--PAGE_BREAK--
1.9. Дипломатическое право международных организаций
Для того чтобы международная организация могла нормально функционировать, она
должна пользоваться определенными привилегиями и иммунитетами. Представители
государств — членов международной организации и ее должностные лица также
долж пользоваться привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения
ими своих функций.
Эти положения, нашедшие отражение в ст. 104 и 105 Устава Организации
Объединенных Наций и в уставных документах ряда других международных
организаций, являются в настоящее время общепризнанными.
В развитие положений ст. 105 Устава Генеральная Ассамблея ООН 13 февраля 1946
г. приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, в
которой данные вопросы регламентируются более конкретно. 21 ноября 1947 г.
Генеральная Ассамблея ООН утвердила Конвенцию о привилегиях и иммунитета
специализированных учреждений. Данная Конвенция приме ко всем
специализированным учреждениям системы ООН с учетом некоторых изменений,
предусмотренных в особых прило, которые разрабатываются этими
учреждениями с целью отражения их специфики.
К этому следует добавить, что ООН заключила соглашения с США и Швейцарией о
штаб-квартирах Организации на террито этих двух стран (соответственно
соглашения от 19 апреля 1946 г. и от 26 июня 1947 г.), а специализированные
учреждения, в свою очередь, имеют соглашения с государствами, на территори
которых расположены их штаб-квартиры (ЮНЕСКО — с Францией, ФАО — с Италией и
т.д.). В этих соглашениях содер положения о привилегиях и иммунитетах
представителей государств и должностных лиц соответствующих организаций.
Необходимо подчеркнуть, что иммунитет представителей госу в
международных организациях значительно шире, полнее, чем иммунитет
должностных лиц. По существу он аналогичен дипломатическому, что имеет под
собой серьезные основания. Главным здесь является то, что, как и в случае с
дипломатически представителями, в основе иммунитетов и привилегий
предста государств в международных организациях и в органах этих
организаций лежит прежде всего право государств на международно
представительство. Отсюда необходимость обладания этой категорией
представителей максимально возможными при и иммунитетами,
приближающимися к дипломатичес или аналогичными им.
Вместе с тем необходимо отметить, что, в отличие от дипломатически
представителей, эти представители не аккредитованы при государствах
пребывания и реализуют свои права на между представительство не
перед ними, хотя в них и находят, а в рамках международной организации.
Аналогичное положение складывается и в отношении делегаций государств на
между конференциях, которые также не аккредитованы при государстве,
на территории которого проводится конференция. Никто, разумеется, не может
обязать государство стать страной пребывания. Но коль скоро государство взяло
на себя такую роль, оно обязано обеспечить представителям государств в
международ организациях и делегациям на конференциях соответствующи
привилегии и иммунитета, которыми, конечно, они должны пользоваться
добросовестно.
Из того факта, что эти представители не аккредитованы в государств
пребывания, а представляют свои государства в между организации
(органе, на конференции), вытекают по меньшей мере три правовых последствия:
а) их назначение не обус получением агремана от организации или
государст пребывания; б) такие представители не могут быть объявлены
persona non grata no правилам, применяемым в двусторонней дип; в) по
отношению к ним государство пребывания не мо применять принцип
взаимности.
Согласно ст. IV Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от
13 февраля 1946 г., представители госу-членов в главных и
вспомогательных органах ООН (деле, их заместители, советники, эксперты и
секретари делегаций) обладают практически всеми привилегиями, иммунитетами и
льго, какими пользуются дипломатические представители, иногда, однако в
некоторых соглашениях привилегии несколько сужены.
Так, соглашение ООН с США о штаб-квартире ООН, призна в принципе за
представителями государств в ООН и в специ учреждениях ООН
право на дипломатические при и иммунитеты, в то же время позволяет
властям США возбуждать с согласия государственного секретаря дела против
сотрудников представительств и должностных лиц ООН с целью предъявления им
требования о выезде из Соединенных Штатов «при злоупотреблении своими
привилегиями». Правда, в соглаше оговорено, что такое согласие может быть
дано государственным секретарем США лишь после консультации с
соответствую государством — членом, ООН (когда дело касается
предста такого государства или члена его семьи) или после
кон с Генеральным секретарем или главным должностным лицом
специализированного учреждения, когда речь идет о его должностных лицах.
14 марта 1975 г. на конференции ООН, созванной в Вене по решению Генеральной
Ассамблеи ООН, была принята Конвенция о представительстве государств в их
отношениях с международны организациями универсального характера.
