Реферат по предмету "Психология"


Мышление и речь

Федеральное государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
РЕФЕРАТ: «МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ»
студентаI курса 1103 группы
ДенисоваВладислава Анатольевича
Проверил:ст. пр. Нижегородцева Н. А.
Санкт-Петербург
2010 г.

Оглавление
Введение
Глава1. Понятие о мышлении
Глава2. Классификация мышления
Глава3. Мыслительные операции
Глава4. Формы мышления
Глава5. Этапы решения мыслительных задач
Глава6. Понятие о речи
Глава7. Развитие речи
Глава8. Виды речи
Глава9. Функции, компоненты, свойства речи
Глава10. Речь и мышление: единство, а не тождество
Заключение
Списоклитературы

Введение
Главнойчертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ,является сознание.[1]К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способностьсоздавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов ипонятий.[2]В данной работе мы рассмотрим первые два признака сознания. Мы определим, чтотакое мышление и речь, выясним их классификации, свойства и компоненты, а такжевзаимодействие между ними.

Глава1. Понятие о мышлении
Глубокоеи всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления,являющимся высшим познавательным процессом. Если в ощущениях реальность отражаетсяотдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятиях — всовокупности всех этих качеств, то посредством мышления осуществляется анализтаких особенностей, свойств, признаков предметов и явлений, которые обычноневозможно познать с помощью только органов чувств. И самое главное — с помощьюмышления познается то общее в предметах и явлениях, те связи между ними, которыенедоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность,закономерность объективной действительности. Например, нельзя непосредственно наблюдатьфизиологические процессы в коре головного мозга, нельзя видеть строение атома,развитие человеческого общества тысячу лет назад, однако человек познает изакономерности физиологических процессов, и строение атома, и историючеловечества. Знание закономерностей, процессов, явлений, непосредственно невоспринимаемых, достигается с помощью мышления.
Являясьобобщенным отражением действительности, мышление осуществляется посредствомязыка, слова. И связь мышления с языком сохраняется в любом случае — выражаетли человек свои мысли вслух или думает молча (про себя). В обоих случаяхнаблюдается действие одних и тех же нервных механизмов, использование одних итех же речевых сигналов. Разница заключается лишь в том, что когда человекдумает молча, движение мускулов речевого аппарата ослаблено. [3]
Мышление— это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленныйпсихический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности,процесс поисков и открытия существенно нового.[4]
Вреальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание имышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга.Для мыслительной деятельности существенна ее взаимосвязь не только счувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно изпринципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных.Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным;оно не может быть отвлеченным, опосредованным познанием. Оно имеет дело лишь снепосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятсяперед глазами животного.
Толькос появлениями речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то илииное его свойство, закрепить, зафиксировать понятие о нем в специальном слове.Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она толькои становится непосредственной действительностью для окружающих. Человеческоемышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка.Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Мышление, т.о., существует в материальной, словесной оболочке. Органическая связь мышленияс языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущностьчеловеческого мышления.
Мыслительнаядеятельность — это необходимая основа и для усвоения знаний, и для добываниясовсем новых знаний в ходе исторического развития человечества. В процессеобщественно-исторического развития, познания и преобразования природы и обществавырабатываются и систематизируются научные знания.[5]

Глава2. Классификация мышления
/>
Рис.1. Классификация мышления
Первыйспособ мышления ребенка — наглядно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3лет), то есть мышление в виде практических действий. Маленькие дети познаютокружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками,разбирая их и ломая.
Следующаяступень — наглядно-образное, то есть мышление в виде наглядных образов ипредставлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито ввозрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышлениеопирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы,не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).
Вобразном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров,рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачиявляются не понятия, а образы — чаще зрительные (у музыкантов — слуховые). Онилибо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую рольв этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущегоэтапа является широкое использование словесных конструкций в формировании ипреобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.
Абстрактно-логическое(отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий,символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела сопытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость»и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономическиетермины «баланс» или «прибыль» являются абстрактными понятиями и не могутвосприниматься непосредственно органами чувств человека.
Теоретическое- мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание законови правил.
Практическое- мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решениипрактических задач. Основная задача практического мышления — разработка средствпрактического преобразования действительности.
Дискурсивное(аналитическое) — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а невосприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четковыраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
Интуитивное- мышление на основе непосредственных чувственных восприятий инепосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четковыраженных этапов, является минимально осознанным.
Репродуктивное- мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-тоопределенных источников.
Продуктивное- мышление на основе творческого воображения.[6]

