--PAGE_BREAK--1.2 Система целей макроэкономического регулирования
Экономическая политика представляет собой процесс реализации определенных целей. Очевидно, что в ходе развития общества необходимо решать одновременно множество целей. Для их полного понимания, обозначения и правильного выполнения требуется четко воспринимать всю структуру задач общества. Основная цель Наиболее стройная структурная картина, на наш взгляд, выглядит следующим образом. На глобальном, высшем уровне следует обозначить основную цель развития экономики. Она заключается в стремлении достичь максимального благосостояния всего общества.
Интересно отметить, что в экономической теории понятие «благосостояние» активно разрабатывалось экономистами США и Англии, где возник далее специальный научный термин «экономика благоденствия». В качестве ведущей цели это понятие было определено и в рамках прежней, нерыночной советской экономики.
Однако практика показала, насколько сложными в теоретическом плане являются эти понятия. Причина в том, что, говоря о благосостоянии, трудно конкретно, количественно его определить. Это понятие в значительной степени имеет относительный характер. В реальной экономической политике цель достижения благосостояния в своем прямом смысле не фигурирует.
Существует группа экономических теорий, которая получила название теории экономического благосостояния. В ее рамках делаются попытки определить понятие благосостояния, что представляется весьма затруднительным, так как его оценка индивидом имеет во многом субъективный характер. Как же найти объективный критерий такой оценки? Предлагается провести различия между следующими понятиями:
· «Экономическое благосостояние» – это та часть благосостояния, которая определяется потреблением благ и услуг. По мнению А. Пигу, эта часть может быть выражена в денежной форме и, следовательно, объективно оценена
· «Общественное благосостояние» – благополучие общества как совокупности индивидов и групп. В отличие от экономического оно включает субъективную, индивидуально-оценочную сторону.
· «Государство благосостояния» – такое государство, где правительство главной целью экономической политики ставит достижение благосостояния для каждого из членов общества.
Изучается благосостояние и с помощью функции благосостояния, которая представляет собой вариант функции полезности:
U = U (X, Y, Z…), где X, Y, Z – количества потребляемых благ.
Кроме основной цели экономической политики существует совокупность задач как бы второго уровня. Их можно условно назвать подгруппой главных целей.
К главным целям второго уровня относятся:
– свободное развитие общества;
– правовой порядок;
– внешняя и внутренняя безопасность.
Достижение данных целей обеспечивает принципиальные, так называемые рамочные условия существования рыночно ориентированного общества. Классификация в подгруппе главных целей со временем менялась. Первая – ставшая «классической» – была дана А. Смитом. Опираясь на работы Ф. Бэкона и В. Петти, он выдвинул следующий перечень целей:
1) обеспечение безопасности по отношению к внешней сфере;
2) создание правового порядка;
3) обеспечение государством инфраструктуры.
В последующем экономисты развили эту классификацию, сделав ее гораздо обширнее. Интересно отметить, что теперь на первое место выдвигают цели, связанные со свободным развитием общества.
Проблема данной цели – обеспечение свободы – связана, прежде всего, с восприятием этой категории. Определить ее объективное содержание довольно трудно. И здесь многое зависит от интересов отдельных групп и слоев общества.
В условиях России понятие экономической свободы пока существенно отличается от сложившегося в странах с развитой рыночной экономикой. В основном это связано с общественно-политическими традициями, представлениями, частично – с менталитетом (общественной психологией) населения. Россия всегда отличалась высокой степенью государственной централизации и стремлением этноса не столько к индивидуальной свободе, сколько к общинности.
Цель – обеспечение в государстве правового порядка, достаточно сложна. У разных субъектов представление о правовой обоснованности того или иного экономического решения может быть весьма дифференцированным. Это связано с разными интересами участников экономической деятельности. Правовая обоснованность признается ими, как правило, тогда, когда экономическая политика выполняет интерес данного субъекта. В связи с этим стратегия регулирования должна направляться таким образом, чтобы принимаемые меры по возможности соответствовали представлениям разных общественных групп о законности. Этого можно достичь лишь в форме признаваемого всеми компромисса.
