Реферат по предмету "Мировая экономика"


Необходимость, цели и задачи регионального планирования и прогнозирования

--PAGE_BREAK--

Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».

Сумма финансовых ресурсов по источникам финансирования и других ресурсов по региональным программам составляет общую потребность в них в целом по федеральной целевой программе. В комплексные программы социально-экономического развития регионов включаются все узкоспециализированные программы, среди которых значительный удельный вес занимают программы социальной ориентации (здравоохранение, просвещение, культура, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и т.д.). Комплексные программы по соответствующему региону позволяют произвести увязку всех узкоспециализированных программ по потребности во всех видах ресурсов и определить приоритетность их решения по срокам.

Совершенствование программирования предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с изменением методологии и технологии управления, преобразованием организационных структур, разработкой определённой системы стимулов и экономических нормативов с учетом требования рынка. Устанавливаются общий порядок и правила разработки и реализации региональных (республиканских, краевых, областных, городских и т.д.) программ.

Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно- территориального деления РФ(республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона. Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства – в том случае, когда проблема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона; используются также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и др.)

Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объёмами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политики России. Программы одного региона согласовываются с системой аналогичных и связанных программ вписывается в комплекс хозяйственно – рыночных отношений региона и систему общероссийского рынка.

Основные задачи региональных программ:

·  Выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно – технического развития;

·  Формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

·  Сбалансирование (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;

·  Максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;

·  Развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;

·  Охрана окружающей среды;

·  Преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

·  Формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;

·  Духовное возрождение регионов, сохранения их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.


Глава 2. Республиканская целевая программа развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010годы
2.1 Содержание проблемы и необходимость решения ее программными методами
Машиностроительный комплекс — базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, оборонные отрасли, строительство), обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности.

В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенном с 1 января 2005 г., отрасль «машиностроение и металлообработка» относится к разделу D «Обрабатывающие производства» и включает в себя подразделы:

DK «Производство машин и оборудования»;

DL «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования»;

DM «Производство транспортных средств и оборудования»;

DJ «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий».

Производством машиностроительной продукции в Чувашской Республике заняты 68 крупных и средних и 189 малых промышленных предприятий. В экономике Чувашской Республики машиностроительный комплекс занимает ведущее место, обеспечивая 39% налоговых поступлений обрабатывающих производств в бюджетную систему Российской Федерации по Чувашской Республике. На предприятиях комплекса сосредоточена треть основных фондов промышленного комплекса, задействовано 49% промышленно-производственного персонала Чувашской Республики. Республиканские производители обеспечивают 27% общероссийского выпуска бульдозеров, 9,8% — насосов центробежных, паровых и приводных, 7,7% — радиаторов и конвекторов отопительных, 2,5% — прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям, 2,4% — силовых трансформаторов, 2,2% — проводов обмоточных и эмалированных, 1,3% — погрузчиков строительных, 1,6% — отгруженной продукции производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

Машиностроительный комплекс обеспечивает 52,7% отгруженной продукции обрабатывающих производств Чувашской Республики. Для сравнения: на долю машиностроительных производств в Германии приходится 53,6% общепромышленного производства, в Японии — 51,5%, в Англии — 39,6%, в Италии — 36,4%, в Китае — 35,2%, в России — 20%.

На территории Чувашской Республики расположен ряд крупных машиностроительных центров: г. Чебоксары (производство электрооборудования, машин и оборудования, транспортных средств, металлургическое производство), г. Алатырь (производство электрооборудования, готовых металлических изделий), г. Канаш (производство транспортных средств, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий), г. Шумерля (производство транспортных средств). Отдельные производства машиностроительной продукции находятся в Козловском, Мариинско-Посадском и Ядринском районах.

Среди крупнейших предприятий отрасли — ООО «Промтрактор-Промлит», акционерные общества «Чебоксарский агрегатный завод», «Промтрактор», «Промтрактор-Вагон», «Научно-производственный комплекс „Элара“ им. Г.А. Ильенко», «Чебоксарский электроаппаратный завод», «Шумерлинский завод специализированных автомобилей», «Завод „Чувашкабель“, „Канашский автоагрегатный завод“, „АБС ЗЭиМ Автоматизация“. В совокупности они обеспечивают 77,5% отгруженной продукции и занятость 65,6% работников отрасли. Это позволяет считать данные хозяйствующие субъекты стратегическими экономическими субъектами, развитие которых напрямую оказывает влияние на уровень конкурентоспособности отрасли.

