--PAGE_BREAK--Причины:
1) Чем меньше цена, тем меньше желание потребителя покупать товар.
2) При более высоких ценах уменьшается покупательная способность (эффект дохода).
3) Высокие цены побуждают покупателей. Потребление более дешевых товаров (заменителей) – эффект замещения.
4) Полезность каждой последующей единицы потребляемого блага меньше, чем полезность предыдущей единицы, что связано с насыщением потребности.
Поэтому приобретать дополнительное количество благ покупатель будет по более низким ценам. По законам спроса есть реальные и мнимые исключения.
Реальные исключения – цена растет и спрос растет.
Мнимые исключения – это эффект престижного потребления (эффект Вебрена). Эффект ожидаемой динамики цен. Восприятие цены товара как показателя качества.
Важно различать понятия спрос и объем спроса.
На графике изменение в объеме спроса определяется движением точки по кривой спроса (D) и зависит это движение от всех факторов, кроме цены данного товара.
Изменение в спросе определяется на графике сдвигом кривой спроса (влево, вправо) и зависит от изменения всех факторов, кроме цены данного товара.
Индивидуальный спрос – это спрос отдельного конкретного потребителя на конкретный товар.
Рыночный спрос – это сумма объемов спроса отдельных потребителей на данный товар при данном значении цены.
При снижении цены товара объем рыночного спроса растет в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя. Поскольку все больше начинают предъявлять спрос потребители с меньшими доходами.
Изучение рыночного спроса имеет большое практическое значение:
1) Оно позволяет принять верное решение о регулировании производства в отрасли госсектора.
2) Дает возможность в условии совершенной конкуренции при решении вопросов развития производства в частном секторе ориентироваться на уровень рыночных цен.
3) Возможность прогнозировать спрос.
(10)
Основы теории спроса и предложения
5. Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
6. Предложения. Закон предложения.
7. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена.
8. Эластичность спроса и предложения.
1. Спрос (D) – потребность в каком-либо товаре, продукте, подкрепленная денежными ресурсами. Это платежеспособный спрос.
Спрос находится на стороне потребителя.
Объем спроса (Q) – это максимальное количество товара, который покупатель готов купить при данных рыночных условиях при данной цене за определенное время.
ФУНКЦИЯ СПРОСА – это зависимость объема спроса от факторов его определяющих.
СМ. Стр. 16
Среди других товаров B,Cи др. выделяются товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплиментарные) товары.
Допущения: все факторы, кроме цены данного товара (PA) неизменны.
См. стр. 17
Делая это допущение, мы выходим на закон спроса. Суть: с повышением цены товара, объем спроса падает. (Закон падающего спроса).
См. стр. 17
Причины:
1) Чем меньше цена, тем меньше желание потребителя покупать товар.
2) При более высоких ценах уменьшается покупательная способность (эффект дохода).
3) Высокие цены побуждают покупателей. Потребление более дешевых товаров (заменителей) – эффект замещения.
4) Полезность каждой последующей единицы потребляемого блага меньше, чем полезность предыдущей единицы, что связано с насыщением потребности.
Поэтому приобретать дополнительное количество благ покупатель будет по более низким ценам. По законам спроса есть реальные и мнимые исключения.
Реальные исключения – цена растет и спрос растет.
Мнимые исключения – это эффект престижного потребления (эффект Вебрена). Эффект ожидаемой динамики цен. Восприятие цены товара как показателя качества.
Важно различать понятия спрос и объем спроса.
На графике изменение в объеме спроса определяется движением точки по кривой спроса (D) и зависит это движение от всех факторов, кроме цены данного товара.
Изменение в спросе определяется на графике сдвигом кривой спроса (влево, вправо) и зависит от изменения всех факторов, кроме цены данного товара.
Индивидуальный спрос – это спрос отдельного конкретного потребителя на конкретный товар.
Рыночный спрос – это сумма объемов спроса отдельных потребителей на данный товар при данном значении цены.
При снижении цены товара объем рыночного спроса растет в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя. Поскольку все больше начинают предъявлять спрос потребители с меньшими доходами.
Изучение рыночного спроса имеет большое практическое значение:
1) Оно позволяет принять верное решение о регулировании производства в отрасли госсектора.
2) Дает возможность в условии совершенной конкуренции при решении вопросов развития производства в частном секторе ориентироваться на уровень рыночных цен.
3) Возможность прогнозировать спрос.
(11)
2. Предложение (S) – это необходимость продать необходимое количество товаров и услуг на рынке по данной цене. Sнаходится на стороне производителя.
Объем предложения (QS) – это maxколичество какого-либо товара, которое предлагает производитель при данной цене.
