--PAGE_BREAK--Тарифные сеткиявляются практическим средством дифференциации оплаты труда работников в зависимости от квалификации и квалификационного уровня выполняемых работ. Они представляют собой совокупность действующих тарифных (квалификационных) разрядов и соответствующих каждому разряду тарифных коэффициентов. Единая тарифная сетка, применяемая в здравоохранении, соответствует простой повременной системе оплаты труда.
Тарифный разряд,присвоенный работнику- это показатель квалификации рабочего или квалификационного уровня данной работы. При оплате труда рабочих по тарифным ставкам каждому тарифному разряду рабочего соответствует определенный размер тарифной ставки.
Для определения разряда оплаты труда медицинского работника необходимсборник квалификационных характеристик, определяющих объем профессиональных знаний и трудовых навыков, которыми должен обладать медицинский работник определенного разряда. С его помощью сопоставляются разнообразные виды работ по степени их сложности, уровню квалификации работников. Все квалификационные характеристики утверждаются постановлениями Министерства труда и социального развития РФ.
Тарифный коэффициент,соответствующий определенному разряду показывает, во сколько раз уровень оплаты работника, отнесенного к данному разряду, превышает уровень оплаты работника, отнесенного к1 разряду. Отношение тарифного коэффициента высшего разряда к тарифному коэффициенту первого разряда является диапазоном тарифной сетки.
Оплата труда работников бюджетной сферы производится на основании постановления Правительства РФ от14.10.92 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки». Применение Единой тарифной сетки обязательно для всех учреждений, предприятий и организаций, находящихся на бюджетном финансировании.
Надтарифная часть заработной платы представлена дополнительной оплатой и премиями.
Дополнительная оплата включает в себя:
Надбавки-это денежная компенсация более высокой интенсивности труда в связи с выполнением особо важных работ, стимулирование работников к повышению квалификации, работе на постоянном месте и др.
К основным видам надбавок к заработной плате медицинских работников, изложенных в приказе МЗ РФ от15.10.99 № 377, относятся следующие:
-за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения (свыше 5 лет — 30%);
-за условия труда (вредность — 15 %, молоко);
-за применение в работе достижений науки и передовых методов труда;
-за высокие достижения в работе;
-за выполнение особо важных или срочных работ;
-за напряженность в труде и т.д.
Все виды надбавок начисляются на оклад без учета других повышений, надбавок и доплат. Надбавки стимулирующего характера предельными размерами не ограничиваются. Они устанавливаются на определенный срок, но не более1 года, приказом по учреждению по согласованию с выборным профсоюзным органом на основании представления коллектива. Стимулирующие надбавки отменяются при ухудшении показателей в работе или окончании особо важных или срочных работ. Руководителям учреждений здравоохранения надбавки устанавливаются решением вышестоящего органа управления здравоохранением за работу, направленную на развитие учреждения, применение в практике учреждения передовых методов диагностики и лечения больных, новых лекарственных средств и медицинского оборудования,
Доплатыпредставляют собой компенсацию дополнительных трудовых затрат или работы в условиях, отличающихся от нормальных.
Работникам учреждений здравоохранения предусмотрены следующие виды доплат:
-за работу в ночное время;
-за работу с разделением смены на части;
-за работу сверх рабочего времени;
-за совмещение должностей;
-за работу в выходные и праздничные дни;
-за дежурство на дому в нерабочее время;
-гарантийные доплаты несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня и др.
Перечень должностей работников, которым могут устанавливаться указанные доплаты, и размеры доплат определяются руководителем учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом. Во всех случаях доплаты к должностным окладам (ставкам) работников предусматриваются в процентах, абсолютный размер каждой доплаты исчисляется из должностного оклада (ставки) без учета других надбавок и доплат.
Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы
Разряды оплаты труда
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Тарифные коэффици-енты
1,00
1,11
1,23
1,36
1,51
1,57
1,84
2,02
2,22
2,44
2,68
2,89
3,12
3,36
3,62
3,9
4,2
4,5
Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы
Разряды оплаты труда
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Тарифные ставки
(оклады)
450
500
555
610
680
750
830
910
1000
1100
1205
1300
1405
1510
1630
1755
1890
2025
Расчеты.
