--PAGE_BREAK--· Индекс цен производителей (ИЦП). Этот индекс отличается от индекса потребительских цен по охвату, т.к. учитываются цены на сырьё и полуфабрикаты.
Рисунок3. ИПЦ и ИЦП в РФ за период 1998-2000гг.
· Дефлятор валового национального продукта(ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен).
· Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
приблизительное количество 70
лет, необходимых для = ----------------------------------------
освоения темпов инфляции темп ежегодного увеличения уровня цен (%)
1.4. Основные виды инфляции
Существует несколько видов инфляции. Прежде всего, те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:
· Ползучая, или умеренная (рост цен до 10% в год). Может считаться позитивным явлением, если сопровождается ростом деловой активности и отражает процессы инвестирования, внедрения новых технологий и выпуска новых видов продукции. Действительно, в период введения новой технологии большинство предприятий, пользуясь приобретённым конкурентным преимуществом и неэластичного спроса на продукцию, практикуют маркетинговую стратегию «снятия сливок», а также следуют политике ускоренной амортизации. В результате в первые годы внедрения новшеств отношение цена/качество, как правило, растёт. Этому также способствуют высокие предельные издержки вследствие низкой степени освоенности рынка и невозможности полноценного использования эффекта масштаба. Инфляцию такого рода удачно объяснил в начале ХХ века австрийский экономист Й.Шумпетер — в период развития, «созидательного разрушения», индуцированного инновационного процесса происходит эмиссия кредита (в том числе за счёт лучшего освоения потенциального значения денежного мультипликатора), а инфляция является способом перераспределения покупательной способности.
Подобный темп инфляции характерен для многих стран Запада. Ползучая инфляция не сопровождается кризисными потрясениями. Она стала привычным элементом рыночной экономики. Более того, кейнсианцы считают, что относительно невысокий, «трёхпроцентный» темп инфляции может быть использован для стимулирования производства. Допустимый темп «привычной» инфляции зависит от конкретных; он неодинаков для различных стран.
· Галопирующая (от 20 до 200 % в год). Обычно периоды взлёта цен на отдельные товарные группы чередуются с периодами их относительной стабильности. Так как динамика цен на разные товары и услуги на совпадает во времени, в целом наблюдается относительно плавная повышательная тенденция общего уровня цен, в которой можно обнаружить только сезонные колебания.
Этот вид инфляции, в отличие от ползучей, становится трудноуправляемой. Он характерен для стран с переходной экономикой. В первой половине 90-х гг. темпы прироста розничных цен в Польше находились в пределах от 20 до 70 %; в Венгрии — от 19 до 35 %; в Чехии и Словакии — от 10 до 55-60 %.
· Гиперинфляция (по критерию американского экономиста Ф.Кейгана, рост цен составляет 50% и более в год). Гиперинфляция — неуправляемый процесс, подогреваемый самовоспроизводящимися инфляционными ожиданиями. Во время гиперинфляции наблюдается бегство от денег, а цены пересматриваются практически каждый день. Производство дезорганизуется, так как производителям неясно, какие цены устанавливать на отпускаемую ими продукцию. Чтобы определить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстёгивает рост цен и инфляция начинает кормить сама себя.
Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после Первой мировой войны. В Германии в 1923 году уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработанную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно. Также гиперинфляция возникала в России в период НЭПА, в некоторых странах Латинской Америки (70-80-е годы ХХ века), на Украине и в Казахстане в начале 90-х годов. Россия в 1992 году близко подошла к состоянию гиперинфляции, однако за весь период рыночных реформ не было ни одного месяца, когда рост цен достиг бы 50% (цены за один год возросли в 30 раз).
\s
Рисунок 4. Динамика роста потребительских цен (раз) в 1992 — 1999 гг.
При такой инфляции возникает условный баланс убытков и выигрышей (табл. 3-приложение).
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия — соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:
· Сбалансированная инфляция. Цены растут одновременно и в одинаковой степени на все товары и услуги, а также на факторы производства. Такая инфляция не влияет на перераспределительные процессы и выражается только в повышении общего индекса цен. В реальности сбалансированная инфляция практически не встречается, потому что разные рынки обладают разной скоростью и степенью приспособляемости к новой рыночной ситуации.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.
· Несбалансированная инфляция. Наблюдается неравномерный во времени и в динамике рост цен. При этом происходит изменение относительных (реальных) цен на различные блага, что вызывает структурные сдвиги в экономике. Фактически, любая инфляция является несбалансированной.