ПРИЧИНЫ:
1) Более высокая цена побуждает производителя, стремящегося получить наибольшую прибыль, расширять свое производство.
2) Более высокие цены способствуют отвлечению ресурсов от производства других товаров и напр-ю их на данный товар.
Согласно закону падающей, производительности фактора производства: выпуск каждой новой единицы продукции связан с более высокими затратами ресурсов при неизменной технической базе.
Надо различать понятия предложения и объем предложения.
Объем предложения зависит от цены данного товара и изображается движением точки по кривой предложения.
Предложение товара определяется всеми другими факторами, кроме цены данного товара и изображается сдвигом кривой предложения.
(12)
Эластичность – отражает степень изменения объема спроса или объема предложения в зависимости от изменения цены.
См.гр стр17
(13)
См.гр стр19
Эластичность – отражает степень изменения объема спроса или объема предложения в зависимости от изменения цены.
(14)
3. Спрос и предложение взаимодействия между собой и определяют точку равновесной цены. Точку, в которой спрос равен предложению.
См. стр. 20
В этом взаимодействии смысл рыночного механизма. Эту равновесную цену устанавливает рынок, путем действия конкурентных сил.
Образование равновесной цены – это процесс, требующий определенного времени. За это время происходит приспособление объема предложения товара к объему спроса. Время, в течение которого происходит. Это приспособление делится на: мгновенный, короткий и длительный периоды.
Мгновенный – это период, в который все факторы производства постоянны, объем производства не меняется, изменившийся спрос не влияет на предложение, цена повышается или понижается по сравнению с равновесной.
Короткий – это период, в течение которого одна группа факторов производства не измена, а другая часть факторов меняется.
Длительный – это период, в котором изменяются все факторы производства, предложение полностью подстраивается под спрос, устанавливается равновесная цена.
На рыночное равновесие могут влиять различные факторы и государство.
Государство влияет:
1) с помощью налогов;
2) дотации;
3) фиксированные цены.
(15)
Фирма. Издержки производства. Прибыль.
Фирма – это экономический субъект рыночных отношений, который занимается производительной деятельностью, обладает самостоятельностью в принятии решений, объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью получения прибыли.
(16)
Фирма. Издержки производства. Прибыль.
Фирма – это экономический субъект рыночных отношений, который занимается производительной деятельностью, обладает самостоятельностью в принятии решений, объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью получения прибыли.
Цель данной темы: при каких условиях фирма достигает рациональности своего поведения.
1. Издержки производства и их виды.
2. Прибыль и ее виды, оптимизация деятельности фирмы.
Выручка фирмы (R) = издержки производства (C) + Прибыль (Пр.)
Издержки производства– затраты фирмы по производству продукции. Все затраты фирмы имеют два подхода в своей характеристике (также как и прибыль): экономические и бухгалтерские.
Соответственно, различают экономические и бухгалтерские издержки.
Экономические или вмененные издержки – это издержки в условиях наилучшего принятия хоз-го решения по использованию ресурсов.
Бухгалтерские издержки – издержки, фактически осуществленные на данном предприятии и учтенные в бухучете.
Кроме того, выделяют в бух. издержках постоянные (F) и переменные (V) издержки.
Постоянные издержки – это те издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции и которые предприятие должно нести обязательно, даже при нулевом выпуске продукции (освещение, водопровод и т.д.).
Переменные – это издержки, которые связаны с объемов выпуска продукции. См. стр. 22
Важным показателем являются средние издержки AC– это издержки на единицу выпускаемой продукции. См. стр. 22
(17)
По отношению к прибыли тоже существует 2 подхода: бухгалтерский и экономический. То есть различают: бух. и эконом. прибыль. Бух. прибыль рассчитывается как разность между выручками и бух. издержками.
Эконом. прибыль рассчитывается как разность между выручкой и эконом. издержками. Разница в норм. прибыли.
Нормальная прибыль – это своеобразная средняя оплата предпринимательских способностей. Если предприниматель прогнозирует прибыль ниже нормальной, то он просто уходит из этой сферы. Если прогнозируемая прибыль равна или выше нормальной прибыли, то у предпринимателей есть интересы дальше продолжать.
Экономические издержки и экономическая прибыль учитывают так называемые издержки упущенных возможностей, то есть прибыль, которую мог бы получить предприниматель, выбирая наиболее оптимальное решение.
Морженальный анализ строится на выяснении того, что произойдет с выручкой, издержками и прибылью при увеличении производства продукции на единицу. Отсюда возникают понятия – предельная выручка, издержки и прибыль.
Предельная выручка – это приращение общей выручки от каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции.
Предельные издержки – приращение общих издержек на каждую дополнительную единицу продукции.
