Реферат по предмету "Мировая экономика"


Монополизм в экономике его формы и последствия

--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--Вертикальными являются связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями, находящимися на разных стадиях произ­водственного процесса. Характерным примером таких связей являют­ся отношения крупных корпораций, занятых переработкой сырья, и мелкими фирмами, осуществляющими поставку этого сырья, дальней­шую обработку основной и побочной продукции корпораций, утилиза­цию отходов, вспомогательные работы, реализацию продукции, а так­же и освоение производства новых товаров. В качестве одной из наибо­лее   распространенных   форм   вертикальных   взаимосвязей используется система «франчайзинг» – заключение контракта, по ко­торому корпорации передают право продажи своих марочных товаров мелким самостоятельным фирмам (дилерам). Этой системой охвачено в США почти полмиллиона различных предприятий с общим объемом продаж свыше 200 млрд. долларов.
Международная монополия – крупная фирма с активами за рубе­жом или союз фирм разной национальной принадлежности, устанав­ливающих господство в одной или нескольких сферах мирового хозяй­ства с целью максимизации прибыли. По своим формам международ­ные монополии делятся на две основные группы: базирующиеся на общей монополистической собственности тресты и концерны (транс­национальные или многонациональные монополии) и межфирменные союзы (картели и синдикаты).
Транснациональные тресты и концерны – компании, находящи­еся в собственности, под контролем и управлением предпринимателей одной страны. Международны они по сфере своей деятельности. Ком­пании этого типа существовали уже в XIX веке, но подлинно широкий размах их активность получила в середине нынешнего столетия.
В отличие от транснациональных монополий хозяевами многона­циональных трестов и концернов являются предприниматели не од­ной, а двух и более стран. Их характерная особенность – международ­ное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра компании.1
Классификация монополий и их характеристика.
   1) Экономические монополии. Экономические монополии являются наиболее распространенными. Их появление обусловлено экономическими причинами, они развивается на основе закономерностей экономического развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. Экономические монополии в двух случаях. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
   2) Естественные монополии. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
§  Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано  с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
§  Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной  системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
§  Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем  спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение  тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным  энергоносителем сложно.
§  Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
Существуют два типа естественных монополий:
а) Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
   Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
   Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
   С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем  его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
   3) Административные монополии. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
   4) Государственные монополии. В некоторой литературе выделяют государственную монополию. Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).
   В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.
   5) Правовые монополии (юридические). Другой причиной возникновения и сохранения фирмой осо­бого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль за добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рын­ке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.
   Контроль фирмы над знаниями в виде собственности на па­тент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени. Классическим примером монополии данного вида была компания «General Electric», которая безраздель­но господствовала на рынке электрических лампочек, изобретен­ных Эдисоном, с 1892 по 1930 г. Такой вид монополий также называют закрытыми монополиями.
   Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:
• монополия отдельного предприятия;
• монополия как соглашение;
• монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
   Так же различают пять основных форм монополистических объединений:
   1) Картель. Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта;
   2) Синдикат. Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой;
   3) Трест. Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста;
   4) Многоотраслевой концерн. Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
   Необходимо сказать пару слов о таком способе монополизации, как корнер.
Корнер – способ, придуманный еще в XVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.
   Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера  спустя  год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.
   В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

2.2. Поведение фирмы – монополиста на рынке.
v Предельный доход монополиста.
Для фирмы в условиях совершенной конкуренции ха­рактерно равенство среднего и предель­ного доходов и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.
Почему кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса? Поскольку монополист – единственный производи­тель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вы­нужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую (рис. 1.1)1.
Например, монополист может продать по цене 800 тыс. руб. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две еди­ницы, он должен снизить цену до 700 тыс. руб. как на первую, так и на вторую единицу продукции. Чтобы продать три единицы – цена должна стать равной 600 тыс. руб. за каждую из них, четыре единицы – 500 тыс. руб. и т.д. Доход фирмы-монополиста соответственно составит, тыс. руб.: 1 ед.– 800; 2 ед. — 1400 (700·2); 3 ед. — 1800 (600·3); 4 ед. — 2000 (500·4).
Соответственно предельный (или дополнительный в резуль­тате увеличения продаж на одну единицу продукции) доход составит, тыс. руб.: 1 ед. – 800; 2 ед. – 600 (1400-800); 3 ед. – 400 (1800-1400); 4 ед. — 200 (2000-1800).

