Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит системы управления организации

КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине Аудит
Тема Аудит системы управления организации
г. Вологда 2010 год

Содержание
Введение
1. Теоретические основы аудита системы управления
1.1 Понятие системы управления на предприятии1.2 Аудит системы управления
2. Характеристика экономического и финансового состояния МП«Тотемский хлебокомбинат»
2.1 Экономическая характеристика МП «Тотемский хлебокомбинат»
2.2 Оценка финансового состояния МП «Тотемский хлебокомбинат»
3. Аудит системы управления в МП «Тотемский хлебокомбинат»
Заключение
Список литературы

Введение
Ваудит системы управления компанией входит всестороннее исследование, т.е.анализ и оценка эффективности функционирования системы целиком и полноценноговзаимодействия ее составных частей. По ее результатам происходит пониманиетого, насколько качественно функционирует весь механизм действия компании.
Любаякомпания – это многоуровневая система, состоящая из множества деталей (так илииначе, но всегда присутствует планирование, контроль, распределенаответственность, в наличии мотивация сотрудников). Вопрос в том, насколько всеэти и другие детали правильно взаимосвязаны между собой, и как они влияют другна друга, на сколько согласованы и уравновешены. Ответить на эти вопросы ипозволяет проводимый аудит.
Проведениеаудита системы управления предприятия позволит:
· выявить сферыуправленческой деятельности, требующей развития и слабые стороны управленияорганизацией, препятствующие полноценному развитию предприятия;
· разработатьпрограмму оптимизации системы управления компанией;
· снизить риски припроведении организационных изменений;
· сформироватьпозицию руководства компании по направлениям и методам оптимизации системыуправления компанией;
· предупредитькризисные ситуации, обусловленные внутренней средой предприятия.
· внедритьусовершенствованную систему мотивации для рядовых сотрудников и руководящегосостава, позволяющую выстроить наиболее результативную управленческуюдеятельность.

1. Теоретические основыаудита системы управления
1.1 Понятие системыуправления на предприятии
системауправление аудит компания
Внауке управления к началу 90-х г.г. сложился определенный понятийный аппарат,позволяющий описать систему управления предприятием. Тем не менее, в отношениипонятий «система управления», «организационная система управления» нет единогомнения.
Определенияэтих понятий можно классифицировать следующим образом.[13]
· Системауправления – это состав и номенклатура управленческих органов и должностей.Некоторые авторы под организационной структурой понимают лишь аппаратуправления предприятием
· Большинство жеавторов учитывает взаимосвязи между элементами, и система управления определяетсякак:
· «конструкция»организационной системы, характеризующая состав, взаимосвязь звеньев управленияи исполнения (объекта и субъекта управления) ;
·  строениеуправляющей системы, способ ее внутренней организации, связи элементов субъектауправления между собой (порядок расположения, соподчиненность отдельных звеньевуправленческого аппарата – отделов, групп, бюро), позволяющие выполнятьнеобходимые функции управления ;
·  элементысистемы, их связи, ее целостные свойства если они так или иначе обеспечиваютустойчивое существование системы ;
·  составэлементов, их права, ответственность и взаимосвязи по реализации задачуправления объектом ;
·  взаимоотношенияподразделений и должностей в организации, распределение ролей, полномочий,ответственности, а также функциональной и технологической связей, возникающих впроцессах управления
· В ряде работрассматривается понятие организационной структуры и взаимосвязьорганизационно-производственной и организационной структур.
· Другие авторынаряду с этим считают решающим в организационной структуре информационные связии взаимоотношения. 1.2 Аудит системы управления
Контрольная деятельностьв организации всегда существовала и будет существовать. Часто контроль являетсяосновной функцией для ряда руководителей. Однако только профессиональный подходк контрольной деятельности в области управления может принести ощутимыерезультаты. Данный подход реализуется в концепции аудита и его конкретного вида- организационного аудита.
В наиболее общем виде аудит- это процесс получения и оценки (контроля) объективных данных (имеютсямеждународные нормативы аудита и стандарты на формы представляемых данных) всоответствующей профессиональной деятельности (имеются стандарты на элементыэтой деятельности), устанавливающий уровень их соответствия определеннымкритериям, нормам и стандартам. Применительно к организационной системе аудитдает следующие преимущества по отношению к обычному контролю: гармонизация,достоверность, независимость, объективность, однозначность, повторяемость,понятность, профессионализм, уместность, сопоставимость, стабильность,своевременность.[1] Следует напомнить, что контроль может осуществляться тремяпутями:
1. по авторскойметодике, исходя из профессиональной подготовки руководителя или консультанта.При этом они сами формируют механизм проведения соответствующей функции. Этотпуть может быть очень хорошим, но он трудно воспроизводится другими людьми,например, при возможном замещении конкретного руководителя или заключениидоговора на консультационное обслуживание с другой фирмой;
2. по результатамсравнения с деятельностью других аналогичных подразделений или организаций вцелом. Руководитель заранее выбирает для себя пример организации илидеятельности, показатели которой являются для него ориентирами в работе. Этотпуть позволяет без большого риска поддерживать приемлемый уровень выполненияфункции. Однако аналог никогда не может быть точным идеалом какой-тоорганизационной системы, поэтому, руководитель должен постоянно сопоставлятьанализируемые объекты своей организации и аналога;
3. по утвержденнымнормам или стандартам на ключевые элементы организационной системы. При этомформируется преемственность при анализе и совершенствовании элементоворганизационной системы в течение значительного времени. Данный путьпредставляет суть аудита организации.
Общая схема осуществленияаудита организации приведена на рис. 1.3.1.
Аудит постепеннопревращается в большую взаимосвязанную систему контрольной деятельности. Онразделяется по отраслям, подотраслям, направлениям и в зависимости от полнотыего проведения (рис. 1.3.2).
Отрасли аудита: аудит имущества (АИ), аудитпрофессионализма персонала (АПП), аудит интеллектуальной собственности (АИС)аудит методологии и процесса управления (АМПУ), аудит механизма управления(АМУ), аудит технологии и процесса производства (АТПП), аудит организациипроизводства (АОП), операционный аудит (ОА), управленческий аудит (УА), аудитбухгалтерского учета (АБУ). Среди них:
· полностьюразработанные отрасли: ОА, АБУ;
· отраслиразрабатываются: АПП, АМПУ, АМУ, АТПП, АОП, УА;
· отрасли еще неразрабатываются: АИС.
Подотрасли аудитаимущества:
· аудит основных иоборотных управленческих средств;
· аудит основных иоборотных производственных средств;
· аудит основных иоборотных технологических средств.
/>
Рисунок 1.3.1. Общаясхема реализации аудита
Подотрасли аудитапрофессионализма персонала:
· аудитпрофессионализма руководителей;
· аудитпрофессионализма специалистов;
· аудитпрофессионализма рабочих и служащих;
· аудит повышенияквалификации персоналом.
Подотрасли аудитаинтеллектуальной собственности:
· аудитинтеллектуальной собственности руководителей;
· аудит интеллектуальнойсобственности специалистов;
· аудитинтеллектуальной собственности рабочих и служащих.
Подотрасли аудитаметодологии и процесса управления:
· аудит целей изадач;
· аудит принциповфункционирования организации;
· аудит функций;
· аудит стратегий;
· аудит технологийуправления;
· аудиткоммуникаций;
· аудит свойств исхем процесса управления;
· аудитуправленческих решений;
· аудитинформационных технологий.
/>
Рисунок 1.3.2. Структурааудита организаций
Подотрасли аудитамеханизма управления:
· аудитфункциональных структур;
· аудиторганизационных структур;
· аудит оргтехники;
· аудит офисноймебели;
· аудит сетейсвязи;
· аудит схем исвойств документооборота.
Подотрасли аудитатехнологии и процесса производства:
· аудит техники итехнологии производства;
· аудит процессапроизводства;
· экологическийаудит.
Подотрасли аудитаорганизации производства:
· аудит схем исвойств документооборота;
· аудитукомплектованности производства;
· аудит эргономикии техники безопасности;
· аудит должностныхинструкций и положений.
Подотрасли операционногоаудита:
· технологическийконтроль изделий;
· ведомственнаяприемка изделий;
· аудитсамоконтроля изделий.
Подотраслиуправленческого аудита:
· аудит деловыхопераций;
· аудит затратресурсов;
· аудитэкономичности и эффективности производства.
Уровни полноты аудита: функциональный, комплексный исистемный. Функциональный аудит определяется разделением труда аудиторов пофункциям производства и управления. Объектами функционального аудита являются вотдельности: бухгалтерский учет, финансы, персонал, делопроизводство, экологияи др. Комплексный аудит характеризуется охватом наиболее значимых элементов ипроцессов в деятельности организации, например, аудит управленческихтехнологий, целей и функций одновременно. Он осуществляется на базефункциональных аудитов либо самостоятельно по принятому перечню проверок.Выделяют комплексный аудит производства и управления. Системный аудит — этоболее глубокий по сравнению с комплексным аудитом контроль организации за счетучета влияния каждого функционального аудита друг на друга и аудита элементов ипроцессов, связывающих организацию с внешней средой. Системный аудит можетиспользоваться в организации для подтверждения правильности расчетов по:
· экономической,организационной и социальной эффективности работы организации;
· прогнозированиюрисков;
· определениюстоимости организации для продажи или страхования;
· определениюстоимости системы управления для продажи или страхования;
· аттестациируководителей и специалистов;
· затратам налоббирование интересов организации;
· затратам науслуги консультационных фирм.
Каждое направление аудитаорганизации состоит из пяти видов аудита: технологического, организационного,экономического, правового и социального (рис. .1.3.2).
/>
Рисунок 1.3.2. Видыаудита
Технологический аудит — это контроль на базе норм истандартов профессионального уровня и текущего состояния техники и технологии,используемой аппаратом управления организации. С его помощью выявляетсясоответствие или несоответствие уровня техники и технологии, а также ихколичества в зависимости от трудоемкости, сложности и совместимости выполняемыхфункций работниками аппарата управления организации. Особенно эффективнотехнологический аудит используется при аудите управленческих информационныхтехнологий.
Организационный аудит — это контроль на базе норм истандартов процессов создания, функционирования, реорганизации и ликвидацииорганизации. Он включает сбор и оценку информации об организационной сфередеятельности системы управления. Например, аудит соответствия управленческойтехнологии организационной структуре управления организации; аудитраспределения и выполнения сотрудниками функций управления. Важной сторонойорганизационного аудита является контроль соответствия норм и стандартовсовременному развитию управленческой науки и практики.
Экономический аудит — это контроль соблюденияэкономических норм, правил расчетов и отчетности. Аудит бухгалтерского учетаявляется составной и наиболее разработанной его частью. Его объектами являются:экономическая стратегия фирмы, бизнес-план, учетная политика, экономическаяэффективность системы управления, элементы материального стимулированияперсонала. В качестве стандартов для проведения экономического аудитаиспользуются типовые утвержденные методики расчетов и оценок.
Социальный аудит — это контроль соблюдения социальныхнорм, правил и расчетов, связанных с деятельностью коллективов в организации.Его объектами являются: коллективные договора между администрацией иколлективом организации, психофизиологические условия работы персонала,эргономика, экология, методы формирования социальных групп, методы оценкиперсонала, коммуникации в коллективе и организации в целом, методы обученияперсонала. В качестве стандартов для проведения социального аудита используютсяутвержденные в организации методики и договора, а также законодательные акты РФпо социальным вопросам.
Правовой аудит — это контроль соблюдения выполнениямеждународных, государственных и местных законодательных актов и положений, атакже внутренних для организации уставных документов и распоряженийруководителя. Объектами правового аудита являются договора, контракты, акты,положения, соглашения о намерениях, сведения о персонале и контрагентах,условия сделок, уставные и регистрационные документы фирмы, учетная политикафирмы, архивы фирмы. В качестве стандартов используются утвержденные ворганизации документы, а также законодательные акты РФ. [5]
Так, аудитинформационного обеспечения процесса управления складывается из следующихконкретных видов контроля:
· технологическийаудит. Контроль наличия информационной техники и технологии, числящейся набалансе организации, и проверка ее состояния, заявленной в управленческомучете, совместимость между собой;
· экономическийаудит. Контроль эффективности использования информационной техники итехнологии, эффективности полученной и произведенной информации;
· организационныйаудит. Контроль схемы документооборота, параметров информации для заявленныхподразделений или специалистов, условий хранения информации и обеспечения еезащиты от несанкционированного доступа, распределения прав и ответственностиработников информационных подразделений;
· правовой аудит.Контроль за соблюдением законодательства РФ, условий договоров и уставныхдокументов в части приема и выдачи информации, контроль за ведениемпредставителями организации дел в суде или арбитраже;
· социальный аудит:контроль за выполнением условий коллективного договора в части информированияработников по заявленным сторонам деятельности организации и социально-бытовымвопросам.
Организационный аудитявляется связующим элементом системы общих видов аудита.

