Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика»
Выполнила студентка группы ГБ-21 Привалова И.Ю.
Белорусский государственный университет транспорта
Гомель 2007 Введение
Тема данной курсовой работы «Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе».
Развитие общества требует постоянного роста производительных сил в количественном и качественном смысле. Воспроизводственный процесс поддерживается стабильным притоком новых основных и оборотных средств, использованием достижений научно-технического прогресса, дающих неуклонное возрастание эффективности общественного производства. Благосостояние людей строится на создании и реализации социальных программ. Решение всего комплекса таких задач невозможно без привлечения инвестиций. Этим самым и подчеркивается актуальность данной темы в наше время.
Основная задача курсовой работы-изучить современное состояние инвестиционной деятельности Республики Беларусь, понять основные задачи и направления инвестиционной политики.
Данная курсовая работа состоит из шести частей.
В первой главе «Сущность, объекты, источники, цели и виды, классификация инвестиций» даются определения инвестиций, активов, инвестиционной деятельности. Рассматривается классификация инвестиций в зависимости от различных признаков. Поясняется, что является объектом инвестиций, а что субъектом. Указываются источники инвестиций. Во второй части «Формы осуществления и организация инвестиционной деятельности» дается определение инвесторов, субинвесторов, расписываются формы инвестиционной деятельности, права и обязанности инвесторов. В третьей главе «Государственное регулирование инвестиционной деятельности» указываются основные элементы и методы регулирования инвестиционной деятельности. В четвертом разделе «Общая характеристика инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» рассматривается, куда поступает основная часть инвестиционных ресурсов, анализируются основные меры по повышению инвестиционной активности.
В пятой части «Объективные предпосылки и проблемы развития инвестиционной деятельности Республики Беларусь» указываются основные ориентиры, направленные на повышение инвестиционной активности, перечисляются важнейшие инвестиционные проекты в различных отраслях, анализируются наиболее сложные проблемы развития инвестиционной деятельности Республики Беларусь. В последней главе «Инвестиционная привлекательность Белорусской экономики» рассматривается одна из важнейших задача Белорусской экономики- привлечение иностранных инвестиций. Анализируются таблицы «Структура инвестиций в основной капитал» и «Инвестиции в Республику Беларусь по отраслям экономики». Указываются основные мировые производители, с которыми сотрудничает Беларусь. В конце главы перечисляются основные страны- поставщики иностранных инвестиций.
В написании данной курсовой работы были использованы пособия Г.М. Лыча «Инвестиционная политика Беларуси» и Т.К. Савчука «Организация и финансирование инвестиций». Основой для составления таблиц пятой главы служат статистические сборники «Республика Беларусь в цифрах» и «Инвестиции в строительство В Республике Беларусь». Так же при написании различных глав использовались материалы пособий Бугаева «Инновации, инвестиции, эффективность», Гончарова «Управление инвестициями», Давыденко «Белорусский вектор экономического развития», Плотницкого «Микроэкономика и макроэкономика», Шимова «Национальная экономика Беларуси», а также «Национальная экономическая газета». 1. Сущность, объекты, источники, цели и виды, классификация инвестиций
Инвестициями являются финансовые, материальные ресурсы и другие, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.
Необходимость инвестиций обусловлена различными причинами, которые можно объединить в следующие группы:
-обновление материально-технической базы предприятия;
-увеличение объемов и масштабов производственно-хозяйственной деятельности;
-освоение новых видов деятельности;
-повышение качества продукции;
Инвестиции в развитых странах составляют 15-16% совокупных расходов.
К материальным ресурсам относятся здания, оборудование, транспортные средства и другие вещественные объекты, направляемые для предпринимательской деятельности.
Нематериальными имущественными и интеллектуальными ценностями являются: право аренды, право пользования природными ресурсами, техническое и организационное ноу-хау и другие нематериальные ценности.
Величина инвестиций определяется суммированием стоимостной оценки ресурсов и ценностей, направляемых для осуществления предпринимательской деятельности.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в нашей стране, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый Палатой представителей 30 мая 2001 г. и одобренный Советом Республики 8 июня 2001 г. Он устанавливает правовые условия инвестиционной деятельности в стране, защищает права субъектов инвестиционной деятельности всех форм собственности, направлен на эффективное функционирование народного хозяйства.
В рыночной экономике инвестиции привлекаются за плату. По экономическому содержанию плата за инвестиции близка к арендной плате.
Привлеченные инвестиции предприниматели путем инвестиционной деятельности трансформируют в активы. Активами называют объекты, обеспечивающие денежные поступления их владельцу.
Инвестиции можно классифицировать в зависимости от:
— экономического содержания;
— срока вложения;
— собственника вкладываемых ценностей;
— форм инвестирования.
По экономическому содержанию инвестиции делятся на реальные, финансовые и интеллектуальные.
Реальные инвестиции (прямые, производственные) представляют собой вложение средств в реальные активы (сферу производства). Они могут направляться на развитие собственной деятельности или создание новых предприятий и фирм.
