--PAGE_BREAK--2.1.Участники инвестиционного процесса
В инвестиционном процессе участвуют различные физические и юридические лица:
1. инвесторы (физические и юридические лица, осуществляющие вложение денежных и других средств в инвестиции органы, уполномоченные управлять муниципальным имуществом; граждане, в т.ч. иностранные граждане; предприятия и другие юридические лица, в т.ч. иностранные юридические лица, государства и международные организации);
2. заказчики (любые юридические и физические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционного проекта);
3. пользователи объектов инвестиционной деятельности (инвесторы или другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности);
4. поставщики, банковские, страховые и другие посреднические организации, инвестиционные биржи и другие участники инвестиционного процесса.
2.1.1.Инвесторы
Важное место в инвестиционной деятельности занимают инвесторы, лица, предоставляющие денежные и другие средства, ‑ это физические и юридические лица, принимающие решение и осуществляющие вложение собственных денежных и иных привлеченных имущественных или интеллектуальных ценностей в инвестиционный проект и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, то есть выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности. Во всех этих ролях у инвесторов свои интересы.
Чтобы заинтересовать инвестора, необходимо знать его интересы, для чего разрабатывается подробный бизнес‑план. Он должен дать ответы интересам инвестора.
Интересам инвесторов в зарубежных странах с развитой экономикой уделяется пристальное внимание. Имеются фирмы, специализирующиеся в области Investorrelations. Практически все компании, выходящие на рынок капитала, работают с агентством, оказывающим услуги в области Investorrelations. Размещение акций и облигаций – это тоже продажа своеобразного товара, и, для того, чтобы успешно ее осуществить, нужно уметь профессионально общаться как с потенциальными потребителями “товара” – инвесторами, так и с теми, кто уже приобрел “товар” – акционерами.
Компания, оказывающая эмитенту[1] услуги в этой области, предстает перед инвестиционным сообществом в роли серьезного и ответственного адвоката, главная задача которого – дать убедительный ответ на вопрос инвестора: а почему он должен покупать ценные бумаги именно этого эмитента?
Представитель эмитента или компания, разработавшая по заказу эмитента его программу взаимоотношений с инвесторами, должны сами хорошо знать специфику деятельности данного эмитента, а также хорошо понимать, какие именно вопросы и почему больше всего интересуют потенциальных инвесторов.
Только при этом могут быть достигнуты три основные цели, которые ставятся при реализации программы взаимоотношений с инвесторами:
· убеждение желаемого круга потенциальных инвесторов в том, что ценные бумаги данного эмитента являются для них привлекательными;
· достижение наиболее благоприятной цены ценных бумаг;
· создание благоприятной среды для операций с ценными бумагами данного эмитента и будущих капитальных вложений.
Успешно достичь этих целей удается в случае, если найдены правильные ответы на ряд ключевых вопросов, стоящих перед эмитентом:
· Кто является потенциальным и желаемым для него инвестором?
· Каковы его инвестиционные ожидания при вложении средств в ценные бумаги данного эмитента?
· Как этот инвестор принимает инвестиционные решения?
· Как привлечь нужного инвестора?
· Как удержать инвесторов, уже являющихся владельцами ценных бумаг данного эмитента?
Ответы на эти вопросы появятся тогда, когда будет проделана большая исследовательская работа, которая и составляет программу взаимоотношений с инвесторами.
2.1.2.Прочие участники инвестиционного процесса
Вторым участником инвестиционного процесса является заказчик (инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные одним или несколькими инвесторами). Он осуществляет реализацию инвестиционного проекта.
Третий участник – пользователь объектов инвестиционной деятельности (инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности).
Важным участником инвестиционного процесса являются предприниматели, обеспечивающие создание конечного продукта для реализации путем использования предоставленных средств.
Участниками инвестиционного процесса являются инвестиционные посредники – институты инвестиционной инфраструктуры, выполняющие функции по взаимосвязи между инвесторами и предпринимателями. К ним относятся: инвестиционные банки, финансовые брокеры, инвестиционные фонды, страховые фонды, финансовые компании и др.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2.Объекты инвестиционной деятельности
Следует выделить и объекты инвестиционной деятельности:
1. денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;
2. движимое и недвижимое имущество (технологии, машины, оборудование, здания, транспортные средства, вычислительная техника, сооружения);
3. лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, авторские права, патенты, ноу‑хау, программные продукты, опыт и другие интеллектуальные ценности. Ноу‑хау – совокупность технических, технологических и иных знаний, оформленных в виде документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации производства, но незапатентованных. Различают ноу‑хау научно‑технического, управленческого и финансового характера;
4. права пользования землей, недрами и другими природными ресурсами, а также иные имущественные права.
