Реферат по предмету "Право"


Значение и содержание ниццского договора

Содержание Вступление.3 Глава 1 Значение Ниццского договора 4 Глава 2 Содержание Ниццского договора 11 Заключение 23 Список литературы.25 Вступление. Европейский Союз завершает подготовку к расширению своих рядов. В следующем году число его участников почти удвоится. Целям подготовки к новому расширению Союза служит подписанный в феврале 2001 г. и вступивший в силу

в феврале 2003 года новый учредительный акт, вносящий изменения в Договор о Европейском Союзе и Договоры о Европейских Сообществах и в некоторые связанные с ними акты. По месту подписания этот акт получил наименование Ниццский договор. Основными проблемами, освещнными в Ниццском договоре, являются внутренние реформы ЕС относительно основных принципов принятия решений,

формирование общей внешней и оборонной политики Союза, а также принятие в ЕС стран Центральной и Восточной Европы. Несмотря на то, что этот договор был подписан относительно недавно, уже сейчас очевидным является то, что Ниццский договор, несомненно, окажет воздействие и влияние на дальнейшую эволюцию институтов европейского права. Подтверждение этому можно найти в моей работе Значение и содержание

Ниццского договора, в которой я постаралась раскрыть все важные аспекты Договора, новации, привнеснные в Европейское право данным Договором и, конечно же, его влияние на функционирование институтов Европейского Союза в целом. В Главе 1 Значение Ниццского договора особое внимание уделяется значению перестройки основных институтов и процедур принятия решений, а также реформе суда и судопроизводства

в ЕС. В этой главе подчеркивается значение концепции продвинутого развития и е возможность на практике обеспечить осуществление в рамках ЕС проектов или решений, участниками которых будут не все, а определенная часть государств-членов. В главе 2 Содержание Ниццского договора особое внимание уделяется изложенным принципам и методам изменения институциональной системы по мере расширения Евросоюза. Я постараюсь кратко рассмотреть содержание основных положений данного

Договора, так как весь текст договора является многостраничным документом, содержащим, кроме того, несколько весьма объемных приложений с комментариями и пояснениями. Глава 1 Значение Ниццского договора Ниццский договор результат довольно сложной работы, многочисленных компромиссов. Он призван решить очень непростую задачу перестройки институционного механизма, обеспечить защиту достижений интеграции и предотвращение тех весьма реальных рисков, с которыми связано дальнейшее

расширение Евросоюза. Это довольно отчетливо сформулировано в самом тексте учредительного акта, который уже в преамбуле устанавливает, что его главная цель подготовить институты ЕС к функционированию в расширяющемся Союзе и, продолжая переговоры о присоединении, привести их к успешному завершению. Следует, очевидно, сразу отметить, что в целом Договор выходит за рамки только трансформации институтов.

Он содержит также целый ряд положений, относящихся к регулированию вопросов юрисдикции, вносит определенные и порой существенные изменения в механизм осуществления общей внешней политики и особенно политики безопасности, а также сотрудничества полиций и судов. Не останавливаясь на рассмотрении значения всех основных положений Ниццского договора, выделим те из них, которые вносят изменения в важнейшие правовые институты Европейских Сообществ и Европейского Союза и те, которые предусматривают определенную трансформацию

институциональной структуры в целях ее подготовки к предстоящему расширению. Предусмотренные Договором изменения уже в настоящее время вызывают неоднозначную оценку по вопросу об их значимости, ориентированности и направленности. Л.М. Энтин в своей статье Новое в развитии Европейского права Ниццский договор говорит о том, что немалая часть экспертов обращает внимание на то обстоятельство,

что изменяющиеся процедуры, механизмы принятия решений и трансформация самих институтов идет в направлении усиления позиций старых государств-членов и особенно ведущих государств внутри Европейского Союза. Соответственно, определенная часть исследователей подчеркивает, что данный договор призван усилить не демократические, а авторитарные тенденции внутри Европейского Союза, а если говорить о крайней точке зрения, то ее сторонники полагают, что

Ниццский договор должен закрепить привилегированное положение ведущих европейских государств нынешних членов Европейского Союза и подчиненное положение вновь вступающих европейских государств. Более взвешенные оценки даются теми комментаторами, которые говорят о серьезных рисках, с которыми связано расширение Европейского Союза. Речь идет об усилении экономической неоднородности, о различных уровнях и степени развития отдельных стран и регионов, об озабоченности, которую проявляет значительная

группа старых государств-членов, прежде всего тех, которые получают значительные дотации из бюджета Союза. Приход менее развитых в экономическом отношении государств приведет к перераспределению бюджетных средств в пользу этих государств и, следовательно, в значительной степени ослабит экономические и финансовые выгоды участия в Европейском Союзе для определенной группы государств-членов, таких как Испания, Португалия, Греция и некоторые другие, которые выступают не в роли доноров, а потребителей

в рамках существующей структуры Европейского Союза. Очевидно, действительно взвешенные оценки значения Ниццского договора можно будет сделать на основе изучения практики функционирования институтов Союза на новой основе. Тем не менее, уже сейчас даже на этапе, когда договор только вступил в силу, нельзя очевидно не принять во внимание то обстоятельство, что