Предельная прибыль – приращение прибыли от продажи каждой последующей единицы продукции.
Если предельная выручка больше предельных издержек, то предельная прибыль будет расти.
Если MR=MC, то предельная прибыль = 0.
Если MR
Итак, условие максимизации прибыли фирмы тоже самое условие рационального поведения фирмы предельная выручка равна предельным издержкам MR=MC. При этом предельная прибыль = 0, а прибыль max.
(21)
КонкуренцияСм. стр. 26
Чистая конкуренция, тип организаций, при котором рыночная цена формируется только взаимодействием спроса и предложения и такой тип рынка принято называть совершенной конкуренцией.
Чистая конкуренция характерна для рынка, где имеется множество производителей некрупных, однотипной продукции, не существует барьеров для вхождения в рынок и не один из продавцов не оказывает влияние на рыночную продукцию. Пример: рынок сельхозпродукции.
(22)
Монополия – эта такая ситуация на рынке, когда товар или услуги на рынке представляет 1 продавец. При монополии возможности покупателя торговаться ограничены, так как альтернативы продавца или изготовителя просто не существует. У покупателя есть один выход борьбы с монополистом – не покупать товар.
Монополия – такая форма организации рынка, когда для продавцов множество благ и один покупатель.
Монопольная власть каждой фирмы заключается лишь в праве на изготовление особой разновидности товаров и предложение его на рынок по самостоятельной его цене. Но не возможность контроля над рынком всех товаров однотипного назначения, а диктовать цену.
(23)
Монополистическая конкуренция – имеется много конкурирующих фирм, для удовлетворения одной и той же потребности фирмы предлагают различный товар. Каждая из фирм имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продает свой товар. Существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новых конкурентов. Рынок отдельных продуктов питания, одежды, мебели и т.д.
Монопольная конкуренция характерна для организации производств, не нужно создавать крупных предприятий и не нужно крупный капитал. Возможно создание многих разновидностей товаров, удовлетворяемые одну потребность. Право отдельной фирмы на изготовление товаров можно защитить с помощью авторских прав, логотипов.
Монополия – такая форма организации рынка, когда для продавцов множество благ и один покупатель.
(24)
Олигополия – характерно то, что все сходные товары производятся небольшим количеством фирм, которые конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены. Ситуация олигополии – возникает в тех отраслях, где крупные предприятия.
Олигополия – рынок, на котором конкуренция происходит между наибольшим числом фирм, вытеснивших остальных конкурентов: Рынок автомобилей, Рынок автоперевозок.
(25)
Рынок труда.
— Сфера взаимодействия продавцов и покупателей трудовых услуг.
Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на трудовые услуги.См. стр. 31
Характеристики купли-продажи:
1)Рабочую силу от наемного работника отличить нельзя.
2) Способность товара изменяться.
3) Наемный работник может предлагать свои услуги в разных отраслях хозяйства.
Механизм формирования зарплаты
1) Самозанятость (создание собственной фирмы).
2) Работа по найму.
Уровень зарплаты наемных работников определяет 3 критерия:
1. Квалификация.
2. Непривлекательность работы.
3. Мера ответственности. Чем выше ответственность работника, тем выше должна быть выплачиваемая ему зарплата.
График зависимости труда от заработной платы.См. стр. 33
Ставка заработной платы
— это денежная сумма, выплачиваемая работнику за трудовые услуги, оказываемые им в течение определенного времени или необходимого для выполнения определенного объема работ.
Рынок труда характеризуется устойчивыми различиями в уровнях оплаты труда работников различных профессий и отраслей. Эти различия обусловлены следующими факторами:
1. Мера сложности труда. Чем сложнее трудовые обязанности, тем человеческий капитал – знание и навыки, накопленные человеком в результате обучения и предыдущей трудовой деятельности и влияющие на возможность его трудоустройства и уровень получаемой зарплаты.
2. Мера тягости труда. Зарплата должна компенсировать не только усилия по обучению специалистов, но и повышать тягость работы в некоторых отраслях производства.
3. Мера ограниченности талантов.
4. Степень риска. Чем выше риск нужной обществу работы, тем более высокую ставку заработной платы требуют люди, готовые ее выполнить (космонавты, летчики-испытатели).
Роль профсоюзов на рынке труда.
Основные задачи:
1) Улучшение условий труда и обеспечение его безопасности (льготные выплаты, снижение риска).
2) Повышение зар. платы за счет 2-х условий:
— создание условий на рост труда;
— ограничение предложения труда.См. стр. 35
Роль профсоюзов в современной экономике имеет тенденцию к снижению:
1. Изменение характера трудовой деятельности. Создание форм предприятий с долевым участием наемных рабочих.