2. Характеристикаэкономического и финансового состояния МП «Тотемский хлебокомбинат»
2.1 Экономическаяхарактеристика МП «Тотемский хлебокомбинат»
Муниципальное предприятие«Хлебокомбинат Тотемского района» расположено на территории Тотемского районаВологодской области. Юридический адрес: 161300 Вологодская область, Тотемскийрайон, город Тотьма, ул. Белоусовская, д. 74а. Зарегистрировано Межрайоннойинспекцией налоговой службы №3 по Вологодской области 20 октября 2003 года,регистрационный номер 1033500705017. МП «Тотемский хлебокомбинат» являетсяюридическим лицом с даты регистрации. Данное предприятие считается созданным нанеопределенный срок действия, имеет печать, расчетный и иные счета. Действуетна основании Устава, а также действующих нормативных документов.
  УдаленностьТотемского района от областной столицы составляет 214 километров. Расположение района выгодно, так как имеются границы со многими районами Вологодскойобласти, поэтому есть возможность реализации производимой продукции не только впределах одного муниципального объекта, но и за его пределами. При умеломруководстве и хорошей работе службы реализации возможно установлениесотрудничества со многими торговыми структурами различных муниципальных единиц.Нужно отметить, что через Тотемский район проходит федеральная трассаМосква-Вологда — Великий Устюг, которая стала популярной благодаря осуществлениюпроекта «Великий Устюг – Родина Деда Мороза». Так же немаловажен тот факт, чтона территории района продолжают свою работу множество предприятийагропромышленного комплекса. Данный факт положительно сказывается надеятельности МП «Тотемский хлебокомбинат», потому что не возникает проблем споставкой молочной продукции, которая используется для производствахлебобулочных изделий.
Цель и предмет деятельности:
Цель – извлечение прибыли.
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- закупка сырья и производство хлеба и хлебобулочных изделий;
- производство кондитерских изделий;
- оптовая и розничная торговля;
- транспортная экспедиция;
- услуги общественного питания;
- организация культурного досуга.
В состав предприятия входит завод по производству хлеба ихлебобулочных изделий, пекарня по производству мелкоштучных хлебобулочныхизделий и кондитерский цех по выпуску пряников и сахаристых. Кроме того,предприятие имеет ряд предприятий торговли, включающих 8 магазинов по продажепродовольственных товаров, 1 магазин промышленных товаров, буфет в педучилище игазовую котельную.
Хлебозавод образовался набазе пищекомбината города Тотьма в 1938 году. Здание хлебозавода построено в1967 году. В состав хозяйства хлебозавода входят: основной цех по производствухлеба, котельная, мукосевка, экспедиция по отпуску хлебобулочных изделий,склады для хранения сырья, охрана, ремонтные мастерские, гараж для автомашин.
Цех производит большуючасть вырабатываемой продукции предприятия. В 2008 году произведено продукции2159,2 тонн хлебобулочных изделий.
Хлебозавод производитсамый потребляемый традиционный хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки (черный),а также батоны «Нарезные» высшего сорта. Кроме того, ассортимент продукции,производимой на хлебозаводе МП «Тотемский хлебокомбинат», включает большоеколичество хлебобулочный изделий и сухарей.
На хлебозаводе трудятся46 человек под руководством начальника производства Романовской Т.А. Почтиполовина из них люди молодые в возрасте до 35 лет. Все они работают в основномпроизводстве: пекут хлеб, сеют муку, ремонтируют оборудование, топят котлы ипечь.
В ноябре 1997 года в МП«Тотемский хлебокомбинат» появилось новое структурное подразделение: былаприобретена мини-пекарня, оснащенная югославским оборудованием.
Теперь на мини-пекарневыпекается более 38 видов булочек, слоек, плюшек, ватрушек, рожков, сдоб ибатонов с начинками и без.
В 2001 году в зданиемини-пекарни переехал кондитерский цех. Ассортимент выпускаемой продукциизначительно расширился: здесь и пирожное-слойка, песочные и бисквитныепирожные, кексы, рулеты, сочни, коржи, безе, трехслойный мармелад, а также иранее выпускаемая продукция: щербет, сахар фруктовый, бабушкины сладости. Всего62 вида кондитерских изделий.
Коллектив мини-пекарнимолодой. Руководит им опытный начальник производства Беляевская Л.Н.
Предприятие выпускаетежегодно более 150 видов собственной продукции.
В 2008 году предприятиевыпустило продукции на 73480,4 тыс. руб., что больше прошлогоднего на 35,8%.
Годовой товарооборот помагазинам составил 49621,1 тыс. руб., что составляет 124,9 % к уровню прошлогогода. Увеличение товарооборота произошло из-за расширения торговли и повышенияцен на товары. Получено за 2008 год прибыли по производству- 6068,7 тыс. руб.,по торговле- 473,5 тыс. руб.
Всего на предприятиитрудится 164 человека, из них временные работники — 8 человек.
Продукция МП «Тотемскийхлебокомбинат» успешно конкурирует на рынке Тотемского района, а также нарынках соседних районов: Бабушкинского, Тарногского, Нюксенского,Междуреченского. Кроме того, в августе 2008 года МП «Тотемский хлебокомбинат» началоосваивать новый маршрут Тотьма — Вологда. К 2009 году предприятие реализуетсвою продукцию в 14 магазинах г. Вологды, 3 магазинах с. Молочное и 6 магазинахг. Сокол.
Продукция предприятиянеоднократно награждалась медалями и дипломами различных выставок и ярмарок.
Структура управления,размеры предприятия и его специализация.
Руководство предприятиемосуществляет директор МП «Тотемский хлебокомбинат» — Волков Юрий Павлович. Удиректора предприятия находятся в подчинении специалисты (руководители)различных подразделений.
Уставный капиталпредприятия составляет 615 000 рублей. На текущую дату оплачен полностью. Напротяжении трех последних лет изменений уставный капитал не претерпевал.
Учредителем предприятияявляется Муниципальное образование «Тотемский район». Функции учредителяпредприятия и права собственника имущества от имени Тотемского муниципальногорайона осуществляет комитет по экономике и управлению имуществом исполкомамуниципального Собрания Тотемского района в соответствии с действующиминормативными актами Российской Федерации, Вологодской области и Тотемскогомуниципального района.
Предприятие МП «Тотемский хлебокомбинат» являетсяузкоспециализированным, о чем свидетельствует показатель уровня специализации(89,03% в 2008 году), с очень высокой степенью специализации, которую мыопределили исходя из коэффициента специализации, который составил за 2008 год0,74. Он рассчитывается по формуле:
Кс = 100/Im(2i-1),                                                              (1.1.)

