Реферат по предмету "Педагогика"


Работа с педагогическими кадрами

Реферат
«Работа спедагогическими кадрами в школе»

Конфликтв педагогическом коллективе
 
Кчислу факторов, препятствующих формированию положительного психологического климата,относятся конфликты, или «климатические возмущения», в педагогическомколлективе. Социально-психологический конфликт большинством специалистоврассматривается как резкое обострение противоречий, возникающих в сференепосредственного общения людей. Конфликты, возникающие в педагогическихколлективах, по своей природе являются конфликтами межличностными, так какотражают ситуации взаимодействия людей, при которых они или преследуютнесовместимые цели деятельности, или по-разному понимают способы и средства ихдостижения.
Конфликтымогут быть следствием различных причин. Причины межличностных конфликтов впедагогическом коллективе в основном связаны с нарушением взаимосвязей,установленных в процессе совместной педагогической деятельности. Это могут бытьсвязи делового характера, возникающие между учителями, руководителями по поводусамой педагогической деятельности.
Уровеньэтих взаимосвязей определяется целями и задачами деятельности, уровнемпрофессиональной подготовки и компетенции, интересами, склонностями педагогов.Взаимосвязи «ролевого» характера возникают при необходимости соблюдения правил,норм, соответствующих профессиональной этике. Взаимосвязи личного характераустанавливаются между педагогами в процессе совместной деятельности иопределяются их индивидуальными особенностями.
 
Основныегруппы конфликтов в педагогическом коллективе
Взависимости от названных взаимосвязей выделяются три основные группы конфликтовв педагогическом коллективе.
Перваягруппа – профессиональные конфликты, возникают как реакция на препятствия кдостижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаютсяделовые связи. Такие конфликты являются следствием некомпетентности учителя,непонимания целей деятельности, безынициативности в работе и др.
Втораягруппа – конфликты ожиданий, возникают в тех случаях, когда поведение педагогане соответствует нормам взаимоотношений, принятым в педагогическом коллективе,когда поведение и деятельность не соответствуют их ожиданиям по отношению другк другу. Это бестактность по отношению к коллегам и ученикам, нарушение нормпрофессиональной этики, невыполнение требований коллектива и др. Такиеконфликты возникают при нарушении взаимосвязей ролевого характера.
Третьягруппа – конфликты личностной несовместимости, возникают в результателичностных особенностей участников педагогического процесса, особенностейхарактера и темперамента. Проявление несдержанности, завышенная самооценка исамомнение, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость лежат в основеконфликтов данной группы.Логика разрешения конфликтов в педагогическом коллективе
Логикаразрешения конфликтов складывается из такой последовательности действий:предупреждение конфликта; управление конфликтом, если он уже возник; принятиеоптимальных решений в конфликтной ситуации; разрешение конфликта. На этапепредупреждения конфликта важно выяснить, почему данный человек поступает именнотаким образом. Руководителю педагогического коллектива нельзя оставатьсябезразличным к намечающемуся конфликту, поэтому он может вывести участниковконфликта на открытый контакт, на совместный анализ и обсуждение сложившейсяситуации. На этапе управления конфликтом руководитель проводит индивидуальныебеседы, обеспечивает психологическую подготовку каждого участника конфликта кпредстоящей встрече, общению.
Есликонфликт не удается остановить на начальном этапе, разрабатывается тактика истратегия его разрешения. Это осуществляют директор школы или его заместители,при необходимости принимается коллективное решение. Оно может быть связано стем, что конфликтующим членам коллектива создаются такие условия, чтобы онинекоторое время не контактировали между собой или эти контакты были ограничены.Конфликты профессиональные, ролевого ожидания устраняются путем изменения условийтруда, организации учебно-воспитательного процесса, внесения коррективов врежим работы школы и др. Сложнее устраняются конфликты личностнойнесовместимости. В таких случаях руководители избирают такие пути разрешенияконфликтов, при которых конфликтующие стороны вынуждены признать фактсуществования другой точки зрения, другого подхода, проявления индивидуальныхособенностей.
 
