Кредитно-денежная система больше других претерпела изменения в переходный период. Раньше, при централизованном планировании существовала и централизованная банковская система. Был банк монополист, который осуществлял контроль за выполнением плановых заданий. Где ни попадя были отделения Госбанка, но существовали и самостоятельный государственные банки, такие как Стройбанк, Внешэкономбанк, государственные сберкассы, которые принимали вклады от населения, и выдавали кредиты на определенных условиях (например, на покупку машины). Проценты по вкладам до востребования были 2%, по срочным — 3 %. НЕ было бирж, фондовых бирж, практически не было операций с ценными бумагами, за исключением займов и облигаций, когда у населения занимались деньги, и очень часто не возвращались обратно.
Однако расчеты производились как наличным, так и безналичным способом. Для безналичных расчетов Госбанк открывал счета. Однако все равно система безналичных расходов отличалась до перехода к рыночной экономике: за каждым клиентом закрепляли банк (отделение банка), не спрашивая клиента. Сейчас, в условиях рыночной экономики выбор банка — свободный выбор каждого клиента.
Время платежа оговаривается условиями договорных отношений контрагентов. Банк к этому имеет отношение с точки зрения времени платежа, так как производил расчет. Банк смотрит за правильным соблюдением условий платежа. Имеется договор между банком и клиентом, где это определялось.
С согласия плательщика осуществляется списание денег с его счета (акцепт). Задачей банка являлось вовремя и в полной мере произвести платеж. Источником платежа служили собственные средства клиента, либо заемные средства в виде банковского кредита. Раньше Госбанк имел право вмешиваться в источник платежа, сейчас КБ на это не имеет права.
В настоящее время форма безналичных расчетов определяется ЦБ в рамках положений об организации безналичных расчетов (аккредитив, платежные поручения), но выбор формы расчета целиком и полностью зависит от желания клиента. А задачей КБ является соблюдение правил проведения этой формы. Форма платежных документов должна соответствовать установленным ЦБ одинаковым типовым бланкам. Кстати, это требование существовало и в РФ (то есть сейчас), и в СССР.
В условиях социалистического хозяйствования все безналичные расчеты ориентировались на обслуживание интересов поставщиков (через эту форму и осуществлялся контроль за выполнением плана на выпуск и реализацию продукции). Главным было отгрузить продукцию, поэтому главной формой являлось платежное требование.
Сейчас плательщик (покупатель) сам определяет, как он будет расплачиваться. И платежеспособность покупателя – основной регулятор контроля за безналичным расчетом, безналичными операциями.
У нас существует очередность платежей. Однако все считаю, что это временная мера.
При переходе к рыночной экономике все должно базироваться на следующих принципах:
1)Безналичные расчеты должен осуществляться по банковским счетам, которые для этого открываются клиентом, перевод средств по указанию клиента.
2) При осуществлении расчетов платежи осуществляются банками по указанию владельцев в порядке очередности или по распоряжению клиента. Но и в тех и в других случаях в пределах остатка средств на счетах. Дебетовое сальдо на счету может быть, если в договоре предусмотрен овердрафт, или из-за ошибки операциониста. Однако в социалистической экономике можно было иметь дебетовый остаток.
3) Субъекты безналичных расчетов (клиенты) сами определяют форму расчета со своими партнерами, и это закрепляется в договоре (в плановой экономике такого не было)
4) Соблюдение срочности платежа имеет большое значение. Может существовать договор или, например законодательные акты по выплате алиментов, з/п и другое. Платеж может быть осуществлен до начала торговой операции (авансовый платеж), то есть до момента поставки товара покупателю. Платежи могут носить и отсроченный характер, если один из контрагентов не может заплатить в срок, и другой соглашается дать ему отсрочку, они устанавливают новый срок и договариваются о покрытии убытков. При отсроченных платежах необходимо иметь условия отсрочки, происходит пролонгация платежа. Есть еще просроченный платеж, когда не устанавливается новый срок платежа, он вызван нехваткой средств на счете.
5) Должен выполнятся принцип обеспеченности платежа – это или наличие живых средств на счете плательщика, или банковским кредитом, или гарантией третьего лица. При заключении хозяйственного договора плательщик должен предоставить гарантии платежа.
Все эти принципы между собой взаимосвязаны.
Для осуществления безналичных расчетов все хозяйствующие субъекты должны открыть в банке текущие, расчетные и другие счета в соответствии со статьями Гражданского Кодекса. Расчетные счета открываются юридическими лицами, работающими на принципах коммерческого расчета, они должны иметь право распоряжаться своими средствами.
Текущие счета открываются организациями и учреждениями, не занимающимися коммерческой деятельностью и не имеющими статус юридического лица. Они не обладают полной независимостью и не могут по своему усмотрению распоряжаться средствами на счетах, так как они руководствуются расписанием сметы, перечнем операций.
Для открытия расчетных или текущих счетов предоставляются документы:
1) Заявление
2) Документ, подтверждающий регистрацию или статус организации (коммерческой или некоммерческой).
3) Копии уставов
4) Справки из налоговой инспекции о взятии на учет
5) Справки из внебюджетных фондов
6) Карточка самоподписей руководителя и главного бухгалтера предприятий и копия печати, заверенная нотариально.
7) Документы о правомочии директора и главного бухгалтера.
В отдельных случаях предоставляются финансовые истории.
Разрешение ЦБ на осуществление различных видов операций.
Пакет договоров проверяется бухгалтерской и юридической службой банка. При согласии принять счет, открывается досье. Условия осуществления расчетов, перечень комиссионных и другие условия формулируются договором о расчетно-кассовом обслуживании. В договоре определяются права и обязанности сторон, ответственность сторон и другое.