Финансовые (портфельные) инвестиции предполагают вложение ресурсов в ценные бумаги, эмитированные государством, другими предприятиями и фирмами. Они предусматривают участие в капитале на временной основе и на условиях получения дохода в виде процентов. Приобретение ценной бумаги фактически является кредитованием эмитента ценной бумаги. Последний в свою очередь принимает на себя обязательства по выплате определенных процентов в течение обусловленного времени, а также возврату по истечении сроков внесенной суммы займа. С другой стороны, приобретение ценных бумаг — это долевое, ограниченное во времени участие в капитале, приобретение права собственности в виде владения ценной бумагой или титулом собственности на определенное имущество.
Интеллектуальные инвестиции осуществляются в виде:
— приобретения исключительных прав пользования: покупка патентов, лицензий на приобретение, промышленных образцов, товарных знаков и т.д.;
— приобретения информационных услуг через наем различного рода специалистов — ученых и практиков по контракту, а также разового приобретения информационных услуг (консультирование, экспертиза, рекомендации и т.д.);
— приобретения научно-технической продукции, то есть интеллектуальных товаров в материальной форме (проектно-сметной документации, программ, методик, ноу-хау). Эти товары могут быть представлены любыми носителями информации: в виде печатной продукции, программного обеспечения для компьютеров; аудио- или видеозаписей;
-вложений в человеческий капитал, то есть затрат на образование, подготовку и переподготовку кадров, обучение, здравоохранение и т.д.
В состав интеллектуальных инвестиций входят вложения в инновации — в новшества, которые приводят к появлению нового или недостающего на рынке товара (услуги) либо уже известного товара с улучшенными характеристиками. В результате инновационной деятельности удовлетворяются потребности производства и других сфер посредством качественного изменения используемых продуктов, обновления средств и способов производства, улучшения предпринимательской и производственной деятельности.
В зависимости от срока, на который вкладываются средства, инвестиции делят на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года).
Инвестиции бывают государственные и частные. Государственные в свою очередь подразделяются в соответствии с формами осуществления на прямые (непосредственно выделяемые из государственного бюджета) и скрытые ( появляющиеся в результате налоговой политики).
Воздействие инвестиций на экономику можно определить, применяя понятия валовых и чистых инвестиций. Валовые инвестиции — это общий объем средств, направляемых на увеличение основного и оборотного капитала в определенном периоде. Сумма валовых инвестиций, уменьшенная на амортизационные отчисления, есть чистые инвестиции. Этот показатель отражает экономическое развитие страны в данном периоде.
Вложение инвестиций юридическими, физическими лицами и государством в производство продукции (работ, услуг) или их иное использование с целью получения прибыли или дохода, а также для достижения иного результата называется инвестицонной деятельностью. Инвестирование может осуществляться в хозяйственно-коммерческие, научные, культурные, благотворительные и любые другие предприятия и проекты, цели которых не противоречат законодательству Республики Беларусь.
Объектами инвестиционной деятельности выступают:
— недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
— ценные бумаги;
— интеллектуальная собственность.
Законодательством Республики Беларусь определен перечень объектов, в отношении которых инвестиционная деятельность, кроме осуществляемой государством, запрещена. Кроме того имеется ряд объектов, которые могут находиться только в собственности государства, но инвестиционная деятельность в отношении которых не исключается.
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики и другие участники инвестиционного процесса (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и т.д.).
Основный субъектом инвестиционной деятельности является инвестор.
Инвесторы- юридические и физические лица, принимающие решения по инвестиционной деятельности и осуществляющие инвестиции(вложения).
Субъектами инвестиционной деятельности в Республике Беларусь могут выступать как белорусские, так и иностранные физические и юридические лица, а также другие государства. Особенности регулирования деятельности инвесторов требуют их деления на национальных и иностранных
Для финансирования инвестиций могут быть использованы внутренние и внешние источники. К внутренним источникам относятся:
— государственные средства;
— собственные ресурсы хозяйствующих субъектов и граждан, которые включают в себя, прежде всего, внутрихозяйственные резервы инвестора в форме прибыли, амортизационных отчислений, денежные средства предприятий, централизуемых ассоциациями в установленном ими порядке. Сюда же следует отнести сбережения населения и страховые суммы в возмещение потерь;
— привлеченные ресурсы — средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, физических и юридических лиц, средства от благотворительных мероприятий;
— заемные средства. Очень большое значение имеют источники финансирования, относящиеся к данной группе. Это банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы.
Внешние источники могут выступать как прямые частные инвестиции и иностранные кредиты и займы.
Роль инвестиций в экономике обуславливается следующими факторами:
-инвестирование ведет к накоплению фондов предприятий, экономическому росту;
-величина инвестиций влияет на объем национального производства и занятость населения;
-нерациональное использование инвестиций может привести к замораживанию производственных ресурсов;
На величину инвестиций влияют:
-размер сбережений- чем больше сбережений, тем, как правило, больше объем инвестиций;
-величина дохода- чем больше доход, тем больше возможностей для инвестирования;
— доходы предприятий, их затраты и ожидания.