где Im – удельный вес продукции в структуретоварной продукции
i — порядковый номер продукции (вструктуре товарной продукции) в ранжированном ряду.
Кс =100\89,03(2-1)+27,99(4-1)+0,88(8-1)+0,77(16-1)= 0,74
Производственно-экономическиепоказатели работы МП «Тотемский хлебокомбинат».
Концентрация- это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услугна предприятии. Концентрация на предприятии может развиваться на основеразличных форм:
-увеличения выпуска однородной продукции (специализированныепредприятии);
-увеличение выпуска разнородной продукции (универсальныепредприятия);
-развития концентрации на основе комбинирования производства(предприятия-комбинаты);
-развития концентрации на основе диверсификации производства.
Концентрацияпроизводства на предприятии может быть достигнута путем:
· увеличенияколичества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническомуровне;
· применения машини оборудования с большей единичной мощностью;
· одновременногоувеличения машин, оборудования, как прежнего технологического уровня, так иболее современного;
· развитиякомбинирования взаимосвязанных производств;
Сэкономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации — интенсивный, т. е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличенияединичной мощности машин и оборудования. Для анализа уровня концентрацииприменяются абсолютные и относительные показатели.
Абсолютная концентрацияхарактеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровеньопределяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодоваястоимость ОПФ; среднесписочная численность работающих. Относительнаяконцентрация характеризуется распределением общего объема производства вотрасли между предприятиями различного размера. Уровень относительнойконцентрации определяют следующие показатели: доля одного, двух, трех, четырехи т. д. предприятий в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целомпо отрасли; доля одного, двух и т. д. предприятий на рынке продаж. Показателиуровня относительной концентрации характеризуют степень монополизациипредприятия.
Таблица 2.1.1. — Размерыпроизводства МП «Тотемский хлебокомбинат» за 2005-2008 гг.Показатели Предприятие Средние данные по Тотемскому району за 2008 г. 2008 г. /> 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. /> В % к 2007 г. К средним данным за 2008 г. /> Валовая продукция, тыс. руб. 36852,2 45058,8 54088,6 73480,5 24674,4 135,85 297,8
  Товарная продукция в ценах реализации, всего, тыс. руб. 37623,5 47361,7 56613 74401,8 25009,0 131,42 297,5
  Основные производственные фонды, тыс. руб. 3580,5 4886,5 5971 5736 1876,2 96,06 305,7
  Среднесписочная численность работников 146 159 161 164 55 101,86 298,1
  Энергетические ресурсы, тыс. кВт. ч. 1016,9 1260 1320 1463 478,6 110,83 305,7
 