Условием функционирования банковской системы СССР была форма межфилиальных оборотов, которая успешно обеспечивалась системой безналичных расчетов в период с 1933-1991. До 1933 были самые разные банки. Система межфилиальных оборотов позволяло списать со счета или записать авизо в другой банк, где клиент плательщик. Эта форма еще базировалась нас отрогом соблюдении документооборота. Все счета должны быть сквитованы, то есть, подтверждены, для этого существовала система проверки системы межфилиальных оборотов.
С 1991 года существует децентрализованная система межбанковских расчетов, которая осуществляется через сеть расчетно-кассовых курсов.
Мы с вами охарактеризовали систему безналичных расчетов как важнейший элемент обслуживания банковской системы. Определили, что в условиях перехода к рыночной экономике суть организации платежной безналично-наличной системы зависит от взаимоотношений между клиентами и системой КБ. Есть право выбора клиентом банка, право выбора клиентом формы безналичных расчетов и определение банком взаимоотношений на основании договорных условий и прослеживание за тем, чтобы клиенты могли производить все расчеты в рамках действующего законодательства. Фактически банки контроль за направлениями средств не осуществляют. В этом главная суть полной экономической независимости клиентов банка.
Мы говорили с вами об особенностях организации межбанковского платежного оборота. В условиях СССР была схема межфилиальных оборотов. Клиент сдавал пакет документов в свое отделение, отделение формировало по территориям пакеты документов и само отправляло их в соответствующий банк, и получало от того отделения банка авизо ответного МПО. Каким образом происходили зачисления и списания со счетов клиента?
В условиях рыночной экономики наличие системы КБ система межбанковских расчетов базируется на системе открытия каждым КБ по месту его нахождения корреспондентского счета в обслуживаемом территориальном отделении ЦБ, которое называется расчетно-кассовый центр (РКЦ).
Банки могут также открывать корсчета друг у друга напрямую. Такая система межбанковских расчетов называется децентрализованной. Открытие друг у друга корсчета базируется на договорах о корреспондентских отношениях, они могут носить односторонний и двухсторонний характер. Счет, который открывает данный банк в другом банке, называется счет ностро, счет, который открывает данный банк у себя для другого банка, называется счет лоро. Односторонний характер – только счет ностро, двухсторонний – и ностро и лоро.
Режим работы этих счетов определяется договором между банками, в котором определяется минимальный необходимый остаток средств на счетах и порядок их пополнения, условия оплаты процентов по остаткам на счетах, возможность или невозможность использования овердрафта, и другие условия взаимоотношения между банками-корреспондентами. В настоящее время такая система не получила широкого распространения, и составляет не более 10% межбанковского платежного оборота. Прямые межбанковские отношения – довольно прогрессивный метод, он позволяет банкам быстро проводить операции, но он предполагает наличие определенного количества клиентов или объема платежного оборота между этими банками. Обычно устанавливают такие отношения наши банки с заграничными тогда, когда между ними возникают большие платежные обороты.
Наиболее распространенной ныне действующей системой является централизованная система, через сеть РКЦ. прохождение средств между РКЦ осуществляется по системе межфилиальных оборотов. Существует два варианта оборотов КБ с РКЦ.
Первый вариант, данным одним РКЦ обслуживается несколько КБ (одногороднее обслуживание).
/>
Клиент и один банк обслуживается в этом городе, в этом РКЦ, и другой клиент с другим банком обслуживается в этом же городе, в этом РКЦ.
Здесь происходит операции:
1) Прием РКЦ документов КБ1 и списание с его корсчета
2) Зачисление РКЦ средств на корсчет КБ 2
И тот и другой банк имеют счета в одном РКЦ. Ситуация: клиент 1 должен клиенту 2, оба они находятся в одном городе, операция проходит элементарно. Клиент1 дает документы, КБ1 дебетует его счет, кредитует свой корсчет, получив от РКЦ выписку, что деньги списаны. РКЦ у себя дебетует корсчет КБ1 и кредитует корсчет КБ2. КБ2 получает выписку, что на его счет пришли какие средства для клиента2, у себя кредитует дебетует свой корсчет и кредитует расчетный счет клиента2.
Вот такие проводки:
1. Д р/с Клиента1
2. Д к/с КБ1
3. Д к/с КБ2
К к/с КБ1
К к/с КБ2
К р/с Клиента2
Второй вариант: если клиенты и коммерческие банки расположены в разных городах, то есть действуют два РКЦ. Платежный оборот различных клиентов, которые обслуживаются в различных РКЦ осуществляется с помощью межфилиальных оборотов. Суть: РКЦ, начавший операцию по расчету (начальный провод) отправляет документы в РКЦ в другом городе (РКЦБ). РКЦБ получив документы, оформляет операцию специальным документом, который называется авизо. Авизо – это официальное сообщение о выполнение РКЦБ операции по полученным документам от РКЦ А. Посылки документов могут быть почтовые, телеграфные, электронные.
Такой межбанковский платежный оборот оформляется КБ 1 в банке плательщика дебетованием р/с клиента, кредитованием корсчета. РКЦА получив от КБ 1 документы оформляет на имя РКЦБ авизо и дебетует корсчет КБ 1 и кредитует счет начального кредитового оборота, то есть списывает деньги со счета обслуживаемого КБ. РКЦБ получив авизо от РКЦА зачисляет деньги на корсчет КБ2 и оформляет ответное авизо, делая запись: дебет (ответные дебетовые обороты), кредит корсчет КБ2. На этом завершаются расчеты между РКЦ. А КБ 2 получив выписку, что на р/с клиента 2 пришли деньги, у себя кредитует расчетный счет клиента и дебетует свой корсчет. />
Обычно дебетовые и кредитовые, начальные и ответные авизо (или обороты), обрабатываются на межрегиональные, региональные кустовых вычислительных центрах на основании реестров авизо. На базе этих реестров происходит обработка и рассылка в РКЦ обработанных документов по зачислению денег на корсчета одного и списанию денег с корсчета другого банка.