Например, рассчитаем заработную плату начинающего врача — эпидемиолога, работающего во вредных условиях, но не имеющего стажа работы. Он проводит прием больных, выходит на участок, проверяет лечебные учреждения (инфекционную больницу, туберкулезную и т.д.).
Оклад по 9 разряду - 2,22 х 450 = 1000 рублей
Надбавка за работу во вредных условиях — 15 % = 150 рублей
Итого: месячный ФЗП - 1150 рублей.
Если же врач проработал более 5 лет, проучился на курсах повышения квалификации, получил первую квалификационную категорию, его заработная плата составит:
Оклад по 13 разряду - 3,12 х 450 = 1405 рублей
Надбавка за работу во вредных условиях - 15 % = 110 руб. 75 коп.
Доплата за стаж работу в мед. учреждениях более 5 лет — 30 % — 421 руб. 50 коп.
Итого: месячный ФЗП - 2037 рублей 25 копеек
Помощник санитарного врача имеет среднее образование. Выходит на объекты производственной деятельности с забором проб и смывов. Посещает больных на дому. Также работает во вредных условиях. Его заработная плата будет рассчитываться следующим образом.
11 разряд - 2,68 х 45 = 1206 рублей
Надбавка за работу во вредных условиях труда — 15 %- 180 р. 90 к.
Доплата за стаж более 5 лет - 30 % — 361 р. 80 к.
Месячный ФЗП - 1748 р. 70 к.
У санитарки, не имеющей образования, стажа работы и работающей не во вредных условиях заработная плата составит:
3 разряд - 1,23 х 450 = 555 рублей
Месячный ФЗП - 555 рублей
Анализируя расчеты видно, что необходимо повышать свое образование и квалификация для получения более высокой заработной платы (барьеры выхода на рынок: интеллектуал и образование).
Повышения окладов (ставок)также являются денежными компенсациями за неблагоприятные условия труда.
К основным видам повышений окладов работников здравоохранения относятся:
-повышения окладов специалистов, работающих на селе;
-повышение окладов при обслуживании определенных контингентов (работников леспромхозов, строителей железных дорог и др.);
-повышения окладов в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда (для работников структурных подразделений по лечению больных СПИД, ВИЧ-инфицированных, лепрозных, психических больных, больных туберкулезом и др.);
-повышения окладов работникам госпиталей для ветеранов войн и специальных отделений, центров восстановительной терапии для воинов-интернационалистов;
-для работников домов ребенка, школ-интернатов для детей-сирот и др.
В приложении2 к приказу Минздрава России от15.10.99 № 377 приведен подробный перечень учреждений, подразделений и должностей, работа которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда.
Повышения окладов устанавливаются в процентном отношении к окладу. Абсолютный размер каждого повышения исчисляется из оклада (ставки) без учета других повышений, надбавок и доплат.
Одним из вариантов повышения оклада является увеличение разряда. Существенным различием в данном случае является то, что повышение производится не в процентном отношении, а путем увеличения разряда оплаты труда по ETC. Увеличение разряда связано с уровнем квалификации специалиста (ученая степень, почетное звание и др.).
Как указывалось выше, одним из элементов надтарифной части заработной платы являетсяпремия. Премии могут выражаться в двух основных формах:
-поощрение за особые заслуги или определенные достижения результатов труда в рамках системы оплаты труда;
-награждение отличившихся работников вне системы оплаты труда.
Премирование возможно тогда, когда используемая система оплаты труда не предусматривает оценку индивидуального трудового вклада работника и не несет определенной стимулирующей функции. В лечебном учреждении должно быть разработано и утверждено положение о премировании, содержащее в себе конкретные условия и показатели, при которых возможно премирование и депремирование медицинских работников. Положение утверждается руководителем ЛПУ по согласованию с выборным профсоюзным органом. В положении о премировании учреждения здравоохранения предусматриваются показатели премирования как по структурным подразделениям (исходя из показателей деятельности подразделения), так и по отдельным должностям, исходя из утвержденных показателей деятельности работников этих должностей. Размер премии предельными размерами не ограничивается.