(в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 28.03.2008 N 77)

К подобным субъектам можно отнести ООО „Компания Корпоративного Управления “Концерн „Тракторные заводы“, созданное в 2006 году на территории Чувашской Республики. Компания объединяет деятельность предприятий, входящих в ООО „Концерн “Тракторные заводы» и ОАО «Агромашхолдинг», и представляет собой управляющий центр машиностроительных предприятий, расположенных на территории Российской Федерации. Деятельность компании направлена на управление основными логистическими процессами, специализацию торгово-сервисных компаний, специализацию предприятий по типу проектируемых узлов и машин. Формирование подобных крупных корпораций в отрасли, концентрация в них финансовых ресурсов будут способствовать реструктуризации и модернизации производства.

Большинство предприятий отрасли находятся в частной собственности. В структуре уставного капитала ряда предприятий (ОАО «Элара», ОАО «Текстильмаш», ОАО «Контур», ОАО «Электроавтомат») сохранена доля федеральной собственности. В отношении акционерных обществ «Завод „Электроприбор“, „Канашский автоагрегатный завод“, „Канашский завод электропогрузчиков“, „Шумерлинский завод специализированных автомобилей“ Кабинетом Министров Чувашской Республики принято решение об использовании специального права на участие Чувашской Республики в управлении обществами (»золотой акции").

В 1999 году уровень производства отрасли сократился по сравнению с 1995 годом на 15,7%, по сравнению с 1990 годом — на 76,7%. В последующие пять лет (2000 — 2004 годы) среднегодовые темпы роста производства продукции отрасли составили 105,9%. Увеличился выпуск низковольтной электрической аппаратуры, светотехнического оборудования, приборов, средств автоматизации и запасных частей к ним, бульдозеров, прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям, вагонов грузовых (приложение N 3). Это позволило восстановить и увеличить объемы производства продукции отрасли на 12,3% по сравнению с уровнем 1995 года.

В 2005 году рост объемов производства в отрасли продолжился. Индекс физического объема составил 107,6%, в том числе в производстве машин и оборудования — 118,7%, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий — 101%, в производстве транспортных средств и оборудования — 109,5%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 100,8%. Тем не менее производство теплового и холодильного оборудования и электродвигателей малой мощности в 2004 году было загружено более чем на 90% . По 8 видам продукции производственные мощности были загружены на 50 — 70%, по 5 видам (в том числе кабели телефонной связи, провода обмоточные и эмалированные, станки ткацкие) — менее чем на 25%.

За 2000 — 2005 годы в Чувашской Республике введены в действие производственные мощности по выпуску приборов контроля и регулирования технологических процессов, запасных частей к тракторам, автомобилям, для металлургического производства. Ввод производственных мощностей вызван, как правило, заменой морально и физически устаревшего оборудования.

Износ основных фондов предприятий машиностроительного комплекса достиг 48,8% (по промышленности в целом — 46,4%). Среднегодовые темпы обновления основных фондов (7,1% при среднегодовом выбытии 1,1%) крайне низки и не обеспечивают формирование эффективного конкурентоспособного машиностроительного производства. (Для сравнения: научно обоснованной нормой реновации — замещения выбывающей из производства активной части основных средств новыми — технологического парка считаются 8 — 10% его количественного состава в год, что соответствует средней продолжительности эксплуатации 10 — 12 лет. В Западной Европе технологические компании обновляют оборудование каждые 7 — 10 лет, этот процесс стимулируется государством). Ситуация усугубляется отсутствием в России производства отдельных видов конкурентоспособного, сравнимого с импортными аналогами, оборудования для машиностроительного комплекса, высокими таможенными пошлинами и необходимостью уплаты НДС до ввода оборудования в эксплуатацию.

На обновление основных фондов машиностроительного комплекса в 2005 году направлено 793,5 млн. рублей. Это более 33% общего объема инвестиций обрабатывающих производств. По сравнению с 2004 годом объем инвестиций в действующих ценах снизился на 39,4%. Снижение связано с проведением в 2003 — 2004 годах масштабного технического перевооружения крупнейших предприятий отрасли (ОАО «Промтрактор», ООО «Промтрактор-Промлит», ОАО «Элара»).