Непосредственными факторами, определяющими инвестиции, являются:
-ожидаемая норма прибыли
— реальная процентная ставка
Таким образом, инвестиции представляют собой ресурсы и ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности. И у собственника есть два варианта их использования: во-первых, за плату передать их для осуществления предпринимательской деятельности т.е. осуществить инвестиции и стать инвестором; во-вторых, самостоятельно трансформировать инвестиции в активы, необходимые для производства товаров или предоставления услуг. Иначе говоря: собственник будет участником инвестиционной деятельности. 2. Формы осуществления и организация инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность — это действия юридических, физических лиц и государства по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или иному их использованию для достижения значимого результата — получения прибыли, дохода, решения социальной проблемы и т.д. Эти действия могут совершаться как каждым инвестором в отдельности, так и вместе с другими.
Формы инвестиционной деятельности определены Инвестиционным кодексом Республики Беларусь как:
создание юридического лица;
приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
— доли в уставном фонде юридического лица;
— недвижимости;
— ценных бумаг;
— прав на объекты интеллектуальной собственности
— концессий;
— оборудования;
— других основных средств.
Среди субъектов инвестиционной деятельности различают непосредственно инвесторов и субинвесторов.
Инвесторы. — юридические, физические лица, а также государство, осуществляющие инвестиционную деятельность. Государство, а также его административно-территориальные единицы, выполняют функции инвестора через уполномоченные ими лица. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также исполнять обязанности любого другого участника инвестиционной деятельности.
Юридические и физические лица, осуществляющие организацию и управление инвестиционной деятельностью, называются субинвесторами.
Инвесторы имеют права и обязанности, несут ответственность и риски, связанные с инвестиционной деятельностью. Они самостоятельно определяют направления и объемы инвестиций, рассчитывают их эффективность, могут привлекать для осуществления инвестиционной деятельности граждан и юридических лиц. После оплаты результатов инвестиционной деятельности инвесторы вправе ими владеть, пользоваться и распоряжаться. Однако законодательством могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой такого права, но не исключает возможности владения, пользования и распоряжения в пределах полномочий, определенных собственником или законом. Инвестор в этом случае участвует в доходах от эксплуатации такого объекта. После приобретения права собственности на имущество инвестор может использовать его в качестве гарантий по всем видам обязательств.
Инвестор может передавать право пользования, владения и распоряжения инвестициями и их результатами субинвестору. Субъекты инвестиционной деятельности имеют право хранить свои денежные средства в порядке и на условиях, определяемых законодательством.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности регулируются договором (контрактом), который заключается на основе принципов добровольности и равноправия сторон. Условия такого договора (контракта) сохраняют свою силу на весь период действия. Изменение его может осуществляться только по соглашению сторон. Расторжение договора возможно по требованию одной стороны.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь инвестиционная деятельность допускается при наличии необходимых разрешений государственных органов и специализированных служб на капитальное строительство, лицензий на право осуществления работ, требующих соответствующей аттестации. Инвестор обязан соблюдать нормы и стандарты, иметь заключения экспертизы инвестиционных проектов в части соблюдения санитарно-гигиенических и экологических норм. Он также обязан выполнять требования государственных органов и должностных лиц, соответствующие их компетенции. 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Свободный выбор метода инвестирования — характерная черта рыночной экономики. Инвестор делает выбор объекта для инвестирования исходя из эффективности проекта. В расчет принимаются затраты, прямо оказывающие влияние на доходность проекта. Однако развитие науки, культуры, создание других социально значимых объектов, охрана окружающей среды — это те объекты, которые не всегда могут принести доход, а чаще – убыточные.--PAGE_BREAK--
Вмешательство государства обоснованно и необходимо в случаях:
-решения общенациональных проблем;
-решения социальных проблем отдельного региона;
-изменения экономической стратегии государства;
-если реализация инвестиционного проекта приведет к отрицательным последствиям.
Таким образом, государство обязано направлять инвестиционную деятельность на выполнение мероприятий, включенных в проводимую им экономическую, научно-техническую, социальную и природоохранную политику.
Государственное регулирование имеет в своем арсенале набор инструментов, применение которых позволяет включиться рыночному саморегулированию. Чаще всего это происходит путем внедрения в систему стимулирования заданных государством элементов. Такими элементами выступают амортизационная политика, налоги, льготное кредитование и др.
Однако в целом ряде случаев экономических стимулов недостаточно. Решение отдельных проблем, к примеру, требует большого объема средств и при этом не обещает видимой отдачи в обозримом будущем. Другими словами, их финансирование относительно убыточно. Относительность выражается в невозможности определения прямого экономического эффекта по инвестиционному проекту. Это проекты, направленные на улучшение социальных, культурно-бытовых условий. Источниками такого финансирования выступают государственный и муниципальные бюджеты. В государстве имеется еще один элемент регулирования инвестиционной деятельности — система выбора инвестиционных проектов, не имеющих прямого реального эффекта.