Инвестиции в качестве материальной и нематериальной связаны с собственным процессом производства. Финансовые инвестиции являются инвестированием в чужой процесс воспроизводства.
Инвестиционная деятельность состоит из:
· инвестиционных разработок (предварительное исследование, обосновывающее решение, эффективность и целесообразность инвестиции);
· капитального строительства (проектирование, выполнение строительно‑монтажных работ, пуско‑наладочных и других видов работ, постановка машин и оборудования, ввод в действие основных фондов и достижение проектных мощностей).
3.Виды инвестиций и их классификация
Для учета, анализа и повышения эффективности инвестиций необходима их научно обоснованная классификация как на макро‑, так и на микроуровне. Продуманная и в научном плане обоснованная классификация инвестиций позволяет не только их грамотно учитывать, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики.
В экономической научной литературе и на практике в плановой экономике наибольшее распространение получила классификация капитальных вложений по следующим признакам:
по признаку целевого назначения будущих объектов –
· на производственное строительство;
· на строительство культурно‑бытовых учреждений;
· на строительство административных зданий;
· на изыскательные и геологоразведочные работы;
по формам воспроизводства основных фондов –
· на новое строительство;
· на расширение и реконструкцию действующих предприятий;
· на техническое перевооружение;
по источникам финансирования –
· централизованные;
· децентрализованные;
по направлению использования –
· производственные;
· непроизводственные.
С переходом на рыночные отношения данные классификации не утратили своего научного и практического значения, на они стали явно недостаточными по следующим причинам:
во-первых, инвестиции – белее широкое понятие, чем капитальные вложения. Как известно, они включают как реальные инвестиционные вложения, так и финансовые (портфельные). Данная классификация совершенно не учитывает портфельных инвестиций;
во-вторых, с переходом на рыночные отношения значительно расширились способы и методы финансирования как капитальных вложений, так и в целом инвестиций, а также сфера их приложения. Все это не находит места и не упоминается в данной классификации.
Представляют научный и практический интерес классификации инвестиций, которые приводятся в иностранной литературе, и их обобщение с целью возможности использования в отечественной практике.
Немецким профессором Вайнрихом предложена следующая классификация инвестиций относительно объекта их приложения:
· инвестиции в имущество (материальные инвестиции) – инвестиции в здания, сооружения, оборудование, запасы материалов;
· финансовые инвестиции – приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг);
· нематериальные инвестиции – инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу).
В иностранной литературе приводится классификация портфельных инвестиций по признаку влияния и контроля на фирму, акции которой приобретены инвестором. Исходя из этого признака все портфельные инвестиции классифицируются на:
· оказывающие существенное влияние – приобретение более 20%, но менее 50% акций, имеющих право голоса;
· обеспечивающие контроль – владение инвестором более 50% акций с правом голоса;
· не позволяющие установить контроль и не оказывающие существенного влияния – владение менее 20% акций с правом голоса;
· не позволяющие установить контроль, но оказывающие существенное влияние – владение более 20%, но менее 50% акций с правом голоса;
· обеспечивающие контроль – владение более 20%, но менее 50% акций материнской компании и 100% акций дочерней компании.
Данная классификация важна для формирования оптимальной структуры портфельных инвестиций на предприятии.
Наиболее комплексная классификация приводится в работе Н.А. Бланка, в которой все инвестиции классифицируются по следующим признакам:
1. По объектам вложения:
1.1.реальные;
1.2.финансовые;
2. По характеру участия в инвестировании:
2.1.непрямые;
2.2.прямые;
3. Периоду инвестирования:
3.1.долгосрочные;
3.2.краткосрочные;
4. Формам собственности инвестиционных ресурсов:
4.1.совместные;
4.2.иностранные;
4.3.государственные;
4.4.частные;
5. Региональному признаку:
5.1.инвестиции за рубежом;
5.2.инвестиции внутри страны.
В научной литературе приводятся и другие классификации инвестиций. Все эти классификации имеют право на жизнь как в практическом плане, но особенно в научном, так как они позволяют более детально представить инвестиции и более глубоко проводить анализ с целью повышения эффективности их использования.
Эффективность использования инвестиций в значительной степени зависит и от их структуры. Под структурой инвестиций понимаются их состав по видам, направлению использования и их доля в общих инвестициях.
К общим структурам можно инвестиций можно отнести их распределение на реальные и финансовые (портфельные).