Европейский Союз это чрезвычайно сложная интеграционная система, и, как мне кажется, нынешние государства-члены и Европейский Союз в целом просто обязаны принять меры с тем, чтобы исключить или по возможности предотвратить нарастание кризисных явлений в рамках ЕС, способных поставить под удар сам процесс европейской интеграции. Вновь обращаясь к статье Л.М. Энтина Новое в развитии

Европейского права Ниццский договор хочу согласиться с его мнением о том, что среди постановлений, которые относятся к принятию мер по предотвращению кризисных явлений, связанных с приходом большой группы новых государств-членов с относительно более низким уровнем экономического развития, особое место занимают относящиеся к концепции продвинутого развития. Это доктринальное положение, получившее нормативное закрепление, не принадлежит к числу правовых новелл Ниццского договора.

Соответствующее предписание содержится в уже предшествующих договорах о Европейском Союзе. Речь идет о том, что в рамках Европейского Союза возможно осуществление программ и мер и создание для этого необходимых специализированных институтов, которые способствуют прогрессивному развитию европейской интеграции, но не охватывают все государства-члены Европейского Союза. И я считаю, что, действительно, причины тому могут быть разные нежелание отдельных

государств непосредственно участвовать в реализации так называемых продвинутых проектов или их несоответствие требованиям и критериям, связанным с реализацией того или иного продвинутого проекта. А возможно ли применение концепции продвинутого развития С большой долей уверенности я отвечу Да. И приведу следующие примеры. Во - первых, практике Евросоюза уже известно практическое применение концепции продвинутого развития.

Она была использована до формулирования самой концепции при решении вопросов визовой политики, миграции и предоставления убежища, нашедших отражение и закрепление в так называемых Шенгенских соглашениях, участниками которых стала первоначально небольшая группа государств. Причем сами Шенгенские соглашения, охватывающие вопросы, относимые к так называемой третьей опоре Европейского Союза, оказались первоначально вне рамок юрисдикции

Суда ЕС. В последующем при подготовке и подписании Амстердамского договора была осуществлена интеграция Шенгенских соглашений в систему права Сообществ в литературе это именуют коммунитаризацией Шенгенских соглашений. В последующем число участников и сфера применения Шенгенских соглашений заметно расширилось. Второй пример, это создание валютного союза.

Его участниками стали только 11 из 15 государств-членов. Не вошли в состав участников валютного союза Великобритания и Дания, которые в силу целого ряда причин отказались от участия в Валютном союзе на данном этапе. В Дании это было обусловлено отрицательными результатами референдума по вопросу о вступлении в валютный союз, в Великобритании решающее значение имели некоторые соображения

финансово-экономического и правового порядка, которые предопределили особую позицию данного государства. Две других страны Греция и Швеция не вошли в число участников валютного союза в силу того, что переход к третьему этапу, и вхождение в единую систему евро требовали соответствия определенным критериям, которым не удовлетворяли эти две страны на момент начала третьего этапа создания экономического и валютного союза. В последующем, однако, уже 2000 г. были приняты решения, которые позволили

Греции в связи с изменившейся ситуацией войти в число членов валютного союза. Поэтому я думаю, что совершенно очевидно, что применительно к созданию ЭВС имеет место реально применение концепции продвинутого развития. И что, она дает возможность государствам-членам, поддержавшим идею создания единой валютной системы, учредить эту систему и обеспечить ее практическое функционирование на территории всех государств-членов,

которые вошли в состав валютного союза. сейчас я хочу опять сделать ссылку на статью Л. М. Энтина Новое в развитии Европейского права Ниццский договор, где он говорит о том, что важное значение имеют очень детализированные и развернутые постановления Ниццского договора, относящиеся к концепции продвинутого развития. Этой проблематике посвящен пересмотренный раздел 7 договора о

Европейском Союзе и целый ряд отдельных статей Договора о ЕС. Порядок финансирования продвинутых проектов, формирование механизмов и использование специальных институтов или институтов Союза при реализации продвинутых проектов - все это находит весьма детальное закрепление и регулирование в постановлениях учредительных актов. Если учесть, что решения принимаются, как правило, квалифицированным большинством голосов в

Совете при использовании механизма взвешенных голосов, то можно уже сейчас высказать предположение, что этот механизм действительно дает определенные преимущества старым государствам-членам и, прежде всего ведущим государствам, обладающим наиболее значительным числом взвешенных голосов. Также я считаю, что к этому же выводу позволяет прийти и тот факт, что новые государства-члены будут приниматься в состав Союза постепенно. Установленное до подписания

Ниццского договора правило о приеме отдельными группами заменено положением о приеме по мере готовности, то есть соответствии тем критериям, которые установлены в качестве условий вступления в состав Европейского Союза, что и даст основание для договорного оформления вхождения в состав ЕС. Такая процедура, конечно, позволяет государствам-членам решать на основе концепции продвинутого развития многие вопросы, связанные с функционированием

Европейского Союза, не обязательно допуская к участию в этих проектах по тем или иным причинам, вновь принимаемые государства-члены. Значительная часть статей и приложений к Ниццскому договору, образующих его неотъемлемую составную часть, посвящены реформированию институтов. И я считаю, что этот факт что значительная часть статей и приложений к Ниццскому договору посвящены реформированию институтов оказывают огромное влияние на эволюцию