Более половины инвестиционных ресурсов отрасли формируется за счет собственных средств предприятий. Это вызвано низкой инвестиционной привлекательностью организаций отрасли, длительными сроками окупаемости проектов, высокими процентными ставками за пользование кредитными ресурсами: с 26 июня 2006 г. ставка рефинансирования Центробанка Российской Федерации составляет 11,5%, коммерческие банки предоставляют кредиты под 18 — 19% годовых на срок 1 — 2 года. (Для сравнения: в Европе для производственных компаний установлены льготные ставки по кредитам — 2 — 2,5% годовых, в Китае производителям предоставляются безвозмездные субсидии на приобретение нового оборудования).

В 2005 году удалось преодолеть тенденцию снижения сальдированного финансового результата предприятий комплекса: его величина составила 1,7 млрд. рублей, что в 1,6 раза выше уровня 2004 года. Рентабельность в 2005 году увеличилась до 11,4% (в 2004 году — 8,2%). Между тем каждое третье машиностроительное предприятие продолжает оставаться убыточным. Одна из причин такого положения — высокая материалоемкость производимой продукции (66,1%), которая в среднем в 1,5 раза превышает показатели зарубежных аналогов. При росте тарифов на услуги естественных монополий, цен на сырье (металл, медь) и ограничениях роста цен на машиностроительную продукцию со стороны потребителей из-за жесткой конкуренции на рынках это становится одним из главных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие отрасли.

Заработная плата работников предприятий машиностроительного комплекса сложилась на уровне 6424 рублей и на 13,3% превысила уровень оплаты труда в обрабатывающих производствах Чувашской Республики. В разрезе подвидов экономической деятельности сохраняется дифференциация заработной платы: в производстве транспортных средств и оборудования — 7285 рублей, электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 6896 рублей, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий — 5790 рублей, в производстве машин и оборудования — 5493 рубля.

Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала на предприятиях отрасли составляет 56,9 тыс. человек и продолжает сокращаться: в 2005 году на 3,2 тыс. человек. Нарастает дефицит квалифицированных кадров как рабочих, так и инженерных специальностей. Средний возраст персонала на предприятиях машиностроительного комплекса составляет 45 лет, инженерно-технических кадров — 50 лет. Сохраняется разрыв между уровнем подготовки выпускников учебных заведений и требованиями, предъявляемыми работодателями. По данным проведенного Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики исследования, в 2005 году 25% работодателей оценивали уровень подготовки выпускников как низкий, 65% — как средний.

С 2003 года наметилась тенденция превышения темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы работников. Если в 2003 году рост производительности труда был достигнут в основном за счет сокращения численности работников в отрасли на 2,1 тыс. человек, то в 2004 году — за счет интенсификации производственных процессов и повышения эффективности производства при одновременном увеличении численности работников отрасли на 1,6 тыс. человек (преимущественно рабочих специальностей).

Более 75% производимой машиностроительной продукции поставляется за пределы Чувашской Республики. Наибольший объем поставок приходится на Северный (около 30% общего объема), Центральный, Приволжский и Уральский федеральные округа. Преобладающая продукция — бульдозеры, радиаторы, грузовые вагоны, электротехническая продукция.

В Чувашскую Республику ввозятся прокат черных металлов, чугун, стальные трубы, станки, пассажирский транспорт, грузовые и легковые автомобили, бытовая техника. Основные поставщики — предприятия Приволжского (около 40% общего объема поставок), Уральского и Центрального федеральных округов. В 2004 году объем ввезенной продукции возрос на 62,3% по сравнению с предыдущим годом.

В структуре экспорта на долю машиностроительной продукции приходится 55,6% (табл. 1) (например, в структуре экспорта США — более 90%). Наибольшую ее часть составляют машины и оборудование, запасные части к транспортным средствам и электротехническое оборудование. Продукция поставляется в основном в страны ближнего зарубежья: Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Украину.

В структуре импорта машиностроительная продукция занимает более 40%. Преобладают поставки машин и оборудования из Германии, Италии, Словакии, Швейцарии для модернизации и технического перевооружения действующих производств.

Существующая структура экспортно-импортных поставок и снижение объемов поставок в страны дальнего зарубежья свидетельствуют о невысокой конкурентоспособности продукции машиностроительного комплекса Чувашской Республики на мировом рынке.