Методическаяработа в школе
ВРоссийской педагогической энциклопедии (1993 г.) М.М. Поташник даеттакое определение: «Методическая работа в образовательных учрежденияхРоссийской Федерации есть часть непрерывного образования преподавателей,воспитателей. Цели ее – освоение наиболее рациональных методов и приемовобучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методическойподготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы.Она осуществляется в течение учебного года и ограничено соединяется с повседневнойпрактикой педагогов».
Методическаяработа – это основной вид образовательной деятельности, представляющей собойсовокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями ивоспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательнойработы, творческого применения их на уроке и во внеклассной работе, поиска новых,наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения иобеспечения образовательного процесса.
Методическаяработа в школе – это целостная система, основанная на достижениях передовогопедагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса.
Прямойцелью методической работы является рост уровня педагогического мастерстваотдельного учителя и всего педагогического коллектива, оказание действеннойпомощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения ивоспитания, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышениитеоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей ируководства школы.
 
Различныформы методической работы
– Коллективные формы:семинары, практикумы, практические конференции, школы передового опыта,методические объединения, творческие группы, открытые уроки, предметныемесячники, творческие отчеты учителей, внеклассные мероприятия по предмету,экскурсии, встречис педагогами-новаторами, педсоветы.
– Индивидуальные:самообразование, стажировка, разработка творческой темы, взаимопосещениеуроков, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации, посещениеуроков администрацией с последующим анализом, рекомендации по их (недостатков)устранению, анализ планов уроков.
Постепенновошедшие в практику педагогики организационные формы методической работы восновном сформировались к 60-м годам и были систематизированы В.Т. Рогожкиным.Центром методической работы В.Т. Рогожкин считает педагогический совет.Указывая на три основных формы методической работы – педсовет,методобъединения, самообразование. За следующих более чем тридцать летдобивалось лишь 3–4 формы: проведение ролевых и деловых игр, решениепедагогических задач; можно считать вновь возродившейся формой проведениеконкурсов «Учитель года», «Школа года».
Значит,можно утверждать, что организационные формы методической работы консервативны:единожды сформировались, они вошли в число форм повышения квалификации,предоставляя право выбирать более приемлемые для данной школы в определенныепериоды.
Болееподвижно содержание методической работы. Оно обновляется постоянно всоответствии с практическими потребностями школы.
В70-е годы в связи с переходом школ на новые учебные планы пришлось во всех формахметодической проводить опережающее изучение учителями планов и программ, новыхучебников и методических пособий.
В80-е годы уделялось внимание изучению вопросов воспитания школьников,возрастной психологии, поэтому в содержание методической работы включалисьтакие вопросы, как изучение сложных тем и разделов, решение задач повышеннойтрудности. Какправило, эта работа проходила в школьных методических объединениях. В настоящее времяструктура внутришкольной методической работы значительно обогатилась и можетбыть выражена следующей схемой:
 
Структураметодической работы
 
Методическиеобъединения
Внутришкольныеметодические объединения наиболее известная форма помощи учителям.Внутришкольной методической работой руководит заместитель директора по учебно-воспитательнойработе, а руководителями методических объединений назначаются лучшие учителя,мастера педагогического дела, пользующиеся у коллег заслуженным авторитетом.
Количествометодообъединений зависит от численности педагогического коллектива, от даннойконкретной школы. Обычно создаются следующие методообъединения: учителейначальных классов, учителей-предметников, классных руководителей средних истарших классов и другие, при этом учитывается количество учителей по каждомупредмету.
Количествочленов ШМО от 6 педагогов.
Сучетом деятельности за истекший период и конкретных задач, стоящих передпедколлективом, составляется годичный план работы каждого методобъединения.Обычно планируются вопросы конкретные: составление и обсуждение текстов контрольныхи проверочных работ, изучение личности учащихся и организация индивидуальнойработы с ними и другие.
Распределениеработы методообъединений обычно планируется по месяцам. Например: в сентябре – информацияучителей о методических новинках, внесение корректив в план методической работына год, обсуждение содержания самообразования членов данного объединения. Вноябре – взаимопосещение уроков и их анализ. В декабре – заслушиваютсясообщения о самообразовании, знакомятся с новинками научно-методической литературы.В феврале – обмен опытом учителей по различным вопросам воспитания и обучения.В апреле – подготовка контрольных работ для учащихся. В мае – готовятся итогина методический совет, где заслушиваются сообщения руководителей школьныхметодообъединений о выполнении намеченных планов и т.п., а также составляютсяпланы на следующий учебный год.
Втечение года учителя участвуют в занятиях районных методических объединений,готовят учащихся для участия в различных олимпиадах, НОУ, участвуют сами вразличных мероприятиях разного уровней. Конечно, возможно и другое содержание,иная периодичность работы методических объединений.
Внутришкольные методические объединения оказывают действенную помощь учителям всовершенствовании методики работы по новым программам и учебникам. План школьногометодического объединения включает:
– Анализработы за учебный год
– Основныезадачи и направления
– Взаимосвязьс другими формами методического объединения
– Повышенияквалификации
Работаметодических объединений включает
– Проведение заседанийметодических объединений.
–Выполнениенормативных документов.
–Знакомство спередовым опытом и внедрение его в деятельность учителей ШМО.
–Подготовка ипроведение предметных недель.
–Подготовка ипроведение семинаров и конференций.
–Проведение иподготовка учащихся к интеллектуальным играм, олимпиадам, НОУ.
–Посещениеучебных, факультативных, групповых и индивидуальных занятий по предметам МО.
–Углубленноеизучение методики преподаваемого предмета.
–Информация оновых книгах, статьях.
 