Европейского Союза и является очень, очень важным. Поэтому здесь я хочу осветить несколько аспектов. Во-первых, определенное расширение юрисдикции Европейских Сообществ и Европейского Союза, что соответственно повышает роль и значение институтов, осуществляющих эту юрисдикцию. В частности, обращает на себя внимание определенное расширение круга ведения Европейских Сообществ в социальной сфере, а также возрастающая детализация правового регулирования

в таких областях, как общая внешняя политика и политика безопасности и сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере, усиление роли и значения Еврокомиссии и Совета Европейского Союза. Второй важнейший аспект это реструктурирование самих институтов, в частности, вносятся изменения количественного и качественного порядка в том, что касается формирования Европейского Парламента и его состава в том, что касается процедуры формирования

Европейской Комиссии и ее структуры. Особого внимания заслуживает довольно серьезный пересмотр структуры судебных учреждений Европейского Союза. В том, что касается Европейского Парламента, речь идет об изменении общей численности парламентариев, которая Амстердамским договором была ограничена в 700 депутатов, а Ниццским - предусмотрена возможность увеличения общей численности депутатского корпуса до 732.

Здесь, я думаю, наибольший интерес представляет не столько само изменение цифр, сколько закрепление непосредственно в приложении к Договору схемы распределения мандатов между государствами-членами ЕС, обладающими уже в настоящее время своим представительством в Европейском Парламенте, и кандидатами на вступление, которые не имеют своего представительства в Парламенте. То есть заранее определяется как бы долевое участие будущих государств-членов в деятельности

Европейского Парламента. Эта схема распределения голосов в Европейском парламенте находится на странице 12 главы 2 моей работы. Можно очевидно по-разному оценивать это решение ограничение или гарантия, но несомненно, что государства, добившиеся вступления в ЕС, уже столкнутся с тем, что их представительство практически предопределено заранее. Предусмотрены изменения и в процедуре формирования

Европейской комиссии. Здесь, пожалуй, основной смысл будет заключаться в том, что пятерка ныне ведущих государств-членов ЕС Великобритания, ФРГ, Франция, Италия и Испания имеющих в настоящее время по 2 места в Комиссии лишатся этой привилегии. Общее число членов Комиссии в настоящее время равно 20. Совершенно очевидно, что если такой порядок сохранился бы на будущее,

то по мере расширения Европейского Союза Комиссия бы неоправданно разбухла, стала трудно управляемой и вряд ли могла бы осуществлять достаточно оперативно и эффективно свои основные функции. В этих условиях крупные державы пошли по пути добровольного отказа от двух мест в составе Комиссии. Каждое государство-член будет иметь одно место, а в перспективе даже возможна ротация. Как бы в порядке компенсации за изменение числа своих представителей в составе

Европейской Комиссии великие державы настояли на пересмотре числа взвешенных голосов. Дело в том, что каждое государство-член Европейского Союза при решении вопросов в Совете квалифицированным большинством имеет определенную сумму так называемых взвешенных голосов, в той или иной степени соответствующую удельному весу данного государства в составе Европейского Союза. Эта сумма исчисляется и устанавливается таким образом, что явное преимущество получают

крупные государства. В действующей до сих пор системе осуществлен был принцип противовесов, который позволял, с одной стороны, государствам наиболее могущественным оказывать решающее влияние на принятие решений, но в тоже время наделял малые страны возможностью блокирования подобных решений. В той или иной степени этот баланс должен быть сохранен, но, тем не менее, ведущие державы добились такого распределения взвешенных голосов, которое позволяет им усилить и укрепить свои позиции при принятии

решений квалифицированным большинством. И в данном случае для вновь вступающих голосов заранее определяется сумма взвешенных государств, которая не обеспечивает им решающего или действительного влияния на механизм принятия решений в Совете. Говоря о реформировании институтов Европейского Союза, предусмотренном Ниццским договором, хочу особо выделить значение изменений, осуществляемых в области судопроизводства. Как известно, наряду с

Судом ЕС в 1988 г. был учрежден Суд первой инстанции СПИ. Одно из главных назначений СПИ - способствовать ослаблению нагрузки на Суд ЕС, поскольку в результате лавины дел, поступающих на рассмотрение в это судебное учреждение, их разрешение затягивалось зачастую на долгие годы. СПИ, перенял определенное число дел, связанных, прежде всего со спорами между частными лицами. В среднем сейчас

Суд ЕС непосредственно и СПИ рассматривают около 350 дел в год. Практика, однако, показала, что даже создание СПИ не решило проблему перегрузки суда и затягивания сроков рассмотрения дел. С расширением Европейского Союза неизбежно возрастет число дел, поступающих в суд ЕС. Это предопределяется тем, что Суд ЕС осуществляет огромную работу, связанную с толкованием учредительных

актов и актов вторичного права, связанных с оценкой легитимности актов вторичного права и действий институтов Европейского Союза. В сложившихся условиях необходимо было решить вопрос о дальнейшем совершенствовании структуры, перераспределении юрисдикции Суда ЕС и СПИ, о создании новых вспомогательных институтов и механизмов, которые позволили бы более эффективно решать передаваемые на рассмотрение суда дела. Среди важнейших новелл - перераспределение юрисдикции между

