Реферат по предмету "Мировая экономика"


История Российского предпринимательства 2

--PAGE_BREAK--Таблица № 1 (в пудах)



Виды продукции

      1873

      1883

    1893

      1895

Уголь

2,959,198

10,513,069

28,222,681

34,122,913

Руда железная

690,587

2,798,290

12,759,355

15,361,694

Чугун

388,647

1,590,453

7,322,435

10,154,145

Чугун марганц

            -

35,453

150,741

266,648

Сталь мартен

            -

1,119,163

4,817,157

5,349,533

Рельсы                 

816,447

3,522,648

3,994,453

145,328

Железо пудлинг

212,722

583,645

615,787

759,690


   К концу XIX в. за очень короткий срок малороссийская голая степь, выжжен-

ная знойным южным солнцем преобразилась: в некогда безлюдном месте был

построен завод, дающий работу нескольким тысячам человек, и возник оживлен-

ный город, названный именем английского предпринимателя «Юзовка». Жители

окрестных деревень еще в 60-е годы XIX в. не употребляли железных шин на

колесах телег. А спустя всего 30 лет в этой местности было построено 10 угольных

шахт, 6 из которых были действующими. При шахтах работали подъемные и

водоотливные машины мощностью соответственно 1.056 л.с. и 1.306 л. с. Возглав-

лял это огромное предприятие Юзов металлургический завод. Его доменные цеха

насчитывали 6 печей объемом от 3.288 до 13.440 куб. футов. При них было

установлено 14 кауперовских воздухонагревателей, которые отапливались колош-

никовыми газами, и 10 воздуходувных машин. В начале XX в. производитель-

ность доменных печей достигала 70 тыс. пудов в сутки. Чугун освобождался от

серы при помощи 2 коллекторов емкостью 8.000 пудов каждый. Местная желез-

ная руда, исключительно в первое время употреблявшаяся для выплавки чугуна,

не потеряла своего значения и впоследствии. Она шла в дело вместе с более

богатой криворожской рудой в пропорции 1/3 первой на 2/3 последней. Такая

примесь только улучшила качество чугуна.

  Пудлинговое железо производилось в 20 обыкновенных пудлинговых печах,

сталь отливалась в II мартеновских печах на кислом поду, причем при каждом

было по 4 генератора. А в начале XX в. сталь начали плавить на Юзовском

заводе и бессемеровским способом. Общая производительность железопрокатного

отдела в это время достигала 10 млн. пудов в год, а листопрокатного и кровельно-

го — до 2.750 тыс. На заводе действовало 494 коксовальные печи с возможной

выработкой до 25 млн. пудов в год.

  Прокатный стан рельсопрокатного отдела, мощностью в 1.400 л.с., был осна-

щен приборами для автоматического подавания рельсов. В начале XX в. он мог

перекатывать в сутки до 75 тыс. пудов рельс. Юзовский завод владел собственно

выстроенными железнодорожными путями нормальной колеи, которые были со-

единены с новой Екатерининской дорогой, построенной в 1881-1884 годы. Его

подвижной состав насчитывал 15 паровозов и 35 вагонов. Особо подчеркнем, что

завод, все его мастерские и главные железнодорожные переезды освещались

электричеством.

  Новороссийское общество разрабатывало карьеры, в которых добывали извест-

ковый и бутовый камень, щебень, песок, глину. В 1909 г. выпуск кирпича

составил 2.450 тыс. штук, а негашеной извести — 67 тыс. пудов.

  По соседству с Юзовским возникло несколько мелких литейных и механичес-

ких заводов, получавших уголь, чугун, железо и сталь от главного предприятия

Новороссийского Общества.

  В различных городах империи — Петербурге, Москве, Харькове, Варшаве,

Киеве, Ростове-на-Дону, Вильно, Баку, Александровске, Мариуполе и в При-

волжском районе — Новороссийское Общество имело свои представительства.

Санкт-Петербургский комитет, а его открытие предусматривалось уставом Обще-

ства, был учрежден Правлением. Комитет, обосновавшийся на ПочтамскоИ улице,

являлся представителем по заказам и делам Новороссийского Общества, но не

обладал распорядительными функциями по управлению заводом. Для руководст-

ва делами на предприятиях в Юзовке было создано Главное управление.

