Реферат по предмету "Педагогика"


Модернизация музыкального образования на материалах музыкальной школы г. Советска Кировской области

Министерствокультуры Российской Федерации
Санкт-ПетербургскийГосударственный Университет Культуры и Искусств
факультетсоциально-культурных технологий
Модернизациямузыкального образования на материалах музыкальной школы г. Советска Кировскойобласти
Работувыполнила
Студентка V курса 30513 группы
КлимоваЕкатерина
Проверила:Комисаренко С.С., доктор культурологии
Санкт-Петербург
2010 год

План
1. Введение. Актуальность проблемы
2. Пути и способы решения проблем
3. Модернизационные процессы напримере ДМШ г. Советска Кировской области
Заключение
Список используемых источников

1. Введение. Актуальностьпроблемы
Детская музыкальная школа– для многих, окончивших ее, это отдельная страничка в их жизни, которуюникогда не сможешь забыть. Несмотря на то, что музыкальная школа – это учебноезаведение, в котором дети получают дополнительное образование, тем не менее,это очень важный социально-педагогический институт, имеющий свою историю развития.
В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общеймировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общегопроцесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в тоже время является специфической формой эстетической деятельности. Музыка посвоей природе полифункциональна и в отношении к человеку является инструментомпознания и самопознания, средством общения и ценностной ориентацией, а такжеисточником наслаждения и орудием духовно-практического изменениядействительности.
Музыкальное воспитание детей — именно то своеобразное явление, котороехарактеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка. Безусловно,сегодня речь не может идти о массовом музыкальном воспитании детей, как это раньшепредполагалось в рамках общеобразовательной школы, в духе идей советскоймузыкальной педагогики и ее главного идеолога Д. Кабалевского. Нельзя также неучитывать и того, что перегрузка детей в общеобразовательной школе сталаактуальной проблемой российской педагогики. В связи с этим необходимоаргументированное обоснование совершенно особой миссии музыкальных школ и школискусств, которые должны иметь возможность удовлетворять новые требования,предъявляемые государством, обществом, родителями.
Существующаяныне система художественного образования сложилась в нашей стране достаточнодавно и базируется на признанных в мире традициях музыкальной культуры. Детскаямузыкальная школа (ДМШ), рожденная советской образовательной системой, имеетмногие присущие именно этой системе особенности ее функционирования не толькоспецифически-профессиональные, но и просветительские. Это многоплановое,многофункциональное учебное заведение. Если исключить идеологический аспект, то задачимузыкальных школ, определяемые с 1980 г. «Положением о детской музыкальнойшколе и школе искусств системы Министерства культуры СССР», остаютсяактуальными и ныне:
«Давать учащимся общее музыкальноеобразование, приобщать детей к искусству, воспитывая их эстетический вкус налучших образцах советского, классического, русского и зарубежного искусства.
Подготавливать наиболее одаренныхдетей для поступления в соответствующие специальные учебные заведения.»[1]
Процесс модернизации непрошел мимо этого социального института. В наши дни музыкальная школапредставляет собой усовершенствованное, модернизированное учебное заведение,имеющее огромный потенциал и возможности внести весомый вклад в воспитание,мировоззрение и образование детей.
Но для музыкальной школыуже несколько лет существует большая проблема – каким образом заинтересоватьдетей музыкой, чтобы они хотели учиться? С каждым годом все меньше и меньшежелающих учиться музыке, не все дети доучиваются в музыкальной школе до конца,только около 40% учащихся. Особенно это касается провинциальных музыкальныхшкол, хотя в больших городах эта проблема также актуальна. Возможно это связанос продолжающейся демографической ситуациейсокращения численности учащихся в учреждениях образования, что приводит кудорожанию обучения в них одного ребенка.
Сегодня мы отмечаем кризис музыкальной школы как социального института,определенная часть причин которого лежит также в области финансов и экономики,но основная причина связана с концептуальными особенностями этого уникальноготипа образования. Безусловно,ребенок, получивший музыкальное образование, другими глазами смотрит на мир,умеет увидеть и оценить прекрасное, поэтому обучение здесь дает человекунеоценимый жизненный опыт.
Разберемся с причинами,почему все меньше детей идут учиться в музыкальную школу.
Многие дети не хотятобучаться в музыкальной школе, так как считают, что музыка – это скучно,неинтересно. Другой причиной, по которой родители не отдают ребенка на обучениев музыкальную школу, может являться финансовый вопрос, так как обучение вшколе, как правило, платное. У многих детей, обучающихся здесь, часто нетзаинтересованности в учебном процессе. Можно выделить несколько причин, почемуэто происходит, например:  родители очень хотели, чтобы он обучался в музыке иотдали его в школу против его воли;  у ребенка нет музыкальных способностей,ничего не получается, пропадает интерес к учебе; неинтересный для ребенка,неправильно выстроенный учебный процесс и т.д.  Много зависит от качествапреподносимой преподавателем информации на занятии.

