное наименование содержит наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».
Учредительными документами ООО «Тихий Дон» является учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав, который содержит:
·условия о размере уставного капитала;
·размер долей каждого из участников;
·размер, состав, срок и порядок внесения ими вкладов, ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов;
·состав и компетенции органов управления обществом и порядке принятии ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большиством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Уставной капитал ООО «Тихий Дон» составляется из стоимости вкладов его участников.
Высшим органом управления общества является общее собрание его участников.
Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников.
Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью и учредительными документами общества.
Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета, печать.
Супермаркет «Тихий Дон» имеет световую вывеску, на которой указаны его наименование, режим работы, адрес предприятия.
Девиз предприятия гласит — «Мы любим наш город».
Супермаркет «Тихий Дон» представляет следующие виды услуг:
·реализация продуктов питания и товаров различной необходимости;
·услуги по изготовлению продукции по заказам потребителей, в том числе в сложном исполнении, изготовление блюд на любой вкус;
·единая служба заказов и доставки (позвонив по телефону можно заказать необходимые продукты питания (в том числе различные шашлычные блюда по цене супермаркета, а водитель в одночасье совершенно бесплатно доставит заказ на дом или в офис)).
·интернет-магазин;
·предоставляет процентные скидки для покупателей (именные, накопительным взносом).
В супермаркете «Тихий Дон » открыт отдел кулинарии собственного производства — покупателям предлагаются различные блюда первоклассных поваров, блюда, приготовленные на гриле.
Ассортимент супермаркета состоит более чем из 35000 наименований, в котором представлены и эксклюзивные продукты питания стран, славящихся бережно передающими из поколения в поколение традициями, концептуально предлагающих самых изестных видов и марок продукции.
Ассортимент товаров постоянно расширяется, ведется работа по расширению ассортимента в соответствие со спросом покупателей.
ООО «Тихий Дон» от своего имени заключает договора, приобретает права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде.
ООО «Тихий Дон» имеет право:
1. приобретать и арендовывать основные и оборотные средства; осуществлять материально-техническое обеспечение; оcуществлять все виды коммерческих сделок; планировать свою деятельность;
2. использовать чистую прибыль; определять и использовать фонд оплаты труда; определять штатное расписание;
3. устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, и сокращенный рабочий день и иные социальные льготы.
ООО «Тихий Дон»обязан:
1. нести ответственность в соответствие с законом Российской Федерации за нарушение законодательства и иных правил хозяйствования;
2. обеспечить своим работникам безопасные условия труда;
3. осуществлять оперативный, бухгалтерский учет, вести статистическую отчетность.
Сегодня супермаркет «Тихий Дон» представляет собой уникальный торговый комплекс-на площади торгового зала свыше 1500 квадратных метров, где работает банкомат, пункт обмена валют, существует гибкая система скидок, работает кафе-бар, бесплатная и удобная парковка.
Организация труда на предприятии направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий.
Численность работников составляет 100 человек, в том числе 5 человек – управленческий персонал.
Структура организации ООО«Тихий Дон» является линейно – функциональной, построенной по региональному принципу (логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.)
Выбор данной функциональной структуры обусловлен четким разделением всех полномочий на предприятии. Такая структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей, упрощает связь организации с клиентами, а также связь между членами организации. Она позволяет устранить в значительной мере недочеты как линейного так и функционального управления. На предприятии структура упрвления построена по принципу «каждый работник -это личность». Здесь нет знакомых и друзей, каждый приходит в организацию на общих основаниях и обусловлен личными качествами сотрудников. Только благодаря этому обеспечивается рационнальность и непременно качество работы каждого сотрудника. То, наверное, к чему стремится каждый руководитель в ожидании наилучшего функционирования предприятия. Как и в любой организации, присутствуют определенная бюрократизация управления, характеризующая способ функционирования аппарата, обусловленный личными качествами сотрудников, и особенностями положения в нем. В нашей организации действуют принципы, обеспечивающие рациональность бюрократии и смягчающие ей отрицательные черты.
Рассмотрим распределение линейных полномочий в супермаркете «Тихий Дон».
Управление предприятием осуществляет генеральный директор , который руководит планово-экономической работой, который осуществляет непосредственный контроль за деятельность предприятия, которому непосредственно подчиняются бухгалтера, товароведы, производственный персонал и разнорабочие.
Коммерческий директор наделен полномочиями установления связей с различными точками закупки, для того чтобы расширить ассортимент продукции для увеличения прибыли организации, представляет интересы перед генеральным директором, контролирует деятельность товароведов (контроль за закупкой товаров).
Начальник отдела кадров — занимается подбором кадров и организует повышение их квалификаций.
Главный бухгалтер занимаетя учетом и отчетностью товарно-материальных ценностей, проверкой товарных отчетов, расчетами с поставщиками, принимает от материально-ответственных лиц денежные отчеты, проверяет, обрабатывает их, учитывает денежные средства, а также выполняет другие бухгалтерские операции.
Бухгалтерский аппарат принимает от материально-ответственных лиц денежные отчеты, проверяет, обрабатывает их, учитывает денежные средства, а также выполняет другие бухгалтерские операции
Товароведы выполняют основные фунуции изучения спроса населения на товары, контроль за состоянием товарных запасов осуществляют контроль за наличием продукции в продаже, выкладкой товара, составления заявок.
Администраторыследят за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимают решения по претензиям покупателей.
Менеджеры по приему товаров— осуществляют приемку товаров по количеству и качеству, обеспечивают сохранность материальных ценностей, выполняют другие функции, связанные с работой отделов.
Менеджеры товарной группы организуют работу своих отделов, следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров.
Продавцы -консультанты -в их обязанности входят подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей.
Кассиры- контролеры — готовят рабочее место к выполнению расчетных операций (проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показанмя счетчиков, получает разменную монету), выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки.
Вспомогательный персонал -обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (уборщицы), фасовщицы, электромонтеры, техники.
Таким образом, для успешной деятельности организации должна быть четкая организация в ней взаимодействии и распределение полномочий.
2.2 Анализ динамики основных технико-экономических показателей
На основе данных таблицы 2.1. можно сделать следующие выводы, что в деятельности предприятия ООО «Тихий Дон» наблюдается снижение объема продукции в сопастовимых оптовых ценах на 430 тысяч рублей, но наблюдается повышение объема реализации продукции в ценах прошлого года на 12010 тысяч рублей что говорит о спросе на изготавливаемую продукцию и о эффективности работы предприятия.