  В конце XIX в. на Юзовском заводе и в его мастерских трудилось 5.689 че-

ловек, в кирпичном отделении — 62 работницы, 35 вдов рабочих были заняты на

уборке контор, машинных зданий и пр. На угольных шахтах работало 3.160 че-

ловек, а летом штат увеличивался еще примерно на 500 человек, которые в

основном были заняты на постройках и других вспомогательных работах. А в

начале XX в. на заводе и рудниках трудилось уже свыше 15 тыс. человек. Общие

ежегодные суммы заработной платы в конце XIX в. 1913 г. составили 7.075.684 руб-

лей. Плата сдельных работ колебалась в пределах от 20 до 150 рублей в месяц в

зависимости от сложности операций и квалификации рабочего, ежемесячная зара-

ботная плата — от 15 до 60 руб., а поденная — от 60 коп. до 2.500. Вдовам

рабочих, умерших от несчастных случаев, назначались пенсии от 5 до 25 рублей в

месяц. Отметим, что на Юзовском заводе практиковали выдачу единовременных

пособий. Так, например, в 1897 г. было выдано пособий на сумму свыше 5.000 руб-

лей. Более того, рабочие завода обычно страховались на случай смерти и инва-

лидности в IРоссийском Страховом Обществе. При этом необходимо подчерк-

нуть, что Юзы широко практиковали экстенсивные формы ручного малооплачива-

емого труда, что приносило им дополнительную прибыль.

  Заводоуправление предоставляло рабочим бесплатные квартиры с даровым

отоплением и водою. Для желающих имелись платные квартиры, но также с

даровым отоплением от 1 до 4 рублей в месяц. Все отбросы и нечистоты от

квартир и с улиц поселка ежедневно увозились к деструктору, в котором сжига-

лись. Летом же заводские улицы и территория, прилегающая к домам, поливалась

водою с добавлением обеззараживающей дикости. Комиссия по исследованию

положения горнорабочих юга России, работавшая на заводах и рудниках Ново-

российского Общества весной 1905 г., оставила подробные описания жилищ

рабочих. Помимо частных домов имелись отдельные благоустроенные 2-х и 4-х

квартирные домики, квартиры в 1,5—2 комнаты с кухней (с цементным или

земляным полом) и казармы. По мнению комиссии, все типы жилищ были в той

или иной степени благоустроенны, но казармы, как подчеркивалось, отличались

теснотой. Более того, бесплатные квартиры и казармы предоставлялись далеко не

всем рабочим.

  Владельцы Новороссийского Общества уделяли достаточное по тем временам

внимание, как бы мы сейчас сказали, социально-культурным вопросам жизни

рабочего. Современники нередко с восторгом отмечали эту сторону деятельности

Общества. Надо сказать, что у них были достаточные основания. Но, как уж

повелось, наряду с хорошим соседствует непременно и плохое. Особо подчеркива-

лось, что по благоустройству Юзовка была выше многих больших губернских

городов центральной России. Она четко делилась на две части: хорошо отстроен-

ную «английскую колонию» и, по сравнению с ней, менее благоустроенные

русские кварталы, один из которых получил печально знаменитое название «Со-

бачевка». Правда, об этом современники предпочитали умалчивать. Город очень

быстро рос: если в конце XIX в. в нем проживало вместе с рабочими 25 тыс.

человек, то уже в 1911 г. он насчитывал 50 тыс. жителей. В Юзовке обосновалось

несколько банков, было открыто отделение Государственного банка, имелась

почтово-телеграфная станция с международным сообщением, были выстроены

гостиницы, в том числе и по типу английских, располагалось множество русских

лавок, но в тоже время и французских буфетных, и немецких пивных баров. А

наравне с ними трактиры, в которых бойко торговали русской водкой. Заметим,

что пили не только российские рабочие, но и иностранные инженеры, которых

нередко за эту провинность отправляли домой. В конце XIX в. г. Мертир-Тидвил,

откуда набирался главным образом инженерный персонал Юзовского завода,

          

                                                     ЮЗОВКА.
прославился именно по этой части. Более того, как отмечают английские истори-

ки, пьянство стало одной из причин высокой смертности населения в городе.

  Магазины Юзовки продавали хорошие и свежие продовольственные товары,

за доброкачественностью которых наблюдал ветеринарный врач. Новороссийское

Общество располагало собственным Александровским имением, которое удовле-

творяло нужды рабочих и служащих, а также сбывало свои продукты на рынок.

