Реферат по предмету "Мировая экономика"


Крупномасштабное предпринимательство и его роль в экономике страны

--PAGE_BREAK--1.2 Формы организации бизнеса в Республике Казахстан


Согласно статьи 6 Закона «О частном предпринимательстве» субъекты частного предпринимательства могут быть отнесены к:

-              субъектам малого предпринимательства;

-              субъектам среднего предпринимательства;

-              субъектам крупного предпринимательства.[7]

Законодательство Республики Казахстан предлагает классификацию предприятий по формам собственности. Выделяются несколько организационно-правовых форм предприятий.

Хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит товариществу на праве собственности.

Хозяйственное товарищество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью.

Участниками полного товарищества и полными товарищами в коммандитном товариществе могут быть только граждане.

Учредительными документами хозяйственного товарищества являются учредительный договор и устав.

Учредительным документом хозяйственного товарищества, которое учреждено одним лицом (одним участником), является устав, который подлежит нотариальному удостоверению.

Хозяйственные товарищества не вправе выпускать акции.

Вкладом в уставный капитал хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, включая права на результаты интеллектуальной деятельности, и иное имущество.

Высшим органом хозяйственного товарищества является общее собрание (собрание представителей) его участников.

Участники хозяйственного товарищества имеют право:

1) участвовать в управлении делами хозяйственного товарищества в порядке, определенном учредительными документами;

2) получать информацию о деятельности хозяйственного товарищества и знакомиться с его документацией в установленном учредительными документами порядке;

3) принимать участие в распределении чистого дохода. Условия учредительных документов, предусматривающие устранение одного или нескольких участников от участия в распределении чистого дохода, недействительны;

4) получать в случае ликвидации хозяйственного товарищества часть его имущества, соответствующую их доле в имуществе товарищества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

2. Участники хозяйственного товарищества обязаны:

1) соблюдать требования учредительных документов;

2) вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, предусмотренные учредительными документами;

3) не разглашать сведения, которые хозяйственным товариществом объявлены коммерческой тайной.

Хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества другого вида либо акционерные общества или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в случаях и в порядке, установленных законодательными актами.

При преобразовании полного или коммандитного товарищества в акционерное общество, товарищество с ограниченной или дополнительной ответственностью каждый полный товарищ, ставший участником акционерного общества, товарищества с ограниченной или дополнительной ответственностью, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к акционерному обществу, товариществу с ограниченной или дополнительной ответственностью от полного или коммандитного товарищества. Отчуждение бывшим полным товарищем принадлежащих ему акций (долей) не освобождает его от такой ответственности.

Полным признается товарищество, участники которого при недостаточности имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Гражданин может быть участником только одного полного товарищества.

Высшим органом полного товарищества является общее собрание участников.

Полное товарищество ликвидируется в случае, когда в товариществе остается единственный участник, если он в течение шести месяцев не преобразует товарищество или не примет новых участников.

Коммандитным признается товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в имущество товарищества (вкладчиков) и которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Гражданин может быть полным товарищем только в одном коммандитном товариществе.

Вкладчик коммандитного товарищества имеет право:

1) получать часть чистого дохода товарищества, причитающуюся на его долю в уставном капитале, в порядке, предусмотренном учредительными документами;

2) знакомиться с финансовой отчетностью товарищества, а также требовать обеспечения возможности проверки правильности ее составления;

3) передать свою долю в уставном капитале или ее часть другому вкладчику или третьему лицу в порядке, предусмотренном законодательными актами и учредительными документами товарищества. Передача вкладчиком всей своей доли иному лицу прекращает его участие в товариществе;

4) в порядке, предусмотренном законодательными актами и учредительными документами, выйти из товарищества.

Коммандитное товарищество прекращается при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков. Полные товарищи вправе вместо ликвидации преобразовать коммандитное товарищество в полное товарищество.

Товариществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники товарищества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены настоящим Кодексом и законодательными актами.

Участники товарищества с ограниченной ответственностью, не полностью внесшие вклады, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости невнесенной части вклада каждого из участников.

Число участников товарищества с ограниченной ответственностью не должно превышать ста. В случае, если число участников товарищества с ограниченной ответственностью превысит сто, то оно подлежит разделению, либо выделению, либо преобразованию в иное хозяйственное товарищество, акционерное общество или производственный кооператив в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке по заявлению органа, осуществившего государственную регистрацию товарищества или иного заинтересованного лица, если число участников не уменьшится до ста.

Товарищество с ограниченной ответственностью может быть добровольно реорганизовано или ликвидировано по решению его участников.

Товарищество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в иное хозяйственное товарищество, акционерное общество или производственный кооператив.

Товарищество с дополнительной ответственностью

Товариществом с дополнительной ответственностью признается товарищество, участники которого отвечают по его обязательствам своими вкладами в уставный капитал, а при недостаточности этих сумм — дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным ими вкладам.

При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам товарищества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами.

Акционерным обществом признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности. Акционеры акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Акционерное общество обладает имуществом, обособленным от имущества своих участников, несет ответственность по своим обязательствам в пределах своего имущества и не отвечает по обязательствам своих участников.

Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, является открытым акционерным обществом. Открытое общество вправе размещать выпускаемые им акции закрытым, частным и открытым способами.

Акционерное общество, акции которого распределяются среди его учредителей и иного заранее определенного круга лиц, является закрытым акционерным обществом. Закрытое акционерное общество вправе размещать выпускаемые им только закрытым способом.

Акционер закрытого акционерного общества, желающий продать свои акции, обязан предложить выкупить их другим участникам общества, а в случае их отказа — самому обществу. Особенности процедуры продажи акций закрытого акционерного общества определяются законодательными актами.

Учредительными документами акционерного общества являются учредительный договор и устав, которые подлежат нотариальному удостоверению.

Высшим органом акционерного общества является общее собрание его акционеров.

Дочерняя организация и зависимое акционерное общество

Дочерней организацией является юридическое лицо, преобладающую часть уставного капитала (выпущенного уставного капитала) которого сформировало другое юридическое лицо (далее — основная организация), либо если в соответствии с заключенным между ними договором (либо иным образом) основная организация имеет возможность определять решения, принимаемые данной организацией. Дочерняя организация не отвечает по долгам своей основной организации.

Акционерное общество признается зависимым, если другое (участвующее, преобладающее) юридическое лицо имеет более двадцати процентов его голосующих акций.

Преобладающее (участвующее) юридическое лицо обязано незамедлительно публиковать сведения о приобретении им соответствующей части акций зависимого акционерного общества в порядке, предусмотренном законодательными актами.

Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных взносов.

Членов кооператива должно быть не менее двух.

Высшим органом производственного кооператива является общее собрание его членов.

Производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов.

Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество.

Производственный кооператив вправе осуществлять любой вид предпринимательской деятельности, не запрещенный законодательными актами для частного предпринимательства.

Деятельность, на которую распространяется государственное лицензирование, осуществляется производственным кооперативом при наличии лицензии. Предмет и цели деятельности производственного кооператива определяются уставом. При осуществлении деятельности, регулируемой специальным законодательством, производственные кооперативы руководствуются также Законом от 5 октября 1995 года N 2486 «О производственном кооперативе».[9]

В случае противоречия норм законодательных актов, специально регулирующих отдельные виды предпринимательской деятельности, нормам Закона «О производственном кооперативе» применяются нормы законодательных актов.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов.

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса членов кооператива.

В соответствии со статьей 108 Гражданского кодекса Республики Казахстан потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов. Пунктом 7 вышеуказанной статьи Гражданского кодекса Республики Казахстан предусмотрено «сельские потребительские кооперативы могут создаваться для удовлетворения материальных и иных потребностей не только своих членов, но и других граждан, проживающих в сельской местности. Особенности сельской потребительской кооперации определяются в соответствии с настоящей статьей специальным законодательством». Эта норма является базовой для усовершенствования и детализации вопросов организации, управления и функционирования потребительских кооперативов. В этих целях 21 июля 1999 года был принят Закон Республики Казахстан «О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан»

Согласно статьи 7 Закона «О частном предпринимательстве» индивидуальное предпринимательство осуществляется в виде личного или совместного предпринимательства.[7]

Личное предпринимательство осуществляется одним физическим лицом самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом.