В принципе, премирование работников здравоохранения, прежде всего, должно быть направлено на повышение материальной заинтересованности работников в оказании качественной медицинской помощи населению, в достижении наилучших результатов труда. Премия не всегда носит регулярный характер, а выплачивается по мере достижения каких-либо конкретных результатов труда. Лишение премии или снижение ее размера (депремирование) возможно только по основаниям, указанным в Положении о премировании, утвержденном в учреждении. Премии выплачиваются за счет премиального фонда, входящего в состав фонда заработной платы, который создается в учреждении за счет средств различных источников финансирования (платная медицинская деятельность, средства ОМС, бюджетные средства и др.).
В условиях децентрализации управления отечественной системы здравоохранения в настоящее время многие функции управления переданы на местный уровень. Руководители лечебных учреждений вправе самостоятельно принимать многие решения в рамках действующего законодательства. Одним из механизмов реализации указанных прав является использование в деятельности лечебных учреждений экономических методов управления, к числу которых относится стимулирование конечных результатов профессиональной деятельности медицинских работников посредством дифференцированной оплаты труда.
Первоочередное внимание должно быть уделеноУставу лечебного учреждения, поскольку Устав является основным документом, определяющим деятельность ЛПУ. В Уставе наряду с другими должны быть отражены вопросы, связанные с оплатой труда медицинских работников. Если в лечебном учреждении предусматривается стимулирующая система оплаты труда, то ей должен быть посвящен специальный раздел и разработано соответствующее положение.
Положение об оплате трудаявляется основным внутриучрежденческим нормативным документом, регламентирующим условия оплаты труда работников данного ЛПУ. В Положении указывается установленный порядок оплаты труда работников с учетом специфики лечебного учреждения. В учреждении могут быть приняты как Единое положение, так и несколько положений, регулирующих вопросы оплаты труда различных категорий работников. Для принятия Положения создается рабочая группа, которая может включать: заместителей главного врача (по экономическим вопросам; организационно-методической работе; лечебной работе) главного бухгалтера; главную медицинскую сестру; юрисконсульта; представителя профсоюза и т.д. Положение принимается большинством голосов на собрании трудового коллектива. Об изменении системы оплаты труда сотрудники медицинского учреждения предупреждаются за2 месяца до ее введения. Положение утверждается приказом руководителя данного учреждения.
Положение должно содержать следующие моменты.
1.Наименование медицинского учреждения.
2.Должность, Ф.И.О. руководителя, утверждающего положение.
3.Дата подписания (утверждения положения).
4.Дата вступления в действие и срок действия.
5.Данные об уполномоченном органе, с которым согласовано положение.
6.Наименование Положения (например, Положение о дифференцированной оплате труда медицинских работников в зависимости от объема и качества).
7.Юридические основы, на которых строится Положение (постановления правительства, приказы МЗ и т.д.).
8.Цели и задачи разработки Положения.
9.Взаимодействие данного Положения с другими локальными актами (положениями, приказами и т.д.).
10.Источники средств для оплаты труда.
11.Формируемые из полученных доходов фонды: заработной платы, материального поощрения, социального развития и т.д.
12.Круг лиц, на которых распространяется Положение.
13.Система оценки деятельности подразделения или конкретных работников.
14.Система контроля качества.
Работники должны быть поставлены в известность о существовании Положения и ознакомлены с его содержанием. При этом не должны нарушаться их права и свободы. Кроме того, Положение не должно содержать незаконно возложенных на работника функций или обязанностей, а также незаконно привлекать работников к какой-либо ответственности.
Администрация вправе самостоятельно определять механизм материального стимулирования, что также должно найти свое отражение в Положении. Кроме того, в Положении должны быть закреплены полномочия различных должностных лиц по реализации указанной системы (функциональные обязанности). Положение об оплате труда должно быть экономически и юридически грамотным, так как это позволит не только избежать конфликтов, но и достигать главных целей ЛПУ, ради которых организована стимулирующая система оплаты труда.
