Реферат по предмету "Мировая экономика"


Основные современные направления и школы экономической теории

--PAGE_BREAK--Сегодня наиболее полным признано следующее определение предмета экономической теории:
Общая экономическая теория — это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.
В этом определении содержатся следующие ключевые характеристики предмета экономической теории:
• присутствует поведенческий аспект,
• подчеркивается редкость и ограниченность ресурсов,
• выделяется то, что экономическая теория изучает закономерности и факторы экономического развития и роста в пофазной динамике воспроизводства: в производстве, распределении, обмене и потреблении.
Экономическая теория включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (функционирование национальной экономики в целом); выделяются также мезоэкономика (поведение подсистем национальной экономики) и метаэкономика (поведение мировой экономики в целом).
Экономическая теория является методологической основой для целого комплекса конкретных экономических наук: отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства, непроизводственной сферы); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика), историко-экономических.
Экономическая теория является основой экономической политики. Вместе с тем не стоит отождествлять экономическую теорию и экономическую политику.
Экономическая политика — это целенаправленная система мероприятий государства по регулированию национального социально-экономического развития.
В экономической политике используются рекомендации и выводы экономической теории. Какие средства следует использовать для преодоления инфляции, стабилизации экономики в условиях ее кризисного развития? Следует ли применять ограничения во внешней торговле по отношению к иностранным партнерам? Какие меры способствуют росту благосостояния населения? На все эти вопросам в арсенале экономической науки имеются полезные рекомендации. Задача политиков, да и населения выбрать те меры, которые наиболее адекватны создавшимся условиям. Для этого важно глубокое знание экономической теории.
Результаты теоретических исследований в экономике имеют важное значение для предпринимательства. Понимание макроэкономических тенденций, овладение методологией микроэкономического анализа важны для принятия оптимальных хозяйственных решений в бизнесе.
Истоки экономической науки мы находим уже в учениях мыслителей древнего мира. Так, в древнеиндийских «Законах Ману» (IV — III в. до н. э) отмечается существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах Конфуция (551 — 479 г. г. до н. э) мы обнаруживаем различение умственного и физического труда; причем, по убеждению мыслителя, первый — монополия высших слоев общества, второй — удел простолюдинов.
Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430 — 345 г. г. до н. э), Платона (427 — 347 г. г. до н. э), Аристотеля (384 — 322 г. г. до н. э) — можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки, так как в них содержатся следующие важные положения
• идея о полезности как основе ценности благ,
• оценка стоимости продукта также и трудом;
• рассмотрение товарного обмена как обмена эквивалентов.
Термин «экономия» (oikonomia) был введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. «Ойкос» — дом, хозяйство; «номос» — учение, закон. Сегодня в русском языке понятие «экономия» используется в другом значении, оно замещено термином «экономика», используемым в следующих значениях:
a) хозяйство (страны, района, группы стран);
b) научная дисциплина, изучающая хозяйство;
c) исторически определенная совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления и образующих определенную экономическую систему.
Все древние мыслители физический, производительный труд считали неприличным занятием для свободного гражданина [3, 89].
Христианство совершило переворот в общественном взгляде на хозяйственную деятельность. По христианскому учению, труд — необходимое и святое дело. В библии мы можем выделить размышления по поводу принципа справедливой цены, общественной, а не индивидуальной оценки ценности благ, о собственности, о богатстве и др. экономических проблемах. Но все эти взгляды в общей сложности не представляли целостного учения.
1.3 Зарождение и развитие основных направлений в экономической теории Как наука экономическая теория возникла в XVI — XVIII веках. Это — период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная школа в мировой экономической науке — меркантилизм (меркантильный — денежный).
Сущность их учения — в специфическом определении источника происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами, первоначально — только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного торгового баланса. Составляющая меркантилизма — политика протекционизма, направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов.
Наиболее известные меркантилисты — Томас Ман (1571 — 1641 г. г) и Антуан Монкретьен (1575 — 1621 г. г). Последний ввел в научный оборот термин «политическая экономия», опубликовав «Трактат по политической экономии» в 1615 г. Первая часть термина проистекает от греческого «политейя» — «государственное устройство». Дословно политэкономия переводится как законы хозяйствования в государстве. Появление термина связано с усилением роли государства в экономической жизни. С тех пор понятие используется с разной интенсивностью как обозначение общей экономической теории.