2. Общий рост благосостояния населения позволяет обеспечить наемных работников более приемлемых условий жизни, чем тогда, когда роль профсоюзов была актуальной.
Зарплата – это приращенная форма рабочей силы, представляемая как цена труда.
(26)
Спрос и предложение на рынке труда
Чем выше оплата, которую работодатели готовы платить за выполнение определенного вида работ, тем больше число людей готовы ее выполнить.
Рынок труда – это рынок производного спроса (П.С.). П.С. – спрос на факторы производства, величина которого зависит от спроса на товары и услуги, для производства которых эти ресурсы используются. Производность спроса на рынке труда определяет зависимость ситуации на нем от конъектуры на товарных рынках, то есть задает рамки, в которых может развиваться рыночный торг. На рынке труда будет требоваться столько работников, сколько может быть использовано выгодно при данном уровне заработной платы.
Чем выше плата, которую работник требует за свой труд, тем меньше число работников работодатель готов нанять.
(27)
Роль профсоюзов на рынке труда.
Основные задачи:
1) Улучшение условий труда и обеспечение его безопасности (льготные выплаты, снижение риска).
2) Повышение зар. платы за счет 2-х условий:
— создание условий на рост труда;
— ограничение предложения труда.См. стр. 35
Роль профсоюзов в современной экономике имеет тенденцию к снижению:
1. Изменение характера трудовой деятельности. Создание форм предприятий с долевым участием наемных рабочих.
2. Общий рост благосостояния населения позволяет обеспечить наемных работников более приемлемых условий жизни, чем тогда, когда роль профсоюзов была актуальной.
(28)
продолжение
--PAGE_BREAK--Рынок капитала.
1. Производственный капитал, его кругооборот и оборот.
2. Денежный капитал. Процент.
Капитал – стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Материальным содержанием капитала является стоимость всех средств производства, стоимость рабочей силы. Основная составляющая – средство производства и эту часть называют инвестиционными ресурсами.См. стр. 36
D’= D+ ∆D– прибавочная стоимость. Это формула кругооборота капитала.
Кругооборот капитала – последовательный переход капитала из одной функциональной формы в другую и возращение к исходной форме, при этом капитал проходит 3 стадии (2 стадии обращения и 1 стадию производства) и принимает 3 функциональных формы: денежную, производительную и товарную.
Производительный капитал имеет терминологию производственные фонды. Кругооборот капитала постоянно повторяющийся процесс – это оборот капитала, он характеризуется скоростью и временем оборота.. стр. 36
Скорость оборота капитала (число оборотов за промежуток времени (1 год).
О – период, точка, принятая за время отсчета (как правило, какой-то год)
о – продолжительность одного оборота капитала.
Время оборота– время, в течение которого капитал полностью переносит свою стоимость на готовый продукт и возвращается к предпринимателю в этом же количестве.
В зависимости от характера оборота капитала весь производительный капитал делится на основной и оборотный капитал.
Основной капитал, который функционирует длительное время, сохраняет свою натуральную форму и стоимость переносится на готовую продукцию частями в течение нескольких кругооборотов. К основному капиталу относим средства труда.
Оборотный капитал, который функционирует непродолжительное время, изменяет свой натуральный вид, сразу в полном объеме. Относятся предметы труда (сырье, материалы).
Скорость оборота капитала в разных отраслях зависит от специфики этой отрасли. Время обращения – время, в течение которого капитал находился в денежной и товарной формах. Включает себя время нахождения на складе готовой продукции, время транспортировки, время реализации, время создания необходимых запасов средств производства.
Для создания и увеличения производительного капитала необходимо вложение денежных средств – инвестиций. Поскольку ценность капитала в настоящее время зависит от того, что он может дать в будущем. Для того, чтобы инвестирование осуществлялось интенсивнее и эффективнее важно движение денежного капитала или ссудный капитал.
Ссудный капитал – денежный капитал, который его собственник за определенное вознаграждение передает во временное пользование функционирующим предпринимателям за определенную плату называемым процент.
Ссудный капитал – это особый товар, а процент – это плата за этот товар. Источник процента — это прибыль, которую получает функционирующий предприниматель и отдает часть этой прибыли банкиру. Нижняя граница процента -0, верхняя – прибыль предпринимателя.
Норма ссудного процента или ставка ссудного процента равна
Nпр =Процент/К денс(с суд)*100%
Норма процента зависит от спроса и предложения на ссудный капитал.
(29)
Рынок капитала.
3. Производственный капитал, его кругооборот и оборот.
4. Денежный капитал. Процент.