Конвенция предусматривает свободу назначения посылающи государствами
сотрудников постоянных представительств. В ней закреплены принципы полной
неприкосновенности личности представителей государств в международных
организациях и на международных конференциях, помещений постоянных
представи, жилых помещений делегаций, а также почты представительст
и делегаций; четко очерчены правовой статус, привилегии и иммунитета
постоянных представителей, постоянных наблюда, делегаций, а также
наблюдателей в органах и на междуна конференциях. Объем
предоставляемых всем этим катего представителей государств привилегий и
иммунитетов приближается к дипломатическому. Конвенция не содержит положени
о persona non grata в том его виде, который характерен для двусторонней
дипломатии.
1.10. Особенности правового статуса должностных лиц и служащих
международных организаций
В основе привилегий и иммунитетов должностных лиц между организаций
лежит теория функциональной необходи. Конвенция о привилегиях и
иммунитетах Объединенных Наций устанавливает, что должностные лица ООН
пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: они не подлежат судебно
ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия,
совершенные ими в качестве должностных лиц; они ос от обложения
налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых им Объединенными Нациями, от
государственных служебных повинностей, а также вместе с женами и
родственника, находящимися на их иждивении, от ограничений по въезду в
страну и от регистрации в качестве иностранцев. Они пользуются теми же
привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным
лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий,
аккредитованных при соответствующем правительстве, а также вместе со своими
женами и родственниками, состоящими на их иждивении, такими же льготами по
репатриации, какими пользуются дипломатичес представители во время
международных кризисов; имеют пра ввозить беспошлинно свою мебель и
имущество при первона занятии должности в соответствующей стране.
Круг лиц, которые пользуются перечисленными привилегиями и иммунитетами,
определяется Генеральным секретарем ООН. Об этом сообщается правительствам
всех стран — членов ООН, пос эти привилегии и иммунитета должны
предоставляться до лицам ООН на территориях всех стран — участниц
Конвенции.
Эксперты ООН, выезжающие в командировки по поручению Объединенных Наций,
пользуются во время командировок более широкими привилегиями и иммунитетами,
чем должностные лица ООН в ее штаб-квартире. Им, в частности,
предоставляются: им от личного ареста или задержания и от наложения
ареста на их личный багаж; всякого рода судебно-процессуальный имму в
отношении всего сказанного или написанного ими и со ими при
исполнении служебных обязанностей; непри всех бумаг и
документов; право пользоваться шифром и получать корреспонденцию посредством
курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями; те же льготы в
отношении ограничений на обмен денег, какие предоставляются сотрудникам
дипломатических представительств, находящимся во временных служебных
командировках; те же иммунитета и льготы в отношении их личного багажа, какие
предоставляются дип представителям.
В целом же их привилегии и иммунитета значительно уже по объему в сравнении с
дипломатическими.
Генеральный секретарь ООН, его заместители, а также жены этих лиц и
несовершеннолетние дети пользуются привилегиями и иммунитетами,
предоставляемыми согласно международному пра дипломатическим
представителям.
В Конвенции отмечено, что привилегии и иммунитета предоставляютс
должностным лицам ООН и экспертам в интересах Объединенных Наций, а не для их
личной выгоды. Генеральный секретарь ООН не только имеет право, но и обязан
отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу или
эксперту, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствуе
отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов
Объединенных Наций. В отношении Гене секретаря право отказа от
имущества принадлежит Со Безопасности ООН.
2. КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО
2.1. Понятие и источники консульского права
Консульское право можно охарактеризовать как совокупность международно-
правовых принципов и норм, регулирующих дея консульских учреждений
и членов их персонала и опре их статус, функции, права и
обязанности.
Исторически консульские отношения развивались как отноше, связанные
прежде всего с международной торговлей и торго мореплаванием. Консулы
долгое время рассматривались как. выборные или назначенные государством
советники и помощни, призванные оказывать на территории иностранного
государ помощь и содействие отечественным купцам и другим част лицам
и организациям. За ними практически не признавалось какое-либо качество
представительства интересов своего государ как такового.
С течением времени круг вопросов, входящих в компетенцию консульских
учреждений, неуклонно расширялся, функции их при все более
многогранный характер. В настоящее время консульские учреждения призваны
содействовать развитию не только экономических, торговых, но и научно-
технических, куль и туристских, а в некоторых случаях и политических
свя между государствами. Тем не менее исторические особенности развития
консульских отношений и в настоящее время продолжа определять их специфику
и отличие от дипломатических.
Источниками консульского права являются международный договор и международный
обычай.
Хронологически в этом ряду первым стоит международный обычай, поскольку в
древние времена и в период средневековья консульские отношения регулировались
главным образом на ос обычая. В настоящее время международные обычаи
продол являться основой правового регулирования консульских связей между
государствами при отсутствии их договорно-правового оформления.