Недостатком система межбанковских расчетов через РКЦ низкая скорость прохождения и обработки документов, низкая скорость совершаемых операций, отсталость тех средств используемых в РКЦ, недостатки технологий обработки их при наличии больших потоков первичных платежных документов.
Воспоминания Василь Иваныча: 92-94 год. Мы обслуживались в центральном операционном управлении, где были арестованы все руководители. От каждого банка приносят мешки платежных документов, в те годы расчеты проходили месяцами. Не дай бог, если клиенты находились в разных городах. Какая была система. Просто операционисты ОПЕРУ разбирали мешки тех банков, которые платили им вторую зарплату или договаривались, если блат был хороший, что пришлют операциониста с мешком он все приготовит и все сделает. Для совершенства межбанковского платежного оборота ЦБ РФ проводит мероприятия по технической оснащенности и совершенствовании технологий обработки, используя электронные системы обработки ( модемная система – в каждом банке ставят модем) или применяя системы межбанковских оборотов по аналогии зарубежных систем. Например, около 150 стран, объединяющих более 3000 банков, более 20 лет обслуживается системой СВИФТ (международная система телекоммуникации финансовой информации). Существует другие межбанковские платежные системы: Федеральная Резервная Система США использует ФЕДУАЭР. Существует межбанковская система в Нью-Йорке – ЧИПС. И еще есть системы, которые носят характер всеобъемлющих, как СВИФТ, или обслуживающих определенные платежные потоки (вексельный оборот, оборот ценных бумаг). Суть в том, что вся информация попадает с рабочего места клиента сразу в компьютер банка, которые ведет эти счета, учитывает эти операции. ЦБ делает эксперименты, которые должны копировать такие системы как СВИФТ в различных регионах РФ. Вот была попытка: был запущен в позапрошлом году запущен спутник ЦБ, сначала пропадали деньги, а потом и информация об этом спутнике, спутник пропал.
В системе безналичных расчетов важное место занимает клиринг. Эта система, при которой денежные претензии контрагентов погашаются их же денежными обязательствами. Дебиторская задолженность погашается кредиторской задолженностью, и наоборот, без использования реальных денег. Существует схема зачета возникшей дебиторской задолженности. Клиринг может быть разовым (производится эпизодически, в определенный срок путем зачета взаимных обязательств), а может быть в виде постоянных зачетов, когда участники этих расчетов ежедневно проверяют их взаимо долги и производятся расчеты с распечаткой таблиц, что этот был должен тому, а тот этому.
Клиринг стал применяться впервые в Англии еще в 18 веке. В СССР клиринг применялся на уровне межгосударственных отношений. По клирингу СССР производил расчеты с Финляндией, Югославией, Китаем и Кореей. С этими странами потому, что с другими странами СЭВ применялся многосторонний оборот, когда в конце месяца все поставки поставляемые друг другу Польшей, Румынией, Болгарией, ГДР и др. учитывались, оценивались, и выводились задолженности по остаткам. А с этими странами (Северная Корея, Финляндия и др.) был одноразовый клиринг, и практически денежных расчетов не было.
В настоящее время клирингом могут заниматься как банковские учреждения, так и не кредитные учреждения, получившие лицензию ЦБ РФ. Эти учреждения с лицензией могут производить расчеты между банками одного регионами, но и между межрегиональными банками. Например, существуют клиринговые расчетные палаты Поволжья, Урала, Сибири, Санкт-Петербурга и др. Естественно, что клиринговые расчетные центры содействуют ускорению платежного оборота, упрощают документооборот. Формы безналичных расчетов.
ФБР применяются в зависимости от условий управления хозяйственной деятельностью. И каждая из форм имеет свои специфические особенности, характер и движение расчетно-платежных документов. ФБР предполагает определенный способ платежа и соответствующий ему документооборот. Независимо от формы безналичных расчетов, каждая из них предполагает применения расчетных документов, которые должны отвечать следующим требованиям:
1) Наименование документа, его номер и дату выписки
2) Номер банка плательщика и его наименование
3) Наименование плательщика и его р/с в банке
4) Наименование получателя и его р/с в банке
5) Реквизиты банка получателя
6) Назначение платежа (кроме чеков), сумма платежа (прописью и цифрами)
7) Подписи должностных лиц и оттиск печати (в соответствии с карточкой)
Когда направляются по электронной почте, то существует электронная подпись, это некий шифр их цифр.
Банки принимают расчетные документы клиентов в течение всего дня, однако операции по этим документам производится данным днем в рамках операционного дня банка (например, с 10 утра до 3 дня).
ФБР устанавливается ЦБ в положении о безналичных расчетах РФ (письмо ЦБ №14). ЦБ рекомендует: платежные поручения, чек, аккредитив, платежное требования. До 1992 года основной формой была акцептная форма платежного требования, когда отгрузил продукцию, выставил платежное требование и у себя учел выполнение плана по производству и реализации продукции. В настоящее время самой распространенной формой является платежное поручение, которое представляет собой указание плательщика или владельца счета обслуживаемому банку списать с его р/с определенные суммы его партнеру по хозяйственной деятельности, или оплата платежей обязательного порядка. Платежное поручение действует в течение 10 дней со дня выписки. В соответствии с хозяйственным договором платежи платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и авансовыми. Авансовый, это когда просто приносят в банк и платят. Досрочными, это когда при оговоренном сроке плательщик хочет платить ему раньше чтобы не случилось он может ожидать каких-то непонятных вещей когда кто-то спишет например он не хочет кредит платить а хочет своему партнеру. Он может досрочно заплатить. Срочный – когда в определенный срок. Ну и просроченными еще могут быть платежи.
