Реферат по предмету "Мировая экономика"


Значение задачи источники информации для анализа производства и реализации продукции

--PAGE_BREAK--     Обобщающие показатели  характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
Ø  удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
Ø  удельный вес продукции высшей категории качества;
Ø  средневзвешенный балл продукции;
Ø  средний коэффициент сортности;
Ø  удельный вес аттестованной и неатестованной продукции;
Ø  удельный вес сертифицированной продукции;
Ø  удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
Ø  удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели -  качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
Ø  полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
Ø  надежность (долговечность, безотказность в работе);
Ø  технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
Ø  эстетичность изделий.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
     Одна из задач анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
     По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.
     Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта.
     Еще одной задачей анализа является определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (DТП), выручку от реализации продукции (DВ) и прибыль (DП):
DТП = (Ц1 – Ц0) *К1,
DВ = (Ц1 – Ц0) *VРП,
DП = [(Ц1 – Ц0) *VРП1] – [(С1 – С0) *VРП1],
где  Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
       С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после
                         изменения качества;
                 К1 – количество произведенной продукции повышенного качества;
            VРП1 -  объем реализации продукции повышенного качества.
     Если предприятие выпускает продукцию по сортам, и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменилась средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
     Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил, характеристик. Используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования по которым осуществляется сертификация.
     Сертификация – деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. Существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдается сертификат (документ соответствия требованиям).
     Стандарты сертификатов следующие:
1.       ИСО 9000 – содержит описание эталонов 3-х моделей качества, предупреждения дефектов продукции как на стадии разработки, так и изготовления;
2.      БИП – бездефективное изготовление продукции;
3.      КСУКП – комплексная система управления качеством продукции. Анализ качества по этой системе осуществляется поэтапно. Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям:
Ø  продукция 1-й категории, продукция определенных полезных качеств, но ниже мировых стандартов;
Ø  продукция 2-й категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам. Продукция  оцениваемая по 2-й категории подлежит снятию с производства;
Ø  Там где продукция не оценивается по категориям качества, используется категория сортности.
4.  Сортность – тоже характеризует качество, но для определенных отраслей. При определении сортности используют ГОСТ-ы и ОСТ-ы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.
1.5. Методика анализа ритмичности работы предприятия.
     При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции.
Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
     Для крупносерийного или массового производства разрабатываются графики равномерного выпуска продукции, а оценочным показателем является коэффициент равномерности.
     Анализ рассматривает скрытые причины неравномерности. Причин достаточно много: несвоевременное обеспечение ресурсами, непропорциональная загрузка оборудования (поломки, простои), отсутствие рабочих, ошибки в расчетах, низкий уровень производственной и технологической дисциплины.
     Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели:
Ø  снижается качество продукции;
Ø  увеличивается объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала;
Ø  не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;
Ø  несвоевременно поступает выручка;
Ø  перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы.
Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
     Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.
     Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
     Косвенные показатели ритмичности -  наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
     Коэффициент ритмичности – определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.
     Коэффициент вариации – определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:
σ ‗  ∑ ( x-x)І ‗   ∑  ∆xІ  .  
              ⁿ                    ⁿ       
DХ2 – квадратическое отклонение от среднедекадного задания;
n – число суммируемых плановых заданий;
х – среднедекадное задание по графику.
     Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности – как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
     Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объема производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности умножить на 100.
     Внутренние причины аритмичности – тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщикам, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.
     В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.
ГЛАВА II. Факторы и резервы увеличения объема производства и реализации продукции.
2.1.          Факторы увеличения объема производства и реализации продукции.
     Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема:
 

Рис.    Схема факторной системы объема реализации продукции
  Возможны два варианта методики анализа реализации продукции:
1.       Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
ГПн + ТП = РП + ГПк
Следовательно, РП = ГП н + ТП – ГПк.
2.      Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс  выражается так:
ГПн + ТП + Отн = РП + ОТк + ГПк.
РП = ГПн + ТП + Отн – Отк – ГПк,
где  ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
                  ТП – стоимость выпуска товарной продукции;
                  РП – объем реализации продукции за отчетный период;
       Отн, Отк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
     Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения этих факторов требуется анализ баланса товарной продукции.
Таблица 16
Анализ факторов изменения объема реализованной продукции
 