Школапередового опыта
Еслив школе работает учитель, чей опыт заслуживает глубокого и постоянного изучениявсем педагогическим коллективом, то составляется план регулярного изучения егодеятельности с посещением уроков и теоретическими сообщениями. Такая формаознакомления с практикой лучших учителей получила название «школа передовогоопыта». После того, как опыт изучен, как учитель изложил все «секреты своегомастерства», школа прекращает свою деятельность. Но опыт творчески работающего учителяне должен быть забыт, его нужно изучить, обобщить, порекомендовать учителю,чтобы он обобщил сам.
 
Научно-практическиеконференции и педагогические чтения
Опытмногих лет показывает, что деятельность школьных методических объединенийпомогает выявить, обобщить, систематизировать и распространить опыт лучшихучителей.
Нередкоматериалы, подготовленные для выступлений на заседаниях внутришкольныхметодических объединений, после обсуждения и доработки рекомендуется длязаслушивания вначале на школьных, а затем районных и областных конференциях илипедагогических чтениях.
Приправильной организации педагогические чтения и конференции становятсяопределенным звеном в работе по обобщению передового опыта, а также активнойформой повышения квалификации учителей.
 
Педагогическиесоветы
Давнопроверенной и традиционной формой, настоящей школой профессиональногомастерства являются в ряде школ заседания педагогических советов. Происходитэто там, где содержание их работы нацелено на внедрение в практику достиженийпедагогической науки и передового опыта. Педагогические советы рассматривают,например, такие вопросы, как пути совершенствования урока;психолого-педагогическое изучение школьников в классных коллективах; методыобучения и их оптимальный выбор; методика анализа урока знаний, умений инавыков учащихся; развитие самоуправления – важный фактор школьной жизни идругие.
Напедагогических советах как высшем органе коллективного руководства школойставятся важнейшие проблемы повышения мастерства учителей, исходя из еготеснейшей связи с результатами процесса обучения и воспитания. На педсоветахзаслушиваются теоретические сообщения, выступления из опыта работы учителей, ихтворческие отчеты. Все это усиливаеи влияние педсоветов на рост мастерстваучителей, повышает их значимость как органа коллективного управления. Повесткатематических педсоветов сообщается учителям заранее, лучше за два-полторамесяца до заседания. Создается комиссия, которая разрабатывает план подготовкипедсовета, включающий изучение соответствующей литературы, посещение уроков,анализ личного опыта учителей, оформление тематических выставок, стендов и т.п.Основной доклад, как правило, готовит директор или его заместитель. Проектпредстоящего педсовета также подгатавливается заранее и доводится до сведенияучителей. Четко сформированное решение или рекомендации, своевременный контрольза их выполнением повышают действенность и эффективность заседанийпедагогического совета школы.
 
