--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--По данным таблицы можно сделать выводы о каждом из коэффициентов платежеспособности:
— общий показатель платежеспособности ОАО «Ферзиковский молочный завод» в 2006 году равен 3,85, в 2007 – 4,63, а в 2008 – 6,23. Все показатели больше 1, т.е. больше оптимального значения, что говорит об общей платежеспособности организации в течение рассматриваемых трех лет;
— коэффициент абсолютной ликвидности в 2007 и 2007 г.г. равен соответственно 0,035 и 0,01, что меньше оптимального значения (L2>= 0,1÷0,7). Это означает, что организация не является ликвидной. Однако, в 2008 году данный коэффициент увеличился до 0,31, т.е. организация стала ликвидной;
— с 2006 по 2008 г.г. коэффициент критической оценки меньше оптимального значения (L3 = 1), а именно: в 2006 = 0,43; 2007 = 0,35; 2008 = 0,61. Это значит, что в организации недостаточное количество денежных средств, финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности;
— коэффициент текущей ликвидности говорит о ликвидности или неплатежеспособности организации. Из данных таблицы видно, что организация ликвидная, коэффициенты равны – 2006 г. — 14,34; 2007 — 15,44 и 2008 — 14,82;
— коэффициент маневренности функционирующего капитала показывает какая часть функционирующего капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности. Данный коэффициент в 2006 г. равен 1,04, в 2007 – 1,05 и в 2008 – 1,03. В динамике не прослеживается сильных изменений, т.е. коэффициент маневренности практически не изменяется в рассматриваемом периоде;
— доля оборотных средств в активах. Данный коэффициент показывает, на сколько используются оборотные средства в организации. В период с 2006 по 2008 г.г. коэффициент соответственно равен 0,36, 0,41 и 0,38, что меньше оптимального значения (L6>= 0,5). Это означает не эффективное использование оборотных активов в ОАО «Ферзиковский молочный завод».
Оценка финансового состояния организации будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Под финансовой устойчивостью организации следует понимать обеспеченность ее запасов и затрат источниками их формирования.
Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка степени независимости от заемных источников финансирования. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам ее финансово-хозяйственной деятельности.
Финансовая устойчивость характеризуется системой абсолютных и относительных показателей. Наиболее обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов затрат.
Источниками средств для формирования запасов и затрат являются:
— собственные оборотные средства (СОС) = собственный капитал (СК) – внеоборотные активы (Авн);
— долгосрочные кредиты и займы (ДК);
— краткосрочные кредиты и займы (КК).
Различают три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования:
излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (S1): ±СОС=СОС – ЗЗ;
излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств и долгосрочного кредита (S2): ±(СОС+ДК)=(СОС+ДК) – ЗЗ;
излишек (+) или недостаток (-) общей величины источников формирования запасов и затрат, т.е. собственных оборотных средств, долгосрочного и краткосрочного кредита (S3): ±(СОС+ДК+КК) = (СОС+ДК+КК)-ЗЗ.
Далее применяется трехмерный показатель ситуации (трехмерный вектор) S(S1,S2,S3).
Показатели финансовой устойчивости ОАО «Ферзиковский молочный завод» приведены в приложении 1, приложении 2 и 3 за 2006, 2007 и 2008 года соответственно. По данным таблицы можно сказать, что организация в 2006 и 2007 г.г. обладала излишками всех источников формирования запасов и затрат, т.е. «абсолютной» платежеспособностью. Этому свидетельствует трехмерный вектор S (1,1,1). В 2008 году организация имеет недостаток собственных оборотных средств, который покрывается излишками других источников, т.е. организация обладает платежеспособностью, но иногда вынуждена прибегать к долгосрочным источникам для оплаты первоочередных платежей (трехмерный вектор S (0,1,1)).
