Реферат по предмету "Мировая экономика"


Инвестиции в экономику России источники структура перспективы

--PAGE_BREAK--Часто встречается деление инвестиций на прямые и портфельные. При этом под прямыми инвестициями подразумевается непосредственное вложение средств в производство, приобретение реальных активов. Портфельные инвестиции осуществляются в форме покупки ценных бумаг. Такая трактовка прямых и портфельных инвестиций является достаточно распространенной, но она не вполне корректна. Если не считать некоторых нюансов, то здесь прямые инвестиции по существу отождествляются с реальными инвестициями, а портфельные с финансовыми. На самом деле портфельные инвестиции представляют собой диверсификацию[[6]] вложений капитала инвестора в разные объекты инвестирования и прежде всего в различные финансовые инструменты. Объектами портфельного инвестирования, как правило, выступают различные ценные бумаги, банковские депозитные вклады, иностранная валюта. Соответственно состав инвестиционного портфеля могут входить как прямые, так и косвенные опосредованные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции имеют различный смысл для инвестора и получателя инвестиций (предприятия).
1.2.3. Виды инвестиций по отношению к объекту вложения По отношению к объекту вложения выделяют:
1.                внутренние инвестиции
2.                внешние инвестиции
Внутренние инвестиции представляют собой вложения капитала в активы самого инвестора, внешние – вложения капитала в реальные активы других хозяйствующих субъектов или финансовые инструменты иных эмитентов.
1.2.4. Виды инвестиций по периоду осуществления По периоду осуществления инвестиции делятся на:
1.           долгосрочные
2.           среднесрочные
3.           краткосрочные
Долгосрочные инвестиции представляют собой вложение капитала на период от трех и более лет (как правило, они осуществляются в форме капитальных вложений), среднесрочные – вложения капитала на период от одного до трех лет, краткосрочные – вложения на период до одного года.
Во временном аспекте инвестиции классифицируются также по продолжительности срока эксплуатации инвестиционных объектов. Он может быть определенным или неопределенным. Любая неопределенность повышает финансовые риски и тем самым снижает заинтересованность во вложениях.

1.2.5. Виды инвестиции по степени взаимозависимости
Важным классификационным признаком инвестиции является их взаимозависимость. По степени взаимосвязи инвестиции подразделяют на три группы:
1)                изолированные инвестиции (это такие вложения, которое не вызывают потребности в других инвестициях);
2)                инвестиции, зависимые от внешних факторов (например, вложения капитала, которые зависят от наличия производственной, социальной инфраструктуры, уровня инфляции и т.п.);
3)                инвестиции, влияющие на внешние факторы (примером таких инвестиций могут быть вложения в средства массовой информации).
1.2.6. Рисковые (венчурные) инвестиции Венчурный капитал — это термин, применяемый для обозначения рискованного капиталовложения. Венчурный капитал представляет собой инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в не связанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств. Капиталовложения, как правило, осуществляются путем приобретения части акций предприятия-клиента или предоставления ему ссуд, в том числе с правом конверсии этих ссуд в акции. Рисковое вложение капитала обусловлено необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий. Рисковый капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала: ссудного, акционерного, предпринимательского. Он выступает посредником в учредительстве стартовых наукоемких фирм, называемых венчуром.

1.2.7. Нематериальные активы Нематериальные активы – вложение денежных средств в общие условия процесса воспроизводства:
·                      Завоевание и упрочение позиций фирмы на рынке (проведение маркетинговых исследований, реклама);
·                      Реализация инновационной стратегии фирмы;
·                      Повышение квалификации производственного и управленческого персонала;
Их особенность состоит в том, что без труда можно определить их выплаты, то есть величину расходов на указанные выше цели. А вот их поступление, то есть доходность нематериальных инвестиций, так же, как и срок окупаемости, определяется с большим трудом, а рассчитать практически невозможно.
1.3. Внутренние национальные источники инвестирования Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала.
Каждой семье приходится постоянно решать житейскую проблему: какую часть своего бюджета направить на текущее потребление, а какую — отложить на будущее. Предположим, что члены семьи зарабатывают 100 тыс. руб. в месяц. Часть этих денег можно израсходовать на покупку продуктов питания и одежду и на оплату жилья и коммунальных услуг, а часть можно отложить. Допустим, что семья тратит 80 тыс. руб. в течение месяца, а оставшиеся 20 тыс. помещает в банк или меняет на американские доллары для инвестирования будущих расходов. В этом случае говорят, что уровень сбережений семьи составляет 20%.
В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан — не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 1 млн. руб. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади) или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка. Правительство тоже может делать сбережения — в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи.
Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.
Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк). Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям.
Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства, как в российском, так и в зарубежном банке.
1.3.1. Прибыль как источник инвестиций Доход (выручка) от реализации продукции за вычетом стоимости материальных затрат представляет собой валовый доход (добавленную стоимость). Валовый доход распадается на сумму начисленной амортизации и чистый доход. В свою очередь, чистый доход включает фонд оплаты труда и валовую прибыль.
Разница между валовой прибылью и суммой, направляемой в форме налоговых платежей в бюджет, составит величину чистой прибыли, которая в распоряжении предприятия и может быть непосредственно использована для финансирования капитальных вложений в целях расширенного производства.
В соответствии с современным законодательством и часть налоговых платежей способна выступить значительным по объему фактором капитальных вложений.
Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. В 1993 году все увеличение прибыли в народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Например, в сложном положении оказался Волжский автомобильный завод. Чтобы обеспечить необходимые средства для инвестиций, он постоянно поднимал цены на автомашины «Жигули», в результате чего они стали дороже многих более качественных иностранных моделей. Поэтому сбыт продукции ВАЗа становится проблематичным, а судьба завода — неопределенной. Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года. Это могло бы послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности. Однако в условиях высокого уровня инфляционного ожидания и отсутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта производимой продукции, высвобождение средств для финансирования капиталовложений само по себе не оказывает существенного влияния на принятие инвестиционных решений.
  1.3.2. Амортизационные отчисления Важнейшим фактором, определяющим объем прибыли, которая может быть направлена на капитальные вложения за счет собственных средств, являются амортизационные отчисления.
Амортизационные отчисления – естественный фактор, определяющий объем прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений, который может использовать любая организация, обладающая основным капиталом и осуществляющая хозяйственную деятельность.
Амортизация (от нем.Amortisation – погашение, от лат. Mortuus – мертвый) – это денежные средства, предназначенные для восстановления изношенных основных фондов. Все элементы основных фондов предприятия со временем требуют обновления, поскольку подвергаются износу. Степень износа по всей экономике Российской Федерации исключительно высока и продолжает возрастать. В крайне тяжелом положении находится промышленность.
Растущая инфляция обесценила собственные средства предприятий, накопленные за счет амортизационных отчислений, и фактически девальвировала этот источник капиталовложений. Чтобы повысить устойчивость собственных накоплений предприятий правительство в августе 1992 г. приняло решение о переоценке основных фондов для приведения их балансовой стоимости в соответствие с ценами и условиями воспроизводства. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств.
1.3.3. Бюджетное финансирование Бюджетные средства со времен Великой Депрессии 20-30х годов ХХ века во всем мире стали эффективным механизмом централизованного государственного влияния на пути и темпы развития национальных экономик. С тех пор государства постоянно вмешивались в экономические процессы с целью поддержки наиболее важных отраслей и секторов экономики, а также в целом деловой активности. Инструментарий государства достаточно широк: налоговой механизм, бюджетный механизм, денежно-кредитная политика. Налоговые льготы способны высвободить для предприятий инвестиционный потенциал, который необходим им для ускорения развития – пополнения основных и оборотных средств. Централизованные закупки финансирование способно ускорить реализацию крупных проектов улучшения социально-экономической инфраструктуры и ускорить НТР путем финансирования научных и учебных заведений.
Денежно-кредитная политика регулирует предложение денег в экономике, существенно влияя на темпы развития экономики, величину процентных ставок, курс национальной валюты.
В России номинально присутствуют все из вышеперечисленных механизмов, но фактически ни один из них неэффективен.
Действие налогового механизма существенно ограничено нечеткостью в формулировке основ налогового права, внутренних противоречий в различных правовых актах, высоким уровнем нарушений со стороны налогоплательщиков, налоговых органов, низкой финансовой дисциплиной. По данным правоохранительных служб, а также международных организаций, до 60% действий в российской экономике происходит в «правовой тени», что существенно снижает эффективность налогового регулирования.
Бюджетный механизм регулирования реальных инвестиций также существенно ослаблен высоким уровнем коррупции в сфере государственного управления инвестициями. Низкий объем налоговых поступлений, растущие обязательства перед бюджетной и социальной сферами, перед внешними кредиторами постоянно подталкивают власти к тому, чтобы отказаться от инвестиционных расходов, перебрасывая высвобождающиеся средства на выплату заработной платы и пенсий или погашение государственного долга.
Ежегодный дефицит инвестиций в России составляет, по оценкам экспертов, не менее 42-45 млрд. долларов.
В попытке сформировать государственный инвестиционный фонд, не жертвуя при этом скудными ресурсами бюджета, российские власти по-прежнему стремятся заимствовать средства на Западе. Пресловутый «бюджет развития» в объеме 60 млрд. рублей, предназначенный для поддержки наиболее эффективных проектов в экономике, практически полностью формируется из связанных зарубежных кредитов, предоставленных России по межправительственным соглашениям, а также из средств неназванных иностранных инвесторов.
При этом не стоит забывать, что, какими бы эффективными ни были отобранные для господдержки инвестиционные проекты, обязанность возврата займов лежит на федеральном правительстве, а не на предприятиях, получивших оборудование в счет связанных кредитов. Таким образом, государство вынуждено идти на увеличение внешнего долга, не имеющего гарантированных источников покрытия, чтобы промышленность получала остро необходимые ей инвестиционные ресурсы. Издержки такой политики очевидны, но она позволяет привлечь в экономику реальные, а не бумажные капиталовложения.
В этом плане возможности регионов, в том числе и Алтайского края, ограничены еще больше по сравнению с федеральным уровнем, хотя в бюджетах субъектов Федерации заложены крупные инвестиции. Ведь лишь часть доходов территориальных бюджетов собирается в денежной форме, но они уходят на оплату текущих расходов бюджетной и социальной сфер. Практически иссяк и такой источник, как доходы от реализации областных и республиканских ценных бумаг. После того, как многие субъекты Федерации[[7]] объявили о принудительной реструктуризации своих долговых обязательств, инвесторы считают эти ценные бумаги крайне рискованным вложением.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Получается, что регион может оказать инвестиционную поддержку предприятиям в лучшем случае в виде налоговых кредитов или взаимозачетов с местным бюджетом. Такая поддержка ослабляет налоговою нагрузку на предприятия, которые могут направить высвободившиеся средства на свое развитие.

1.3.4. Банковский кредит
Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Однако инфляция делает долгосрочный кредит невыгодным для банков.