В России в 91-95 гг. преобладала несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережал рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышала цену всего сложного прибора и т. п. Например, завод «Русский дизель» (Санкт-Петербург) выпускает промышленные насосы. На насосах устанавливался манометр. Несбалансированная инфляция привела к тому, что цена манометра (внешняя поставка) стала, чуть ли не дороже самого насоса. Если же просто включить возросшую цену манометра в цену изделия, то насосы было бы трудно продать. Варианты выхода из ситуации: производить манометры самостоятельно, переходить на другой вид продукции или ждать очередного витка дефицитной инфляции, когда товар все же удастся реализовать.
Несбалансированность инфляции — большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не могла, индустриальное возрождение России было нереальным. Были возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен, как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.
С точки зрения третьего критерия (по степени прогнозируемости) выделяют:
· Прогнозируемая (антиципируемая) инфляция. Ожиданияизменения цен являются рациональными и в целом безошибочными. Позволяет хозяйствующим субъектам приспособиться к меняющейся рыночной конъюнктуре и в максимально возможной степени защитить свои интересы.
· Непрогнозируемая (неантиципируемая) инфляция. Ожидания изменения цен на собственную продукцию и факторы производства не являются достоверными и полными, носят адаптивный характер, а приспособление происходит только через некоторый промежуток времени и частично.
В условиях информационной неопределённости и несовершенства знаний относительно механизмов функционирования экономики инфляция, как правило, является полностью прогнозируемой.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой — особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
Различные виды инфляции схематически можно изобразить следующим образом:
Ожидаемая
Неожидаемая
Сбалансированная
№ 1
№ 2
Несбалансированная
№ 3
№ 4
Таблица 4. Различные виды инфляции.
Комбинация №1 в схеме (ожидаемая + сбалансированная инфляция) наименее опасна. Комбинация № 2 более опасна (неожидаемая, но сбалансированная). Комбинация № 3 означает нарастание отрицательных последствий инфляции для вашего бизнеса. И, наконец, комбинация №4 (несбалансированная + неожидаемая) — наихудшая из всех. Нарастание номера комбинации означает нарастание трудностей адаптации к ней. К этому добавим, что чем быстрее растут цены (вспомним критерий темпов роста), тем сильнее негативные последствия любой из четырех комбинаций.
Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация №1 в сочетании с умеренным ростом цен (до 10% в год). Она тонизирует реальное инвестирование, т. е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения замены и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов продукции, ибо от денег надо побыстрее переходить к производственным вложениям.
Несбалансированность и непредсказуемость инфляции в СНГ разрушало психологическую устойчивость людей, которые все менее надеялись на торможение роста цен. Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное промышленное лобби в парламентах.
Глава 2. Последствия инфляции.
2.1.Социально-экономические последствия инфляции.
Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимул к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.
Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты. Интернационализация производства облегчает пересброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую отсталость.
Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги.
Итак, социально-экономические последствия инфляции выражаются в:
· перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;
· обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
· постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
· неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;
· искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;
· закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;
· сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;
· обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;
· возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;
· активном развитии теневой экономики, в её «уходе» от налогообложения;
· снижении покупательной способности национальной валюты и искажении её реального курса по отношению к другим валютам;
· социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.
Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб стабильности предприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, ее населению, подрывают доверие народа к правительству.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Кривая Филлипса.
Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956г.г. О. Филлипс показал кривую, отражающую обратную зависимость, между уровнем ставок заработной платы и уровнем безработицы (рис.5). При этом было установлено, что увеличение безработицы в Англии свыше 2,5-3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение сопровождается повышением цен и заработной платы. Таким образом, уровень заработной платы и уровень занятости взаимосвязаны: с повышением зарплаты занятость растёт, а безработица (обратная сторона занятости) снижается. Но повышение денежной заработанной платы означает рост издержек, а, следовательно, и цен. В результате рост цен (т.е. инфляция) выступает в качестве платы за сокращение безработицы.
Теоретическую базу под расчеты А.Филлипса подвел экономист Р.Липси. В дальнейшем американские экономисты П.Самуэльсон и Р.Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен. В таком виде кривую стали использовать для экономической политики, прежде всего для определения уровней, при которых возможны высокий уровень занятости и производства и определения стабильности цен.