Для более точной оценки финансовой устойчивости организации рассчитаем следующие коэффициенты:
1. коэффициент капитализации (плечо финансового рычага) определяется как отношение заемного капитала к собственному и показывает, сколько заемных средств организация привлекла на 1 рубль вложенных в активы собственных средств. В 2006 году он равен 0,41, в 2007 – 0,04, а в 2008 – 0,13. Данные значения означают что ОАО достаточно привлекает заемных средств, так как оптимальное значение коэффициента >=1,5;
2. коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования показывает часть оборотных активов финансируемых за счет собственных источников. Он рассчитывается как отношение разности собственного капитала и внеоборотных активов к оборотным активам и имеет оптимальное значение >=0,5. По этому коэффициенту организация является вполне обеспеченной собственными средствами, так как в рассматриваемом периоде он соответственно равен 0,89; 0,92; 0,69;
3. коэффициент финансовой независимости (автономии) имеет нормальное ограничение: от 0,4 до 0,6; рассчитывается как отношение собственного капитала к валюте баланса и показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования. В 2006 году он равен 0,96, в 2007 – 0,97, а в 2008 – 0,884
4. коэффициент финансирования с 2006 по 2008 гг. равен соответственно 24,46, 28,13 и 7,69 (он рассчитан как отношение собственного капитала к заемному). По данным значениям можно сказать, что организация в основном использует собственные средства, это является отрицательным в финансовом состоянии организации, так как коэффициент очень высокий, а оптимальное его значение равно 1,5. Но значение не обоснованно, так как собственные средства значительно увеличились за счет переоценки.
5. коэффициент финансовой устойчивости определяется как отношение суммы собственного капитала и долгосрочных обязательств к валюте баланса. Его нормальное ограничение >=0,6. Данный коэффициент показывает, что в 2006 году 98% деятельности ОАО «Ферзиковский молочный завод» финансируется за счет устойчивых источников, а в 2007 и 2008 гг. – 97%.
Далее рассмотрим результативность и экономическую целесообразность функционирования организации, которые измеряются абсолютными и относительными показателями, такими как прибыль и рентабельность. Рассчитаем эти показатели по ОАО «Ферзиковский молочный завод» в периоде с 2006 по 2008 год (табл. 2.6).
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они отражают доходность организации и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
Таблица 2.6.- Оценка рентабельности
Виды рентабельности
Расчетная формула
Годы
2006
2007
2008
Рентабельность имущества (активов)
Чистая прибыль/средняя величина активов * 100%
3,27
3,85
4,13
Рентабельность внеоборотных активов
Чистая прибыль/средняя величина внеоборотных активов * 100%
5,0
6,27
6,82
Рентабельность оборотных активов
Чистая прибыль/средняя величина оборотных активов * 100%
9,48
9,96
10,47
Рентабельность инвестиций
Прибыль до уплаты налогов/(валюта баланса – величина краткосрочных обязательств) * 100%
3,38
3,95
4,93
Рентабельность собственного капитала
Балансовая или чистая прибыль/собственный капитал
3,4
3,99
4,48
Рентабельность всего капитала
Балансовая или чистая прибыль/валюта баланса
3,27
3,85
4,13
Рентабельность продаж
Прибыль от продаж/выручка от реализации продукции без НДС * 100%
6,62
7,15
3,28
Также необходимо оценить деловую активность ОАО «Ферзиковский молочный завод».
Оценка деловой активности направлена на анализ результатов и эффективность текущей основной производственной деятельности.
Деловая активность организации характеризуется рядом показателей: темпами роста выручки от продажи товаров, прибыли, активов, эффективностью использования активов, наличием выгодных контрактов по реализации продукции, закупки сырья и материалов, наличием квалифицированного персонала и т.д.