Судом ЕС и СПИ. Здесь особо обращает на себя внимание то обстоятельство, что если раньше все дела, рассматриваемые в преюдициальном порядке, решались Судом ЕС, то отныне большая группа дел косвенной юрисдикции, передаются в ведение СПИ. Это явный пересмотр одного из краеугольных положений процедуры судопроизводства в ЕС. Второе важнейшее изменение касается возможности создания специализированных палат, с приглашением к их работе экспертов в определенных областях с тем, чтобы разгрузить не только

Суд ЕС, но и СПИ от рассмотрения определенной категории дел, особенно тех, для решения которых требуется наличие высококвалифицированных специалистов, способных выполнять функции судей, глубоко разбирающихся в специальных вопросах. И, наконец, третье изменение, которое тоже, безусловно, заслуживает внимания, это введение процедуры единоличного разрешения споров судьей. Судьями в единоличном порядке могут рассматриваться менее значительные дела, например, по трудовым

спорам, возникающим между работниками, занятыми в Европейской публичной службе, и институтами ЕС. Нередко количество жалоб такого рода составляют довольно значительную цифру, что, конечно, намного снижало эффективность работы судебных учреждений. Все намеченные пересмотры в какой-то мере предвосхищают вступление новых государств-членов в состав Европейского Союза. Этим последним придется иметь дело с новым судейским механизмом, в формировании которого они

участия не принимали. Таковы вкратце значения тех основных новаций, которые предусмотрены Ниццским договором и которые, как я думаю, безусловно, окажут весьма значительное влияние на дальнейшую эволюцию европейского права. Глава 2. Содержание Ниццского договора. В этой главе, как я уже и написала во вступительной части своей работы, я хочу рассмотреть содержание основных положений данного Договора. Но, я смогу осветить здесь, наверное, вс в достаточно сжатом виде,

так как весь текст договора является многостраничным документом, содержащим, кроме того, несколько весьма объемных приложений с комментариями и пояснениями. Институты.Как я уже и упоминала в предыдущей главе, Договор излагает принципы и методы изменения институционной системы по мере расширения Союза. Количество мест в Европейском Парламенте для новых государств-членов, количество голосов, выделенное

им в Совете, и, особенно, порог квалифицированного большинства, для применения в будущем, будут юридически определены в соглашениях о вступлении. Изменения, внесенные в соответствии с Ниццским договором в состав Комиссии, увеличение количества голосов в Комиссии будут применены с 1 ноября 2004, изменения в Европейском Парламенте начнут действовать после выборов в 2004.

Для вступающих в ЕС стран, присоединяющихся к Союзу до этих дат, в договорах об их вступлении в ЕС должны оговариваться полагающееся им вплоть до вступления в силу новых правил количество депутатов Парламента, комиссаров, количество голосов в Совете ЕС и порог квалифицированного большинства. Эти временные условия будут основаны на принципах, которые применялись до сих пор на переговорах о вступлении, то есть на таких принципах, которые при расширении

нынешней системы ЕС гарантируют вступающей стране права, равные правам уже состоящих в Союзе государств эквивалентного размера. Сейчас я рассмотрю изменения в структуре Европейского Парламента и, как и обещала в 1 главе, приведу схему распределения мест 25 государств-членов ЕС в Парламенте. Состав Новое распределение мест в Европейском Парламенте, отражающее увеличение числа стран-членов

Союза до 27, будет применено после следующих европейских выборов в 2004. Максимальное число членов парламента в настоящее время - 700 повысится до 732. Количество мест, полагающихся нынешним странам-членам ЕС, снижено с 626 до 535. Только Германия и Люксембург сохраняют прежнее количество депутатов. Однако это сокращение будет применимо полностью только в 2009.

Поскольку Союз еще не будет иметь 27 государств-членов в 2004, решено новый состав Парламента, который будет избран в 2004, увеличить на пропорциональном основании на число депутатов, избранных в тех странах, с которыми соглашения о вступлении будут подписаны к 1 января 2004. На основе Ниццского договора было согласовано следующее распределение мест для 25 государств-членов ЕС ГОСУДАРСТВОМЕСТГОСУДАРСТВОМЕСТГермания99 Австрия18Великобритания78Словакия14Франц ия78Дания14Италия78Финляндия14Испания54И

рландия13Польша54Литва13Нидерланды27Латв ия9Греция24Словения7Республика Чехия24Эстония6Бельгия24Кипр6Венгрия24Лю ксембург6Португалия24Мальта5Швеция19Всег о732Другие изменения. Статья 191 Договора о EC дополнена таким образом, что теперь она позволяет принять посредством процедуры совместного решения уставы политических партий европейского уровня и правила их финансирования. Правила и общие условия, определяющие выполнение членами

Парламента их обязанностей, будут приняты Советом квалифицированным большинством, за исключением условий, касающихся налогообложения Статья 190 из Договора о EC. Кроме того, возможности и обязанности Парламента будут расширены. А сейчас об изменениях относительно Совета Европейского Союза. Определение квалифицированного большинства.