Таблица 2.1. Объем выпущенной и реализованной продукции в сравнении с прошлым годом и планом (тысяч рублей)
Показатели
По отчету за предыдущий год
По плану за отчетный год
По отчету за отчетный год
Отклонение от прошлого года
Отклонение от прошлого года (%)
Отклонение от плана
Отклонение от плана (%)
1
2
3
4
5
6
7
8
Объем продукции в сопоставимых оптовых ценах
41028
40512
40598
-430
-26
-26
99
Объем реализации продукции в ценах прошлого года
31702
х
43712
12010
137.8
х
х
Таблица 2.2. Выполнение плана выпуска продукции по ассортименту (тысяч рублей)
Наименование изделий
План
Отчет
Выполнение по плану по объему
Факт в счет плана
Выполнение плана по ассор тименту, %
А
1
2
3
4
5
Салат «Сельдь под шубой»
6165,6
6252
101,4
6252
101,4
Салат «Мимоза
976.8
986,4
103,9
8863,2
100,9
Салат „Пикантный“
8863,2
9208,8
103,9
3676,8
103,9
Салат „Оливье“
3676,8
3681,6
100,1
2768,4
100,1
Салат „Вдохновение“
2768.4
2800,6
100,1
2800,6
101,2
Мясо „по-французски“
5395,2
5445,6
100,9
5395,2
100,9
Итого
27846
28375
100,9
-
101,9
Из исходных данных таблицы видно, что в целом наблюдается перевыполнение плана выпуска продукции по ассортименту, хотя и незначительно — в среднем на 1,5%. Этот результат достигнут за счет сверхпланового выпуска блюд салат „Сельдь под шубой“, салат „Пикантный“. Их произведено выше нормы на 5,3 %.
Таблица 2.3. Выполнение плана производства (тысяч рублей)
Год
План
Факт
В % к плану
Отклонение от плана
1
2
3
4
5
2006
19800
20000
101
+200
2007
22400
22400
100
-
2008
22800
22900
100,4
+100
Как видно из таблицы план производства продукции выполняется. В 2006 и 2008 годах даже наблюдается перевыполнение плана на 200 и 100 тысяч рублей соответственно, что свидетельствует о эффективности работы предприятия ООО „Тихий Дон“.
Таблица 2.4. Динамика объема производства (тысяч рублей)
Год
Объема производства
Абсолютный прирост
Темп роста базисный
Темп роста цепной
1
2
3
4
5
2006
19800
100
100
2007
27846
+8046
140
140
2008
28375
+526
101,9
98.1
Как видно из таблицы динамика объема производства продукции в течении 3 лет, то возростала, то падала. В 2006 году объем производства составил 19800 тыс. руб., а в 2007 году произошло повышение объема производства на 8046 тыс.руб. (40%), что составило 27846 тыс. рублей. В 2008 году объем производства увеличился всего на 526 тыс. рублей по сравнению с 2006 годом и составил 28375 тыс. рублей.
Таблица 2.4. Динамика объема реализации (тысяч рублей)
Год
Объема производства
Абсолютный прирост
Темп роста базисный
Темп роста цепной
1
2
3
4
5
2005
18950
100
100
2006
27846
+8896
146
146
2007
28375
+526
101,9
98.1
Как видно из таблицы динамика объема реализации продукции в течении 3 лет то возростала, то падала. В 2005 году объем реализации составил 18950 тыс. руб., а в 2006году произошло повышение объема реализации на 8896 тыс.руб. (46%), что составило 27846 тыс. рублей. В 2007 году объем реализации увеличился по сравнению с 2006 годом на 526 тыс. рублей и составил 28375 тыс. рублей. Рассчитаем темпы роста и среднегодовой темп прироста объема производства и реализации продукции. Среднегодовой темп роста рассчитаем по среднегеометрической
Т пр вп= 101,9 — 100=1,9%, Т пр рп =102,7-100= 2,7%
Таким образом, среднегодовой темп прироста объема производства продукции равен 1,9%, а реализации продукции — 2,7%. Если сопоставить объем реализации и объем выпуска продукции видно, что при увеличении объема выпуска есть реальная возможность увеличить объем реализации. Отрицательное влияние на объем продаж могло оказать увеличение готовой продукции на складах.
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 2.5. Розничный товарооборот (тысяч рублей)
Показатели
Прошлый год
Отчетный год (план)
Отчетный год (факт)
отклонение от плана
Отклонение от прошлого года
Товарооборот, тыс.руб
50000
54000
56850
+2850
6850
Среднегодовая стоимость основных фондов
17587
17300
17102
-198
-485
Площадь, м2
15000
1500
1500
-
-
Численность, чел.
99
100
100
-
-
Прибыль
22000
26800
25000
-1800
+3000
Фондоотдача, тыс.руб.
2,8
3,1
3,3
+0,2
+0,4
Фондоемкость, тыс. руб.
0,3
0,3
0,3
-
-
Рентабельность
125,1
154,9
146.1
-8,8
+21
Основные фонды на 1 м2. руб.
177,6
173
171
-2
-6,6
Основные фонды на 1 чел. руб.
11,7
11,5
11,4
-0,01
-0,02
Из таблицы видно, что в целом товарооборот по магазину по сравнению с прошлым годом увеличился на 13,3% за счет снижения стоимости основных фондов на 198 тысяч рублей.
Таблица 2.5. Состав и структура имущества предприятия (тысяч рублей)
Виды активов
На начало года, тыс. руб.
На конец года, тыс. руб.
Отклонение,
тыс. руб
Отклонение (%)
Имущество в распоряжении предприятия в том числе:
26210
31976,4
5611.6
122
Основные средства и прочие внеоборотные активы
19531
16738
-2793
85,7
В % к имуществу
74.5
52,6
-21,9
70,6
Оборотные средства
35209
50272,4
15063,4
142,7
В % к имуществу
134,3
157,9
23,6
117,6
Запасы и затраты
13365
23754,4
10389,4
177,7
В % к оборотным
20.3
26.9
6.6
132.5
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения
х
38,4
38,4
х
В % к оборотным
х
0.07
0,07
x
Реальные активы
17587,2
17102,4
-484,8
97.2
В % к имуществу
67.1
53.7
-13.4
80.02
Исходя из данных таблицы 2.5., видим, что в отчётном году за счёт технического перевооружения и совершенствования технологического процесса производственные мощности предприятия возросли на 221913 изделий или на 142 %. Это связано, прежде всего, с увеличением использования площадей оборудования, с хорошей организацией рабочего процесса.
