Реферат по предмету "Психология"


Сценарный анализ в транзактном анализе

Московский Открытый Социальный Университет
(Астраханский Филиал)
Астраханский Социальный Институт
                                                        
Кафедра Психологии
Дисциплина: Индивидуальное психологическое консультирование
 
/>
 
 
/>/>
Выполнила:студентка 4 курса очного отделения психологического факуль-тета Болдырева А.А.
Научныйруководитель: преподавательКужагалиева В.С.
Астрахань, 2004
ПЛАН.
Введение…………………………………………………………………....3
Теоретическая часть.
   I.   Транзактный анализ, общиеположения…………………………….6
  II.   Сценарный анализ……………………………………………………10
 III.    Виды сценариев…………………………………………………..…..14
1.  Сценарий победителя……………………………………..…14
2.  Сценарий жертвы………………………………………….....14
3.  Сценарий не-победителя (банальный)……………………...15
IV.   Сценарные послания………………………………………………....17
Практическая часть.
 V.   Выявление сценария клиента………………………………………...24
VI.   Преобразование  сценария клиента всоответствии с его настоящими целями…………………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………36
Список использованнойлитературы……………………………………..37
ВВЕДЕНИЕ
Свобода. Автономия. Даже не вдаваясь в тезисыкаких-либо теорий, мы понимаем это слово как нечто высокое, присущее личностямсильным и гармоничным. Все мы, так или иначе, стремимся к ней, но очень малокто действительно свободен.
Не имея своей целью научные изыскания о тонкостяхсемантики, я не стану вдаваться в подробности многочисленных определений слова«свобода», тем более, что в данном контексте важнее личностный смысл,вкладываемый в него каждым из нас. Так или иначе, мало кому доступна свобода,хотя многие чувствуют себя независимыми. Дело в том, что каждый человек живетпо определенному уже сценарию.
Исследованием этой области человеческой жизнизанимается одно из направлений транзактного анализа, получившее названиесценарного анализа.
Но для начала несколько слов о самом транзактноманализе.
Транзактныйанализ(ТА) – направление психологии, рассматривающее развитиеличности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровнейорганизации индивидуальной психики. Транзактный анализ как психотерапевтическийметод был разработан в 50-х годах XX в. американским психологом и психиатром ЭрикомБерном, который опирался на представления З.Фрейда о структуре личности.
Бернутверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его болееширокого и эффективного использования. Своей заслугой он также считал переводизощренной психоаналитической терминологии на доступный житейский язык.Критикам его подхода это дало повод утверждать, что транзактный анализ посуществу является лишь популярной версией психоанализа. Ряд положенийтранзактного анализа действительно перекликается с постулатами Фрейда, но у ТАсуществуют и специфические черты, позволяющие рассматривать его каксамостоятельное направление психологической теории и практики.
 Автор теории ТА рассматривал сценарий какподсознательный план жизни, с помощью которого люди структурируют свое время.Сценарии определяют судьбы людей, в частности подход к отношениям и задачам.Берн считал, что в основе сценариев обычно лежат непосредственные, как у детейиллюзии, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни.
Транзактный анализ достаточно легко был ассимилированотечественной психотерапевтической практикой. Он представляет собой весьмаинтенсивно развивающееся направление  в психотерапии и консультировании.
Вопрос о принадлежности к определеннойпсихотерапевтической школе до сих пор остается дискуссионным, т.к. его относяти к психоаналитическому направлению и к гуманистическому и к когнитивному.
С точки зрения современного транзактного анализа,развитие жизненного сценария представляет собой иерархию, где психологическиеигры Берна являются только и уже завершением процесса создания сценария, как бывершиной айсберга, основание которого уходит в историю развития ребенка, висторию его жизненного опыта.
Вышеизложенное можно привести в  виде схемы: [1]
/>

Цель данной работы – раскрыть смысл сценарного анализав транзактном анализе.
Консультанту, работающему в рамках подходатранзактного анализа необходимо знать содержание как теории транзактногоанализа, так и положений сценарного анализа, одного из его разделов. Этомуотвечают такие задачи данной работы, как раскрытие вопросов об:
1.  общих положениях транзактногоанализа;.
2.  сущности сценарного анализа какраздела ТА.
Для того, чтобы помочь человеку, обратившемуся спроблемой, которая квалифицируется в рамках подхода как проблема деструктивногосценария, необходимо обладать знаниями о:
3.  видах сценариев и их структуре;
4.  сценарных посланиях какподкреплении сценариев;
5.  способах выявления сценарногоплана.
И, наконец, с целью изменения паттернов поведения,причиняющих человеку неприятные ощущения на более адекватные способыреагирования на окружающий мир и самого себя, нужно иметь информацию  о путяхвыхода из  сценария, описание которых является шестой задачей моей работы.
Предмет данной работы – сценарный анализ, а объект ее- теории, рассматривающие формирование сценариев как бессознательных жизненныхпланов, в частности транзактный анализ.
I. ТРАНЗАКТНЫЙАНАЛИЗ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Транзактный анализ был создан Эриком Берном и состоитиз теории личности, теории социального взаимодействия и аналитическогоруководства для консультирования. Исходная жизненная позиция людей – этопозиция о’кей. Это означает, что каждый человек имеет ценность,  значение идостоинство. Принятие себя таким, какой ты есть и принятие другого, таким,каким есть он – это признак гармоничной личности, живущей не по сценарию. Однакопереживание опыта в раннем возрасте часто приводит к изменению жизненнойпозиции.
Каждый человек, за исключением людей с тяжелымитравмами головного мозга, обладает способностью мыслить. Следовательно, накаждом лежит ответственность за принятие решения о том, чего он хочет от жизни.В конечном счете, жизнь каждого человека зависит от принятого им решения.
Небезынтересна берновская модификацияпсиходинамической модели структуры личности, которая явилась результатомпринятия идеи Пола Федерна об эго-состояниях, то есть моделях чувствования,мышления и поведения. Каждый человек имеет три эго-состояния.
Родительское, которое подразделяется на заботливоеродительское эго-состояние и критическое родительское эго-состояние.Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешноориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенныестереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденнымизадачами. Кроме того, Родительское эго-состояние обеспечивает с большойвероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления,анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое эго-состояние воспринимает и перерабатываетлогическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманнои без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое эго-состояние, в отличии отРодительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях,а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим,необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское эго-состояние следует жизненному принципучувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детскоеэго-состояние также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другимсоставляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядкунапряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определеннойстепени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детскоеэго-состояние выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил длясамостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/ипротивостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественноеДетское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся(адаптивное) Детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый,виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее Детское Я.
  С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры,педагога, начальника; с позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика,подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка — роли молодогоспециалиста, артиста — любимца публики, зятя.
При анализе эго-состояний внимание, как правило,концентрируется на эго-состояниях Родителя и Ребенка. Эго-состояние, которое наданный момент является наиболее катектическим, оказывает наибольшее влияние.
  В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие,однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, чтоодна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушениеобщения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
В связи с этим, гармоничной Берн считал личность, вкоторой равноценно функционируют все 3 эго-состояния, ни одно из них непоглощает (контаминация)  и не блокирует (исключение) другое. Также длягармонии личности важна способность к переключению между эго-состояниями взависимости от того, какое из них сейчас наиболее адекватно ситуации.
При взаимодействиях (трансакциях) людей могутвключаться различные эго-состояния. Различают дополнительные, перекрестные искрытые трансакции. Дополнительными называют трансакции, соответствующиеожиданиям контактирующих людей и отвечающие здоровым человеческимвзаимоотношениям. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжатьсянеограниченное время. Конфликтогенной способностью обладают перекрестныетрансакции. В этих случаях на стимул дается неожиданная реакция, активизируетсянеподходящее эго-состояние.[2]
Один из аспектов теории ТА – структурирование времени,так как, по мнению Берна, людей преимущественно мотивируют стимул, признание иструктурный голод. Имеются 6 способов структурирования социального времени:уход, совершение ритуалов, деятельность, времяпровождение, игры и созданиеинтимности.
При уходе люди открыто не контактируют друг с другом.Так, например, ведут себя пассажиры в автобусе или замкнутые шизофреники. Приуходе люди остаются углубленными в собственные мысли.
Ритуалы являются стилизованными знаками взаимногопризнания, в основе которых лежат традиции и социальные обычаи. На самомпростом уровне два человека, говорящие друг другу «Доброе утро», участвуют вритуале.
Деятельность, обычно называемая также работой, имеетместо не только тогда, когда идет борьба за материальные средства выживания.Социальное значение деятельности также заключается в том, что она позволяетструктурировать различные виды признания и удовлетворенности. Берн считал, чторабочие транзакции обычно имеют вид «Взрослый – Взрослому» и являютсясориентированными, главным образом, по направлению к внешней действительности.
Времяпровождение является «полуритуалом» иподразумевает проведение тематических бесед, которые длятся дольше, чемритуалы, но все же по большей части социально запрограммированы.Времяпровождение может включать в себя беседы на темы типа «Разве это неужасно?» и «Автомобили». Фокус времяпровождения является, как правило, скореевнешним по отношению к беседующим, нежели имеющим прямое отношение к даннымличностям.
