Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Право"


Источники конституционного права

Содержание Введение 3 Основная часть 1 Понятие и система источников конституционного права 1.1 Понятие источника конституционного права 1.2 Система конституционного права 2 Анализ источников конституционного права 2.1 Конституция РФ, как основный источник конституционного права 2.2 Федеральные Конституционные законы как источники конституционного права 15 2.3

Указы и распоряжения Президента РФ 2.4 Регламенты палат Федерального собрания и декларации 2.5 Постановления Правительства и Конституционного суда РФ 2.6 Договора и соглашения 2.7 Акты представительных органов местного самоуправления. 22 Заключение 23 Глоссарий 25 Список использованных источников 27

Приложения 28 Введение Проблемы, связанные с источниками конституционного права, традиционно считаются в среде ученых-конституционалистов серьезными и важными. Любая отраслевая правовая наука имеет теоретико-правовую базу, и вопросы об источниках, как правило, занимают почетное место в этих разделах. На эту тему ведутся споры, пишутся монографии, учебники конституционного права, как отечественного, так и зарубежного, редко обходятся без главы об источниках этой отрасли.

Очевидно, что попытки решения таких «классических» вопросов не могут быть вызваны лишь праздным интересом столь большого числа исследователей. Наверняка это весьма значимо практически, а может быть, и жизненно важно. Какие же вопросы подлежат решению при исследовании проблемы источников конституционного права? В чем проблема? Главное: представляется принципиально важным выявить необходимость выделения такой научной категории, как «источник конституционного права», как, впрочем, и «источник права» вообще, то

есть понять, для чего в научный обиход вводится такое понятие. От практической значимости ответа на этот вопрос, от ее наличия зависит возможность и практическая значимость постановки всех прочих вопросов, связанных с источниками конституционного права. По моему мнению, необходимость эта заключается в определении того, что есть право, но не в философском, возвышенном смысле, а в самом что ни на есть приземленном: нужно определить круг форм, содержащих конституционно-

правовые нормы. Тех форм, которыми нужно (либо можно) пользоваться при разрешении юридически значимых ситуаций в сфере конституционного права. То есть, осознав, что такое источник конституционного права, мы, возможно, поймем, что есть конституционное право, но уже не абстрактно, а в конкретном его преломлении. Попросту - на какие правила мы можем (либо должны) опереться в реально существующем конституционном правоотношении. Такая постановка вопроса порождает другие проблемы: определение перечня видов источников

конституционного права и отнесение той или иной формы к источникам именно конституционного права. Более внимательный взгляд позволяет видеть, что при попытке осмысления данной проблематики невозможно избавиться от некоторой двойственности. Иными словами, можно очертить два круга вопросов: связанных с категорией «источник права», с одной стороны, и категорией «конституционное право» - с другой. В основе неясностей лежит неопределенность самих понятий «источник права» и «конституционное право».

В первом случае главной причиной выступает неопределенность круга источников права и их видов, во втором - туманность предмета этой отрасли. Для того, чтобы в полной мере уяснить специфику и характер конституционно-правовых отношений, нужно обратиться к источникам конституционного права. Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы.

Для источников конституционного права существует особый порядок не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права. Тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает глубокий уровень исследования т.к. источники конституционного права, на сегодняшний день относятся к числу категорий, требующих углубленной разработки. Целью работы является изучение источников конституционного права.

Задачи работы:  определение понятия и системы источников конституционного права  анализ источников конституционного права Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссарий, списка использованных источников и приложения. Основная часть 1 Понятие и система источников конституционного права 1.1 Понятие источника конституционного права Под источником права понимается форма, в которой существуют,

выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами - «вместилище» правовых норм); во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают. Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например,

в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления) . Определение понятия «источник права» в юридической науке увязывается с проведением его соотношения

с другой категорией - «форма права». Большинство ученых отдают предпочтение понятию «источник права»; некоторые высказываются за замену термина «источник права» другой категорией – «форма права»; третья группа авторов для обозначения соответствующей темы в учебных курсах используют двойное название – «форма (источник) права». В чем здесь разница, является ли дискуссия только спором о терминах? Или за указанными разногласиями скрываются разные концептуальные представления?

На сегодня это в бóльшей степени спор о более удобном словоупотреблении, но не только. В свое время понятия «источник» и «форма» права отражали резко усилившиеся в XYIII - XIX вв. дискуссии о соотношении естественного и позитивного (законодательного) права. Однако в XX в. идеи естественно-правовой доктрины, которая касается прежде всего прав и свобод человека и гражданина, признаны мировым сообществом, приобрели юридическую форму нормативных актов, санкционированных

государствами, вошли в международные декларации, конституции государств, иные внутригосударственные нормативные правовые акты. Таким образом, в XX - начале XXI вв. разница между естественным и позитивным правом во многом стирается. Отсюда во многом стирается и разница понятий: источник права (как синонима естественного права) и форма права (как категории, корреспондирующей позитивному праву).