1. Пути и способы решенияпроблем
Музыкальная педагогика — область и сама по себе достаточно широкая,включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки ивсего того, что входит в программы музыкального обучения и воспитания. Поэтому необходимо сделать учебныйпроцесс настолько интересным, чтобы ребенок посещал музыкальную школу судовольствием, чтобы обучение здесь было для него не в тягость.
В наш современный веккомпьютеризации новые технологии смогут помочь преподавателю сделать учебныйпроцесс в школе интересным и насыщенным. Например, урок сольфеджио из скучногоможно превратить в очень занимательный и увлекательный с помощью электронныхдосок или медиаклавиатур, компьютеров со специальными программами, в которыхможно сочинять и записывать мелодии, подбирать нужные аккорды и гармонии и т.д.Введение в процесс обучения музыкально-компьютерных технологий, безусловно,  преображаетучебный процесс, вовлекает детей в творчество.
Что касается уроковмузыкальной литературы, многие музыкальные школы постепенно отходят отпрослушивания музыки на грампластинках к более усовершенствованным исовременным способам: компакт-диски, слушание музыки на компьютере или с помощьюспециальной звуковой аппаратуры в специально оборудованном помещении.
Введение нового предмета– обучение игре на синтезаторе как на отдельном музыкальном инструменте –показатель протекания процесса модернизации музыкальных школ. Современные детис огромным интересом и желанием идут обучаться этому инструменту, которые чащевсего преподается как дополнительный к основному (фортепиано, баян, скрипка ит.д.)
Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагогамузыкальной школы более фундаментальных знаний в области психологии, анатомии ифизиологии, эстетики. Занятия с учеником — это каждый раз новая творческаязадача. Ее успешное решение немыслимо без развитого педагогического мышления,опирающегося на достижения современной науки. Поиск путей улучшенияэффективности учебного процесса необходимо вести и в направлении преодолениятаких недостатков обучения в музыкальных школах, как отсутствиецеленаправленного художественного воспитания, недостаточное развитиеисполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти, инициативы и творческоговоображения у большинства учащихся. Настало время, когда вопрос о качествеработы педагога, эффективность его музыкально-воспитательной деятельностистановятся первостепенными. В связи с этим особое значение приобретаетулучшение подготовки педагогов ДМШ, которое зависит от переакцентировкиучебного процесса в музыкальном училище на оснащение будущих преподавателейпедагогическими знаниями и навыками. Это так же касается введений новыхтехнологических средств для улучшения и усовершенствования учебного процесса.Безусловно, каждый преподаватель должен быть обучен не только правильномуобращению с ними, но и использованию их на занятии.
Перечисленные выше новыетехнологии помогут преподавателям сделать учебный процесс увлекательным  иинтересным для детей, а также обратить внимание родителей на то, что обучениедетей в музыкальной школе сможет сформировать особое мировоззрение ребенка,сформировать его как личность.
2. Модернизационныепроцессы на примере ДМШ г. Советска Кировской области
Рассмотрим процессмодернизации на примере Детской Музыкальной Школы Искусств имениМ.С.Завалишиной г.Советска Кировской области. Школа была открыта в 1941 году, основныеотделения здесь: инструментальное исполнительство(народное, академическое, эстрадное), вокальное искусство (народное,эстрадное), хореография, эстетическое (художественное искусство). Со дняоткрытия и вплоть до сегодняшнего дня школа прошла свой особый путь развития.Сегодня это учебное заведение в маленьком провинциальном городе представляетсобой особый яркий мир – мир детей. По сравнению с годом основания школы, сейчасздесь открыто гораздо больше отделений. Ребенок может выбрать, например,эстетическое отделение и обучаться сразу нескольким музыкальным инструментам, атакже заниматься в художественной школе и уделить внимание танцам. Правда,знания здесь больше ознакомительные, но это отделение подходит для детей, неимеющих особых музыкальных талантов, не склонных к музыке.
Эстетическое отделение появилось в музыкальной школе относительнонедавно. И тем не менее, за непродолжительный период его существования числозанимающихся в школе детей значительно увеличилось. Недавно введенный в школепредмет – синтезатор – вызывает огромный интерес у детей, в частности, уподростков.
Мы говорили выше о введении в учебный процесс новых технологий –электронных досок, медиаклавиатур, новых компьютерных программ и новойаппаратуры  и помещений для прослушивания классической музыки. К сожалению, урассматриваемой нами школы, как и многих других провинциальных школ, нетдостаточных средств и возможностей для приобретения данной аппаратуры. Насегодняшний день финансовый вопрос для многих школ является одной из главныхпроблем.
Но коллектив школы старается вовлечь детей в творческий процесс и привитьлюбовь к музыке и к творчеству другими способами – каждую пятницу здесьпроходят концерты, в которых учащиеся принимают активное участие;старшеклассники организовывают концерты для детских домов и детских садов ит.д. А покупка новой аппаратуры пока в планах, которые, возможно, когда-нибудьосуществятся.
Таким образом, рассмотрев процесс модернизации на примере Детской ШколыИскусств г.Советска Кировской области, мы можем придти к выводу, что школаразвивается, образовательный процесс разнообразен по методикам и интересендетям за счет втянутости их в творчество, учащиеся увлечены музыкой итворчеством. Несомненно, введение новых технологий и связанных с этим новыхпредметов только усовершенствует качество обучения. Поэтому у школы естьотличный потенциал для дальнейшего развития.

Заключение
И в заключении мне хотелось бы процитировать одно очень запоминающеесявысказывание о музыкальной школе, на которое я случайно наткнулась на одном изфорумов и не могу с этим не согласиться: «…для меня это самоесчастливое время, и вспоминая его, моя душа наполняется теплом! Мне кажетсядети, которые учились в музыкальной школе и дети, которые не учились – разные:музыкальные дети больше чувствуют, воспринимают творчество и искусство… Много концертовбыло у нас, мы сами ездили с концертами. Сейчас вспоминаю это все и думаю какойнасыщенной и интересной была моя жизнь, и как все это помещалась у меня вголове… Конечно, сейчас я и половины не помню того, что знала,и музыкальную карьеру я не продолжила. Но зато я получила бесценные багаж, нозато у меня есть вип-пропуск в другое измерение, которое я понимаю, которым явосхищаюсь и который являлся частью моей жизни».[2]

Список используемых источников
1.http://www.elbrusoid.org/phorum/index.php?action=vthread&forum=17&topic=8808
2. student.km.ru
3. www.studio.starport.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.