Игры, в отличие от времяпровождения, представляютсобой последовательности трансакций, которые основываются в большей степени наиндивидуальном, чем на социальном программировании. Психологическая играявляется набором скрытых или невыраженных, а также открытых  трансакций,которые ведут к предсказуемому результату или расплате. Часто эти расплатывлекут за собой отрицательные чувства или «напряжения» типа гнева и депрессии.Накопленные чувства напряжения можно однажды выразить посредством совершенияопределенных поступков, например громкого крика или выхода из дома и покупки вмагазине какой-нибудь новой одежды. Более решительно можно выразить напряжениепосредством развода или попытки самоубийства. Каждая игра имеет девиз, покоторому ее можно узнать, например «Почему бы не – Да, но» и «Если бы не ты».
Берн определял взаимную интимность как искренние, неоснованные на игре отношения, подразумевающие свободные взаимные отдачу иполучение и отсутствие эксплуатации»[3].Интимность представляет собой индивидуальное и инстинктуальноепрограммирование, из которого социальное программирование и скрытые побужденияв значительной степени, если не полностью, временно исключены. Созданиеинтимности является наиболее оптимальным решением проблемы, связанной с жаждойстимула, жаждой признания и структурным голодом. Берн считал, что интимностьвключает в себя сексуальную близость, но не ограничивается ею.
Особое значение придается в ТА отношениямконсультант-клиент.  Перед началом транзактного анализа консультант и клиентобычно заключают договор, в котором речь идет главным образом, о достиженииопределенных целей. Ключевой вопрос имеет следующий вид: «как мы оба узнаем отом, что вы получили то, зачем сюда пришли?». Консультант и клиент подробнообсуждают условия контракта, в котором должны быть определены и цели лечения, ивзаимные обязательства, касающиеся достижения этих целей. В процессеконсультирования допускается внесение поправок и изменений в договор. Целичасто корректируются и изменяются. Обычно это является признаком эффективноститерапии, хотя и сам процесс изменения целей в большой степени терапевтичен.
Главной же темой данной работы является анализсценариев, которые представляют собой бессознательные жизненные планы, спомощью которых люди структурируют свое время и определяют свои судьбы. Подробнееэтот феномен будет рассмотрен в последующих главах.
В заключение главы, дающей краткую характеристикутранзактного анализа и его основных положений, можно в качестве выводоввыделить, что:
1.  Исходная жизненная позиция людей –это позиция о'кей.
2.  Каждый человек имеет триэго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок
3.  Имеются шесть способовструктурирования социального времени: уход, совершение ритуалов, деятельность,времяпровождение, игры и создание интимности.
4.  Консультанты и клиенты заключаютконтракты, в которых обговаривают цели консультирования.
5.  Сценарии – это бессознательныежизненные планы.
II. СЦЕНАРНЫЙАНАЛИЗ
Впервые теория сценария жизни была разработана ЭрикомБерном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60х годов 20 в.
В работе «принципы группового лечения» Берн определилсценарий жизни как «бессознательный жизненный план». Позднее, в книге «Что выделаете после того, как говорите: «Здравствуйте»?» он дал более полноеопределение: план жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями,оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».
Мысль о том, что детские впечатления оказывают сильноевлияние на паттерны поведения взрослых людей, является центральной не только втранзактном анализе, но и во многих других направлениях в психологии.Отличительной особенностью сценарного анализа в транзактном анализе являетсяидея о том, что ребенок составляет определенный план своей жизни, а не простоформирует основные взгляды на жизнь. В соответствии с теорией, этот план жизнисоставляется в форме драмы, имеющей четко обозначенное начало, середину иконец.
Другой отличительной чертой теории сценария являетсято, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе»[4].При написании ребенком драмы своей жизни финальная сцена является неотъемлемойчастью его сценария. Таким образом, другие составные части сценария, начиная спервой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к этой заключительнойсцене.
В теории сценария заключительная сцена получиланазвание Расплаты за сценарий. При проигрывании человеком собственногосценария, он бессознательно избирает поведение, которое приблизит его красплате за сценарий.
Но не стоит воспринимать человека в данном случае какбезвинную жертву обстоятельств, каковой он предстает перед нами исходя изсказанного выше. Берн определил сценарий, как «план жизни, составленный вдетстве». Это свидетельствует о том, что ребенок сам принимает решение о своемплане жизни, выборе сценария. Из этого следует, что даже тогда, когда разныедети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенноразличные планы своей жизни. В этой связи небезынтересен приводимый Берномслучай. Двоим братьям мать сказала: «Вы оба попадете в психушку!» В последствииодин из братьев стал хроническим больным в психиатрической лечебнице, а другой– психиатром.
В теории сценарного анализа термин «решение»используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре.Ребенок принимает решения о своем сценарии без тщательного обдумывания, чтосвойственно принятию решений взрослыми людьми. Самые ранние решения появляютсяв результате чувств и принимаются ребенком до того, как он начинает говорить. Решениятакже зависят от различных способов тестирования реальности, которые используютвзрослые люди.
Хотя родители не могут заставить ребенка принятькакие-либо решения, они, тем не менее, оказывают на них сильное влияние. Спервых дней жизни ребенка родители передают ему какие-то послания, на основекоторых ребенок формирует свои представления о себе, других людях и жизни.Сценарные послания могут быть как вербальными, так и невербальными. При этомони образуют основное содержание, в соответствии с которым ребенок и принимаетглавные решения в своем сценарии. Подробнее сценарные послания и их влияния напринятие сценарных решений будут рассмотрены в IV главе.
Во взрослой жизни человек ближе всего может подойти квоспоминаниям о раннем детстве с помощью снов и фантазий. До тех пор, пока нерасшифрован его сценарий, он не осознает решения, которое принял в раннемдетстве, хотя, возможно, и проживает его в своем поведении.
Когда Берн писал о том, что сценарий «оправдываетсяходом событий», ему следовало бы заключить слово «оправдывается» в кавычки.[5]В соответствии с собственной компетенцией люди часто интерпретируют реальностьс тем, чтобы им казалось, что она оправдывает их сценарные решения. Этопроисходит потому, что в эго-состоянии Ребенка любая угроза сценарному представлению о мире воспринимается как препятствие в удовлетворениипотребностей и даже как угроза самому существованию.
На данном этапе повествовании закономерновозникновение вопроса о том, зачем же принимаются эти далеко идущие детскиерешения. Какова цель возникновения сценариев? Ответ лежит в двух важнейшихособенностях формирования сценария:
1.  Сценарные решения представляютсобой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который частокажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.
2.  Сценарные решения принимаются всоответствии с эмоциями ребенка и его способом тестирования реальности.
Младенец мал и физически уязвим. Для него мир населенвеликанами. Неожиданный звук может сигнализировать ребенку о том, что его жизньв опасности. Без всяких слов или соответствующего обдумывания ребенок знает,что, если мать или отец уйдет, он умрет. Если они сердятся на него, то могутубить его. Кроме того, у ребенка нет взрослого понимания времени. Если ончувствует голод или холод, а мать не приходит, тогда, возможно, мать уженикогда не придет, а это означает смерть. Или это может означать нечто болеестрашное, чем смерть – когда тебя постоянно оставляют одного.
Возможно, когда ребенку исполняется  2 или 3 года, унего рождается брат или сестра. Подросший ребенок, вероятно, знает, что неумрет от этого, однако внимание матери целиком сосредоточено на только чтородившемся. «Может быть, любви на всех не хватит? Заберет ли младенец всю этулюбовь?»  — эти вопросы становятся для ребенка центральными. Появляется угрозапотери материнской любви.
В течение всего времени формирования сценария, ребенокпостоянно находится в приниженном положении. Он воспринимает родителейвсемогущими. Для ребенка это могущество связано с жизнью или смертью, а позднеес возможностью удовлетворять или не удовлетворять свои потребности.
В соответствии с этим ребенок избирает стратегии сцелью остаться живым и как можно более полно удовлетворить свои потребности.
Ребенок мыслит не так, как взрослый человек. Эмоции онтакже испытывает по-другому. Сценарные решения принимаются в соответствии сособенностями мышления и чувствами ребенка.
Мир эмоций ребенка включает в себя ярость, острыепереживания, ужас и экстаз. Ребенок принимает свои ранние решения приреагировании на эти интенсивные чувства. Поэтому неудивительно, что эти решениячасто имеют экстремальный характер. Например, ребенку необходимо лечь вбольницу на операцию. Подобные вещи неприятны даже взрослому человеку, однакоребенок может воспринять это как ужасную катастрофу. Вместе со страхом ониспытывает чувство горечи и печали оттого, что матери нет вместе с ним и,возможно, она никогда больше не придет к нему. При этом его переполняет гнев оттого,что мать позволила этому случиться с ним, и может решить следующее: «Эти людихотят убить меня. Мать допустила это, поэтому она тоже хочет убить меня.Прежде, чем они доберутся до меня, я лучше их всех убью сам».
По логике ребенка необходимо идти от частного кобщему. Например, мать ребенка редко реагирует на его требования. Возможно, онаиногда и приходит к нему, когда тот плачет, однако, в других случаях игнорируетего. При этом ребенок не просто делает вывод о том, что «матери доверятьнельзя». Вместо этого он может решить, что «людям нельзя доверять» или,возможно, «женщинам нельзя доверять». Девочка 4х-5ти лет может сердиться наотца за то, что он перестал оказывать ей свое внимание и заботу, на которую былтак щедр, кода она была младенцем. Поэтому она может решить не просто «ярассержена на отца», а «я рассержена на всех мужчин».