1.3.5. Средства населения С точки зрения экономической теории, именно этот источник является основой для формирования предложения на финансовом рынке. Именно население страны располагает средствами, которые оно не тратит на текущее потребление, а выносит на рынок и через финансовых посредников пытается, как минимум сохранить, и по возможности приумножить реальную стоимость своих вложений. Именно отдельные инвесторы располагают абсолютной властью по объекту инвестиции собственных средств.
До финансового и банковского кризиса, массового снятия со счетов банков и перевода свободных средств в доллары и прочие ликвидные активы на руках у населения находилось, по различным экспертным оценкам, от 20-60 млрд. долларов. Очередной обман со стороны государства[[8]] вызвал кризис доверия у населения по отношению к банкам и другим финансовым посредникам, которые сильно зависят от действий государства в области финансов. Поэтому мобилизовать сбережения населения обыкновенным для стан с развитой рыночной экономикой путем: вложением в реальный сектор экономики через банки, паевые инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды или страховые компании в значительных масштабах в ближайшее время вряд ли возможно. Хотя, конечно, как показывает практика и экономические законы, тенденция к специализации и концентрации капитала сохраняется даже в таких непростых условиях.
В России в данный момент не существует хоть сколько-нибудь значительной инфраструктуры привлечения и распределения сбережений граждан, используя традиционный в таких условиях способ (банковскую систему). Реальные инвестиции в таких условиях теряют существенный источник финансирования, что сказывается на темпах и динамике развития и модернизации России.
1.4. Внешние источники инвестирования В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:
·                   создания предприятий с долевым участим иностранного капитала (совместных предприятий);
·                   создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
·                   приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
·                   приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т. р.;
·                   предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.
Прямые зарубежные инвестиции – это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.
Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.
Существуют и реальные инвестиции. Это – капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия – самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.
Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в России неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы, неразвитости инфраструктуры.
Так, они отмечают наличие в России противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На такие принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации залоговых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. Налоговая система не стимулирует инвестиционную активность.
Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах и конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах, правовой базе также является препятствием на пути иностранного инвестирования в экономику России, особенно для малых и средних зарубежных компаний и фирм.
В настоящее время открываются новые перспективы притока иностранных инвестиций в российскую экономику. Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным:
1.                С точки зрения соблюдения национальных интересов;
2.                Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.
Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования.
Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно на совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщение потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесение в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и… даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономического регулирования на достижение общественных целей.
1.5. Отток капитала За последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках.
Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в России возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Однако этого не происходило. Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток. Как не парадоксально, но Россия выдала больше кредитов зарубежным заемщикам, чем заняла сама. Активное сальдо текущего платежного баланса России (когда страна является нетто-экспортером капитала, т.е. граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило порядка 10 млрд. долларов. Это усиливает инвестиционный «голод» в стране, ведет к дальнейшему ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока капиталов — ощущение российскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в России. Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции, боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг.
Многие в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России, не совсем нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс, известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают предоставлять кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.
Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и нелегитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному измерению, поскольку финансовая статистику, естественно, учитывает только их легальную часть. Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы России побудил власть принять организационно-правовые меры по ужесточению контроля за возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того чтобы российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска. Степень риска может быть уменьшена за счет снижение инфляции, принятия четкого экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность шагов — наряду со стимулированием притока капитала сразу же принимаются меры, препятствующие его оттоку.

Глава 2. Инвестирование Алтайского края 2.1. Перспективы развития Алтайского края Экономика Алтайского края имеет некоторые отличительные особенности, к числу которых можно отнести:
·                   Преобладание в отраслевой структуре сельского хозяйства;
·                   Низкая рентабельность большинства отраслей;
·                   Неразвитость финансовых институтов;
·                   Отсутствие эффективных мер по привлечению инвестиций;
·                   В инвестиционной сфере основная доля финансирования приходится на собственные средства предприятий.
Сочетание данных факторов приводит к отсутствию финансирования инвестиций. Незначительные вливания в экономику края привели к технической отсталости предприятий и неконкурентоспособности ее продукции. Снизилась эффективность производства. Около половины предприятий убыточны. Налицо инвестиционный голод, который способствует эффективному развитию экономики края.
В тоже время имеющиеся в крае природные ресурсы, производственный и трудовой потенциал могут создать необходимые предпосылки для экономического роста. Значительный потенциал связан с эффективностью использования мощностей в агропромышленном комплексе. Актуальными являются задачи развития переработки, базирующейся на собственном сырье, восстановление и развитие промышленности сельхозмашиностроения.
Поэтому обновление основных фондов, внедрение передовых технологий становятся первоочередной задачей.
Решение данной задачи невозможно без повышения инвестиционной активности. Для этого необходимо сформировать систему, которая могла бы стимулировать экономический рост за счет притока капитала в реальный сектор экономики края.
Сегодня сложилось устойчивое мнение, что Алтайский край – регион дотационный, с ярко выраженной аграрной спецификой. Однако в последнее время администрация края не только позиционирует его в качестве аграрного, но и высоко оценивает его промышленный и туристический потенциалы.