Ныне действующая система принятия решений квалифицированным большинством будет изменена с 1 ноября 2004. В будущем, квалифицированное большинство голосов будет считаться полученным, если решение получает количество голосов не меньшее, чем определенный квалифицированный порог большинства, и решение одобрено большинством государств-членов ЕС. Число голосов, которыми обладает каждое государство Союза, изменено. Число голосов было увеличено для всех стран-членов, но прирост выше у наиболее населенных

стран ЕС. Пять самых крупных государств Европейского Союза на момент членства в ЕС 15 стран, т.е. Польша не имеется в виду будут иметь 60 процентов голосов до сих пор было 55 процентов. Вопрос о пороге квалифицированного большинства был в центре дебатов в течение заключительных стадий переговоров по поводу Ниццского договора. Компромисс был достигнут с трудом и он довольно сложен.

Несмотря на это, договор все же заложил принцип определения порога квалифицированного большинства, на основе которого он в дальнейшем будет окончательно определен в последующих договорах о вступлении новых стран в ЕС. На основании выработанного в Ницце принципа в договорах о вступлении в Союз десяти новых стран согласовано следующее распределение голосов в Совете ЕС ГОСУДАРСТВОГОЛОСАГОСУДАРСТВОГОЛОСАГерман ия29Австрия10Великобритания29Словакия7Фр анция29Дания7Италия29Финляндия7Испания27

Ирландия7Польша27Литва7Нидерланды13Латви я4Греция12Словения4Республика Чехия12Эстония4Бельгия12Кипр4Венгрия12Лю ксембург4Португалия12Мальта3Швеция10Всег о321Такая система распределения голосов вступает в силу в ноябре 2004. Квалифицированное большинство при голосовании подразумевает как минимум 232 голосов. Договор также предусматривает возможность для члена

Совета потребовать подтверждения того, что квалифицированное большинство представляет, по меньшей мере, 62 процента населения Европейского Союза. Если это условие не соблюдено, решение не может быть принято. Однако такое условие применяется, только если этого требует какой-либо член Совета. Что касается Европейской Комиссии, то можно сказать следующее Решено пока не вводить ограничение на количество членов

Комиссии. До 1 ноября 2004 Комиссия будет включать в себя по одному представителю от каждой страны-члена ЕС. Самые большие государства, таким образом, теряют возможность иметь в Комиссии двух представителей, независимо от того, сколько стран на данный момент входит в Европейский Союз. С того момента как соберется новый состав Комиссии, который будет определен, как только в Союз будут официально входить 27 государств, количество

Комиссаров будет меньше числа стран-членов Союза. Комиссары будут назначаться на основе системы ротации, что будет справедливо по отношению ко всем странам ЕС. Сразу после того, как будет подписано соглашение о вступления в Союз двадцать седьмого государства, Совет должен будет принять единогласные решения - о точном количестве Комиссаров - о принятии справедливой системы ротации, имея в виду, что отношение ко всем государствам-

членам будет равным, и что каждый комиссариат должен отражать различные демографические и географические особенности стран-членов Союза. Так же Ниццский договор предусматривает изменение процедуры назначения членов Комиссии Статья 214 Договора о EC. Впредь назначение ее председателя будет находиться в компетенции Европейского Совета, принимающего решения на основе квалифицированного большинства. Назначение должно быть одобрено Европейским Парламентом.

Затем Совет, принимающий решения на основе большинства голосов и по согласованию с уже назначенным председателем Комиссии, принимает составленный в соответствии с предложениями стран-членов Союза список других членов Комиссии. Цель такой процедуры состоит в том, чтобы гарантировать, что Совет не сможет сделать членом Комиссии человека, кандидатура которого не была предложена правительством государства-члена, гражданином которого онона является.

Кроме того, уже назначенный председатель Комиссии должен согласиться со списком ее членов, предварительно официально связавшись с правительством каждой страны ЕС, чтобы гарантировать, что новый состав Комиссии гармонично отражает интересы всех государств. И на конечном этапе председателя и членов Комиссии, после одобрения их кандидатур Европейским Парламентом, утверждает в должностях на основе квалифицированного большинства голосов

Европейский Совет. Расширение полномочий председателя. Новая формулировка Статьи 217 Договора о EC увеличивает полномочия председателя Комиссии, который теперь будет решать вопросы внутренней организации Комиссии распределять портфели Комиссаров и в случае необходимости перераспределить ответственность назначать после коллективного утверждения состава Комиссии вице-президентов, число которых теперь не

ограничено сможет потребовать отставки Комиссара. Судебная система Союза. Договор предусматривает радикальную реформу судебной системы Союза. Изменения должны избавить Европейский Суд от перегрузки судебными разбирательствами, которую он испытывает в настоящее время. Слишком большое количество судебных дел создает продолжительные задержки с вынесением вердиктов, что крайне вредно для работы

ЕС и не удовлетворяет заинтересованные стороны. Основные нормы, определяющие деятельность Суда первой инстанции Трибунала, и особенно его обязанности, теперь регулирует Ниццский договор. Кроме того, договор предусматривает возможность создания в системе суда палат, которые будут в первой инстанции проводить слушания определенных дел. Договор придает юридической системе ЕС большую гибкость, чтобы подготовить ее к будущему, улаживает