Глава3. Мыслительные операции
Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительныхопераций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации,систематизации, сравнения, обобщения.[7]
Анализ — мысленное расчленение объекта на составляющие егоэлементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализличностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.
Синтез — объединение отдельных компонентов в целое. Обычнососедствует с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, какпсихолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологическийпортрет человека.
Абстрагирование (абстракция — В.Д.) — выделение одной стороныпредмета или явления, которая в реальности как отдельная не существует. Врезультате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взятьпонятие «надежности» как низкой вероятности поломки какой-нибудь разновидностибытовых приборов.
Конкретизация — операция, обратная обобщению, выделение у предметаили явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общимидля класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснивповышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид — с кунжутоми клубничной начинкой.[8]
Классификация — объединение предметов или явлений в группу наосновании их эквивалентности.[9]
Систематизация — это расположение отдельных предметов, явлений,мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку (например,химические элементы в периодической таблице Д.И. Менделеева).[10]
Сравнение — вскрытие сходства и различия между вещами. Результатомсравнения является классификация. Например, менеджер по персоналу сравниваетличностные качества претендентов на вакантную должность (по их аккуратности,исполнительности, энергичности, компетентности и т.д.)
Обобщение — выделение общих существенных свойств в сравниваемыхобъектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяинпекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки,независимо от их размеров и начинок.[11]
Глава4. Формы мышления
Результатыпроцесса мышления существуют в форме суждений, умозаключений и понятий.[12]
Понятие- мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений.[13]Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретныепонятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактныеотражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» — конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.[14]
Суждение- есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами ипризнаками.[15]Суждения могут быть разных видов, что отображено на рис. 2.

/>
Рис.2. Виды суждений
Примерысуждений:
· истинное:«Диплом о высшем образовании выдается студенту после нескольких лет успешногообучения в вузе»;
· ложное:«Диплом о высшем образовании выдается ученику после окончания учебы в среднейшколе»;
· общее:«Все студенты сдают экзамены»;
· частное:«Некоторые студенты пропускают занятия без уважительной причины»;
· единичное:«Студент Иван Разгильдяев дважды провалил экзамен по экономической теории».
Издвух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления — умозаключение .
Умозаключение- такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одногоили нескольких суждений мы получаем новое суждение.
Примеромумозаключения является знаменитый сократовский силлогизм, при помощи которогогреческий философ две с половиной тысячи лет назад пришел к печальной мысли,что он когда-нибудь обязательно умрет (рис. 3).