На оси абсцисс показан уровень безработицы, на оси ординат — темпы роста товарных цен.
Если правительство рассматривает уровень безработицы u1 излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно кредитные мероприятия, стимулирующие спрос, что ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Уровень безработицы снижается до величины u2,
P
P2
P3
P1
u2 u3 u1 u
Рисунок 5. Кривая Филлипса
но одновременно возрастает темп инфляции до Р2. Возникшие условия могут вызвать кризисные явления, то вынудит правительство принять меры ля снижения типов роста до уровня, а безработица увеличивается до уровня u3.
Практика показывает, что кривая Филлипса применима для экономической ситуации в краткосрочный период, так как в долгосрочном плане, несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств.
Среди этих обстоятельств важно выделить политику стимулирования спроса. Стремление правительства снизить уровень безработицы ценой увеличения инфляции успешно только тогда, когда у населения удается создать так называемые «ложные ожидания». К примеру, работающие по найму, наблюдая рост ставок зарплаты, увеличивают предложение труда. И тогда, как и предполагалось в концепции кривой Филлипса, рост инфляции и связанной с ней номинальной заработной платы.
Однако, как только люди начинают замечать. Что реальная заработная плата все уменьшается (в отличие от номинальной), то никто больше не будет увеличивать предложение труда.
Особое внимание на эти взаимосвязи обратил еще в 60-е г.г. американский экономист М.Фридмен, который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем «накачивания спроса» инфляционными мероприятиями.
Таким образом, когда население преодолеет свои ложные ожидания, тогда инфляция будет сопровождаться уменьшением предложения труда, т.е. растущей безработицей.
Инфляция и безработица — две острые и взаимосвязанные проблемы. Чем выше темпы инфляции, тем ниже размеры безработицы. Чем ниже темпы инфляции, тем больше количество людей вынуждены заниматься поиском работы. Это реальная, хотя и эмпирически установленная картина.
2.3. Антиинфляционная политика.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
· Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом ростаВВП).
· Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного, роста цен удалось не сразу: с 13—14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года — в 1982 г.
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» — значит, определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».
Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей.
Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.
Глава 3. Особенности Российской инфляции на современном этапе.
3.1 Причины инфляции в России.
· Спад производства. Очевидно, что номинальная заработная плата не является гибкой с точки зрения ее понижения, особенно во время спада производства. В основном это связано с сильной организованностью наемного труда, в том числе из-за огромного влияния профсоюзов, так как профсоюзы создают монополию на цены на наемный труд, что отрицательно влияет на экономическую систему, как, в прочем, и отрицательно влияют на нее и прочие монополии. Так же это связано и с человеческой психологией: работник волей-неволей часто соглашается со снижением реальной зарплаты, лишь бы не понизилась его номинальная зарплата. Это происходит из-за того, что снижение реальной зарплаты не так очевидно и понятно рядовому наемному рабочему, как снижение номинальной зарплаты. Исходя из вышеизложенного очевидно, что отношение объема денег, “охотящегося за товарами”, к суммарному продукту меняется во время спада (номинальные доходы практически не меняются, а предложение товаров на рынке сильно сокращается), появляется избыток денег, и, соответственно, поднимаются цены. Но на этом все не останавливается. Описанный механизм роста инфляции продолжает работать и далее, так как в ответ на повышение цен трудящиеся прилагают все усилия для поднятия своего номинального дохода в надежде поднять и реальный доход. Таким образом, доходы снова увеличиваются, и опять возникает превышение спроса над предложением, и опять поднимаются цены. И так происходит до тех пор, пока увеличение доходов не синхронизируется с увеличением предложения товаров. Нестабильность увеличивается и за счет неравномерного роста доходов у различных групп населения и в разных отраслях промышленности. Очевидным примером может служить ситуация, сложившаяся в России к концу восьмидесятых годов и продолжающая иметь место быть и по сей день. Из-за спада производства появилась значительная разница между спросом и предложением, начали расти цены. Соответственно реальный доход людей понизился, особенно у людей с фиксированным номинальным доходом. Далее люди начали требовать поднятия номинальных зарплат, и требования работников ключевых отраслей были выполнены (вспомните хотя бы нашумевшие забастовки угольщиков). Таким образом, поскольку отрасли ТЭК являются одними из главнейших в нашей стране.