ряд проблем в уставе Суда, в который отныне Совет ЕС может вносить исправления на основе единогласного решения и по запросу Суда или Комиссии. Процедурные правила Европейского Суда и Суда первой инстанции впредь могут быть одобрены квалифицированным большинством. Состав. В состав Суда, как и прежде, будет входить по одному судье от каждого государства-члена Союза, но Договор предусматривает ряд изменений, внесенных, чтобы поддержать эффективность юрисдикции

и последовательность юриспруденции. Главная палата, состоящая из одиннадцати судей включая председателя Суда и председателей палат, состоящих из пяти судей, будет, в основном, рассматривать дела, которыми до сих пор занималась пленарная сессия. Председатели состоящих из пяти судей палат будут избираться на трехлетний срок, который может быть возобновлен лишь один раз. Суд первой инстанции будет иметь в своем составе, по меньшей мере, одного судью от каждого государства-

члена Союза количество судей определено уставом Суда, который в настоящее время предусматривает состав из пятнадцати судей. Как и прежде, количество судей в Суде первой инстанции предусмотренное Решением о создании Суда первой инстанции может быть изменено. Распределение ответственности между Европейским Судом и Судом первой инстанции. Договор устанавливает распределение обязанностей между

Судом и Трибуналом, но предусматривает возможность в дальнейшем внести изменения в это распределение посредством изменения устава Суда. Суд первой инстанции становится инстанцией для рассмотрения дел общего права для всех прямых действий например, опротестовывание судебных решений Статья 230 Договора о EC, возмещение убытков Статья 235 Договора о EC, за исключением тех дел, которые будут рассматриваться специализированными палатами и

тех, которые по уставу должен рассматривать непосредственно Европейский Суд. В компетенции Европейского Суда остается ответственность за иные дела особенно, дела, связанные с невозможностью выполнения обязательств, Статья 226 Договора о EC, но по уставу дело может быть поручено Суду первой инстанции, если оно по своему характеру не подпадает под оговоренные

Статьей 225 Договора о ЕC. Идея перемен состоит в том, чтобы поддержать в Суде, как в высшем структурном органе Европейского Союза, обсуждение наиболее существенных проблем ЕС. Суд и Комиссия должны пересмотреть распределение обязанностей как можно скорее с тем, чтобы соответствующие предложения могли быть изучены, как только Ниццский договор вступит в силу.

Европейский патент. Наконец, новая Статья 229a Договора о EC разрешает Совету на условиях единогласного решения наделять Суд ответственностью за улаживание споров, связанных с правами интеллектуальной собственности. Это нововведение нацелено по существу на споры между частными сторонами. Такое решение Совета вступает в силу только после того, как оно будет утверждено государствами-членами

Союза то есть, после ратификации. Счетная Палата. Ниццский договор содержит ясное определение того, что Счетная Палата Суд Аудиторов будет состоять из представителей стран-членов ЕС - по одному от каждого государства. Палата может учреждать подпалаты, чтобы принять определенные категории отчетов или мнений. Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк. Ниццский договор не меняет состав

Управленческого совета Европейского центрального банка включающего членов Исполнительного совета и руководителей национальных центральных банков, но учитывает изменение правил принятия решений в настоящее время, решения, как правило, принимаются простым большинством голосов, один человек - один голос в соответствии со статьей 10 Устава Европейского центрального банка. Вводимое Договором изменение требует единогласного решения

Европейского Совета, которое затем должно быть ратифицировано государствами-членами ЕС. Управленческий совет Банка должен как можно скорее представить свои рекомендации относительно изменения правил голосования. Как гласит Ниццский договор, изменение состава Совета директоров Банка и правил принятия решений в Банке возможно по единогласному решению Европейского

Совета. Экономический и социальный Комитет и Комитет регионов. Ниццский договор не меняет число и распределение мест государств-членов Союза в Экономическом и социальном комитете и в Комитете регионов. Договор предусматривает, что число членов этих комитетов не может превышать 350 человек Статьи 258 и 263 Договора о EC, но этот потолок не будет достигнут и после того, как к нынешним членам

комитетов добавятся представители новых стран Союза. Описание членов Экономического и социального комитета изменено, Договором устанавливается, что этот комитет должен состоять из представителей различных экономических и социальных составляющих организованного гражданского общества Статья 257 Договора о EC. В отношении Комитета регионов

Ниццский договор предусматривает, что его члены должны быть избраны в качестве таковых в своих регионах и районах или быть политически подотчетны избранному собранию. Процесс принятия решений. Расширение использования принятия решений квалифицированным большинством голосов. Ниццский договор до некоторой степени расширяет возможности принятия решения квалифицированным большинством. Существует список 27 условий, по которым принцип единогласного принятия решений может

быть полностью или частично заменен принципом голосования квалифицированным большинством. Самые важные, на мой взгляд, из этих условий - если принимаемое решение облегчает свободу передвижения граждан ЕС Статья 18 Договора о ЕС - если речь идет о судебном сотрудничестве в вопросах гражданского права Статья 65 Договора о ЕС - если решаются вопросы заключения международных соглашений в области торговли услугами и коммерческих аспектов интеллектуальной собственности

