--PAGE_BREAK--сбытовая кооперация, представляющая собой сотрудничество хозяйственно независимых производителей, которые организуют совместное предприятие по сбыту выпускаемой ими продукции.
компенсационные операций, одно из направлений кооперационного сотрудничества с иностранными предприятиями, представляющее собой соглашение о покупке продукции, произведенной на предприятиях, созданных при их финансовом содействии, для погашения представленного кредита.
Встречная торговля. К ней относятся внешнеторговые операции, при совершении которых в единых документах (контрактах или соглашениях) фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частичный обмен товарами. При частичном обмене разница в стоимости покрывается денежными платежами.
Международный торги — это метод заключения договоров купли продажи, при котором покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем из продавцов, который предложил товар на более выгодных условиях.
Аренда машин и оборудования. Предполагает передачу продукции собственником на определенный срок потребителю за определенное вознаграждение.
Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг.
В него входят самые различные виды деятельности, в том числе:
• услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;
• услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;
• путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам;
• банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;
• заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия).
В последнее время доля услуг и их роль в международном обмене существенно возросли, прежде всего за счет новых видов, а число их видов во внешней торговле превышает 600. Согласно Международной стандартизованной промышленной классификации ООН, услуги относятся к так называемым неторгуемым товарам, т.е. к таким, которые потребляются в той же стране, где произведены, и не перемещаются между странами. Услуги составляют шесть групп (4-9 категории официальной классификации товаров международной торговли):
коммунальные услуги и строительство;
оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, туристические базы и кемпинги;
транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое посредничество;
оборона и обязательные социальные услуги;
образование, здравоохранение и общественные работы;
прочие коммунальные, социальные и личные. [11].
2.4 Основные формы экономического сотрудничества стран мира В современных условиях международное сотрудничество Украины происходит в таких основных формах:
научно-техническое сотрудничество;
взаимовыгодная международная торговля (внешняя торговля);
предоставление кредитов и займов;
создание совместных предприятий;
специализация и кооперирование производства;
торговля технологиями, или специализация на производстве комплектующего оборудования;
совместное участие заинтересованных стран в разработке богатых природных ресурсов;
иностранные инвестиции как основная форма стимулирования развития экономики страны;
международный туризм;
культурные связи между странами мира. [1,316].
2.5 Товарная и территориальная структура экспорта и импорта Украины Для каждой страны одним из основных показателей уровня внешнеэкономических связей является структура экспорта и импорта. Известно, что Украина производит и может производить целый спектр наукоемкой, сложной машинно-технической продукции: самолеты, автобусы, автомобили, тракторы, комбайны, суда разного назначения, ракетные комплексы, станки, турбины, средства связи, электронику, радио — и телеаппаратуру и т.д. Реально основными экспортерами конкурентной на мировом рынке продукции могут быстро стать предприятия военно-промышленного комплекса, на которых сосредоточено высококачественное оборудование, современная технология, высококвалифицированные специалисты. Увидеть объективную картину можно, если проанализировать показатели экспортно-импортного движения за январь-август 2006г:
Рис.2.1 Анализ экспорта за январь-август 2006 г. (%) [20].
Рис.2.2 Анализ импорта за январь-август 2006 г. (%) [20].
Изучив диаграмму, можно заметить, что значительная доля импорта приходится на страны СНГ (в основном, на Россию), а экспортирует Украина товары преимущественно в страны Европы. [13].