А.Б. Карлин: «Алтайский край можно назвать и аграрным, и промышленным, и туристическим. В регионе сосредоточены богатые ресурсы. Он является крупнейшим в России производителем не только сельскохозяйственной продукции, но и сельскохозяйственной техники. Успешно действуют предприятия черной металлургии, машиностроения, химической, медицинской, фармацевтической отраслей промышленности. Достаточно мощно представлен блок предприятий, работающих на оборонную промышленность.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Сейчас начинаем активно развивать туристско-рекреационное направление. Чтобы обеспечить стабильность социально-экономического развития края, необходимо принять комплекс мер для поддержки всех направлений. Безусловно, делать ставку на какую-то одну отрасль экономики достаточно рискованно. Диверсификация – это то, что позволяет не просто выживать, но и развиваться.
Сегодня ситуация в экономике сложная. Кризисные явления приобрели острый системный и затяжной характер. Край находился в тяжелой ситуации: спад производства сопровождался серьезными социальными проблемами, ростом безработицы. В реальном секторе экономики края в 2005 году отмечено снижение индекса промышленного производства на 5,1%. Но негативную тенденцию удалось преодолеть: в феврале 2006 года индекс промышленного производства достиг уровня 104%. Заработало ведущее предприятие сельскохозяйственного машиностроения – ОАО «Алтайский тракторный завод». ОАО «Производственное объединение «Алтайский моторный завод» готовится к освоению выпуска нового модельного ряда дизельных двигателей.
Среди положительных результатов работы сельскохозяйственной отрасли можно назвать то, что удалось остановить обвальное сокращение поголовья скота. Но это лишь частичное решение поставленной задачи – ускоренного развития животноводства. Сейчас работа сосредоточена на том, чтобы увеличить поголовье скота, и для этого созданы и кормовая, и производственная базы.
Если говорить о бюджете, то следует отметить, что наш край высокодотационный. Но это не говорит о его ущербности; просто так сложилось на данном историческом этапе. Механизмы дотационности предполагают усиленный федеральный контроль за целевым и эффективным использованием поступающих средств. Это побуждает регион к увеличению собственных доходов и использованию их для развития своей экономики и социальной сферы, более рациональному использованию имеющихся ресурсов.
Дело еще вот в чем: важно, чтобы дотационность не переросла в привычку к потребительству и не убила способность к творческому поиску и производительному труду. Мы понимаем необходимость сокращения дотационной зависимости. Поэтому консолидированный бюджет края на 2006 год формировали с таким расчетом, что федеральные дотации в нем составляют 50%, что на 5% меньше, чем в бюджете 2005 года.
Сейчас есть возможность уже на уровне муниципалитетов формировать бездефицитные, недотационные бюджеты. Это связано с введением Федерального закона № 131-ФЗ. Нужно научиться мыслить по-новому, прежде всего в интересах своих территорий, научиться использовать свои преимущества, научиться зарабатывать. Задача выполнима. Например, уже сегодня можно говорить о росте доходов консолидированного бюджета. В 2005 году доходы бюджета края составили 29,4 млрд. рублей, из них собственные доходы – 13,9 млрд. рублей, что по отношению к аналогичному показателю 2004 года больше на 2,3 млрд. рублей. Приведенные цифры свидетельствуют как об увеличении налогового потенциала края, так и о недостаточности собственных доходных источников.
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на поддержку реального сектора экономики. В краевом бюджете на 2006 год предусмотрены расходы на поддержку промышленных предприятий и предприятий малого бизнеса, в том числе запланированы средства на развитие лизинга. Активно участвует бюджет края и в поддержке агропромышленного комплекса. Также предусмотрены средства для участия в софинансировании национальных проектов в области здравоохранения, образования, доступного жилья и сельского хозяйства.
Стоит отметить, что бюджет Алтайского края имеет ярко выраженную социальную направленность. Например, в 2006 году почти половина всех средств, поступающих в бюджет, предназначена для выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. Если говорить о суммах, то это 15,0 млрд. рублей из 30,7 млрд. рублей, составляющих доходную часть консолидированного бюджета края.
За долгие годы сложилась аграрная специализация региона, и сегодня значительная часть в формировании валового регионального продукта, основные поступления в бюджет края приходятся на долю предприятий сферы переработки сельскохозяйственной продукции, производства машин и оборудования для АПК. Сельское хозяйство — это такой сектор экономики, где меры, направленные на развитие, начинают приносить результат далеко не сразу. Наука и практика свидетельствуют, что наиболее эффективным, в том числе и с точки зрения сбережения земельного ресурса, является семипольный севооборот, при котором поочередно происходит смена растениеводческих культур, имеющих, кстати, разную степень рентабельности. При таком подходе и экономическую результативность предприятия нужно считать совокупно за семь лет. Это предполагает стабильность земельных отношений. Эффективность сельскохозяйственного производства нужно повышать, начиная с упорядочения оборота земель: аренда и паевое землевладение себя не оправдывают. На Алтае постепенно появляются компании, которые приходят всерьез и надолго, становясь залогом стабильности и устойчивости развития отрасли.
 Сама же сельскохозяйственная отрасль пока не дает больших поступлений в бюджетную систему края, но в то же время требует постоянных финансовых вложений. Достаточно серьезные поступления в бюджет обеспечивают структурные подразделения крупных федеральных компаний, таких как железная дорога, сберегательный банк, операторы связи.
Приоритетные задачи – увеличение собственной налоговой базы бюджета Алтайского края, устойчивое развитие тех отраслей экономики, в которые вкладываются бюджетные средства. Поэтому сегодня работа органов государственной власти края направлена на создание благоприятных условий для роста инвестиций в производственные отрасли, организацию новых рабочих мест и, в конечном итоге, рост заработной платы, повышение материального благосостояния населения края.