продолжение
--PAGE_BREAK--3.1.Реальные инвестиции
Начало нового производства невозможно без создания нового капитала, так же как продолжение производственного процесса требует затрат на восстановление и обновление капитала, связанных с физическим износом или моральным старением средств производства. В этом случае предприятие‑инвестор, вкладывая средства, увеличивает свой производственный капитал – основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства. Любые затраты на создание нового или восстановление существующего капитала – это реальные инвестиции.
Реальные инвестиции в свою очередь делятся на:
· Материальные: средства производства и их модернизация, оборудование, приобретение объектов недвижимости, запасы, квалификация сотрудников, социальные мероприятия, вложения в исследования и разработки;
· Нематериальные: права пользования землей и другими природными ресурсами; вложения в интеллектуальную собственность (приобретение технологий, лицензий, товарных знаков, авторских прав).
В любом случае для осуществления инвестиций необходимы средства. Лицо, осуществляющее реальные инвестиции, может использовать собственные средства или занять у кого‑либо другого с обязательством возврата через определенный промежуток времени с (возможно) некоторым вознаграждением. Вознаграждение сверх суммы долга является стимулом для лица, предоставляющего в пользование свои ресурсы, и их также можно рассматривать как инвестиции в том смысле, что средства выдаются в обмен на обязательства возврата.
3.2.Финансовые (портфельные) инвестиции
Вложение средств в обмен на тем или иным образом оформленные обязательства представляют собой финансовые инвестиции (государственные и негосударственные ценные бумаги: акции, облигации, векселя, передаваемые депозитные сертификаты, фьючерсы и др.; доли (паи) в предприятиях; банковские депозиты; выданные кредиты; золото, серебро, нумизматические монеты, драгоценности, коллекционные товары; иностранная валюта).
С появлением первых документально оформленных финансовых обязательств связано зарождение финансового рынка. Более точно – финансовый рынок возник в тот момент, когда первое подобное обязательство стало предметом купли‑продажи.
Значение финансового рынка заключается в первую очередь в том, что с его помощью важнейший ресурс развития экономики – сбережения общества (часть общественного продукта, не использованная на текущее потребление) – направляется на создание нового капитала – то есть на расширение производственных возможностей и, в конечном итоге – повышение общественного благосостояния.
4.Функции инвестиций
Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых невозможно нормальное развитие экономика любого нормального государства. Инвестиции на макроуровне являются основой для:
· осуществления политики расширенного воспроизводства;
· ускорения научно‑технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
· структурой перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;
· создания необходимой сырьевой базы промышленности;
· гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также расширения других социальных проблем;
· смягчения или разрешения проблемы безработицы;
· охраны природной среды;
· конверсии военно‑промышленного комплекса;
· обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем.
Инвестиции играют важную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы прежде всего для достижения следующих целей:
· расширения и развития производства;
· недопущение чрезмерного морального и физического износа основных фондов;
· повышения технического уровня производства;
· повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия;
· осуществления природоохранных мероприятий;
· приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий;
· для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.
Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль как на макро‑, так и микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.
продолжение
--PAGE_BREAK--5.Рынок заемных средств и процентная ставка
В этом разделе рассмотрены основные положения классической теории рынка капиталов, носящей название теории заемных средств. Данная теория рассматривает простейшую модель рынка капиталов, в рамках которой существует только две группы участников – фирмы (предприятия), производящие товары и услуги, и домашние хозяйства. Фирмы предъявляют спрос на заемные средства, необходимые для создания капитала. Домашние хозяйства, сберегая часть текущего дохода, формируют предложение финансовых ресурсов.
5.1.Введение в теорию заемных средств
Рынок капиталов, как и финансовый рынок в целом, рассматривается в классической экономической теории как рынок заемных средств. В качестве цены здесь выступает процент, выплачиваемый заемщиком кредитору за право использования его средств на протяжении определенного времени.
В теории заемных средств для анализа рынка капиталов используется неоклассическая методология, в рамках которой анализ любого рынка состоит в исследовании факторов, определяющих спрос, предложение и равновесие на рынке, а исходным постулатом является предположение о том, что все участники рынка ведут себя рационально, то есть, стремятся к максимизации собственных выгод.
Под спросом подразумевается суммарный объем средств, который готовы заимствовать (привлекать) предприятия и домашние хозяйства при различных уровнях цены – процентной ставки.
Предложение – показывает какой объем средств готовы предоставить инвесторы (в данной модели – домашние хозяйства) при каждом уровне процентной ставки.