Для оценки эффективности использования активов используется ряд показателей. Основные показатели использования основных средств в организации:
фондоотдача (отношение выручки от реализации к средней стоимости основных средств), которая в рассматриваемом периоде (2006-2008 гг.) равна соответственно 0,58; 0,05 и 0,74. Чем больше величина этого показателя, тем эффективнее используются основные средства;
фондоемкость (обратный показатель фондоотдачи) равна соответственно 1,72; 20,0 и 1,35. Этот показатель означает, что в организации не очень эффективно используются основные средства.
Основные показатели использования оборотных средств:
1. Длительность одного оборота в днях = (средняя стоимость оборотных средств * 365)/выручка от реализации товаров и услуг. В 2006 году– 523 дня. Далее наблюдается сокращение данного показателя, а именно: в 2007 году – 328, а в 2008 – 322.
2. Коэффициент оборачиваемости (в оборотах) = выручка от реализации товаров и услуг/средняя стоимость оборотных средств. В 2006 году – 0,7, в 2007 – 1,11, а в 2008 – 1,13.
3. Коэффициент загрузки оборотных средств = 1/коэффициент оборачиваемости. В 2006 году – 1,43, в 2007 – 0,9 и в 2008 – 0,88.
Рассчитаем показатели по каждому элементу оборотных средств (табл. 2.7).
Таблица 2.7.- Показатели использования оборотных средств
Показатели
Расчетная формула
Годы
2006
2007
2008
Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах)
Выручка от реализации товаров/средняя дебиторская задолженность
387,06
46,24
52,71
Оборачиваемость средств в расчетах (в днях)
365/оборачиваемость средств в оборотах
0,94
7,89
6,92
Коэффициент погашения дебиторской задолженности
Средняя дебиторская задолженность/выручка от реализации товаров и услуг
0,025
0,022
0,019
Оборачиваемость производственных запасов (в оборотах)
Затраты на производство продукции/средняя величина производственных запасов
1,28
1,06
1,13
Оборачиваемость производственных запасов (в днях)
365/оборачиваемость производственных запасов в оборотах
285
344
323
Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях)
(средняя величина кредиторской задолженности * 365)/затраты на производство продукции
2,05
0,01
40,53
Оборачиваемость собственного капитала
Выручка от реализации товаров и услуг/средняя величина собственного капитала
0,47
0,45
0,48
Оборачиваемость денежных средств (в днях)
(средняя стоимость денежных средств * 365)/выручка от продажи товаров и услуг
3,72
0,4
3,43
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. 30.12.2008г. №306-ФЗ с изменениями и дополнениями, вступивший в силу с 11.01.2009г.) устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику – гражданину – не менее десяти тысяч рублей, а также имеются иные признаки банкротства.
Для предварительного анализа финансового состояния предприятия Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству были разработаны и утверждены «Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса» № 31-р от 12 августа 1994 г. (ФЗ от 25.02.1999г. №40-ФЗ(ред. 22.12.2008г.) «О несостоятельности(банкротстве) кредитных организаций» с изменениями и дополнениями, вступивший в силу с 01.01.2009г.).
Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводятся на основе следующих показателей:
— коэффициента текущей ликвидности;
— коэффициента обеспечения собственными средствами.
Проанализируем критерии оценки несостоятельности (банкротства) ОАО «Ферзиковский молочный завод» в 2008 году.
Коэффициент текущей ликвидности (К1) в начале года равен 15.36, на конец года – 14.82, коэффициент обеспеченности собственными средствами (К2) равен -1,33. Это свидетельствует о признании структуры баланса неудовлетворительной, а самой организации – неплатежеспособной.
Основным показателем характеризующим наличие реальной возможности у ОАО «Ферзиковский молочный завод» восстановить свою платежеспособность в течение шести месяцев, является коэффициент восстановления платежеспособности (К3 = [К1ф + (6/Т) * (К1ф – К1н)]/К1норм,
где К1ф – фактическое значение коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода,
К1н – значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода,
К1норм – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности равно 2,
6 – период платежеспособности в месяцах,
Т – отчетный период в месяцах.