( продукция ТЭК составляет наибольшую часть экспорта России, а так же ТЭК считается базовой частью народного хозяйства), то доходы работающих в ТЭК стали расти существенно быстрее, чем, например, доходы работающих в отраслях приборостроения. Приведу следующие статистические данные.
\sНа рисунке 6 отражены средние зарплаты рабочих и служащих в среднем по всему народному хозяйству (Total), по нефтяной отрасли (Oil ind.) и по приборо-строению (Tech). За единицу была принята средняя зарплата по всему народному хозяйству, а прочие величины выражены через нее. Здесь очевиден разрыв в доходах различных групп людей, порождающий особую степень инфляционных последствий. Ведь очевидно, что работающие в нефтяной промышленности “давят” на цены чрезвычайно высоким уровнем дохода, в то время как работающие в приборостроении не могут “угнаться” за возрастающими ценами, хотя, в среднем, работают они столько же.
Из вышесказанного, очевидно, что при спаде производства необходимо, по крайней мере, не повышать, а, скорее всего, понижать зарплаты. Если же все-таки популизм одержал верх и производится регуляция доходов (в данном случае зарплаты), то она должна проводится одинаково для всех групп населения. В противном случае будет наблюдаться спиральное ускорение инфляции с тяжелыми социальными последствиями.
· Отсутствие безработицы. В настоящее время безработица в России существует, однако ее масштабы оказались намного меньше предполагаемых. Сам по себе этот факт способствует социальной стабильности. Но с экономической точки зрения не все так хорошо. Давно отмечена обратная зависимость между уровнем безработицы и темпом изменения номинальной ставки процента заработной платы: если спрос на труд велик, то предприниматели повышают ставки зарплат с целью привлечения рабочей силы и, наоборот, в условиях безработицы предприниматели проводят более жесткую по отношению к наемному труду политику по ограничению ставки заработной платы. Эта зависимость выражается кривой Филипса.
Правительству иногда приходится выбирать между двух зол: безработицей и инфляцией. Кейнсианцы предлагают высокую инфляцию, но низкую безработицу. Если правительство настраивается на первостепенное уменьшение безработицы, оно начинает по рекомендациям Кейнса формировать новые рабочие места. Это увеличивает потребительский спрос, а значит и цены. Поэтому расплатой за социальную стабильность становится инфляция. При нарастании инфляции стабилизационные программы (допустим у другого правительства) должны ориентироваться на первоочередное снижение инфляции. Для этого проводится политика ограничения спроса, что не может не сказаться на свертывании объемов производства. А в этом случае следствие может быть только одно — рост количества безработных. То есть консерваторы предлагают низкую инфляцию и высокую безработицу. С другой стороны низкая инфляция создает благоприятный климат для инвестиций и, соответственно, для развития промышленности. Безработица заставляет людей улучшать “качество труда”. С другой стороны высокая инфляция “убивает” инвестиции и, соответственно, делает невозможным рост национального продукта, одновременно усиливая саму себя и снижая уровень жизни. Очевидно, что при каком-то соотношении инфляции с безработицей будет, достигнут наилучший результат. Только в какую сторону должен быть “крен” — в сторону безработицы или инфляции? В долгосрочной перспективе, мне кажется, крен должен быть в сторону снижения инфляции. Однако российское правительство (а в данной ситуации мы можем говорить о нем как о сильнейшем регуляторе, так как наибольшая часть наемного труда в России работает на государство, по крайней мере, до недавнего времени) выбрало социальную стабильность на краткосрочном интервале, “накренив” баланс в сторону сокращения безработицы, то есть первый вариант. Искусственное реанимирование рабочих мест, субсидирование предприятий, находящихся на грани банкротства взвинчивает потребительский спрос по сравнению с предложенной товарной массой и приводит к нарастанию инфляционных оборотов.
Здесь очень трудно сказать, что надо делать для устранения этой причины инфляции, и не ясно, что хуже — высокая инфляция или высокая безработица. Однако наверняка снижение инфляции повлечет развитие индустрии и приведет к созданию дополнительных рабочих мест. Низкая же безработица вряд ли повлияет на снижение инфляции. Нужен точный расчет курса движения страны между инфляцией и безработицей при наименьших потерях народного хозяйства.