Международные договоры по консульским вопросам заключа как на
двусторонней, так и на многосторонней основе.
В современном консульском праве действуют три многосто консульские
конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция о
консульских функциях 1911 го и Гаванская конвенция о консульских
чиновниках 1928 года. Универсальный характер имеет Венская конвенция о
консульских сношениях 1963 года. Конвенция вступила в силу 18 марта 1967 г.
СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г.
Большую роль в консульском праве играют двусторонние дого и конвенции по
консульским вопросам, заключать которые начали еще в XII—XIII веках. Сейчас
их число во всем мире дости нескольких тысяч. К 1991 году СССР заключил
с други государствами около 70 таких договоров. Россия в 1992—1993 года
заключила консульские конвенции с Республикой Корея, Лит, Эстонией,
Украиной. Ведутся переговоры с другими странами.
К источникам консульского права относятся также положения некоторых
международных договоров, которые не посвящены ис консульским
вопросам. Это прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961
года, ст. 3 которой предусматривает возможность выполнения консульских
функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и
международные договоры о правовой помощи, об урегулирова случаев двойного
гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд
других.
Весьма важное значение имеют положения национального за,
определяющие статус, функции и структуру кон органов, а также
регулирующие определенные аспекты деятельности иностранных консульских
учреждений.
2.2. Установление консульских отношений
Государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия.
Установление дипломатических отношений означает и согласие на установление
консульских отношений, если не оговорено иное. Консульские отношения могут
устанавливать и поддерживаться и при отсутствии дипломатических
отноше. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой
авто разрыва консульских отношений.
В настоящее время консульская практика знает два вида консульски
учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и
самостоятельные (отдельные) консульские учреж.
СССР в середине 20-х годов стал инициатором введения в международную практику
института «отдельских консульств», то есть создания консульских отделов в
составе дипломатических представительств.
Между установлением консульских отношений и фактическим открытием отдельного
консульского учреждения может быть раз во времени, поскольку по
согласованию между сторонами решаются не только вопросы об установлении
консульских отно, но и для каждого конкретного случая — об открытии
соответствующего консульского учреждения, его местонахожде, классе,
территориальных пределах его деятельности в госу пребывания.
Консул и любое другое консульское должностное лицо считаются приступившими к
исполнению своей миссии с момента вступ в должность. Для этого
необходимо, чтобы лицо было на компетентными органами представляемого
государства и признано властями государства пребывания.
Во многих государствах, в том числе и в России, вопросы на своих и
приема иностранных консулов входят в компе ведомств иностранных дел.
Консульское право не предусматривает обязательного получени
предварительного согласия принимающего государства. Од в двусторонние
консульские договоры и конвенции многие государства включают положения,
предусматривающие получение предварительного согласия на назначение главы
консульского учреждения.
Для выполнения консулом своей миссии необходимо получе консульского
патента и экзекватуры.
Консульский патент - это документ, выдаваемый компетен органами
представляемого государства и подтверждающий факт назначения соответствующего
лица главой самостоятельно консульского учреждения. В нем указываются
полное имя на лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность,
консульский округ и местонахождение консульства. Этот документ направляется
правительству государства пребывания.
По получении консульского патента власти принимающего государства решают
вопрос о выдаче лицу, назначенному консу, экзекватуры, то есть разрешения
на выполнение своих функ в консульском округе. Получив экзекватуру,
консул может приступать к выполнению своей миссии; порядок и форма выдачи
экзекватуры регулируются законодательством принимающего го.
Экзекватура может представлять собой отдельный документ либо выдаваться в
форме разрешительной надписи на кон патенте. До получения
экзекватуры может быть выдано временное разрешение на выполнение консульских
функций. В выдаче экзекватуры может быть отказано без объяснения моти.
В зависимости от времени выдачи экзекватуры, а также от ранга определяется
старшинство консула по отношению к другим членам консульского корпуса, то
есть другим главам консульских учреждений в данном пункте государства
пребывания. В более широком смысле консульский корпус включает в себя всех
находя в данном пункте консульских должностных лиц, членов их семей,
нештатных (почетных) консулов и сотрудников консульс отделов
дипломатических представительств.
Консульский корпус возглавляется дуайеном, то есть старшим по рангу и времени
получения экзекватуры главой консульского представительства, который
выполняет в основном церемониаль функции. В государстве пребывания может
быть несколько консульских корпусов в зависимости от количества пунктов, где
имеются консульские представительства.