Гораздо сложнее достигать консенсуса в оценке обеспечения законности в рамках экономической политики России, где весьма значительна дифференциация общественных взглядов. Реализация цели создания в стране правового порядка предусматривает в первую очередь защиту с помощью законов права на собственность, а также права на функционирование системы хозяйственных договоров (с необходимым вариантом государственного контроля). Уместно при этом вспомнить слова А. Смита: «Торговля и производственная деятельность редко могут расцветать в государстве, в котором не существует определенной степени доверия к правовой надежности, которую должно обеспечить государство». Выполнение цели по обеспечению внешней и внутренней безопасности предусматривает создание системы соответствующих институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии. По этому поводу А. Смит высказался следующим образом: лишь такая армия, которую может подготовить только богатая и цивилизованная нация, в состоянии защитить страну против нападения бедных и слаборазвитых народов.
Рассмотрев три главные цели экономической политики, обратимся к совокупности следующих соподчиненных, уже практически ориентированных целей. Они представляют собой методы достижения высшей цели – обеспечение благосостояния нации. На практике они реализуются как стремление к максимальному росту ВНП. Задача государства при этом – проводить такую экономическую политику, чтобы масштабы и пропорции создаваемого ВНП были в наибольшей степени оптимальными. Эта цель представляется на первый взгляд ясной и четкой.
Однако в реальной практике ориентация на показатель роста ВНП тоже довольно сложна. Данный индекс не во всем точно отражает уровень и качество жизни.
При использовании показателя ВНП в качестве критерия уровня благосостояния важно учитывать не только его абсолютный, но и относительный объем. Речь идет о показателе ВНП на душу населения. При этом многое решает пропорция между темпами роста ВНП и увеличением численности населения. Если прирост населения происходит быстрее увеличения ВНП (как это наблюдается в настоящее время в некоторых развивающихся странах), тогда реальный уровень благосостояния (несмотря на абсолютный рост ВНП) понижается.
Существует еще одна слабая сторона показателя ВНП применительно к оценке благосостояния. Она, как известно, определяется не только произведенным объемом продукта, но и характером его распределения. Определенный темп роста ВНП не во всем однозначно показывает аналогичный прирост благосостояния всей нации.
Все это приводит к выводу: формулировка основной цели экономической политики как роста благосостояния не дает точных и однозначных экономических ориентиров для конкретной выработки стратегии. Именно поэтому в конкретной практике требуется введение системы более частных, масштабно четко определяемых целевых установок.
Практика экономической политики в странах с развитой рыночной экономикой выработала стандартную группу показателей, совокупность которых вполне реально выражает итоговую цель регулирования экономики. Безусловно, в отдельных странах или в определенные отрезки времени состав такой совокупности может несколько изменяться – по количеству намечаемых целей, по иерархической их расстановке. Однако в принципе он имеет устойчивое ядро.
В экономической литературе отмечаются обычно четыре прикладные задачи (своего рода конкретно-целевая группа):
– экономический рост;
– полная занятость;
– стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
– внешнеэкономическое равновесие.
В сложившейся системе экономических взглядов в западных странах цель экономического роста считается обычно ведущей конкретной целью. Ее реализация планируется в рамках абсолютного и относительного возрастания ВНП.
Среди экономистов наряду с общим мнением о важности показателя экономического роста имеются немалые расхождения по вопросу о степени роста и методах его обеспечения. На страницах печати выступают как сторонники активного экономического роста, так и приверженцы спокойного устойчивого равновесного состояния экономики. Не случайно поэтому использование многих уточняющих определений категории роста: «равновесный», «соразмерный», «постоянный», «оптимальный», «максимальный». Существует также теория, согласно которой рекомендуется «нулевой рост» – ради сохранения окружающей среды и более длительной возможности использования сырьевых природных резервов. Однако четкую количественную оценку дать такому варианту сложно.
В целом наибольшая важность показателя экономического роста в том, что он может отражать рост реального ВНП и прогресс в области производительности труда. Недостаток его в следующем: он не отражает социальное неравенство в распределении продукта и негативные последствия экономической динамики для природной среды.
В сложившейся системе экономических взглядов в западных странах цель экономического роста считается обычно ведущей конкретной целью. Ее реализация планируется в рамках абсолютного и относительного возрастания ВНП.
Среди экономистов наряду с общим мнением о важности показателя экономического роста имеются немалые расхождения по вопросу о степени роста и методах его обеспечения. На страницах печати выступают как сторонники активного экономического роста, так и приверженцы спокойного устойчивого равновесного состояния экономики. Не случайно поэтому использование многих уточняющих определений категории роста: «равновесный», «соразмерный», «постоянный», «оптимальный», «максимальный». Существует также теория, согласно которой рекомендуется «нулевой рост» – ради сохранения окружающей среды и более длительной возможности использования сырьевых природных резервов. Однако четкую количественную оценку дать такому варианту сложно.