В этой связи отдельные (но весьма известные) специалисты полагают, что в современные столетия есть основания для идентификации понятий «источник права» и «форма права»; хотя их отождествление все же условно, но для удобства словоупотребления возможно. Однако более распространенным является представление, что: термин «источник права», несмотря на его условность, является удобным в употреблении и к тому же традиционен для мировой юрисдикции.

Термин же «форма права» менее конкретен, а по содержанию значительно шире, чем категория «источник права», он менее удачен для выражения рассматриваемого явления или свойства права, поскольку гораздо более многозначен . Теперь обратимся к вопросу о содержании понятия «источник (форма) права». Специалисты различают дефиниции «источник права в материальном смысле» и «источник права в формальном, юридическом смысле». Понятие источник права в материальном смысле» отвечает на вопрос: откуда право

берет начало? В материальном смысле под источником права источник права в юридическом смысле «показывает, где, в чем содержатся правовые предписания, как выражаются, в каком виде преподносятся обществу. Понятие «источник права» определяет, куда надо «посмотреть, для того, чтобы найти необходимое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т.д В юридическом значении источник права - это официальное хранилище – носитель действующих норм, резервуар

правовых предписаний. Это внешняя, официальная форма выражения правовых норм, способ документально-формальной фиксации» государством объективного права и гарантий его государственно-властного обеспечения. В юридическом смысле под источником права понимаются «формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы; «это способ выражения, закрепления правовых норм . Источник права в юридическом значении – это документ, выполненный в информации о нормах права12.

Источник права есть итог правотворческой деятельности государства; либо прямого волеизъявления народа; либо согласования воли нескольких субъектов права; либо, наконец, весьма редко – результат санкционирования государственными органами правил поведения, существующих в течение определенного промежутка времени и не противоречащих интересам правящего класса (слоя). С учетом приведенных выше определений к источникам российского конституционного права, в формальном

значении понятия «источник» относится та часть источников российского права, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. Существуют различные виды источников (форм выражения) норм права. В научной теории, на основе обобщения практики различных стран современного мира, в их перечне выделяют: нормативный правовой акт, нормативные договоры, судебный и административный прецедент, правовой обычай, религиозные догмы, научную доктрину (юридическую науку как источник права), принципы права и правосознание.

Удельный вес указанный видов источников права в регулировании общественных отношений различен. Так, во всех странах наиболее распространенным видом источников права выступает нормативный акт. Что же касается, допустим, судебных прецедентов, то они выступают источниками права (в частности – и конституционного права) лишь в некоторых странах – сравнительно более широко используются в странах, которые относятся к так называемой англосаксонской правовой семье (США,

Великобритания, Индия). В этих странах судьями создана целая система норм, которые именуются общим правом, в отличие от статутного права, т.е. законов, принятых парламентам. Конституционно-правовые обычаи существуют практически в каждой стране, но лишь в отдельных государствах «они считаются официальными источниками конституционного права. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства

Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций. Что касается России, то в советский период ее истории в качестве источника права признавалась только одна разновидность источников – нормативный акт. В современной российской юридической науке и практике постепенно «преодолеваются прежние односторонние подходы, говорится о реальном значении в современных условиях в качестве источников права и судебного прецедента, и обычая, и юридической науки и принципов

права . Вместе с тем, было бы ошибочным, было бы преувеличением утверждать, что такие нетрадиционные для России правовые регуляторы, как судебный прецедент, правовой обычай бесспорно признаются всеми специалистами науки и практики в качестве источника права, в частности – конституционного права. Официально, ни судебный прецедент, ни правовой обычай нигде прямо не зафиксированы в качестве источников российского конституционного права. Поэтому можно лишь говорить о существовании в ограниченных пределах

правового обычая» и о том, что «складываются предпосылки к появлению судебного прецедента в качестве источника конституционного права в РФ. Новыми источниками российского права являются внутригосударственные и межгосударственные договоры. Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.