Анализируя данные Таблицы2.1.1., видим, что происходит устойчивый рост валовой продукции предприятия. Посравнению с 2007 годом в 2008 году темп роста валовой продукции составил35,85%. Данный фактор положителен, так как свидетельствует о расширениидеятельности предприятия. Наряду с ростом валовой продукции происходит иувеличение объемов товарной продукции. Если сравнивать вышеуказанные показателис аналогичными в целом по Тотемскому району за 2008 год, то можно сделатьвывод, что валовая и товарная продукция МП «Тотемский хлебокомбинат»значительно выше, чем в среднем по району. С 2005 по 2007 гг. на предприятиинаблюдается рост основных производственных фондов. Не смотря на рост стоимостиОПФ в предыдущих анализируемых периодах, в 2008 году происходит снижение ихстоимости на 235 тыс. руб., что в относительном выражении составляет 3,94%. Всреднем по району размер ОПФ на предприятиях с аналогичным производствомсоставил 1876,2 тыс. руб., что практически в 3 раза меньше, чем на Муниципальномпредприятии «Хлебокомбинат Тотемского района». В связи с расширениемпроизводства появляются новые рабочие места, соответственно увеличиваетсятрудовой коллектив предприятия. Причем в основном на работу устраиваютсямолодые специалисты, которые имеют множество идей, проявляют инициативу,стремятся «идти в ногу со временем», что положительно для предприятия ипозволяет ему динамично развиваться. Учитывая все вышеперечисленное, невозникает вопросов о причинах роста энергоресурсов. За 2008 год рост составил10,83% по сравнению с аналогичным показателем за 2007 год.
Специализация- процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельныхотраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е.это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельныхтехнологических операций. Специализация производства представляет собой одну изформ разделения общественного труда и организации производства. Единичноеразделение труда представляет собой специализацию внутри предприятия.
Впромышленности различают следующие формы специализации: предметная — предприятие специализируется на выпуске готовой продукции (самолеты);подетальная — предприятие специализируется на производстве отдельных деталей,агрегатов (подшипниковый завод); стадийная или технологическая — предприятияспециализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса(прядильные фабрики); специализация вспомогательных производств — предприятия,которые заняты выпуском тары, упаковки, а также выполняющие ремонтные работы.
Взависимости от масштаба различают внутриотраслевую, межотраслевую,межгосударственную специализацию. Для характеристики уровня специализациииспользуется ряд показателей: коэффициент охвата производства — характеризуетдолю продукции специализированной отрасли в общем объеме выпускаемой продукцииданного вида; коэффициент специализации — характеризует долю основной илипрофильной продукции в общем объеме выпускаемой продукции.(Таблица 2.1.2. – см.приложение)
В структуре товарнойпродукции МП «Тотемский хлебокомбинат» наибольший удельный вес занимают хлебасмешанной валки (в 2008 году – 35,45%), батоны (в 2008 году – 20,62%) и хлеббелый (в 2008 году – 10,2 %). Если проследить изменения, произошедшие вструктуре производимой продукции, то можно заметить тенденцию сниженияпроизводства продукции, относящейся к группе кондитерских изделий (вотносительном выражении снижение производства данной группы составило 0,72%).Также происходит незначительный рост производства сладких изделий, таких какмармелад, конфеты и восточные сладости (в относительном выражении 0,2%). Еслианализировать структуру отдельных групп производимой продукции, то можноувидеть, что происходит изменение в сторону увеличения удельного весамелкоштучных хлебобулочных изделий. (Приложение 2.1.)
Рассмотрим динамикупроизводства и реализации основных видов продукции МП «Тотемскийхлебокомбинат». Так как предприятие работает по заявкам, то размерыпроизводства и реализации совпадают (Таблица 2.1.3.- см. приложение).
Анализируя данные Таблицы2.1.3., можем сделать вывод, что с 2007 по 2008 годы произошло увеличениепроизводства и реализации всех видов производимой продукции, за исключениемнезначительного сокращения выпуска кексов и рулетов и сухарей-гренок. Произошелзначительный рост производства таких изделий, как: хлеб белый (на 20,4 тонны),булочных изделий 0,5 и менее (на 17,5 тонн), сдобных изделий (на 17,4 тонны) ит.д.
Для расчета себестоимостипродукции 2005 г. и 2006 г. в ценах 2007 г. целесообразно применить индексы потребительских цен:2006 г. – 1,097; 2007 г. – 1,09, 2008 г. – 1,133.
Таблица 2.1.4. — Себестоимостьотдельных видов продукции в ценах 2007 г. В МП «Тотемский хлебокомбинат» за 2005-2007 г.г., руб./шт.Виды продукции Себестоимость продукции 2008 г. Отклонение (+,-) 2008 к 2007гг. 2005 г. в ценах 2008 г. 2006 г. в ценах 2008 г. 2007 г. в ценах 2008 г. Хлебозавод Хлеб «Дарницкий» 13,60 11,27 12,09 13,5 1,41 Батон «Нарезной» 9,42 9,38 10,08 11,41 1,33 Хлеб белый 11,28 11,89 12,98 14,9 1,92 Сухари ванильные 54,49 55,01 60,02 61,48 1,46 Мини-пекарня Хлеб «Деревенский» - - 12,04 12,67 0,63 Булочка «Уплетайка» 6,44 4,41 4,95 5,65 0,70 Рожок с повидло 4,20 3,90 4,09 4,54 0,45 Лепешка «Фокаччо» 9,77 8,68 8,35 9,36 1,01 Кондитерский цех Пряники с вареной сгущенкой 58,37 64,07 58,18 58,6 0,42 Печенье овсяное 40,16 41,95 42,46 44,26 1,80 Мармелад онежский 60,47 65,49 58,36 59,36 1,00 Кекс с изюмом 4,93 5,63 5,08 5,93 0,85
Анализируя данные Таблицы2.1.4., можем сделать вывод о том, что за период с 2007 года по 2008 годпроизошло увеличение себестоимости всех рассматриваемых видов продукции. Ростсебестоимости связан с ростом цен на используемое в переработке сырье,электроэнергию, горюче – смазочные материалы и другие необходимые ресурсы.Наибольший рост себестоимости наблюдается по следующим видам продукции: хлеб«Дарницкий» (на 1,41 руб.), батон «Нарезной» (на 1,33 руб.), хлеб Белый (на1,92 руб.), сухари «Ванильные» (на 1,46 руб.), печенье «Овсяное» (на 1,8 руб.).
Производство продукциисвязано с использованием определенных производственных ресурсов: трудовых,материальных, природных и финансовых.
В процессе производстваэти ресурсы частично или полностью потребляются и свою стоимость частично илиполностью переносят на собственный созданный продукт.
Совокупность потребляемыхполностью или частично и перенесенных ресурсов – издержки производства.
Различают:
· Общественныеиздержки производства — совокупность затрат общества в целом на производствопродукции. Они выступают экономической основой стоимости продукта и включают:затраты прошлого труда (стоимость потребленных средств производства); затратына оплату труда; прибавочный продукт.
· Индивидуальныеиздержки – экономическая основа себестоимости. Если издержки производства –денежное выражение стоимости использованных ресурсов, то себестоимость – текущие,ежегодные затраты предприятия на производство и реализацию продукции,выраженные в денежной форме.
Как экономическаякатегория, себестоимость – все расходы предприятия, возмещение которыхнеобходимо для осуществления процесса простого воспроизводства. Себестоимостьпоказывает, во сколько обходится производство и реализация продукциипредприятию. Она складывается из затрат, связанных с использованием в процессепроизводства основных фондов, материальных, трудовых, природных и другихресурсов. Все эти затраты неоднородны по своему составу и экономическомузначению. Конкретный состав затрат, включаемых в себестоимость продукции,определяется Налоговым Кодексом РФ, Положением по бухгалтерскому учету,отраслевыми рекомендациями.
Для управления издержкамипроизводства с целью их снижения важное значение имеет анализ структурысебестоимости. Он позволяет выявить конкретные причины изменения себестоимости,отставание отдельных участков, определить резервы снижения себестоимости.
Основное вниманиенеобходимо уделять затратам, которые занимают больший удельный вес.
При анализе структурысебестоимости определяют:
a.  конкретные отклонения по каждойстатье затрат;
b.  коэффициент изменения затрат;
c.  степень влияния каждой статьи наобщее изменение себестоимости;
d.  отношение абсолютного отклонения покаждой статье затрат к базисной себестоимости единицы продукции.
Себестоимость продукцииможет быть выражена валовыми издержками производства (величина затрат на всюпродукцию); единичными издержками (затраты на единицу продукции в натуральномвыражении); величиной затрат на 1 рубль валовой и товарной продукции(характеризует изменение себестоимости продукции по всем видампродукции).(Приложение 2.3.)
За анализируемый периодпроизошел рост себестоимости производимой продукции на 15420,3 тыс. руб., что вотносительном выражении составляет 29,14 %. Рост себестоимости произошел как засчет роста стоимости используемых ресурсов и сырья, так и за счет расширенияпроизводства, в связи с расширением ассортимента и ростом потребительскогоспроса. Произошел существенный рост таких статей себестоимости, как «Сырье» (на34,27%, что в абсолютном выражении составляет 7585,8 тыс. руб.),«Электроэнергия» (на 23,29 %, или в абсолютном выражении на 564,2 тыс. руб.),«Транспортные расходы» (на 30,54% или 2001,1 тыс. руб.), «Затраты на дрова» (на73,3 тыс. руб.), «Заработная плата» (на 1124 тыс. руб., что в относительномвыражении составляет 22,36%), «Цеховые расходы» (на 31,57% или 984,3 тыс.руб.), «Общезаводские затраты» (на 18,69% или 1010,9 тыс. руб.). Наибольшийудельный вес в структуре себестоимости занимает стоимость приобретаемого дляпереработки сырья. Основным сырьем для производства хлебобулочных изделийявляется мука, а так же молочные продукты, сахарный песок. Стоимость данныхпродуктов значительно возросла за последний год, чем объясняется не только ростпо статье себестоимости «Сырье», но и рост себестоимости в целом. Удельный вессырья в общей себестоимости составляет 43,5%, причем произошло увеличениеудельного веса данной статьи на 1,7%. Вторую позицию занимают «Цеховые расходы»(16,2%), затем идут «Транспортные расходы» (12,5%) и «Общезаводские расходы»(10,3%). Причем нужно отметить тот факт, что удельный вес статьи «Общезаводскиерасходы» в общем объеме себестоимости уменьшился на 0,9%.
Эффективное использованиетрудовых ресурсов, их интенсивность, результативность, целесообразностьизмеряется производительностью труда. Производительность труда — способностьконкретного труда производить определенный объем продукции или выполнятьопределенный объем работ в единицу рабочего времени. Уровень производительноститруда измеряется количеством продукции, произведенным в единицу рабочеговремени или затратами труда рабочего времени на производство единицы продукции.Измеряется производительность труда в человеко-днях, человеко-часах. Дляисчисления производительности труда используют прямые (выработка продукции вединицу рабочего времени) и обратные показатели (затраты труда на единицупродукции). Наиболее универсальным и распространенным является показательвыработки. 3 метода ее определения:
1) натуральный (наиболеенаглядный и объективный). Недостатки его: применяется, если на предприятиивыпускаются однородные виды продукции, нельзя использовать для сравненияпроизводительности труда на предприятиях разных отраслей. Определяется встоимостном выражении.
2) стоимостной,определяется по валовой продукции, по товарной продукции, по чистой продукции.Валовой доход = валовая продукция – материальные затраты. Эти показатели взависимости от единиц измерения затрат труда делятся на часовые, дневные,годовые и т.д.
3) трудовой методназывается еще методом нормированного рабочего времени, выработка определяетсяв нормо-часах. Метод применяется на отдельных рабочих местах, в бригадах, привыпуске разнородной и незавершенной производством продукции. Позволяет судитьоб эффективности затрат живого труда на разных стадиях не только по предприятиюв целом, но и на каждом рабочем месте.
К обратным показателямотносят трудоемкость — затраты труда или рабочего времени на производствоединицы продукции.
ТЕ=Т/ВП, где
Т — затраты труда;
ВП — выпуск продукции;
ТЕ — трудоемкость.
Трудоемкость чащеопределяется по продукции, взятой в натуральном выражении. При значительномассортименте трудоемкость определяется по типичным изделиям, к которымприводятся все остальные изделия или по продукции, взятой в денежном выражении.В зависимости от состава включаемых в трудоемкость затрат труда различают:
· технологическую(включает все затраты труда основных рабочих)
· производственная(все затраты труда основных и вспомогательных рабочих)
· полная (затратытруда всего производственного персонала).
Т.о. полная трудоемкость= трудоемкость производства + трудоемкость обслуживания + трудоемкостьуправления.
Исходя из формулы годовойпроизводительности труда (ПТ = выпуск продукции/численность работников),основными факторами, влияющими на его уровень, являются выпуск продукции(прямой) и численность работников (затраты труда, обратный). Чтобы определитьих влияние на изменение годовой производительности труда, необходимо определитьусловную производительность труда. Сравнивать поочередно ПТ базисного илиотчетного года. ПТ базис периода:
ПТ1=ВП1/R1;
ПТ отчетного периода:
ПТ2=ВП2/R2.
Условная ПТ=ВП1/R2, тогда ПТ1-ПТусл=∆ПТ (за счетчисленности работников). ПТусл-ПТ2=∆ПТ(за счет выпуска продукции)
∆ПТ=∆ПТчисл ±∆ПТвп
Показателипроизводительности труда и влияние основных факторов на выпуск продукции игодовую выработку рассмотрены в Таблице 2.1.6.
Анализируя Таблицу 2.1.6.,можно сделать вывод о том, что выработка продукции на одного работника за год ивыработка продукции на один человеко-час в 2008 году по сравнению с 2007 г. увеличилась соответственно на 112,1 тыс. руб. и 55,46 тыс. руб. Фактическая годовая выработкаувеличилась в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 112,1 тыс. руб., в том числе за счет увеличения выпуска продукции на 19391,9 тыс. руб. она возросла на 118,24тыс. руб., за счет увеличения численности работников на 3 человека онаснизилась на 6,14 тыс. руб. Изменение выпуска продукции за счет основныхфакторов в 2008 г. по сравнению с 2007 г. составило 19391,9 тыс. руб., в том числе за счет увеличения численности работников на 3 человека выпускпродукции возрос на 1344,16 тыс. руб., за счет увеличения выработки на 112,1тыс. руб. выпуск продукции возрос на 18047,74 тыс. руб.
Таблица 2.1.6.-Показатели производительности труда и влияние основных факторов на выпускпродукции и годовую выработкуПоказатели 2006 2007 2008 Выпуск продукции 45058,8 54088,6 73480,5 Среднесписочная численность работников, чел. 159 161 164 Отработано рабочего времени за год всего, тыс. чел. Час. 319,7 273,3 290,0 Прямые показатели производительности труда Выработка продукции на одного работника за год, тыс. руб. 283,39 335,95 448,05 Выработка продукции на один чел. — час, руб. 140,94 197,91 253,38 Обратные показатели производительности труда Затраты труда на один рубль продукции, чел. — час 0,007 0,005 0,00 Влияние основных факторов на годовую выработку продукции Условная годовая выработка, тыс. руб. - 279,87 329,81 Изменение фактической годовой выработки по сравнению с планом, всего, тыс. руб. - 52,56 112,10 В том числе за счет изменений  Выпуска продукции - 56,08 118,24  Численности работников - -3,52 -6,14 Влияние основных факторов на выпуск продукции Условный выпуск продукции за год, тыс. руб. - 53416,05 72136,34 Изменение фактического выпуска продукции по сравнению с 2006г., всего, тыс. руб. - 9029,8 19391,9 В том числе за счет изменений:  Численности работников - 672,55 1344,16  Годовой выработки - 8357,25 18047,74
Материальные и денежныересурсы, предназначенные для той или иной экономической деятельности,называются капиталом – категория частной собственности. Капитал – материальные,трудовые, финансовые ресурсы, позволяющие своему владельцу вестипредпринимательскую деятельность и извлекать прибыль.
Различают:1)физическийкапитал – совокупность всех средств производства, функционирующих в процессепроизводства. Они включают в себя средства труда и предметы труда; 2)финансовыйкапитал – денежные ресурсы, выделенные на приобретение средств производства.Физический капитал делится на основной капитал – денежное выражение стоимостисредств производства, и оборотный капитал – денежное выражение стоимостипредметов труда.
Таким образом, основнойкапитал – такие средства производства, которые многократно участвуют впроизводственном процессе, сохраняют свою натуральную форму и свою стоимостьпереносят на выполненную продукцию по частям виде амортизационных отчислений. Кним относятся средства труда, служащие больше года.
Основной капитал –преобладающая часть имущества предприятия. Основной капитал в денежномвыражении составляет основные средства.
Обеспеченностьпредприятия основными фондами и эффективность их использования во многомопределяет состояние экономики предприятия, уровень производительности труда исебестоимости продукции, потребность в инвестициях, характеризует уровеньразвития НТП.
Различают общие и частныепоказатели:
Общие характеризуютобеспеченность и эффективность использования всех основных фондов в целом попредприятию.
Частные используются дляоценки эффективности использования отдельных видов и групп основных фондов. Онимногочисленны и разнообразны.
Общие показателиобеспеченности основными фондами:
1. фондовооруженностьтруда – наличие основных фондов в расчете на одного работника.
Фв = ОПФ/ численностьработников