Данный коэффициент равный 7,28 свидетельствует о наличии реальной возможности у организации восстановить свою платежеспособность.
Далее проведем анализ несостоятельности (банкротства) организации с помощью системы показателей Уильяма Бивера (табл. 2.8).
Таблица 2.8 система показателей У. Бивера
Показатель
Формула расчета
Значение показателя
Коэффициент Бивера
(чистая прибыль + амортизация)/заемный капитал
8,46
Коэффициент текущей ликвидности (L4)
Оборотные активы/текущие обязательства
14,82
Экономическая рентабельность (R4)
Чистая прибыль/валюта баланса * 100%
3,92
Финансовый леверидж
Заемный капитал/пассивы * 100%
9
Коэффициент покрытия активов собственными оборотными средствами
(собственный капитал – внеоборотные активы)/валюта баланса
0,26
Коэффициент Бивера показывает какую часть занимает заемный капитал в чистой прибыли и амортизации. Данный коэффициент равен 8,46, что соответствует первой группе в системе Бивера и означает нормальное финансовое положение организации.
Коэффициент текущей ликвидности равен 14,82, финансовый леверидж равен 9%, они также соответствуют первой группе.
Однако, экономическая рентабельность и коэффициент покрытия активов собственными оборотными средствами соответствуют второй группе системы (равны соответственно 3,92 и 0,26), т.е. показывают среднее (неустойчивое) финансовое положение ОАО «Ферзиковский молочный завод».
Рассчитаем двухфакторную модель, которая имеет следующий вид:
Z2 = a + β * Коэффициент текущей ликвидности + g * Удельный вес заемных средств в активах (в долях единицы)
продолжение
--PAGE_BREAK--a = — 0,3877;
β = — 1,0736;
g = + 0,0579;
Z2 = — 16,2957.
В результате расчета Z2
Теперь приведем пятифакторную модель Эдварда Альтмана. В эту модель включается пять показателей с константами:
Zf= 0.717x1 + 0.847x2 + 3.107x3 + 0.42x4 + 0.995x5,
где x1 – отношение собственного оборотного капитала (чистого оборотного капитала) к сумме активов;
x2 – рентабельность активов (чистая прибыль к сумме активов);
x3 – уровень доходности активов (отношение прибыли до уплаты процентов и налогов к сумме активов);
x4 – коэффициент соотношения собственного и заемного капитала;
x5 – отношение выручки от продажи продукции к величине активов организации.
Zf= 8,99.
В результате расчета Zf> 1,23 и это показывает, что в ближайшее время ОАО «Ферзиковский молочный завод» банкротство не грозит.
Рассмотрим дискриминантную факторную модель диагностики риска банкротства сельскохозяйственных организаций:
Z = 0,111 x1+ 13,239x2 + 1,676x3 + 0,515x4 + 3,80x5,
где x1 – доля собственного оборотного капитала в формировании оборотных активов, коэффициент;
x2 – сколько приходится оборотного капитала на рубль основного, руб.;
x3 – коэффициент оборачиваемости совокупного капитала (выручка от продажи/активы);
x4 – рентабельность активов организации (чистая прибыль/активы), %;
x5 – коэффициент финансовой независимости (доля собственного капитала в общей валюте баланса).
Величина Z = 35,25 означает, что риск банкротства организации малый или отсутствует.
Итак, по проведенному анализу финансового состояния ОАО «Ферзиковский молочный завод» можно сказать, что положение организации достаточно стабильно и устойчиво.
Глава 3. Организация и пути совершенствования расчетов с покупателями и заказчиками сельскохозяйственной продукции в ОАО «Ферзиковский молочный завод»
3.1 Действующий порядок и особенности организации расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Ферзиковский молочный завод»
ОАО «Ферзиковский молочный завод» специализируется в основном на изготовлении молочных продуктов и реализации молока и молочных продуктов физическим лицам и другим организациям.