Для заведующих консульскими отделами дипломатических представительств, как
правило, не требуется направления консуль патента и получения
экзекватуры. Они, как и другие сотруд этих отделов, продолжают
оставаться членами персонала дипломатического представительства и сохраняют
статус тако. Об их назначении извещаются власти государства пребыва.
При изменении пределов консульского округа или класса гла самостоятельного
консульского учреждения от него требуется получение новых патента и
экзекватуры. Для других членов пер консульства этого не требуется.
Власти государства пребы информируются об их назначении на
соответствующую должность.
Свои консульские сношения государства могут осуществлять и через посредство
так называемых нештатных (почетных) консу. Нештатный консул — это лицо,
не состоящее на государ службе представляемого государства, но
выполняющее по его поручению и с согласия государства пребывания консульски
функции. Нештатными консулами могут быть граждане представляемог
государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За
выполнение консульских функций нештатный консул жалованья не получает, но
может обращать в свою пользу консульские сборы.
Окончание миссии консула может иметь место в следующих случаях:
1) отозвание консула представляемым государством;
2) аннулирование экзекватуры государством пребывания;
3) исте срока консульского патента;
4) закрытие консульского уч в данном пункте;
5) прекращение консульских отноше в целом;
6) война между государством пребывания и представляемым государством;
7) смерть консула;
8) выход терри, где находится консульский округ, из-под суверенитета
го пребывания.
Первый из вышеперечисленных случаев наиболее распростра и в основном
имеет место при нормальной смене консулов в каком-либо пункте государства
пребывания. При этом государст пребывания извещается, желательно
заблаговременно, о факте отозвания консула, а для его преемника испрашивается
экзеквату.
Аннулирование экзекватуры происходит гораздо реже, как правило, в результате
нарушения консулом законов государства пребывания. При этом, согласно ст. 23
Венской конвенции о кон сношениях 1963 года, консул может быть
объявлен perso поп grata и перед представляемым государством может быть
поставлен вопрос о его отзыве. Государство пребывания в этом случае не
обязано мотивировать причины аннулирования экзеква.
В случае войны прекращающий свою миссию консул может поручить защиту
интересов своих соотечественников в государст пребывания консулу третьего
государства.
2.3. Классы и персонал консульских учреждений
Консульское учреждение обычно определяют как постоянный государственный орган
внешних сношений, находящийся на тер иностранного государства в силу
соответствующего меж соглашения и выполняющий консульские функции
по защите интересов своего государства, его граждан и организа. В
современной международно-правовой доктрине и консульской практике
употребляются термины «консульское учреждение» и «консульское
представительство». Последний термин правоме, поскольку отдельные
консульства представляют интересы своего государства на определенной
территории государства пре в пределах своей компетенции.
Самостоятельные консульские учреждения подразделяются на следующие классы: 1)
генеральные консульства; 2) консульства;
3) вице-консульства; 4) консульские агентства.
Класс консульского представительства определяется по согла между
государствами.
Консульские отделы дипломатических представительств возглавляютс
заведующими. Они могут именоваться консулами или гене консулами и,
так же как и сотрудники этих отделов, вхо в состав членов персонала
дипломатического представительства.
В соответствии с классом консульского учреждения определя и классы их
глав: 1) генеральные консулы; 2) консулы;
3) вице-консулы; 4) консульские агенты.
В некоторых государствах дипломатическая и консульская службы разделены и
сотрудникам консульской службы присваива специальные консульские ранги,
наименования которых, как правило, совпадают с наименованиями вышеназванных
классов глав консульских учреждений. В СССР консульская служба с 1918 год
была объединена с дипломатической, и работникам консульс службы с тех пор
стали присваивать дипломатические ранги.
Российские консульские учреждения ведут свою деятельность под общим
политическим руководством главы дипломатического представительства в
государстве пребывания.
Консульские учреждения осуществляют свои функции в пределах консульских
округов, которые представляют собой со с государством пребывания
районы территории последнего. Количество консульских округов и консульских
учреж также определяется по согласованию между государствами.
Термин «консульское должностное лицо» в общем плане охва любое лицо,
включая главу консульского учреждения, ко поручено выполнение
соответствующих функций (гене консул, консул, вице-консул,
консульский агент и секретарь консульского учреждения), а также лицо,
прикоманди к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе
(стажер).
Членов персонала, выполняющих административно-техничес функции или
функции по обслуживанию консульства, имену «сотрудниками консульского
учреждения» либо «работниками обслуживающего персонала». В ст. 1 Венской
конвенции о кон сношениях 1963 года категория административно-
техни персонала поименована как «консульские служащие».
продолжение
--PAGE_BREAK--