Крайне низким остается уровень инновационной активности предприятий машиностроительного комплекса Чувашской Республики. Инновационно активными, по данным Чувашстата, в 2005 году являлись 15 предприятий отрасли — это 22% от числа крупных и средних предприятий отрасли (например, в Европе доля инновационно активных предприятий в экономике достигает 40%). Инновации республиканских товаропроизводителей, как правило, направлены на совершенствование имеющейся продукции. На создание совершенно новой продукции приходится менее 18% всех инноваций. По экспертной оценке, количество предприятий, внедряющих современные технологии управления, не превышает 15. Между тем важнейшим стратегическим направлением развития машиностроительного комплекса, обусловливающим переход к постиндустриальной стадии развития всего общества, является инновационный путь.

Всего 28 предприятий отрасли имеют сертифицированные системы менеджмента качества, соответствующие международным стандартам ИСО 9000, 2 предприятия — ИСО 14000. ОАО «Завод „Чувашкабель“ сертифицирован по ГОСТ 12.0.005-2002 (аналог OHSAS 18000).

Проведенный SWOT-анализ, анализ тенденций развития основных видов деятельности машиностроительного комплекса Чувашской Республики выявили основные проблемы отрасли, препятствующие формированию конкурентоспособного производства. Среди них:

высокая степень износа основных фондов организаций отрасли — 48,8%;

консерватизм собственников;

низкая инвестиционная привлекательность отрасли — около 80% инвестиционных ресурсов отрасли формируется за счет собственных средств предприятий, объем инвестиций в основной капитал снижается;

высокая материалоемкость производства — 66,1% в общей структуре затрат на производство;

нарастающий дефицит квалифицированных кадров при сохранении разрыва между требованиями работодателей и уровнем подготовки выпускников;

неконкурентоспособность продукции республиканских товаропроизводителей на мировом рынке — экспорт в страны дальнего зарубежья сократился с 44,4 млн. долларов США в 2001 году до 28,7 млн. долларов США в 2005 году;

невысокая инновационная активность предприятий — только 22% крупных и средних организаций отрасли являются инновационно активными;

слабое внедрение современных управленческих технологий;

слаборазвитая инфраструктура содействия бизнесу для успешной конкурентной борьбы на глобальных рынках (инновационная, финансовая, образовательная).

Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО) приведет не только к либерализации всех сфер внешнеторговой и тарифной политики, но и к распространению всех норм и соглашений, образующих правовую базу ВТО, на экономическое пространство России. Конкуренция будет распространяться не только на качественный уровень того или иного товара, но и на качество услуг при его разработке и реализации: маркетинг, организация распределения, страхование, финансовые услуги и т.д. А значит, от формирования инфраструктуры поддержки товара на всех этапах его жизненного цикла во многом будет зависеть уровень конкурентоспособности отрасли.

Машиностроительному комплексу Чувашской Республики сегодня необходима технологическая модернизация, направленная как на достижение отраслью мирового технологического уровня, так и на формирование соответствующей стимулирующей и обеспечивающей инфраструктуры.

Современные мировые тенденции развития экономики, рост степени неопределенности, стремительные изменения на рынке, глобализация предъявляют обществу новые требования. На первый план выдвигаются не обладание ресурсами, а способности региональных властей и бизнеса в ответ на вызовы рынка быстро адаптировать существующие ресурсы, развивать и создавать новые. Влияние органов власти на производительность в корпоративном секторе обусловлено условиями эффективности использования ресурсов, институциональной средой, то есть бизнес-климатом.

Таким образом, только при условии консолидации усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности на основе реализации программно-целевого подхода, направленного в первую очередь на создание привлекательного бизнес-климата на территории Чувашской Республики, возможно формирование конкурентоспособного, динамично развивающегося, интегрированного в мировую экономику машиностроительного комплекса, являющегося основой для формирования конкурентоспособности Чувашской Республики.
2.2 Цель, задачи и сроки реализации Программы
Цель Программы — создание конкурентоспособного, эффективного, динамично развивающегося, высокотехнологичного и восприимчивого к инновациям машиностроительного комплекса, интегрированного в мировую экономику, обеспечивающего повышение конкурентоспособности Чувашской Республики, повышение качества и уровня жизни населения.

Основные задачи Программы:

·                   создание на территории Чувашской Республики центров управления и производства общероссийских машиностроительных групп;

·                   кадровое обеспечение развития отрасли, формирование комплексной системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов всех уровней, развитие мотивации к производительному и интенсивному труду, создание условий для наиболее полного раскрытия человеческого потенциала;    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.