2.фондообеспеченность –наличие основных фондов на единицу площади
Фо = ОПФ/S
3.уровеньфондообеспеченности = процентное отношение фактически имеющихся основных фондовк плановой (нормативной) потребности в них.
Уфо = ОПФфакт / ОПФплан *100%
Частные показатели:
1.техническая вооруженностьтруда – наличие активных основных фондов в расчете на 1 работника.
ТВ = активные ОПФ /численность работников
2.энерговооруженость труда– наличие энергетических ресурсов на 1 работника.
Энергетические ресурсы –суммарная энергетическая мощность электродвигателей и рабочего скота впересчете на механическую силу.
Эффективностьиспользования основных фондов, как и любая эффективность, измеряетсясоотношением результатов и затрат (ресурсов) основных фондов.
Общие показатели делятсяна прямые и обратные.
Прямые:
· фондоотдача — отношение валовой продукции или валового дохода, прибыли, товарной продукции кстоимости ОПФ (сколько продукции (валовой или товарной), чистой прибыли полученона каждый рубль ОПФ)
Обратные:
· фондоемкость –обратный показатель (сколько основных фондов вложено на каждый рубль продукцииили прибыли)
Чем выше фондоотдача иниже фондоемкость, тем эффективнее используются основные фонды.
Исходные данные для расчетапоказателей представлены в таблице 2.1.7.
Таблица 2.1.7. — Исходныеданные к таблице 2.1.8.Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. ОПФ, тыс. руб. 4886,5 5971 5736 Численность работников, чел 159 161 164 Активные основные фонды, тыс.руб. 2325 2325 2396 Энергетические мощности, тыс. кВт. ч. 1260 1320 1463 Товарная продукция, тыс.руб. 47361,7 56613 74401,8 Прибыль, тыс.руб. 582 1587 3923 Валовая продукция, тыс.руб. 45058,8 54088,6 73480,5
Таблица 2.1.8. — Показатели обеспеченности МП «Тотемский хлебокомбинат» основными средствами иэффективности их использования за 2006 – 2008 г.г.Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. ± к 2007 г. Показатели обеспеченности предприятия основными средствами Фондовооруженность труда, тыс.руб. 30,73 37,09 34,98 -2,11 Фондообеспеченность, тыс.руб. - -   - Техническая вооруженность труда, тыс.руб. 14,62 14,44 14,61 0,17 Энерговооруженность труда, тыс… кВт.ч. 7,92 8,19 8,92 0,73 Показатели экономической эффективности использования основных средств Фондоотдача по валовой продукции, руб. 9,22 9,06 12,81 3,75 Фондоотдача по товарной продукции, руб. 9,69 9,48 12,97 3,49 Фондоотдача по прибыли, руб. 0,12 0,27 0,68 0,41 Фондоемкость по валовой продукции, руб. 0,12 0,11 0,08 -0,03 Фондоемкость по товарной продукции, руб. 0,10 0,11 0,08 -0,03 Фондоемкость по прибыли, руб. 8,40 3,76 1,46 -2,30
В 2007 г. по сравнению с 2006 г. почти все показатели обеспеченности стали выше, что характеризуетулучшение экономики предприятия. За анализируемый период произошло увеличениефондоотдачи как по валовой, так и по товарной продукции. За 2008 год произошлоснижение фондоемкости, что положительно, так как свидетельствует о ростеэффективности использования основных производственных фондов.
Фондоотдача — отношениеваловой продукции или валового дохода, прибыли, товарной продукции к стоимостиОПФ (сколько продукции (валовой или товарной), чистой прибыли получено накаждый рубль ОПФ)
На показатель фондоотдачивлияют два основных фактора:
1) объем продукции;
2) стоимость ОПФ.
Влияние этих факторовможно определить индексным методом.
ФО1 = ТП1 / ОФ1
ФО2 =ТП 2 / ОФ 2
ФОусл =ТП1 / ОФ 2
∆ФОобщ = ФО2-ФО1
1 фак∆ФОоф = ФО1 –ФО усл
2 фак ∆ФОтп = ФОусл – ФО2
∆ ФО общ = ∆ФОоф- ∆ФОтп
Фондоотдача, рассчитаннаяпо прибыли, называется рентабельностью основных фондов. Фондоемкость,рассчитанная по прибыли, представляет срок окупаемости основных фондов.
Таблица 2.1.9. — Влияниеосновных факторов на изменение фондоотдачи за 2006 -2008 г.г.Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. Основные производственные фонды, тыс. руб. 4886,5 5971 5736 Товарная продукция, тыс. руб. 47361,7 56613 74401,8 Фондоотдача, руб. 9,69 9,48 12,97 Условная фондоотдача, руб. - 11,58 12,46 Изменение фондоотдачи 2007 г. по сравнению с 2006 г. - -0,21 3,49 В том числе за счет - -   Товарной продукции - 1,89 2,98 Стоимости основных фондов -2,1 0,51
Фондоотдача в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 3,49 руб., в том числе за счет роста товарной продукциина 17788,8 тыс. руб. фондоотдача увеличилась на 2,98 руб., за счет снижениястоимости основных фондов на 235 тыс. руб. фондоотдача увеличилась на 0,51 руб.
2.2 Оценка финансовогосостояния МП «Тотемский хлебокомбинат»
В условиях рыночных отношений повышаютсяроль и значение анализа финансового состояния предприятия, несущего полнуюэкономическую ответственность за результаты производственно-хозяйственнойдеятельности перед акционерами, работниками, банком и кредиторами.
Финансовое состояниепредприятия – это совокупность показателей, отражающих его способность погаситьдолговые обязательства. Финансовая деятельность охватывает процессыформирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия,контроля за его использованием.
Для более точного анализасоставляются аналитические группировки актива и пассива с учетом всехкорректировок.
Проанализировав Таблицу2.2.1.(см. Приложение 2.4.), можно сделать следующие выводы:
· За отчетныйпериод стоимость имущества организации возросла на 12183 тыс. руб. или на65,89% и составила на конец года 30672 тыс. руб. Данные изменениясвидетельствуют о незначительном увеличении предприятием хозяйственногооборота, т.к. темп роста имущества не превышает темп роста инфляции за данныйпериод. Стоимость имущества предприятия увеличилась в основном за счет ростатекущих активов. Стоимость оборотных активов возросла на 10245 тыс. руб., чтосоставило 84,09% от общего прироста валюты баланса. Стоимость долгосрочныхактивов увеличилась на 1938 тыс. руб. Увеличивается стоимость незавершенногостроительства на 1813 тыс. руб., т.к. предприятие осуществляет реконструкцию имодернизацию действующего производства. Производилось строительство собственнойгазовой котельной. Произошло увеличение стоимости основных средств на 125 тыс.руб. в связи с ростом стоимости зданий и машин и оборудования. Данные измененияв составе имущества являются положительными;
· Изменениеоборотных активов обусловлено ростом запасов, который составил 6,96% от общегоизменения валюты баланса или 848 тыс. руб., что связано с увеличением выпускапродукции. Изменение в динамике статей актива сопровождается изменениями вструктуре имущества предприятия. Соотношение первого и второго разделовпостепенно меняется в сторону увеличения оборотных активов. Доля Внеоборотныхактивов к концу года уменьшилась на 6,94 пункта, а оборотных соответственновозросла на 6,94 пункта;
· За анализируемыйпериод наблюдается опережающий рост стоимости оборотных активов надВнеоборотными. Темп роста оборотных активов составил 183,17%, что значительнопревышает темп роста Внеоборотных активов (131,4%);
· Произошлоувеличение дебиторской задолженности на 9387 тыс. руб., соответственноувеличилась ее доля в общей структуре статей актива, которая составила на конецотчетного периода 34,62%. Рост Дебиторской задолженности нельзя считатьотрицательным моментов в деятельности предприятия, так как происходитрасширение производства, и как следствие рост числа контрагентов. Приотсутствии просроченной задолженности, данный факт не свидетельствует оботвлечении средств предприятия;      
· За отчетныйпериод снизилась доля денежных средств в общей стоимости имущества предприятияи составила 2,93%, в абсолютном выражении изменение составило 333 тыс. руб.Доля денежных средств также сравнительно мала, что свидетельствует о низкомуровне коэффициента абсолютной ликвидности, или может свидетельствовать одефиците денежных средств. Величина денежных средств на конец отчетного периодасоставила 899 тыс. руб.;
· В целом вдинамике и структуре активов МП «Тотемский хлебокомбинат» наблюдаютсясущественные изменения. В структуре активов происходит изменение в сторонуувеличения оборотных активов, что может свидетельствовать о наращиваниипроизводственного потенциала, увеличение доли более ликвидных активов, и вцелом создание предпосылок для ускорения оборачиваемости и увеличенияэффективности использования совокупных активов организации. Причем при ростесырьевой базы не происходит «затоваренности» предприятия, так как наряду сростом сырья наблюдается рост производства. Рост Дебиторской задолженностинельзя считать отрицательным моментов в деятельности предприятия, так какпроисходит расширение производства, и как следствие рост числа контрагентов.При отсутствии просроченной задолженности, данный факт не свидетельствует оботвлечении средств предприятия. Рост стоимости незавершенного строительствасвидетельствует о перспективах в расширении деятельности предприятия.
Выводы по Таблице 2.2.2.(см. Приложение 2.5.):
· За анализируемыйпериод величина источников финансовых ресурсов возросла на 64,27%, чтосоставило 11883 тыс. руб. Рост Пассива баланса происходит как за счет ростасобственных источников финансирования (на 3923 тыс. руб.), так и за счетзаемного капитала (на 8260 тыс. руб.).
· К концу 2008 годапроизошло изменение соотношения между Собственным и Заемным капиталом в пользувторого. Для МП «Тотемский хлебокомбинат» характерно следующее соотношениемежду Собственным и Заемным капиталом 39,65 и 61,33 соответственно.
· Учитывая тотфакт, что Заемный капитал у предприятия превышает Собственные средства,положительным можно считать то, что за анализируемый период происходитуменьшение Кредиторской задолженности на 1558 тыс. руб., что в относительномвыражении составляет 19,52%.
· У МП «Тотемскийхлебокомбинат» достаточно большой добавочный капитал (7268 тыс. руб.). Спомощью добавочного капитала организация планирует произвести увеличениеуставного капитала.
· Можно отметить,что все изменения, происходящие в Пассиве баланса предприятия, положительны.Все выше приведенные факты повышают финансовую устойчивость и независимость МП«Тотемский хлебокомбинат».

