Реферат по предмету "Мировая экономика"


Государственная политика ценообразования в Республике Беларусь на современном этапе ее цели и основные

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.
В последние годы с принятием ряда законодательных и нормативных актов в республике сложилась целостная законодательная база в области ценообразования, позволяющая управлять процессами регулирования и контроля за ценообразованием. Это Закон Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999 г. № 255-З, Концепция ценообразования в Республике Беларусь и ряд других программных документов, согласно которым определен курс на совершенствование и расширение рыночных механизмов ценообразования, дальнейшую либерализацию цен с сохранением государственного регулирования и контроля за ценами лишь в отношении отдельных видов товаров (работ, услуг). Этими же документами предусмотрено, что ценовой контроль и ценовые ограничения будут сниматься по мере создания соответствующих экономических предпосылок, стабилизации финансовой ситуации в республике, принятия адекватных мер в области денежно-кредитной и валютной политики, социальной защиты населения.
Закон «О ценообразовании» устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.
Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
·товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
·отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь. [1]
Конкретный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), определен Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (в редакции 8.09.2004), а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 943 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (работ, услуг) и лекарственных средств, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом» с последующими изменениями и дополнениями.
Так, на сегодняшний день на государственном уровне осуществляется регулирование цен (тарифов) на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения. [9, c.17]
В соответствии с Законом государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления:
·фиксированных цен (тарифов);
·предельных цен (тарифов);
·предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
·предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
·порядка определения и применения цен (тарифов);
·декларирования цен (тарифов). [1]
Методы государственного регулирования ценообразования носят избирательный характер и применяются в зависимости от конкретных условий, а также от видов товаров (работ, услуг). При этом государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен и тарифов.
1.Установление фиксированных цен.
Твердые фиксированные цены (тарифы) используются в основном в тех случаях, когда государство намерено управлять предложением и спросом на отдельные группы товаров. Так, фиксированные цены устанавливаются:
на основные виды топливно-энергетических ресурсов (нефть сырая собственной добычи (для государственных нужд) и нефтепродукты, вырабатываемые из нее и реализуемые потребителям по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь; газ природный и сжиженный; электрическая и тепловая энергия);
водку белую и спирт, сахар, табачные изделия, стеклотару (залоговые цены);
лекарственные средства, производимые предприятиями республики (по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь);
драгоценные металлы в изделиях и ломе, скупаемые у физических лиц; услуги связи, оказываемые населению и юридическим лицам;
перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным и автомобильным транспортом;
коммунальные услуги населению. [6, c.54-55]
2.Установление предельных максимальных уровней цен (тарифов).
Одним из наиболее распространенных способов государственного регулирования, применяемых в практике отечественного ценообразования, является установление соответствующим органом, осуществляющим регулирование ценообразования, верхнего уровня (предела) цены (тарифа). При этом покупатель и продавец вправе договориться о приемлемом уровне цены (тарифа), но не выше установленного предела.
В настоящее время предельные уровни отпускных цен устанавливаются на отдельные социально значимые товары и услуги, оказываемые населению, а также на товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. [6, c.55]
3.Установление предельных минимальных уровней цен.
В настоящее время предельные минимальные цены устанавливаются на основные виды высоколиквидной продукции, поставляемой за пределы республики, по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь (прокат черных металлов, лесоматериалы, минеральные удобрения, лен и льноволокно, кожевенное сырье, молоко сухое цельное, казеин, сырье пушно-меховое и др.), а также на ликероводочную и другую алкогольную продукцию (за исключением спирта и водки).
Минимальные закупочные цены также устанавливаются на основные виды продукции растениеводства (рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, зернобобовые, лен, рапс, сахарная свекла) и животноводства (молоко, крупный рогатый скот и свиньи), реализуемой для государственных нужд.
4.Установление предельных уровней рентабельности.
Предельные уровни рентабельности по продукции (товарам, услугам) предприятий-монополистов определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2003 г. № 273 «Об уровне рентабельности товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках» (в редакции 30.10.2003).
Предельными уровнями рентабельности ограничиваются также формируемые субъектами хозяйствования или регулируемые облисполкомами и Минским горисполкомом предельные уровни цен и тарифов на отдельные виды услуг, оказываемых населению. [6, c.56-57]
5.Установление предельных (фиксированных) надбавок (скидок).
Предельные (фиксированные) надбавки (скидки) устанавливаются, как правило, в сфере обращения. В соответствии с действующим Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 (в редакции 6.08.2004), верхний предел надбавки в оптовом звене ограничен 20 %, в розничном – 30 % (с учетом оптовой надбавки). По отдельным социально значимым продовольственным товарам совокупный размер торговой надбавки ограничен 10–20 %. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 1996 г. № 148 (в редакции 28.02.2002) ограничен также размер оптовой и торговой надбавок, взимаемых при реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
6.Декларированием цен называется регистрация в соответствующих органах ценообразования предельных уровней цен (тарифов).
Ценовое регулирование путем регистрации декларируемых цен (тарифов) в Департаменте антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь осуществляется в отношении товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке. Это такие товары, как минеральные удобрения, доломит, цемент, шифер, сельскохозяйственная техника, товары детского ассортимента, сахар, молочные, мясные и плодоовощные консервы для детского питания, а также жизненно необходимые лекарственные средства по перечню, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь.
На местах – в управлениях антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома – осуществляется регистрация цен (тарифов) на товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках.
7.Установление правил или условий определения и применения цен (тарифов).
В настоящее время для всех субъектов хозяйствования установлен единый порядок формирования и применения цен и тарифов на продукцию, товары, работы, услуги. Особенности формирования и применения цен и тарифов по видам деятельности определены отраслевыми положениями о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденными отдельными министерствами по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь. [6, c.57-58]
Порядок включения затрат в состав себестоимости выпускаемых товаров или оказываемых услуг определен Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (в редакции 16.07.2004).
В заключение данного вопроса отметим, что в целях стабилизации и стимулирования развития экономики республики процессы ценообразования могут регулироваться путем принятия законодательных, административных и других мер. Список литературы
О ценообразовании: Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№37. -2/30).
Об утверждении Концепции ценообразования в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1999 г. № 877 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№ 48. -5/1047).
Об утверждении Порядка заявления белорусскими товаропроизводителями регистрационных цен на экспортируемую продукцию собственного производства: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 21 апреля 1999 г. № 42 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№42. -8/354).
Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник -М.: «Дело и Сервис», 2002. -256с.
Островский В.Л. Пути повышения эффективности ценовой политики в платежной системе РБ // Белорусский банковский бюллетень. -2003. -№4. -С.59.
Паршин В.Ф. Государственное регулирование цен и ценообразования в Республике Беларусь // Веснік Беларускага Дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. -2003. -№2. -С.54-58.
Полещук И.И… Ценообразование: Учебник для вузов / И.И.Полещук, В.В.Терешина. -Мн.: БГЭУ, 2001. -303с.
Попов Е., Крючкова О. Ценообразование: методы установления цен и их классификация // Маркетинг. -2002. -№5. -С.111-120.
Прохорчик А. Ценообразование в условиях государственного регулирования // Директор. -2004. -№10. -С.17-19.
Смирнов Н.Г. Государственное регулирование ценообразования на продукцию, поставляемую на экспорт в Республике Беларусь // Бухгалтерский учет и анализ. -2002. -№10. -С.39-41.
Цены и ценообразование: Учеб. Пособ. / Т.В.Емельянова, Н.Я.Скорик, В.В.Куриленко. –Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2002. –112с.
Шаркова О.А… Ценообразование: Курс лекций / О.Э.Шаркова, О.А. Карякина; Академия управления при Президенте Республики Беларусь -Мн., 2002. -176с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика раскопок курганов
Реферат Информационные технологии как средство формирования пространственного воображения школьников при
Реферат Review For Midsummer
Реферат Логика 12
Реферат Характеристика "Новых индустриальных стран"
Реферат Методика педагогических исследований. Методы выявления и изучения педагогических инноваций
Реферат Суд Соломона
Реферат Психоаналитическая модель социальной работы с семьей
Реферат Анализ зарубежного и российского опыта социального обеспечения населения
Реферат Приемы биологизации земледелия
Реферат Гальмівна система ВАЗ-2107
Реферат Как банки зарабатывают деньги
Реферат I. Общая информация об образовательном учреждении
Реферат Truth And Belief Essay Research Paper Truth
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту постанови Кабінету Міністрів України "Про затвердження Порядку ведення Державного реєстру інвестиційних проектів та проектних (інвестиційних) пропозицій"