Система государственного инвестиционного регулирования включает органы, управляющие финансовой системой, определяющие кредитную политику, а также органы законодательной и исполнительной власти.
В условиях, когда рыночные механизмы работают нормально, участие государства в инвестиционной деятельности минимально. За счет ряда стимулов вопросы инвестирования решаются хозяйствующим субъектом. При этом на государство воздвигается лишь контрольная функция.
Государственное регулирование может осуществляться прямым (административным) и экономическим методами. Прямое управление (или административный метод) подразумевает создание законодательной и нормативно-правовой базы путем принятия законов, декретов, постановлений и т.д. Правовая база инвестиционной деятельности должна основываться на принципах, действующих в мировой практике. К ним относятся:
— стабильность;
-последовательность, исключающая противоречия в принимаемых законах и нормативных актах;
-информированность всех заинтересованных сторон;
-прозрачность, не допускающая толкование в интересах любой из сторон инвестиционной деятельности, возможность опротестования противоправных действий любой стороны или лица, а также органов исполнительной власти;
-равенство перед законом всех участников инвестиционной деятельности;
-благоприятствование активизации инвестиционной деятельности;
-интеграция государства в мировую экономику;
-обеспечение национальной безопасности.
Немаловажную роль в управлении инвестиционным процессом играет кредитная политика. Высокие процентные ставки | уменьшают инвестиционную активность. Снижение их уровня позволяет расширить круг инвесторов.
Правильная валютная политика также оказывает воздействие на инвестиционную деятельность. Реальность валютных | курсов дает возможность беспрепятственно приобретать и реализовывать иностранную валюту, соизмерять затраты на реализацию инвестиционного проекта с мировыми аналогами и т.д.
Амортизационная политика, в том числе метод ускоренной амортизации, позволяет обновлять основные фонды, внедрять прогрессивные технологии и, как следствие, — влияет на повышение качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.
В системе мер, оказывающих влияние на инвестиционную деятельность, есть и такие, как установление государственных норм и стандартов, условий пользования землей и другими ресурсами, ценовая политика, система финансирования и кредитования капитальных вложений, разгосударствление и приватизация государственной собственности.
В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь регулирование инвестиционной деятельности предусматривается двумя методами: методом прямого участия в инвестиционной деятельности и созданием благоприятных условий для ее развития.
Прямое участие в инвестиционной деятельности предполагает:
-принятие государственных инвестиционных программ;
-использование бюджетных ассигнований в качестве источника финансирования инвестиционных мероприятий;
-выделение централизованных инвестиционных ресурсов на условиях платности, срочности и возвратности;
-государственную экспертизу инвестиционных проектов;
-гарантию Правительства Республики Беларусь в случае привлечения кредитов в качестве источника финансирования инвестиционных проектов;
-предоставление концессий для национальных и иностранных инвесторов.
Метод создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности проявляется, прежде всего, в оказании инвесторам государственной поддержки. Важными направлениями его реализации являются:
-защита интересов инвесторов;
-установление на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;
-определение условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
-принятие антимонопольных мер и пресечение недобросовестной конкуренции;
-определение условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
-содействие в развитии рынка ценных бумаг;
-проведение эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики.
Намечается использовать и другие формы и методы государственного регулирования, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
Таким образом, вторжение государства в инвестиционную сферу — это нормальная мировая практика, направленная на развитие инвестиционного процесса и решение первоочередных задач, связанных с развитием общества. 4. Общая характеристика инвестиционной деятельности в республике беларусь
Инвестиционная политика в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года и с учетом принятой концепции создания социально ориентированной рыночной экономики при активном влиянии государства на формирование производственных и общественных отношений во всех сферах народного хозяйства.
С помощью мер государственной поддержки, стимулирования налогового и таможенного льготирования основная часть инвестиционных ресурсов поступает на обеспечение приоритетных направлений — на техническое перевооружение производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности строительных материалов и изделий, увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки пищевой продукции; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи, строительство жилья.
Наиболее высокие темпы среднегодового прироста инвестиций (7— 12%) предусматривались в 2001-2005 гг. с последующей стабилизацией инвестиционно-воспроизводственных процессов до уровня 6,2-8,0% в следующем пятилетии. В первом пятилетии общий объем инвестиций увеличился в 1,5-1,7 раза, а за 2006-2007 гг. — в 1,4 -1,5 раза. Удельный вес их в ВВП в 2005 г. составил 23-23,2%, а в 2007 г. — 23,3-24,9%.
Основным источником финансирования капитальных вложений остаются собственные средства предприятий (более половины общего объема инвестиций), которые формируются за счет прибыли и амортизационных отчислений.