Маленькие дети не делают различия между потребностямии делами. Ребенок может чувствовать: «я хочу убить этого нового ребенка,который получает всё внимание!». Для него это равнозначно фразе: «я убил этого нового ребенка».  Затем он может заключить: «так, как я убийца, я плохой иужасный». Во взрослой жизни такой человек может иметь смутное чувство вины за«преступление», которое он никогда не совершал.
Стратегии, которые люди вырабатывают, будучи детьми,являлись наилучшим способом для выживания и достижения того, чего они хотят отмира, который мог оказаться для них враждебным. Но, будучи взрослыми люди,продолжают следовать этим паттернам, иногда даже в случаях их неэффективности идаже причинения боли. Именно сам человек несет ответственность за принятое имкогда-то решение. А это значит, что это решение он может впоследствии изменить.Таким образом, люди могут изменяться сами и изменять свои паттерны поведения наболее адекватные, что означает выход из сценария.
Главное искусство транзактного анализа заключается вразвитии умения распознавать  эту детскую логику. Для терапии, проводимой врамках транзактного анализа необходимо также владеть искусством распознаваниядетского языка сценария.
Итак, в данной главе  были изложены основы сценарногоанализа в транзактном анализе. В ее заключение можно сделать следующие выводы:
1.  Жизнями людей обычно управляетсценарий.
2.  Сценарий – это план жизни.
3.  Сценарий всегда ведет к расплате.
4.  Человек сам принимает решение осценарии.
5.  Сценарий подкрепляется родителями.
6.  Сценарий лежит вне пределовосознания.
7.  Человек искажает реальность сцелью «оправдания» реальности.
8.  Сценарий обязан своим появлениемдетскому ощущению беспомощности и угрожающей опасности.
9.  Взрослея, человек способенсознательно изменить способ реагирования и выйти из сценария.



 
IIIВИДЫСЦЕНАРИЕВ
Составив в детском возрасте свой сценарий, мы склонныв дальнейшем следовать ему и проживать его, по крайней мере, в течение какой-точасти нашей взрослой жизни. При этом возможно проживать его в роли Победителя,Побежденного (Жертвы) и Не-победителя (Банальный). 
III. 1. Сценарий Победителя.
Берн определил «Победителя» как «того, кто достигаетпоставленной перед собой цели. Под «победой» понимается также то, чтопоставленная цель достигается легко, свободно и счастливо. Если в детствечеловек решил стать выдающимся генералом или политическим деятелем и, в конце концов,достиг этого, получив общественное признание, то человек – победитель. Если жеон решил стать миллионером, то будет победителем, если станет счастливым испокойным миллионером. Если человек решил стать отшельником, без гроша за душойи станет им, счастливо существую в своей келье, то он тоже победитель. «Победа»всегда соотносится с целями, которые каждый себе поставил.
III. 2. Сценарий Побежденного (Жертвы).
 
Побежденный (Жертва), наоборот, это «человек, которыйне  достигает поставленной цели». И опять дело заключается не в самомдостижении или чем-то еще, а в степени сопутствующего комфорта.
Если человек решил стать известным генералом, пошел вармию и с позором был оттуда выгнан, он Побежденный (Жертва). Если егополитическая карьера закончилась скандалом, в результате которого его выгналисо службы, он Побежденный (Жертва). Он будет также Побежденным, если решилстать миллионером, а закончил нищим отшельником.
Ели он решил стать миллионером, стал им, но постоянночувствует себя несчастным из-за язвы желудка или напряженной работы, он такжеявляется Побежденным. Если он стал отшельником и постоянно жалуется на нищету,пустоту и отсутствие общения, он тоже Побежденный.
Берн однозначно определил «Победителя» и«Побежденного» в их отношении к «достижению поставленной цели», так как онхотел подчеркнуть то обстоятельство, что «Победителей» нельзя простоприравнивать к тем, кто накапливает деньги и материальные ценности. Аналогично,«Побежденными» необязательно являются люди, не имеющие материальных ценностей.
Дело в том, что некоторые люди в детстве могут решитьдобиться цели, которую нельзя осуществить без нищеты, самоограничения и дажефизического вреда. Например, младенец может без слов решить: «Что бы я ниделал, у меня ничего никогда не получится» и затем начнет осуществлять эторешение. Для достижения поставленной цели у него ничего не должно получаться.Другой ребенок в раннем детстве может решить следующее: «Чтобы мать и отец любилименя, я должен умереть» и затем будет стремиться к осуществлению этой трагичнойцели. Сценарии с таким концом все будут считаться сценариями «Побежденного»,хотя они не совпадают с буквой данного Берном определения.
В зависимости от трагичности финала, сценарии«Побежденных» можно классифицировать по трем степеням. Сценарий «Побежденного»первой степени – это сценарий, в котором неудачи и потери человека не настолькосерьезны, чтобы их не обсуждать в обществе. Примерами могут служитьповторяющиеся ссоры на работе, небольшая депрессия при стационарном лечении илинеудача на экзаменах при поступлении в институт.
«Побежденные» со второй степенью испытывают неприятныечувства, которые достаточно серьезны, чтобы их считать приемлемыми дляразговора в обществе. Это может быть увольнение со многих работ, госпитализацияпо поводу тяжелой депрессии или же исключение из университета за плохоеповедение.
Сценарий третьей степени приводит к смерти, увечью,серьезной болезни или суду. Финалом этого сценария может стать тюремноезаключение за разбазаривание фондов фирмы, пожизненная госпитализация врезультате психического расстройства или попытка покончить жизнь самоубийствомпосле провала на экзамене.
Для описания сценария «Побежденных» третьей степени иего финала часто используют термин хамартический сценарий. Это слово происходитот древнегреческого слова «хамартия», означающего «главный поток». Значениеэтого слова отражает тот путь в соответствии с которым сценарий «Побежденного»подобно древнегреческой драме, от ранних негативных решений неизбежно приводитк трагическому финалу.
III. 3. Сценарий Не-победителя.
Человек, имеющий сценарий «Не-победителя» представляетсобой «золотую середину». День ото дня он терпеливо несет свою ношу, немногопри этом выигрывая и не сильно проигрывая. Такой человек никогда не рискует.Поэтому такой сценарий часто называют банальным.
На работе «Не-победитель» не становится начальником,но его и не выгоняют с работы. Он, скорее всего, спокойно дорабатывает до концаи тихо уходит на пенсию. Он будет сидеть в своей качалке, приговаривая: «Я могбы стать начальником, если бы я только был  вовремя в нужном месте. Во всякомслучае, я думаю, что я работал не так уж плохо».
Бёрн предложил способ, по которому можно отличатьпобедителя от побежденного. Для этого надо спросить человека, что он будетделать, если проиграет. Берн считал, что «Победитель» знает, что, однако неговорит об этом. «Побежденный» не знает и только и делает, что говорит опобеде. «Победитель» всегда учитывает несколько возможностей, а «Побежденный»ставит все на одну карту и неизбежно проигрывает. «Не-победитель» иногдавыигрывает, а иногда проигрывает, но не достигает ничего значительного потому,что не умеет рисковать.
В данной главе были изложены 3 основных сценария жизни,именуемых также стратегиями. В заключение главы можно сделать следующие выводы:
1.  Существует три основных жизненныхстратегии: «Победитель», «Побежденный (Жертва)» и «Не-победитель».
2.  Под «победой» понимается то, чтопоставленная цель достигнута легко, свободно и счастливо.
3.  В зависимости от трагичностифинала, сценарии «Побежденных» можно классифицировать по трем степеням.
IV СЦЕНАРНЫЕ ПОСЛАНИЯ.
Из вышесказанного известно, что жизненный сценарийсостоит из нескольких решений, которые принимаются ребенком в ответ насценарные послания, о себе, других людях и о жизни, которые в основном исходятот родителей ребенка.
Далее будут рассмотрены природа сценарных посланий,лежащих в основе  индивидуального сценария и способы их передачи.
Важно помнить, что ребенок принимает сценарные решенияв соответствии со своим собственным восприятием окружающего мира. Этовосприятие основывается на особенностях восприятия ребенка и его способахтестирования реальности. Следовательно послания, которые ребенок получает отсвоих родителей и окружающего мира, могут полностью отличаться от посланий,воспринимаемых взрослым человеком.
Сценарные послания могут передаваться вербально,невербально или и тем и другим способом одновременно. Причем в любом случаемогут содержать элементы копирования. Вербальные послания могут формироваться вформе приказаний или оценок (оценочных определений).
До того, как ребенок начинает говорить, онинтерпретирует послания других людей в форме невербальных сигналов. Маленькийребенок тонко воспринимает словесные высказывания, напряженность, движениятела, тон голоса, запахи. Позднее, когда ребенок начинает понимать язык,невербальные коммуникации продолжают оставаться важным компонентом сценарныхпосланий.
Следует также рассмотреть механизм копирования. Детичрезвычайно восприимчивы  к поведению других людей. В особенности они замечают,как мать и отец относятся друг к другу и другим членам семьи. Ребенок постоянноищет ответа на вопрос: «Как мне лучше всего добиться здесь того, что я хочу?»возможно, маленькая девочка замечает, что когда мать хочет чего-либо от отца,она сначала начинает ругаться, а потом плачет. Ребенок при этом приходит квыводу: «Для того чтобы получать от людей, особенно от мужчин, того, чего я хочу,мне нужно сначала ругаться, а потом заплакать». Или в случае, когда умаленького ребенка умер брат, он отмечает, что его родители каждую неделю ходятна кладбище с цветами. По всей видимости, большую часть времени они испытываютпечаль и думают больше о том, кого уже нет, чем о другом, кто еще жив. При этомребенок делает вывод: «Больше всего внимания получают умершие». Он не обладаетспособностью взрослого человека осознавать неотвратимость смерти, поэтому онможет принять решение: «Чтобы получить необходимое мне внимание родителей, мненадо умереть, как мой брат».