В основе совершенствования безналичных расчетов между ОАО «Ферзиковский молочный завод» и покупателями и заказчиками лежат договорные отношения. Именно благодаря договорам выявляется действительная воля участников экономических отношений, определяется потребность в товарах, работах, услугах и т.д.
Договор (ст. 420 ГК РФ) – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Сторонами в договоре могут быть только лица, обладающие гражданской правоспособностью. Для товаропроизводителей обязательным требованием является наделение их в установленном порядке статусом юридического лица. что касается физических лиц, то для приобретения права на заключение предпринимательских договоров они должны пройти государственную регистрацию и получить статус предпринимателя.
В процессе хозяйственной деятельности ОАО «Ферзиковский молочный завод» заключает договора с покупателями и заказчиками. Финансовая часть договора в большей степени зависит от его вида, формы расчетов, сроков платежа или получения средств, а также штрафных санкций.
При любой форме расчетов движение товара к покупателю сопровождают коммерческие документы: доверенности, счета, путевые листы, акты, накладные, требования и др. Их правильное оформление служит гарантией банковского обслуживания, условием объективного решения арбитражных споров.
Счет и счет-фактура выдаются покупателю или предоставляются поставщиком банку для подтверждения (оправдания): платежа покупателя, суммы платежа, товарности данной хозяйственной операции (платеж совершается за определенные товары и услуги, перечисленные в счете), акцепта или отказа от него.
В документах содержатся следующие данные: наименование поставщика (почтовый адрес, телефон, корреспондентский счет банка поставщика, его наименование и местонахождение); название грузоотправителя (если поставщик и грузоотправитель – одно и то же юридическое лицо, то при заполнении счета пишется «Он же»); название грузоотправителя и его адрес.
Если расчеты осуществляются в соответствии с каким-либо договором, заказом или нарядом, то в счете указываются: реквизиты этого документа (номер и дата составления); номер счета-фактуры и дата, на которую он составлен; полное название плательщика (при совпадении грузополучателя с плательщиком пишется «Тот же, что и грузополучатель»); местонахождение банка плательщика, его корреспондентский счет, сумма счета (включая НДС), а также номер накладной или квитанции, по которой совершается отгрузка.
Оплатив товар по счету, покупатель получает его. Для этого по месту покупки (у ОАО «Ферзиковский молочный завод») или по месту доставки груза (в соответствующем учреждении, оказывающем транспортные услуги) официальный уполномоченный покупателя предъявляет копию счета-фактуры и доверенность на получение товара, выданную представителю организацией покупателя. Бланк доверенности имеет корешок, который позволяет учесть все основные моменты ее использования: дату выдачи и срок действия; должность и фамилию лица, получившего доверенность под расписку; наименование поставщика; реквизиты извещения о необходимости получения товара; запись о получении товара с указанием номера накладной (квитанции) и даты ее выдачи.
Реальное продвижение товара от поставщика к покупателю сопровождается различными товарными и товарно-транспортными документами, прежде всего такими, как накладные.
Накладная – учетный документ, выдаваемый поставщиком покупателю или его ответственному представителю при получении товара. В ней указывают: название и местонахождение поставщика, отправителя и получателя; основания для передачи товара; единицы измерения; сортность; количество; цену; общую стоимость продукции.
Безналичные расчеты осуществляются на принципах согласия плательщика, использования документов установленной формы, исполнения гражданско-правового обязательства.
Расчетный документ – оформленный на бумажном или электронном носителе документ: распоряжение плательщика о списании денежных средств с его счета и перечислении их на счет получателя средств; распоряжение получателя (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечислении на счет, указанный получателем (взыскателем) средств.
Расчетный документ содержит следующие реквизиты: наименование и код формы; номер и дату выписки; вид платежа; наименование плательщика о номер его счета; идентификационный номер налогоплательщика; наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код, номер корреспондентского счете и субсчета; назначение платежа; сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами; очередность платежа; вид операции; подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.