Базар, работавший по воскресеньям, был доступен для многих. Там можно было

приобрести товары по ценам не выше, чем в Харькове. На ферме «Пески» —

Общество разводило племенной скот, оно имело конный и пивоваренный заводы,

паровую мукомольную мельницу. Заводоуправление выстроило на безопасном

для завода расстоянии бойню, отбросы от которой ежедневно сжигались в де-

структоре. В городе было учреждено Общество потребителей, располагавшее

двумя магазинами с отделениями на окраинах. Все товары в магазинах Общества

продавались по умеренным ценам. Его пайщиками состояли большей частью

заводские рабочие. Более того, заводоуправление, учитывая климатические усло-

вия региона, в летний период бесплатно выдавало рабочим чай, который готовил-

ся круглосуточно, а также холодную газированную воду, прокипяченную в осо-

бых котлах, а затем освеженную впусканием воздуха под давлением.

  Но главным достижением Новороссийского Общества, как нам представляется,

была постройка заводской больницы, которая располагалась в четырех зданиях и

была рассчитана на 100 кроватей. Юзовская больница считалась одной из лучших

в округе, она имела прекрасное хирургическое отделение. На содержание боль-

ницы уходило от 60.000 до 75.000 руб. в год. В ней работало 6 врачей, 2 про-

визора и 33 служащих. На зарплату врачам в совокупности тратилось 16.000 руб.

в год. В 1895 г. число стационарных больных равнялось 728 человек, амбулатор-

ных — 26.250 человек. Все виды медицинской помощи (лечение в больнице,

прием больных и посещение их на дому), равно как и выдача медикаментов,

проводились бесплатно. Заводоуправление выстроило хорошо благоустроенные

платные (вход — 5 коп.) общественные бани с мужским и женским отделениями.

На их постройку было истрачено 20.000 рублей.

  Другим не менее важным достижением Новороссийского Общества стала орга-

низация начального образования для рабочих. При заводе имелось 1 главная и 3 филиальные школы, расположенные на окраинах города. Здание главной школы,

как писали современники, располагало большим актовым залом, высокими, про-

сторными и светлыми классами. Курс главной школы был 4-х летним с двумя

параллельными классами (всего 6), филиальные насчитывали по 2 класса каж-

дая. Стоимость всех училищных зданий оставила около 75.000 рублей., а расход

на их содержание, исключая расходы на отопление, освещение и содержание

зданий, требовал суммы примерно в 13.000 рублей. В 1897 г. 18 учителей обучали

в заводских школах 387 мальчиков и 250 девочек. Плата за обучение равнялась

5 рублям в год, причем дети вдов и сирот от нее освобождались. В Юзовке

имелись также одна английская и несколько частных школ.

  Благоустройство территории завода и города также находилось в центре вни-

мания заводоуправления. Новороссийское Общество разбило общественный парк

общей площадью 6 десятин, одну его сторону омывал большой искусственный

пруд (поверхность воды около 20 десятин), в котором рабочие и жители города

могли удить рыбу, купаться в специально выстроенных плавучих купальнях и

кататься на лодках. Владельцы Общества по мере своих сил заботились и о

досуге рабочих, при этом не надо забывать, что речь идет о рубеже веков. Летом в

парке постоянно играл любительский оркестр из рабочих и служащих завода. В

конце XIX в. заводоуправлением возводилось два здания, предназначавшихся для

чайных. По завершении строительства эти отлично оборудованные чайные посту-

пили в ведение Общества трезвости. Но, как отмечала Комиссия по исследованию

положения горнорабочих, в начале XX в. эти заведения, к сожалению, посеща-

лись мало. Большая церковь, расположенная в центре Юзовки, плод совмест-

ных усилий рабочих и владельцев завода. На ее постройку было затрачено

100.000 рублей, причем 3/7 части суммы собрали сами рабочие, 1/7 часть

поступила от жителей города и 3/7 пожертвовали хозяева. Помимо нее имелось

еще две церкви при школах. И, наконец в магазинах Новороссийского Общества

существовал книжный склад и библиотека.