Статья 133 Договора о ЕС есть исключения - если принимается решение в области индустриальной политики Статья 157 Договора о ЕС - если речь идет об экономическом, финансовом или техническом сотрудничестве с третьими странами Статья 181a Договора о ЕС, новое условие принятия мер, прежде оговаривавшееся в Статье 388 Договора о ЕС - если решается вопрос об одобрении инструкций и общих условий, регламентирующих работу членов Европейского Парламента Статья 190 Договора о

ЕС, за исключением вопросов, касающихся фискального режима - если обсуждается устав политической партии европейского уровня Статья 191 Договора о ЕС, новое положение - если происходит одобрение процедурных правил Европейского Суда и Суда первой инстанции Статьи 223 и 224 Договора о ЕС. Следует отметить, что назначение членов ряда организаций и институтов ЕС будет впредь делаться квалифицированным большинством голосов председателя и членов

Комиссии, Счетной палаты, Экономического и социального комитета и Комитета регионов Генерального секретаря Совета ЕС и его заместителя специальных посланников системы Единой внешней политики и безопасности. Переход на принцип принятия решений не единогласно, а большинством голосов отсрочен до 2007 для Структурных фондов и Единых фондов Статья 161 Договора о ЕС, и для принятия правил финансирования

Статья 279 Договора о ЕС. Наконец, в отношении решения вопросов, обусловленных в Части IV Договора о ЕС визы, политическое убежище, иммиграция и другие вопросы, связанные со свободным передвижением людей, оговаривается частичный и отсроченный переход на принцип квалифицированного большинства проблема может быть в дальнейшем решена с помощью поправки к Статье 67 Договора о ЕС, протокола или политической декларации.

Картина применения разных принципов принятия решения несколько не ясна для пяти областей вопросов, идентифицированных Комиссией как ключевые - налогообложение Статьи 93, 94 и 175 Договора о ЕС единогласие во всех решениях - социальная политика Статьи 42 и 137 Договора о ЕС сохранение принципа статус-кво. Однако Совет, действующий единогласно, может сделать процедуру выработки совместного решения применимой

к тем областям социальной политики, которые в настоящее время остаются подчиненными правилу единогласия. Этот мост не может, тем не менее, использоваться в вопросах социального обеспечения - политика объединения Статья 161 Договора о ЕС решено использовать принцип квалифицированного большинства голосов, но он не будет применяться до принятия многолетнего финансового плана, т.е. с 1 января 2007 - иммиграционная политика и предоставление политического убежища Статьи 62 и 63

Договора о ЕС применение правила принятия решения большинством голосов отложено 2004 и не будет касаться центральных элементов этих вопросов, таких, например, как разделение бремени Статья 63 2 b или условия въезда и жительства граждан третьих стран Статья 63 3 a - общая коммерческая политика Статья 133 Договора о ЕС включает переговоры и заключение международных соглашений в области торговли услугами

и коммерческие аспекты интеллектуальной собственности. Эти соглашения заключаются на основании решений, принятых квалифицированным большинством голосов, кроме тех случаев, когда соглашение включает условия, требующие единогласного согласия на основании внутренних правил или когда соглашение касается области, на которую ЕС еще не распространил свою ответственность. Кроме того, соглашения, касающиеся гармонизации культурных

и аудиовизуальных услуг, услуг образования, социального обеспечения и медицинского обслуживания продолжают быть предметом ответственности, разделяемой Союзом с государствами-членами расширение сотрудничества. Ниццский договор предусматривает существенные изменения в принципах принятия решений о расширении сотрудничества между странами ЕС т.е. передаче права принятия решений институтам ЕС. Минимальное число голосов государств-членов Союза, требуемых для принятия решения о расширении сотрудничества,

теперь равняется восьми, тогда как Договор о ЕС предусматривает, что для подобных решений необходимо получить большинство голосов государств-членов. Таким образом, минимальное число голосов государств, необходимое для расширения сотрудничества, снизится со вступлением в Союз новых стран менее чем до одной трети голосов как было предложено Комиссией. Другие изменения. Ниццский договор вносит и иные изменения в прежние соглашения, регламентирующие

деятельность ЕС. Самые существенные из них - фундаментальные права. В соответствии со Статьей 7 Договора о ЕС, Европейский Совет может объявить о существовании серьезного и постоянного нарушения фундаментальных гражданских прав. Если это происходит, Совет может приостановить действие определенных прав страны, в которой Совет усматривает нарушения. Ниццский договор дополняет эту процедуру возможностью применения превентивных

мер. По предложению не менее чем одной трети государств-членов, Парламента или Комиссии, Совет, действующий на основании принятого четырьмя пятыми голосов решения и с согласия Европейского Парламента, может объявить, что в стране-члене Союза существует явная опасность нарушения фундаментальных прав человека и рекомендовать этому государству устранить угрозу безопасность и оборона. Европейский

Совет в Ницце утвердил доклад Председателя Совета относительно единой политики европейской безопасности и обороны, которая среди прочего предусматривает развитие военных возможностей Союза, создание постоянных политических и военных структур. Кроме того, Политико-оборонный комитет PSC - новое обозначение Политического комитета в Договоре о ЕС может быть уполномочен