3. Аудит системыуправления в МП «Тотемский хлебокомбинат»
На МП «Тотемскийхлебокомбинат» преобладает демократический стиль управления.
Основные принципыуправления:
· социальнаяответственность руководителя перед обществом;
· единоначалие иколлегиальность;
· экономичность;
· научность;
· соблюдение нормправа, закрепленных в законах государства.
Руководитель, управляющийв демократическом стиле, придерживается содержания теории «Y», разработанной Д.Мак-Грегором. Согласно ей работа является желанной для большинства сотрудников;они способны к целеустремленности и самоконтролю, самостоятельному определениюстратегии достижения целей. При этом сотрудники сами стремятся кответственности, самостоятельно принимают решения в пределах их компетенции изаинтересованы в вознаграждении по конечным результатам деятельности.
Демократичныйруководитель учитывает интересы, потребности и индивидуальные особенности своихсотрудников. Он доброжелателен и находится в курсе проблем каждого сотрудника.Как правило, его отличает хорошая информированность о личных достоинствах ипрофессиональных способностях своих работников. Выработка управленческихрешений осуществляется на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициативсотрудников. Демократичный руководитель при проведении деловых совещанийразмещается, как правило, в середине групп, что позволяет создатьнепринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации.Выполнение уже принятых решений контролируется как самим руководителем, так исотрудниками.