При осуществлении личного предпринимательства физическим лицом, состоящим в браке, без упоминания другого супруга в качестве предпринимателя согласия этого супруга на осуществление предпринимательской деятельности не требуется.

В случаях, когда для осуществления личного предпринимательства физическое лицо использует общее имущество супругов, необходимо согласие другого супруга на такое использование, если иное не предусмотрено законами или брачным договором либо иным соглашением между супругами.

Совместное предпринимательство осуществляется группой физических лиц (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и (или) распоряжение имуществом.

При совместном предпринимательстве все сделки, связанные с частным предпринимательством, совершаются, а права и обязанности приобретаются и осуществляются от имени всех участников совместного предпринимательства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Экономическое развитие Республики Казахстана и роль предпринимательства в промышленности


По оценке Министерства экономики и бюджетного планирования за январь-июнь 2008 года производство валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с январем-июнем 2007 года увеличилось на 5,1 %.

По сравнению с первым полугодием прошлого года прирост ВВП сократился на 5,3 процентных пункта, что связано с замедлением темпов роста в отдельных отраслях экономики. В январе-июне текущего года рост объемов промышленного производства составил 3,8% против 6,8% в аналогичном периоде прошлого года, в строительстве – 10,7% (30,6%), связи — 23,4% (31,5%), перевозках всеми видами транспорта — 3,2% (4,9%), розничной торговле – 2,1% (11,1%).


 

Рисунок 2 — Индексы физического объема основных макроэкономических показателей в январе-июне 2008 года в % к соответствующему периоду предыдущего года
Удельный вес промышленности в приросте ВВП составил 22,8 %, строительства – 18,5 %, торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 5,3 %, транспорта и связи – 6,9 % [6].

За январь-июнь 2008 г. рост экономики обеспечен за счет благоприятной ценовой конъюнктуры на энергетические ресурсы и металлы на мировом рынке и инвестиционной активности предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Казахстана.

 За шесть месяцев текущего года внешнеторговый оборот страны увеличился на 42,5 %, в том числе за счет роста экспорта — на 60,7%.

Объем инвестиций в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом 2007 года возрос на 12,4 % и составил 1,5 трлн.тенге.

В результате роста цен на мировых рынках, снижения покупательной способности населения, а также сокращения кредитов экономике значительно сократился импорт товаров. За шесть месяцев текущего года импорт товаров возрос на 15,5% (48,8% в аналогичном периоде прошлого года).

Позитивную роль в росте экономики и поддержании инвестиционной активности в стране сыграли государственные инвестиции. Доля государственного бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал возросла с 10,6% в январе-июне 2007 года до 17,2% в январе-июне текущего года.

В январе-июле 2008 г. произведено промышленной продукции в действующих ценах на 6294,2 млрд. тенге, что к уровню января-июля 2007г. составило 103,3%. Рост объемов производства наблюдался во всех регионах республики, за исключением Карагандинской (95,1%), Акмолинской (96,8%) и Кызылординской (98,5%) областей, а также городов Астана (84,6%) и Алматы (89,8%).

Индексы физического объема промышленного производства по видам деятельности и некоторым видам продукции приведены в приложении 1.

Промышленное предпринимательство решает следующие главные задачи:

-       создает материальный продукт, который в состоянии удовлетворить базовые потребности людей (предметы потребления) и служит капиталом для всех сфер предпринимательства (средства производства);

-       реализует основные научно-технические идеи, закладывая фундамент экономического прогресса общества в целом.



Глава 2. Анализ крупномасштабного предпринимательства в РК на современном этапе 2.1 Анализ деловой активности крупного бизнеса на примере промышленных предприятий Казахстана


Результаты квартального опроса более 836 крупных и средних предприятий промышленности в III квартале 2008г. свидетельствуют, что в данном секторе экономики сохранялась относительно благоприятная экономическая конъюнктура. В частности, большинство (более 81%) респондентов оценивали экономическую ситуацию в промышленных предприятиях как «хорошую» и «удовлетворительную».

В III квартале 2008г. оценки изменения спроса и выпуска основного вида продукции большинства руководителей обследованных предприятий по сравнению с аналогичным периодом 2007г. ухудшились. Так, в III квартале 2008г. баланс оценок изменения спроса составил (+7)% против (+10)% за аналогичный период 2007г., баланс оценок изменения выпуска — соответственно (+5)% против (+10)%.

Средний уровень загрузки производственных мощностей в III квартале 2008г. увеличился по сравнению с III кварталом 2007г. на 9 процентных пунктов и составил 69% [7].

Прогнозные оценки руководителей обследованных промышленных предприятий в III квартале 2008г. относительно спросовой ситуации и производственных перспектив на следующий квартал менее оптимистичны, чем в III квартале 2007г.

Индекс предпринимательской уверенности в III квартале 2008г. в целом по обследованным предприятиям по сравнению со II кварталом 2008г. уменьшился на 1 процентный пункт и составил (+7)%, что на 3 процентных пункта ниже значения, полученного в III квартале 2007г.




Рисунок 2 — Динамика индекса предпринимательской уверенности предприятий промышленности в целом балансы, %[7]
В III квартале 2008г. по сравнению с III кварталом 2007г. уменьшение индекса предпринимательской уверенности отмечено во всех отраслях промышленности: на предприятиях горнодобывающей промышленности он снизился по сравнению с соответствующим кварталом 2007г. на 8, обрабатывающей – на 3 и на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды — на 1 процентный пункт.

В III квартале 2008г. по сравнению с III кварталом 2007г., отмечалась снижение спроса на продукцию обследованных предприятий. Баланс оценок изменения спроса на продукцию обследованных предприятий в III квартале 2008г. не изменился по сравнению с предыдущим кварталом и составил (+7)%, однако по сравнению с III кварталом 2007г. он уменьшился на 4 процентных пункта [7].

По сравнению с предыдущим кварталом снижение спроса отметили большинство руководителей опрошенных предприятий горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, в то же время на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды зафиксировано повышение спроса, что обусловлено фактором сезонности.

Что касается уровня спроса, то у более половины респондентов (62%) опрошенных предприятий он сохранился без изменения по сравнению с предыдущим кварталом (во II квартале 2008г. – у 54%)

Наибольшее число предприятий с нормальным уровнем спроса отмечено в горнодобывающей промышленности и по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.

Баланс оценок изменения выпуска продукции в целом по обследованным предприятиям в III квартале т.г. составил (+5)%, что ниже баланса оценок изменения выпуска продукции на 2 и на 5 процентных пунктов, полученного соответственно во II т.г. и в III квартале 2007г.

При этом увеличение выпуска продукции по сравнению со II кварталом т.г. отметили большинство руководителей опрошенных предприятий горнодобывающей промышленности и по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.


Рисунок 3 — Динамика оценок изменения спроса и выпуска основного вида продукции в натуральном выражении, балансы, %[7]
В III квартале 2008г. зафиксировано снижение уровня запасов готовой продукции. Так, баланс изменения оценок показателя по сравнению с III кварталом 2007г. и II кварталом 2008г. уменьшился соответственно на 1 и 5 процентных пунктов и составил — (-2)%.

В III квартале т.г. по сравнению со II кварталом т.г. и с III кварталом 2007г. отмечено снижение инвестиций в основной капитал и в оборудование на обследованных предприятиях, как в промышленности в целом, так и во всех отраслях в отдельности.