Капитал – стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Материальным содержанием капитала является стоимость всех средств производства, стоимость рабочей силы. Основная составляющая – средство производства и эту часть называют инвестиционными ресурсами.. стр. 36
D’= D+ ∆D– прибавочная стоимость. Это формула кругооборота капитала.
Кругооборот капитала – последовательный переход капитала из одной функциональной формы в другую и возращение к исходной форме, при этом капитал проходит 3 стадии (2 стадии обращения и 1 стадию производства) и принимает 3 функциональных формы: денежную, производительную и товарную.
Производительный капитал имеет терминологию производственные фонды. Кругооборот капитала постоянно повторяющийся процесс – это оборот капитала, он характеризуется скоростью и временем оборота.. стр. 36
Скорость оборота капитала (число оборотов за промежуток времени (1 год).
О – период, точка, принятая за время отсчета (как правило, какой-то год)
о – продолжительность одного оборота капитала.
Время оборота– время, в течение которого капитал полностью переносит свою стоимость на готовый продукт и возвращается к предпринимателю в этом же количестве.
В зависимости от характера оборота капитала весь производительный капитал делится на основной и оборотный капитал.
Основной капитал, который функционирует длительное время, сохраняет свою натуральную форму и стоимость переносится на готовую продукцию частями в течение нескольких кругооборотов. К основному капиталу относим средства труда.
Оборотный капитал, который функционирует непродолжительное время, изменяет свой натуральный вид, сразу в полном объеме. Относятся предметы труда (сырье, материалы).
Скорость оборота капитала в разных отраслях зависит от специфики этой отрасли. Время обращения – время, в течение которого капитал находился в денежной и товарной формах. Включает себя время нахождения на складе готовой продукции, время транспортировки, время реализации, время создания необходимых запасов средств производства.
Для создания и увеличения производительного капитала необходимо вложение денежных средств – инвестиций. Поскольку ценность капитала в настоящее время зависит от того, что он может дать в будущем. Для того, чтобы инвестирование осуществлялось интенсивнее и эффективнее важно движение денежного капитала или ссудный капитал.
(30)
Ссудный капитал – денежный капитал, который его собственник за определенное вознаграждение передает во временное пользование функционирующим предпринимателям за определенную плату называемым процент.
Ссудный капитал – это особый товар, а процент – это плата за этот товар. Источник процента — это прибыль, которую получает функционирующий предприниматель и отдает часть этой прибыли банкиру. Нижняя граница процента -0, верхняя – прибыль предпринимателя.
Норма ссудного процента или ставка ссудного процента равна
Nпр =Процент/К денс(с суд)*100%
Норма процента зависит от спроса и предложения на ссудный капитал.
(31)
Рынок земли
1. Специфика земли, как фактора производства.
2. Рента – цена земли.
Понятие «земля» в экономической теории в широком смысле слова – это все ресурсы, связанные с землей. В узком смысле слова земля – это поверхность (почва), то есть земля, используемая для земледелия и строительства.
Земля – важнейший ресурс предприятия.
Особенности земли как фактора производства:
1. Естественная ограниченность.
2. Невоспроизводимый фактор производства. Поэтому график предложения земли будет выглядеть так.
То есть предложение земли абсолютно не эластично.
3. На предложение земли влияет плодородие и место положение участка, поэтому, говоря об ограниченности, мы имеем землю определенного качества, расположенную в определенном месте.
4. Особенность спроса на землю:См. стр. 39
Это значит, что по мере вовлечения земли в хозяйственный оборот при данном уровне техники пользователь земли будет обязательно переходить от лучших по плодородию земель к средним и худшим.
5. В отношении земли существует отделение землевладение и землепользование, землевладение осуществляет собственник земли, землепользование – арендатор. Он платит собственнику арендную плату, в которую в составной части входит земельная рента.
(32)
Рента.
Экономическая рента – плата за ресурс, предложение которого строго ограничено.
Земельная рента – частный случай экономической ренты. Это плата за использование ограниченной земли. Различают абсолютную и дифференцированную ренту. Причиной абсолютной ренты является монополия собственности на землю, как таковой, эта рента представляет собой дань.
Дифференцированная рента – причиной ее возникновения является монополия на землю как объект хозяйствования, условие: это различие земли по плодородию и местоположению. Обычно выделяют лучшие, средние и худшие земли.
Лучшие земли будут давать больший доход в силу естественного плодородия, и весь этот дифференцированный доход будет стремиться изъять собственник земли. СМ. стр. 40
Поскольку земля арендуется, то дифференцированную ренту до определенного момента получает арендатор. При перезаключении арендного договора собственник земли увеличивает арендную плату, изымая полностью или частично дифференцированную ренту у арендатора. Поэтому всегда существует конкуренция между арендатором и собственником.