· Слабая государственная власть и политическая нестабильность создают чрезвычайно неблагоприятный климат для инвестиций и для долгосрочной производственной предпринимательской деятельности. Наличие слабого правительства, общей нестабильности в обществе, недоработанности законодательства, плохого функционирования правоохранительных органов отрицательно влияет на общую обстановку в экономической системе. Отсутствие инвестиций из-за их рискованности, особенно долгосрочных инвестиций в фондоемкие производства, нежелание населения делать сбережения, вывоз капиталов за рубеж, сокращение предпринимательской деятельности в области производства, наращивание доли спекулятивной деятельности и так далее.
· Монополизация. В 1988 году в СССР 89% наименований продукции выпускалось на 1-3 предприятиях, 87% всей номенклатуры машиностроительных отраслей производилось на одном предприятии. В классической литературе утверждается, что монополии не могут существовать долго, принося высокие прибыли, а ведь прибыли монополии получают за счет безнаказанного взвинчивания цен. Ведь естественная монополия остается естественной при условии, что предельная прибыль столь низка, что фирма может выжить только за счет масштабов. Если же прибыли поползут вверх, то появятся желающие разделить рынок. При закрытой монополии в условиях демократии наверняка появятся лоббисты, желающие демонополизировать данную область с целью получения возможности “пристроиться” рядом. При открытой монополии тоже велика вероятность появления конкурентов, если, например, будет разработан товар субститут или произойдет что-то еще. Но для появления конкурентов нужны “вложения” в лобби, затраты на разработку и первоначальное инвестирование в производство товаров субститутов. А в России пока еще даже не закончился процесс накопления капитала, а накопленный капитал пока что, в современных условиях, вкладывают в краткосрочные проекты или в уже устоявшиеся, испытанные предприятия. Поэтому то до сих пор ВАЗ и ГАЗ являются монополистами. Интересно, что можно выделить новую подгруппу монополий, которая так сильно проявляется сейчас в России — монополия, остающаяся таковой из-за отсутствия стартового капитала у потенциальных конкурентов. То есть, предпосылок как таковых для продолжения монополии нет — пожалуйста, приходи и производи, но некому прийти и не на что строить и производить. В основном это касается отраслей, требующих больших капитальных первоначальных затрат, да и вообще любых больших затрат.
Итак, монополии имеют хорошую возможность повышать цены, не производя дополнительного продукта, а поскольку из ничего чего не бывает, то это завышение цены порождает инфляцию. Поэтому необходимо прилагать усилия для демонополизации экономики, учитывая особенности “наших” монополий.
продолжение
--PAGE_BREAK--· Ускорение обращения денег. Как уже говорилось, в период сильной инфляции и проведения жесткой финансовой политики обращение денег убыстряется, так как обладатели денег стараются быстрее их потратить, происходит бегство от денег (инфляционные ожидания). Если обратиться к классической теоретической модели экономической системы кругооборота доходов и продуктов, то это выражается в увеличении всех потоков, кроме инвестиционных фондов, расходов на инвестиции, сбережений и чистого притока капитала. Исходя из уравнения обмена MV=PY, при увеличении V-скорости обращения и Y-неизменном или падающем реальном национальном продукте, а так же неизменной или растущей денежной массе — М, становится очевидным рост Р — уровня цен.
· Инфляция издержек. Между отгрузкой продукции с предприятия и закупкой этим предприятием средств на возобновление производства (предметов труда) обычно проходит определенный промежуток времени, иногда значительный промежуток. Поэтому во время сильной инфляции предприятия вынуждены при определении цены продукции включать в нее издержки не в текущих ценах, а в ожидаемых ценах будущих закупок. При ограниченной денежной массе инфляционные ожидания приводят к росту неплатежей. Кредитование предприятий Центральным банком с целью преодоления неплатежей увеличивает денежную массу и, соответственно, увеличивает рост цен. Так же инфляцию издержек порождает рост цен на сырье и энергию, что и произошло с либерализацией цен на энергоносители. В 1993 году оптовые цены на топливо возросли в среднем в 7.3 — 10 раз. Также к инфляции издержек прибавляется и тот факт, что ко времени либерализации внешней торговли внутренние цены на энергоресурсы и на продовольствие, а так же на способность к труду (труд) были, чуть ли, не в десятки раз ниже уровня мировых цен. Поэтому цены на такие товары стремительно поползли вверх. Вообще инфляция издержек распространяется по стране как эпидемия.