Вербальные сценарные послания могут передаваться вформе прямых указаний (приказов): «Не мешай мне! Делай, что тебе говорят!Быстрей! Не капризничай! Если вначале у тебя что-то не получается, пытайся ещеи еще!» Большинство родителей буквально забрасывают своих детей подобнымиприказами. Сила этих приказов как сценарных посланий будет зависеть от того,как часто они повторяются, а также сопровождающих их невербальных сигналов.
В других случаях ребенку могут говорить не то, что ондолжен делать, а то, кем он является. Такие послания называются оценочными. «Тыглупый!», «Моя маленькая девочка!», «Ты ничего не добьешься!», «Ты кончишь втюрьме!», «Ты хорошо читаешь!». Все это – примеры оценок, которые напрямуюговорят ребенку. Их содержание может быть позитивным или негативным, и каквсегда, их сила как сценарных посланий будет зависеть от сопровождающих ихневербальных сигналов. Иногда оценки могут передаваться косвенным образом,например, когда родитель говорит с кем-то о своем ребенке в его присутствии илизная, что это станет известно ребенку. «Это – спокойный ребенок», «Онабеспокоит нас, потому что очень капризная». Подобные косвенные оценки ребенокскорее всего воспримет как сильные сценарные послания, так как считает, чтоименно родители определяют реальность. Когда ребенок слышит, как его родителиговорят о нем с другими людьми, они принимают это как само собой разумеющееся исчитают сказанное неоспоримым фактом.
Следует также сказать, что существуют так называемыеконтрприказания, которые состоят из приказов (команд) о том, что надо илинельзя делать, а также суждений о людях и жизни. Они формируют контрсценарий,который большую часть времени используется в позитивном плане, когда мызаботимся о себе и комфортно чувствуем себя в обществе: здесь, например,заложена информация о том, что не стоит за столом бросать объедки за спину илисовать руки в огонь. Тем не менее,  многие люди имеют в контрсценарии рядпосланий, которые они решили использовать в негативном плане. Пять следующихприказаний играют особую роль в контрсценарии:
«Будь лучшим!»
«Будь сильным!»
«Старайся!»
«Радуй (других)!»
«Спеши!»
эти послания получили название драйверов. Термин«Драйвер» (возбудитель, привод) используется потому, что ребенок чувствуетнеобходимость следовать этим приказаниям. Он считает, что до тех пор, пока онследует драйверу, он о’кей. Все люди имеют в своих контрсценариях эти пятьпосланий, хотя и в различной пропорции.
В своей деятельности в качестве терапевтов Боб и МериГулдинг обнаружили, что в основе ранних негативных решений людей лежат 12постоянно повторяющихся тем. Они составили список, состоящий из 12типриказаний, который будет рассмотрен ниже. Необходимо помнить, что названияприказаний являются лишь вербальным  обозначением, условно принятым дляудобства анализа сценария. На самом деле приказания передаются ребенку восновном невербально.
1. Не живи.
Приказание имеет своими последствиями намерениечеловека  покончить жизнь самоубийством, а также чувства ущербности, ненужностии отчужденности.
Зачем родителям нужно отдавать ребенку приказ «Неживи»? По-видимому, это происходит потому, что в своем собственномэго-состоянии Ребенка родитель чувствует, что ему мешает или угрожаетприсутствующий рядом ребенок.  В тех случаях, когда родитель оскорбляет ребенкафизически или вербально, послание «Не живи» передается открыто.
Приказание выявляется во время анализа сценариядовольно часто. Это может показаться странным, поскольку данное приказаниеможет иметь последствия, связанные со смертью. В этой связи важно помнить, чторебенок довольно легко может ощутить угрозу смерти в связи с поведениемродителей или внешними событиями, которые взрослому человеку кажутся абсолютнобезвредными. Необходимо также помнить, что маленький ребенок не может проводитьграницу между поступками и желаниями. Возможно, желая смерти своему брату,ребенок решил: «Я убийца и заслуживаю смерти», при этом сам себе отдаваяприказание «Умри».
То же самое может произойти, если мать в скрытом видепередает своему ребенку следующее послание: «Ты причинил мне боль, когдародился» (Берн назвал это сценарием Разорванной Матери). В этом случае ребенокможет решить: «Своим рождением я причинил матери боль или, возможно, даже убилее. Следовательно я опасен и могу вредить или убивать находящихся поблизостилюдей. Поэтому я заслуживаю того, чтобы мучиться или убить себя».
Возникает вопрос: если «Умри» является обычнымприказанием, то почему большинство людей не кончает жизнь самоубийством? Людиделают все возможное, чтобы остаться в живых. В первые годы жизни ребенок,имеющий приказ «умри», вероятно принимает сложные решения с целью защитить себяот фатального исхода. Эти решения могут быть приняты в виде: «Я буду жить, покая…». Более подробно сложные решения будут рассмотрены в следующей главе.
2. Не будь самим собой.
Это приказание может отдаваться ребенку родителями, укоторых родился мальчик в то время, когда они хотели девочку или наоборот. Вданном случае родитель хранит в себе образ желаемого «идеального ребенка».Поэтому он положительно реагирует лишь на те аспекты своего реального ребенка,которые напоминают этот образ и игнорирует все остальное… Часто родителивыражают через ребенка свое недовольство супругом или другими родственниками. “Нуты — вылитый отец”. Такой перенос быстро принимается детьми. “Это я, какбабушка”. Часто за передачей данного запрета родители несут ощущениесобственной неполноценности, желание ориентироваться на окружающих дляподтверждения своей значимости.
3. Не будь ребенком.
Данный запрет характерен для родителей, которые самичувствуют себя детьми и имеют в прародительском звене строгих, решительныхродителей. Такие родители живут в мире собственных чувств и эмоций, поэтомучасто попадают в конфликтные ситуации, влюбляются, меняют работу, не несяответственность за свои поступки.
При постоянно напряженной обстановке в семье ребенокдовольно рано может принять решение: “Это я во всем виноват, я много себепозволяю”. Что соответственно сказывается на повышенной ответственности,неумении радоваться, проявлять свои эмоции, получать удовольствие от игры.Вербально родители сопровождают свой запрет выражениями: “Ты уже большой,чтобы...”, “Не будь ребенком!”, “Ты что, маленький!”.
4.  Не расти (Не будь привлекательной);
Родители, передающие подобный запрет, обладаютконтролиру-емостью своих эмоций и поступков. При этом у них хорошо развиточувство родительского предназначения, и любая активность со стороны ребенкавоспринимается как угроза собственного смысла. “Ты еще маленький”, “Вот когдавырастешь...”, “Это только для взрослых” — это тот набор вербальных выражений,которыми родители сопровождают свой запрет. По результатам нашего исследованияданный запрет был характерен для матерей, воспитывающих своего сына самостоятельно,и для родителей, у которых дети появились поздно, а также для младших детей всемье. Для данного запрета наиболее важен процесс взросления. Он передается какугроза всем детским желаниям и фантазиям, возможности проявления эмоций ичувств и усиливается страхом принятия решений, ответственности и социальныхпрепятствий.
5.  Не делай успехов.
Подобный запрет характерен для родителей, которыеимели сложный, компромиссный путь к успеху, или не добились своей цели несмотряна все возможности и затраты, образовав “порочный круг” своего успеха. Чащеневербально такие родители говорят: “Ну куда ты лезешь!” Наиболее экстремальнойявляется ситуация конкурса или экзамена, в этом случае состояние напряженияобостряется до крайности. Все ставится на карту, вовлекая ребенка в непосильныепсихологические условия. Все подчинено цели, без учета желаний и возможностей.В крайних случаях ситуация выхолащивается, не подразумевая никаких иных решений
6.        Не делай (Ничего не делай)
Данный запрет связан с собственным отрицательнымродительским или прародительским опытом связанным с действиями, а такжежеланием избавить от подобного опыта собственных детей. При этом в общении сдетьми такие родители постоянно контролируют их действия, готовы сами за нихвсе сделать, достаточно требовательны в своих поступках. Тогда как вне сферыактивности ребенка подобные взрослые постоянно колеблются в своих действиях,болезненно переносят изменения ситуации, не могут принять решение. Самыйраспространенный способ решения конфликта у таких родителей — это уход изситуации или бездействие.
7.        Не будь первым (Не будь лидером,Не высовывайся);
Родители, которые передают подобное послание постоянноговорят своим детям: “Будь скромнее!”, “Не высовывайся!”, “Как тебе не стыдно,тебя же все видят!” Невербально их поведение подтверждает послание “Не будьпервым, это плохо кончится”. В большинстве случаев в нашем исследовании у детейс невротическими нарушениями родители передающие данный запрет, претендовали налидерскую позицию В этом случае родители своим поведением доказывали ребенкуследующее: “Я буду терпеть тебя, малыш, пока ты не поймешь что ты и твоижелания здесь ничего не стоя г”. Любовь и защита была обеспечена ребенку толькотогда, когда он отказывался от своих лидерских способностей.