Советом на ликвидацию кризисной ситуации, т.е. PSC сможет принимать самостоятельные решения в течение этого кризиса, чтобы обеспечить политический контроль над ситуацией юридическое сотрудничество в вопросах борьбы с преступностью. Несмотря на предложение Комиссии, в Ниццский договор не включено условие, которое позволило бы создать пост Европейского прокурора, наделенного правом защиты финансовых интересов

ЕС. Однако Ниццский договор дополняет Статью 31 Договора о ЕС понятием Евроюст и описанием задач этой структуры, которая в рамках судебного сотрудничества стран-членов ЕС должна внести вклад в надлежащую координацию деятельности национальных правоохранительных органов. Соглашения между институтами ЕС. Ниццский договор дополнен декларацией, провозглашающей, что отношения между европейскими учреждениями определяются необходимостью искреннего сотрудничества и что

для наилучшего выполнения условий Договора Европейские Парламент, Совет и Комиссия могут заключать между собой соглашения. Эти соглашения не могут изменить или дополнить условия Договора и заключаются только с согласия всех этих трех институтов. Место встречи Европейского Совета. Ниццский договор дополнен декларацией, провозглашающей, что

С того момента, когда Союз будет насчитывать 18 государств, все встречи Европейского Совета будут проводиться в Брюсселе. Следует отметить, что эта декларация имеет отношение только к официальным встречам Европейского Совета, председательствующая страна свободна в своем праве организовывать неофициальные встречи Совета там, где она захочет или вообще никаких встреч не организовывать, в соответствии с протоколом неофициальных встреч Совета.

Финансовые последствия истечения срока договора о ЕОУС. Срок договора о Европейском Объединении угля и стали истек 23 июля 2002. По требованию Совета, Комиссия в сентябре 2000 выдвинула проект решения относительно передачи фондов ЕОУС Европейскому Сообществу для использования этих средств в области научно-технических исследований в угледобывающей и сталелитейной отраслях. По юридическим причинам было сочтено предпочтительным уладить

этот вопрос с помощью протокола, добавленного к Ниццскому договору. Декларация о будущем Союза. В заключении хотелось бы обратить внимание на 23 Декларацию, приложенную к Ниццскому договору. Это так называемая Декларация о будущем Союза, в которой, в частности, говорится о тех проблемах, которые непосредственно связаны с процессом расширения и реформирования ЕС, и одновременно указывается на то, как и каким образом

подлежат обсуждению те проблемы, которые еще не решены или которые требуют в ближайшем будущем более глубокой проработки. Заключение. В заключении я хочу сказать, и, наверное, уже не в первый раз в моей работе о том, что Ниццский договор является не только лишь логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Этот договор является результатом, действительно, довольно сложной работы и основан на огромном количестве

компромиссов, в результате достижения которых будут проведены, на мой взгляд, значительные реформы институтов Евросоюза, а именно изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях. Необходимо отметить, что огромное значение и важность этого документа заключается ещ и в том, что Договор выходит за рамки только трансформации институтов.

Он содержит также целый ряд положений, относящихся к регулированию вопросов юрисдикции, вносит определенные и порой очень существенные изменения в механизм осуществления общей внешней политики и особенно политики безопасности, а также сотрудничества полиций и судов. Более того, Ниццский договор сосредоточился на решении двух других основных проблем принятие в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах

ЕС, а значит автоматического перераспределения мест между старыми членами ЕС - формирование общей внешней и оборонной политики Союза. Вс это говорит о том, что на основании Ниццского договора Европейский Союз должен решить очень непростую задачу перестройки институционального механизма, обеспечить защиту достижений интеграции и предотвратить те весьма реальные риски, с которыми связано дальнейшее

расширение Евросоюза. Эта задача довольно отчетливо сформулирована в самом тексте учредительного акта, который уже в преамбуле устанавливает, что его главная цель подготовить институты ЕС к функционированию в расширяющемся Союзе и, продолжая переговоры о присоединении, привести их к успешному завершению. Таким образом, я хочу сделать главный вывод о том, что подписание Ниццского договора является, действительно, новым этапом в истории

Европейского Союза, а вступление договора в силу не только расширит Евросоюз, но и откроет путь к перестройке институтов, механизма принятия и осуществления решений. А, следовательно, сыграет далеко не последнюю роль в экономическом и политическом аспектах развития не только Европейского Союза в целом и каждой отдельно взятой страны, которая уже входит в состав Евросоюза или присоединится в будущем. А, более того, безусловно, окажет влияние на процессы политического

и экономического характера, происходящие во всм мире. И я надеюсь, что эту важность и значимость Ниццского договора мне удалось отразить на страницах моей курсовой работы. Список литературы 1. Кашкин С.Ю Право Европейского Союза М. Юристъ 2002 925 стр. 2. Кашкин С.Ю Основы права Европейского Союза схемы и комментарии

Учебное пособие, М. ИНФРА-М. 2002. 137 стр. 3. Новое в развитии Европейского права Ниццский договор Л.М.Энтин www.rami.ru 01.01.2003 4. Ниццский договор www.ruseu.org 30.11.2003 5. Европейский Союз, ЕС Кругосвет - Энциклопедия 2003, www .krugosvet.ru 01.01.2003



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.