Цена земли – капитализированная земельная рента, то есть эта такая сумма денег, которая будучи вложенная в банк приносила бы аналогичный процент на вложенный капитал. См. стр. 41
(33)
Государственное регулирование рыночной экономики
1. Ограниченность рынка и необходимость его «корректировки» со стороны государства.
2. Формы и методы гос. регулирования экономики.
1. Чистой конкуренции, свободной конкуренции абсолютного рынка не существует в жизни, это все модели. В любой рыночной экономике функционирует государство. Есть функции рыночной экономики, которые не может осуществить сам рынок по своей сути, а не по прихоти.
Функции:
1) Обеспечение экономики нужным количеством денег.
2) Регулирование внешних побочных эффектов.
3) Удовлетворение потребностей в общественных благах (коллективных товаров).
2. Деятельность любого субъекта (фирма) связана с влиянием другого субъекта и на все общество. Особенно характерный пример – это экология.
3. Все потребляемые блага можно подразделить на 2 группы: -индивидуальные и общественные.
Индивидуальные блага
Общественные блага
1. Выступают для блага индивидуальных лиц.
1. Они делимы: они состоят из крупных единиц, которые невозможно потребить индивидуальным потребителем.
2. На них распространен принцип исключительности: кто может платить, получает индивидуальные блага, кто не может – исключается из числа потребителей индивидуальных благ.
2. Не распространяется принцип исключительности, независимо от доходов потребляют все.
3. Потребление осуществляется в результате купли-продажи.
3. Выпадает сфера обмена из их движения, они потребляются сразу после производства.
Справедливость с точки зрения рынка далеко не всегда в общечеловеческих благах. Перечисленные 3 функции определяют minграницу государства вмешательства в рыночную экономику. Это minи каждый политик будет эти функции выполнять. Кроме этого, 3 функции должно взять на себя государство:
— эффективность, — стабильность, — справедливость.
Эффективность: государство создает такие экономические стимулы. Которые способствуют эффективному функционированию экономики: антимонопольная деятельность, другие способы поддержания конкуренции: поддержка малого бизнеса.
Справедливость: государство берет на себя функции перераспределения доходов, чтобы поддержать престарелых, инвалидов, женщин, студентов.
Стабильность: проведение антиинфляционной политики и политики безработицы. Кроме общественных благ выделяются квазнообщественные блага – это те общественные товары, на которые частично распространяется принцип исключительности (образование и здравоохранение).
2. Существует 3 регулятора:
1) Правовые регуляторы – самый мощный.
2) Административный – его применяют в крайних случаях (целевое финансирование, государственная закупка товаров и услуг).
3) Экономический регулятор – бюджетно-налоговые, денежно-кредитные регуляторы, амортизационная политика, валютная, таможенная.
Кроме регулирующего воздействия гос-во выступает в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, то есть гос. сектор – гос. предприятия, учреждения и муниципальные сектор – это муниципальные предприятия и учреждения.
(34)
Существует 3 регулятора:
1) Правовые регуляторы – самый мощный.
2) Административный – его применяют в крайних случаях (целевое финансирование, государственная закупка товаров и услуг).
3) Экономический регулятор – бюджетно-налоговые, денежно-кредитные регуляторы, амортизационная политика, валютная, таможенная.
Кроме регулирующего воздействия гос-во выступает в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, то есть гос. сектор – гос. предприятия, учреждения и муниципальные сектор – это муниципальные предприятия и учреждения.
(36)
Национальная экономика: цели и результаты.
1. Национальная экономика, ее эффективность.
2. Валовой национальный продукт (ВНП), сущность и способы измерения
3. Система национальных счетов.
Национальная экономика – эта система экономических отношений и экономических законов, действующих в национальном масштабе.
Основой национальной экономики является общественное производство. Цель общественного производства: общественное благосостояние.
Общественное воспроизводство – это общественное производство, понимаемое как постоянно повторяющийся процесс. Это значит, что общественное воспроизводство включает в себя и проблему производства товаров и услуг и проблему их реализации. Следует четко различать 2 понятия: эффективность производства и эффективность общественного производства.
Эффективность производства или результат производства – это определенный объем произведенных товаров и услуг в общественном масштабе за определенный промежуток времени. Сегодня конкретные показатели – это ВНП, валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход. Это абсолютные величины.
Эффективность общественного производства – это эффект или результат по отношению с затратами: на производство товаров и услуг – это относительный показатель.
Затраты основного капитала
— Площадь земли в хозяйственном обороте.
— Численность занятых работников.
Общество всегда стремиться использовать ограниченные ресурсы с наибольшей отдачей. При этом общество стремиться обеспечить полную занятость ресурсов и полный объем производства.