Методическийсовет
Методическийсовет – совещательный орган при директоре школы, способствующий решениюприоритетных психолого-педагогических проблем деятельности педагогическогоучреждения.
Цельдеятельности: организация и координация методического обеспеченияобразовательного процесса, методической учебы педагогических кадров.
Задачи:
–диагностикасостояния методического обеспечения образовательного процесса и методической работы в школе;
–изучение ивнедрение новых технологий в организации образовательного процесса в школе;
–созданиеусловий для развития педагогического и методического мастерства учителей.
Творческиегруппы
Всвязи с движением педагогов – новаторов, которое способствовало пробуждениюпедагогических поисков и педагогического творчества на местах, направленных наобучение и воспитание, а также на создание авторских приемов и методов,разработку авторских программ, в школах появилась новая форма методическойработы – творческие группы.
Вотличие от методических объединений их состав менее стабилен; объединение жепроводится не по принципу одних и тех же родственных предметов, а по принципуобщности интересов, увлеченности единой идеей. Численность группы может бытьразличной, но практика свидетельствует, что в большой группе теряетсядушевность и открытость в общении, без чего невозможноо творческое общение.Официальный руководитель, как правило, в творческой группе не назначается.Лидерство берут на себя один или два – три ее наиболее активных и инициативныхучастников. Работа такой группы начинается с возникновения новой идеи, споисков единомышленноков, с определения плана, разработки возникшей идеи. Затемкаждый член группы самостоятельно изучает имеющиеся теоретические публикации ипередовой опыт по разрабатываемому или смежному с ним направлению. Пополнивсвои знания, обогатившись новыми данными по интересующему направлению, членывторой группы обмениваются полученными сведениями, исправляя и допролняя другдруга. Возникают споры, дискусии, диспуты. Теоретические рекомендациипроверяются на практике, в ходе проведения учебных занятий и внеклассныхмероприятий. Активизируется взаимопосещение уроков, факультативных и кружковыхзанятий и взаимопомощь учителей-единомышленников. В результате творческоеусвоение нового, разработка авторских программ, приемов и методов проходитзначительно быстрее, чем в других формах методической работы.

Практическиеконференции
Какбы продолжением самообразования, самостоятельного изучения научно-методическойлитературы и на этой основе анализа собственной педагогической деятельностиявляются школьные практические конференции. На такой конференции, опираясь наизученную научную литературу, анализируя на научной основе собственный опыт,учителя глубоко и всесторонне обсуждают важные для современных условийпроблемы.
Школьныеконференции способствуют расширению интересов учителей, их духовномуобогащению, повышению их общей культуры. Они помогают выявить общественноемнение коллектива по многим актуальным проблемам школы и научно-педагогическойжизни страны.
Предметомобсуждения на школьной конференции могут стать наиболее значительные научныепубликации, педагогические книги и статьи, вызывающие особый интерес.Подготовка и проведение школьной конференции требует от учителей высокогопрофессионализма, подготовки, педагогической эрудиции, умения возглавитьобсуждение, сделать его интересным и квалифицированным. Там, где такиеконференции проводятся регулярно и качественно, между учителями частонепроизвольно возникает разговор о книгах и статьях, когда обмен мнениями,впечатлениями постепенно превращается в потребность.
 
Методическаяпомощь молодым учителям
Ежегодноуниверситеты, педагогические институты и училища направляют на работу в школыстраны тысячи своих выпускников. Выпускники с желанием идут на работу. Однакобывает и так: через некоторое время молодой учитель начинает сомневаться впраильности избранного пути. Почему? Прежде чем выпускник станет мастеромсвоего дела, опытным учителем, ему предстоит приложить немало усилий. Времявхождения вхождения в педагогическую профессию, когда учитель остро нуждается вподдержке, может быть сокращено, если помощь начинающему учителю будетцеленаправленной, а не от случая к случаю.
Учебно-методическаяработа в школе строится на принципе открытовки и системности, целостности ицелесообразности, практической направленности и конкретности. Методическаяработа не должна сводится к разовым мероприятиям.
Однойиз самых важных форм методической работы является работа над единойметодической темой /проблемой/. При правильном выборе единой методической темыи целеустремленной работе по данной проблеме, она организует, делает целостнымвесь комплекс форм, является своего рода системообразующим фактором.
Единаяметодическая тема должна быть актуальной для всего коллектива, соответствоватьуровню его развития; должна быть созвучна современным педагогическим идеям.Важно, чтобы методическая тема охватила как учебную, так и воспитательнуюработу.
 