· Рост количества коммерческих банков. Рост количества коммерческих банковпривел к мультипликативному расширению денежной массы. Если в 1985 году кроме Сбербанка никаких банков не было, то сейчас количество банков измеряется тысячами, если не десятками тысяч. Однако я не говорю, что банки плохо. Я лишь констатирую факт.
· Требования социальных компенсаций. Конечно же, социальные компенсации снижают общую напряженность в обществе, но они увеличивают совокупный спрос и увеличивают дефицит государственного бюджета. Именно поэтому действия правительства по выходу из кризиса должны быть быстрыми и четкими, иначе дефицит будет возрастать в прогрессии, а социальная напряженность все нарастать. Также очевидно, что популизм в решении экономических проблем также неуместен, как и чрезмерное пристрастие к наркозу в медицине.
· Недостаточность спроса на продукцию отечественных предприятий. Производство в России сокращалось и из-за того, что при отсутствии сложившихся частных рынков предприятия не в состоянии заменить частными заказами государственные. Ни частный потребительский, ни частный инвестиционный спрос не оказываются эффективными с этой точки зрения. Правительство могло бы стимулировать подъем через восстановление в прежнем объеме госзаказа, но оно против такого решения, потому что это восстановит административно-командное планирование.
Итак, мне кажется, что я в основном перечислила и раскрыла основные причины инфляции в России.
Последние годы в России ситуация, как мне кажется, меняется коренным образом. Правительство, во главе с президентом, приняло позицию
жесткого контроля за экономическими процессами в стране. Изменять экономическую ситуацию, согласно интересов небольшой кучки людей стало
намного тяжелее, нежели это было пятью годами раньше. Инфляция приняла
вид «ползущей», и в связи с этим появляются робкие попытки производства
«поднять голову». Население более спокойно относиться к небольшим повышениям цен. Ситуация в стране постепенно стабилизируется.
3.2. Антиинфляционная политика в России.
Снижение темпов инфляции до 3% в год является одной из стратегических задач российской экономической политики. Однако решается она недостаточно эффективно.
В 2004 г. потребительские цены возросли на 11,7% при прогнозе в 8-10%. В «Основных направлениях» на 2005 г. отмечалось, что по итогам 2004 г. возможно некоторое превышение целевого ориентира по инфляции, обусловленное действием краткосрочных факторов. Но это, однако, не может считаться препятствием для последующего замедления роста потребительских цен в соответствии с ориентирами среднесрочной программы социально-экономического развития страны.
Такое объяснение причин невыполнения прогнозов инфляции делает решение поставленной Президентом России задачи снижения ее темпов до 3% в год нереальным. Невыполнение оптимистических прогнозов инфляции порождает у экономических агентов недоверие к прогнозам на следующие периоды. Соответственно, инфляционные ожидания не снижаются в той мере, в какой на это рассчитывают.
Поскольку главная цель антиинфляционной политики систематически не достигается, необходимо, по-видимому, скорректировать методы ее проведения. Банк России до сих пор использует в качестве основного инструмента регулирования инфляции ограничение денежной массы. Другими монетарными инструментами — повышением курса рубля и процентных ставок, ЦБ воспользоваться практически не в состоянии. Укрепление рубля привело бы к снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей. А ставка рефинансирования ЦБ и так выше ставок по кредитам, предоставляемым банками предприятиям, вследствие чего не работает система рефинансирования банковских кредитов товаропроизводителям. Кроме того, повышение ставок приводит к дополнительному притоку иностранной валюты, которую вынужден скупать ЦБ, чтобы не допустить укрепления рубля. Это ведет к росту денежного предложения и росту инфляции.
ЦБ считает характеристики денежной массы важным ориентиром для оценки, как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Но при этом признаётся, что на инфляцию существенно влияют многие немонетарные факторы и инструменты государственного регулирования экономики, которые им не контролируются. Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства РФ в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики.