Расчеты сельскохозяйственных товаропроизводителей с поставщиками строятся на договорной основе.
По договору купли-продажи ОАО «Ферзиковский молочный завод» обязуется передать товар в собственность другой стороны (покупателю), которая должна принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.
Договор поставки – один из видов договора купли-продажи, в соответствии с которым поставщик, т.е. продавец, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые (или закупаемые) им товары покупателю для использования только для предпринимательской деятельности. Особенностью данного договора является то, что товар, который реализует поставщик, должен быть либо им произведен, либо закуплен в целях последующей реализации.
Расчеты производятся на основании товарно-транспортных накладных, путевых листов, актов на приёмку выполненных работ и платежных документов.
Несоблюдение договорных обязательств при поставках сельскохозяйственным товаропроизводителям материально-технических ресурсов влечет за собой огромные потери, что негативно сказывается как на покупателях, так и на поставщиках средств.
Одним из рычагов, обеспечивающих выполнение обязательств, является неустойка. Согласно ст. 330 ГК РФ неустойка (штраф, пеня) – это определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В рыночных условиях основной и универсальной санкцией за нарушение договорных обязательств становится возмещение убытков. Виновная в нарушении договорных обязательств сторона возмещает их другой стороне, в сумме не покрытой неустойкой (штрафом, пеней). К убыткам относятся расходы, связанные с неисполнением или не надлежащим исполнением обязательств, утратой или повреждением имущества, недополучением доходов, которые могли быть, если бы обязательства были исполнены. В дальнейшем эта санкция должна применятся независимо от указания в контракте.
В соответствии со ст. 535 ГК РФ по договору контрактации товаропроизводитель обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему ее закупку для переработки или продажи. Договором предусмотрено, что заготовитель осуществляющий переработку продукции, возвращает производителю по его требованию отходы с оплатой по цене, определенной соглашением.
Контракты заключаются как простые, содержащие одно-два условия, и сложные, содержащие ряд условий. Сроки, на которые заключаются подобные соглашения, зависят от поточности или цикличности производства.
Срок платежа за сельскохозяйственную продукцию и сырье, поставленные перерабатывающим и другим организациям, а также за продовольствие, поставленное другим предприятием, при инкассо составляет до 10 дней, а по скоропортящимся товарам – до 5 дней после поступления расчетных документов в банк плательщика.
В соответствии с законодательством покупателей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за каждый день просрочки платежа уплачивают поставщикам пеню в размере 1% суммы несвоевременно оплаченной продукции. Взыскание пени производится в безакцептном порядке на основании требования поставщика.
Организации, закупающие продукцию у ОАО «Ферзиковский молочный завод», должны оплачивать ее в первоочередном порядке после уплаты налогов в бюджеты разных уровней и взносов во внебюджетные социальные фонды.
При продаже продукции физическим лицам, которые являются работниками ОАО, расчеты производятся наличными платежами, либо сумма за продукцию удерживается из заработной платы работника.
В ОАО «Ферзиковский молочный завод» организация расчетов с покупателями и заказчиками производится в соответствии с действующим законодательством РФ. Более распространенным видом договора является договор контрактации.
3.2. Совершенствование расчетов с покупателями и заказчиками
Для совершенствования расчетов с покупателями и заказчиками лучше применять такие формы безналичных расчетов, как аккредитивы, платежные требования-поручения, а также производить факторинговые операции.
Расчеты аккредитивами дают гарантию поставщику своевременной и полной оплаты его продукции при отгрузке покупателю. Наибольший эффект при этом будет получен в условиях высокой инфляции. (ОАО «Ферзиковский молочный завод» расчеты по аккредитивам не применяет).