В январе-августе 2006 года экспорт товаров составил млрд.218,8 млн. В то же время импорт составил — млрд.808,8 млн. Если сравнивать с аналогичным периодом 2005 года, то экспорт вырос на 7,9%, импорт — на 21,2%. Коэффициент покрытия экспортом импорта составил 0,87 против 0,98 в январе-августе 2005 года. Внешнеторговые сделки проводились с партнерами из 208 стран мира. Объемы экспортных поставок в январе-августе текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли. Так, экспортные поставки в страны Европы составили 32,6% (что больше на 7,9% чем в январе-августе 2005 года) от общего объема экспорта, в страны СНГ — 30,9% (на 10,3%), в Америку — 7,1% (на 36,7%), в Африку — 6,8% (на 3,2%). Уменьшились объемы поставок товаров в Азию — 22,6% (на 0,4%), а также в Австралию и Океанию — 0,03% (на 8,4%). Объемы импортных поступлений в Украину также показали рост. Так, поступления из стран СНГ составили — 47% от общего объема (что на 16,7% больше), из стран Европы — 35,7% (на 28,9%), Азии — 13% (на 27,1%), Америки — 3,3% (на 7,5%). В то же время наблюдалось снижение объемов импорта из Африки — 0,9% (на 15,4%), а также Австралии и Океании — 0,2% (на 22,7%). Экспортные поставки по сравнению с августом 2005 года выросли по всем основным странам-партнерам, кроме США: в Польшу — в 2,3 раза, Турцию — в 1,9 раза, Италию — в 1,7 раза, Беларусь — в 1,5 раза, Германию — на 28%, Российскую Федерацию — на 13,5%. В США поставки снизились в 2,1 раза. При этом увеличились импортные поставки со всех основных стран-партнеров, кроме Китая: из Польши и Италии — в 1,5 раза, Туркменистана — на 48,5%, Германии — на 19,1%, Российской Федерации — на 6,9%. Поставки из Китая уменьшились на 1,1%. [10].
В частности, можно проследить объемы экспорта и импорта товаров по отдельным регионам Украины.
Таблица 2.1 Объемы экспорта-импорта товаров по регионам Украины
в 2005г. [21,130].
Среди областей Украины лидирующее место по объему экспорта товаров занимает Донецкая область (доля области в общегосударственном экспорте составляет более 24%).
В основном, это связано с тем, что она поддерживает давние и прочные международные торговые отношения с партнерами из более чем 100 стран мира, которые играют важную роль в экономике региона.
Экономика области включает более 150 отраслей. Среди них металлургия, машиностроение, химическая и угольная промышленность, сельское хозяйство и пищевая промышленность, другие высокодоходные отрасли, обладающие мощным ресурсным потенциалом.
На внешнем рынке реализуется около 70% произведенной в регионе продукции. Донецкая область ведет торговлю с более чем 132 странами мира. Основными торговыми партнерами являются Россия, Китай, страны Европейского Союза, США и Турция. [7].
По объему импорта огромное значение имеет столица Украины — город Киев.
К сожалению, в 2005 г. импорт превышал экспорт, что могло отрицательно сказаться на ситуации страны в мире. Однако, как видно выше, в настоящем году эта тенденция изменилась в положительную сторону.
В товарной структуре вывоза преобладают изделия черной металлургии, железная руда и кокс, продукты пищевой промышленности. Промышленный потенциал Украины достаточный для поступления валюты, необходимой для оплаты внешнего долга, закупки наиболее необходимого импорта и оплаты других общегосударственных нужд (Табл.2.2).
Таблица 2.2 Товарная структура экспорта и импорта в Украину
в 2005 г. (млн. дол. США) [21,131].
Реализация этого потенциала возможна при соответственной пропускной способности транспортной инфраструктуры, благоприятной социально-политической и правовой ситуации и способности внешнеторговых организаций и других исполнительных структур к реализации продукции. [18,34].
Экспортно-импортные операции совершаются как на валютной основе, так и в форме клиринга. Клиринг — система безналичных расчетов, которые основываются на зачете общих требований и обязательств и совершаются через банки или специальные расчетные палаты (первая создана в Лрндоне в 1775 год). Популярной в настоящее время стала форма бартерных операций, т.е. непосредственного обмена товарами. Такие товарообменные операции были распространены в Украине в 1992 году и составляли тогда почти 50% общего товарооборота. Но при таком товарообороте Украина теряла большие деньги из-за неэквивалентного стоимостного обмена продовольственных товаров (зерна, сахара, масла) на топливно-мазутные материалы.