Если индекс потребительских цен (ИПЦ) может служить индикатором инфляции денежных средств потребителей, то для предприятий более адекватным является рост цен приобретаемых ресурсов. Такого показателя Росстат не разрабатывает, за исключением индекса цен на приобретенные промышленными предприятиями основные виды топливно-энергетических ресурсов и других подобных частных индексов. В качестве индикатора роста цен на производственные ресурсы можно использовать индексы цен производителей ИЦП), сельскохозяйственной продукции и т.д. При этом неизбежно возникают искажения вследствие изменения торговых и транспортных наценок, ставок косвенных налогов и структуры продукции (при расчете ИЦПучитываются лишь товары, реализованные внутренним потребителям, без торгово-транспортных наценок и косвенных налогов). Тем не менее, сопоставление их динамики с изменениями индексов потребительских цен позволяет сделать некоторые выводы о причинах инфляции
За 1999-2003 гг. превышение ИЦП над ИПЦ составило 71,9 проц. пункта. Однако уже к концу 2004 г. она сократилась до 6,5 проц. пункта. При этом ИЦП за 2004 г. составил 128,3%, что, несомненно, говорит об усилении инфляционного давления на потребительские цены.
Таким образом, инфляция в 10-11% при росте цен производителей на 28% вполне объяснима, учитывая значительный рост доходов населения и регулируемых цен в последние годы. Однако снижение инфляции рассматривается Банком России в качестве главной цели денежно-кредитной политики.
Острота проблемы инфляции определяется несколькими причинами. Во-первых, если происходит укрепление реального курса рубля к доллару и евро, происходит ослабление ценовой конкурентоспособности российских товаропроизводителей. Если за 1998 г. реальный курс рубля к доллару снизился в 1,9 раза (что резко улучшило ценовую конкурентоспособность российских товаропроизводителей и породило последующий подъем в обрабатывающей промышленности), то за 1999-2004 гг. реальное укрепление курса рубля относительно доллара составило 1,79 раза. При этом только за 2004 г. реальный курс рубля укрепился на 14,4%. В результате за 1998-2004 гг. реальный курс рубля к доллару снизился лишь на 6,3%, т.е. эффект девальвации рубля 1998 г. ужепрактически исчерпан.
Во-вторых, для большинства населения инфляция проявляется в росте цен на конкретные товары и услуги, что вызывает недовольство граждан, особенно если инфляция обгоняет рост их номинальных доходов.
В-третьих, инвесторам и товаропроизводителям трудно работать в условиях постоянного обесценения имеющихся у них оборотных средств. Инфляция приводит к снижению размера денежных средств и других видов обесценивающихся активов относительно оптимального их уровня. Кроме того, инвестировать в финансовые инструменты, номинированные в рублях, весьма рискованно, если нет уверенности в неуклонном снижении темпов инфляции. Невыполнение прогноза инфляции в 2004 г., несомненно, усилит инфляционные ожидания инвесторов.
В-четвертых, индекс инфляции (ИПЦ или другой, безразлично), не является определяющим поведение отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Гораздо более важную роль для них играют собственные «инфляционные ощущения», под которыми понимается субъективная оценка экономическими агентами темпов инфляции. Инфляционные ощущения порождают и«инфляционные настроения», т.е. готовность индивидов к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять работодателям требования о повышении заработной платы. Собственно говоря, известный термин «инфляционные ожидания» есть проекция инфляционных ощущений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие темпы инфляции не по официально публикуемым ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.
При этом индивидуальный индекс потребительских цен для данного потребителя может значительно отличаться от общего ИПЦ вследствие отличий величин и структуры расходов индивида от средних по экономике. Общий ИПЦ должен представлять собой средневзвешенную величину индивидуальных индексов. Но при этом большое значение имеет дифференциация индексов цен по группам товаров и услуг, потребляемых индивидами с разными уровнями доходов и разным местом жительства. Учитывая высокую дифференциацию доходов населения в России, даже при стабильном общем ИПЦ, индивидуальные индексы цен для большинства потребителей могут расти при снижении цен для небольшой группы потребителей с высокими доходами. Аналогичная ситуация может сложиться и в силу территориальной дифференциации динамики цен и доходов.
Следует заметить, что проблема отличий индивидуальных ИПЦ для групп потребителей существует и в других странах. Но при невысоких торгово-транспортных барьерах, доминировании среднего класса в социальной структуре населения и наличии конкуренции на внутренних региональных рынках эта проблема не столь остра, как вРоссии с ее огромными пространствами и столь же огромной социально-экономической дифференциацией.
Далее, наряду с объективным ИПЦ для данной однородной группы потребителей, существует и психологический фактор инфляционных ощущений и настроений. В странах со столь неразвитой рыночной экономикой и неадекватной системой ее государственного регулирования, как российская «инфляционные настроения» имеют не менее важное значение, чем объективные процессы влияния роста цен на экспортируемые сырьевые товары и регулируемых цен на инфляцию.