Более половины (67%) респондентов отметили недостаток источников финансирования для инвестиции в основной капитал и в оборудование, более 19% — высокий процент коммерческого кредита, 7% — высокую стоимость инвестиционного проекта. В то же время более трети (36%) сообщили, что факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность на их предприятиях нет.

В III квартале 2008г. у большинства (69%) предприятий численность занятых практически оставалась неизменной. Баланс изменения оценок численности занятых в III квартале 2008г. составил (+1)% против (+6)% в III квартале 2007г. Уменьшение численности занятых по сравнению с аналогичным периодом 2007г. отмечено во всех отраслях промышленности.

В III квартале 2008г., по оценкам предпринимателей, отмечалась относитекльная стабилизация цен на реализуемую продукцию. Баланс оценок изменения показателя составил (+35)% против (+39)% во II квартале 2008г. (для сравнения: в III квартале 2007г. этот баланс составлял (+30)%)

При этом повышение цен отмечали большинство руководителей опрошенных предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.

Снижение цен на сырье и материалы по сравнению с предыдущим кварталом отметили большинство руководителей опрошенных предприятий. Баланс оценок изменения показателя составил (+54)% против (+60)% во II квартале 2008г. В то же время незначительное повышение цен на сырье и материалы по сравнению с предыдущим кварталом наблюдалось на предприятиях обрабатывающей промышленности и по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.

Произошли изменения в инфляционных ожиданиях предпринимателей на ближайший период по сравнению со II кварталом т.г. Так рост цен на реализуемую продукцию в ближайшей перспективе в текущем квартале прогнозируют 31% респондентов, в то время как в предыдущем квартале — более трети респондентов (36%). Чаще, чем в целом по совокупности опрошенных предприятий, рост цен на реализуемую продукцию ожидают руководители предприятий обрабатывающей промышленности

У большинства (71%) опрошенных предприятий положение с обеспеченностью собственными финансовыми ресурсами в III квартале 2008г. существенно не изменилось. Баланс оценок обеспеченности собственными финансовыми ресурсами составил в III квартале 2008г. (-1)% (в предыдущем квартале – 0%), что на 6 процентных пунктов ниже, чем в III квартале 2007г.

Положительное значение баланса оценок изменения данного показателя в III квартале 2008г. сложилось на обследованных предприятиях горнодобывающей промышленности.

Чуть более 22% опрошенных предприятий являются кредиторами или заемщиками в различных банках страны, у 65% которых обеспеченность кредитами и займами не изменилась по сравнению с предыдущим кварталом, у 19% — увеличилась и у 16% кредиты и займы уменьшились.

Как показали результаты обследования, в III квартале т.г. по сравнению со II кварталом т.г. наблюдается увеличение как дебиторской задолженности, так и задолженности по обязательствам. Баланс изменения этих показателей увеличился соответственно на 2 процентных пункта [8].

Более 79% обследованных предприятий ответили на вопрос об изменении получаемой прибыли. Как видно из их ответов, в III квартале т.г. только у 12% из них увеличилась прибыль по сравнению с предыдущим кварталом, у 66% — осталась без изменения и у 22% она снизилась.

В IIIквартале 2008г. доминирующее положение среди факторов, ограничивающих деятельность опрошенных промышленных предприятий, продолжает занимать фактор «недостаток собственных денежных средств» (44%).

Деятельность 40% предприятий ограничивала «рыночная конкуренция со стороны отечественных и зарубежных предприятий», 24%- неплатежеспособность потребителей, 22% — недостаток рынков сбыта, 19% — изношенность оборудования.

На деятельность 21% опрошенных предприятий, по оценкам их руководителей, не оказывают воздействия никакие ограничивающие факторы.

В ближайшие 2-3 месяца по оценкам предпринимателей, в деятельности опрошенных предприятий промышленности ожидается:

-  увеличение спроса и объемов выпуска продукции;

-  незначительное улучшение ситуации с обеспеченностью финансовыми ресурсами;

-  незначительный рост численности занятых в промышленности.

Наиболее вероятно ухудшение конъюнктуры, по мнению респондентов, на предприятиях обрабатывающей промышленности.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Осуществление инновационной деятельности на предприятиях крупного бизнеса Казахстана


Результаты обследования в I полугодии 2007г. свидетельствуют о том, что лишь 34% из 833 обследованных предприятий крупного бизнеса осуществляли инновационную деятельность.

Среди отраслей промышленности высокая доля инновационно-активных предприятий наблюдалась в горнодобывающей промышленности – 44% предприятий из 98 опрошенных. В обрабатывающей промышленности эта доля составила – соответственно 40% из 573 и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 6% из 162 опрошенных предприятий [8].

Более высокая инновационная активность характерна для крупных промышленных компаний с численностью занятых свыше 2500 человек, где более 35% предприятий осуществляют нововведения. Предприятия этой группы лучше обеспечены собственными финансовыми ресурсами, обладают более высоким научно-техническим потенциалом, зачастую имеют собственную исследовательскую базу и более квалифицированный персонал.

Для инновационно-активных предприятий характерен более высокий спрос на выпускаемую продукцию не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. Так, в I полугодии т.г. более 40% обследованных промышленных предприятий вышли на внешний рынок, среди инновационно-активных промышленных предприятий – более 49%.

Анализ оценки респондентами перспектив развития инновационной деятельности своих предприятий во II полугодии 2007 г. свидетельствует о значительной заинтересованности в улучшении и совершенствованию их технического и технологического оснащения.

Направление инновационного цикла характеризует не только научно-технический потенциал самих предприятий, их исследовательскую базу и квалифицированность персонала, но и обеспеченность финансовыми ресурсами. Так, фундаментальные исследования и научно-техническая подготовка требуют огромных затрат на фундаментальную науку и значительное время на подготовку научных кадров, что и определило в I полугодии т.г. современную фазу инновационного цикла соответственно у 18% и 17% опрошенных предприятий. Большинство обследованных предприятий (65%) определили современную фазу своей инновационной деятельности как «освоение новой продукции (технологии)».

В процессе перехода к рыночной экономике в большинстве опрошенных предприятиях было пересмотрено и переориентировано производство основных видов продукции. Для чего они были вынуждены разрабатывать и внедрять новые или значительно усовершенствованные виды продукции и технологий. Как показали результаты обследования, основной целью внедрения инноваций в I полугодии 2007 г. явились:

-  повышение конкурентоспособности готовой продукции (об этом сообщили 71% инновационно-активных предприятий);

-  увеличение спроса, рост оборота и сбыта продукции (48%);

-  увеличение прибыли (29%);

-  социальная ответственность по отношению к коллективу и обществу (28%).

-  рост престижа предприятия (24%);

-  обеспечение выживания на конкурентном рынке (10%);

Высокая конкуренция на рынке отечественных товаропроизводителей также вынуждает предприятия внедрять инновации. Так, по мнению респондентов, мотивацией проведения инноваций для 78% промышленных предприятий в I полугодии 2007 г. являлось производство качественной и конкурентоспособной продукции, для 45% — увеличение экономической эффективности производства и для 16% – создание импортозамещающего и экспортоориентированного производства.

Уровень технологического развития отрасли в немалой степени оценивается по объему расходов, выделяемых на научные исследования и разработки. Среди опрошенных предприятий менее четверти предприятий (23%) в I полугодии т.г. выделили финансовые средства на инновации до 5% от общего объема реализованной продукции, более половины (53%) – от 5% до 25% и 24% — свыше 25%.

При этом наибольший объем расходов, по данным обследования, отмечается на предприятиях горнодобывающей промышленности (9% от общего объема реализованной продукции), химической и металлургической отрасли (5% и 7% соответственно).

Более половины опрошенных инновационно-активных предприятий

(64%) сообщили, что основным источником финансирования инновационной деятельности являются их собственные финансовые средства, 34% использовали средства республиканского и местного бюджета, 23% — средства инновационных фондов, 7% — государственные натурные гранты и 16% — иные источники.