Основным направлением внешнеэкономической деятельности Украины является развитие и углубление торгово-экономического сотрудничества со странами бывшего СССР, странами Восточной Европы, развитыми странами мира, особенно с теми, которые имеют значительную украинскую диаспору.
Внешнеторговые организации и другие исполнительные структуры должны не только реализовать продукцию на традиционных рынках, но и выходить на новые перспективные регионы (особенно в Азию, Африку, Латинскую Америку и Австралию). Наиболее важной формой экономического сотрудничества со странами ближнего зарубежья в настоящее время является взаимный обмен различными видами сырья, готовой продукцией и научное сотрудничество. Однако обязательным является последовательная и радикальная перестройка механизма экономических связей, совершение кардинальных мероприятий для их оптимизации. В частности, предусмотрена защита экономических интересов Украины с помощью установления таможенной границы со странами бывшего СССР. Подписаны двусторонние договора с Россией и Белоруссией о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности, которые не допускают реэкспорта товаров, к которым другие участники договора применяют меры регулирования. Реэкспорт таких товаров должен совершаться только при письменном согласии и на условиях, которые определяются уполномоченным органом государства, являющегося производителем этих товаров. Украина вывозит в страны СНГ каменный уголь, чугун, прокат черных металлов, железную руду, самородную серу, цемент, соль, промышленное оборудование, автобусы, тепловозы, экскаваторы, продукции химической промышленности, сахар, масло, фрукты, консервы и т.д. В общем объеме грузов, которые ежегодно вывозятся из Украины в эти страны, наибольшую часть имеют коксованный уголь и черные металлы.
продолжение
--PAGE_BREAK--Более 72% наших поставок получает Россия. Основным потребителем их является Центральный район России, на который припадает почти ѕ вывоза продукции с Украины. Значительными потребителями железной руды, черных металлов, которые поступают из Украины, являются Поволжье, Северный Кавказ. Определенное количество черных металлов, в частности проката, вывозится с Украины в Санки-Петербург, Белоруссию, страны Балтии, Молдовы, сахар — во все страны бывшего СССР (за исключением Молдовы), мясо, масло, мясные изделия — в основном в Россию. В Украину среди других стран бывшего СССР больше всего ввозит Россия — 70%. Это — нефть, газ, лес, бумага, некоторые виды черных и цветных металлов, машины, оборудование и другая продукция.
Белоруссия поставляет в Украину тракторы, грузовые автомобили, электронно-вычислительные машины, минеральные удобрения, лес, бумагу. Казахстан — цветные металлы, кожсырье, концентраты цветных металлов; Молдова — продукцию приборооборудования, винодельной промышленности, ковры, виноград; страны Средней Азии — газ, шерсть, концентраты цветных металлов, ткань, каракуль; страны Закавказья — нефть и автомашины, алюминиевый прокат, чай, фрукты, вино, табак; страны Балтии — электротовары, трамваи, стиральные машины, холодильники, радиоприемники, микроавтобусы, рыбу и рыбопродукты, трикотажные и галантерейные изделия и другие товары широкого употребления. [19,89].
3. Проблемы и перспективы развития международной торговли в Украине 3.1 Проблемы развития внешнеэкономических связей Украины Проблемы повышения эффективности внешнеэкономической политики государств приобретают на современном этапе особенного значения.
Это связано, во-первых, с рядом факторов внутреннего характера:
нахождением экономики страны на переходном этапе к рыночной системе хозяйствования, которая находится в состоянии объективной несбалансированности структуры экономики и ее медленной структурной перестройки;
чрезмерной энерго- и ресурсоемкостью отраслей народного хозяйства;
низкой конкурентоспособностью национального производства;
постепенным упадком научно-технического и высокотехнологического промышленного потенциалов и т.д.