Англия XVII века была самым экономически развитым европейским государством. Не случайно здесь появилось немало мыслителей — экономистов, среди них — Вильям Петти (1623 — 1686 г. г). Важнейшие его работы: «Трактат о налогах и сборах» (1662 г), «Политическая арифметика» (1646 г), «Кое-что о деньгах» (1682 г). Знаменитый афоризм Петти: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля — его мать».
Шотландец Джон Ло (1671 — 1729 г. г), современник В. Петти, впоследствии ставший генеральным контролером финансов Франции, известен экономистам как «отец инфляции». Понимая, что деньги не являются реальным богатством, он считал, что увеличение количества денег в стране способствует стимулированию предпринимательства, экономическому процветанию. Ло предпринял попытку введения в обращение бумажных денег. Однако в то время еще не созрело понимание необходимости жесткого контроля за денежным обращением и попытка оказалась неудачной: деньги упали в цене десятикратно, это расстроило даже крупные состояния и экономику страны в целом.
Французский экономист Франсуа Кенэ (1694 — 1774 г. г) — глава школы физиократов (термин произошел от греческих слов: phisis — природа, kratos — власть). В центре теоретической системы физиократов — сельское хозяйство, производительным они считали лишь земледельческий труд. «Экономические таблицы» (1758 г) Ф. Кенэ — попытка анализа общественного воспроизводства с позиции установления пропорциональности натуральных и денежных потоков в движении общественного продукта.
Анн Робер Жак Тюрго — французский экономист, финансист, представитель школы физиократов. И сегодня сохраняет ценность «закон убывающего плодородия», который расширительно сегодня трактуется как «закон убывающей производительности (отдачи)». Согласно Тюрго, увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной.
Основоположником классической школы в экономической науке является Адам Смит (1729 — 1790 г. г). Основной его труд — «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г). Центральная идея — идея либерализма в экономике — минимальное вмешательство государства, рыночное саморегулирование на основе свободного движения цен. Экономические регуляторы Смит назвал «невидимой рукой рынка».А. Смит считал, что хозяйственная деятельность осуществляется людьми, склонными к реализации прежде всего собственной выгоды, в этой связи ввел термин «экономический человек». Ориентация на реализацию личного интереса обусловливает, согласно взглядам Смита, упорядоченность в экономических отношениях.
Смит утверждал: «Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь в меру легкие налоги и терпимость в управлении: все остальное сделает естественный ход вещей».
А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости (но не был последовательным ее сторонником), показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, четко сформулировал принципы рационального налогообложения.
Давид Рикардо (1772 — 1823 г. г) — другой представитель английской классической политической экономии. Основной труд Рикардо — «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г). Отличительная черта его научной системы — признание закона стоимости фундаментом, на котором выстраивается в единое целое теория политической экономии. Рикардо считал, что единственный источник стоимости — труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты). Из этого он сделал социальный вывод: прибыль — результат неоплаченного труда рабочего. Рикардо выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, раскрыл механизм образования дифференциальной ренты.
Принцип сравнительных издержек, выдвинутый Рикардо, и сегодня используется для обоснования эффективности международной специализации и кооперирования производства.
Жан Батист Сэй — французский экономист (1767 — 1832 г. г). Маркс называл его одним из первых представителей вульгарной политической экономии. Сэй — сторонник свободной торговли и невмешательства государства в экономику. Он идеализировал систему свободного рынка, отрицал возможность экономических кризисов, допускал возможность перепроизводства лишь отдельных товаров. Сформулировал так называемый «Закон Сэя»: «Предложение рождает свой спрос». Иными словами, спрос в рыночной экономике, в конченом счете, определяется предложением, следовательно, экономика всегда достигает равновесия.
Джон Стюарт Милль (1806 — 1873 г. г) — английский экономист, философ, общественный деятель. «Основания политической экономии и некоторые приложения ее к социальной философии», его главная работа, была написана в 1848 г. Милль дал развернутое и систематизированное изложение положений классической школы. Основной формой преодоления пороков капитализма считал реформирование принципа частной собственности путем ограничения права наследования. Считал необходимым ради улучшения капиталистической системы осуществлять перераспределение доходов. Обосновал принципы рационального налогообложения. Заложил основы буржуазного реформизма.