Индивиды острее чувствуют повышение цен по товарам, занимающим, может быть, не столь большую долю в расходах, но приобретаемых регулярно, изо дня вдень, или затрагивающих жизненно важные интересы.
К числу первых относятся такие товары, как хлебобулочные и мясомолочные продукты, плодоовощная продукция, жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного и железнодорожного пассажирского транспорта. К особо чувствительным товарам следует также отнести лекарства, медицинские и образовательные услуги, а также такие специфические товары, как алкогольные и табачные изделия, услуги такси в мегаполисах и т.д.
Кроме того, особое значение имеют инфляционные ощущения управленческого персонала компаний и бизнесменов (особенно проживающих в мегаполисах), принимающих решения на большинстве предприятий. Дляних важны цены на авиабилеты, услуги госучреждений (в том числе госпошлины, плата за получение лицензий и т.д.), ставки арендной платы за офисные помещения, за наем жилых помещений в частном секторе и т.д.
При этом цены на товары разового спроса (автомобили, телевизоры, холодильники, мебель и т.п.) могут не оказывать сильного влияния на инфляционные ощущения в силу редкости покупок, хотя потребительская группа в целом при этом систематически расходует на их приобретение значительные средства. Следует заметить, что при исчислении ИПЦ учитывается снижение цен (с учетом роста качества) на товары в таких высокотехнологичных отраслях, как производство компьютеров и оргтехники, видео- и аудиотехники, бытовой техники, автомобилей и т.д. Но потребитель привык воспринимать это снижение как «дар природы» и не учитывает в своих инфляционных ощущениях. Даже при сезонных колебаниях цен потребитель острее воспринимает их рост, чем снижение. Кроме того, в России потребителями учитываются пережитые в последние, годы потрясения, от них трудно ожидать планирования жизни на десятки лет вперед, как это делают граждане стран с «экономикой всеобщего благосостояния».
Российское государство по-прежнему добивается снижения инфляции, проводя рестриктивную монетарную политику. В то же время оно допускает опережающий рост прямо или косвенно регулируемых цен на товары и услуги, являющиеся наиболее чувствительными для товаропроизводителей и населения. Это раскручивает инфляцию и поддерживает инфляционные ожидания экономических агентов.
Так, за 2004 г. потребительские ценывозросли на 11,7%, платные услуги населению — на 17,7%. В том числе тарифы на жилищно-коммунальные услуги возросли на 23,5%. Следует также отметить, что из потребительских товаров по итогам 2004 г. наиболее значительно подорожали хлеб и хлебобулочные изделия (на 16,7%), мясо и птица (на 19,6%), бензин (на31,3%). При этом цены производителей в промышленности возросли на 28,3%, в том числе в топливной промышленности — на 64,7% и в электроэнергетике — на 11,5%. Цены производителей в газовой промышленности возросли на 88,5%, в нефтеперерабатывающей — на 48,9%.[4]
Следует отметить, что цены на многие из этих товаров регулируются государством косвенно. Например, цены на нефть и нефтепродукты регулируются с помощью экспортных пошлин и других налогов. На импорт мяса и птицы установлены квоты, а цены на хлеб зависят от госзакупок и товарных интервенций на рынке зерна.
На сколько же выросли цены в 2005 году? Индекс потребительских цен в 1-м квартале 2005 г. составил 105,3 %. Он существенно превысил показатель аналогичного периода 2004 г.(103,5%) и был, сопоставим с показателями 2002 и 2003 годов (соответственно 105,4 и 105,2%). Концу марта платные услуги стали дороже на 12,6%, продовольственные и непродовольственные товары — соответственно на 4,9 и 1,1% (рис. 7).
Рисунок 7.ИПЦ на продовольственные, непродовольственные товары и услуги населению (на конец периода; в % к декабрю 2003 г.)
Наибольший рост потребительских цен в 1-м квартале 2005 года зафиксирован на жилищно-коммунальные услуги (26,5%), плодовоовощную продукцию (24,0%), услуги дошкольного воспитания (16,7%), топливо (7,4%), мясопродукты (6,9%), услуги организации культуры (6,8%), медицинские услуги (6,6%), рыбопродукты (6,3%), услуги пассажирского транспорта (5,8%), в том числе на услуги городского электрического транспорта (13,5%) (рис.8-приложение).
продолжение
--PAGE_BREAK--