Использование одной из новых форм расчетов — факторинговых операций в хозяйстве позволит решить проблему неплатежей посредством своевременности и оперативности расчетов между поставщиком и покупателем через посредника — факторинговую фирму или банк. Основной принцип факторинга состоит в том, что фактор-фирма покупает у своих клиентов их требования к своим покупателям и в течение 2-5 дней оплачивает 70-90% требований в виде аванса, а остальные 10-30% клиент получит после того, как к нему поступит счет от покупателя. Эффективность применения факторинговых операций при расчетах поставщика и покупателя за поставленную продукцию приведена в таблице 3.1.
Таблица 3.1.- Расчет эффективности применения факторинга
При заключении договоров с покупателями можно включать в них условия о начислении процентов за задержку платежей, то есть применять принципы коммерческого кредитования на уровне годовой ставки рефинансирования. Так, например, если задолженность покупателя за период, равный 80 дней, составила 34440 руб., то по его истечении покупатель должен будет уплатить 37385 руб. (2945 руб. составит сумма начисленных процентов при ставке рефинансирования 38%).
В расчетах между предприятиями возможно применение практики предоставления скидок с договорной цены при сокращении сроков оплаты продукции (работ, услуг). Особую актуальность данный способ приобретает в условиях инфляции. В этом случае эффект будет равен разности между суммой потерь от инфляции и суммой скидки с договорной цены.
В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие-производитель реально получает лишь часть стоимости реализованной продукции. При появлении риска неоплаты продукции возникает необходимость оценить возможность предоставления скидки при досрочной оплате. Процедура расчета будет следующей.
Для ОАО «Ферзиковский молочный завод» годовая выручка в 2008 г. составила 46926 тыс. руб. Средний период погашения дебиторской задолженности на предприятии в отчетном году составил 41,71 дня. Принимая ежемесячный темп инфляции, равный 3%, получаем, что месячная отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие получает реально лишь 97,08% ((1:1,03)х100) от договорной стоимости продукции (заказа).
Для оценки изменения покупательной способности денег за период погашения дебиторской задолженности предлагается использовать следующую формулу:
где КИ — коэффициент падения покупательной способности денег;
К — число, кратное 30 (тридцать);
ТИ — величина прироста инфляции за месяц;
Dt — временной остаток.
Сущность данной формулы заключается в том, что сначала определяется коэффициент падения покупательной способности за период временного остатка.
Определим кратность периода и величину временного остатка:
где Тn — продолжительность периода.
В нашем случае:
В результате коэффициент падения покупательной способности при ежемесячном росте инфляции на 3% будет равен:
Таким образом, при сроке возврата дебиторской задолженности, равном 41,71 дн., предприятие реально получает 96,0% от стоимости договора, теряя с каждой тысячи рублей 40 рублей. В этой связи можно говорить о том, что от годовой выручки продукции предприятие получило реально 46926*0,960=45049 тыс. руб., а 1877 тыс. руб. (46926 — 45049) составляют скрытые потери от инфляции. В рамках этой суммы предприятию целесообразно выбрать величину скидки с договорной цены при условии досрочной оплаты по договору. Проведем анализ 1,5%-ой скидки от стоимости договора при условии оплаты в 15-дневный срок (таб. 3.2).
Предоставление 1,5%-й скидки с договорной цены при условии сокращения срока уплаты с 41,71 дней до 15 дней позволяет предприятию сократить потери от инфляции в размере 10,2 руб. с каждой тысячи рублей договора. Однако необходимо учесть то, что около 60% производимой продукции предприятие реализует самостоятельно. Следовательно, нет необходимости устанавливать скидку на эту продукцию, т.к. оплата в этом случае производится без отсрочки платежа. На остальную часть продукции экономически целесообразно установить предлагаемую скидку. В этом случае размер дополнительной выручки мог бы составить 191458,08 тыс. руб. (46926*0,4*10,2).
Таблица 3.2.- Совершенствование способов расчета с покупателями и заказчиками
продолжение
--PAGE_BREAK--