Реализация наиболее важных целевых инвестиционных проектов предусматривает их поддержку бюджетным финансированием, причем строго на конкурсной и возвратной основе. Главными критериями отбора проектов для совместного государственно-коммерческого финансирования будет эффективность инвестиций и срок окупаемости (1 -3 года).
Основная часть капитальных вложений из республиканского и местных бюджетов сосредотачивается на решении наиболее острых проблем социальной сферы: развитии науки, здравоохранения, просвещения, культуры и строительство жилья. Ресурсы концентрируются в целях снижения объемов незавершенного строительства и обеспечения своевременного освоения выделенных средств и ввода в действие объектов. Внешнее финансирование (в первую очередь за счет прямых иностранных инвестиций, а также кредитов) предполагается в размере около 5% от общего объема инвестиций. Инвестиционные ресурсы за счет средств населения на основе стабилизации реальных доходов и восстановления доверия к банковским учреждениям планируются в размере 10%.
Основными мерами по повышению инвестиционной активности субъектов хозяйствования всех форм собственности являются:
-мобилизация средств населения в сферу инвестирования за счет создания нового вида сбережений — долгосрочных инвестиционных вкладов под гарантии государства;
-активизация инвестиционной деятельности коммерческих банков через систему гарантий правительства под заемные средства, предоставляемые банками для реализации экономически значимых инвестиционных проектов;
-усиление роли государственных инвестиций на основе поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов:
-усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе:
-расширение системы лизинговых операций для решения проблемы модернизации и технического перевооружения производств без значительного стартового капитала (особенно в сфере малого предпринимательства);
-развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ.
Решение социально-экономических задач развития требует принятия ряд мер по активизации инвестиционной деятельности в республике.
Прежде всего, следует обеспечить стабильность законодательной и норма-тивной базы в инвестиционной сфере. Принятие Инвестиционного кодекса будет способствовать созданию условий для инвестиционных вложений в экономику страны. Необходимо также сделать активные шаги по привлечению внешнего финансирования. Мировой опыт показывает, что практически все страны, сумевшие достичь экономического прогресса в последние десятилетия, стимулировали и использовали приток иностранного капитала. Для активизации его привлечения в Республику Беларусь необходимо осуществить ряд мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, снижение инвестиционных рисков и установление более полного взаимопонимания с Международным валютным фондом и Мировым банком. 5 Объективные предпосылки и проблемы развития инвестиционной деятельности в республике Беларусь
Повышение инвестиционной активности в настоящее время стало ключевой проблемой экономического развития Республики Беларусь. В соответствии с принятыми стратегическими ориентирами при реформировании экономики предусматривается создание эффективной экономической системы, сбалансированной по необходимым темпам социально-экономического развития страны и достижению соответствующей этому уровню развития производительности в реальном секторе экономики. Реализация этих целей требует проведения структурных изменений, прежде всего, в промышленном производстве. Без инвестиций невозможна структурная перестройка белорусской промышленности и преодоление серьезных трудностей в повышении эффективности производственной сферы.
Положительное влияние на процессы реформирования отечественных предприятий могут оказать создание белорусско-российских финансово-промышленных групп (ФПГ) и акционирование белорусских предприятий с участием иностранных инвесторов. Такое акционирование отечественных предприятий может стабилизировать их работу за счет устойчивого обеспечения сырьем, инвестирования проектов по техническому обновлению и выпуску новой высококачественной продукции, созданию и освоению новых видов конкурентоспособной продукции. Совместные программы развития производства бытовой техники (холодильники, морозильники, телевизоры, стиральные машины и др.), а также проводимые изменения в машиностроении уже сегодня способствуют повышению конкурентоспособности отечественной продукции. В то же время дальнейшее развитие работ в этом направлении требует существенного повышения активности инвестиционной деятельности, что в свою очередь требует практических действий по созданию благоприятного инвестиционного климата, а также активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности на предприятиях. В сложившихся условиях в экономике выживание и успех проводимых реформ больше чем когда-либо зависят от эффективности принимаемых инвестиционных решений и их реализации.
Рассматривая проблемы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, необходимо, прежде всего, остановиться на основных аспектах этой проблематики, определяемой инвестиционной триадой:
1. приоритеты развития экономики Республики Беларусь;
2. эффективные инвестиционные проекты;
3. поиск и привлечение инвестиций;
Современные условия требуют выработки новых взглядов на проведение инвестиционной политики, новых методов ее осуществления.
В соответствии с принятыми решениями и программами развития приоритетными в Беларуси являются практически все основные сферы экономики. Однако для конкретного решения проблемы активизации инвестиционной деятельности этого недостаточно. Необходимо уточнить основные составляющие выделенных приоритетов (т.е.определить, что приоритетно развивать в машиностроении, что в агропромышленном и энергетическом комплексах и т.д.). Другими словами, необходимо углубить видение проблем, сформулировать и подчеркнуть важность конкретных приоритетов. Эти проблемы нашли или находят свое разрешение при формировании прогнозов и стратегических направлений развития национальной экономики на 2008 -2010 гг.и на последующие годы.