Одно из основных положений экономической теории состоит в том, что если рынок конкурентен, то есть ни один из участков не имеет возможности влиять на цену, факторы спроса и предложения будут воздействовать на цену до тех пор, пока она не установится на уровне, когда объем спроса будет равен объему предложения. Соответствующий объем и цена (процентная ставка) называются равновесными.
5.2.Инвестиционный спрос
Инвестиционный спрос со стороны предприятий (фирм) является не единственным, но основным фактором конечного спроса на заемные средства. Чем определяется инвестиционный спрос? Любая фирма, создавая или обновляя капитал, делает это с целью получения определенных выгод. Одним из основных предположений экономической теории (достаточно оправданным и естественным) является то, что основной целью фирмы является максимизация прибыли. Для достижения этой цели фирма стремится использовать оптимальное сочетание различных факторов производства – в том числе и капитала. Стремление осуществлять инвестиции, то есть создавать новый капитал, возникает, когда вложенные средства позволяют компенсировать первоначальные затраты и получить дополнительную прибыль. Можно сказать и по-другому – побудительным мотивом к инвестированию является неоптимальное соотношение факторов производства, и возможность получения дополнительной прибыли при увеличении объема (или повышения качества) используемого капитала. Размер этой прибыли можно выразить в виде процента от инвестиционных затрат, который мы назовем доходностью инвестиций:
Доходность инвестиций может быть различной в зависимости от вида деятельности, размера фирмы или других факторов. Но существует общая закономерность – с увеличением объема инвестиций доходность снижается. Попробуем обосновать это на примере отдельного предприятия. Любая фирма может располагать разнообразными возможностями по инвестированию средств – различающимися, в том числе и по доходности. Исходя из стремления к максимизации прибыли, фирма реализует в первую очередь наиболее выгодные проекты – однако возможности получения высоких доходов ограничены, и при расширении объема инвестиций внедряются менее выгодные проекты. Закон снижения доходности инвестиций является проявлением более общего экономического закона – закона снижающейся предельной производительности фактора производства. На Рисунке 5.2‑1 представлена типичная кривая зависимости доходности инвестиций отдельной фирмы от их объема, – кривая предельной эффективности инвестиций.
Рисунок 5.2 — 1
Кривая предельной эффективности инвестиций отдельной фирмы представляет собой зависимость доходности инвестиций от объема. Доходность инвестиций снижается с увеличением объема вследствие действия закона убывающей предельной производительности факторов производства.
Эта кривая, характеризующая возможности фирмы по получению выгод от инвестиционной деятельности, и определяет ее инвестиционный спрос. Попробуем это обосновать. Мы выяснили, как можно изменять выгоды фирмы от инвестиций, но необходимо также ответить на вопрос – как определить издержки создания нового капитала?
Независимо от того, какие средства – собственные или заемные, – использует фирма, издержками здесь является цена, которую необходимо заплатить на рынке за использование заемных средств – рыночная процентная ставка. Если предприятие использует привлеченные средства – процент принимает форму прямых издержек – платы за использование средств. Если задействуются собственные средства – процентная ставка является альтернативными издержками – упущенной выгодой от того, что инвестиционные ресурсы не предоставлены для использования другими участниками рынка.
Решение фирмы об объеме инвестиций определяется, таким образом, с одной стороны – доходностью собственных инвестиционных программ, с другой – рыночной ставкой процента, то есть ценой за использование заемных средств. Это иллюстрирует Рисунок 5.2‑2: фирма будет увеличивать объем инвестиций до тех пор, пока их доходность не сравняется с рыночной ставкой процента.
Рисунок 5.2 — 2
Оптимальный объем инвестиций I
*определяется равенством доходности инвестиций rи рыночной процентной ставки i. Тем самым кривая предельной эффективности инвестиций представляет собой кривую инвестиционного спроса фирмы.
продолжение
--PAGE_BREAK--5.3.Предложение заемных средств: теория межвременного выбора
В нашей простой модели рынка капиталов предложение заемных средств формируется домашними хозяйствами. Модель предложения заемных средств, рассматриваемая ниже, носит название теории межвременного выбора, и впервые была предложена экономистом‑неоклассиком Ирвингом Фишером.
Модель исходит из естественного предположения, что люди сберегают часть своего текущего дохода, то есть, не расходуют весь свой доход на текущее потребление, а откладывают его часть для потребления в будущем. Возможна и обратная ситуация – когда человек потребляет больше, чем позволяет ему текущий доход – за счет заимствования средств, – таким образом, отказываясь от какой‑то части будущего потребления.