/>
Рис.3. Структура простого силлогизма[16]
Влогике давно известно о существовании трех видов умозаключения: 1) дедукция, тоесть умозаключение о частном положении (Сократ смертен) на основании общего положения(все люди смертны); 2) индукция — умозаключение общего положения из частного,обобщение частного случая (например, различные тела расширяются под влияниемтепла; следовательно, тепло расширяет любое тело) и наконец, 3) аналогия — из одногочастного случая выводится суждение о другом, похожем частном случае (например,на Земле есть атмосфера и здесь живут люди. На Марсе тоже есть атмосфера.Следовательно, там также должны жить люди).[17]
Глава5. Этапы решения мыслительных задач
Мышление- это процесс движения мысли от неизвестного к известному.[18]
Начальныйэтап поисковой познавательной деятельности — осознание индивидом возникшейпроблемной ситуации. Такие ситуации связаны с необычностью сложившейсяобстановки, внезапно возникшими затруднениями в решении тех или иных вопросов.Акт мышления при этом начинается с осознания противоречивости, неоднозначностиисходных условий деятельности, необходимости познавательного поиска. Осознаниевозникшего познавательного барьера, недостаточности наличных сведений порождаетстремление к восполнению информационного дефицита. Прежде всего формируетсяобъективизация неизвестного — начинается поиск формулировки познавательноговопроса, выяснение того, что необходимо знать или уметь, чтобы выйти извозникшей проблемной ситуации. Проблемная ситуация как бы наталкивает субъектана соответствующую сферу познания — формулируется познавательная проблема.
Второйэтап решения задачи — выявление принципа, общей схемы, возможного способа еерешения. Для этого необходимо видение конкретного явления как проявленияопределенных общих взаимосвязей, объяснение возможных причин явлениявысоковероятностными предположениями – гипотезами. Если задача — информационнаясистема с рассогласованными ее элементами, то гипотеза — первая пробасогласования ее элементов. На этой базе человек мысленно изменяет проблемнуюситуацию в определенном направлении.
Третийэтап решения задачи — проверка выдвинутых следствий. Она осуществляется вразных сферах деятельности различными специфическими средствами. Так, например,следователь, расследуя происшествие, устанавливает систему необходимых в данномслучае следственных действий. Следователь экстраполирует все возможныеследствия из каждой версий на имеющиеся фактические данные, существенноезначение при этом имеет воссоздающее воображение следователя – его способностьобразно представить динамику реально происходившего события, те его признаки,которые неизбежно должны отразиться в окружающей среде, способность следователяоценить и объяснить фрагменты явления в свете логики целого.
Начетвертом, заключительном, этапе решения задачи полученные результатысопоставляются с исходным требованием. Их согласование означает созданиедостоверной информационно-логической модели исследуемого объекта, решениепоставленной задачи. Достоверная информационная модель исследуемого событияформируется в результате проверки такой версии, все следствия которой реальноподтверждены и дают всем фактам единственно возможное объяснение.[19]
Глава6. Понятие о речи
Однимиз основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерностиего физиологического, психического и социального развития, является наличиеособого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общениялюдей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь,необходимо знать язык и уметь им пользоваться.[20]
Обычнов учебниках психологии речь рассматривают в контексте с мышлением. В самомделе, «всякое слово обобщает», поскольку ядро значения слова — понятие, апонятие — форма существования мысли. Членораздельная речь — это специфический человеческийспособ формирования, формулирования и передачи мыслей с помощью средств языка. Историческиречь также возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовойдеятельности, практики. Но речь все же выходит за пределы соотношения смышлением. В значении слова, кроме понятия, присутствуют эмоциональные иволевые компоненты, вообще играющие значительную роль на всех уровнях языковойсистемы. Таким образом, речь коррелирует с сознанием в целом.[21]
Глава7. Развитие речи
Этапыразвития форм речи показаны на рис. 4.

/>
Рис4. Развитие форм речи[22]
Глава8. Виды речи
Существуютразличные виды речи, которые последовательно разви-
валисьв процессе филогенеза (рис. 5).
/>
Рис.5. Виды речи

Особенностидиалога проявляются в следующем:
· автономности(состоит из вопросов, ответов и реплик, которые
самиподдерживают разговор);
· эмоциональномконтакте (без него диалог быстро заканчивается
илипревращается в свою крайнюю форму — допрос);
· ситуативности(диалог всегда привязан к чему-то конкретному,
имеющемузначение для обоих участников).
Впроцессе исторического развития из диалога возник монолог, а затем — внутренняяречь. Письменная речь сформировалась позже всего.
Монолог- это речь одного человека, в течение относительно длительного времениизлагающего свои мысли. Примерами монолога являются лекция, доклад, устный рассказ,выступление. Отличительными особенностями монологической речи является еенепрерывность, низкий уровень невербальных компонентов, связанность, наличиеразвернутых фраз и повторений, что вызвано необходимостью донести свои мысли дослушающих.
Полилог- одновременная речь нескольких человек (примером является митинг).
Внутренняяречь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процессмышления конкретного человека. В отличие от внешней, внутренняя речь имеет свойособый синтаксис. Для нее характерны отрывочность, фрагментарность и сокращённость.
Письменнаяречь — это речь посредством письменных знаков. Первоначально она представляласобой иероглифы и пиктограммы (Древний Египет), ее символы отражали целые словаи даже выражения, и лишь со временем письменная речь стала состоять из букв,обозначающих отдельные звуки. Но и сейчас в некоторых языках отдельные символыобозначают целые слова (китайский, корейский).[23]