Также одним из основных приоритетов является развитие и укрепление малого предпринимательства. Действующая система поддержки направлена в первую очередь на помощь уже работающим предпринимателям, возможно, будет перестроена работа Центра поддержки малого предпринимательства в рамках бизнес-инкубатора, который сконцентрирует внимание на работе с начинающими предпринимателями, молодежью.
Проект по созданию Алтайского бизнес-инкубатора получил поддержку из федерального бюджета в размере 23,3 млн. рублей, средства уже поступили в край. Объявлен конкурсный отбор субъектов малого предпринимательства, уже состоялся отборочный этап участников конкурса, в конце ноября были определены победители, которых на льготной основе были помешены в бизнес-инкубатор.
Приоритетным направлением считается работа, направленная на продвижение алтайской продукции на межрегиональные рынки в рамках заключенных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с правительством Москвы, Республиками Татарстан, Казахстан и Белоруссией. В настоящее время для организации поставок алтайской продукции в Московский регион создан торговый дом «Золотой Алтай», идет процесс формирования партнерских связей с другими территориями».
2.2. Инвестиционная сфера Алтайского края Для инвестиционной сферы Алтайского края характерна парадоксальная ситуация: достаточно высокий рейтинг инвестиционной привлекательности края, определенный независимыми и авторитетными экспертами[[9]], с одной стороны, и отсутствие значимых инвестиций, с другой.
Инвестиционно – строительный комплекс Алтая находится на стадии суженного воспроизводства. Причем темпы падения объемов капитальных вложений в крае в последние годы опережали среднероссийские и западносибирские, что привело к дальнейшему отставанию края по этому показателю.
Проблемы расширенного воспроизводства в крае возникли не с началом перестройки. В дореформенные времена край систематически получал поддержку от государства, поскольку собственного производственного национального дохода хватало лишь на непроизводственное потребление. Ресурсы накопления край получал извне, и этим самым обеспечивалось его развитие.
С началом широкомасштабных реформ в области ценообразования и налогообложения произошло резкое ухудшение инвестиционного климата края. Цепочка взаимных неплатежей повлекла за собою острую нехватку денежных ресурсов, рост незавершенного строительства, остановку и консервацию объектов.
Краевой и местные бюджеты не в состоянии финансировать крупные производственные инвестиции. Собственные средства предприятия являются основным источником финансировать, на их долю приходится 42% всех инвестиций (бюджетные средства составили 29,8% общих инвестиций в основной капитал по кругу крупных и средних предприятий и организаций, средства внебюджетных фондов – 7,1%, заемные средства других организаций – 5,4%, кредиты банков – 0,6%, прочие – 5,9%). Главная проблема края, таким образом, заключается в отсутствии серьезного фонда накопления, позволяющего обеспечить высокие темпы роста инвестиций, необходимые для структурных преобразований и динамично развития экономики.
Объемы привлекаемых в регион инвестиций считаются одним из главных показателей, свидетельствующих о здоровье экономики. Важнейшим фактором, влияющим на состояние инвестиционного климата территории, как показывает практика, является деятельность региональных властей, основным приоритетом для которой является развитие промышленного сектора — ключевого блока экономики края. Анализ социально-экономических процессов в развитии Алтайского края в 2002–2005 годах определил среди основных причин низкой эффективности промышленного сектора отсутствие необходимого объема инвестиций и дефицит инновационной деятельности. Доля предприятий, занимающихся инновациями, в крае по статистике не превышает 10%.
Принят закон «Об инновационной деятельности в Алтайском крае», основным направлением которого является активизация и поддержка новых разработок ученых края. В бюджете на следующий год планируется заложить 50 млн. рублей на его реализацию. В структуре Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края создано управление по науке и инновационной политике. В настоящее время разрабатывается Концепция инновационной политики Алтайского края на среднесрочную перспективу.
В то же время, учитывая структуру алтайской промышленности, сосредоточенны усилия на продолжении работы в рамках подписанного соглашения с Федеральной службой по государственному оборонному заказу, лоббировании интересов предприятий по участию в федеральных целевых программах и реализуемых национальных проектах.
Демонстрировать возможности и направления развития края федеральному центру необходимо — в первую очередь для привлечения инвестиций, развития инфраструктуры малого бизнеса, в целом реального сектора экономики. В перспективе рассматривается организация сети специализированных бизнес-инкубаторов, ориентированных на инновационную деятельность. В планах — создание технопарка, на базе которого планируется развивать малый наукоемкий бизнес по разработке и внедрению в крае производства новых технологий (товаров, услуг) в области информационных технологий, фармакологии, химии, приборо — и машиностроения, биологии, сельского хозяйства и др.

Глава 3. Туристическая отрасль Алтайского края 3.1. Особая экономическая зона (ОЭЗ). В марте 2006 года состоялась выставка недвижимости «MIPIM»[[10]], которая проходила в Каннах. В составе российской делегации Алтайский край представлял сам губернатор края А.Б. Карлин.
Для Алтайского края участие в выставке было важно по нескольким причинам. Во-первых, инвестиционные проекты края – а это проекты в сфере туризма и недвижимости – представлены на самой крупной выставке недвижимости. Во-вторых, Алтайский край не сам по себе участвовал в этом мероприятии, а был включен в состав представительной российской делегации из 40 регионов. Все эти факторы как сами по себе, так и в совокупности говорят о значимости этого мероприятия для экономики страны и регионов.
Выставка коммерческой недвижимости «MIPIM» – это хорошая площадка для установления деловых контактов. Она привлекает крупнейших инвесторов и банки, архитекторов, дизайнеров, строителей, управляющие компании со всего мира. Это возможность поделиться опытом, услышать мнение специалистов.