Оплата платежных поручений может носить акцептованный характер, когда банк плательщика гарантирует оплату по данному поручению если деньги депонируются с р/с плательщика или банк гарантирует выдачу к моменту оплаты платежного кредита. Когда банк гарантирует оплату п/п в случае депонирования средств с р/с плательщика. Банк сам акцептует. Или когда банк сам гарантирует выдачу кредита на эту сумму к сроку платежа. Такие платежные поручения учитываются на отдельном счете. Акцептованные банком платежные поручения и обычно используются при платежах его клиентом бюджету, за товары и услуги при расчетах через органы связи, при оплате посылок и т.д. т.е. тогда когда не просто плательщик деньги получает, а когда платежи заранее обязательными являются. Когда определены определенные промежутки, сроки и условия поставок и платежей. Расчеты чеком.
Чек – это ценная бумага установленной формы дающая право на получение указанной в нем суммы денег. Чеки могут применяться при наличных расчетах (с помощью оформления лимитированной или нелимитированной чековой книжки). И безналичных расчетах путем применения расчетных чеков (в России расчетные чеками в расчетах между физическими лицами не применяются). При расчетах чеками участвует:
Банк чекодателя, который выдается ему клиентом бланки чеков, и обеспечивает выплату денег для оформления денег предъявляемых банком чекодержателя.
Чекодатель – лицо выписавшего чек, обеспечившего оплату.
Чекодержатель – лицо имеющее оформленный чек, который дает ему право на получение денег.
Банк чекодержателя – который оплачивает предъявленный чек чекодержателю.
Мой банк дает мне чек. Я его оформляю и оставляю в своем банке. Я его оформляю и банк уже вправе по получению чека со стороны списывать с моего р/с. я получил у своего банка чековую книжку или чек. Выписав определенную сумму, могу отдать его любому в пределах имеющихся средств. Вы с этим чеком идете в свой банк, не в мой, в свой банк и сдаете свой чек. Этот банк отсылает чек тому банку и списывает, получает деньги, зачислив предварительно по тому чеку своему клиенту. А между банками уже расчеты между собой. Банк чекодателя должен для расчетов по чеку иметь денежные средства, чтобы в любое время возместить банку чекодержателя сумму к оплате. Для этого клиент, т.е. чекодатель, на сумму выписанного чека или чековой книжки выписывает банку платежное поручение на депонирование определенной суммы средств. Российская федерация расчеты чеками регламентируется положением о чеках от 01.03.1992г. и дополнительными указаниями ЦБ, одно из которых было отмена расчетами чека. Была так называемая система российских расчетных чеков, которая привела к различным безобразиям. Например, тот банк, в котором он работал один очень умный клиент, в то время 50 млн. была большая сумма, прислал им из Казахстана чек. Они не зная правильного чекооборота, как с ним делать (надо было получить на него подтверждение) а в инструкциях ничего не было сказано и они сразу же этот чек отоварили. Выслали в банк в Новокузнецке чекодателя сумму, а тот банк говорит, что он никакого чека такому клиенту никогда не выписывал, и не собирается вам возмещать. Не было ни депонирования средств. Стали разбираться. Они в ЦБ поделили претензии, ЦБ на 3 месяца эти деньги возместил, а через 3 года – списал, но списал уже неденоминированные.
Непонятная история про чеченское авизо: заключается в том, что некоторые неизвестные из одного банка оформлял платежный документ. В этом авизо РКЦ списывал из этого банка и зачислял другому банку деньги, а клиент пропадал. Один банк получал деньги и там потом их уже использовал. Это было очень трудно раскрыть. Он должен нам сказать, что на днях ему пришлось встречаться с оперативными работниками Азербайджана. В его банке был один клиент из Баку. И очень приличную сумму куда-то разбросал с получением денег, занимался оборудованием для нефти. А те фирмы предъявили претензии, что они эти деньги не получили. Он говорит: " ребят, ну что я вам могу сказать". П/п есть, деньги ушли в конкретный банк, не в нашем банке ищите деньги, а в тех банках, где они поступили. А те банки говорят, а у нас документов не было. И все. И вот столько пропадало денег с помощью таких авизо и чеков, что их отменили. Расчеты аккредитивами.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению своего клиента в пользу контрагента в соответствии с условием договора. Банк открывает клиенту аккредитив, называется банком эмитентом. Банк эмитент может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку (банку исполняющему аккредитив, банк исполнитель) платежи при условии предоставления поставщику документов предусматриваемых (предусмотренных) в аккредитиве.
Проще объясняют не для записи. Банк эмитент открывает аккредитив по просьбе своего клиента, который является плательщиком. Открывая аккредитив, плательщик и банк должны строго соблюдать инструкцию о порядке открытия аккредитива и его исполнения. Там должно быть расписано все: вплоть до того, каким видом транспорта должен поставляться товар. Не говоря уже о сортности, страховке и т.д. Несоблюдение хотя бы одного из этих условий поставщиком не дает ему право получить средства предъявленных документов по аккредитиву, если это не уловит банк, который исполняет. Если банк прозевает хотя бы одну запятую, которая противоречит инструкции открытия аккредитива, то виноватым за плату становится банк. Поэтому банк, исполняющий аккредитив, должен иметь очень квалифицированные кадры, которые разбираются в аккредитивах, и очень четко и правильно работают.