8.        Не принадлежи;
Этот запрет отражает несостоятельность в принятиизаконов единства общества, в постоянном утверждении своей особенности, сбольшими затратами на доказательства. Вербально родители говорят своим детям:“Ты не можешь этого сделать, ведь ты...”. Запрет на принадлежность можетпротивопоставлять не только личность обществу, а и профессию, национальность;сословие всему остальному. “Что ты делаешь, ведь у тебя отец...”, “Вспомни, ктоты!” Внешне у родителей это проявляется в нарушениях навыков коммуникации,замкнутостью и недовольством окружающими. Вырабатывая у своих детей запрет напринадлежность, родители убеждают себя в постоянстве личности ребенка. “Тытакой упрямый, как все евреи”. Часто родители, передавая этот запрет, делаютсвоего ребенка “козлом отпущения” или переносят на него свое ощущениеодиночества.
9.        Не будь близким; (Не будьэмоционально близким)
Данный запрет можно выразить посланием “Держидистанцию!” Он связан с нарушением коммуникации, когда родителям не хватаетвремени уделять внимания своему ребенку. Они заняты работой, карьерой илисобственным здоровьем, при этом часто уезжают в командировки, попадают вбольницы. Подобный запрет принимается ребенком при смерти родителей. Возможныкрайние варианты родительского поведения. Такие родители подозрительны инасторожены в общении с окружающими, с детьми могут применять физическоенаказание, грубо оскорблять и обманывать их, или использовать в своих целях.Если постоянно отказывать в общении или манипулировать ребенком, то возникает запретна близость, который сопровождается решением: “Для того, чтобы защититься, чтобне испытывать боль отказа, я буду держаться от тебя подальше”.
10.     Не чувствуй себя хорошо (Не будьздоровым);
Подобныйзапрет передается родителями, которые убеждены, что ребенком стоит заниматьсятолько тогда, когда он болен. Это может происходить на сознательном илибессознательном уровне. Многие родители ищут соматические или психологическиепроблемы здоровья у своего ребенка, чтобы оправдать свои нереализованные мечты ипланы в отношении ребенка. “Вы ведь знаете, какой это слабенький, болезненныйребенок,” — говорят они своим знакомым или родственникам. Часто родители самидемонстрируют подобную форму поведения в соответствии с данным запретом. Ониначинают болеть, когда стрессовая ситуация обостряется или затягивается.
11.     Не думай (Не думай об Х, Не думайо своих проблемах, думай о моих проблемах);
Данныйзапрет передают родители, которые сомневаются в умственных способностях детей,обычно за этим стоит собственная их несостоятельность или они игнорируютиндивидуальность мыслительного процесса ребенка (“Он думает не так… как я”).Такие родители торопят с решением умственных задач и никогда не удовлетворяютсярезультатом логических рассуждений ребенка, вербально оценивая их как: “Да…Ну, ты умник”. В критических ситуациях родители, передающие такой запрет, самирешают удачно проблемы только с помощью эмоций или чувств.
12. Не чувствуй;
Родители, передающие такой запрет, настойчивы вподавлении чувственности своих детей, т.к. уверены, что любое их проявлениеявляется слабостью и ведет к неудаче. Чаще встречается не тотальное ограничениелюбой чувственности, а запрет на определенное чувство. Например, запрет начувство страха, агрессии, голода или холода. Это может сопровождаетсяследующими высказываниями родителей: “Мальчики не плачут. Будь смелым!”, “Мнехолодно, одень свитер!”, “Я голодна, что ты будешь есть?”. Скрытый смыслзапрета часто заключается в невербальном послании: “Не чувствуй как ты,чувствуй как я”. При высокой степени запрета родители накладывают подобныйзапрет чувственности не только на своих детей, но и на самих себя. В такихслучаях необходимо исключать психическую патологию.
В заключение данной главы можно сделать следующиевыводы:
1.  Жизненный сценарий состоит изнескольких решений, которые принимаются ребенком в ответ на сценарные послания,о себе, других людях и о жизни, которые в основном исходят от родителейребенка.
2.  Сценарные послания могутпередаваться вербально, невербально или и тем и другим способом одновременно.
3.  Существуют «драйверы» — послания,которые особо сильны и играют решающую роль в формировании сценария.
4.  Были выделены 12 посланий,встречающихся в каждом сценарии в той или иной степени.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
V. ВЫЯВЛЕНИЕ СЦЕНАРИЯ КЛИЕНТА.
Эрик Берн писал, что в практическом планеанализ сценариев требует, чтобы трансакционный и социальный материал былорганизован таким образом, что пациент ясно видит природу своего сценария. Для этогоследует соединить драму, происходящую в повседневной жизни, с ее историческимиистоками так, чтобы контроль индивидуальной судьбы перешел от Ребенка кВзрослому, от состояния археопсихического неосознанного к состояниюнеопсихическому осознанному.
Целью анализа сценариев является выбрать пьесуи поставить лучшую. Важно помочь клиенту освободиться от необходимостипереживать вновь и вновь свою ситуацию и направить себя по другому пути. Этоприменимо ко всем сценариям, которые показали свою бесплодность.
План на будущее составляется в основном посемейным инструкциям. Некоторые из важных моментов можно обнаружить довольнобыстро, уже в первом разговоре, когда психотерапевт спрашивает: “Что родителиговорили Вам о жизни, когда Вы были маленьким?”. Чаще всего ответ совсем незвучит как инструкция, однако чуть-чуть марсианского мышления поможетпредставить реальную ситуацию.
1.  Родители частопрепятствуют свободному выражению чувств ребенка или пытаются их регулировать.Эти указания по-разному интерпретируются как взрослыми, так и ребенком. Возможнынесколько вариантов интерпретации: 1) что имеет в виду родитель с точки зренияего собственных слов? 2) что имеет в виду родитель с точки зрения стороннегонаблюдателя? 3) Что действительно имеет в виду родитель? 4) Что из этогоизвлекает ребенок?
2.  “Дело” ребенка – отыскивать,что действительно подразумевается в словах родителей. Это помогает емузавоевать их любовь.
Том Фрезер приводит в качестве методики для диагностики сценарияклиента упражнение с использованием сценарной матрицы. Это упражнениеначинается с задания: Опишите детально свою мать и отца. Описание проводится последующей схеме:
1.  Имя матери
2.  Описание: клиентописывает, терапевт записывает дословно, включая все повторения и оговорки.
3.  Клиента просятсказать, что ему особенно нравиться в матери. Затем, что особенно не нравится.
4.  Клиенту зачитываюткаждое высказывание о матери, спрашивают его, есть ли что-то негативное длянего в этой характеристике, если да, то какое скрытое послание (приказание)лежит под этим качеством.- Клиент формулирует приказания сам.
После того, как эта часть упражнениязавершена, клиент закрывает глаза, а терапевт со всем драматизмом, на которыйон способен, зачитывает приказания, исходящие от отца и от матери (не делаяперерывов). После чего клиента просят выделить те послания, которые актуальныдля него сейчас. На этом этап диагностики завершается и между терапевтом иклиентом заключается лечебный контракт, подробнее о котором речь будет идти  вследующей главе.
Мери Гулдинг считает, что наиболее продуктивныйспособ диагностики состоит в оценке Эго-состояний клиента и ранних решенийРебенка. От силы Эго-состояний зависит, может ли клиент осуществлятьпредусмотренные контрактом изменения, и насколько хорошо он сможет сохранить ихпосле того, как они будут достигнуты. В связи с этим, необходимоописать, как выявляются эго-состояния.
Заботливый родитель.
Хорошо ли клиент о себе заботится? Способствует лизабота клиента о себе развитию и изменению, или он способен только к тому,чтобы пожалеть себя, когда он болен, обижен или оскорблен другим человеком?Если любовь к самому себе вызывается преимущественно несчастьем и болезнью,может потребоваться несколько сеансов только для того, чтобы научить клиентазаботиться о себе более мудро. Это нужно сделать прежде, чем браться за решениедругих задач, чтобы клиент сумел впоследствии сохранить терапевтическиедостижения. Чтобы создать образец позитивной заботы, терапевт сам в первуюочередь должен быть готов поощрять здоровье, а не болезнь. Это значит, чтотерапевт должен научиться находить здоровое начало в каждом клиенте, ценить егои опираться на него, вселяя в клиента уверенность в том, что здоровье всегдаинтереснее и увлекательнее, чем болезнь.
Критикующий родитель.
Не уделяет ли клиент больше внимания своим малейшимпромахам и просчетам, чем достижениям и успехам? Деструктивная самокритикасоздает препятствия любым успехам, которых клиент достигает на терапевтическомсеансе, поэтому клиенты должны научиться сдерживать свою внутреннюю негативнуюкритику. Если клиент борется против самоизменения, используя КритикующегоРодителя, сосредоточенного на несовершенствах других людей, терапия будетневозможна до тех пор, пока эти обвинения не прекратятся. Если клиентстановится в позицию обвинителя, терапевту необходимо постоянно бороться противтого, чтобы не превратиться из проводника изменений в судью. Терапевт долженрадоваться, когда Критикующий Родитель – как его собственный, так и его клиента– усыхает и сморщивается.
Взрослое Эго-состояние.
Является ли Взрослый, или мыслящая часть личности,самостоятельной, не зараженной ни детскими страхами, ни родительскими мнениямии предрассудками? Если эти предрассудки мешают осуществлению контракта, онидолжны быть пересмотрены. Например, такие мнения, как: «Раскрывать семейныетайны нелояльно», – или: «Все родители стараются для своих детей, какмогут», – или: «Детей нужно бить, чтобы удержать их от греховныхпоступков», – обычно препятствуют реабилитации после перенесенного вдетстве насилия. Нужно избавить Ребенка от страха, что он может раскрытьсекретную информацию, показав свою уязвимость, или «рассердитьтерапевта».