/>
Рис. 3.1. Размещениесотрудников на совещании при демократическом стиле руководства
Демократический стильпоказывает высокую эффективность при формировании у сотрудников командногодуха, создает доброжелательную атмосферу не только между начальником иподчиненными, но и между всеми сотрудниками, что и позволяет добиваться лучшихрезультатов. Руководство в демократическом стиле основывается на методахубеждения, принуждение же применяется к недобросовестным сотрудникам вмаксимально мягкой форме и, как правило, после коллективного их обсуждения.
Итак, к основнымдостоинствам демократического стиля управления относятся: стимулированиепроявления личной инициативы, раскрытие творческого потенциала сотрудников;быстрое и эффективное решение нешаблонных задач; использование психологическихмеханизмов для мотивации сотрудников, что способствует повышению ихудовлетворенности своим трудом; создание благоприятной моральной и трудовойатмосферы в коллективе. Однако демократический стиль будет эффективен в томслучае, если предприятие стабильно функционирует и вероятность возникновенияэкстремальной ситуации, требующей принятия быстрого и, может быть, жесткогорешения сведена к минимуму. Кроме того, если в коллективе нет прежде всегоинициативных, нестандартно думающих и действующих работников, то руководство вдемократическом стиле нецелесообразно и требуются авторитарные методыруководства.
Демократическоеуправление требует от руководителя умения говорить с людьми и убеждать их, чтодано далеко не каждому. Вместе с тем отсутствие такого таланта вовсе неозначает, что человек вообще не может быть руководителем или следует применятьавторитарный стиль. В таком случае для управления предприятием используется недемократический стиль в чистом виде, а его разновидность, которая получиланазвание корпоративного стиля.
Ответственность иполномочия работников на предприятии закреплены должностными инструкциями.Рассмотрим полномочия начальника производства и инженера-экономиста:
1) Начальникпроизводства составляет табели, сменные отчеты, к этим отчетам прикладываетведомость учета выполненных работ для начисления заработной платы;
2) Функцииинженера-экономиста: контроль за выработкой продукции, товарооборотом,остатками по магазинам, отвечает за отчетность перед органами статистики,проводит анализ для комитета по управлению имуществом, комитета по сельскомухозяйству, департамента продовольственных ресурсов.
Этапы подбора кадров:
1) Определениетребований к вакантной должности;
2) Поиск кандидатов;
3) Оценка деловых иличностных качеств кандидатов;
4) Принятиеокончательного решения о приеме на работу.
Работник принимается наработу в случае полного соответствия занимаемой должности.
С целью веденияуправленческого учета на МП «Тотемский хлебокомбинат» составляется внутренняяотчетность:
~  сменные отчеты по производству –ежедневно;
~  отчет экспедитора — ежедневно;
~  отчет кладовщика по сырью – раз в 10дней;
~  отчет по магазину – 1 раз в 5 дней;
~  отчет по материалам – раз в месяц;
~  отчет кассира в магазине – 1 раз в 5дней;
~  отчет по центральной кассе –ежедневно;
~  табели, наряды, путевки – до 3 числамесяца, следующего за отчетным;
~  счет-фактура покупателям – 1 раз в 5дней.
Хозяйственнаядеятельность предприятия соответствует требованиям действующегозаконодательства.
Ответственность завнутренний контроль несет главный бухгалтер, который осуществляет контроль зазаконностью операций и расходом трудовых, материальных и финансовых ресурсов.Главный бухгалтер имеет среднее специальное образование.
Порядок проведениявнутренней проверки на МП «Тотемский хлебокомбинат».
В Тотемском районефункционирует двенадцать муниципальных предприятий. Внутреннюю проверку на нихосуществляет комитет по управлению имуществом. На МП «Тотемский хлебокомбинат»проверка проводится с частотой раз в 2-2,5 года.
Главой Тотемского районаиздается приказ, в котором указываются наименования предприятий, подлежащихпроверке в текущем периоде (как правило, 3-4 предприятия в год), и срокипроведения проверки.
Приказ отправляетсякомитету по управлению имуществом, где обязанности по проведению проверкизакрепляются за конкретными лицами, которым дается задание, проверить отдельныеучастки учета на предприятии.
Последняя проверка МП«Тотемский хлебокомбинат» проводилась в 2007 году.
В июле 2009 года МП«Тотемский хлебокомбинат» проверялось комитетом по управлению имуществом, комитетомпо сельскому хозяйству.
Проверка начинается скассы, а далее участки учета проверяются в той последовательности, котораяуказана в задании. Проверяется вся первичная документация, выявляютсязамечания, которые заносятся в акт по результатам проверки. Акт сдается вкомитет по управлению имуществом. На муниципальном собрании МП «Тотемскийхлебокомбинат» отчитывается по результатам своей деятельности, а такжеоглашаются замечания, выявленные в ходе проведения внутренней проверки.Принимается решение муниципального собрания, затем руководителем предприятияиздается приказ об устранении выявленных недостатков в деятельности, поощрениии наказании конкретных работников.

Заключение
Таким образом,управленческий аудитпредставляет собой комплекс процедур по оценке уровня развития технологииработы предприятия по всем подсистемам, необходим для выявления зон приростаэффективности в рамках существующей технологии работы, оценки слабых и сильныхсторон компании.
Аудит стратегическихпроцессов:
— Планирование развитияпредприятия;
— Годовое планированиебюджета предприятия;
— Контроль и оптимизациябюджета предприятия;
— Внешний аудит уровняразвития предприятия;
— Анализ и корректировкапланов развития предприятия.
Аудит среднесрочныхпроцессов:
— Планирование продуктовогопортфеля, производства, незавершенного производства, продаж, закупок,нормативов остатков;
— Среднесрочноепланирование бюджетов;
— Планирование движенияденежных средств;
— Поиск новых направленийразвития;
— Контроль выполненияплана продаж, плана производства, плана закупок, выполнения бюджетовпредприятия, рационального использования финансовых средств и ТМЦ;
— Внутренние аудиты;
— Повышение эффективностиосновных, вспомогательных и процессов развития;
— Управленческий учет ианализ (финансы).
Аудит основных процессов(логистических):
— Планирование работы склиентами и поставщиками;
— Расчет, заказ иорганизация доставки ТМЦ от поставщика до склада;
— Приемка и размещениеТМЦ на складе;
— Планирование маршрутови предварительная сборка заказа;
— Доставка товара,возвратов, перемещение ТМЦ между торговыми точками;
— Оперативноепланирование производства;
— Производство продукции(товаров, услуг);
— Подготовка товара кпродаже в Магазине;
— Розничная торговлятоварами в Магазине;
— Прием заявок от оптовыхклиентов;
— Сервис клиентов;
— Контрольвзаимоотношений со всеми участниками;
— Контроль эффективностипродаж, доставки, сервиса, работы склада, закупок и нормативов остатков;
— Анализ и формированиепредложений улучшения продаж, доставки, сервиса, работы склада, закупок инормативов запасов ТМЦ.
Аудит системыбюджетирования:
— Планирование бюджетовподразделений;
— Выполнение бюджетовподразделений;
— Контроль выполнениябюджетов подразделений;
— Анализ и формированиепредложений по улучшению бюджетирования.
Аудит вспомогательныхпроцессов:
— документооборот;
— рекламная деятельность;
— обеспечение персоналом;
— информационнаяподдержка;
— административно-хозяйственная деятельность;
— юридическаядеятельность;
— деятельность побезопасности;
— финансоваядеятельность.
Аудит процессов развитиякомпании:
— обучение и адаптацияперсонала;
— информационноеразвитие;
— регламентациядеятельности;
— система менеджментакачества;
— проектные команды.