     Из анализа факторов изменения объема реализации продукции видно, что план реализации перевыполнен на 4170 млн. рублей за счет увеличения выпуска товарной продукции на 5500млн. рублей. Отрицательное влияние на объем продаж оказало увеличение остатков готовой продукции на складах  на 230 млн. рублей и рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия, на 1100 млн. рублей. Отгрузка продукции за год увеличилась по сравнению с плановым показателем на 5270 млн. рублей.
     В процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.
     Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции:
1.       обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:
ВП = ЧР *ГВ
РП = ЧР *ГВ *Дв
2.      обеспеченность предприятия основными производственными фондами и
      эффективность их использования:
ВП = ОПФ *ФО
РП = ОПФ *ФО *Дв
3.      обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их
     использования:
ВП = МЗ *МО
РП = МЗ *МО *Дв,
гдеЧР – численность рабочих,
       ГВ – годовая выработка,
       Дв – доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме
                валовой продукции,
   ОПФ – основные производственные фонды,
      ФО – фондоотдача,
      МЗ – материальные запасы,
      МО – материалоотдача.
     Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:
DВП xi= DГВ *ЧР ф,
DВП xi= DФО xi*ОПФ ф,
DВП xi= DМО xi*МЗ ф,
DРП xi=  DГВ *ЧР ф *Дв ф,
DРП xi= DФО xi*ОПФ ф *Дв ф,
DРП xi= DМО xi*МЗ ф  *Дв ф.
 
2.2. Резервы увеличения выпуска и реализации продукции.
     Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции
 
 
 
 
 

Резервы роста производства продукции состоят из трех групп:
1.       За счет улучшения использования трудовых ресурсов:
а) создание дополнительных рабочих мест;
б) сокращение потерь рабочего времени;
в) повышение уровня производительности труда.
2.      За счет улучшения использования основных фондов:
а)  приобретение дополнительных машин и оборудования;
б) более полное использование их фонда рабочего времени;
в) повышение производительности работы оборудования;
3.      За счет улучшения использования сырья и материалов:
а) дополнительное приобретение сырья и материалов;
б) сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов;
в) сокращение норм расходы сырья и материалов на единицу продукции.
     Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:
Р­ВПкр = Р­КР * ГВф,
Р­ВПфрв = Р­ФРВ *ЧВф,
Р­ВПчв = Р­ЧВ * ФРВв,
где Р­ВПкр, Р­ВПфрв, Р­ВПчв – резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки;
       Р­КР — резерв увеличения количества рабочих мест;
       Р­ФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени;
Р­ЧВ – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;
ФРВв – возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
     По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования  (Р­К), времени его работы (Р­Т) и выпуска продукции за один машино-час (Р­ЧВ) рассчитывают по формуле:
Р­ВПк = Р­К * ГВф,
Р­ВПт = Р­Т * ЧВф,
Р­ВПчв = Р­ЧВ * Тв.
     По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расходы на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. затем результаты суммируются по всем видам продукции:
Р­ВП = å(Р­Мj / НРji пл * Цi пл)
б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после результаты суммируются:
Р­ВП = å(Р¯ОТХj / НРji пл * Цi пл)
в) планируемое сокращение нормы расходы j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:
Р­ВП = å(Р¯НРji * VВПi пл /НРji пл * Цi пл).
    
      Далее нужно обобщить выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции. Для этого построим еще одну аналитическую таблицу:
Таблица 17
Резервы увеличения выпуска продукции
 
3340 – 2050 = 1290 млн. руб.
3340 – 3180 = 160 млн. руб.
     Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.
     Увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 3180 млн. рублей. Максимальный резерв выпуск продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам 1290 млн. рублей, а по материальным ресурсам – 160 млн. рублей.
     При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отг


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.