На форуме Алтайский край представил семь инвестиционных проектов в сфере недвижимости. Один из проектов – продолжение строительства комплекса отдыха и туризма «Бирюзовая Катунь» на левом берегу реки Катуни. Это масштабный проект, реализуемый в крае в области туризма. Строительство туристического комплекса, одного из самых крупных в крае, началось в 2001 году. Уже построено 42 километра дороги, мост через реку Катунь. Вместе с тем необходимо и дальнейшее финансирование развития инфраструктуры, прежде всего – транспорта и энергетики. Планируется, что кроме туристических домиков и искусственного водоема здесь появятся горнолыжная трасса, большой заказник с дикими животными Алтая, смотровые площадки, будут разработаны пешеходные маршруты с посещением пещер.
Рекреационный комплекс Алтая может и должен стать стратегическим решением для развития региональной экономики. Уникальность природных ресурсов края, памятников природы, истории и культуры — факт общеизвестный и признанный мировыми экспертами. В первую очередь этим и обусловлено то, что последние несколько лет туризм, без учета санаторно-курортного обслуживания, остается самой динамично развивающейся отраслью края, прирастая ежегодно на 145–200%. При этом количество посещающих край только с туристической целью увеличивается на 20–25%. В 2006 году объем продаж путевок на базы Горного Алтая (через туристические фирмы края) вырос на 11% (в 2005-м — на 4,2%). В структуре потока примерно половина — жители края. Среди приезжающих из-за пределов края 10–13% — иностранные граждане, и их количество растет.
Наибольший интерес к работе с Алтаем проявили компании Германии и европейской части России. Стоит отметить, что в настоящее время уже реализуется совместный проект Алтайского края и региона Франш-Конте (Франция). Это сотрудничество в области сыроделия было инициировано экономической миссией посольства Франции в России, и французская сторона выразила заинтересованность в его продолжении.
В законопроект об особых экономических зонах (ОЭЗ) внесены поправки, и есть шанс, что в России появятся особые экономические зоны нового типа – туристско-рекреационного. На уровне Российской Федерации начинает создаваться юридическая база для особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Внесение изменений и дополнений в Федеральный закон об особых экономических зонах позволит упорядочить развитие туристической отрасли, оказать на уровне государства поддержку территориям, которые являются перспективными в плане развития туризма. Уникальные возможности развития туризма на Алтае: занятия горнолыжным спортом, сплавы по горным рекам. Несколько лет назад по реке Чарыш сплавлялся даже Президент РФ Владимир Путин. Сложно перечислить все ресурсы. У нас есть, что предложить туристам. Пример курорт Белокуриха достаточно интенсивно развивается. Его внутренняя инфраструктура уже создана. В ближайшее время (ориентировочно в конце 2007 года) сюда придет природный газ. Сейчас заканчивается строительство современной автострады, планируется реконструировать аэропорт в Бийске (он находится рядом с Белокурихой). Газификация, совершенствование транспортной инфраструктуры позволят вывести этот город-курорт на мировой уровень. Поэтому если говорить о туристско-рекреационном потенциале Алтайского края, у нас достаточно серьезные шансы получить особый статус. С одной стороны, это позволит более полно использовать природные богатства Алтайского края, развивать туристический бизнес, что окажет существенное влияние на экономику края. С другой стороны, мы понимаем, что освоение территории должно идти цивилизованно и организованно:
·                   параллельно должны решаться задачи защиты природного комплекса
·                   сохранения природных ресурсов;
·                   восполнения природных ресурсов.
Сейчас туристическое освоение Алтая идет не так интенсивно, притом беспорядочно. Уникальные природные комплексы застраиваются разрозненными объектами, что не отвечает представлениям о цивилизованном подходе и к тому же не дает должного экономического эффекта. Алтайский край традиционно считается аграрным регионом, и, аграрную составляющую экономики края необходимо более активно интегрировать в курортный бизнес. Это в том числе даст гарантированный сбыт продукции, качество которой должно быть высочайшим. Экологическая чистота должна стать приоритетом и главным отличительным признаком бренда всех видов продукции Алтайского края. Только в этом случае наше сельское хозяйство сможет органично интегрироваться в туристско-рекреационный бизнес.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Развитие туристического направления одно из приоритетных направлений социально-экономического развития края. В начале года утвердили «Приоритетные направления социально-экономического развития Алтайского края на 2006–2008 годы». Они основаны на программе социально-экономического развития России на 2006–2008 годы, причем учтено влияние региональных тенденций. Стоит отметить, что приоритетные направления развития края, рассчитанные на среднесрочную перспективу, разработаны впервые. Основным результатом должно стать повышение благосостояния жителей края, формирование высокоразвитой социально ориентированной экономики. Среди приоритетов, которые выделены:
·                   диверсификация структуры экономики;
·                   повышение конкурентоспособности экономики;
·                   улучшение делового и предпринимательского климата;
·                   устранение ограничений инфраструктурного характера.
Кроме того, необходимо совершенствование территориальной политики и повышение эффективности государственного управления.
Ввиду того, что рекреационный потенциал края никогда не рассматривался в качестве приоритетного направления развития региональной экономики, необходима целенаправленная самостоятельная инвестиционная политика в секторе. От подачи заявок на участие в федеральных адресных инвестиционных программах по всему спектру мультипликации — дороги, транспорт, экология, культура и т. д. — до поиска внутренних источников финансирования, в виде прямой инвестиционной поддержки предпринимателей, стимулирующих механизмов налоговых преференций, компенсации бюджетом части процентной ставки по коммерческим кредитам и т. д. Специальная задача — разработка рекламного, детального инвестиционного описания региона, в том числе на электронных носителях.