Глава9. Функции, компоненты, свойства речи
Человеческаяречь выполняет в процессе общения несколько функций:
· сообщение- обмен мыслями и информацией между людьми;
· выражение- человек высказывает своё отношение к чему-либо (при этом речь часто имеетэмоциональную окраску);
· обозначение- способность давать название предметам и явлениям;
· воздействие- с помощью речи человек может побудить другого человека или группу лиц копределённым действиям или сформировать точку зрения (это происходит в формеприказа).
Выделяют следующие компоненты (стороны)речи:
· содержательная- передача определенной информации посредством словесных значений;
· эмоциональная- отношение к передаваемой информации в виде вербальных и невербальных символов;
· контекстная- наличие в речи явного или скрытого смыслового контекста, которое зависит отконкретной ситуации и часто отражает интересы или потребности собеседников.
Свойства речи — близкое, но несколькодругое понятие. К ним относятся:
· содержательностьречи — определяется удельной насыщенностью
ее мыслями, понятиями и суждениями иличувствами;
· понятностьречи — выражается в использовании небольших, синтаксически простых предложенийи терминов, понятных слушателям;
· выразительностьречи — определяется ее эмоциональной окраской и ее невербальным сопровождением.[24]

Глава10. Речь и мышление: единство, а не тождество
Речь- форма существования мысли, однако неправомерно как отождествлять мысль иречь, так и представлять ее лишь только внешней формой мысли. Поведенческая психология(бихевиоризм) пыталась свести мышление к речи, а мысль — к «деятельностиречевого аппарата». Но любое словесное выражение регулируется содержанием нашеймысли. Поэтому речь не есть совокупность реакций по методу проб и ошибок илиусловных рефлексов: она — интеллектуальная операция. «Нельзя свести мышление кречи и установить между ними тождество, потому что речь существует как речьлишь благодаря своему отношению к мышлению». (С.Л. Рубинштейн.)
Нельзяи отрывать мышление и речь друг от друга. В речи мы формулируем мысль, но,делая это, мы одновременно ее формируем. Речь поэтому нечто большее, чемвнешняя одежда, форма мысли; она включается в самый процесс мышления как форма,связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется.Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в ней исовершается.
Речьи мышление связаны сложными и часто противоречивыми отношениями (ср. отношенияформы и содержания в философии). Речевая (грамматическая) структура предложениячасто не совпадает с логической (мыслительной) структурой суждения, выраженногов этом предложении. Иногда в языке отлагаются и запечатлеваются формы мышлениятой эпохи, когда возникли соответствующие формы речи, эти формы, закрепляясь вязыке, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Речь архаичнее мысли.Уже в силу этого нельзя непосредственно отождествлять мышление с речью,сохраняющей в себе архаические формы. Речь вообще имеет свою «технику». Эта«техника» связана с логикой мысли, но не тождественна с ней.[25]

Заключение
Итак,мы выяснили, что представляют собой мышление и речь. И пришли к выводу, чтосвязанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенныевзаимоотношения с мышлением. Поскольку речь является формой существования мысли,между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество.

Списоклитературы
1.Айсмонтас Б.Б. Общая психология: схемы / Б.Б. Айсмонтас. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. —288 с.
2.Дмитриева Н.Ю. Общая психология: конспект лекций /Н.Ю. Дмитриева. — М.: ЭКСМО, 2007. —128 с.
3.Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. — М.: НОРМА-ИНФА, 1999. — 624 с.
4.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. —592 с.
5.Максименко С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. —М.: Ваклер, 2004. — 528 с.
6.Тугушев Р.Х., Гарбер Е.И. Общая психология: учебник /Р.Х. Тугушев, Е.И. Гарбер.— М.: Эксмо, 2006. —560 с.
7.Узнадзе Д.Н. Общая психология /Д.Н. Узнадзе. —СПб.: Питер, 2004. — 413 с.
8.Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен /Ю.В. Щербатых. — СПб.: Питер,2008. — 272 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.