Рис. 1.1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста: D – спрос; MR – предельный доход
На рисунке показаны кривые спроса и предельного дохода как две несовпадающие линии, причем предельный доход во всех случаях, кроме выпуска 1 ед., меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объеме производства, вы­равнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными по сравне­нию с условиями конкуренции.
v Максимизация прибыли монополистом
Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход моно­полиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая при­быль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма Х является единственным произ­водителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Динамика издержек и доходов фирмы Х в условиях монополии
Выпуск продук­ции,
тыс. ед.
Издержки
Цена,
тыс руб.
Доход
При­быль,
млн руб.
валовые,
тыс. руб.
предель­ные,
тыс. руб.
валовой,
млн руб.
предель­ный,
тыс. руб.
0
1000




-1000
1
1470
470
500
500
500
-970
2
1890
420
498
996
496
-894
3
2265
375
496
1488
492
-777
4
2600
335
494
1976
488
-624
5
2920
320
492
2460
484
-460
6
3230
310
490
2940
480
-290
7
3535
305
488
3416
476
-119
8
3850
315
486
3888
472
38
Продолжение на стр. 29
Продолжение табл. 1.1 
9
4180
330
484
4356
468
176
10
4535
355
482
4820
464
285
11
4900
365
480
5280
460
380
12
5280
380
478
5736
456
456
13
5680
400
476
6188
452
508
14
6105
425
474
6636
448
531
15
6560
455
472
7080
444
520
16
7040
480
470
7520
440
480
17
7550
510
468
7956
436
406
18
8090
540
466
8388
432
298
19
8665
575
464
8816
428
151
20
9275
610
462
9240
424
-35
    продолжение
--PAGE_BREAK--Мы предположили, что одну единицу своей продукции мо­нополист может продать по цене 500 тыс. руб. В дальнейшем при расширении сбыта на    1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2 тыс. руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 тыс. руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к пре­дельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.
На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:

Конкуренция
Монополия
Оптимальный объем производства
15
14
Цена, тыс. руб.
472
474
Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Определение цены и объема производства фирмой-монополистом: D – спрос; MR – предельный доход; МС – предельные издержки
Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах, продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для по­требителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.
Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем про­изводства, приносящие ей максимальную прибыль, будут со­ответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конку­ренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.
v Монополия и эластичность спроса
Как уже отмечалось, предельный доход в  условиях совершенной конкуренции равен цене единицы товара и спрос на продук­цию фирмы совершенно эластичен. При существовании мо­нопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной, что позво­ляет фирме, обладающей монопольной властью, получать до­полнительную прибыль.
Эластичность спроса на продукцию (даже в случае, если на рынке присутствует только один продавец этой продукции) вли­яет на цену, установленную монополистом. Имея информацию об эластичности спроса Ер, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы МС, руководство фирмы может рассчитать цену продукции Р по формуле1:
P =     (1.1)
Чем выше эластичность спроса, тем более приближены ус­ловия деятельности монополиста к условиям свободной кон­куренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополии создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы.
v Влияние налогов на поведение монополиста
Поскольку налог увеличивает предельные издержки, кривая предельных издер­жек МС сместится влево и вверх в поло­жение MC1, как это показано на рис. 1.3. Фирма теперь будет максимизировать свою прибыль в точке пересечения Р1 и Q1.

         Q1 Q0               Q
Рис 1.3. Влияние налога на цену и объем производства фирмы-монополиста: D – спрос, MR – предельный доход, МС – предельные издержки без учета налога, МС\ – предельные издержки с учетом налога
Монополист сократит производство и повысит цену в ре­зультате введения налога. Насколько он повысит цену, можно рассчитать, используя формулу (1.1). Если эластичность спроса, к примеру, составляет  -1,5, тогда