Очень важно, чтобы потенциальный внешний и внутренний инвестор, принимающий решение об инвестициях, имел партнера из сферы туризма, и предпочтительно местного. Это снижает риск затягивания реализации проекта, избрания неправильной маркетинговой стратегии, ошибок при определении сроков окупаемости и размеров инвестиций, а также попадания в конфликтную ситуацию между археологами и экологами, что может «заморозить» проект не на один год. Обеспечение эффективного управления отраслью и ее интеграторами возможно только при наличии единого координирующего органа, например, по образу региональных «туристических офисов», которые созданы за рубежом. Туристический офис должен объединять и координировать действия дорожников и перевозчиков всех видов транспорта, местных производителей продуктов и услуг питания, страховщиков и служб ГО и ЧС, ремесленников народных промыслов и музейщиков и т. д., а также собственно туроператоров и отельеров. Такой подход позволит придать необходимый качественный стимул развитию экономики края в целом
3.2. Игорная зона. Основная часть закона об особых игорных зонах будет реализована в 2009 году. До этого стоит задача — подготовить инфраструктуру для принятия на Алтае игорного бизнеса. Законопроект, согласно которому игорные зоны могут быть созданы в Алтайском и Приморском краях, Калининградской области и на границе Краснодарского края с Ростовской областью, принят Госдумой РФ во втором чтении. Он вступит в силу после его утверждения в третьем чтении, прохождения в Совете Федерации и подписания Президентом страны. Предложение об участии Алтайского края в организации особых игорных зон поступило от федерального центра, в результате, администрация края дала свое согласие на размещение на территории региона такой зоны.
Предполагается, что она будет создана на территории Смоленского района — в 22 километрах от села Солоновки. По словам начальника ГУЭИ края, это удачное расположение: с одной стороны — курорт федерального значения Белокуриха, с другой — особая экономическая зона туристско-рекреационного типа.
В соответствии с законом выбрана незаселенная территория. Игорная зона может занять от 50 до 100 квадратных километров. Ее обустройство предполагает строительство не только непосредственно казино, но и гостиничных комплексов, ресторанов, инфраструктуры отдыха (теннисных кортов, горнолыжных трасс и т.д.). Затраты на создание внешней инфраструктуры, по предварительным оценкам, могут составить 13 млрд. рублей. Именно такую сумму планируется получить из федерального бюджета. Предварительные расчеты главным управлением экономики и инвестиций уже выполнены. Эта цифра принята для рассмотрения Министерством финансов РФ, но определенная ясность появится уже в процессе реализации закона.
Планируется, что до 2009 года до территории игорной зоны из Бийска должна дойти федеральная трасса первой категории, чтобы можно было с комфортом и быстро добраться. Сюда проведут газ, проложат линии электропередачи, все необходимые инженерные сети: «На пустующем месте здесь появится целый город», — сказал начальник ГУЭИ края.
К созданию зоны будут привлечены проектные, строительные, дорожные, энергообеспечивающие организации Алтайского края, а это дополнительные рабочие места. Для проектирования игровых комплексов будут приглашаться специалисты. Пока не ясно, какой объем инвестиций готов вложить игорный бизнес. «Когда закон вступит в силу, мы будет иметь дело с конкретными представителями бизнеса, — подчеркнул начальник ГУЭИ края. – Должны быть проведены комплексные консультации, возможно, будет привлечен инвестиционный консультант из-за пределов страны. Это дело очень серьезное, и подходит необходимо к нему комплексно, чтобы учесть все варианты».
Такого объема инвестиций Алтайский край еще не знал.
К газификации будущей игорной зоны в Алтайском крае уже проявляют интерес частные инвесторы. Такие предложения уже поступают.
Недалеко от зон будет проходить магистральный газопровод „Барнаул- Бийск“ с отводом на Белокуриху.
К газификации этих зон будут привлечены в основном частные инвестиции. Это в свою очередь снизит нагрузку на краевой бюджет, и позволит больше выделить средств на газификацию частного сектора.
Как известно, зону предполагается создать на территории Смоленского района — в 22 километрах от села Солоновки.
Сейчас в маленьком селе Солоновка – будущем алтайском «Лас-Вегасе» — цены на землю подскочили в десять раз.

Заключение Таким образом, развитие туристического и игорного комплекса окажет положительный социально-экономический эффект на ситуацию в регионе и будет способствовать стабилизации, а в дальнейшем – росту экономических и производственных показателей промышленности:
·                 повышение объемов выпуска продукции;
·                  повышение уровня занятости населения;
·                  рост доходов населения;
·                  рост доходов физических и юридических лиц;
·                  увеличение поступлений в бюджет.
 Но помимо положительного эффекта это может вызвать обратную реакцию. До сих пор остаются нерешенными вопросы:
·                   Где взять квалифицированный и профессиональный персонал, для облуживания этих зон? Ведь подготовка туристических агентов в Алтайском крае происходит всего в нескольких вузах, и идет она на местном уровне, а ни как не на международном. В индустрии туризма жестокую конкурентную борьбу выдерживают только те туристские организации, которые могут предложить своим клиентам высококачественное обслуживание, а это невозможно без высоко профессионально подготовленного персонала
·                   Очень важная проблема – игорная зависимость. Ей подвержены и молодежь, и старики.
·                   Однозначно усугубится и проблема преступности. Важно защитить детей от этого.