Во-вторых, это обусловлено системой внешних факторов:
чрезмерной зависимостью экономики Украины от монопольных импортных рынков поставок стратегически важных товарных позиций (энергоносителей, сырьевых и других материальных ресурсов) для жизненно важных отраслей производства;
наличием тысяч украинских предприятий, задействованных в производственных циклах, конечная продукция которых производится за пределами Украины;
высокой зависимостью процесса структурного и технологического реформирования экономики Украины от разных форм внешних источников финансирования;
отсутствием развитой внешнеторговой инфраструктуры (информационной, законодательной, маркетинговой, организационной, трейдерской, биржевой, выставочной, рекламной и др.);
сохранением Украиной статуса «торгового аутсайдера» в мировой торговле через отсутствие полного или ассоциативного членства во Всемирной организации торговли (ВТО), Европейском Союзе (ЕС), Центрально-Европейской ассоциации свободной торговли (ЦЕФТА) и других торгово-интеграционных группировок системы ГАТТ/ВТО, а из-за этого слабой конкурентозащищенностью внешнеэкономической деятельности Украины в условиях жесткой конкурентной борьбы на международных рынках товаров, капиталов и услуг;
определенным давлением других стран на внешнеэкономическую деятельность Украины через прямые или косвенные формы разнообразных торговых, инвестиционных торгово-стандартных, фитосанитарных, технологических и финансовых ограничений.
Перспективы и основные направления дальнейшего развития внешних экономических связей Украины с учетом их мировой и региональной геополитической структуры могут быть определены таким образом.
Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация является ее основной тенденцией. Произошло значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т.п. Однако существует целый ряд проблем. Одна из основных — нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу. [16].
К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой — создает для нее ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию. На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий, которые будут возникать в ходе взаимодействия торгово-экономических группировок друг с другом.
Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода — Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г.31 декабря. 1995 г. ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную торговую организацию (ВТО). [11].
ВТО — многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ВТО являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.
Проблемы вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) выходят сегодня для Украины на первый план. Дальнейшее неучастие нашей страны в этой глобальной экономической организации не имеет рациональных объяснений. Начало нового раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО, очевидно, поднимет на новый уровень систему глобального экономического регулирования и будет оказывать значительное влияние на Украину. В конце концов, вступление в ВТО — обязательное условие для реальной, а не декларативной интеграции Украины в Европейский Союз.
«Если взвесить все за и против, на сегодняшнем этапе нам нужно стремиться вступить в ВТО как можно быстрее. В противном случае наши металлургия, химия и другие экспортоориентированные отрасли не смогут конкурировать с мировыми компаниями», сказал лидер Республиканской партии Украины Юрий Бойко в прямом эфире телеканала НТН в субботу, 29 октября.
«Для Украины вступление в ВТО принесет больше плюсов, чем минусов.95% мирового товарооборота осуществляется странами, входящими в ВТО. Они не глупее нас, и давно все просчитали», отметил глава РПУ. Об этом сообщает пресс-служба РПУ. [6]
Украинские потребители должны выиграть от расширения вследствие более эффективной конкуренции на рынке ассортимента и качества товаров и услуг, снижения их цены. Снижение цен будет касаться не только готовых импортных товаров и услуг, но и отечественных, в производстве которых используются импортные компоненты. Вместе с тем произойдут соответствующие изменения в объемах и структуре потребления, которое будет приближаться к стандартам развитых стран. Повышение платежеспособного спроса положительно будет сказываться на росте производства, свидетельствовать об улучшении социально-экономического положения населения.
Для производителей потенциальные выгоды будут связаны с получением облегченного доступа к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов, международно признанных прав для защиты национальных экономических интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков — за счет установления более стабильного режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат — вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран-членов ВТО. Все это в общем будет содействовать снижению себестоимости украинской продукции и, соответственно, повышению конкурентоспособности украинских компаний. [9].