Естественный Ребенок.
По определению, это здоровый, счастливый, живой иразумный корень каждого человека, который может стать основой успешной терапии.В случае краткосрочной терапии особенно важно подружиться с этой частьюличности клиента и научить его использовать и усиливать то здоровое начало,которым он обладает. Изобретательный Ребенок и проницательный Взрослый делаюткраткосрочную терапию эффективной и увлекательной как для клиента, так и длятерапевта.
Приспособленный Ребенок.
Какие ранние детские решения обусловливают сегодняшниепроблемы? Трансактные аналитики полагают, что каждый человек принимает вдетстве важные решения в ответ на так называемые предписания. Предписанияпервоначально даются родителями или другими людьми, окружающими ребенка, илидаже самой судьбой. Каждый ребенок решает, принять или отвергнуть их. Если ониприняты, индивид продолжает усиливать их в течение всей жизни. Другими словами,взрослые клиенты продолжают давать себе предписания, которые они однаждыполучили от других или от судьбы.
Выводами данной главы может служить следующее:
1.  Существуют различные способывыявления сценария клиента.
2.  Сценарии выявляются исходя изглавенствующего эго-состояния и родительских приказаний, припоминаемыхклиентом.
VII ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СЦЕНАРИЯ КЛИЕНТА В СООТВЕТСТВИИ С ЕГОНАСТОЯЩИМИ ЦЕЛЯМИ.
Трансакционныйанализ называется так потому, что анализ высказываний (трансакций) — основнойтехнический прием этого подхода. Однако, смысл ТА-терапии гораздо шире, чем то,что можно представить исходя из названия технического приема.
Личность каждогочеловека состоит не из одной программы адаптации к среде (Я — в рамках которогоон что-то может, а чего-то не может), а из нескольких программ (эго-состояний).При чем, то, что недоступно для одного Я в человеке, доступно для другого.
Таким образом, точто «не получается» по жизни, не получается «не вообще», а из данного, какправило, детского или родительского эго-состояния.
Основная идея ТАсостоитв том, что если внутренние конфликты детского эго-состояния искажают реальностьи делают поведение не эффективным, теоретически и практически возможнопереходить и закреплять самоотождествление во временно не актуализированное, новсегда готовое к действию, эго-состояние взрослого, свободное от этихконфликтов. Оно не может быть не эффективным по отношению к реальности потому,что это состояние, по сути, есть программа по адаптации к среде. Таким образом,основная задача ТА терапии — перевести Я (самосознание) из детскогоэго-состояния во взрослое, то есть активизировать, запустить программуВзрослого. Причем из этого эго-состояния человек не только можетмодернизировать, адаптировать к реальности другие эго-состояния, но иреализовывать все жизненные функции — от любви до работы.
 Итак, людиизменяются. Но меняются они не просто потому, что понимают свои старые паттерныповедения, но и благодаря активному принятию решений к изменению этихпаттернов. Осуществляемые изменения могут оказаться адекватными и устойчивыми.
Из этих посылоквытекают следующие два основных практических принципа ТА:
1. Контрактный метод.
Вначале практики транзактного анализа лежит понятие контракта. Сериииндивидуальных контрактов являются основой групповых занятий; они определяютцели, определённые членами терапевтической группы и условия занятий. Контрактвключает в себя описание поведения, например, что клиент будет реже ссориться сблизкими людьми или более продуктивно использовать своё время, а не неясныхощущений или абстрактных понятий вроде “счастья” или “удовлетворения жизнью”.Формулировки контракта должны быть в должной мере конкретны и отвечать навопрос: “Как можно узнать, что вы получили то, за чем пришли в группу?”
Важнымявляется тот факт, что контракт вовлекает Взрослое эго-состояние человека вколлективный познавательный процесс, подразумевает взаимное согласие идемократизм в отношениях. Т.е. в ТА-терапии решение проблемы не отдается наоткуп «совести терапевта» или «сознательности клиента», а с ее постановки ибескомпромиссного решения все и начинается. Другими словами, работа по взятию иудержанию ответственности за успех терапии входит в ТА в терапевтическуюпрограмму. По ходу занятий в группах контракт может дополняться и претерпеватьизменения.
2. Открытая коммуникация.
 
Эрик Берн настаивална том, чтобы как клиент, так и терапевт обладали полной информациейотносительно того, что происходит в их совместной работе. Это вытекает изосновной посылки ТА о том, что каждый человек способен самостоятельно думать,т.е. функционировать из эго-состояния Родителя. В практике ТА записи терапевтадоступны для клиента. Для облегчения общения специалиста и клиента положения ТАизлагаются на доступном языке.
Основная,долгосрочная цель трансактной терапии в группе состоит в пересмотре своихранних решений и “переписывании” жизненного сценария. По Э. Берну, особаязадача трансактного терапевта заключается в уменьшении значения непродуктивныхсценариев. Анализ сценариев требует рассмотренного выше структурного анализаэго-состояний и изучения трансакций. Разыгрывая свои сценарии, люди пытаютсявосстановить или развить то, что было ими вынесено из раннего семейного опыта.Руководитель может попросить члена группы представить свою семью в видеперсонажей пьесы, набросать сюжет и определить роли для каждого персонажа.Такой приём способен вызывать из памяти ранние впечатления, создавая при этомпсихологически безопасную обстановку, благоприятную для обсуждения родительскихвлияний, а также конфликтов, страхов, разочарований.
Терапевтическаягруппа создаёт атмосферу, которая способствует приобретению каждым еёучастником нового опыта, а не повторению старых и непродуктивных сценариев.Руководитель помогает в выявлении негативных сценариев, вследствие чего членыгруппы вольны принять сами “новые решения”, которые будут противодействоватьсценарию. Чтобы производить такую работу на самом глубоком уровне, на уровнеэго-состояния Ребёнок, в терапевтических группах, основанных на концепцияхтрансактного анализа, применяются методы, заимствованные из гештальт-терапии(“здесь и теперь”, “пустые стулья”), психодрамы и других подходов. В работеподчёркивается значение осмысления ранних решений и сознательное изменениесвоей позиции в настоящем времени.
Р.и М. Гулдинги предложили свой подход к трансактному анализу в группах, соединивего вместе с принципами и приёмами гештальт-терапии, психодрамы и методикмодификации поведения, назвав его “психотерапией нового решения” В своей книге«Психотерапия нового решения. Теория и практика» они заявляют: « МногиеТА-терапевты детально исследуют сценарий каждого пациента и рассматриваютпонимание всех сюжетных линий и поворотов сценария как необходимый инструментлечения. В своей работе мы не используем детальных сценариев, предпочитаякраткую терапию, а значит считая комплекс предписание-решение-шантаж болееважным, нежели большинство частей сценария клиента. Теория сценариевутверждает, что, когда ребенок принимает о себе раннее решение, он начинает наоснове этого решения планировать жизнь, используя в качестве образца сказку илидругую историю. Например, 40-летняя женщина, до сих пор не вышедшая замуж и несделавшая карьеру, говорит, что «ждет, когда что-нибудь произойдет».В детстве ее любимой сказкой была «Спящая Красавица». Другая женщинапроводит всю жизнь в тяжелом труде, пытаясь этим угодить своим неблагодарнымдетям и мужу. Она вспоминает, что ее любимой сказкой была «Золушка».Многие молодые люди, отбывающие наказание в колонии для подростков штатаКалифорния, в качестве модели жизни используют фильмы типа«Человек-ружье». По ходу жизни человек может принимать дополнительныерешения и усложнять базовую историю. Мы работаем с людьми, чтобы дать имвозможность проживать самостоятельную жизнь, а не быть прикованными к Детскимранним планам, пусть даже эти планы предполагают сценарий«победителя».
Берн и его последователи утверждают, что дети«засценарены», запрограммированы, и, чтобы изменить сценарий, имнужен сильный Родитель в лице терапевта. Сейчас мы не верим в программированиеребенка, так же как и в теорию «электродов». Мы уверены, что каждыйчеловек пишет свой собственный сценарий и может переписать его с помощьюсильного Родителя, которого он сам в себе строит. Терапевту, возможно, лестнодумать, что он требуется в качестве родителя, однако, за исключением молодыхлюдей и психотиков, пациент с большим успехом может сам выполнять эту функцию.
Джордж Макклендон, работая с семьями, использует нетолько индивидуальные, но и семейные сценарии. Он считает, что семьи должнызнать свои сценарии, которые он называет «мифами», ибо только таккаждый член семьи сможет освободиться от прошлого и направить свою энергию внастоящее».[6]
Иногда клиенту требуется длительная терапия, но частоона не нужна. Чтобы оценить длительность терапии, нужно знать три вещи:
1.    Хотят ли клиент и терапевт, чтобытерапия была короткой?
2.    Каких изменений в своей жизнихочет достичь клиент?
3.    Каков диагноз?
Обычно, если терапевт и клиентпредпочитают длительное лечение, и клиент может себе это позволить, они будутсчастливы работать вместе годами. Но, по мнению М. Гулдинг, существуеткратковременное эффективное лечение, в котором от каждого сеанса ожидаются важныедля клиента изменения, которые он будет самостоятельно закреплять междусеансами.