·                   А в эти зоны придут зарубежные или московские крупные компании. И вместо вложения денег в развитие региона, средства будут отсюда вывозиться.
Возможно, что все радужные перспективы и надежды на две особые экономические зоны могут обернуться утечкой больших потоков денежных средств из края в Москву и за границу, а на Алтае останется только преступность.
Эту дилемму может рассудить только время. Ближе к 2009 году мы все уже почувствуем последствия, а будут они положительные или отрицательные предугадать очень сложно.

Список литературы
1.                Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт.: сравнительно-правовой комментарий / Вознесенская Н.Н. – Москва: изд-во «Инфра», 2001г. – 213 с
2.                Евсеенко О.С. Инвестиции в вопросах и ответах: учебное пособие / Евсеенко О.С. – Москва: изд-во «Проспект», 2004 г. – 324с
3.                Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебное пособие / Чудновский А.Д. – Москва: изд-во «Финансы и статистика», 2005 г. – 356 с.
4.                Ковалев В.В., Иванов В.В., Лялин В.А. Инвестиции: учебник / Ковалев В.В. – Москва: изд-во «Проспект», 2003 г. – 496 с
5.                Туризм и гостиничное хозяйство: учебник / Чудновский А.Д. – Москва: изд-во «Юркнига», 2003 г. – 467 с
6.                Социально-экономические аспекты реформирования Алтайского края в 90е годы. – Новосибирск: изд-во ИЭиОПП СО РАН, 2001 г. –162 с
7.                Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции: Материалы международной экономической конференции / под ред. О.П. Мамченко – Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2002г. – 212с
8.                Становление России. Экономика. Анализ технологий. Проблемы. Инвестиции. Перспективы. – Москва: изд-во Regioninforminvest, 2005 г. – 383 с.
9.                Анна Якушева. Хотеть много вредно / А. Якушева // Аргументы и факты. Алтай. – 2006. — №50 – с.30
10.           Андрей Гречанник.Что будет на Алтае к 2009 году: Игорный рай или «отстойник человеческого порока»?/А. Гречанник // Комсомольская правда. Алтай. – 26 декабря 2006 г. – с. 56
11.            Исследовано в России: ИА REGNUM / новости / Алтайская общественность обеспокоена, что проект игорной зоны реализуют кулуарно. – 09.02.2007. – Режим доступа: www.regnum.ru/news/779831.html
12.           Исследовано в России: Турист.ru / новости / события / Игорная зона на Алтае обойдется в 13 млрд рублей. 20.12.2006 – Режим доступа: www.turist.ru/news/events/20/12/2006/49801
13.           Исследовано в России: ИА REGNUM / новости / Алтайский край примет участие в международном инвестиционном форуме MIPIM-2007. – 15.01.2007. – Режим доступа: www.rambler.ru/news/russia/siberia/22/9499414.html
14.           Исследовано в России: ИА «Амител» / новости / К газификации будущей игорной зоны в Алтайском крае уже проявляют интерес частные инвесторы. – 30.01.2007. – Режим доступа: www.amic.ru/news/?news_id=63744
15.           Исследовано в России: ИА «Амител» / новости / Алтайские власти «раскрывают секреты» игорной зоны. – 19.12.2006. – Режим доступа: www.amic.ru/news
16.           Исследовано в России: ИА «Амител» / новости / Сибирский «Лас-Вегас» будет размещен на территории Алтайского края (подробности). – 18.12.2006. – Режим доступа: www.amic.ru/news

Приложение 1. Иностранные инвестиции в экономике России 2006 год.
1.1. По состоянию на конец сентября 2006г. накопленный иностранный капитал[[11]] в экономике России составил 130,0 млрд.долларов США, что на 34,8% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 48,8% (на конец сентября 2005г. – 53,1%), доля прямых инвестиций составила 49,3% (44,9%), портфельных – 1,9% (2,0%).
Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2006г. – Великобритания, Нидерланды, Кипр, Франция, Германия, Индия, Люксембург, Швейцария, США. На долю этих стран приходилось 82,3% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых – 84,3% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В январе-сентябре 2006г. в экономику России поступило 35,3 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 31,7% больше, чем в январе-сентябре 2005 года.

Таблица 1.1
Поступление иностранных инвестиций по типам
Январь-сентябрь 2006г.
Справочно январь-сентябрь 2005г. в % к
млн. Долларов США
в % к
январю-сентябрю 2005г.
итогу
январю-сентябрю 2004г.
итогу
Инвестиции
35323
131,7
100
92,1
100
из них:
прямые инвестиции
10268
155,5
29,1
118,1
24,6
в том числе:
взносы в капитал
6192
131,3
17,5
129,3
17,6
из них
реинвестирование
206
в 5,1р.
0,6
в 2,3р.
0,2
лизинг
41
30,6
0,1
в 7,1р.
0,5
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций
2209
138,6
6,3
133,7
5,9
прочие прямые инвестиции
1826
в 11,6р.
5,2
21,6
0,6
портфельные инвестиции
665
182,3
1,9
160,5
1,4
из них
акции и паи
625
в 2,4р.
1,8
125,3
1,0
прочие инвестиции
24390
122,8
69,0
85,2
74,0
в том числе:
торговые кредиты
6973
163,1
19,7
162,2
15,9
прочие кредиты
17180
111,7
48,6
75,5
57,3
из них:
на срок до 180 дней
1887
92,8
5,3
59,9
7,6
на срок свыше 180 дней
15293
114,6
43,3
78,7
49,7
прочее
237
113,3
0,7
64,4
0,8
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.