Опять же из его собственной практики. Банк потерял 1 300 млн. руб. и судились до верховного суда, хотя их обманули мошенники. Аккредитив выставил, или открыл мытищинский банк за поставку сахара с Украины, те не поставили сахар, но каким-то образом предъявили в его банк его покупателю документ об оплате. И банк прозевал один момент, который отсуживали: аккредитив должен быть акцептован или не акцептован. В инструкции не было написано, акцептован он или не акцептован. Если нет такой записи, то считается, что не акцептован. И они оплатили, как не акцептован. Деньги ушли, а он пришел и говорит: « извините, вы неправильно оплатили нашему поставщику, он вместо песка сахарного прислал песок с песчаного карьера. А вы нас не предупредили и оплатили деньги за нас. А он должен быть акцептован. Вы не написали, что он должен быть акцептован.» Т.е. когда приходит документ, банк должен вызвать плательщика (и ты проверь и подтверди), но не было написано акцептован. Подали в один суд, там они подкупили, подали в другой суд – подкупили, подали в верховный суд – в пользу его банка. Поставщик сбежал на Украину куда-то, а их плательщик сбежал в США. Вот такие вещи бывают.
Хозяйственный договор по поводу аккредитива, в нем должно быть указано:
1) Наименование банка эмитента (плательщика), который открывает аккредитив.
2) Вид аккредитива и способ его использования (закрытия)
3) Способы извещения поставщика об открытии аккредитива
4) Полный перечень и характеристика документов, на основании которых и будет исполнятся аккредитив
5) Сроки предоставления этих документов в банк поставщика
6) Требования к оформлению документов и другие условия
В заявлении банка эмитента на открытие аккредитива клиент указывает номер договора, по которому открывается аккредитив, срок действия аккредитива (дата его закрытия), наименование поставщика и его банка с реквизитами, полное и точное название документов, против которых открывается аккредитив и по которым будет произведена выплата, сроки их предоставления, вид аккредитива, способ отгрузки и транспортировки, сумма аккредитива и способ реализации аккредитива. Вот основные требования, которые должны быть указаны в заявлении об открытии аккредитива и в инструкции.
Аккредитивы бывают безотзывные (которые не могут быть изменены или аннулированы плательщиком без предварительного согласия поставщика) и отзывные (которые могут быть изменены или аннулирован банком эмитента без предварительного согласования с поставщиком, при несоблюдении условий, предусмотренных договором).
С точки зрения обеспечения оплаты по аккредитиву, он может быть: покрытый и непокрытый. Покрытый аккредитив – средства плательщика при открытии аккредитива депонируются на специальном счете. Непокрытые аккредитивы – оплата их может быть гарантирована банком или иным гарантом. В последнем случае аккредитив может открываться в банке-гаранте, с которым установлены корреспондентские отношения банка плательщика. Аккредитивная форма расчетов предусматривает при соблюдении условий, установленных договором, и инструкции о порядке открытия и исполнения аккредитива, полную гарантию получения средств поставщиком.
Важным являются условия акцепта платежа по аккредитиву. Тогда плательщик обязан в банке осуществить надпись акцепта. Обычно для этого плательщик отправляет в банк исполняющего, своего представителя, имеющего понятия о соблюдении условий, он приезжает с документами и паспортом, с правом делать акцепт, и делает надпись, которая является для банка условием исполнения, закрытия аккредитива. Он может не акцептовать, но объяснить, почему не дает согласия. В последнем случае банк отсылает аккредитив, считая его не исполненным.
Расчеты платежными требованиями-поручениями (ПТП) представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить сумму согласно договора на поставку продукции, на основании отправленных покупателю отгрузочных документов. Отгрузочные документы с платежным поручением-требованием (в трех экземплярах) поступают в банк плательщика.
Плательщик в течение трех дней (или иной срок по договору) должен акцептовать ПТП или отказаться от акцепта полностью или частично, сообщив об этом своему банку. При отказе от акцепта все документы возвращаются поставщику с мотивами отказа от акцепта. В случае не отказа, банк плательщика переводит деньги обычным путем.
Споры, возникающие при расчетах ПТП, между плательщиком и поставщиком рассматриваются без участия банка в установленном законом порядке (через арбитраж, третейский суд). Задачей банка является проверка соответствия мотива отказа от акцепта, приведенного в договоре между партнерами. В договоре сказано в спец разделе, что плательщик может отказаться в таких таких-то случаях от оплаты.
При согласии платить ПТП плательщик подписывает его соответствующими подписями, ставит на всех ПТП печать и дает поручение своему банку произвести расчеты.
Были рассмотрены основные формы безналичных расчетов, которые применяются в банковской системе. По мере развития рыночных отношений ЦБ и другие органы принимают необходимые меры по совершенствованию системы безналичных расчетов, включая в денежный оборот новые виды и формы расчетов (электронные системы, модемная связь, система банк-клиент, банк-банк и т.д.), используя достижения других стран и международных банковских систем. К таким формам относятся, например, более широкое использование расчетных чеков, переводных векселей, кредитных карточек, электронных систем межбанковского оборота и т.д.
Кредитная система и ее развитие в период перехода к рыночной экономике.
Основы организации кредитной системы.
При переходе к рыночной экономике, прежде всего, перестраивается кардинально банковская система, затрагивается две ее основные подсистемы: это подсистема безналичных расчетов, и подсистема кредитования. В отличие от плановой экономике возникают другие элементы банковской системы: это фондовые рынки и так далее, о которых мы потом будем говорить. Значительные преобразования претерпевает и кредитная система.
В широком смысле под кредитной системой понимается совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования в рамках требований той или иной социально-экономической формации. В более узком смысле под кредитной системой понимается совокупность банков и других финансово-кредитных учреждений, осуществляющих мобилизация свободных денежных капиталов и доходов и перераспределение этих свободных средств путем предоставления их в ссуду в форме банковского кредита. Следовательно, второй важнейшей функцией банков является их посредничество в кредите между денежными и функционирующими субъектами. Выполняя эти функции, банки содействуют расширенному воспроизводству путем предоставления ссуд в распоряжение предпринимателей и других хозяйствующих субъектов с целью расширенного воспроизводства.