О вопросе: «Каков диагноз?» было сказанов предыдущей главе, поэтому я не буду на этом останавливаться.  В ходедиагностики сценария выявляются уже знакомые нам по вышеизложенному сценарныепредписания: Не существуй, Не люби себя, Не будь самим собой, Не испытывайжеланий и потребностей, Не думай, Не действуй, Не чувствуй, Не расти, Недобивайся успеха, Не будь ребенком, Не важничай, Не будь довольным, Не доверяй,Не участвуй, Не сближайся, Не будь хорошим.
В терапии изменения решения обычныйпорядок лечения начинается с заключения контракта о той цели, к которой клиентстремится, но чувствует себя не в состоянии достичь ее в одиночку. Еслидоговоренность установлена и разделяется обеими сторонами, наступает этаппоиска. Клиент вместе с терапевтом ищут те ранние решения, которые мешаютклиенту достичь этой конкретной цели. Терапия изменения решения – это метод, спомощью которого клиенты в своем воображении возвращаются к сценам детства,чтобы отменить детские предписания и принять новые решения насчет самих себя.Между сеансами клиенты тренируются осуществлять вновь принятые решения в своейповседневной жизни.
 Форма терапии, которую предлагает М. Гулдинг, будет варьировать в зависимостиот контракта, диагноза, потребностей и желаний клиента. Иногда клиент приходитс очень ясным запросом, который и становится контрактом, – например, избавитьсяот таких последствий раннего насилия, как сексуальная холодность, фобии, боязньнезнакомых людей или людей, которые его любят. Жертвы сексуального, физическогоили эмоционального злоупотребления в детстве обычно считают себя никчемными, незаслуживающими уважения. Первый шаг в их реабилитации – это возвращение имвнутреннего достоинства. Используя для этого терапию изменения решения,терапевт может попросить человека вернуться к какой-нибудь реальной иливоображаемой сцене, которая предшествовала насилию. «Выберите эпизод, вкотором вы счастливы и довольны собой, эпизод, который начинается и кончаетсяхорошо. Это не обязательно должен быть важный эпизод. Может быть, вы играете впеске или катаетесь на велосипеде, или просто лежите на полу, наблюдая, какойузор отбрасывают на него листья через окно вашей спальни. Пусть это будетэпизод, в котором вы сами делаете себя счастливым, а не такой, где вам кажется,что другие приносят вам счастье». Когда клиент рассказывает об этомэпизоде, он вместе с терапевтом наслаждается своим детским счастьем.
Затем клиента призывают стать заботливымродителем, который поддерживает ребенка и говорит ему: «Ты молодец!»и «Я люблю тебя». Клиент попеременно становится то ребенком, тодобрым заботливым родителем, в котором нуждается каждый ребенок. Таким образом,клиент переживает на опыте, что значит любить самого себя и принимать этулюбовь.
Затем клиент может представить сценусвоего рождения, чтобы сказать себе: «Этот ребенок заслуживает уважения, ия люблю его». Измененным решением будет: «Я уникален, бесценен идостоин любви независимо от того, способны ли были другие любить меня, когда ябыл маленьким. Отныне я буду любить себя и заботиться о себе и в качестверебенка, которым я был, и в качестве взрослого, которым я теперь стал».Конечно, клиенты выбирают более подходящие им слова, чем слова терапевта.
Затем клиент, переживший насилие, может взяться за разрешение своих трудностей,связанных с мышлением, действиями и чувствами. Жертвы злоупотребления отрицаютсвои естественные способности думать о том, что с ними происходит, делать то,что необходимо для предотвращения повторного насилия, и испытывать своиподлинные эмоциональные реакции. В детстве они были беспомощны, но, ставвзрослыми, они продолжают говорить себе, что не в силах думать, чувствовать иделать что-то для себя. Чтобы преодолеть эти роковые детские решения, япредлагаю совершить несколько воображаемых возвращений к сценам насилия.
Чтобы чувствовать себя в безопасности,клиент вначале может вернуться к ранней травме не как жертва, а как репортер,расследующий события. Таким образом, человек свободен думать о том, чтопроисходит, не будучи захвачен эмоциями. Клиент-репортер описывает эпизод, иони вместе с терапевтом обсуждают его до тех пор, пока не убедятся, что им яснывсе факты, включая и психологические детали, касающиеся ребенка. Например:«Похоже, эта девочка защищается тем, что не позволяет себе слишком многочувствовать. Вы тоже заметили это?» Или: «Я думаю, главное правило вэтом доме: „Не замечай зла“. Верно?» Или: «Неудивительно,что при такой слабой, больной матери ребенок не чувствует себя настолькобезопасно, чтобы остановить этого подонка и насильника». Или:«Кажется, в этой семье сексуальное оскорбление – единственный видпривязанности, которую получают дети. Можно ожидать, что они перепутают междусобой любовь и сексуальное оскорбление. Вы согласны?» Или: «Труднонаблюдать это с позиции репортера. Я все время продолжал спрашивать себя, незакрывал ли я глаза, когда был ребенком. Думаю, да. Или, может быть, я простодумал о другом».
Прежде, чем кончится сеанс, важноубедить клиента побыть оскорбленным ребенком, но не в самой сцене оскорбления,а, сидя рядом с терапевтом, и в роли расследующего дело репортера. Длявоображаемого ребенка ставится пустой стул. Клиент и терапевт просят ребенкаобъяснить им что-то, чего они не понимают, в то же время оказывая воображаемомуребенку поддержку, которую они оказали бы любому подлинному ребенку,разговаривая с ним примерно так: «Мы знаем, что тебе страшно говорить обовсем этом, но здесь, в этой комнате, рядом с нами, ты в безопасности. Теперь мыпозаботимся о тебе». Терапевт может спросить: «Слушай, прав лирепортер, полагая, что никто из членов семьи не знает о том, что происходит?Или они знают, но притворяются, что не знают? Я думаю, ты можешь ответить наэтот вопрос лучше, чем репортер». Клиент-репортер может спросить:«Нет ли чего-нибудь, что я забыл отметить? Чего-нибудь, о чем я неподумал?»
Как всегда в краткосрочной терапии, вконце лечебного сеанса терапевт оставляет время на то, чтобы составить план,как клиенту между сеансами усилить сегодняшний результат терапии. Каксоотносится сегодняшняя проработка эпизодов детства с лечебным контрактом? Какизменился клиент в результате работы? Что он будет делать для поддержаниясвоего позитивного развития? Обсуждая это, важно сосредоточиться на счастливомэпизоде, а не только на сцене насилия. Фактически, наиболее важным заданием дляклиента на неделю будет такое, которое позволит включить счастливого, любимого,достойного ребенка в его текущую жизнь.
В начале каждого нового сеанса терапевт просит клиента сообщить, что ончувствовал, думал и делал для того, чтобы усилить результаты предыдущей работы,и дает положительную оценку успехам, которых клиент достиг. Если наблюдалсярегресс, терапевт и клиент вкратце обсуждают его.
В ходе последующей работы клиент должен вернуться к сцене насилия в ролиребенка-жертвы. Чтобы чувствовать себя в безопасности, клиенты иногда включаютв воображаемую сцену других взрослых, которые могли бы защитить ребенка. Онимогут включить полицию, любимого учителя или самих себя в качестве взрослых. Входе самого эпизода ребенок должен осознать: «Я не виноват». Неважно,что делают или не делают дети, они не виноваты в тех действиях, к которым ихпринудили, или в соблазнении, которому их подвергли. Даже если они получают удовольствиеот сексуального акта, подчиняются, чтобы получить леденцы, или просят повторитьакт насилия, они не виноваты. Клиент должен поверить в это, переживая сцену вкачестве ребенка. Если чувство вины сохраняется, терапевт может вернуться внастоящее и обсудить с клиентом, были бы виноваты «его собственныедети» или «дети вообще», если бы подобное случилось с ними.
Другой метод заключается в том, чтобыподдержать клиента, занимающего в сцене своего детского совращения позицию:«Я виновен», и работать над ней до тех пор, пока клиент сам непочувствует, что она неправильна. Терапевт должен разрабатывать этот вопрос дотех пор, пока он не получит разрешения. Если клиент любит чувствовать себявиноватым, терапевт может, например, обсудить с ним, каким образом клиентвиноват в своем собственном зачатии.
Клиенты, испытавшие физическое насилие,нередко подвергаются жестоким мучениям на протяжении всего детства, причеммучителем чаще всего выступает один из родителей или старший брат (сестра).Посторонние или члены семьи, живущие отдельно, редко принимают в этом участие.Если брат (сестра) или один из родителей были насильниками, другой родитель могпомогать им тем, что не пресекал издевательства. Клиент, подвергавшийсяфизическому насилию, вынужден столкнуться с тем ужасным фактом, что насильникненавидел его, а тот, кто притворялся любящим, не защитил его от насилия. Как ичеловек, переживший сексуальное насилие, клиент, подвергшийся физическомунасилию, нуждается в том, чтобы найти в своем детстве источник здоровья исчастья, чтобы доказать себе: «Я достоин любви, несмотря на то, что меняне любили», и «Я заслуживал бережного отношения в детстве изаслуживаю теперь». Важно, чтобы терапевт сосредоточился на решенииклиента продолжать жить, потому что многие люди, подвергшиеся физическомунасилию, всю жизнь несут в себе скрытые суицидальные интенции. Даже если им ещене было и трех лет, когда их били, они могли пожелать себе смерти, и этотрагическое желание вошло в их плоть и кровь, несмотря на то, что их взрослая жизньможет казаться вполне счастливой и благополучной.