3.2 Страны СНГ и Балтии Приоритетным заданием для Украины является обеспечение взаимовыгодных и стабильных экономических связей со странами СНГ, которые создали Экономический союз, и со странами Балтии. Создавая условия для эффективных торговых отношений с этими странами можно ускорить процесс стабилизации в отечественном производстве. Однако актуальность развития этих отношений не уменьшит значение развития экономических связей с другими странами мира.
Внешнеэкономические связи с этой группой стран будут развиваться в основном на двухсторонней основе с одновременным усовершенствованием торговых режимов на принципах взаимного равенства и направленными на:
улучшение торгового режима с Российской Федерацией;
продолжение и усовершенствование различных форм торгово-экономических, кооперационных, инвестиционных двусторонних отношений с другими странами — членами Таможенного союза (Казахстан, Кыргызстан, Белоруссию);
углубление торговых и других форм экономических отношений со странами, которые не являются членами Таможенного союза (Узбекистан, Туркменистан, Грузия, Армения); создание с участием этих стран товарно-транспортных линий с минимальным использованием транспортных территорий третей страны (через море — железная дорога — автотранспортные пути);
развитие и углубление разностороннего торгово-экономического сотрудничества с Молдовой путем совместной реализации всех преимуществ соглашения о свободной торговле двустороннего Таможенного союза;
обеспечение стабильных поставок в Украину на взаимовыгодных условиях топливно-сырьевых товаров согласно с потребностями народного хозяйства. С этой целью будут применяться меры для увеличения экспорта украинского капитала, в первую очередь в форме прямого инвестирования соответствующих предприятий нефтегазодобывающей и горнодобывающей промышленности стран СНГ, освоение размещенных на их территориях отдельных месторождений на основе концессий;
создание совместных предприятий, транснациональных компаний, специализированных и кооперативных производств на базе соглашений о совместной деятельности;
восстановление и укрепление производственных связей по кооперации на основе традиционно внутренней и межотраслевой специализации; формирование и развитие новых связей на основе совместного использования прогрессивных технологий;
развитие прямых экономических связей с отдельными субъектами (регионами) Российской Федерации, в первую очередь с такими, как Тюмень, Коми, Карелия, Якутия, Башкортостан, Татарстан, Дальний Восток, где сосредоточены топливно-энергетические ресурсы, которые представляют интерес для традиционного экспорта Украины;
обеспечение конкурентоспособности традиционных отечественных товаров (продукции агропромышленного комплекса и черной металлургии, машин, оборудования) на рынках стран СНГ и Балтии;
увеличение уровня интеграции со странами Балтии путем создания условий для эффективной реализации режима свободной торговли и увеличения из-за этих связей торгово-экономических отношений со странами Центральной и Северной Европы. В последние годы тенденции внешней торговли товарами со странами СНГ значительно изменились, причем в положительную сторону. Как показывает график, уже в начале 2006 года заметно увеличилась доля экспорта в эти страны.
Рис. 3.1 Экспорт товаров со странами СНГ (млн. дол. США) [5], [8], [2,311].
3.3 Страны Европейского союза Развитие отношений с ЕС в долгосрочной перспективе, с учетом геополитического, геоэкономического и исторического европейского статуса Украины, должно оставаться одним из приоритетов внешнеэкономической политики Украины. Целью развития внешнеэкономических отношений Украины с ЕС является обеспечение экономической интеграции хозяйства Украины в общеевропейское экономическое пространство. Это в значительной мере зависит от реализации положений Соглашения о партнерстве и сотрудничество между ЕС и Украиной и Временного соглашения о торговле.