При этом после введения налога цена увеличится на вели­чину, в три раза превышающую размер налога. Влияние налога на монопольную цену зависит, таким образом, от эластичности спроса: чем менее эластичен спрос, тем в большей степени монополист повысит цену после введения налога.
v Оценка монопольной власти
Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монополь­ную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эла­стичность спроса становится единственным рыночным факто­ром, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому все отрасли естественной монополии регулируются государст­вом. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью.
Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество не­больших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.
Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.
Разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.
В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей в оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:
1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.
Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна ру­ководству фирмы. Данные об эластичности должны быть по­лучены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых ис­следований, оценки деятельности конкурентов и т.д.
2. Количество фирм на рынке. Однако само по себе коли­чество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Для оценки конкурентности рынка исполь­зуется индекс рыночной концентрации Герфиндаля.
Пример. Оценим степень монополизации рынка в двух случаях: когда доля одной фирмы составляет 80% от всего объема продаж данной продукции, а остальные 20% распределяются между другими тремя фирмами, и когда каждая из четырех фирм осуществляет по 25% продаж на рынке.
Индекс рыночной концентрации составит:
в первом случае H=802+6,672+6,67:l+6,672=6533;
во втором случае Н=252·4=2500.
В первом случае степень монополизации рынка выше.
3. Поведение фирм на рынке. Если фирмы на рынке будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены могут снизиться почти до конкурентного уровня (равен­ство цены и предельных издержек). Монопольная власть и со­ответственно монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких ^ доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции более пред­почтителен явный или тайный сговор, раздел рынка.
Структура рынка, степень его монополизации должны учи­тываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для фор­мирующегося рынка России характерна высокомонополизиро­ванная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приведет к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложнит положение отечественных монополистов.
Помимо уже рассмотренного выше эффекта масштаба су­ществуют и другие причины, приводящие к монополии. Среди них немалую роль играет установление препятствий для вступ­ления новых фирм на рынок. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения го­сударственных органов на занятие тем или иным видом дея­тельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности в по­лучении кредитов, высокие первоначальные затраты для от­крытия нового предприятия и др.
Например, для открытия коммерческого банка в России по­мимо установленного минимального размера уставного фонда требуется специальное разрешение Центрального банка, полу­чить которое достаточно сложно. Не менее сложно и «добыть» относительно дешевый кредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижают конкурентные возможности иностранных това­ров и укрепляют позиции отечественных производителей.
Вместе с тем получение высоких прибылей является мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в монополизирован­ную отрасль. И если отрасль не является естественной моно­полией (а большинство российских монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой момент может ожи­дать появления неожиданного конкурента.
Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например, путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса по­требителей. В таких условиях монополист будет вынужден сни­жать цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить положение на рынке.
Законодательные барьеры для вступления в отрасль также не вечны. На поддержку государственных чиновников, выра­жающих их интересы, монополисты тратят значительные сред­ства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов не является таким уж «безоблачным», как это кажется на первый взгляд.
v Ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Производя продук­ции меньше и по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части потре­бительского спроса. Эта часть потенциальных покупателей была бы готова приобрести товар, если бы его цена была ниже мо­нопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фирма может устанавли­вать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают про­дукцию по более низкой цене, чем остальные, имеет место практика ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:
покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать;
существует возможность разделить всех потребителей дан­ной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности.
Действительно, если фирма, производящая любую продук­цию, которая может быть перепродана, например телевизоры, холодильники, сигареты и       т. п., решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется со следующей ситуацией. Сни­жение цены на эти товары для пенсионеров и сохранение ее на первоначальном уровне для всех остальных категорий на­селения приведет к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры тут же будут их продавать. К тому же такая ценовая политика может вызвать недовольство покупателей1.
Иная ситуация складывается, если продукция не может пе­репродаваться; сюда относятся прежде всего отдельные виды услуг. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различ­ные виды скидок с цены. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых различная.
Предположим, что какая-то авиакомпания Y продавала 100 тыс. авиабилетов по цене 500 тыс. руб. за билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой доход компа­нии составлял 50 млрд. руб. Однако в результате произошед­ших изменений (выросли цены на топливо, работникам бы­ла повышена заработная плата) издержки компании возросли, и цена билета была повышена вдвое. Вместе с тем количест­во проданных билетов сократилось в два раза и составило 50 тыс. шт. Несмотря на то, что общий валовой доход сохра­нился на уровне 50 млрд. руб., существуют возможности полу­чить дополнительный доход, привлекая пассажиров, отказав­шихся от полетов из-за высокой цены, через предоставление скидок.
v Монополия и эффективность.
Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает эко­номическую эффективность по крайней мере по трем основным причинам.
Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена – выше, чем в условиях совер­шенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы об­щества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количе­ство выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осущест­вляется не с минимально возможными при данном уровне тех­нологии издержками. Иными словами, максимальная произ­водственная эффективность не достигается.
Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, мо­нополист не стремится к снижению производственных издер­жек. У него не существует стимула использовать наиболее про­грессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выжива­ния. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений НТР.
В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монопо­лизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление соб­ственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздей­ствие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.
Другая точка зрения на проблемы монополии и эффектив­ности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и И. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преиму­щества, по их мнению, состоят в следующем:
1. Совершенная конкуренция требует от каждого произво­дителя использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих. Однако разработка новых про­грессивных технических решений не под силу отдельной кон­курентной фирме. Необходимы значительные средства для фи­нансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фир­мы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то время как монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финан­совыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.
2. Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является резуль­татом использования в производстве научно-технических до­стижений, сохранится долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.
3. Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за каждым нововведением, снижающим издержки, сле­довало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.
4. Монополия стимулирует конкуренцию, так как монополь­но высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм и поддерживают стремление последних войти в отрасль.
5. В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба (естественная мо­нополия). Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности.
Во всех странах с рыночной экономикой действуют анти­монопольные законодательства, контролирующие и ограничи­вающие монопольную власть.

2.3. Государственное влияние в деятельности монополий.
Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации.
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет за­конов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установ­ления официальных «правил игры» на рынке.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.