Благодаря концентрацией в банках кассовых операций, развитию расчетов по безналичным платежам и выполнению ссудных операций происходит сокращение непроизводительных издержек обращения и превращение банками мобилизованных денежных сбережений и части лично потребляемых доходов в дополнительный капитала для развития производственной деятельности. Субъектами кредитных отношений являются: хозяйствующие организации всех видов собственности, население, гос-во и сами банки.
До перехода к рыночным условиям основными субъектами кредитования были предприятия и организации. Известно, что все они были государственными. Причем, в сфере банковского кредитования эти отношения строились в рамках преимущества одной государственной формы собственности, потому что кредитование населения не было особенно развито. Население кредитовалось для покупки дорогостоящих предметов через специальные торговые организации. Получалась справка с предприятия, и в универмаге заказывали телевизор. Давался кредит-товар, а предприятие рассчитывалось за это заработной платой. Или сбербанк давал кредит для, например, приобретения участка.
При переходе к рыночным отношениям процесс децентрализации производство его разгосударствление, приватизация значительной доли собственности, и создание новой системы коммерческих банков привело к резкому увеличению количества хозяйствующих субъектов (в одном крупном предприятие при переходе к рынку создавались сотни мелких АО, ТОО, ООО и так далее). Если был один расчетный счет, то возникло их двести. Я был в Зеленограде в одном закрытом НИИ, когда нас стали водить по этим корпусам, то там 2000 ООО было создано на базе одного НИИ. Зав лабораторией и его жена – это уже предприятие. Значит, очень сильно изменились условия денежного обращения. Из двух тысяч этих предприятий почти все открыли счета и почти все стали просить у банка кредит. А у них уставные фонды 10000 рублей.
Во-вторых, привело все это дело к смене принадлежности большинства из них вместо государственной собственности к самым разнообразным ее формам (государственной, муниципальной, частной, собственности различных общественных объединений, смешанной, включая участие в собственности юридических и физических лиц резидентов и нерезидентов и так далее). Для каждой этой разновидности определены условия и открытия, и требования с банками.
До начала реформ субъектом кредитных отношений были только государственные организации частично население. С 1989 года субъектом кредитования, то есть заемщиком госбанка, стало государство для покрытия дефицита бюджета. До 1989 года государство не было субъектом кредитования. Бюджет никогда не получал кредиты.
Министерство финансов в установленные сроки составляло бюджет с превышением доходов над расходами. Причем бюджет составлялся примерно так. Перед 6 ноября должна быть сессия Верховного Совета для утверждения бюджета на будущий годи утверждения отчета за прошлый год. Утверждался бюджет 69 года и исполнением бюджета 67 года. А 68 пока еще исполнялся. Как составлялся бюджет? Министру финансов докладывают, что не хватает 6 млн рублей. Он вызывает человека, говорит: «Слушай, я тут прочитал в газете, у нас есть фабрика какая-то, которая сосиски выпускает, а их заказывает Запад, плюс добавь нежинских огурчиков млн банок. А еще мне из Чехословакии письмо прислали, что просят увеличить количество бочек квашеной капусты. Вот просчитайте, сколько нам чего надо, чтобы покрыть дефицит и сделать превышение доходной части над расходной на 2 млн.» И вот мы сидели, а я тогда в вычислительном центре работал, считали, сколько сосисок, капусты, огурцов надо. Так раньше планировалось составление бюджета. Как сегодня планируется? За счет налогов. То есть разные были подходы. Раньше даже понятия такого, как кредит дефицита бюджета, просто не было.
По-моему, покрывать дефицит бюджета за счет собственных средств ЦБ РФ это просто нелепица.
По мере развития рынка в круг кредитных отношений все больше будут подключаться органы государственной власти различного уровня. Поэтому ЦБ и КБи все больше предоставляют им кредиты на:
покрытие кассового разрыва при исполнении бюджета на срок до окончания бюджетного периода,
покрытие бюджетного дефицита (на сумму превышения доходов над расходами)
под ценные бумаги, выпущенные для финансирования целевых программ социально-экономического развития
и под другие цели.
В кредитной сделке, как правило, выступают две стороны:
Кредитор – это юридическое или физическое лицо, которое предоставляет свои временно свободные денежные средства в распоряжение заемщика на определенные срок и за определенную плату.
Заемщик – это сторона кредитных отношений, получающая денежные средства в пользование (или в ссуду) и обязанная возвратить их в определенные срок с оплатой стоимости кредитных средств.
В условиях рыночных отношений банки могут выступать не только в роли кредиторов, но и в роли заемщиков по системе межбанковского кредитования (МБК).
Кредитные отношения осуществляются путем организации кредитного рынка. При социализме кредитного рынка не было. Это экономическое пространство, в котором организуются отношения, связанные с движением свободных денег между заемщиком и кредиторами на условиях возвратности и платности. Эти отношения строятся между банками и ХЗ, между банками по системе МБК, между ЦБ и КБми, между российскими банками и банками нерезидентов.
Такое разнообразное кредитного рынка создает разнообразие кредитных отношений, которые могут быть классифицированы следующим образом.
№№ п/п
Критерии классификации
Виды кредитов
1
По признаку основных групп заемщиков
юридическим и физическим лицам – ХЗ
населению
органам государственной власти
2
По назначению
потребительский (под приобретение товаров потребление)
промышленно-производственный (на приобретение сырья, материалов и т.д.)