Рисунок 4 — Направление инновационной деятельности в Iполугодии 2007 года в процентах к общему числу инновационно-активных предприятий
Для 44% инновационно-активных предприятий основным направлением инновационной деятельности в I полугодии 2007 г. явилось расширение существующих видов продукции (услуг), тогда как для 43% и 30% — это соответственно совершенствование существующей технологии и создание нового вида продукции (услуг).
Таблица 1 — Обновление продукции в процентах к общему числу инновационно-активных предприятий



В I полугодии т.г., по мнению руководителей опрошенных предприятий, основными видами инновационной деятельности были следующие:

-  внедрение нововведений (об этом сообщили 56% инновационно-активных предприятий);

-  проектно-конструкторская работа (24%);

-  участие в республиканских целевых и региональных научно-технических программах (24%);

-  научно-технические услуги (11%);

-  приобретение «ноу-хау», технологий и других видов промышленной собственности (10%);

-  научно-исследовательская работа (6%);

-  другие виды инноваций (9%).

Основным результатом инновационной деятельности опрошенных промышленных предприятий в I полугодии т.г. предприниматели считают:

-  повышение качества выпускаемой продукции (48% инновационно-активных предприятий);

-  рост объема продаж (59%, в том числе на внутреннем рынке – 41% и на внешнем рынке – 18%)

-  увеличение прибыли (33%);

-  увеличение рентабельности (25%);

-  снижение себестоимости продукции (28%);

-  улучшение условий труда работников (22%);

-  повышение конкурентоспособности продукции (30%);

-  рост производительности труда (18%);

-  в том числе за счет использования импортного оборудования, материалов (26%);

-  рост реальной заработной платы научно-технических работников (18%);

-  рост числа постоянных заказчиков на инновационную продукцию (9%).

Среди факторов, ограничивающих инновационную деятельность, по мнению руководителей опрошенных промышленных предприятий, доминирующим является: недостаток собственных финансовых средств (67% инновационно-активных предприятий); высокие налоговые ставки (34%).

Для более 12% инновационно-активных предприятий ограничением служат недостаток кредитов и займов, отсутствие государственной поддержки и большой коммерческий риск.

Большинство руководителей инновационно-активных предприятий (86%) оценили состояние инновационной деятельности как «удовлетворительное», 10% – как «хорошее» и 14% — как «плохое». При этом на 83% инновационно-активных предприятиях состояние осталось на уровне II полугодия 2006г., на 16% — оно улучшилось и на 1% — ухудшилось.

Во II полугодии 2007г. ожидается уменьшение числа инновационно-активных предприятий промышленности по сравнению с I полугодием 2007г. При этом во II полугодии 2007г. по сравнению с I полугодием 2007г. возрастет число инновационно-активных предприятий лишь в горнодобывающей отрасли с 24% до 30%[8].

Однако, большинство инновационно-активных предприятий (78%) считают, что состояние инновационной деятельности останется на уровне I полугодия т.г. и 22% ожидают во II полугодии 2007г. улучшения состояния.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Территориальные особенности промышленного производства в Казахстане


В январе-октябре 2008г. прирост промышленного производства составил 2,9% по сравнению с аналогичным периодом 2007г. Рост объемов производства наблюдался во всех регионах республики, кроме Акмолинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской областей, гг. Астаны и Алматы.

В октябре относительно сентября т.г. производство сократилось в трех регионах, а по сравнению с октябрем прошлого года – в одиннадцати регионах республики.

В Акмолинской области в отчетном периоде индекс физического объема составил 90,6%. В октябре к октябрю прошлого года производство снизилось на 17,1%. В связи с ремонтом оборудования уменьшился выпуск необработанного золота. Также сократился выпуск грузовых автомобилей.

Из-за снижения производства хромовых концентратов в октябре т.г. относительно октября прошлого года уменьшился выпуск продукции в Актюбинской области (99,8%).

В январе-октябре 2008г. к аналогичному периоду прошлого года сократились объемы производства в Алматинской области (90,6%). Из-за уменьшения спроса снизилось производство табачных изделий, пива, бетона, гипсокартона.

В Восточно-Казахстанской области январе-октябре 2008г. к аналогичному периоду прошлого года производство снизилось на 1,1% к уровню октября 2007г. Меньше выпустили свинца, золота и серебра аффинированных, магния, титана, цемента, легковых автомобилей [9].

В январе-октябре и октябре 2007 г. к уровню прошлого года уменьшился выпуск продукции в Западно-Казахстанской области (97,8 и 82,9% соответственно). Из-за проведения планово-профилактических работ сократилась добыча газового конденсата. Доля конденсата в областной структуре производства составляет около 90%.

В Карагандинской области в отчетном периоде индекс физического объема составил 98,7%. По сравнению с предыдущим месяцем и соответствующим месяцем 2007г. производство меньше на 9,4 и 4,5%. В основном уменьшился выпуск угольного концентрата и плоского проката.

К предыдущему месяцу и аналогичному месяцу прошлого года наблюдался спад производства в Костанайской области (97,2 и 93,1%). В связи со снижением спроса уменьшился выпуск железорудных концентратов и агломерированной железной руды. Их доля занимает четверть промышленного производства области [9].

В связи с истощением запасов нефти и увеличением обводненности месторождений с начала т.г. сокращается добыча нефти в Кызылординской области (98,6%). К уровню октября 2007г. индекс физического объема составил 99%. На долю добываемой в области нефти приходится более 95%.

В Южно-Казахстанской области в отчетном месяце к предыдущему месяцу и месяцу прошлого года производство снизилось на 25,1 и 7%. Из-за проведения капитального ремонта меньше произвели бензина, газойлей, мазута, пропана.

В январе-октябре и октябре т.г. по сравнению с прошлым годом снизились объемы производства в г. Астане (83,2 и 85,4%). Уменьшился выпуск муки, хлеба. Также сократился выпуск строительных материалов: бетона, сборных элементов конструкций, плит, плиток, кирпичей из бетона, силикатных кирпичей.

С января по октябрь т.г. снизился выпуск продукции в г. Алматы (90,6%). В октябре к соответствующему месяцу прошлого года индекс физического объема составил 86,5%. Уменьшилось производство виноградного вина, пива, бетона, стиральных машин.

Среди видов экономической деятельности увеличение промышленного производства в январе-октябре 2008г. к тому же уровню 2007г. (102,9%) обусловлено ростом производства в горнодобывающей промышленности (105,2%) и производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (108,5%).

В горнодобывающей промышленности возросла добыча сырой нефти и попутного газа (104,8%), руд цветных металлов (106,3%), угля, лигнита (109%) и природного газа (116%).

В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды увеличились объемы производства и распределения электроэнергии (108,8%) и газообразного топлива (102,7%), снабжения паром и горячей водой (106,2%), сбора, очистки и распределения воды (111,7%).

В обрабатывающей промышленности в отчетном периоде индекс физического объема составил 99,2% в основном из-за уменьшения объемов производства строительных материалов (75,3%), транспортных средств и оборудования (77,7%), черной металлургии (93,8%)[10].

Доля промышленного производства обрабатывающей промышленности и производства пищевых продуктов, включая напитки, регионов Республики Казахстан наглядно отображена в приложении 2.


2.4 Особенности развития конкуренции в промышленных отраслях РК Газовая промышленность
Природный газ используется в 8 областях Казахстана, а в остальные поставляется сжиженный газ, который население и коммерческие предприятия применяют главным образом для бытовых собственных нужд.

Объемы производства сжиженного газа значительны, однако потребность населения в сжиженном газе не удовлетворяется, и объемы поставок производителей на внутренний рынок не покрывают существующие потребности. Это связано с ростом объемов экспорта из-за высоких мировых цен на сжиженный газ.