Таблица 2.6. Анализ состава и динамики балансовой прибыли
Наименование показателей
№ стр.
Единица измерения
За преды-дущий год
За отчет-ный год
Отклонение сумма,
тыс.руб.
Отклонение в % к предыдущему году
Отклонение в % к балансовой прибыли
Прибыль от реализации продукции
1
тыс. руб.
8800
9460
660
107,5
53,3
Результат от прочей реализации
2
тыс. руб.
535,2
799,2
264
149,3
45
Доходы от внереализационных операций
3
тыс. руб.
1291,2
1460
-168
113
0,82
Расходы от внереализационных операций
4
тыс. руб.
124,8
124,8
-
-
-
Балансовая прибыль
5
тыс. руб.
9589,2
17752
8362,8
185,1
-
Прибыль от реализации продукции по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 53,3 %, от прочей реализации также увеличилась на 45 %. Она определяет сумму доходов от внереализационных операций, от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, осуществлением хозяйственных операций, являющихся доходами от обычных видов деятельности уровне.
На материально-техническую базу предприятия влияет площадь предприятия и рациональность её использования. Необходимо рассчитать использование площади. Площадь предприятия составляет 1500 квадратных метров, численность работников 100 человек.
Расчет использования площади предприятия произведем по следующей формуле
Использование площади=Оф/S (2.1.)
где Оф- среднегодовая стоимость фондов предприятия,
S- площадь предприятия
Использование площади=16738/1500=11,1
2.3 Анализ производственной программы
Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям продаж. Она обуславливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом. Главной задачей анализа производственной программы, динамики изменения объема продукции является систематическое нлюдение и контроль за выполнением организацией ченных ею планов и договорных обязательств.
Таблица 2.7. Состояние и движение основных производственных фондов
Наименование показателя
Единицы измерения
№ строки
Фактически за предыдущий год
Фактически за отчетный год
А
Б
В
1
2
Начисление ОПФ на начало года
тыс.руб.
1
33127,2
35827,2
Вход в действие ОПФ
тыс.руб
2
6175,2
2308,8
Выбытие ОПФ
тыс.руб
3
3475,2
3307,2
Наличием ОПФ На конец года
тыс.руб
4
35827,2
34828,8
Изменение ОПФ, сумма
тыс.руб
5
2700
-998,4
Коэффициент обновления ОПФ
Кобн
6
0,17
0,07
Коэффициент выбытия ОПФ
Квыб
7
0.096
0.094
Коэффициент интенсивности обновления ОПФ
Кинт
8
0.6
1.2
Повышение эффективности использования основных средств имеет важное значение, как источник расширения производства, так как фондоотдача показывает, сколько рублей товарной продукции приходится на один рубль основных средств. Основными показателями функционирования предприятия являются фондоемкость, фондоотдача и рентабельность. Для расчета этих показателей необходимо знать основные фонды и товароборот.
Фондоотдача=N/S (2.2.)
Фондоемкость=S/N (2.3.)
где N-объем выпуска товарной продукции, S- среднегодовая стоимость основных производственных фондов
Таблица 2.8.
Фондоотдача и фондоемкость за период 2007 и 2008 гг.
(тысяч рублей)
Показатели, тыс. руб
Предыдущий год
Отчетный год
Отклонение (+,-)
Темп изменение
А
1
2
3
4
1.Объем выпуска товарной продукции
54016
54591
575
101,1
2. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов
17587
17102
-485
97,2
3. Фондоотдача
3,1
3,2
+0,1
25.8
4. Фондоемкость
0.32
0,3
-0,02
93,6
Среднегодовая стоимость основных фондов снизилась на 485, а фондоотдача увеличилась на 0,1 из-за роста товарооборота. Фондоемкость снизилась на 0, 02 из-за снижения среднегодовой стоимости основных фондов.
Коэффициент фондовооружённости(ФВ) определяется следующим образом:
ФВ = О / Ч (2.3.)
где О — стоимость основных фондов, тыс. руб; Ч — среднесписочная численность работающих предприятия.
Таблица 2.9. Коэффициент фондовооружённости (тысяч рублей)
Показатели
Ед. изм.
Предыдущий год
Отчётный год
Абсолют. отклонение (+, -)
Относит. отклонение (%)
Среднесписочная численность работающих
чел.
99
100
— 1
96.6
Общая стоимость оборудования
тыс. руб.
14656
14252
— 404
97.2
Коэффициент фондовооружённости
тыс. руб.
148
142,5
-5,5
96,2
По сравнению с предыдущим годом фондовооружённость предприятия в отчётном году возросла на 0.7%, что говорит о повышении производственного потенциала предприятия, общая стоимость оборудования снизилась, среднесписочная численность работающих увеличилась, но не значительно.
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 2.10. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами
Наименование показателей
Промышленно- производственный персонал
Рабочие
Руководители, специалисты, служащие
Руководители
Специалисты
А
1
2
3
4
5
1.Среднесписочная численность, чел.
За отчетный год
-план
-факт
— за предыдущий год
3088
2560
2580
2678
2088
2692
410
384
403
146
134
116
230
220
188
2. Темп роста к предыдущему году,%
120
128
106
108
104
3. Выполнение плана,%
120
128
106
108
104
4. Удельный вес в общей численности ППП, %
47,1
10,9
6,2
2,2
3,5
Немало важное значение для анализа использования трудовых ресурсов имеют следующие коэффициенты:
·Коэффициент оборота по приему рабочих (Кпр):
Кпр= Количество принятого на работу персонала / среднесписочную численность персонала
·Коэффициент оборота по выбытию (Кв):
Кв = Количество уволившихся работников / Среднесписочная численность персонала.
·Коэффициент текучести кадров (Кт):
Кт = (Число принятых + Число выбывших) / среднесписочная численность персонала
Кпр= 10/100=0,1
Кв = 12/100=0,12
Кт= ( 10+12)/100=0,22
Таблица 2.11. Использование трудового времени сотрудников на предприятии
2006
2007
2008
план
факт
откл
план
факт
откл
план
факт
откл
Число календарных дней
365
365
365
365
366
366
Нерабочие дни
112
100
-12
113
110
-3
112
112
Неявки на работу всего
29
30
+1
29
30
+1
29
23
-6
В т.ч. отпуска
24
20
-4
24
24
24
15
-9
болезни
5
10
+5
5
6
+1
5
8
+3
Итого раб дней
224
234
+10
224
226
+2
224
228
+4
Средняя продолжительность рабочеговремени
8
8
-
8
8
-
8
8
-
Фонд рабочего времени
1792
1872
+80
1792
1808
+16
1792
1824
+32
Как показывают приведенные данные, имеющиеся трудовые ресурсы предприятие используются достаточно полно. В среднем одним рабочим отработано 224 дней вместо 229. Фонд рабочего времени в 2006 году больше планового на 80 часов, в 2007 году — на 16 часов, в 2008 году — на 32 часа.