торговый (на закупку продукции)
сельскохозяйственный (под закупку сельхоз техники, под урожай, под удобрения)
инвестиционный (как правило, долгосрочный, более 3 лет, для капитальных вложений)
3
В зависимости от сферы функционирования
ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов (под недвижимость, под строительство жилого и нежилого фонда, под приобретение)
кредиты, участвующие в организации оборотных фондов ( в сферах производства и обращения, торговли для обеспечения производства сырьем материалами, продукцией и т.п)
4
По срокам пользования
до востребования
срочные, которые делятся на краткосрочные (сроком до года, участвующие в формировании оборотных фондов), среднесрочные (до 3 лет, для развития производства), долгосрочные (свыше 3 лет, для расширенного воспроизводства основных фондов)
5
По размерам
крупные (свыше 100000 руб)
средние (от 1000 до 100000)
мелкие (торговые, населению)
По крупным кредитам банк несет некую ответственность, и должен отчитываться перед ЦБ.
Но есть еще другая градация по размерам собственных средств банка (ССБ): до 1% ССБ – мелкий, около 10% — средний, свыше 10% — крупный
6
По обеспечению возвратности
необеспеченные (бланковые – даются проверенным людям)
обеспеченные
Обеспечение бывает нескольких видов: залог, заклад, гарантия, гарантия – поручительство, страхование. Гарантия – обычно третьих лиц или другого банка. Гарантия-поручительство – обязательство третьих лиц (или банка) в срок оплатить за заемщика или оказать ему содействие путем предоставления кредита. Страхование и перестрахование – риск на себя берет страховая компания. Обеспечение кредита удорожает стоимость кредита, так как заемщик платит еще и гарантам.
7
По способу выдачи
компенсационные – ссуда, которая зачисляется сразу на р/с заемщика для возмещения ему использованных собственных средств, вложенных в товарно-материальные ценности, либо в затраты
платежные, направляемые непосредственно на оплату без зачисления средств на р/с, в оплату расчетно-денежных документов.
В первом случае, кредиты выдаются как компенсационные с зачислением на р/с, лишают банка возможности контролировать их использование по назначению.
8
По методам погашения
в рассрочку
погашаемые единовременно на одну определенную дату. Принципы банковского кредитования
При любой экономической формации существует следующие основные принципы кредитования:
Целевое назначение кредита
Срочность возврата кредита
Дифференцированность кредитования
Обеспеченность кредита
Платность кредита
Объяснения
Целевой характер кредита означает, что банк должен точно знать, под какую конкретную деятельность заемщика выдается ссуда (под формирование основного или оборотного капитала, для совершения конкретной коммерческой сделки, для общего финансирования деятельности заемщика и т.д.). Банк должен обладать достаточной и полной информацией о заемщике, о его деятельности, об эффективности этой деятельности для того, чтобы обосновать не только размер кредита и его форму, но и степень риска и другие критерии.
Срочность возврата кредита представляет собой форму достижения возвратности кредита. То есть кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определенные срок, установленные условиями кредитования. Срок кредитования – это предельное время нахождения ссуженных средств у заемщика, за пределами которого количественное значение кредита переходит в качественное: если нарушается срок кредита и его возврата, то искажается сущность кредита, кредит теряет свое подлинное назначение и оказывает отрицательное влияние на деятельность как заемщика, так и кредитора. У банка возникают проблемы ликвидности, он сам в срок ничего не погасит, у него возникает недополучение средств и прибыли. А для заемщика — его могут объявить банкротом, ему не дадут другой кредит, его могут и посадить.
Дифференцированность кредитования. Во-первых, кредит выдается тем клиентам, которые подтверждают свою кредитоспособность и платежеспособность. Для этого банки должны осуществлять глубокий экономический анализ состояния заемщика на предмет его ликвидности, обеспеченности ХЗ собственными оборотными средствами, уровня рентабельности его деятельности на данный момент и в перспективе. Если вы получили заявку на кредит, вы прежде всего должны изучить досконально своего возможного заемщика. К вам приходит клиент и говорит, что у него есть договор и ему нужна тысяча рублей на покупку контейнера сосисок. Вы спрашиваете, сколько у него средств. У него ничего нет. Не давайте ему кредит, у него должно быть хотя бы тридцать процентов собственных средств. Вы должны кредитовать чистую стоимость, цену закупаемого товара. Почему? Потому что реализация этого товара позволит вам возврат кредита. Во-вторых, подстраховка банком-кредитором себя от рисков различными видами обеспечения возврата кредита. Если у клиента есть Джип Чироки, то он может заложить его на месяц, и отдать кредит под закупку сосисок.
Обеспеченность кредита достигается: материальным обеспечением (кредит под конкретные материальные ценности), гарантии и поручительства платежеспособных юридических и физических лиц, в т.ч. других КБ (банк должен изучить и гаранта), страховые полисы, оформляемые заемщиком в страховой компании для снижения рисков
Платность кредита реализуется через т.н. банковский процент. Банковская ставка – это цена кредита. Она определяется как для заемщика, так и для КБ-кредитора:
- для заемщика – стремление больше использовать собственных средств и экономным использованием заемных средств (незначительная сумма кредита и короткий срок всегда удешевляет кредит)
- для банка – покрытие затрат своих, связанных с уплатой процентов за привлечения средств для кредитования (проценты по МБК, по вкладам…), покрытию затрат на реализацию банковской деятельности и получение прибыли для создания специальных фондов, выплаты дивидендов и так далее.
В условиях СССР процентная политика строилась на принципах, не приемлемых в рыночных условиях. Например, процентные ставки устанавливались сверху и зависели от отрасли, от видов деятельности и от рентабельности. Для легкой промышленности была одна ставка, для другой промышленности — другой. И он был неизменным многие годы. При установлении ставок не учитывались сроки кредитования и часто процентные ставки по долгосрочным кредитам были ниже, чем по краткосрочным. Процентные ставки устанавливались централизованно и были неоправданно низкими (3-9 % годовых), поэтому они не оказывали должного влияния на заемщика.