К важнейшим инвестиционным проектам относятся:
-в промышленности — модернизация базовых отраслей (авто-, тракторо-, сельхозмашиностроения, точного станкостроения, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности) с целью увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции; ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных производств, выпускающих значительную часть продукции на экспорт, а также импортозамещающих производств (разработка и организация производства диагностических и контрольно-измерительных приборов, технологического, медицинского оборудования, специальных и уникальных научных приборов; развитие средств связи, телекоммуникаций, производство видео-, аудио-, вычислительной техники, телевизоров; создание промышленных лазеров; разработка и изготовление новых конструкционных и наноматериалов для использования в различных областях техники; производство средств транспортировки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также средств малой механизации, комплектующего оборудования для сельского хозяйства; выпуск новых энергонасыщенных тракторов, автомобилей, в том числе малой грузоподъемности; производство автобусов, троллейбусов, дорожно-строительной техники; промышленное освоение производств малотоннажной химии). Реформирование предприятий должно включать широкий комплекс мер, направленных на их реструктуризацию с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и адаптацию к рыночным условиям. В качестве основных направлений комплексной реструктуризации предприятий предусматриваются перепрофилирование производства, совершенствование его организации, внедрение маркетинга, переход к новым структурам и децентрализация управления, внедрение новых и высоких технологий, кадровая реструктуризация;
-в строительном комплексе — модернизация и расширение производства высокоэффективных строительных материалов и конструкций (цемента, эффективных стеновых, кровельных и теплоизоляционных материалов, столярных изделий, гипсовых вяжущих, строительного стекла, конструкций из легкого ячеистого бетона), освоение новых мощностей на базе энергосберегающих технологий;
-в агропромышленном комплексе — углубление специализации сельскохозяйственного производства (развитие животноводства, картофелеводства и льноводства); интенсификация производства, техническое и технологическое переоснащение отраслей АПК с целью снижения себестоимости продукции и повышения ее качества; совершенствование государственной поддержки и реформирование сельскохозяйственных организаций в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2008—2010 гг.; продолжение
--PAGE_BREAK--
-в системах производственной и социальной инфраструктур — реализация инвестиционных проектов, предусматривающих решение проблем энерго- и водоснабжения, транспорта и телекоммуникаций, оздоровления народа (жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура).
Наиболее важные инвестиционные проекты будут поддерживаться государством за счет бюджетного финансирования на конкурсной и возвратной основах. Основным источником финансирования (более половины общего объема инвестиций) станут средства предприятий и организаций, в том числе кредиты банков. Собственные средства предприятий и организаций, которые формируются за счет прибыли и амортизации, составят около трети общего объема инвестиций.
Наиболее острой остается проблема наполнения приоритетных направлений эффективными инвестиционными проектами. Разрешению этой проблемы должны предшествовать серьезные предынвестиционные исследования, разработка технико-экономических обоснований проектов с учетом углубленных исследований рынков сырья и сбыта предлагаемой продукции и услуг, оценки реальных финансовых возможностей предприятий, а также обоснованной оценки ожидаемых результатов (выгод) от реализации конкретных проектов. Инвестиционные проекты необходимо подвергать строгой экспертизе на уровне мировых стандартов с учетом адаптации конкретных методов и методик оценки к белорусским условиям (налоговое окружение, инфляционные процессы, риски и т.д.).
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих выходу социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси из кризиса, является недостаток инвестиций и амортизационных фондов, что ограничивает возможности поддержания простого воспроизводства в основных отраслях и лишает нормальных источников расширенное воспроизводство, а следовательно, тормозит структурную перестройку экономики.
Проблема поиска источников инвестирования раскрывается одновременно на теоретическом и практическом уровнях. В рамках концепции экономического роста решается на модельном теоретическом уровне экономико-математическая задача определения нормы производственного накопления и ее соотношения с нормой потребления, соответствующей экономическому росту государства, политике занятости населения и роста его благосостояния.
В республике разработана новая концептуальная схема стратегии инвестиционного процесса, эффективность которого должна сказываться на абсолютном росте потребления и удельном потреблении каждого ее жителя. Эта концепция призвана придать инвестиционному процессу статус постоянного динамизма воспроизводства и перехода от «недовоспроизводства» к простому, а затем к расширенному типу воспроизводства.
6 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ
На сегодняшний день задача привлечения иностранных инвестиций возведена в ранг государственных. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики требует совместных усилий государств, заемщиков и банковского сектора. Анализ ситуации в денежно-кредитной сфере, бюджете и реальном секторе показывает, что использования только процентной политики явно недостаточно для того, чтобы эффективно понизить инфляцию, укрепить национальную валюту и поддержать реальный сектор экономики. Как показывает международный опыт, необходимо также проведение глубоких структурных реформ, а при отсутствии достаточных внутренних накоплений — привлечение иностранных инвестиций, прежде всего в форме прямых вложений, а также иностранных кредитов.