Полная занятость ресурсов – это вовлечение всех ресурсов в производство в полном объеме с наибольшей эффективностью.
Полный объем производства – это такое количество произведенных товаров и услуг, которое обеспечивается полной занятостью ресурсов. Ограниченность ресурсов означает, что производственные ресурсы ограничены, поэтому всегда во все времена стоит перед обществом главная задача: какие товары производить и от каких товаров отказаться.
Допущения:
1. Экономика функционирует в условиях полной занятости и полного объема производства.
2. Количество ресурсов постоянно.
3. Технология производства неизменна.
4. Экономика осуществляет производство 2-х товаров, а не бесчисленное множество (все, что едим – хлеб, и средства производства – экскаватор).
Существуют множество возможностей сочетания производства хлеба и экскаватора. Мы называем это производительные возможности.
Производственные возможности
Производительные возможности
Выпуск продукции (ед)
Вмененные издержки км 100 ед хлеба
Хлеб
Экскаватор
A
300
-
B
100
275
25
C
200
210
65
D
300
120
90
E
400
120
СМ. стр. 46
Линия на графике – называется граница производственных возможностей.
F– неполное использование ресурсов.
Q– использование сверх ресурсов.
Общество на каждом из определенных этапов выбирает ту или иную возможность. Это значит, что оно либо уменьшает потребление и увеличивает накопление средств производства, либо осуществляет обратный процесс.
Важным показателем достижения вмененных издержек – это количество продуктов от производства которых нужно отказаться, чтобы увеличилось количество другого продукта. Вмененные издержки возрастают – это действует как закон возрастания вмененных издержек производства. Сущность этого закона состоит в том, что для увеличения производства какого-то продукта используются все более не приспособленные ресурсы, которые требуют больших затрат.
Мы проанализировали проблему эффективности при определенных допущениях, в частности при статичной экономике.
(40)
Совокупное предложение – реальный объем национального производства, при каждом возможном уровне цен предложение определяет совокупные доходы общества, которые выражаются в собственном национальном доходе. См. стр. 53
Здесь выделяются 3 периода, общественное производство развивается циклично.
Отрезок QQ1– означает расширение объема производства при неизменных ценах. Причем уровень этого производства достаточно низкий. Даже расширение объема производства не приведет к росту цен и, наоборот, в силу низкой платежеспособности. На определенном этапе отрезок Q1Q2– происходит прямопроп., где рост цен и рост объема производства идет вовлечение ресурсов производства. Стремление к полной занятости ресурсов и к полному объему производства.
В точке Q2 достигается естественный уровень безработицы. Экономика работает на полную мощность, рост цен может происходить при малоизменяющемся объеме производства.
На объем предложения влияют и неценовые факторы совокупного предложения: 1. Изменение цен на ресурсы.
2. Изменение цен на импортные ресурсы.
3. Изменение налоговой системы.
(41)
На объем предложения влияют и неценовые факторы совокупного предложения: 1. Изменение цен на ресурсы.
2. Изменение цен на импортные ресурсы.
3. Изменение налоговой системы.
Экономическое равновесие на макроэкономическом уровне зависит от инвестиций, потребления и сбережения.
Англ. Экономист Кейнс сформулировал теорию, основанную на этих 3 предложениях. С течением времени люди с ростом своих доходов склонны увеличивать свое потребление, но не в той же степени, в какой растут доходы.
По мере ростов дохода население все больше откладывает часть средств на сбережения и чем больше эти доходы, тем больше сбережения, то есть с ростом доходов растут и потребление и сбережение, но доля потребления уменьшается, а доля сбережения растет. Главный фактор, который влияет на размер сбережения и потребления – это размер дохода. Он определил показатель – предельная склонность к потреблению = изменение в потреблении / изменение доходов
Предельная склонность к сбережению = изменение величины сбережений / изменение величины доходов. См. стр. 55
Главный фактор на потребление людей является доход. Но рост дохода и рост потребления происходит не в одинаковой степени.
Ссудный процент – основной факто, влияющий на вложение инвестиций, источником инвестиций являются сбережения.
На инвестиции влияет ценовой фактор – это норма ссудного процента.
Неценовые факторы, влияющие на кривую инвестиций сдвигают влево или вправо – это налоги, имеющийся наличный, основной капитал, ожидание фирмы, изменение технологических затрат на приобретение и эксплуатацию основного капитала. И ряд других факторов.
Главная проблема макроэкономического равновесия:
Сбережения в обществе являются источников инвестиций в экономику. Но инвестиции зависят от ставки ссудного процента, а сбережения от размеров дохода, инвестиции осуществляются одним хозяйствующим объектом, а сбережения – другим, в основном домохозяйством. И только при проведении определенной экономической политики макроэкономика может приближаться к равновесию.