Аттестацияпедагогических работников
Аттестацияпроводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогическихработников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой иливысшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым имидолжностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
Основнымизадачами аттестации являются
– стимулированиецеленаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогическихработников, их методологической культуры, личностного профессионального роста,использования ими современных педагогических технологий;
– повышение эффективности икачества педагогического труда;
– выявление перспективиспользования потенциальных возможностей педагогических работников;
– учет требованийфедеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиямреализации образовательных программ при формировании кадрового составаобразовательных учреждений;
– определение необходимостиповышения квалификации педагогических работников;
– обеспечениедифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
Основнымипринципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость,обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам,недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
 
Формированиеаттестационных комиссий, их состав и порядок работы
Аттестацияпедагогических работников образовательных учреждений субъекта РоссийскойФедерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационнойкомиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации, осуществляющим управление в сфере образования; аттестацияпедагогических работников федеральных государственных образовательныхучреждений – аттестационной комиссией, формируемой федеральными органамиисполнительной власти, в ведении которых они находятся.
Составаттестационной комиссии и экспертных групп формируются таким образом, чтобыбыла исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять напринимаемые аттестационными комиссиями решения. Заседание аттестационнойкомиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третейее членов. Педагогический работникимеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационнойкомиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявкепедагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительнойпричины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.
Решениеаттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогическогоработника открытым голосованием большинством голосов присутствующих назаседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членоваттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошелаттестацию. При прохожденииаттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии,не участвует в голосовании по своей кандидатуре. Результаты аттестации педагогического работника,непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии,сообщаются ему после подведения итогов голосования. Графики работыаттестационных комиссий утверждаются ежегодно распорядительным актомфедерального органа исполнительной власти, органа исполнительной властисубъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. Решениеаттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дняподписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членамиаттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится ваттестационный лист педагогического работника. В аттестационный листпедагогического работника в случае необходимости аттестационная комиссиязаносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельностипедагогического работника, о необходимости повышения его квалификации суказанием специализации и другие рекомендации.

Порядокаттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствиязанимаемой должности
Аттестацияс целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемойдолжности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, неимеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
Аттестациине подлежат:
– педагогическиеработники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
– беременныеженщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогическиеработники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возрастатрех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два годапосле их выхода из указанных отпусков.
Педагогическиеработники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменнойформе по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельностипо занимаемой должности.
Порезультатам аттестации педагогического работника с целью подтверждениясоответствия занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно изследующих решений:
– соответствуетзанимаемой должности (указывается должность работника);
– несоответствует занимаемой должности (указывается должность работника).
 

Порядокаттестации педагогических работников для установления соответствия уровня ихквалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первойили высшей)
 
Перваяквалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
– владеютсовременными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяютих в практической профессиональной деятельности;
– вносятличный вклад в повышение качества образования на основе совершенствованияметодов обучения и воспитания;
– имеютстабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательныхпрограмм и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РоссийскойФедерации.
Высшаяквалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
– имеют установленнуюпервую квалификационную категорию;
– владеют современнымиобразовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их впрактической профессиональной деятельности;
– имеют стабильныерезультаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ ипоказатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации,в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников вовсероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
– вносят личный вклад вповышение качества образования на основе совершенствования методов обучения ивоспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательныхтехнологий и активно распространяют собственный опыт в области повышениякачества образования и воспитания.
Порезультатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующихрешений:
а)уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям,предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;
б)уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям,предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные принципы построения статистических показателей и их виды
Реферат Индивидуальный предприниматель: особенности правового статуса
Реферат Уроки по творчеству И.С. Тургенева
Реферат Розвиток законодавства про конфіскацію та оплатне вилучення як видів адміністративного стягнення
Реферат Технологический процесс и технологическая схема производства полимерных труб
Реферат Преступность в зарубежных государствах (сравнительный анализ)
Реферат Концепція підготовки вчителя іноземної мови в початкових класах
Реферат История Чебоксар
Реферат Картина мира, показанная в \"Младшей Эдде\" Снорри Стурлуссона
Реферат Создание коллекции одежды для промо-акций Всегда на связи
Реферат ТНК на примере Sun Microsystems Co.
Реферат Обучение монологической речи с использованием виртуальных туров на уроках английского языка на среднем этапе обучения
Реферат Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды
Реферат Психодиагностика и средства изучения индивидуальных особенностей личности
Реферат Селекция и выращивание грецкого ореха