  Вся история завода свидетельствует о том, что предприятие, основанное

Дж.Юзом, постоянно расширялось. В известной степени это было обусловлено

тем фактом, что российское правительство, крайне заинтересованное в развитии

собственного металлургического и рельсового производства на юге России, посто-

янно оказывало всемерную помощь Юзовскому заводу. Советский историк

И.Ф.Гиндин подчеркивал, что первенец южной металлургии был одним из самых

ранних объектов правительственной поддержки. В этих целях в 70-80-е годы

прошлого века правительство широко использовало ссуды и проявляло немалую

изобретательность в нахождении способов казначейского финансирования. Так,

например, в 1873 г. Дж.Юзу дополнительно была выдана долгосрочная ссуда под

залог акций сроком на 7 лет. Как отмечал И.Ф.Гиндин, «это был один из первых

случаев выдачи неуставных ссуд, предшествовавший началу широкой их практи-

ки». Весьма характерен и другой случай, относящийся к 1876-1883 годам, когда

Юзовский завод получил правительственный заказ на изготовление рельсов на

2.700 тыс. пудов по высшей цене 2 руб. 30 коп. за пуд. В данном случае речь шла

уже об авансировании по казенным заказам, которые обычно обеспечивались

залогом заводов. К такой форме часто прибегали и другие предприятия тяжелой

промышленности. Именно в эти годы рельсопрокатный цех Новороссийского

Общества работал главным образом по казенным заказам, доля которых примерно равнялась 78% от всей произведенной продукции. Но при этом следует заметить, что сравнению со старыми уральскими заводами, которые в 1880-1882 годах лишь на15 % недоиспользовали своей производственной мощности, Юзовский завод, по заявлениям своих владельцев, готов был удвоить свою продукцию.

  Практика поддержки предприятия путем обеспечения гарантированными зака-

зами сохранилась и в последующие годы, но это было связано уже с новыми

явлениями в российской экономической истории, когда правительство перешло к

открытой поддержке первых монополистических объединений. При этом заметим

что симпатии царской администрации все-таки были на стороне старых уральских

заводов. Красноречиво об этом говорят предпринятые правительством меры в

отношений впервые организованного в 1882 г. Союза рельсовых фабрикантов, в

состав которого вошли передельные заводы. Несмотря на декларативные заявле-

ния о том, что необходимо оберегать самостоятельные заводы, к числу которых

относился Юзовский, правительство в 1884 г., гарантируя казенные заказы на 400

тыс. пудов в год каждому, тем не менее двум уральским заводам обеспечивало

67% загрузки против 1880-1882 гг., а Новороссийскому — менее 50 %. В 80-е годы

Юзовский завод становился все более сильным конкурентом и его доля в

правительственных заказах быстро росла: с 7% в 1882-1884 гг. до 23% в

1885-1887 годы.

  Юзовский завод, не принявший участия в соглашении 1882 г., вошел в состав

Союза рельсовых заводов в декабре 1890 года. Как считал И.Ф.Гиндин, этот

факт объяснялся тем, что в 80-е годы предельные заводы являлись основным

производителями рельсов. Но к 90-м годам ситуация изменилась коренным обра

зом: на вставшую на ноги южную металлургию, работавшую на местном сырье, в

целях ускорения ее роста правительство обращает всю систему поддержки казен-

ными заказами на рельсы. В то же время старые передельные заводы стали

перестраиваться на производство другой продукции. И в свете этого, как писал

И.Ф.Гиндин, совершенно естественно, что старейший южный металлургический

завод вошел в состав нового синдиката, срок действия которого истекал в январе

1895 года.

 В начале XX в. ситуация постепенно выправляется, частный спрос на продук-

цию тяжелой промышленности начинает играть все большую роль по сравнению с

государственным. Не было в стороне от этих процессов и предприятие Юзов. В

XX в. правительство продолжало размещать на заводах и рудниках Новороссий-

ского Общества казенные заказы. Мы располагаем сравнительными данными на

период войны, когда казенный спрос на металл резко возрос., а его производство в целом по России падало20а. Из таблицы видно, что только в добыче угля доля

государственных заказов была значительной, а в остальных видах продукции,

имевшей оборонное значение, их доля была ниже.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Налог на доходы физических лиц 4
Реферат Производство туристического продукта в современных условиях
Реферат Понятия об уровнях языка раздел науки о языке
Реферат Налоги с населения, их роль при переходе к рынку
Реферат Геометрические и физические приложения двойных, тройных, криволинейных и поверхностных интеграло
Реферат Нагляд прокурора за виконанням законів органами дізнання і досудово
Реферат Рынок труда в системе рыночного хозяйства
Реферат George Segal Essay Research Paper George Segal
Реферат Супружеский конфликт, как нарушение коммуникации
Реферат Разработка тренинга психоэмоциональной устойчивости "Прививка против страха"
Реферат Характеристика литературного героя на примере рассказа Н С Лескова Дурачок
Реферат Россия: строительство партий и права человека
Реферат Экономические реформы в России в 90-х годах
Реферат Административно-правовой статус иностранных граждан РФ
Реферат Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