(42)
По мере ростов дохода население все больше откладывает часть средств на сбережения и чем больше эти доходы, тем больше сбережения, то есть с ростом доходов растут и потребление и сбережение, но доля потребления уменьшается, а доля сбережения растет. Главный фактор, который влияет на размер сбережения и потребления – это размер дохода. Он определил показатель – предельная склонность к потреблению = изменение в потреблении / изменение доходов
Предельная склонность к сбережению = изменение величины сбережений / изменение величины доходов. См. стр. 55
Главный фактор на потребление людей является доход. Но рост дохода и рост потребления происходит не в одинаковой степени.
Ссудный процент – основной факто, влияющий на вложение инвестиций, источником инвестиций являются сбережения.
На инвестиции влияет ценовой фактор – это норма ссудного процента.
Неценовые факторы, влияющие на кривую инвестиций сдвигают влево или вправо – это налоги, имеющийся наличный, основной капитал, ожидание фирмы, изменение технологических затрат на приобретение и эксплуатацию основного капитала. И ряд других факторов.
Главная проблема макроэкономического равновесия:
Сбережения в обществе являются источников инвестиций в экономику. Но инвестиции зависят от ставки ссудного процента, а сбережения от размеров дохода, инвестиции осуществляются одним хозяйствующим объектом, а сбережения – другим, в основном домохозяйством. И только при проведении определенной экономической политики макроэкономика может приближаться к равновесию.
(43)
По мере ростов дохода население все больше откладывает часть средств на сбережения и чем больше эти доходы, тем больше сбережения, то есть с ростом доходов растут и потребление и сбережение, но доля потребления уменьшается, а доля сбережения растет. Главный фактор, который влияет на размер сбережения и потребления – это размер дохода. Он определил показатель – предельная склонность к потреблению = изменение в потреблении / изменение доходов
Предельная склонность к сбережению = изменение величины сбережений / изменение величины доходов. См. стр. 55
Главный фактор на потребление людей является доход. Но рост дохода и рост потребления происходит не в одинаковой степени.
Ссудный процент – основной факто, влияющий на вложение инвестиций, источником инвестиций являются сбережения.
На инвестиции влияет ценовой фактор – это норма ссудного процента.
Неценовые факторы, влияющие на кривую инвестиций сдвигают влево или вправо – это налоги, имеющийся наличный, основной капитал, ожидание фирмы, изменение технологических затрат на приобретение и эксплуатацию основного капитала. И ряд других факторов.
Главная проблема макроэкономического равновесия:
Сбережения в обществе являются источников инвестиций в экономику. Но инвестиции зависят от ставки ссудного процента, а сбережения от размеров дохода, инвестиции осуществляются одним хозяйствующим объектом, а сбережения – другим, в основном домохозяйством. И только при проведении определенной экономической политики макроэкономика может приближаться к равновесию.
3. Экономические циклы в макроэкономике.
В капиталистических органах происходят экономические кризисы производства, периодичность начиналась от 11 лет до 2-3-х лет в настоящее время.
Самый сильный мировой экономический кризис (начиная с 1825г.) – кризис 1929-1933гг. «Великая депрессия», после этого кризиса 1974-1975гг.
См. стр. 56
Причина: конечной причиной любого кризиса является противоречие между производством и потреблением, поскольку целевые установки потребителя и производителя разные, у производителя максимизация прибыли – это рациональность поведения фирмы, а у потребителя – наиболее maxудовлетворение своих потребностей.
На определенном этапе это противоречие достигает своего пика и выражается в сильном нарушении равновесия между товарной массой и совокупным платежеспособным спросом, то есть уровень потребления сокращается и вот тогда наступает кризис.
Стимулом выхода из кризиса и приведение в соответствие совокупного спроса и совокупного предложения является снижение издержек производства фирмами и массовое обновление основного капитала, таким образом производство приспосабливается к совокупному спросу, восстанавливается равновесие, равновесная цена. Кризис перепроизводства надо рассматривать как внутренний присущий рыночному хозяйству механизм установления пропорций макроэкономики.
Выход из кризиса стимулирует научно-технический процесс. В нач. 20 в. ряд ученых и В.Д, Кондратьев выявили теорию «больших волн» или «теория больших волн», согласно которой развитие хозяйства за длительный промежуток времени происходит также волнообразно, но с большими циклами конъюнктуры (в кажд. примерно 50 лет, изменение, выход из этих больших спадов экономики происходит в результате научно-технической революции).
(44)
продолжение
--PAGE_BREAK--