Таблица 2.12.
Эффективность трудовых ресурсов
Показатели
План
Факт
Выполнение плана (%)
А
Б
1
2
3
1
Товарооборот на год. тыс. руб.
60700
62000
102,1
2
Численность работающих, чел..
99
100
101
в том числе продавцы
60
61
101
3
Товарооборот на одного работника тыс. руб.
613,1
620
101,1
4
Товарооборот на одного продавца тыс. руб.
1011,7
1016,4
100,5
5
Фонд заработной платы, в сумме тыс руб.
9900
10000
111,1
в % к товарообороту
16,3
16,1
98,7
6
Средняя заработная плата одного работника в мес. руб.
150
100
66.7
Численность работников снизилась на 1 человека, однако численность продавцов возрасла, фонд заработной платы увеличился на 11,1 %.
Таблица 2.13. Соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы работающих
Наименование показателей
№стр.
Един. измерения
Предыдущий год
Отчетный год
Темп роста по сравнению с предыдущим годом, %
А
Б
В
1
2
3
Среднегодовая выработка на одного работающего
1
руб.
49233
48717
98,9
Среднегодовая заработная плата на одного работающего
2
руб.
6129.6
11644,8
189,9
По данным в таблице видно, что среднегодовая выработка на одного работающего увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 0.8 % и среднегодовая заработная плата на одного работающего тоже увеличилась практически в два раза (189,9 %).Вывод: за счет повышения производительности труда работников предприятие обеспечит выполнение и перевыполнение плана производства и реализации продукции
Таблица 2.14. Оценка уровня материальности продукции.
Наименованме показателей
Единица измерения
Предыдущий год
Отчетный год (факт)
Абсолютные отклонения(%)
Относительные отклонения
А
Б
В
1
2
3
Материальные затраты
тыс.руб
25207,2
24748,8
-458,4
Объем продукции в сопастовимых ценах
тыс.руб
32000
48717,6
152.2
16617,2
Материалоемкость продукции
тыс.руб
0,7877
0,5174
65,6
-0,27
Материаотдача
тыс.руб.
1,3
1,96
150,7
0,7
Перерасход (+), экономия(-) Матермалов в результате отклонения фактической материалоемкости от предыдущего года
тыс. руб.
х
х
х
х
Увеличение (+), Уменьшение(-) объема продукции в результате изменения материалоемкости
тыс. руб.
х
х
х
х
Проведем анализ показателей рентабельности в динамике по данным бухгалтерского баланса и отчета о прибыли и убытках.
Рентабельность основной деятельности за предыдущий год показывает, что на рубль затрат организации приходится лишь 89 копеек прибыли. В отчетном году значение снизилось на 82 копейки. На уменьшение показателя рентабельности повлиял опережающий рост себестоимости по сравнению с темпами роста прибыли от продаж.
Показатели рентабельности наиболее полно характеризуют эффективность финансовой деятельности предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемости затрат и т. д. они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйственной деятельности, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Рентабельность можно определить как отношение прибыли за анализируемый период умноженная на 100% к основным фондам.
Рентабельность предприятия ООО «Тихий Дон» следовательно будет составлять
Рентабельность=П*100%/Оф=9590*100/17102=56,1
Эффективность производственной программы характеризуют рентабельность продукции, рентабельность продаж.
Рентабелъностъ продукции (Ри) (окупаемость издержек) рассчитывается путем отношения валовой (Пв) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или товарной продукции (С):
Ри = Пв ∕ С (2.4.)
Рентабелъностъ продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки (Вр):
Рп = Пв ∕ Вр (2.5.)
Таблица 2.14. Коэффициент рентабельности продукции
Год
Чистая прибыль (тыс. руб.)
Сумма затрат
Коэффициент рентабельности
2007
22000
15200
1,4
2008
25000
16400
1,5
коэффициент рентабельности продукции стабилен, что свидетельствует о постоянном спросе на реализуемую продукцию.
Таблица 2.15.
Коэффициент рентабельности продаж
Год
Прибыль от реализации продукции
Выручка
Коэффициент рентабельности продаж
2007
22000
54016
2,4
2008
25000
55600
2,2
коэффициент рентабельности продаж в ООО «Тихий Дон» высок, что свидетельствует о высоком спросе на реализуемую и производимую продукцию. на увеличение выручки могло повлиять дополнительные услуги. Рентабельность основной деятельности за предыдущий год показывает, что на рубль затрат организации приходится лишь 89 копеек прибыли. В отчетном году значение снизилось на 82 копейки. На уменьшение показателя рентабельности повлиял опережающий рост себестоимости по сравнению с темпами роста прибыли от продаж.
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 2.16. Наличие собственных оборотных средств
Наименование показатели
Ед. изм.
На начало года, тыс. руб.
На конец года, тыс. руб.
Отклонение, тыс. руб.
Отклонение (%)
А
1
2
3
4
5
Источники собственных средств
тыс. руб.
24292.78
26646
+2353.2
+109,7
Приравненные к собственным источники
тыс. руб
760,8
1252
+491,2
164
Основные средства и прочие внеоборотные активы
тыс. руб
19531,2
16738
-2793,2
85,6
Наличие собственных оборотных средств
тыс. руб
5522
11160
+5638
202
В % к источникам собственных средств
тыс. руб
27,2
41,9
+14,7
154
Потребность в материальных оборотных средствах
тыс. руб
13365
23754,4
+10389,4
177
Покрытие потребности в материальных оборотных средствах за счет собственных оборотных средствах
тыс. руб
41,3
46,9
+5,6
113,6
Источники заемных средств
тыс. руб
2810
6426
361,6
228,7
Коэффициент соотоношения источников заемных и собственных средств
К.
0,11
0,24
+0,13
218,2
анализ показывает, что источники собственных средств увеличились прежде всего из-за приобретения нового оборудования.
·Коэффициент оборачиваемости средств=Выручка от реализации продукции / Остатки оборотных средств;
·Коэффициент загрузки средств=Остатки оборотных средств /Выручка от реализации продукции *100
Таблица 2.17.