Мы будем считать, что человек свободен в выборе – сколько потреблять и сколько сберегать. Что в этом случае определяет его решение о соотношении между текущим и будущим потреблением? Отвечая на этот вопрос, мы будем исходить их того, что люди, принимая то или иное решение, стремятся максимизировать свое благосостояние (полезность), исходя из имеющихся возможностей. Можно сказать, что выбор определяется, с одной стороны, – предпочтениями человека (в данном случае – между текущим и будущим потреблением), с другой – теми возможностями, которые предоставляет рынок.
Рисунок 5.3 — 1
Межвременное бюджетное ограничение.Точка А на рисунке представляет так называемый начальный запас – доход, которым располагает человек в текущем периоде Icи который рассчитывает получить в будущем If. Линия ВЕ представляет собой достижимые комбинации текущего и будущего потребления при данном начальном запасе и процентной ставке i.
Рассмотрим простую модель индивидуального выбора. На рисунке 5.3‑1 по горизонтальной оси откладывается объем потребления (расходы в стоимостном выражении) в текущем периоде, – скажем, в этом году. По вертикали – расходы на потребление в будущем периоде – пусть, в следующем году. Каждая точка в данных координатах представляет собой определенное сочетание текущего и будущего потребления. Возможности человека определяются, прежде всего, размером дохода, который он потребляет в текущем периоде и ожидает получить в будущем. На рисунке размер текущего дохода обозначен Ic, будущего– If. Находясь в точке А, человек ничего не сберегает и ничего не заимствует. Однако если существует финансовый рынок, он имеет возможность выбрать более предпочтительную для себя комбинацию текущего и будущего потребления. Пропорция, в которой он может обменивать одну единицу (например, гривну) текущего потребления на будущее потребление, определяется тем доходом, который он может получить, предложив на рынке свои сбережения (открыв банковский депозит, купив ценные бумаги и т.д.) – то есть рыночной процентной ставкой. Говоря экономическим языком, процентная ставка отражает альтернативную стоимость единицы текущего потребления, выраженную в единицах будущего потребления – отказавшись от одной гривны сегодняшних расходов, человек имеет возможность получить 1+iгривен через определенный период, где I– ставка доходности финансовых вложений (рыночная процентная ставка).
На рисунке 5.3‑1 возможности человека отражены линией ВЕ, называемой межвременным бюджетным ограничением. Точки В и Е соответствуют двум, в действительности невозможным, крайностям. В точке В человек весь свой текущий доход сберегает, в точке Е – заимствует максимально возможный объем средств, отказываясь потребления в будущем. Заметим, что возможности по заимствованию в нашей модели ограничены размером будущего дохода – нельзя брать в долг больше, чем сможешь отдать в будущем. Если через СС обозначить текущее потребление, а через Сf– будущее, то точка В на рисунке 5.3‑1 определяется соотношениями
,
точка Е соответственно
, .
Какую точку на отрезке ВЕ выберет потребитель – зависит от его предпочтений. Для моделирования предпочтений используется обычный аппарат кривых безразличия – в данном случае, между текущим и будущим потреблением. Сочетания объемов текущего и будущего потребления, которые находятся на одной кривой безразличия – одинаково предпочтительны для человека. Так как потребление и в одном и в другом периоде обладает свойствами “положительного” блага (чем больше – тем лучше), то чем выше (дальше от начала координат) находится кривая безразличия – тем выше благосостояние (полезность) человека (рисунок 5.3‑2). наклон (тангенс угла наклона) кривой безразличия – предъявляет собой предельную норму замены между текущим и будущим потреблением (MRScf). Предельная норма замены характеризует относительную ценность для человека дополнительной единицы текущего потребления, выраженную в единицах будущего. Другими словами MRScf– это минимальный объем будущего потребления, который необходимо предоставить человеку дополнительно, чтобы он отказался от одной единицы текущего потребления. Формально
.
Рисунок 5.3 — 2
Карта кривых безразличия между текущим и будущим потреблением.И текущее, и будущее потребление естественно считать обычными благами – увеличение и того, и другого увеличивает уровень благосостояния (полезность).
Предпочтения (а значит, и карта кривых безразличия) у разных людей различны. Но принцип выбора для рационально принимающего субъекта будет одним и тем же – человек выберет наилучшее для себя решение, – когда уровень его благосостояния (полезности) будет наивысшим из возможных. На рисунке 5.3‑3 это точка, где самая далекая от начала координат кривая безразличия касается межвременного бюджетного ограничения. В этой точке выполняется условие:
--PAGE_BREAK--