На сегодняшний день включены в Реестр в пределах разных географических границ 48 субъектов рынка, в том числе в республиканском разделе Реестра состоят следующие субъекты по поставке сжиженного газа:

-ТОО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз»;

-ТОО «Казахский газоперерабатывающий завод»;

— ТОО «Тенгизшевройл» (далее — ТШО);

Рынок оптовой реализации сжиженного газа является высоконцентрированным с неразвитой конкуренцией.

По итогам анализа рынка оптовой реализации сжиженного баллонного газа Алматинской области в Реестр включено ТОО «Алматинское управление газового хозяйства». На рынке розничной реализации баллонного газа в области осуществляет деятельность около 50 розничных реализаторов и 7 ГНС, из них крупные 4. Основными реализаторами сжиженного газа являются собственники ГНС. По итогам анализа ТОО «Талгар Газ», ТОО «Капшагай Газ», ТОО «Жамбыл Газ», ТОО «Аймак Газ», ТОО «Еврогаз Алматы» включены в Реестр по группе лиц. На рынке Атырауской области действуют 3 поставщика, обладающие ресурсами сжиженного газа, которыми являются ТОО «Тенгизшевройл», ТОО «Альтаис», ТОО «Алмаз Интернэшнл Трейдинг Компани». Кроме того, на рынке области работали 4 субъекта, приобретающие СУВГ в целях последующей реализации. Это — ТОО «КМГ Жайык»,ТОО «АтырауТрансГаз»,ТОО «Атырауоблгаз», ТОО «Стандарт газ». По результатам проведенного анализа, совокупная доля доминирования ТОО «КМГ Жайык» ( 16,7%), ТОО «АтырауТрансГаз» (25,6) и ТОО «Стандартгаз» (57,11) превышает предельную величину доминирующего положения (50 и более %) на данном рынке. Также, доля доминирования ТОО «АтырауТрансГаз» (99,8%) превышает предельную величину доминирующего положения (50 и более %) на данном рынке. Также установлено, что единственным предприятием по реализации сжиженного газа на территории Индерского района является ТОО «Индергаз». Которое признано доминантом на локальном рынке Индерского района со 100% долей доминирования.Анализ рынка услуг по газоснабжению сжиженным газом в Костанайской области показал, что данный вид услуг оказывают 5 субъектов рынка: ТОО «База сжиженного газа»; ТОО «Титан»; ТОО «Промбаза-7»; ТОО «Фирма Техавтострой»; ИП «Мурзакаева С.Б.», из них ТОО «База сжиженного газа ТРЕЙД», ТОО «База сжиженного газа», ТОО «Фирма «Техавтострой» и ТОО «ALAUGAZ» включены в Реестр по группе лиц. Анализ рынка Мангыстауской области показал, что количество субъектов рынка, осуществляющих розничную реализацию газа в настоящее время 43. Тогда как, оптовую реализацию сжиженного газа по области осуществляет только ТОО «КМГ-Жайык», рынок монополизирован. Наличие договорных отношений между ТОО «Каз ГПЗ», АО «РД «КазМунайГаз» и АО «Торговый Дом «КазМунайГаз» исключает возможность приобретения сжиженного газа иными субъектами рынка непосредственно у производителя, а также устанавливаются лимиты отпуска газа предпринимателям, что является барьером для развития конкуренции. Анализ рынка по г. Алматы показал, что на рынке розничной реализации сжиженного баллонного газа присутствует совокупная доля доминирования ТОО «LPG-Алматы» — 53,2% и ТОО «Компания Алматы-Газ» 29,6%. Анализ рынка оптовой поставки емкостного сжиженного газа по г. Астана выявил единственного доминанта ТОО «Центральное газоснабжение г.Астаны» — 100%[9].

Барьером входа на рынок является большая капиталоемкость, поскольку необходимо закупить большое количество газовых баллонов. Также барьером является отсутствие квалифицированного персонала и возможности покупки газа у первоисточника.

Динамика производства СУВГ на нефтегазаперерабатывающих заводах РК за 2006,2007 годы показывает, что рост составил в 2007 году по сравнению с 2006 годом, объема производства по выработке сжиженного газа на 12,4 %, экспорт на 17,6 %, объем потребления внутреннего рынка 2,85 % (таблица 2).
Таблица 2 — Динамика показателей рынка сжиженного газа РК, тыс. тонн[9]



Динамика производства сжиженного углеводородного газа (СУВГ) на нефтегазаперерабатывающих заводах РК показывает, что наибольший удельный вес в общем объеме выработки сжиженного газа составляет по ТОО «ТШО»- 860,0 тыс. тонн или 67,8 %, ТОО «ПНХЗ»- 216,6 тыс.тонн или 17 %, ТОО «ПКОП»- 128,1 тыс.тонн или 10,1 %, УМН ПФ УМГ-109,45 тыс.тонн или 8,6 %, остальные объемы производства от 15,5 тыс.тонн до 54,82 тыс.тонн.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Угольная промышленность
Рынок добычи, оптовой и розничной реализации угля характеризуется как умеренно концентрированный, что свидетельствует о наличии развитой конкуренции на данном рынке.

В настоящее время поставкой угля в Акмолинскую область занимается большое количество предпринимателей, поставки осуществляются из месторождений Павлодарской, Карагандинской областей и Сарыадырского карьера Акмолинской области. Основными поставщиками угля являются ТОО «Отынэнерготранс», ТОО «Отынэнерготранс», ТОО «Компания «СеСта», ТОО «Агрофирма TNK», ТОО «Таис ЛТД плюс», ИП «Омаров», ТОО «ТЭК Есиль», ТОО «Он-Олжа», ИП «Акопян», ТОО «GSTRADE», ТОО «Луцк» и другие, при этом установлено доминирующее положение ИП Омаров по оптовой и розничной реализации Майкубенского угля, ИП Акопян по оптовой и розничной реализации Экибастузского угля марки КНС, угля марки Д-0,300, ТОО «Аршалы-тепло» по оптовой и розничной реализации Карагандинского угля, ТОО «Абаев-С» по оптовой и розничной реализации Шубаркольского угля и ИП Курт. В Алматинской области также установлено достаточное количество субъектов на рынке, установлено доминирующее положение ТОО «Эльнара» и ТОО «АРС». В Актюбинской области на рынке добычи и оптовой реализации угля осуществляет свою деятельность один субъект — ТОО «Кызыл Каин Мамыт», на рынке услуг «Розничной реализации угля для населения» доминируют ТОО «ТЭК Батыс» с долей 40,7 %, и ТОО «Кандула» -36,2 %. В Атырауской области выявлен единственный субъект рынка, занимающийся деятельностью по оптовой и розничной реализации угля на территории Атырауской области, которым является ТОО «ТЭК Батыс», зарегистрированный на территории Актюбинской области. Численность поставщиков Жамбылской области составляет 10 субъектов, наибольшую долю 22,8% занимает ТОО «Шахбос». В ходе проведенного анализа рынка услуг реализации угля в Западно-Казахстанской области установлено, что на анализируемом рынке действуют множество посреднических предприятий, такие как ТОО «Риза Комир» (г. Павлодар) и ТОО «Адонис» (г. Караганда), последние закупают уголь у ТОО «Каратас-С» (г. Караганда) и ТОО «Кеменгер LTD» г. (Караганда), для реализации его местным предприятиям ТОО «Уральскотын» и ТОО «Дильта», которые в свою очередь приобретают уголь в целях реализации. Напрямую, то есть без «карагандинских или павлодарских» посредников, местным предприятиям не дают закупать уголь с угольных разрезов, при этом, во избежание ответственности за антиконкурентные соглашения, лишь устно «мотивируют» свой отказ. В ходе анализа Костанайской области установлено, что рынок оптовой и розничной реализации угля относится к низкоконцентрированному типу рынка с досточно развитой конкуренции.