Список литературы
1. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит: Пер. сангл./ Гл. редактор серии проф. Я.В.Соколов. (Серия по бухгалтерскому учету иаудиту). — М.: Финансы и статистика, 2004
2. Богомолов А.М., Голощапов Н.А.Внутренний аудит. Организация и методика проведения. — М.: «Экзамен», 2004
3. Бурцев В.В. Организация системывнутреннего контроля коммерческой организации. — М.: «Экзамен», 2003
4. Бычкова С.М. Аудиторскаядеятельность. Теория и практика. (Серия «Учебники для вузов. Специальнаялитература»). — СПб.: Издательство «Лань», 2003
5. Данилевский Ю.А. Общий аудит,аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. — М.:Бухгалтерский учет, 2003
6. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М.,Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004
7. Додж Р. Краткое руководство постандартам и нормам аудита: Пер. с англ.; предисловие С.А. Стукова. (Аудит:теория и практика). — М.: Финансы и статистика; ЮНИТИ, 2003
8. Иткин Ю.М. Проблемы становленияаудита. — М.: Финансы и статистика, 2002
9. Камышанов П.И. Практическоепособие по аудиту. — М.: ИНФРА-М, 2004
10. Крикунов А.В.«Закон об аудите вдействии -М: ПРЕСС, 2002
11. Международные стандарты аудита иКодекс этики профессиональных бухгалтеров (1999). — М.: МЦРСБУ, 2004
12. Макальская А.К. Внутренний аудит.- М: Аудит, 2003
13. Пупшис Т.Ф., Галузина С.М. Аудитосновы аудита и аудиторской деятельности, Санкт-Петербург: Питер, 2001
14. Правило (стандарт) аудиторскойдеятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» ОдобреноКомиссией по аудиторской деятельности при Президенте России от 20.10.1999
15. Родионова В.М. и др. Финансы. — М.: Финансы и статистика, 2002

Приложение 2.1
Таблица 2.1.2. — Размер иструктура товарной продукции на МП «Тотемский хлебокомбинат» за 2005-2008 гг.Продукты и отрасли 2005 2006 2007 2008 Сумма выручки, тыс. руб. Структура, % Сумма выручки, тыс. руб. Структура, % Сумма выручки, тыс. руб. Структура, % Сумма выручки, тыс. руб. Структура, % Всего 37735,1 100 47466,7 100 56588,4 100 74478,4 100 В том числе: Хлеба смешанной валки 14398,9 38,2 18601,5 39,2 20922,5 37,0 26400 35,5 Батоны 7860,2 20,8 9531,8 20,1 11585,8 20,5 15357,6 20,6 Хлеб белый 3858,3 10,2 4596,9 9,7 5412,0 9,6 7615,3 10,2 Диетические, лечебные 372,8 1,0 494,5 1,0 575,6 1,0 1008,9 1,4 Сдобные 2080,0 5,5 1885,3 4,0 2872,3 5,1 4893,2 6,6 Мелкоштучка простые 455,8 1,2 604,6 1,3 1148,3 2,0 1680,3 2,3 Рожки слоеные 2162,6 5,7 3123,3 6,6 3068,1 5,4 3391,9 4,6 Сумма по группе товаров 31188,5 82,7 38837,7 81,8 45654,5 80,7 60347,4 81,0 Конфеты 145,2 0,4 175,1 0,4 234,2 0,4 375,8 0,5 Восточные сладости 132,6 0,4 138,9 0,3 248,7 0,4 458,1 0,6 Мармелад 150,0 0,4 166,9 0,4 211,8 0,4 241,1 0,3 Сумма по группе товаров 427,8 1,1 480,9 1,0 694,6 1,2 1075,0 1,4 Пряники 2939,1 7,8 4220,4 8,9 5646,5 10,0 6795,4 9,1 Коврижки 153,1 0,4 30,3 0,1 36,6 0,1 32,8 0,04 Печенье 183,7 0,5 243,5 0,5 280,8 0,5 485,0 0,6 Кексы 1168,5 3,1 1469,7 3,1 1566,1 2,8 1886,5 2,5 Рулеты и бисквиты 145,7 0,4 380,4 0,8 776,9 1,4 951,8 1,3 Торты, пирожные 1205,7 3,2 1404,2 3,0 1398,2 2,5 2125,3 2,9 Сумма по группе товаров 5795,8 15,4 7748,5 16,3 9705,2 17,2 12276,7 16,5 Сухари 260,2 0,7 338,3 0,7 476,4 0,8 760,6 1,02 Сухари-гренки 62,7 0,2 61,3 0,1 57,7 0,1 18,6 0,02 Сумма по группе товаров 322,9 0,9 399,6 0,8 534,1 0,9 779,3 1,1

Приложение 2.2
Таблица 2.1.3. — Производство и реализация основных видов продукции МП «Тотемский хлебокомбинат»за 2005-2008 гг.Произведено и реализовано, тонн 2005 г. 2006г. 2007г. 2008г. факт В % к 2007 г. Хлебобулочные изделия, всего 1903,2 2091,5 2099,9 2159,2 102,8 В том числе: Ржано-пшеничные 1094,7 1238,9 1044,8 1061,4 101,6 Диетические 23,8 20,6 21,8 30,8 141,3 Хлеб белый 255 275,7 282 302,4 107,2 Булочные изделия 0,5 и менее 407,9 439,4 467,8 485,3 103,7 Сдобные 52,5 54,6 65,4 82,8 126,6 Сухари сдобные 8,8 12 16,1 18,3 113,7 Сухари-гренки 0,9 0,9 1,0 0,1 10,0 Кондитерские, всего 180,8 203,4 228,7 245,5 107,3 В том числе: Сахаристые 13,3 13 17,1 21,1 123,4 Из них: Конфеты 5,8 5,8 6,9 8,3 120,3 Восточные сладости 3,7 3,4 5,8 8,4 144,8 Мармелад 3,8 3,8 4,4 4,4 100,0 Мучнистые 167,5 194 211,6 224,4 106,0 Из них: Торты, пирожные 23 21,9 20,6 27,0 131,1 Печенье 7,3 7,9 7,8 10,4 133,3 Пряники 109,9 131,2 151,6 153,5 101,3 Кексы, рулеты 27,3 29,4 31,6 30,4 96,2 Всего продукции 2084 2294,9 2328,6 2404,7 103,3


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие и структурные элементы нормы права
Реферат Понятие и сущность исполнения судебных актов по отдельным категория
Реферат History Of Privateering Pirates Essay Research Paper
Реферат Факторы, оказавшие наиболее существенное влияние на реализацию денежно-кредитной политики в 2008 году
Реферат Аналитическое определение некоторых механических параметров конструкции электропривода протеза
Реферат Методологічні та теоретичні засади психології
Реферат Политическая власть, сущность и социальное назначение
Реферат Особенности развития бытовой химии лакокрасочной промышленности Красноярского края
Реферат Логика и закономерность развития науки
Реферат Защита от опасностей связанных с физическим насилием
Реферат Адвокатура во 2 половине XIX в
Реферат Управление предприятием оптовой торговли
Реферат Анализ профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов для работы в инклюзивной образовательной среде
Реферат Psa открывает свой офис в Киеве поскольку верит в рост рынка
Реферат Государственный аппарат в унитарном и федеративном государстве. Соотношение типа и формы государства