Марксизм — направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Карл Маркс (1818 — 1883 г. г) — основоположник марксизма, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель. Главный его труд — «Капитал», первый том которого был издан в 1867 г. Важнейшие открытия:
• учение об общественно-экономических формациях;
• выявление исторически преходящего характера капитализма как социально-экономической системы;
• теория воспроизводства и экономических кризисов;
• учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; противоречиях товара;
• учение о прибавочной стоимости, выявление сущности наемного труда и капиталистической эксплуатации;
• оригинальный анализ эволюции форм стоимости и истории возникновения денег;
• сущность абсолютной ренты.
Главное внимание К. Маркс уделял социальным аспектам экономических отношений, антагонизму классов. Практических рекомендаций по усовершенствованию капиталистических отношений не дал, так как не видел их. Опирались на исследования Маркса не только его последователи, но и критики. Догматизм «марксистов» оказал не менее негативное влияние на развитие отечественной экономической мысли, чем критика марксизма.
Социальными аспектами экономических отношений современные экономисты — теоретики Запада только начинают активно заниматься. При этом им неизбежно приходится обращаться к истокам — учению К. Маркса.
Теория маржинализма была сформулирована во второй половине XIX века.
Маржинализм (от английского marginal, «предельный») — теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономических процессы, исходя из крайних величин и состояний.
Первые попытки введения маржинального анализа были сделаны в середине XIX века французским математиком, философом и экономистом Антуаном Курно (1801-1877 г. г). В 40-е годы он опубликовал «Исследования математических принципов теории богатства», где и обозначил основные положения маржинального (предельного) анализа. Работа осталась незамеченной современниками.
Развитие идей маржинализма было осуществлено австрийскими учеными. Укажем их имена и основные работы:
Карл Менгер (1840 — 1921 г. г., — основоположник австрийской школы), «Основания политической экономии» — 1871 г., его ученики: Фридрих фон Визер (1851 — 1926 г. г., «Теория общественного хозяйства» — 1914 г), Евгений Бем-Баверк (1851 — 1914 г. г., «Капитал и прибыль» — 1884 — 1889г. г).
Наиболее значимым вкладом «австрийцев» в экономическую теорию было использование принципиально нового — субъективного — подхода к определению стоимости, суть которого — определение стоимости блага с позиций индивидуальной оценки. По теории предельной полезности, ими разработанной, цена блага определяется полезностью последней, имеющейся в наличии, единицы продукта [13, 70].
Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели. Математический аппарат анализа предельных величин разрабатывался представителями так называемой математической школы:
швейцарцем Леоном Вальрасом (1834 — 1910 г. г). Математик по образованию и научным интересам, он применил математический аппарат к экономическому анализу, разработал модель общего экономического равновесия;
английским экономистом Уильямом Стенли Джевонсом (1835 — 1882 г. г). Джевонс сформулировал математическую интерпретацию предельной полезности, которая используется и поныне; американским экономистом Джоном Бейтсом Кларком (1848 — 1938 г. г). Он систематизировал и развил взгляды маржиналистов, сформулировал теорию предельной производительности, которая используется в современной экономической науке для обоснования распределения доходов.
Современная экономическая теория в западных странах преимущественно называется «Экономикс» и представляет попытку синтеза маржинализма и классической политической экономии. Название «Экономикс» ввел в научный оборот Альфред Маршалл (1842-1924 г. г), профессор Кембриджского университета. Главный труд А. Маршалла — «Принципы экономике» — 1890 г., оставался основным учебником по экономической теории в западных странах вплоть до окончания второй мировой войны. Дж.М. Кейнс — ученик А. Маршалла — назвал его величайшим экономистом XIX века. Маршалл пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен; использовал понятие рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса.
Эволюция терминов «экономика», «политическая экономия», «экономике» и «общая экономическая теория» обусловлены историческими причинами, но, no-существу, являются названиями одной и той же постоянно развивающейся науки — науки об экономической жизни отдельных людей, групп и общества в целом.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.