В Кызылординскую область уголь завозится с Карагандинского и Экибастузского месторождения, производителем которого является АО «ШубаркольКомир» (г. Караганда), ТОО «Богатырь Аксес Комир», ТОО «АЕSМайкобен» (г. Экибастуз). Розничной поставкой угля занимаются 54 субъекта, из них 2 субъекта зарегистрированы за пределами области: ТОО «ТЭК Батыс» (г. Актюбинск), ТОО «Дельта» (г. Алматы). Характерной особенностью данного рынка в Южно-Казахстанской области является фактор сезонности. Уголь применяется в работе ТЭЦ и котельных для обогрева зданий (помещений) бюджетных организаций, государственных учреждений, предприятий и организаций, а также домов частного сектора и используется в период отопительного сезона. Несмотря на то, что в области имеется возможность использовать для отопления мазут и природный газ, в то же время, учитывая, что не все города и районы области газифицированы, а также технологические особенности отопительных систем, уголь необходимо рассматривать как отдельную товарную группу. Так, деятельность на рынке оптовой реализации угля на территории области осуществляли 12 субъектов рынка, из них только один субъект ТОО «VIP-М» зарегистрировано на территории Южно-Казахстанской области. Субъектов занимающих доминирующее положение на анализируемом рынке не установлено. Розничную реализацию угля осуществляли 25 субъектов рынка. Субъектов занимающих доминирующее положение на анализируемом рынке также не установлено. В результате анализа рынка оптовой реализации угля по г. Алматы установлено совокупная доля доминирования ТОО «КАzCОаL-M» доля 31,5%, ИП «Пахомова» доля 21,02%, ТОО «Комир ЛТД» доля 23,2% [9].

К барьерам входа на рынок поставки угля относятся экономические, т.е. необходимость первоначального капиталовложения для приобретения оборудования, сырья и постоянное наличие оборотных средств, неэффективная кредитная политика государства, отсутствие финансовых средств, угольных разрезов для добычи угля, специальной техники, и технологические – наличие железнодорожных путей (тупиков) для отгрузки угля.

Технологическими и административными барьерами входа на рынок являются отсутствие прямого выхода субъектов рынка к угледобывающим предприятиям, наличие собственного железнодорожного подвижного состава.

Также барьером входа является сложенный рынок, а именно давние партнерские отношения между поставщиками, поскольку многие субъекты работают на указанном сегменте рынка более 2 лет. Действия субъектов, действующих на рынке реализации угля в целом по Республике носят характер скрытого сговора между субъектами – посредниками, что привело к ограничению или устранению конкуренции, получению необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности. При этом доказать факт сговора хозяйствующих субъектов практически невозможно.

По итогам проводимой работы установлено, что реализаторы не имеют доступа к угольным месторождениям, при этом оптовая поставка осуществляется через ряд посредников, а при наличии непосредственного доступа, стоимость угля значительно снизилась бы против действующей закупочной.

Основные проблемы развития угольной промышленности в республике заключаются, в том числе в тарифной политике в области перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в Республике Казахстан. Он имеет большое экономическое, оборонное, социальное и политическое значение.

Исходя из географических и ландшафтных особенностей Республики, железнодорожный транспорт является основным при перевозке угля. Использование речного транспорта затруднено в связи с тем, что климатические условия регламентируют сезонный характер перевозок. Перевозки больших объемов грузов на дальние расстояния автомобильным транспортом являются экономически неэффективным. Использование железнодорожного транспорта является преимущественным при перевозке угля.

Тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом формируются из четырех составляющих: тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети, локомотивной тяги, грузовой и коммерческой работы и пользование вагонами и контейнерами.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Пищевая промышленность
На территории республики функционируют 8 заводов по переработке сахарной свеклы:

— АО «Алматы Канты»;

— АО «Алматинский сахар»;

— АО «Коксу-Шекер»;

— ТОО «Алакульский сахарный завод»;

— АО «Альянс ЛТД» (бывший АО «Аксу-Шекер»);

— АО «Кант»;

— ТОО «Меркенский сахарный завод»;

— АО «Шекер-Сервис» на стадии формирования;

— АО «Ойтал».

По информации ОЮЛ «Ассоциация кондитеров Казахстана» стоимость импортного сахара (вместе с расходами по доставке) составляет в среднем 480 долларов США, против 660-670 долларов США за 1 тонну отечественного сахара.

Это связано с тем, что для производства сахара отечественными производителями сахар сырец импортируется, например в 2007 году из отечественного сырья выработана лишь 7,9% от общего объема производства, а 92,1% выработана из сахара сырца, импортируемого из других стран.

В результате введения ограничений на импорт сахара, потребители Казахстана в ценовом соотношении лишены права выбора более дешевого продукта. Отечественный сахар по цене не конкурентоспособен с импортным сахаром.

По данным Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан в основном ввозятся в Республику Казахстан сахар-сырец тростниковый из стран: Аргентины, Бразилии, Кубы, Германии, Сальвадор, Никарагуа, Гватемала

Общий объем производства сахара за 2007 год составил – 390,1 тыс. тонн сахара, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года меньше на 20%.

Объем импорта составил – 148,2 тыс. тонн сахара. При этом, объем импорта в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 84,3%, а в стоимостном на 68%, что свидетельствует о ввозе более дешевого сахара.

Экспорт в 2007 году составил 33,8 тыс. тонн, который по сравнению с тем же периодом предыдущего года сократился на 60,3% в натуральном выражении.

Потребность населения в сахаре, исходя из минимальной нормы потребления одним человеком, составила за год около 274,1 тыс. тонн (минимальная месячная норма потребления населением республики составляет 22,84 тыс. тонн сахара). Потребность крупных промышленных предприятий в сахаре составляет – 100 тыс. тонн в год, без учета мелких кондитерских и иных предприятий – производителей, применяющих сахар. Также, следует учесть сезонное увеличение спроса на сахар, следствием которого является значительный рост цен. Объем произведенного республиканскими заводами сахара достаточен только для удовлетворения минимального уровня потребности населения.


Рисунок 5 — Баланс производства и потребления сахара
Посевные площади сахарной свеклы Республики Казахстан с 2003 по 2007 годы снизились на 38,2% (с 22,2 тыс.га до 13,7 тыс.га).

Валовой сбор сахарной свеклы с 2003 по 2007 годы также снизился на 26,9% (с 423,7 тыс. тонн до 309,4 тыс.тонн).

Производство сахара с 2006 года по 2007 год снизилось на 20,4% (с 490 247 тн до 390 143 тн) (рисунок 5).

В 2007 году доли импорта в общем объеме рынка (504 750 тн) составила – 29,3%.

Общий объем поставки сахара в 1 квартале 2008 года с учетом импорта и экспорта составил – 102 150 тонн.

Доля отечественного производства в общем объеме поставки составила – 73%, а доля импорта – 27 % [9].

В марте 2008 года, несмотря на введение ограничений на белый сахар, объем импорта увеличился по сравнению с февралем т.г. (таблицa 3).
Таблица 3 — Объемы производства, экспорта и импорта сахара, тыс. тонн



Вместе с тем, следует отметить, что белый сахар импортируется только производителями кондитерских изделий АО «Конфеты Караганды», АО «Баян Сулу», ТОО «Актюбинская кондитерская фабрика», АО «РАХАТ» для производства кондитерских изделий.



Глава 3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства 3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства


До настоящего времени государственная поддержка малого предпринимательства в Казахстане акцентировалась на предоставлении налоговых преференций и льготного финансирования за счет государственного бюджета и велась не всегда на системных началах.[11]

Сегодня назрела ситуация, когда малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике.

Предполагается решение следующих задач:

-       создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;

-       дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;

-       сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;

-       передача непрофильных государству функций в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;

-       создание и обеспечение жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода;

-       участие предпринимательства в инновационной экономике.

В целях развития финансового лизинга предполагается расширение объемов финансирования проектов предусматривающих обновление и модернизацию основных фондов малых предприятий.