Оборачиваемость оборотных средств
№ п/п
Наименование показателей
Предыдущий год
Отчетный год
Отклонение (+;-)
А
Б
1
2
3
1
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
54016
55600
+1584
2
Однодневный оборот, тыс. руб.
150
170
+20
3
Остатки оборотных средств, тыс. руб.
35209
50272
+ 15063
4
Оборачиваемость, дни
234,7
240
5,3
5
Коэффициент оборачиваемости средств
1.5
1,1
-0,4
Коэффициент загрузки средств, тыс.руб.
65,2
90,4
+25.2
Выручка от реализации продукции по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 1584 и составила 55600, что свидетельствует о стабильном положении предприятия. Прежде всего это достиглось из-за увеличения однодневного оборота, коэффициент загрузки средств изменился на +25,2. Это поясняется, тем, что средний остаток оборотных средств увеличился на 15063 тысяч рублей Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства. Ритмичность-это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. неритмичность ухудшает все экономические показатели:
·снижает качество продукции;
·увеличивает объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции;
·замедляет оборачиваемость капитала;
·не выполняются поставки по договорам;
·не вовремя поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока;
·перерасходуется фонд заработной платы.
Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Проведем анализ ритмичности производства ООО «Тихий Дон» и полученные результаты сведем в таблицу.
Крит= план/факт
Таблица 2.18. Ритмичность производства
Период
2005
2006
2007
план
факт
К-т ритм.
план
факт
К-т ритм.
план
факт
К-т ритм.
1 квартал
5000
5200
1,04
7195
7361,5
1,05
7250
7500
1,03
2 квартал
5500
5300
0,96
6695
6261,5
0,94
6250
6070
0,9
3 квартал
4000
5000
1,25
5715
5861,5
1,07
5650
5850
1,02
4 квартал
6700
6800
1,01
8395
8361,5
1,01
8450
8955
1,04
год
21200
20300
0.9
28000
27846
1,01
27600
28375
1,01
Коэффициент ритмичности в динамике стабилен, что свидетельствует о стабильности предприятия, но если проследить по кварталам, то самым результативным является 3 квартал. Именно в этот период выпуск продукции фактически совпадает с плановым заданием и должен приносить наибольшую прибыль. В другие периоды показатели ритмичности не стабильны, а именно в 2006 году следует говорить об аритмичности во 2 и 3 кварталах.
Основными причинами аритмичности являются: тяжелое состояние ООО «Тихий Дон», появлением на рынке новым супермаркетов с аналогичными товарами и ценовой политикой.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
3.1 Минимизация затрат через планирование выпуска продукции
Производственную программу можно совершенствовать путем минимизации затрат на выпуск продукции Чтобы этого достичь необходимо: установить в производственной программе задание по объему производства продукции. Для этого производственной мощностью необходимо составить алгоритм расчета производственной программы (план производства продукции), который будет сведен к следующим процедурам:
1. Анализ портфеля заказов. Выбираются представители продукции, занимающие наиболее удельный вес в портфеле заказов. Для этого ассортимент продукции классифицируется по типоразмерам и в каждом параметрическом ряду выбирается модель, имеющая наибольший объем продаж (изделие-представитель).
2. Перерасчет ассортимента портфеля заказов на один вид продукции, принятый в качестве представителя. Коэффициент перерасчета определяется путем деления трудоемкости каждого типоразмера продукции на трудоемкость выбранного представителя. Далее количество изделий, предусмотренное планом продаж, умножается на коэффициент перерасчета. Результаты суммируются, и полученная сумма представляет собой проект производственной программы предприятия, сформированный на основе портфеля заказов и рассчитанный по этому изделию, которое принято в расчете производственной мощности. При этом план продаж должен быть скорректирован на величину изменения остатков готовой продукции, планируемых на конец года. С этой целью составляется план изменения остатков нереализованной продукции на конец планового года, в котором отражается: наименование и код изделия; изменение остатков нереализованной продукции в базисном периоде (ожидаемое выполнение); остаток на начало планируемого периода; остаток на конец планируемого года; увеличение (+), уменьшение (-), всего за год, в том числе по кварталам планируемого года.
3.Анализ использования среднегодовой производственной мощности в отчетном периоде. В процессе анализа определяется достигнутый уровень использования производственной мощности, степень прогрессивности применяемой техники и технологии; степень использования оборудования и производственных площадей, достигнутый уровень организации производства и труда на предприятии.
Коэффициент использования среднегодовой производственной мощностиопределяется отношением фактического или планового годового выпуска продукции соответственно к фактической или плановой среднегодовой мощности данного года, включая мощность, занимаемую в период подготовки производства новой техники.
При анализе достигнутого уровня использования мощностей определяются коэффициенты сменности работы оборудования, степень использования внутрисменного фонда времени, наличие излишнего и неустановленного оборудования, причины недоиспользования оборудования.
4. Планирование увеличения коэффициента использования производственной мощности в планируемом периоде, которое может быть достигнуто за счет реализации выявленных внутрипроизводственных резервов, без дополнительного ввода постоянных факторов производства.
Внутрипроизводственные резервы улучшения использования действующих производственных мощностей подразделяются на экстенсивные и интенсивные.
К экстенсивнымотносятся резервы увеличения полезного времени работы оборудования в пределах режимного фонда (сокращение внутрисменных и целодневных простоев оборудования, продолжительности плановых ремонтов).
Интенсивные факторы включают мероприятия по более полной загрузке оборудования в единицу времени, увеличение выпуска годовой продукции.
Основными показателями использования оборудования являются следующие коэффициенты:
1) коэффициент экстенсивного использования (Кэкс), определяемый как
Кэкс=Fисп/ Fтех(3.1.)
где Fисп— фонд времени работы оборудования (плановый или фактический) с учетом планируемых потерь;
Fтех— календарный (или режимный) фонд времени работы оборудования;
2) коэффициент интенсивного использования (Кинт):
Кинт=∑tтех/ ∑tпл (3.2.)
где ∑tтех— минимально возможная трудоемкость операций, закрепленных за данной группой оборудования;
∑tпл-средняя нормативная трудоемкость операций, закрепленных за данной группой оборудования;
3) интегральный коэффициент использования (Ки):
Ки=Кэкс*Кинт (3.3.)
4) коэффициент использования производственной мощности в плановом периоде (Кмп) может быть определен по формуле
Кмп= Кмо* J (3.4.)
где Кмо— коэффициент использования производственной мощности в отчетном периоде;
J-индекс роста коэффициента использования мощности в плановом периоде.
5) коэффициент загрузки (Кз):
К=Qпот/ Qуст (3.5.)
где Qпот— потребное число единиц оборудования на программу;
Qуст-установленное число единиц оборудования;
6) коэффициент сменности (Ксм):
Ксм=Кз*s(3.6.)
где S- число смен работы оборудования;
7) коэффициент использования технической мощности (Ктех):
Ктех= М ср/ Мmax(3.7.)
где М ср— средняя мощность, потребная для обработки по технологическому процессу, квт;
Мmax— паспортная мощность оборудования, квт;
8) коэффициент интегральной загрузки (Киз):
Киз=КиКтех (3.8.)
5.Определяется возможный выпуск продукции на основе действующих производственных мощностей.
Минимизацию затрат через планирование выпуска продукции можно достигнуть двумя методами
На предварительных стадиях формирования производственной программы возможный выпуск продукции с действующих производственных мощностей определяется путем умножения их величины на планрвый коэффициент использования среднегодовой мощности. Однако при обновлении ассортимента продукции необходим более тщательный расчет производственной мощности всех структурных подразделений и предприятия в целом.
Производственную мощность следует рассчитывать в разрезе изделий -представителей в натуральном и стоимостном выражении.
При расчете производственной мощности за отчетный год мощность на начало отчетного года принимается по номенклатуре в ассортименте продукции года, предшествующего отчетному, а мощность на конец отчетного года (начало планового периода)- по номенклатуре и в ассортименте продукции отчетного года.
Мощность на начало планового периода принимается по номенклатуре и в ассортименте продукции планового периода.
Прирост производственных мощностейопределяется на основе проведенных в отчетном году и намечаемых в плановом периоде по агрегатам, участкам и цехам, по которым определяется производственная мощность предприятия. При этом в планы и отчеты не включаются мероприятия, связанные с достижением проектной мощности объектов, находящихся на стадии освоения проектной мощности. В расчете производственной мощности учитывается также ее уменьшение в отчетном и плановом периоде.
При расчете производственной мощности по каждому объекту (агрегату, группе однотипного оборудования, поточной линии) составляются исходные данные, включая:
·наименование и код оборудования;
·наименование и код продукции;
·трудоемкость изготовления продукции, заложенная при расчете мощности, час;
·годовой (расчетный) фонд времени работы установленного оборудования в одну смену, станко-час;
·среднесписочный состав установленного оборудования за год, единиц;
·годовой (расчетный) фонд времени работы единицы оборудования в одну смену, час;
·нормативный коэффициент сменности работы оборудования;
·коэффициент сменности работы оборудования;
·режим работы, принятый при расчете мощности (количество смен или часов работы в сутки).
6. Проект производственной программы сравнивается с производственной мощностью по каждому изделию-представителю и выясняется, достаточно ли в наличии мощностей для выполнения объема продаж на плановый год. Если проект производственной программы не обеспечивает полной загрузки производственных мощностей, то необходимо искать дополнительные возможности увеличения объема продаж и догрузки производственных мощностей за счет заказов по кооперированным поставкам.
Если план продаж превышает производственную мощность, то с целью сохранения покупателей и клиентов необходимо провести комплекс мероприятий по расшивке узких мест и увеличению производственной мощности либо размещение части заказов на условиях кооперированных поставок на других предприятиях.
С целью более полной увязки проекта производственной программы и производственной мощности предприятия разрабатывается баланс производственных мощностей. В нем отражается входная, выходная и среднегодовая мощность, а также ввод и выбытие мощностей. На основе баланса производственных мощностей и в ходе его разработки осуществляется:
·уточнение возможностей производственной программы;
·определение степени обеспечения производственными мощностями программы работ по подготовке производства новых изделий;
·определение коэффициента использования производственных мощностей и основных фондов;
·выявление внутрипроизводственных диспропорций и возможностей их устранения;
·определение необходимости в инвестициях по наращиванию мощностей и ликвидации «узких мест»;
·определение потребности в оборудовании или выявление излишков оборудования;
·поиск наиболее эффективных вариантов специализации и кооперирования.
Баланс производственной мощности по видам продукциина конец планируемого года рассчитывается путем суммирования мощности на начало года и ее прироста за вычетом выбытия.
Расчет баланса производственных мощностей производится для каждого вида профилирующей продукции по следующей структуре.
Раздел 1. Мощность на начало планового периода:
·наименование продукции;
·единица измерения;
·код продукции;
·мощность по проекту или расчету;
·мощность на конец базисного года.
Раздел 2. Увеличение мощности в планируемом году:
·прирост мощности, всего;
в том числе за счет:
а) ввода в действие новых и расширения действующих;
б) реконструкции;
в) перевооружения и организационно-технических мероприятий;
из них:
·за счет изменения режима работы, увеличение сменности часов работы;
·за счет изменения номенклатуры продукции и уменьшения трудоемкости;
г)получение в лизинг, аренду от других хозяйствующих субъектов.
Раздел 3. Уменьшение мощности в планируемом году:
·выбытие мощности, всего;
·в том числе за счет:
а) за счет изменения номенклатуры продукции и увеличение трудоемкости;
б) изменения режима работы, уменьшение сменности, часов работы;
в) выбытия вследствие ветхости, исчерпания запасов;
г) передачи в лизинг, аренду другим хозяйствующим субъектам.
Раздел 4. Мощность на конец планируемого периода:
·мощность на конец года;
·среднегодовая мощность в планируемом году;
·выпуск продукции или количество перерабатываемого сырья в планируемом году;
·коэффициент использования среднегодовой мощности в планируемом году.
На выпуск продукции влияет правильное использование рабочего времени и среднечасовая выработка рабочего.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 3.1. Влияние использования рабочего времени и среднечасовой выработки на производительности труда рабочего
Наименование показателей
№ стр.
Един. измерения
Отчетный год по плану
отчетный год по факту
Отклонение (+,-)
% выполнения плана
А
Б
В
1
2
3
4
Среднесписочная численность рабочих
2
чел.
99
100
+1
101
Отработано всеми рабочими чел. – дней
4
тыс. чел. час
560.4
554.4
-6
99
Отработано всеми рабочими чел. – часов
5
тыс. чел. час
4455.6
4368.8
-86.8
98.05
Среднее количество дней, отработанных одним рабочим за год
6
дн.
224
228
+4
101.8
Среднее количество часов, отработанных одним рабочим за год
7
час.
8
8
-
100
Продолжительность рабочего дня
8
час
1792
1824
+32
101.8
Таблица 3.2. Анализ абсолютной экономии (перерасхода) средств на оплату труда
Наименование показателей
№ стр
Един
измерения
Предыдущий год
Отчетный год ( факт)
Абсолютные отклонения
Относительные отклонения
А
Б
В
1
2
3
4
Средства на оплату труда ППП
в том числе
1
2
тыс. руб.
10244,9
15839,1
Среднегодовая заработная плата ППП
в том числе рабочих
3
4
тыс. руб.
612,9
631,7
1164,5
1182,7
Среднесписочная численность ППП
в том числе рабочих
5
6
тыс. руб.
3343,2
2692,8
3340,8
2678,4
Следующим немало важным определения оптимального уровня производственной программы является анализ затрат на рубль товарной продукции.
Затраты на рубль товарной продукции -важный обобщающий показатель себестоимости продукции. Этот показатель исчисляется как отношение полной себестоимости товарной продукции к стоимости, произведенной товарной продукции в действующих ценах.
Чтобы проследить влияние себестоимости на объем выпускаемой продукции рассчитаем затраты на 1 рубль товарной продукции. Они представляют собой показатель, характеризующий уровень себестоимости товарной продукции, а также ее рентабельность. преимущества этого показателя в том, что он охватывает всю товарную продукцию, обеспечивая увязку себестоимости с её рентабельностью и расмотрению динамики этих показателей за ряд лет.
Таблица 3.3. Расчет затрат на рубль товарной продукции
Показатели
2006
2007
Изменение
Объем выпускатоварной продукции (тыс. руб.)
27846
28375
+529
Себестоимость товарной продукции
20000
18900
-1100
Затраты на один рубль товарной продукции
0,89
0,82
-0.07
Из таблицы видно, что затраты на один рубль товарной продукции снизились, что достигнуто за счет увеличения объема выпуска продукции в 2007г. по сравнению с 2006г. на 500 тыс. руб. Полная себестоимость упала на 1100 тыс. руб. По сравнению с 2007 годом затраты на рубль товарной продукции сократились, за последний год затраты вновь возросли за счет сырья и материалов и прочих расходов (услуги сторонних организаций, налоги относимые на себестоимость продукции).
Основными резервами снижения себестоимости явились:
·повышение уровня производительности труда, что явилось результатом увеличения производства продукции. При увеличении объема производства продукции возрасли лишь переменные затраты (прямая заработная плата рабочих, прямые материальные расходы и другие), сумма же постоянных расходов не изменится, а следовательно, в результате снизится и себестоимость продукции;
·экономное использованиесырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращение непроизводственных расходов и так далее.
Резервы сокращения затрат выявляются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно- технических мероприятий, которые способствуют экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и другие.
По затратам на 1 рубль можно определить показатель уровня рентабельности выпущенной продукции. Разница между рублем и затратами показывает ожидаемую прибыль (убыток), а отношение этой разности к затратам показывает уровень рентабельности выпущенной продукции.
Для того, чтобы снизить затраты на рубль товарной продукции, необходимо повысить объем выпуска продукции.
3.2 Управление производственной программой путем формирования портфеля заказов
Работа по планированию продаж заканчивается формированием «портфеля » заказов или плана продаж. На этой стадии он формируется с ориентацией на емкость рынка без тщательной проработки производственной мощности предприятия. Поэтому на этапе составления производственной программы портфель заказов нуждается в тщательном анализе. Анализу подвергаются: спрос потребителей через собственную торговую сеть; индивидуальные заказы потребителей; заявки дилеров; заявки оптовых покупателей. На основе заявок портфеля заказов, заключенных договоров выявленной емкости рынка формируются и анализируются ассортимент и номенклатура портфеля заказов.
Устанавливаются:
·общий объем планируемых поставок в натуральном и стоимостном выражении;
·удельный вес различных видов продукции в общем объеме поставок;
·графики отгрузки продукции потребителям; удельный вес новой и снимаемой с производства продукции; удельный вес экспортной продукции; запасы готовой продукции на складах предприятия;
·объемы поставленной, но не оплаченной в срок продукции; причины образования сверхплановых остатков и несвоевременной оплаты продукции покупателями;
·надежность и платежеспособность покупателей; финансовые показатели портфеля заказов, включая планируемую прибыль, рентабельность, величину налоговых поступлений и платежей, объемы производства из давальческого сырья;
·объемы кооперированных поставок и другие факторы, от которых зависит эффективность продаж.
На основе анализа сформированного службой маркетинга «портфеля» заказов специалистами всех заинтересованных структурных подразделений предприятия (планово-экономическим отделом, планово- производственным отделом и другими) составляется мотивированное заключение о возможности реализации " портфеля" в планируемом периоде, которое в последствие учитывается при составлении производственной программы.
Для принятия обоснованных решений по «портфелю» заказов целесообразно создать из ведущих специалистов различных отделов консультационно-аналитический центр при директоре предприятия.
Основные функции такого центра:
·консультирование по производственным, коммерческим, инвестиционным, финансовым, экономическим проблемам, вопросам социальной поддержки персонала, научно-технического развития предприятия;
·лоббирование, то есть влияние на принятие или провал различных нормативных актов;
·товарная пропаганда, позволяющая стимулировать спрос на товары путем публикаций в различных изданиях сведений о товарах или получения благоприятных отзывов о них на радио и телевидении. Пропаганда является составной частью мероприятий по формированию общественного мнения. По сравнению с рекламой она обходится во много раз дешевле, поскольку в этом случае не платят за рекламное время в средствах массовой информации, а потребители зачастую верят пропагандистским материалам больше, чем к рекламным;
·стимулирование сбыта. К этому виду продвижения товаров относятся средства и приемы, позволяющие ускорить или усилить ответную реакцию того или иного рынка. Прежде всего, стимулирование сбыта предполагает стимулирование покупателей: распространение образцов товаров; распространение купонов, дающих право на снижение цены при приобретении товаров; реализация нескольких единиц товаров со снижением цены; премии покупателям, когда один из товаров предлагается по низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого, более дорогого; зачетные талоны, которые получают покупатели при покупке какого-то изделия и которые обмениваются на товары в специальных пунктах, экспозиции и демонстрации товаров в местах их продажи;
·ситуационный анализ, позволяющий обеспечить гибкость в планировании производства и сбыта продукции;
·подготовка плановых решений по номенклатуре и ассортименту товаров.
Выводы и предложения
Производственная программа предприятия представляет собой развернутый или комплексный план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров и услуг. В рыночных условиях основу плана производства на различных предприятиях составляют заключенные договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов и существующая потребность в товарах, а также действующие законы спроса и предложения на продукцию, работы и услуги. Она обуславливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом.
По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «Тихий Дон» можно сделать следующие выводы.
В течение периода с 2006года по 2008 год объем производства и реализации продукции возрастает, что говорит о востребованности предлагаемой продукции.
Выполнение плана выпуска продукции в свою очередь ведет к выполнению плана розничного товарооборота и получению желаемой прибыли.
Финансовый анализ деятельности ООО «Тихий Дон» показал, что
·финансовая устойчивость постепенно повышается- растет количество имущества в распоряжении предприятия, повышаются производственные мощности за счет технического перевооружения и совершенствования технологического процесса (увеличение оборудования, хорошая организация рабочего процесса).
·увеличивается прибыль от реализации.
На основе сделанных выводов можно внести следующие предложения для улучшения деятельности предприятия ООО " Тихий Дон".
1. Более глубокое изучения спроса потребностей покупателей — потребителя в целом не интересуют ни затраты на производство, не совершенная технология их изготовления. Действительно, на самом деле его интересуют только выгоды и собственное удовлетворение от покупки продукта: «Клиет покупает не продукты, а способы удовлетворения своих потребностей.»
Поэтому важнейшая задача предложить качественную продукцию, соответствующую потребностям и запросам покупателей.
2. Систематическое наблюдение и анализ конкурентного окружения.
Так как наше предприятие стремится занять достойное место на рынке и пользоваться спросом мы должны постоянно следит за своим конкурентным окружением. Фирмы- однодневки, пребывание которых на рынке носит временный характер и сводится лишь к выживанию, ограничиваются применением стратегии страуса (действия по отношению к конкурентам опираются на ощущения и интуицию). Наши же действия должны иметь более четкие аргументы и твердые действия за место под солнцем.
3.Совершенствование технологических процессов.
4. Максимальное использование торговых площадей и торгового оборудования.
5. Повышение профессионализма работников.
Исследования показывают, что удовлетворенность покупателей и их преданность зависит не только от качества продуктов, но и от самого процесса покупки. Для клиента важным является то, какие впечатления останутся у него после этого контакта. Можно сказать, что клиет покупает также свое хорошее настроение. По этой причине даже проблемные и трудные ситуации не должны заканчиваться потерей клиента.
Именно сейчас в момент кризиса мы должны бороться за каждого клиента и не забывать о том, что клиент всегда прав. Он может вести себя более свободно и эмоционально, может быть естественным, выражать свои потребности и ощущения, потому что он за это платит и хочет получить удовлетворение от процесса покупки.
Список используемой литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. ОМЕГА-Л, Москва 2004. 390с.
2. Положения по бухгалтерскому учету: 10/99 (утверждено Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999г. № 33-н )
3.Алексеева.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2005. 248с.
4. Бабук И.М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической эффективности. Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ, 2007. 161с.
5. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. М.: Инфра-М, 2005. 392с.
6. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии. В 2-х ч. Ч. 2. Тактическое планирование / Под общ. ред. А.И. Ильина. Мн.: Новое знание, 2007. 416с.
7. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пулькина. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2004г. 318с.
8. Стратегическое планирование / Под ред. Э.А. Уткина. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Изд-во ЭКМОС, 2006г. 440с.
9. Козловский В. А. Производственный менеджмент – М.: ИНФРА – М, 2006 г. 573с.
10. Козлова Е.П. и др. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2002 г. 250с.
11. Кондраков Н.П. Экономика предприятия. М.: ИНФРА-М, 2004г. 265с.
12. Шинкевич М.В. Предпринимательская деятельность на предприятии. М.Издательство МИУ 2005г. 350с.
13. Беа Ф.К., Дитхла Э., Швантцева М. Экономика предприятия М. ИНФРА-М, 2001г. 170с.
14. Кузьминская Т.П., Яблонская Л.А. Анализ Финансово-хозяйственной деятельности и диагности организаций. Ростов- на- Дону. Издательство Ростовского университета 2004г. 191с.
15. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. Учебное пособие. — М.: " Дело и сервис", 2005. 340с.
16. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — Н.: Учебник Финансы и статистика, 2006г. 450с.
17. Ефимова О.В. Финансовый анализ. — М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2004г. 480с.
18. Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г. 290с.
19. Ришар Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. -М.: Аудит. ЮНИТИ, 2005г. 240с.
20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебное пособие. -Мн.: ИП «Экоперспектива», 2008г. 220с.
21. Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007г. 430с.
22. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализ предприятия. — М.: Инфра-М, 2006г. 227с
23. Крейнина М. Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.: ИКЦ «Дис» 2007г. 224г.
24. Львов Ю. А. Основы экономики и организации бизнеса. -СПб: ГМП ФОРМИКА, 2006г. 384с.
25. И.Сергеев Логистика и ее применение на предприятии. Российский экономический журнал. 2004г. № 9 С. 41-44
26. Амосов А.А. Повышение производительности труда // Экономист. – 2000 г. — №1. – с. 53 – 59
--PAGE_BREAK--Отчет предприятия по труду за 2008г.
1.Численность работников и средства, направленные на потребление
Наименование
№ стр
Весь персонал
Промышленно-производст-венный
Рабочие
Руково-дители
Руково-дители
Специалисты
Непромыш-ленные
А
Б
1
2
3
4
5
6
7
А.Среднесписочная численность работников, чел.за отчетный год
-факт
1
100
84
79
5
3
13
16
-план
1а
90
78
73
5
3
9
12
за предыдущий год
2
99
83
78
4
2
12
15
Всего ср-в, направл.на потребление, т.руб.
за отчетный год
3
20286
19181
16260
2925
1170
1528
1102
за предыдущий год
4
10692
10201
41191
1530
684
730
490
Из ср-в, направл.на потребление, ср-ва на оплату труда, т. руб.
за отчетный год
5
23050
18450
15838
2611
1516,8
1149,8
1000
за предыдущий год
6
10244
9776
8359
1417,4
904
605
468
Б.Среднемесячная заработная плата
за отчетный год
11
970.4
995,6
985,6
1060,4
1264
1324
за предыдущий год
12
510,8
526,4
517,4
586
753,4
958,2
--PAGE_BREAK--