Основными приоритетами должны стать:
трансформация политического определения Украины как государства с переходной экономикой к юридическому закреплению его статуса в законодательстве ЕС с целью получения соответствующих торгово-экономических, финансово-кредитных, инвестиционных преференций;
расширение доступа украинских товаров, в частности таких важных, как текстиль, продукция металлургической промышленности и сельского хозяйства на европейские рынки;
поддержка эффективных национальных товаропроизводителей путем усовершенствования международно-правового механизма защиты их интересов, в частности через заключение соответствующих отраслевых договоров; снятие существующих барьеров в торговле и углубление производственной кооперации;
гармонизация экономического законодательства соответственно к стандартам Европейского Союза и Всемирной торговой организации ГАТТ/ВТО с учетом национальных экономических интересов и специфики экономики Украины.
Основным этапом на пути приобретения Украиной полноправного членства в ЕС должно стать создание экономических и правовых предпосылок для начала переговоров о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.
3.4 Страны «Большой семерки» Развитию отношений с этой группой наиболее развитых стран будет уделяться значительное внимание, т.к именно они являются потенциально самыми важными поставщиками новых технологий и высокотехнических изделий, а также самым мощным источником инвестиций.
Приоритеты сотрудничества с четырьмя из них (Великобритания, Италия, Франция, Германия) совпадают с их определением относительно стран ЕС.
С момента провозглашения независимости Украина начала применять энергичные мероприятия по восстановлению и развитию внешней торговли с Германией. С учетом экономического развития Германии, ее потенциала, ее места среди других развитых стран Запада торгово-экономические отношения с ней, безусловно, имеют приоритетное значение. Во внешней торговле Германия была и остается одним из самых важных партнеров Украины.
В основном из Украины в Германию экспортируются товары промышленного сектора. Основное место из общего Украинского экспорта занимают текстильные изделия и одежда, второе — изделия фармацевтической и химической промышленности, а также изделия из железа и стали. В немецком экспорте в Украину также преобладают товары промышленного сектора.
Первое место занимают машины, второе — транспортные средства, дальше — сырье и продукция химической и фармацевтической промышленности, электротехническая продукция и текстиль.
На сегодняшний день Украина стала одним из самых больших торговых партнеров Германии по приобретению продукции машиностроения и поставок текстильной и деревообрабатывающей продукции, а также табачной продукции, алкогольных напитков и пива.
Италия является вторым после Германии торговым партнером Украины в Европе. Заметной особенностью итальяно-украинских торговых отношений является динамизм внешнеторгового оборота. На начальном этапе торговли между Италией и Украиной наблюдалось значительное превышение объемов украинского экспорта над импортом. Выравнивание структуры торговли удалось обеспечить за счет сокращения удельного веса украинской продукции низкой технологической переработки, которая поставляется в Италию, и увеличением части готовой продукции.
Итальянцы покупают в Украине полуфабрикаты металлургической промышленности, продукцию химического производства, металлолом, машиностроительную продукцию, агропромышленные товары, товары легкой промышленности: мебель, обувь, одежда и т.д. и известно то, что Италия очень заинтересована в украинских природных ресурсах.
Увеличение объемов украинского экспорта на ряд товаров, особенно обуви и одежды, является результатом роботы совместных украино-итальянских предприятий. Необходимость расширения внешней торговли между Италией и Украиной обусловливается и тем, что оба государства в недостаточной мере могут обеспечить свои потребности в таких первичных энергоносителях, как нефть и природный газ. Италия с решением этой проблемы столкнулась давно и накопленный ею опыт по диверсификации поставщиков энергетического сырья может быть очень полезным и для Украины.
Из-за консерватизма отдельных правительственных и деловых кругов Великобритании страна не в полной мере использует потенциальные возможности стран Восточной и Центральной Европы, в т. ч. и Украины, для дальнейшего развития взаимовыгодных торговых отношений.
До этого времени торговые отношения между Украиной и Великобританией находятся в состоянии поиска рациональных путей проведения экспортно-импортных операций. Результатом такого положения возникли нестойкие объемы внешней торговли.
продолжение
--PAGE_BREAK--