1.2 Система конституционного права Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно - правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков. Но отрасль права - не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли

права, её системы. Конституционное право, будучи единой системой права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. Таким образом, критерием для образования системы конституционного права являются не его источники,

а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно - правовых отношений. Каждый конституционно - правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закреплённых в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти - из тех же источников плюс указы

Президента и т.д. Как отмечалось выше, не всякие комплексы конституционно - правовых норм, образующие институт, рассматриваются как самостоятельная часть конституционного права, основной элемент его системы. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определённым внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права. Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные группы, предопределяются

в свое основе предметом регулирования соответствующих норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют. Поскольку общественные отношения связаны с разными сферами жизни, каждая из которых имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не проявлять соответствующие им специфические свойства. Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Её разделы - это первооснова для создания системы конституционного права.

В ходе исторического развития появляются всё новые правовые институты, однако они обязательно имеют в качестве исходной ту или иную конституционную норму. Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из ещё более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным Конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права.

Таким образом, система конституции и система конституционного права полностью не совпадают, система конституционного права при определённых условиях может сложится и развиваться даже без писанной конституции, как это имеет место в Великобритании. Система Российского Конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами): • Основы конституционного строя; •

Основные права и свободы человека и гражданина; • Федеративное устройство; • Система государственной власти и система местного самоуправления: - избирательная система (избирательное право); - президентская власть; -законодательная власть; -исполнительная власть; -государственная власть субъектов; -судебная власть и прокуратура; -местное самоуправление; -порядок внесения поправок и пересмотр Конституции. Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех

сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права. Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить: • по специфике правового

воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д; • по особенностям механизма действия конституционно - правовых норм, способам их реализации. Действие норм может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера; • по степени

конкретной направленности конституционно - правового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения; • по субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других - ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам.

Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей; • по способу правовой защиты действия конституционно - правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно - правовые нормы, путём отмены соответствующих неправомерных актов и действий; • по специфике форм выражения охватываемых данным

институтов правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве; • по видовому характеру норм соответствующего конституционно - правового института. В одних институтах преобладают нормы - принципы, нормы - цели, нормы - дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия; • по степени и масштабам включённости других отраслей права в реализацию

целей, заложенных в содержании конституционно - правовых норм. Нормы некоторых конституционно - правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно - правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно - правового регулирования; • по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного

права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно - правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно - правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным

правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом; • по функциям, присущим каждому конституционно - правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования; • по принципам, свойственным каждому

из конституционно - правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института. Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли. 2 Анализ источников конституционного права 2.1 Конституция РФ, как основный источник конституционного права

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации (N 20 от 09.01.96 и N 173 от 10.02.96 )на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении

N 15-П от 28.11.95 представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России. К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие: нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер и являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать,

в частности, новые институты, изменять систему государственных органов; 2) в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами; Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных

в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством.

4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15); 5) в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и

опубликования; 6) значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности; 7) Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов

общественной деятельности. Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник конституционного права служит формой установления норм, составляющих ядро данной отрасли, всего государственно-правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет. 2.2 Федеральные Конституционные законы как источники конституционного права Следующим источником конституционного права России являются федеральные конституционные законы.

Идея таких законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции Российской Федерации. По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы

Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам"). Нельзя, однако, не признать определенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это, например, имеет место в Италии или Франции. К числу федеральных конституционных законов относятся: вставить Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам,

предусмотренным Конституцией. Вопросы, подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральными конституционными законами, упоминаются в 13 ее статьях. Это: • чрезвычайное положение (ст. 56, 88); • военное положение (ч. 3 ст. 87); • образование новых субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 137); • порядок принятия в Российскую

Федерацию новых субъектов (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137); • порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 66); • описание и порядок официального использования государственных символов - государственного флага, герба, гимна (ч. 1 ст. 70); • порядок назначения референдума (п. "в" ст. 84); • статус Уполномоченного по правам человека (п. "д" ч.

1 ст. 103); • порядок деятельности Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 114); • судебная система (ч. Зет. 118, ч. Зет. 128); • порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135). Нетрудно заметить, что перечисленные вопросы охватывают не всю материю конституционного характера, оставшуюся за пределами действующей Конституции.

Это относится, например, к самой процедуре принятия федеральных конституционных законов, а следовательно, и поправок к главам 3-8 Конституции, к процедуре заключения договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, да и еще ко многим вопросам. Значительная часть правоведов склонна толковать часть 1 статьи 108 Конституции таким образом, что исключается возможность принятия федеральных конституционных законов

по вопросам, не входящим в приведенный выше перечень. Отсюда следует, что не включенная в этот перечень конституционная материя должна регулироваться обычными федеральными законами, а это позволяет майоризировать 50 % минус 1 состава каждой палаты Федерального Собрания (разумеется, если с этим будет согласен Президент Российской Федерации), т. е. принять конституционное по своему характеру решение, с которым

не будет согласна почти половина законодателей. Поэтому представляется более правильной позиция, согласно которой по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень. Федеральное Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют конституционный характер. Однажды оно уже так и поступило, урегулировав федеральным конституционным законом "

О референдуме Российской Федерации"1 N 2-ФКЗ от 10.10. 1995 года институт федерального референдума целиком, а не только применительно к порядку его назначения, как буквально предусмотрено Конституцией. Пока что действуют всего три федеральных конституционных закона: один, как упоминалось, регулирует федеральный референдум, а два - институты судебной власти, причем не в полной мере. Указать Промедление с принятием остальных таких законов отрицательно сказывается на демократическом

развитии нашего государства. 2.3 Указы и распоряжения Президента РФ Такие акты весьма обычны для главы государства. В Конституции указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и что они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы и распоряжения

Президента относятся к числу подзаконных актов, т.е. могут быть отменены законом. Указы Президента могут быть нормативными (см. ч. 2 ст. 125 Конституции) и ненормативными. Нормативные акты издаются на основании определенных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Ненормативные - это акты применения Президентом какого-то закона; по времени действия и по кругу лиц,

на которых они распространяются, они носят ограниченный характер. Президент издает указы в пределах своей компетенции. В первое время после вступления в силу Конституции 1993 г. Президент был вынужден издавать нормативные указы по широкому кругу вопросов, которые сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие законы.

Распоряжения Президента сравнительно редко носят нормативный характер, но таковые все же встречаются. Распоряжение Президента РФ "Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью" от 26 июля 1995 г. вносит серьезные нормативные изменения и дополнения в Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности. Аналогичные правовые акты для своих территорий издают президенты и главы администраций (губернаторы)

республик и других субъектов Российской Федерации. 2.4 Регламенты палат Федерального собрания и декларации Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания. Эти акты принимаются каждой палатой только для организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой и подписи

Президента. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением законодательного процесса (создание комиссий и комитетов, порядок прохождения законопроектов и т.д.). Это нормативные акты с узкой сферой применения. В правовой форме декларации были приняты важные конституционно-правовые нормы: Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и аналогичные акты в ряде республик

- субъектов Российской Федерации, Декларация о языках народов России (25 октября 1991 г.). Все они были приняты высшим законодательным органом страны - Съездом народных депутатов или Верховными Советами республик. Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Эти принципы реализованы в принятой в 1993г. Конституции

Российской Федерации. Конституция не содержит какого-либо упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об их юридической силе и о порядке принятия. Парламент вправе принимать подобного рода акты без притязания на их высшую юридическую силу и в порядке обычной законодательной процедуры. 2.5 Постановления Правительства и Конституционного суда РФ Поскольку

Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации (ст. 115 Конституции). Не все постановления Правительства имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами, т.е. должны соответствовать

Конституции, законам и указам Президента Российской Федерации. Акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления Правительства России являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и совместному ведению

Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции). К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции. С формальной точки зрения Конституционный

Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стоят выше актов парламента и Президента, но по существу он таковым является. Следует оговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию не только при разрешении дел, рассмотренных по пенициальным запросам управомоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке

конституционности нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной части постановлений, а, следовательно, вряд ли может, безусловно, считаться нормой. Постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешением споров о компетенции (ч.

3 ст. 125 Конституции), тоже, как представляется, должны содержать нормы конституционного характера. 2.6 Договора и соглашения Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного

права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. По аналогии с рядом зарубежных конституций (США и др.) Конституция устанавливает примат международного права по отношению к внутреннему, указывая, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта конституционная норма будет иметь растущее значение

в связи со вступлением России в Европейское Сообщество, в котором действует наднациональный парламент, обладающий законодательной функцией. Законы, принятые этим парламентом, являются источником конституционного права каждой входящей страны. К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Россия. Такие акты, еще не вошедшие в практику, в будущем, возможно, будут приниматься

Межпарламентской Ассамблеей и наднациональными исполнительными и судебными органами. Процедура их принятия и юридическая сила пока не определены. В практику Российской Федерации все шире входят внутренние договоры и соглашения. Важным источником конституционного права ос тается Федеративный Договор от 31 марта 1992 г которым были закреплены основы взаимоотношений

Российской Федерации и ее субъектов. Другой пример: Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 г которым было проведено разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Федерации и Республики Татарстан. 2.7 Акты представительных органов местного самоуправления.

Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов. В конституционном праве ряда зарубежных государств в качестве источника конституционного права признают обычаи и доктрины (взгляды крупных ученых-юристов). Это связано со структурой права, сложившейся исторически.

Но в российской конституционно-правовой практике для этого пока нет оснований. Заключение На основании проделанной работы можно сделать вывод, что источники конституционного права имеют колоссальное значение для укрепления правового государства. Совершенство рассмотренных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные

рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве. Усовершенствования источников конституционного права современной России должно быть следующим: При улучшении форм права надо внимательно учитывать юридические традиции

России и брать лучшее из дореволюционной правовой системы. В конституционном праве РФ необходимо зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых

актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы. В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источники конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от

качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве. Конституция Российской Федерации является основным источником отрасли конституционного

права, главным законом, находится на вершине всей структуры законодательных и других нормативных актов, она устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционного - правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет. Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами - напротив, создаёт принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство

конституционно - правового регулирования. Система права, говоря образно, наводит своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание всё же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципы конституционного права: суверенитет народа, естественное

право, приоритет охраны прав и свобод, разделение властей, независимое правосудие, правовое государство. Знание Конституции страны необходимо её гражданам, чтобы:  осознавать свои права и свободы, предоставляемые Основным Законом;  применять конституционно закреплённые права в собственных интересах и в интересах сограждан;  использовать реальные возможности правовой защиты своих интересов, гражданских прав и свобод. Глоссарий № п/п

Понятие Определение 1. Доктринальные источники конституционного права мнения наиболее известных ученых-юристов (прошлого), к которым обращаются в случае, когда пробел в конституционном праве не может быть заполнен статутом или зарегистрированным решением суда 2. Закон юридический акт: принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения; регулирующий наиболее важные общественные отношения; обладающий наибольшей

юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства 3. Источники права формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм. Основными источниками права являются: нормативно-правовые акты и правовые обычаи; судебные прецеденты; международные и внутригосударственные договоры 4. Конституция писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые: - провозглашают и

гарантируют права и свободы человека и гражданина; и - определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти 5. Конституционное право система внутренне согласованных правовых норм, закрепляющих и регулирующих группу общественных отношений, которые обуславливают: социально-экономическое, политическое и территориальное устройство государства; осуществление основных прав и свобод человека и гражданина; - систему государственной

власти; и - систему внутреннего самоуправления 6. Конституционное соглашение источник конституционного права; правила политической практики, которые неукоснительно соблюдаются и считаются обязательными для тех, кого они касаются 7. Кодексы поведения вспомогательные источники права международной торговли; правила, кодексы и иные документы международных организаций 8. Право - социальный институт; система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства 9.

Фикция созданное искусственным путем историческое или догматическое основание для известных юридических правил, требуемых с точки зрения справедливости, но не могущих быть обоснованными средствами действующего права Список использованных источников 1. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 2008 года). М.: Бек, 2009. 2. Баглай М.В. Конституционное право

Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2005. 3. Государственное право Российской Федерации./ Под ред. Кутафина О.Е. М.: АСТ, 2006. 4. Катков Д.Б Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 2007, с.28 5. Коваленко

А.И. Наука государственного конституционного права Российской Федерации М 2005. 6. Козлова Е.И. Конституционное право России. М.: Юрист, 2007. 7. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 2006. 8. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: БЕК, 2009. 9.

Куликов В.И. Конституционное право РФ. М.: Высшая школа, 2005. 10. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юрист. 2005. С. 165 11. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2006. С.387. 12. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации М.: Ассоциация авторов и издателей "

Тандем". Издательство ЭКМОС,2006. 13. Сборник законодательства по конституционному (государствен¬ному) праву Российской Федерации. Ростов н/Д 2007. 14. Стрекозов В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. Учебник М 2008. Приложение А



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 25 советов по улучшению концентрации и работоспособности
Реферат Остеохондроз и его профилактика
Реферат Состояние культуры в России XVII в
Реферат Георг Александр Пик
Реферат Монополии и их место в структуре экономики
Реферат Анализ стихотворения Тютчева Я Встретил Вас и всё былое
Реферат Лирическое и эпическое в романе Евгений Онегин
Реферат Выявление психологических механизмов агрессии в поведении подростков и условий ее преодоления
Реферат Разработка синтаксического распознавателя вычисляемого оператора перехода языка FORTRAN
Реферат Изменения в правовом регулировании производства и оборота спирта алкогольной и спиртосодержащей
Реферат Нэш, Дуглас
Реферат Lucas V South Essay Research Paper Lucas
Реферат Система денежных расчетов
Реферат Differences In Tradition And Culture Essay Research
Реферат Сравнительно-культурологический анализ эпических произведений на материале адыгского эпоса "Нарты" и германского эпоса "Песнь о Нибелунгах"