Учитывая, что для обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров и удержания национальными производителями рынков сбыта необходимо четкое управление затратами предприятия, остро стоит вопрос переоснащения производства и внедрения новых технологий. Для реализации этих задач необходимо изыскать соответствующие финансовые ресурсы. Традиционно такими источниками выступают как собственные средства организации (прибыль, амортизация), так и привлеченные ресурсы (кредиты банков, кредиторская задолженность, средства инновационных фондов, субсидии государства).
Одним из основных направлений экономической политики Республики Беларусь является улучшение инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с тем, что с мая 2004 г. Беларусь стала восточной границей Европейского союза и интерес к республике со стороны зарубежных предпринимателей возрос. Размещая свои производственные мощности в Беларуси, иностранный инвестор получает прямой доступ к рынку республики и 10 миллион человек и к 200-миллионному комбинированному рынку стран Евразийского сообщества: России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Для европейских и других зарубежных компаний это прекрасная возможность расширить масштабы и доходность своей деятельности.
Необходимо отметить, что объем инвестиций в значительной мере зависит от размера сбережений в экономике страны. В течение ряда лет инвестиционные процессы финансировались в Беларуси преимущественно за счет бюджетного финансирования и кредитования. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует; что по мере укрепления позиций национальной экономики главную роль в инвестиционных процессах начинают играть предприятия.
Таблица 1- Структура инвестиций в основной капитал, в % 2004 2005 2006 Инвестиции в основной капитал, всего 100 100 100 в том числе за счет Республиканского и местных бюджетов 25,3 22,5 20,1 Инновационных фондов 5,8 6,4 5,8 Предприятий и организаций 47,1 47,4 57,4 Населения 17,3 19,6 12,5 Иностранных кредитов 4,6 4,1 2,8
В структуре инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь (таблица. 1) традиционно превалируют собственные (внутренние) источники, на долю которых приходится около 96—97 % всех вложений. Среди всех источников финансирования лидирующие позиции принадлежат средствам предприятия, доля которых на протяжении 2004-2006 гг. стабильно увеличивалась. И, напротив, доля централизованных источников (республиканский и местные бюджеты, инновационные и другие внебюджетные фонды) снижалась: с 31,1 % в 2004 г. до 25,9 % в 2006 г. На фоне положительной динамики инвестиций в основной капитал в целом по стране необходимо отметить незначительность и сокращение доли инвестиций за счет иностранных заимствований с 4,6 в 2004 г. до 2,8 % в 2006 г.
В Республике Беларусь в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, что подтверждает созданный и успешно развивающийся сектор экономики, основанный на частных иностранных инвестициях. По состоянию на 1 января 2004 г., в республике работает около 3000 компаний, организованных с участием инвесторов из 77 стран мира. Наибольшее количество совместных и иностранных предприятий создано с Россией (579), США (419), Германией (341), Польшей (320), Литвой (205). В уставные фонды зарубежные инвесторы перечислили около 600 млн дол. США.
Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями — транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные предприятия с немецким концерном «МАНН» (выпуск автомобильной техники) и компанией «Карл Цейс» (производство оптических изделий). Успешно работают иностранные предприятия, такие как «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Унрмедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Инко-Фуд» (производство мясных изделий), СП ОАО «Спартак» (производство кондитерских изделий), ООО СП «Фребор» (производство искусственных почек и материалов для почечно-заменительной терапии), СП ЗАО «Юнисон» (производство деталей и принадлежностей для автомобилей), СП «Гражданский проект» (строительство), СП 000 «Мобильная цифровая связь» (система подвижной сотовой связи стандарта С5М), ИП 000 «Маерск Медикал» (производство одноразовых шприцов) и другие.
Совместные и иностранные компании вносят существенный вклад в некоторые показатели белорусской экономики. Инвестиции в основной капитал совместных и иностранных предприятий в 2006 г. составили более 340 млн дол. США или 11 % от общего объема национальных капиталовложений. Совместные и иностранные организации активно осуществляют внешнеторговую деятельность, экспортируя 17 % национального экспорта и импортируя 20 % республиканского импорта
Для повышения инвестиционной привлекательности страны в областных центрах и городе Минске созданы свободные экономические зоны, которые представляют территории со специальными налоговыми, таможенными и регистрационными режимами и дают дополнительные льготы инвесторам.
В республике проводится политика поступательного развития свободных экономических зон. Увеличивается количество зарегистрированных и действующих резидентов, объемы производства, выручка и прибыль от реализации продукции, расширяются экспортно-импортные потоки, вводятся дополнительные рабочие места, создаются условия для привлечения инвестиций, совершенствуется нормативно-законодательная база, регламентирующая их деятельность.
Одним из наиболее перспективных путей привлечения иностранных инвестиций является участие иностранных инвесторов в процессе приватизации.