Чтобы принять решение жить, клиент должен вмешаться в воображаемую сценунасилия и сказать: «Я не убью себя, несмотря на все мои страдания».Ребенок не совершил самоубийства в детстве, несмотря на ужасный страх, боль,унижение и отсутствие любви. Ребенок не покончил с собой даже тогда, когдадругой – любимый и часто обожаемый – родитель, не совершавший насилия, ничегоне сделал, чтобы его остановить. Нужно, чтобы клиент в эпизоде насилия призналэто, сформулировал вербально и понял: «Я выстоял». Клиент такжерешает в качестве ребенка: «Я не покончил с собой после твоих мучений, и,уж конечно, я не покончу с собой в будущем». Клиент может также вмешатьсяв сцену насилия как спасатель, который говорит: «Уйдем отсюда! Я люблютебя. Отныне я буду заботиться о тебе. Я собираюсь организовать нашу жизнь так,что мы больше не будем терпеть ненужных страданий».
Если ребенка недооценивают, заставляютчувствовать унижение и беспомощность, ребенок является жертвой эмоциональногонасилия. Как и при лечении клиентов, переживших сексуальное и физическоенасилие, жертвам эмоционального насилия нужно помочь развить в себе чувствособственного достоинства и научиться вести себя как Заботливый Родитель. Дети,пережившие эмоциональное насилие, вырастая, становятся униженными и забитымивзрослыми, которые относятся к себе с той же эмоциональной жестокостью, с какойк ним относились, когда они были детьми. Терапевт должен подчеркнутьбессмысленность и деструктивность причиняемых клиентом самому себеэмоциональных мучений. Юмор, нежность и любовь могут служить прекраснымитерапевтическими средствами, помогающими клиенту перестать изводить себя инаучиться себя любить.  На других сеансах клиент может изменить любые другиеранние решения, которые все еще препятствуют здоровой жизни, например, решениеникогда ничего не чувствовать, не показывать своих подлинных чувств, бытьсуперменом, быть ничтожеством, не любить, не доверять людям, держаться подальшеот всех. Прежде, чем терапия закончится, я прошу клиента принять решение:«Я никогда, ни при каких обстоятельствах, не совершу насилия над своимисобственными детьми или кем-то еще».
Клиенты могут вернуться к сцене насилия,чтобы позволить себе проявить те эмоциональные реакции, которые былиблокированы во время актуального переживания. Клиенту нужно сказать себе:«Я боюсь», – и почувствовать страх; «Я страдаю», – ипочувствовать подлинное горе, которое является естественной реакцией наоскорбление; «Я взбешен», – и встретиться со своей яростью.
Как в любой терапии, включающей в себяпереживание блокированных чувств, важно поддерживать человека в выражениилюбой, сколь угодно малой степени чувства. Терапевт может использовать любыетехники, эффективные для данного конкретного клиента, чтобы позволить емупережить эмоцию. Всегда призывайте клиента выражать вначале те эмоции, которыеему легче всего выразить. Разгневанный человек начинает с ярости, а затемобнаруживает спрятанное за ней горе. Страдающий человек вначале будет плакать,прежде чем научится гневаться без слез. Боязливый клиент вначале испытываетстрах, прежде чем выразить горе или гнев.
В любой терапевтической ситуации можно помочь своим клиентам, научив ихвыражать свои чувства непротиворечиво, чтобы все тело научилось переживатьэмоцию, а не подавлять ее.
Клиенты должны вернуться к сценамсексуального насилия, чтобы пересмотреть все пережитки ранних решений. Клиент,страдающий депрессией или преследуемый мыслями о самоубийстве, должен сначаласправиться с этими проблемами, а уже потом браться за проблемы вины,подавленных эмоций или чего-то еще. Клиент, снова став ребенком, должен понять:«Я не убил себя из-за того, что ты сделал со мной, как бы ужасно это нибыло, и я не собираюсь убивать себя теперь». Если клиент не совершаетсуицидальных попыток и не имеет суицидальных намерений, эту работу можноотложить. Я предлагаю восстановить сцену ближе к концу лечения, так, чтобыклиент мог подтвердить свое решение остаться в живых. Каждый клиент,подвергшийся насилию, может извлечь пользу из решения: «Отныне я будузаботиться о себе и не убью себя случайно или намеренно».
Последним шагом терапии являетсяпонимание того, что ранняя травма больше не имеет отношения к сегодняшней жизниклиента. Когда решения о прошлом и настоящем уже приняты, клиент может пожелатьв последний раз вступить в воображаемое столкновение с насильником в эпизодесексуального оскорбления, чтобы сказать: «Прощай!» насильнику и этомуэпизоду. Важно, чтобы клиент каким-то образом сказал себе: «Насилиекончилось, я покончил с ним».
Клиент может завершить всю эту работу за6 или 12 сеансов, в зависимости от способностей клиента и терапевта и отэффективности их взаимодействия.
Подводя итоги, можно сказать, чтовзрослые, пережившие в детстве сексуальное, физическое или эмоциональноенасилие, нуждаются в таких терапевтах, которые верят, что они смогут преодолетьпрошлую травму и выкинуть ее из головы. Клиентам нужно поверить в то, что онине обречены быть на всю жизнь напуганными из-за ужасных событий, пережитых имив детстве; они могут достаточно быстро излечиться и перейти к счастливой иполноценной жизни.
Выводы данной главы можно обозначитьследующим образом:
1.  Раннее решение о сценарии, как илюбое решение, может быть изменено клиентом в тот момент, когда его последствиястановятся для него тягостными.
2.  Психотерапия в рамках сценарногоанализа может быть длительной и кратковременной, индивидуальной и групповой.
3.  Два основных практических принципаТА – это контрактный метод и открытая коммуникация.
4.  Основной момент в психотерапиирассматриваемого направления – возвращение клиента к моменту принятияархаического решения и изменение его.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Трансакционный анализ является самостоятельнымнаправлением психологической теории и практики. Психотерапия, разработаннаяБерном и его последователями призвана освободить человека от влияния сценариев,программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление имнепосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностныхотношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной цельютрансакционного анализа является достижение гармонии личности черезсбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями.
В ходе данной курсовой работы были выполнены все целии задачи, поставленные в ее начале:
Цель работы – раскрыть смысл сценарного анализа втранзактном анализе – была достигнута.
Также,были освещены вопросы об общих положениях транзактного анализа, сущностисценарного анализа, как его раздела, видах сценариев и их структуре, сценарныхпосланиях как подкреплении сценариев.
Практическаячасть включила в себя информацию о способах выявления сценарного плана и путяхвыхода из сценария (смена готового плана жизни автономией и спонтанностью по Э.Берну) либо изменения сценария на необходимый клиенту (по Гулдингам, и другимпоследователям родоначальника ТА).
При работе с литературой на данную тему, я столкнуласьс тем, что очень многие авторы описывают подробно теорию, но почти нераскрывают практические вопросы. Даже если эти вопросы освещаются, то в гораздоменьшей степени, чем та, которая необходима для психотерапевтической работы вданном направлении. Руководствуясь этим, в своей работе я сделала акцент напрактическую часть и попыталась раскрыть ее максимально полно в пределахрекомендуемого объема работы.
Резюмируя все проделанные изыскания, считаюнеобходимым отметить, что транзактный анализ в целом и сценарный – в частности,являются довольно перспективными направлениями в психологической теории ипсихотерапевтической практике. Мало кто в наше время сомневается, чтородительское влияние на ребенка огромно. Это очевидно. Но то, что каждый из нассамостоятельно выбирает, поддаваться ему или нет, и подчиниться ему сегодня илиподчиняться всю жизнь, наверняка, для многих это ново.
Но наряду с тем, что констатирует нашу зависимость,сценарный анализ, да и весь ТА, подчеркивает тот факт, что мы зависим лишь отсвоих ошибочных решений, и так же, как когда-то приняли их, сможем принятьдругие, новые, которые позволят не мучиться изо дня в день, терзая себя за вомладенчестве допущенную ошибку, а жить свободно, спокойно и счастливо, в ладу ссобой и с окружающим.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.  Берн  Э. Введение в психиатрию ипсихоанализ для непосвященных. Симферополь, 1998.
2.  Берн  Э. Игры, в которые играютлюди. М., 2002.
3.  Берн  Э. Игры, в которые играютлюди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1996.
4.  Берн  Э. Исцеление души.Екатеринбург, 2003.
5.  Берн  Э. Секс в человеческойлюбви. М., 1997.
6.  Берн  Э. Трансакционный анализ ипсихокоррекция. СПб., 1992.
7.  Берн  Э. Трансактный анализ впсихотерапии. М., 2001.
8.  Вацлавик П. как стать несчастнымбез посторонней помощи. М., 1993.
9.  Гулдинг М. Краткосрочная терапияизменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия,М.,1994.
10.           Гулдинг М, Гулдинг Р. Психотерапиянового решения. Теория и практика. М., 1997.
11.           Гулина М. Терапевтическая иконсультативная психология. СПб., 2001
12.           Карвасарский Б. Д. Психотерапия.СПб., 2000.
13.           Конюхов Н. И. Словарь-справочникпо психологии. М., 1996.
14.           Коттлер Дж., Браун Р…Психотерапевтическое консультирование. СПб, 2001.
15.           Нельсон – Джоунс Р. Теория ипрактика консультирования. СПб., 2002.
16.           Стюарт Я., Джойнс В. Современный Транзактныйанализ. СПб., 1996.
17.           Хьелл Л., Зиглер Д. Теорииличности. СПб, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.