Кроме того, в целях построения конструктивного диалога между государственными органами и общественными объединениями предпринимателей (работодателей) в марте 2005 года на Конгрессе предпринимателей было принято решение об образовании Общественного Юридического Лица «Общенациональный союз предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен».

Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева от 23 апреля 2005 года № 1560 создан Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан. В состав Совета вошли представители государственных органов, неправительственных организаций и предприниматели республики, возглавляет Совет Президент республики[12].

Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 годы (далее — Программа) разработана в целях реализации Стратегии развития Республики Казахстан на период до 2030 года, Закона Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства», Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, поручений Президента Республики Казахстан, данных в Послании народу Казахстана от 18 февраля 2005 года и на Конгрессе предпринимателей Казахстана 25 марта 2005 года. [13]

Целью Программы является выработка эффективной политики в области государственной поддержки и развития малого бизнеса, создание развитой и доступной инфраструктуры, раскрепощения предпринимательской инициативы населения, улучшение условий для развития предпринимательства, в целях:

— создания условий для активного роста количества субъектов малого бизнеса, особенно в форме юридического лиц,

— изменения структуры деятельности субъектов малого бизнеса в сторону значительного увеличения доли субъектов малого бизнеса в приоритетных (производственных) отраслях экономики, вовлечения в инновационную деятельность,

— активного вовлечения населения страны в предпринимательскую деятельность, раскрепощения их инициативы и созданию новых рабочих мест,

— увеличение доли субъектов малого бизнеса в ВВП страны до 30%. [13]

Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям

1. Систематизация и совершенствование нормативной правовой базы по вопросам предпринимательства.

2. Совершенствование системы налогообложения субъектов малого бизнеса.

3. Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства.

4. Развитие инфраструктуры малого предпринимательства.

5. Обучение, информационное, научно-методическое обеспечение и пропаганда малого предпринимательства.

6. Создание оптимальной системы контроля и проверок субъектов малого бизнеса.

Произошедшие изменения в предпринимательской среде, формировавшейся в течение последних десяти лет, ставят на первый план необходимость совершенствования нормативной правовой базы и основ ее государственного регулирования.

В этих целях будет проведена ревизия действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства, на предмет устранения имеющихся противоречий и приведения их в соответствие с требованиями современного состояния развития экономики.

    продолжение
--PAGE_BREAK--3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки предпринимательства


Обеспечение финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого бизнеса будет основано на развитии специализированных институтов и внедрении пошаговой (уровневой) схемы финансово-кредитного обеспечения целевых групп субъектов малого предпринимательства с установлением приемлемых для них условий и процедур кредитования.

Фундаментом указанной схемы должна выступить система микрокредитования предпринимательских инициатив наименее обеспеченных граждан и начинающих предпринимателей, в том числе на селе, осуществляемого как на коммерческой, так и на грантовой основе с упрощением технических процедур оформления кредита.

Для этого необходимо сформировать сеть микрокредитных организаций с филиалами во всех регионах, для выдачи малых кредитов на небольшой срок по ставкам ниже рыночных без требования бизнес-плана и материального залога. К осуществлению данного проекта можно привлечь средства местных бюджетов, выделяемых на поддержку малого бизнеса, а также средства АО «Фонд поддержки и развития предпринимательства»[13].

В целях сокращения административных барьеров и улучшения бизнес климата, постановлением Правительства от 18 марта 2008 года № 259 создана Комиссия по устранению административных барьеров и улучшению бизнес – климата для малого и среднего бизнеса (далее – Комиссия) во главе с Премьер-Министром РК. Основными направлениями работы Комиссии является усовершенствование:

— разрешительной системы, включая лицензирование;

— порядка проведения проверок;

— системы регистрации прав на недвижимое имущество;

— процедур сертификации товаров, работ и услуг.

В состав Комиссии включены представители НЭПК «Союз «Атамекен», Форума предпринимателей, Ассоциации предпринимателей Карагандинской области.

На проведенных в текущем году 6 заседаниях Комиссии рассматривались первоочередные меры по устранению административных барьеров и улучшению бизнес климата для малого и среднего бизнеса; упрощение таможенных процедур; оплата за присоединение дополнительных мощностей и создание благоприятных условий для развития розничного рынка электрической энергии для субъектов малого и среднего бизнеса (далее – МСБ) и ряд других.

По результатам рассмотрения на заседаниях Комиссии приняты 13 постановлений Правительства и ряд внутриведомственных актов.

Все принятые меры положительно отразились на бизнес-климате в республике, что подтверждается изменением места Казахстана в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business». Используемые индикаторы необходимо рассматривать как ежегодную оценку проведенных реформ по улучшению бизнес-среды. В связи с изменением методики проведения рейтинга в прошлом году Казахстан занимал 80-е место (при прежнем методе – 71). В настоящее время республика переместилась на 70 место, то есть имеет место улучшение положения на 10 позиций в 2009 году по сравнению с 2008 годом.

Кроме того, во исполнение пункта 4 протокола совещания по вопросу реализации антикризисных мер у заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан от 19 сентября 2008 года № 17-5/005-1321 касательно подготовки совместно с заинтересованными госорганами очередного пакета документов по устранению административных барьеров и улучшению бизнес климата для малого и среднего бизнеса, сообщаем следующее.

Министерством финансов Республики Казахстан разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам таможенного дела» (далее – законопроект).

Принятие законопроекта позволит оптимизировать формы государственного контроля в пунктах пропуска, исключить необоснованные задержки транспортных средств, ускорить прохождение процедур осуществляемых государственными органами.

В настоящее время законопроект внесен в Парламент Республики Казахстан постановлением Правительства РК от 29 сентября 2008 года № 896.

Министерством индустрии и торговли Республики Казахстан разработан проект Концепции реформирования системы проверок субъектов частного предпринимательства. Проект Концепции направлен на оптимизацию деятельности контролирующих органов в целях сокращения и упорядочения проверок.

30 сентября 2008 года данный проект Концепции был вынесен на обсуждение и одобрен (протокол от 30.09.08. № 17-68/007-694) на заседании Комиссии по устранению административных барьеров и улучшению бизнес климата для МСБ.

В настоящее время в соответствии с названным протокольным поручением Концепция дорабатывается в Министерстве, после чего будет вынесена на заседание Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности.

Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан разработана Концепция совершенствования разрешительной системы (далее – Концепция).

Целью данной Концепции является совершенствование разрешительной системы, предусматривающей снижение административной нагрузки на бизнес и упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации с учетом лучшего зарубежного опыта, системных мер и предложений, направленных на упорядочение разрешительных процедур, улучшение бизнес климата.

В рамках Концепции будут разработаны предложения по оптимизации перечня регулируемых видов деятельности.

Концепция в настоящее время дорабатывается и будет внесена на следующее заседание Комиссии по устранению административных барьеров и улучшению бизнес климата для МСБ.

Министерством юстиции Республики Казахстан разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам снижения административных ограничений в Республике Казахстан».

Целью законопроекта является устранение административных барьеров для субъектов частного предпринимательства через сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, замены сертификации отдельных видов продукции на декларирование, упрощение порядка государственной регистрации, сокращение сроков проведения проверок и количества запрашиваемых документов.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в 30 законодательных актов.

В настоящее время данный законопроект находится на рассмотрении в государственных органах.

АО «Фонд развития предпринимательства «Даму».

Решением Правления АО «Қазына» от 24.10.07 г. № 57 АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» (далее — Фонд) прекратил осуществление прямой финансовой поддержки (проектное финансирование, финансовый лизинг, гарантирование) субъектам малого предпринимательства.

В настоящее время Фонд является оператором по управлению государственных средств по Программе обусловленного размещения средств в банках второго уровня (далее – БВУ) для последующего кредитования представителей малого и среднего бизнеса (далее – МСБ).




Таблица 4 — Структура средств, выделенных БВУ, для реализации Программы



Для реализации Программы семи БВУ, определенным соответствующим решением Государственной комиссии по модернизации экономики при Президенте Республики Казахстан, было выделено 48,8 млрд. тенге.