После утверждения Устава и Положения руководитель лечебного учреждения должен издатьорганизационный приказ о введении системы дифференцированной оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечных результатов их деятельности. В приказе должны быть указаны сроки перехода на новую систему оплаты труда, структурные подразделения, которые переводятся на новые условия работы, ответственные лица и т.д. Каждый работник лечебного учреждения должен быть ознакомлен с данным приказом под роспись.
Поскольку введение новой формы оплаты труда требует четкого знания всеми медицинскими работниками своих функциональных обязанностей, прав и требований, предъявляемых к ним, в лечебном учреждении должны быть разработаны и утвержденыдолжностные инструкции. В инструкциях необходимо отразить виды и объем работы, количественные и качественные показатели, условия поощрения и наказания. Во избежание конфликтных ситуаций, каждый работник ЛПУ обязан ознакомиться с ними под роспись.
Кроме прочих нормативных документов разрабатываютсяПоложения о структурных подразделениях ЛПУ. Эти Положения должны содержать сведения о задачах подразделений, вопросы управления, особенности работы в новых условиях оплаты труда, взаимоотношения с другими структурными подразделениями, критерии оценки деятельности отдельных работников и подразделения в целом, условия поощрения за хорошую работу и наказания за дефекты.
Одним из обязательных условий внедрения системы дифференцированной оплаты труда является подписаниетрудового договора (контракта), который фиксирует все условия оплаты труда.
Например, в Центре Госсанэпиднадзора, производятся дополнительные выплаты согласно заключенного трудового договора и осуществляется на основе должностных окладов, которые устанавливаются администрацией в соответствии с должностью и квалификацией работника.
Работникам, при наличии средств, выплачиваются сверх основанной дополнительной платы вознаграждения по итогам работы. Внебюджетное финансирование в Центре формируется в соответствии с приказом, утвержденным главным врачом. За счет внебюджетных средств создаются фонды:
1. Фонд развития;
2. Фонд санитарно-эпидемиологического благополучия.
Порядок направления и расходования средств указанных фондов определяется Советом руководителей Центра, совместно с администрацией Центра ГСЭН и регламентируется вышеуказанными нормативными документами, приказом Центра ГСЭН в Ставропольском крае «О порядке распределения доходов от платных услуг хозрасчетной деятельности», приказом Госкомитета РФ № 91 от 07.09.1993 года «О выполнении платных медицинских работ и услуг учреждениями Госсанэпидслужбы» и рядом других нормативных документов.
Средства направляются:
1. На дополнительную оплату труда работников Центра ГСЭН.
2. На формирование внебюджетного штатного расписания.
3. На социальную защиту работников Центра ГСЭН.
4. На премирование и различные формы поощрения труда работников Центра ГСЭН.
5. На оздоровление работников Центра ГСЭН.
6. На развитие материально-технической базы Центра ГСЭН.
7. На представительские расходы.
8. На профессиональную подготовку, аттестацию, сертификацию работников Центра ГСЭН и другие формы, связанные с профессиональной подготовкой кадрового состава.
Норматив в образовании общего фонда оплаты труда устанавливается в размере 45% от суммы, поступивших внебюджетных средств, в том числе фонд премирования подразделений, выполняющих платные работы и услуги — 30%, фонд главного врача — 15%.
5.9. При направлении работника, для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и производится оплата проезда к месту учебы и обратно, суточные за время нахождения в пути, а также расходы по найму жилого помещения.
5.10. Аттестация врачей, специалистов с высшим немедицинским образованием, средних медицинских работников Центра ГСЭН проводится на договорной основе в соответствии с положением об аттестации.
5.11. Работникам компенсируются расходы, связанные с получением сертификата по предоставлении квитанции.
Дифференцированная система оплаты труда затрагивает вопросы как трудовых, так и экономических отношений, поэтому при ее построении учитываются определенные экономические принципы.
Одним из важнейших и непременных принципов является формирование фонда материального поощрения, достаточного для выплат стимулирующего характера.
продолжение
--PAGE_BREAK--