С 1988 года, с появлением самостоятельных кооперативных и коммерческих банков процентная политика претерпела коренные изменения:
кредиты долгосрочные стали дороже краткосрочных (как во всем мире)
повысился резко уровень процентных ставок вообще
распространился принцип платности и на депозитные операции, клиенты банков хранят свои средства в виде депозитов на счете и получают за это деньги
отказ от дифференцированных процентных ставок за кредит по отраслевому признаку и по рентабельности деятельности.
В условиях рынка основными критериями установления платности за кредит для КБ являются:
базовая процентная ставка по ссудам, предоставляемая КБ Центробанком (процента по централизованным кредитам)
средняя процентная ставка на рынке межбанковского кредитования
средняя процентная ставка, уплачиваемая КБми своим клиентам по депозитам и вкладным операциям
структура кредитных ресурсов КБа (чем выше доля привлеченных средств, тем выше должна быть процентная ставка)
спрос на кредит
сроки
вид кредита по степени риска для банка
стабильность денежного обращения в стране (инфляция, кредит дороже, и наоборот) Методы кредитования и виды ссудных счетов.
Система банковского кредитования включает в себя совокупность элементов, которые определяют организацию кредитного процесса, его регулирование в соответствии с принципами и особенности кредитования тех или иных банков в зависимости от различных условий деятельности. В частности, при кредитовании учитывается наличие собственных средств заемщика в кредитуемой операции, целевое назначение кредита, методы и формы кредитования, разновидность применяемых при этом ссудных счетов. Система банковского кредитования включает также способы регулирования ссудной задолженности, порядок и методы контроля за целевым и эффективным использованием кредита, а также его возвратностью.
Примерно такие принципы кредитования существуют при различных формациях, то есть они в принципе похожи. Применялось тоже и при социализме. Но каждому этапу развития экономических отношений свойственны особенности. При социализме, например, принципы кредитования базировались на принципах планового хозяйствования, на принципах контроля за выполнением планового задания, кредиты строились таким образом, что получателями денег становились не сами заемщики, а вышестоящие организации, ценовая стоимость кредита устанавливалась в приказном порядке. Но рыночная форма хозяйствования уже применяет другой подход. В частности, сколько брать кредит определяет не вышестоящая организация или банк, а сам заемщик. Банк должен только правильно соблюдать общие принципы кредитования (последняя часть предыдущей лекции).
Основным элементом кредитного процесса является метод кредитования, то есть способ выдачи и погашения кредита в соответствии с действующими принципами кредитования.
В частности, в плановом хозяйстве основным методом кредитования было кредитование по остатку и обороту собственных оборотных средств предприятия. Когда критерием кредитования было состояние оборотных средств.
В зарубежной практике есть два метода:
ссуда выдается на удовлетворение определенной целевой потребности в средствах, и как правило, на короткие сроки. При этом каждый кредит выдается и рассматривается в индивидуальном порядке.
ссуда предоставляется в пределах заранее установленного банком для заемщика лимитом кредитования, и который используется по мере потребности путем оплаты предоставленных заемщику платежных документов в течение определенного срока. Ссуда выдается заемщику с целью обеспечения его платежеспособности.
Может применяться такой метод, когда заемщик может получать ссуду без дополнительных переговоров с банком и оформлений. Это метод открытия кредитной линии, когда заемщику открывается на год кредитная линия, в определенной сумме. Эта КЛ может быть возобновляемая (клиент берет и возвращает, и снова берет…) и невозобновляемая (сумма кредита в пределах лимита). В этом случае не оформляется каждый раз документацией каждый вид ссуды, но за банком остается право контроля за соблюдением лимита, за целевым использованием выбираемых сумм, контроль за финансовым состоянием своего клиента. Но здесь не надо ничего оформлять договором.
Кредитную линию банк будет открывать только хорошо знакомым, нормально действующим клиентам, которые долго обслуживаются в данном банке.
В зависимости от методов кредитования банки открывают и соответствующие формы ссудных счетов. Для краткосрочных разовых ссуд открываются обычные простые ссудные счета, когда заемщик испытывающий потребность в кредите получает эти деньги на свой расчетный счет. Банки могут открывать специальные ссудные счета, такие счета открываются крупным торговым, оптовым предприятием, у кого наблюдаются большие обороты денежных средств, и банки наблюдают за движением этих средств через специальные счета. Третья разновидность счета – контокоррентный счет. Открытие такого счета является высшей формой доверия банка к своему клиенту. При открытии клиенту контокоррентному счета по дебету этого счета списываются все платежи клиента, связанные с его производственно-хозяйственной деятельностью. А по кредиту этого счета зачисляется выручка от реализации и другие поступления в пользу клиента. При возникновении дебетового сальдо автоматически наступает момент кредитования, и на суммы кредита автоматом взымается процент и списывается сумма кредита при следующем поступлении денег на кредите счета. При контокорренте это оговоренный овердрафт.
Основными этапами организации кредитных отношений между клиентом и банком являются:
рассмотрение заявки на получение кредита
анализ кредитоспособности возможного заемщика и оценка качества заявки, оценка финансового состояния клиента
подготовка материалов для предоставления на рассмотрение кредитному комитету
и заключения кредитного договора
Кредитный договор подписан, там оговариваются вопросы, связанные с кредитованием: цель кредита, сумма и срок, условия его предоставления и погашения, стоимость кредита, обязанности банка и заемщика, ответственность двух сторон, контрольные функции банка, условия пролонгации, прекращения договора, форс-мажорные условия, особые условия и т.д. Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта sergeev-sergey.narod.ru/start/glava.html