Таблица 2- Инвестиции в Республику Беларусь по отраслям экономики, млн США Отрасль экономики 2005 2006 Промышленность 329000,3 423530,7 Транспорт 68922,9 57173,6 Связь 168400,6 222567,8 Торговля и общественное питание 393279,4 464613,2 Общая коммерческая деятельность 278264,4 292158,5 Отрасль экономики 2005 2006 Прочие отрасли 68589,4 57337,6 Итого 1306457 1517381,4
Анализ отраслевой структуры привлеченных в 2006 г. иностранных инвестиций в Республике Беларусь показывает, что в основном они сконцентрированы в четырех отраслях экономики: торговле и общественном питании, промышленности, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и связи.
Основными странами-инвесторами в экономику Беларуси в 2006 г. стали Швейцария (518 млн США, или 34,1 % от общего объема поступлений), Россия (306,6 млн, 20,2 %), Германия (105,8 млн, 7 %), Великобритания (100,1 млн, 5,6 %), США (83,9 млн, 5,5 %). 78,5 % общего объема накопленного иностранного капитала пришлось на 10 стран (табл.3)
Таблица 3- Страны — основные поставщики иностранных инвестиций Страна Поступления за 2006 г. Россия 306,6 Швейцария 518 Германия 105,8 Великобритания 100,1 США 83,9
Таким образом, Республика Беларусь находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ. Так же экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг. Заключение
В данной курсовой работе рассмотрена общая характеристика инвестиций и инвестиционная деятельность Республики Беларусь на современном этапе.
В ходе данной курсовой работы мы выяснили, что:
1. Под инвестициями понимаются ресурсы, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли или социального эффекта. Инвестиции можно классифицировать в зависимости от экономического содержания, срока вложения, собственника вкладываемых ценностей, форм инвестирования. Лица, осуществляющие инвестиции и инвестиционную деятельность, называются субъектами инвестиционной деятельности. Объектами инвестиционной деятельности выступают: недвижимое имущество, ценные бумаги, интеллектуальная собственность.
2. Инвестиционная деятельность- вложение инвестиций юридическими, физическими лицами и государством в производство продукции или их иное использование с целью получения прибыли или дохода, а также для достижения иного результата. Инвесторы — юридические, физические лица, а также государство, осуществляющие инвестиционную деятельность. Они имеют права и обязанности, несут ответственность и риски, связанные с инвестиционной деятельностью.
3. Вмешательство государства обоснованно и необходимо в случаях: решения общенациональных проблем, социальных проблем отдельного региона, изменения экономической стратегии государства, отрицательное последствие инвестиционного проекта. Государство регулирует инвестиционную деятельность с помощью амортизационной политики, налогов, льготного кредитования и др.
Государственное регулирование может осуществляться прямым и экономическим методами.
4. Основная часть инвестиционных ресурсов поступает на обеспечение приоритетных направлений. Основным источником финансирования капитальных вложений остаются собственные средства предприятий. Существуют различные меры по повышению инвестиционной активности субъектов хозяйствования.
5. Главные проблемы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь: приоритеты развития экономики Республики, эффективные инвестиционные проекты, поиск и привлечение инвестиций.
6. Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций. Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно-климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно-технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса. Список литературы
1) Бугаев, В.П. Инновации, инвестиции, эффективность: пособие/ В.П. Бугаев. –Гомель: УО «Бел ГУТ», 2005.-139 с.
2) Гончаров, В.И. Управление инвестициями: учеб.-метод. Комплекс/ В.И. Гончаров, В.Я. Стариков. Минский ин-т управления.-Мн.: Изд-во МИУ, 2005.-160с.
3) Давыденко, Л.Н., Давыденко, Е.Л. Белорусский вектор экономического развития: учеб. пособие/Л.Н. Давыденко, Е.Л. Давыденко.-Мн.: БГПУ, 2006.-159 с.
4) Инвестиции и строительство в Республике Беларусь: Стат. Сб. Мн.: Минстат РБ, 2006. -274 с.
5) Лыч, Г.М., Инвестиционная политика Белоруси (анализ, проблемы, предложения): пособие/ Г.М. Лыч.-Мн.: БГЭУ. 2005. 159 с.
6) Микро и макроэкономика: Учеб. пособие/ М.М. Плотницкий, Л.В. Воробьева и др.; Под ред. М.И. Плотницкого.-2-ое изд. cтереотип.-Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005.-244с.
7) Национальная экономика Беларуси: пособие/ В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович (и др.); под ред. д-ра экон. Наук, проф. В.Н. Шимова.- 2-ое изд., перераб. и доп.-Мн.: БГЭУ, 2006. 751с.
8) Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие/ Т.К. Савчук, В.И. Шевчук, А.А. Бевземок и др.; Под ред. Т.К. Савчук.-Мн.: БГЭУ, 2006.-196с.
9) Панкевич, С., Инвестиции. К нам и от нас// Нац. эк. газета. 2006.№12
10) Республика Беларусь в Цифрах: Крат. Стат. Сб. Мн.: Минстат РБ, 2005. 267с.
Удобная ссылка:
Скачать реферат бесплатно
подобрать список литературы
Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе