Реферат по предмету "Мировая экономика"


Особенности монополизма в экономике Республики Беларусь

--PAGE_BREAK--2 Монополизм в РБ: предпосылки и особенности


Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

Процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике.

Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления н финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.

В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень и развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались при отсутствии капитана, как правило, путем преобразования (переименования) предприятии в акционерные общества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут свободно продаваться на рынке.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными — в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые — даже на грани банкротства.

Монополизм — это господство на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединяющихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих аналогичный товар, контроля цен.

В бытность СССР белорусский народнохозяйственный комплекс был включен в систему союзного разделения труда и специализировался на автомобилестроении, приборостроении, станкостроении, тракторостроении, химической и деревообрабатывающей промышленности. До распада СССР 20 крупнейших предприятий республики выпускали около 60% всей продукции. В промышленности Республики Беларусь достигнут высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах.

Как и везде в мире, в Беларуси государственная монополия присуща сферам деятельности, обеспечивающим институтам власти и управления выполнение функций, связанных с обороной и безопасностью государства, а также занятым производством и реализацией ряда товаров и услуг, в числе которых — оружие, лекарства, ядохимикаты, ликеро-водочные и табачные изделия, драгоценные металлы.

Большинство предприятий автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, станкостроения, радиоэлектронной и приборостроительной промышленности являются узкоспециализированными, сосредоточившими в себе 90-100% объема производства многих видов продукции. выпускаемой в республике. Это Оршанский льнокомбинат, Гомельский химический завод, солигорский «Беларуськалий», завод «Атлант» и т.д[2, с 67].

Различают естественную и искусственную монополию.

Естественная монополия — система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

На начало 2006 г. в Государственный реестр субъектов естественных монополий республиканского уровня включено 30 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в условиях естественных монополий следующих сфер:

-                     транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

-                     транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

-                     передача и распределение электрической и тепловой энергии;

-                     централизованное водоснабжение и водоотведение;

-                     услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

-                     услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

-                     услуги транспортных терминалов, аэропортов;

-                     обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

В отличие от естественных монополий, чей монополизм обусловлен технологическими и экономическими факторами, и государственных монополий, обеспечивающих выполнение функций, связанных с обороной и безопасностью государства, а также занятых производством и реализацией специфичных видов товаров, услуг (ликеро-водочные и табачные изделия, лекарства, яды и др.), искусственные монополии образовались в результате чрезмерной концентрации и специализации производства, административного установления хозяйственных связей и других факторов.

Высокая степень монополизации республиканского рынка характернадля крупных предприятий (по стоимости фондов, численности персонала, объему производства и др.) высокотехнологичных отраслей машиностроения и нефтехимического комплекса.У потребителя этой продукции, как правило, отсутствуют возможности ее замещения, что порождает жесткую зависимость от поставщиков-монополистов. По конечной машиностроительной продукции (автомобили, тракторы, станки, другие виды) подобная зависимость менее заметна. Такая особенность свойственна рынкам, которые характеризуются высокой взаимозаменяемостью товаров и значительным их ввозом из-за пределов республики.

В деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности преобладают средние и малые предприятия, продукция которых в целом однородна, нет жесткой технологической зависимости потребителей от поставщиков, что благоприятствует конкуренции. Однако и здесь складываются монополизированные рынки в силу неразвитости складской, сбытовой, информационной и транспортной инфраструктуры. Предприятия этих отраслей, работая в значительной мере на потребительский рынок, зачастую не имеют прямых контактов с покупателями, поскольку реализация большей части продукции происходит через систему торговых и оптово-закупочных организаций, что сдерживает развитие конкурентных отношений.

Вместе с тем в результате процессов реформирования собственности, развития предпринимательства, демонополизации экономики в республике сформировались рынки с удовлетворительной конкурентной структурой в таких отраслях промышленности, как пищевая, легкая промышленность строительных материалов, лесная и т.д.

Длямногих рынков сельского хозяйства характерна монопсония, то есть рынок, на котором имеется лишь один покупатель. Это в полноймере относится к местным локальным рынкам областей, районов. В качестве такого покупателявыступают предприятия по переработке и хранению сельскохозяйственнойпродукции.

Монопсония сложилась в значительной мере исторически в силу того, что поставка сельскохозяйственной продукции предприятиям по ее переработке и хранению осуществляется не на экономической основе, а путем административного закрепления поставщиков к потребителю. При данной форме реализации сельскохозяйственные предприятия имеют возможность продажи своей продукции только конкретному покупателю. Последний, в свою очередь, может закупать сельскохозяйственную продукцию в строго определенных сырьевых зонах. К этому следует добавить и ограниченность (отсутствие) специальных транспортных средств для доставки скоропортящейся продукции (овощей, плодов, ягод, молока) на предприятия по ее переработке и хранению. В такой ситуации зачастую отсутствует свобода в выборе поставщиков и потребителей.

Факт доминирования, в соответствии с Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках, утвержденной постановлением Министерства экономики РБ от 17 октября 2002г. № 229, устанавливается в случае, если величина доли на соответствующем рынке превышает предельные величины.

Если доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину: факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется исходя из стабильности его доли на товарном рынке относительно размера на нем принадлежащих конкурентам долей, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных характеризующие его критериев.

В течение 2005г проведен мониторинг 60 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения. По состоянию на 1 января 2006 г. в Госреестре состоят 190 хозяйствующих субъектов. В сравнении с 2000г. прослеживается четкая тенденция сокращения количества хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках РБ. На конец 2005г. их количество уменьшилось почти на 40%(см. Табл. 1).
Таблица 1 – Количество хозяйствующих субъектов, включенных в Госреестр



Советом Министров утверждены следующие предельные уровни рентабельности на товары, производимые и реализуемые организациями-монополистами на территории Беларуси(см. Табл. 2)[3, с. 24-25, 29].
Таблица 2 – Предельные уровни рентабельности на товары, производимые и реализуемые организациями-монополистами на территории Беларуси



По результатам проведенного в январе-августе 2008 г. Департаментом ценовой политики Минэкономики мониторинга более 30 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения на товарных рынках установлен факт монополизма:

-                     ПРУП облгазы (ПРУП «Брестоблгаз», ПРУП «Витебскоблгаз», ПРУП «Гомельоблгаз», ПРУП «Гроднооблгаз», ПРУП «Минскоблгаз», РУП «Мингаз», ПРУП «Могилевоблгаз» по товарной позиции «распределение газообразного топлива по трубопроводам и его продажа»;

-                     РПУП «Строммашина» по товарной позиции «краны башенные»;

-                     РУП «Главгосстройэкспертиза» по товарной позиции «услуги по проведению государственной экспертизы архитектурных и строительных проектов».

Утратили доминирующее положение на товарных рынках республики:

-                     РТУП «Беларусьторг» по товарной позиции «оптовая торговля каменным углем»;

-                     СМ РУП «Дорстроймонтажтрест» по товарным позициям «строительство и ремонт сооружений на железных дорогах» и «строительство и ремонт сооружений на железных дорогах»;

-                     РУП «Минский вагоноремонтный завод» по товарной позиции «ремонт железнодорожных вагонов»;

-                     КУП «Новогрудский завод металлоизделий» по товарным позициям «стеллажи библиотечные мобильные» и «стеллажи библиотечные стационарные».

Все они включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Всего в этом Реестре (республиканский уровень) по состоянию на 19.08.2008 г. находятся 153 хозяйствующих субъекта[4].

Однако уже на 01.04.2010 г., согласно списку, опубликованному на сайте Минэкономики, монополистами признано 157 предприятий и организаций. Наибольшее их количество зафиксировано в машиностроении и металлообработке (56), отраслях производственной и социальной инфраструктуры (24), химической и нефтехимической (19), пищевой (17) и в промышленности строительных материалов (14). В этом списке значатся крупнейшие отечественные предприятия, в т.ч. МАЗ, МТЗ, Амкодор, БелАЗ, Гомсельмаш, Белкалий, Белшина, Нафтан, Мозырский НПЗ, БМЗ, Велком, МТС и др.

На сайте Минэкономики также размещен госреестр естественных монополий. Таковыми в соответствии с Законом 2034-XII являются организации, которые, с точки зрения антимонопольного органа, при отсутствии конкуренции способны удовлетворять спрос на товарном рынке эффективнее. Сейчас в списке «эффективных монополистов» 29 организаций: в сфере услуг по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам (10), по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению (6), связи (2), по услугам транспортных терминалов, аэропортов, железной дороги, обслуживанию воздушного движения (11).

Таким образом, по мнению Департамента ценовой политики Минэкономики, позитивным для белорусской экономики является монопольное положение Белтелекома, Белпочты, БЖД и некоторых других.

Реальный путь преодоления монополизма – демонополизация экономики, децентрализация управления, разгосударствление и приватизация, создание альтернативных производств, формирование необходимых элементов инфраструктуры[5].

Демонополизация – снижение концентрации производства товаров (продуктов, услуг) и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках. Демонополизация экономики ставит свой задачей формирование конкурентных отношений в сферах производства и обращения товаров и услуг, финансов. В рамках задач построения экономики рыночного типа и интеграции в мировое хозяйство демонополизация является одной из важнейших составляющих рыночных реформ.

Цель, основные задачи и принципы демонополизации экономики отражены в первом в истории Беларуси антимонопольном законе «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 12 декабря 1992г., действующего в редакции закона от 10 января 2000г. комплексных программ демонополизации народного хозяйства РБ на 1993-1994 гг., в Программах демонополизации и на 1998-1999 г.

Одним из приоритетных секторов экономии при проведении демонополизации были определены торговля и общественное питание. Продолжающаяся структуризация сферы торгового обращения создала условия для формирования конкурентной среды внутренней и внешней торговли.

Главным в проведении демонополизации должна быть не борьба с монополизмом вообще, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, для становления предпринимательства и конкуренции.

Конкурентоспособность экономики любой страны во многом определяется наличием сектора многоотраслевых или вертикально интегрированных корпораций, в рамках которых достигается концентрация промышленного капитала, инвестиционных ресурсов, наукоемких технологий и высококвалифицированных кадров. Такой корпоративный сектор может по праву рассматриваться базис современной конкурентной экономики.

Вместе с тем мировая практика показывает, что неконтролируемые процессы концентрации капитала могут привести к нежелательным последствиям. Корпоративные структуры являются одной из форм монополизации экономики.

В условиях Беларуси создание финансово-промышленных групп (ФГП) возможно в перспективных отраслях – нефтехимической, радиоэлектронной, деревообрабатывающей, медицинской, топливно-энергетическом комплексе и др.

На макроуровне интеграция осуществляется путем формирования в экономике страны хозяйственных блоков – кластеров, включающих фирмы, организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением. В настоящее время для эффективного развития конкурентной среды в Республике Беларусь необходимо создание кластеров, ориентированных на: промышленное производство; в отраслях, связанных с «новой экономикой»; информационные технологии и т.д. Необходимо также создание таких кластерных структур, как технопарки и технополисы.

В Беларуси функции действующих технопарков в основном сведены к поддержке, оказанию сервисных услуг и посреднической деятельности предприятиям, особенно малым, уже наладившим выпуск своей продукции. В стране функционирует 5 технопарков, такие как Национальный инфопарк, Парк высоких технологий, Научно-технологический парк «Метолит», Научно-технологический парк при БГУ, Технологический парк «Могилев».

В настоящее время в Беларуси проводится работа по формированию инновационно-информационного поля, основой которого станет создание академтехнополиса, куда войдут научно-исследовательские организации Национальной академии наук с их научно-производственной базой, а также промышленные предприятия, компании, приступающие к технологическому обновлению производства и внедрению высоких технологий.

Использование эффекта отраслевого, межрегионального и транснационального характера интегрированных корпоративных структур позволит повысить эффективность белорусской экономики.

Формирование рыночных отношений диктует необходимость преодоления государственного монополизма и сокращения прямого регулирования, в т.ч. ценового, использования экономических методов в государственном управлении. Поэтому в последующем ценовое регулирование сведется лишь к регулированию цен на продукцию, услуги, обеспечивающие национальную, продовольственную и экологическую безопасность; антидемпинговому законодательству, направленному на защиту отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции зарубежных компаний. Как и в странах Западной Европы, ценовое регулирование на внутреннем рынке будет заменено более совершенной формой — антимонопольным регулированием.

В его основе — выявление и устранение злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарных рынках, предотвращение сговоров по установлению как монопольно высоких, так и монопольно низких цен, препятствующих вхождению на рынок других агентов, устранение условий неоправданной ценовой дискриминации в отношениях. В тактическом плане для поддержания конкурентной среды пришло время решительно пресекать факты недобросовестной конкуренции, когда усилия хозяйствующих субъектов направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые могут причинить убытки конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Предполагается разрешать подобные прецеденты в судебном порядке[6].
    продолжение
--PAGE_BREAK--3 Проблемы и перспективыантимонопольного регулирования на современном этапе
Проблема монополизма является актуальной не только стран с развитой рыночной экономикой, но и государств, которые переходят от централизованно управляемой к рыночной экономике. Однако следует иметь в виду, что причины существованияэтой проблемы у нихразные.

В Беларуси, как ив других республиках бывшегоСССР, монополизм имеет глубокие исторические корни. Основы монопольной структуры производства и распределения были заложены вРоссии еще до октября 1917 г. (в то время Беларусь входила ее состав) и прямиком проследовали в социалистическую плановуюэкономику.

По своей сути, административный монополизм — это искусственное создание привилегированного положения отдельных субъектов, которое позволяет навязывать своим партнерам и обществу в целом собственные интересы и условия, игнорируя их реальные потребности.

Провозглашение перехода на рыночные отношения отнюдь не уничтожило монопольную структуру нашей экономики. Наоборот, первые шаги в сторону рыночной экономики обнажили ее порочность и сделали ее недостатки очевидными не только для хозяйствующих субъектов, но и для всего населения.

Антимонопольное регулирование в рыночной экономике сопровождается уменьшением злоупотреблении со стороны монополий, в национальной экономике — появлением новых видов монополий и форм их проявления.

Реформы 90-xгодов в белорусской экономике сопровождались дезорганизацией управления, укреплением монопольных структур, ростом негосударственных образований спекулятивно-коммерческого типа, их сращиванием с государственными формированиями, сопровождаемым скрытым подкупом должностных лиц.

Особенностями переходного периода является резкая активизация антимонопольной направленности экономической политики, энергичная деятельность антимонопольных органов в начале 90-х годов и столь же резкий их спад к настоящему времени.

Анализ белорусских программ демонополизации экономики и антимонопольного закона, а также итогов пятилетнего периода их реализации показал, что в республике произошла трансформация общественно-экономической системы, выразившаяся в усилении монополизма и криминализации бизнеса, приведших к неэффективной экономике и отсутствию рыночной конкуренции.

Эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном аппарате. Антимонопольное регулирование не позволило создать правила поведения субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Государственное антимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе ситуации па товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется состоянием государственной статистики как с точки зрения методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др.

Отечественная статистика не содержит многих необходимых сведений, позволяющих провести достаточно полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Информационный голод не уменьшается, а по ряду позиций растет. Монополия на информацию развивается вследствие коммерциализации информационной области. Без реформы системы экономических отношений, соответствующей институциональной среды антимонопольное регулирование не может быть эффективным.

Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.

Проведение эффективной антимонопольной политики невозможно без соответствующей правовой базы. В Республике Беларусь 10 декабря 1992 г. Верховным Советом был принят закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», который введен в действие с 1марта 1993 г.

Закон, с одной стороны, определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности, а с другой – направлен на создание условий для развития конкуренции в целях эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей.

В Законе определены цели, объекты и методы антимонопольного регулирования, а также задачи, функции и полномочия образованного с этой целью Государственного комитета РБ по антимонопольной политике – в настоящее время он называется Департаментом антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики

В Законе дается определение понятий «доминирующее положение» и «государственная монополия». Доминирующее положение на товарном рынке (доминирующее положение) — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.

Законом запрещается деятельность         хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, если она имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей посредством:

-                     создания препятствий для доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

-                     изъятие товаров из обращения, ограничения производства, имеющие целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

-                     установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

-                     заключения и (или) исполнения договора, в котором навязываются невыгодные, не относящиеся к предмету договора условия для контрагента;

-                     заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами;

-                     заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;

-                     включение в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и др.

Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:

-            осуществления контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарномрынке;

-            принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

-            осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;

-            осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

-            оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и др.

В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и тарифов, иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта с целью установления факта злоупотребления таким положением.

Принятие мер для осуществления реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, осуществляется с учетом одного или нескольких условий:

-                     возможности организационного обособления предприятий или их структурных единиц;

-                     отсутствия тесной технологической взаимосвязи предприятий, структурных единиц;

-                     разграничения сфер деятельности предприятий, структурных единиц в рамках узкой предметной специализации;

-                     невозможности в силу причин экономического или политического характера привлечения других контрагентов на соответствующие товарные рынки.

Государство осуществляет контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновениюилиусилению доминирующего положения на товарных рынках.

Антимонопольныйорган вправе дать согласие (или отказать) на создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, если это не приведет квозникновению или усилению их доминирующего положенияна товарном рынке и (или) ограничению конкуренции.

В целяхсодействия развитию товарных рынков и конкуренции антимонопольный орган может направлять соответствующим государственным органам и хозяйствующим субъектам предложения об (о):

-       изменении сфер применения свободных или регулируемых цен, в том числе об установлении предельных цен либо предельного норматива рентабельности товаров, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке;

-       создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;

-       привлечении иностранных инвестиций;

-       финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения на товарном рынке отдельных хозяйствующих субъектов и других мер экономического протекционирования;

-       лицензировании экспортно-импортных операций;

-       внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства имеют право общественные организации потребителей, другие общественные объединения, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Они вправе:

-       подавать в антимонопольный орган заявления о фактах нарушения антимонопольного законодательства и вносить предложения по их устранению;

-       обращаться в суд с исками в защиту прав, свобод и законных интересов своих членов и других лиц от деяний, нарушающих антимонопольное законодательство;

-       проводить собственную экспертизу на соответствие действий фирм требованиям антимонопольного законодательства и информировать общественность о результатах экспертизы.

Запрещаются соглашения государственных органов с хозяйствующим субъектом, которые имеют своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам „ законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе соглашения, направленные на:

-       раздел товарного рынка по территориальному принципу; повидам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам, по кругу потребителей;

-       исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

-       незаконное повышение, снижение или поддержание цен. Государственным органам запрещается принимать (издавать)

-       акты, заключать соглашения, совершать иные действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан.

В случае совершения хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами противоправных деяний антимонопольный орган выносит предписания об устранении их вредных последствий, а также налагает на виновных административные штрафы.

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных решений (предписаний) антимонопольного органа по решению суда с виновных хозяйствующих субъектов взыскивается штраф в размере до 10 % дохода за год, предшествующий совершению правонарушения.

Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом, взыскивается судом и направляется в бюджет.

Таким образом, некоторые правовые нормы антимонопольного закона Беларуси перекликаются с нормами антитрестовского законодательства США. Вместе с тем в Законе нашли отражение особенности экономики Республики Беларусь, структуры управления и специфика ее правовой системы[7, с 177-181].

Очередным этапом антимонопольного регулирования является период 2002—2003 гг., когда 16 декабря 2002 г. был принят закон «О естественных монополиях», а 2 декабря 2002 г. — закон «О противодействии монополистической деятельности и развитей конкуренции» от 10 декабря 1992 г. дополнен отдельной главой 4 «Недобросовестная конкуренция». Начиная с 2002 г. общие принципы антимонопольного регулирования были распространены на особые сферы экономики — финансовые рынки, банковскую среду, отрасли естественных монополий. Приняты также законы применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота, такие как закон «О защите прав потребителей» (2002 г., является новой редакцией закона аналогичного названия от 19 ноября 1992 г.), закон «О рекламе» (1997 г.), а также различные нормативные документы, которые способствовали более четкому пониманию цивилизованной конкуренции.

Необходимо отметить, что отдельные предприятия и объединения таких отраслей (подотраслей), как промышленность, энергетика, транспорт, связь, строительный комплекс не претерпели заметных организационно-структурных преобразований, что стало причиной сохранения в них неконкурентной среды и доминирующего положения на республиканском и местных рынках товаров (работ, услуг) субъектов этих отраслей, а также высококонцентрированных рынков.

В Беларуси свидетельством монополизма (установления факта доминирования хозяйствующего субъекта) служит владение не менее чем 30% рынка товаров народного потребления и услуг и 45% рынка товаров производственно-технического назначения. При покупке акций антимонопольный орган осуществляет контроль (дает согласие на дальнейшее приобретение), если покупатель завладеет более чем 25% акций[3, с 72-73].

Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

В целях совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

Указ Президента Республики Беларусь направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В Указе расширяются права антимонопольного органа, в части:

-       возможности применения действенных мер, направленных на пресечение монопольных действий органов управления и юридических лиц, приводящих к ограничению или устранению конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию;

-       заключения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашений, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

-       обращения в установленном порядке в суды без уплаты государственной пошлины с исковыми заявлениями (жалобами) о признании недействительными договоров (соглашений), заключенных (совершенных) в нарушение антимонопольного законодательства;

-       осуществления иных прав, определяемых другими законодательными актами и постановлениями Правительства.

Реализация указанных прав позволит антимонопольному органу проводить эффективную государственную антимонопольную политику.

Указ расширяет права антимонопольного органа по пресечению действий (бездействия), в том числе по отмене не соответствующих законодательству правовых актов, совершенных (изданных, принятых) государственными органами, объединениями юридических лиц, результатом которых может являться ограничение конкуренции.

Практика рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что нарушения антимонопольного законодательства допускаются, прежде всего, органами управления, объединениями юридических лиц.

Данная норма не является наделением антимонопольного органа дополнительными полномочиями, а конкретизирует права, предоставленные антимонопольному органу Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Указ позволит упростить действующий порядок и административные процедуры, осуществляемые антимонопольным органом при государственном антимонопольном контроле за экономической концентрацией посредством введения пороговых значений.

Введение пороговых значений не является новой административной процедурой, а наоборот сократит количество обращений в антимонопольный орган по вопросам согласования приобретения юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.

Введение пороговых значений исходит из многолетней практики антимонопольного органа Республики Беларусь и согласуется с мировым опытом (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Межгосударственного совета по антимонопольной политики СНГ (МСАП), Международной конкурентной сети, ФАС РФ, Антимонопольного комитета Украины) в области конкурентной политики, при котором в антимонопольном законодательстве в качестве критериев пороговых значений для получения согласия антимонопольного органа при экономической концентрации применяются стоимость активов или годовой оборот компаний.

В Указе на законодательном уровне закрепляется право антимонопольного органа заключать соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, в которых определяются:

-       обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц;

-       пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

В соответствие с нормами Указа организации – монополисты принимают на себя обязательства по недопущению нарушения антимонопольного законодательства и соблюдению пределов изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в условиях освобождения от обязанности формирования (применения) регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), предусмотренной для юридических лиц, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Такая мера, с учетом проводимой политики по либерализации условий ведения бизнеса, позволит применять в отношении предприятий – монополистов более прогрессивный метод регулирования, позволяющий им развиваться, не осуществляя при этом противозаконную монополистическую деятельность.

В 2010 году планируется:

-       разработка законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам административной ответственности», предусматривающего, в том числе усиление административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, введение прямых запретов на все формы недобросовестной конкуренции, введение экономической ответственности.

-       в качестве меры, обеспечивающей эффективность проведения государственной антимонопольной политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом.

Также одним из направлений реформирования в области антимонопольной политики планируется вместе с антимонопольными органами стран СНГ провести совместные расследования на рынках цемента и зерна. В частности, антимонопольные органы уже имеют опыт проведения совместных расследований на рынке авиаперевозок, касающиеся озабоченности с ростом цен на перевозки, качеством услуг в этой сфере. Аналогичное совместное расследование проводится на рынке телекоммуникаций. Оно касается мобильной связи, цен на услуги роуминга, IP-телефонии. В этом секторе тоже имеются элементы монополизма. Но здесь только приступили к проведению расследования[8].




    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Antigone Essay Research Paper After filling up
Реферат Апаратно-програмний субмодуль це комплекс апаратних та програмних засобів, які забезпечюють обробку навігаційпої інформації та обчислення координат рухливого об’єкта. Апаратно-програмний субмодуль вміщює до себе такі складові частини
Реферат Мегаполисы
Реферат Cocaine Essay Research Paper Cocaine is an
Реферат Communication In Organizational Setting Essay Research Paper
Реферат Анализ качества конкурентоспособности экспортной продукции
Реферат Организационные основы занятий различными оздоровительными системами в свободное время
Реферат Местоимения one, no one и выражение flesh and blood в авторском повествовании как средств создания связности текста
Реферат Проектирование новой модели женского демисезонного пальто
Реферат Метафизика Аристотеля
Реферат Unix The Alpha And The Omega Essay
Реферат Литература - Офтальмология синдром красного глаза без снижения зрительной
Реферат Управління формуванням та облік власного капіталу підприємства
Реферат Екологія та економіка (минуле, сучасне, перспективи)
Реферат Психология чувства в трагедии Г. Клейста "Пентесилея"