За положенный срок полностью освоили выделенные им средства АО Банк ЦентрКредит, АО Каспийский Банк, АО Евразийский Банк и АО ЦеснаБанк. АО Казкоммерцбанк освоило 11 467,5 млн. тенге (94%), АО Банк ТуранАлем – 9 965,9 млн. тенге (81,7%). АО Альянс Банк освоило лишь 38,6% выделенных средств, что составляет 2 353,3 млн. тенге. В соответствии с требованиями кредитного соглашения у БВУ неосвоивших полностью своевременно выделенные им средства остаток неосвоенных сумм были отозваны и перераспределены среди остальных четырех БВУ освоивших своевременно полную сумму выделенных средств.

По состоянию на 01.08.2008 г. совокупный размер средств, освоенных БВУ, с учетом перераспределения составил 49 млрд. тенге. На данную сумму было профинансировано 1 964 проекта, при этом средняя сумма кредита составляет 24,96 млн. тенге, средневзвешенная ставка – 17,7%, а эффективная ставка 20,2%.

В региональном разрезе в рамках Программы наибольшие суммы были освоены в г. Алматы – 10 534 млн. тенге (311 проектов), Карагандинской области – 6 936 млн. тенге (301 проектов) и Восточно-Казахстанской области – 4 475 млн. тенге (264 проектов). Наименьшие суммы освоения наблюдаются в Алматинской – 1 180 млн. тенге (54 проекта), Жамбылской – 1 133 млн. тенге (93 проектов) и Атырауской – 1 203 млн. тенге (72 проектов) областях.

Во исполнение поручений Главы государства по реализации антикризисных мер Правительство расширило существующие программы развития малого и среднего бизнеса и сделало их более активными.

По протокольным поручениям 27 и 28 июня текущего года на заседаниях Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики и Правительства одобрено кредитование малого и среднего бизнеса по трем схемам:

— это 100 млрд. тенге второго транша Стабилизационной программыфинансирования проектов малого и среднего бизнеса. Из которых 50 млрд. тенге выделяет АО «Казына» через Фонд «Даму» и 50 млрд. тенге выделяют банки второго уровня. Годовая ставка для конечных заемщиков по данной программе не более 12,5%.

— 56 млрд. тенге программа софинансирования малого и среднего бизнеса в регионах с участием Фонда «Даму» и местных исполнительных органов по 28 млрд. тенге. Для конечных заемщиков ставка вознаграждения по данной программе не более 14%.

Указом Президента Республики Казахстан от 13 января 2007 года № 274 создана социально-предпринимательская корпорация (СПК) «Сарыарқа». В этой связи, постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 января 2007 года № 23 утвержден состав Совета директоров акционерного общества «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Сарыарка». [14]

Как указывается в Программе Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, деятельность СПК будет осуществляться в целях привлечения инвестиций, реализации новых производств и внедрения технологий в регионах, формирования соответствующей благоприятной экономической среды, а также разработки и реализации программ, направленных на достижение социальных целей.

Создание СПК будет способствовать повышению конкурентоспособности регионов путем внедрения механизмов кластерного развития, самоорганизации и мобилизации внутренних ресурсов.

Объединение устойчивых бизнес-структур с участием государства позволит создать крупные региональные центры, концентрирующие в себе экономическую активность региона и способные выступить катализаторами формирования конкурентоспособных производств.

Последующие СПК в других регионах планируется создать по результатам пилотного проекта СПК «Сарыарка».

Основной ролью государства на данном этапе экономического развития должно стать создание инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.



    продолжение
--PAGE_BREAK--Заключение


Переход к рыночной экономике — длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опыт показывает, что все глобальные социально-экономические реформы, связанные с коренной ломкой ранее действующей хозяйственной системы, неизбежно сопровождаются значительным снижением уровня производства и, соответственно, потребления. Эта закономерность требует разработки действенной и эффективной экономической политики на основе выбора оптимального варианта стратегии и тактики осуществления экономической реформы.

С приобретением полного политического и экономического суверенитета перед Казахстаном стоит сложная задача разработки самостоятельного пути экономического развития с учетом мирового опыта и специфики республики.

Многочисленность предпринимателей заметно активизирует в национальном хозяйстве соперничество и конкуренцию, выступает известным гарантом сдерживания монополистических тенденций, инфляционных процессов, роста безработицы. Хозяйственная маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность, — все эти черты присущи современному предпринимательству.

Исходя из проведенного анализа следует отметить, что в последние годы в Республике Казахстан предпринимательство получило динамичное развитие.

В настоящее время предпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. Особого внимания требует развитие внутреннего рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства.

Среди новых предпринимательских структур резко увеличилось количество акционерных обществ, созданных в процессе реорганизации государственных и муниципальных предприятий, инвестиционных фондов и компаний.

Развитие малого предпринимательства способствует стабилизации хозяйственных связей, формированию внутренней конкурентной среды.

Новые предприниматели Республики Казахстан испытывают огромную потребность в успехе и хотят доказать всем свои способности. Это возможно лишь в результате победы в конкурентной борьбе.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что отличительная черта в развитии предпринимательства в Республики Казахстан то, что оно рассматривается как долговременный, один из ключевых факторов развития экономики.

Динамика развития малого предпринимательства в Казахстане свидетельствует об оживлении процессов образования новых малых предприятий и увеличении численности работающих на них, что ведёт к уменьшению безработицы и укреплению экономики страны.

Дальнейшее развитие малого бизнеса, использование инновационного потенциала малого предпринимательства, его стимулирование, развитие таких форм взаимодействия, как подрядное кооперирование, совместное производство, выполнение госзаказов, лизинг, франчайзинг и венчурное финансирование, должны обеспечить устойчивое функционирование либеральной экономической системы Республики Казахстан, главной опорой которой будет выступать сильный предпринимательский класс.



Список использованных источников


1.     «Основы предпринимательской деятельности» под редакцией Осипова Ю.М., Москва, 1992

2.     Мамыров Н.К. «Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 2001

3.     Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс т.1 М.: Экономика», 2000

4.     Кантарбаева А.К. «Предпринимательство. Институционально-эволюционный подход». «Раритет», Алматы,2000г.

5.     Кубаев Е., Кырбасов Е., Бордоусов О. Состояние и направления развития малого бизнеса и предпринимательства в Казахстане. Журнал «Экономика и статистика.» №4, 2000 г.

6.     Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за 1 полугодие 2008 года и задачи на второе полугодие 2008 года. Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан г. Астана август, 2008 год

7.     Деловая активность предприятий Казахстана. По результатам конъюнктурных обследований Статистический бюллетень III/2008 Астана, 2008

8.     Шокаманов Ю. Инновационная деятельность в промышленности www.mit.kz

9.     Годовой отчет о состоянии конкуренции в 2007 году на отдельных товарных рынках и мерах, принимаемых по ограничению монополистической деятельности Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан

10.Итоги работы промышленности Республики Казахстан в январе-октябре 2008 года. Агентство Республики Казахстан по статистике /www.stat.kz

11.Аналитический доклад о развитии малого бизнеса (в разрезе областей). Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан, февраль 2007 г. www.mit.kz

12.Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы (второй этап) www.mit.kz

13.Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 годы

14.Сборник «Предприниматель и право», Издательский дом «БИКО», Алматы, 2000.

15.Послание Президента Казахстана Н.А. Назарбаева народу Казахстана – Стратегия «Казахстан-2030) www.mit.kz

16.Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005 — 2007 годы www.mit.kz

17.Аналитическое обозрение Агентства Республики Казахстан по статистике www.stat.kz

18.“Социально-экономическое развитие РК” Информационно-аналитический журнал 2005



    продолжение
--PAGE_BREAK--Приложение 1


Индексы физического объема промышленного производства по видам деятельности и некоторым видам продукции



--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.