В целом наибольшая важность показателя экономического роста в том, что он может отражать рост реального ВНП и прогресс в области производительности труда. Недостаток его в следующем: он не отражает социальное неравенство в распределении продукта и негативные последствия экономической динамики для природной среды.
Совместимой с целью экономического роста является другая цель – обеспечение полной занятости. Она предполагает достижение максимально возможного в долгосрочном плане стабильного использования трудоспособного населения. Более конкретно это означает борьбу с безработицей, создание новых рабочих мест. Данные меры в развитых странах принято называть политикой по обеспечению занятости.
Полная занятость обеспечивает оптимальный экономический рост, поскольку именно на основе использования всего имеющегося потенциала можно достичь максимального увеличения масштабов производства. Однако, как бы ни был важен экономический рост, надо исходить из реалий: избавиться от определенных форм безработицы (фрикционной, сезонной) общество не в состоянии. Определенная доля лиц, не имеющих работу, всегда существует в рыночной экономике. Принято считать, что состояние полной занятости достигается уже тогда, когда степень безработицы (соотношение численности не имеющих работы и численности трудоспособного населения) составляет от 1,5 до 4%. Совершенно очевидно, что превышение данной нормы является опасным социальным явлением. Конкретный допустимый уровень безработицы в немалой степени зависит от социально-политической обстановки в той или иной стране.
Цель стабильности уровня цен и устойчивости национальной валюты считается достигнутой в том случае, если норма инфляции составляет 1–2% в год. Такой уровень получил в западной печати образное обозначение – «ползучая инфляция». Полностью застывший уровень цен экономика обеспечить не может: постоянно меняются объемы спроса, предложения, соотношение между ними. Масса факторов воздействует также на уровень издержек при производстве товаров и услуг.
Уровень роста цен, превышающий указанную норму, ведет к потере устойчивости национальной валюты. Это в конечном счете ставит под вопрос и существование всей системы рынка. Устойчивый процесс денежного обращения играет роль кровеносной системы для экономики. Поэтому данная конкретная цель экономической политики является важнейшим ориентиром в действиях государства. Выполнение трех перечисленных ранее целей обеспечивает достижение в рамках национальной экономики макроэкономического равновесия. Однако прослеживается закономерность: чем более высоким уровнем развития обладает экономика страны, тем более открытой она становится к внешней сфере (безусловно, на эту зависимость влияют и дополнительные факторы).
Причина этого заключается в том, что рыночная система имеет три формы проявления: формирование (возникновение), качественное развитие, пространственное распространение (экспансия). В этом смысле рыночная система воспроизводит три формы существования живой природы, которые обусловлены ее законами. Необходимо помнить, что экономика есть институциональное отражение живой системы.
При активной экспансии во внешнюю сферу положение национальных экономик во многом зависит от достижения баланса, то есть устойчивого состояния в системе внешнеэкономических отношений. В связи с этим и выделяется самостоятельная конкретная цель – обеспечение внешнеэкономического равновесия.
Задача данной целевой установки, как отмечается в западной экономической литературе, – снять преграды, стоящие на пути свободного межстранового, встречного перемещения потоков товаров и услуг, с одной стороны, и денег, капитала – с другой. Свобода международной торговли, движения факторов производства – естественное условие для успешного существования и роста рыночных структур. Однако каждая страна должна при этом стремиться к определенному равновесию в своей зарубежной экспансии. Если в живой природе в процессе пространственной экспансии большую роль играет соперничество отдельных видов, то и рыночная система, открытая (в целях экспансии), должна быть готова выдерживать конкуренцию и не давать оттеснить себя на периферию мирового рынка.
Задача экономической политики при этом – подстраховка национальной экономики в международном экономическом соперничестве. Конкретная цель в этой сфере может быть достигнута равенством в системе внешнеэкономических расчетов с другими странами. Такое балансирование в рамках рыночной среды создает возможность одновременной реализации экспансионистских устремлений разных стран. Правда, надо признать, что взаимная балансировка происходит на фоне повышения плотности экономического пространства, которое заполняется интенсивно, а конкуренция неизбежно растет. Поэтому для удержания равновесного внешнеэкономического баланса страны от ее руководителей требуется все больше умения, опыта, знаний.
В последнее время все активнее проявляется необходимость сосредоточить внимание разработчиков экономической политики на проблеме защиты природного комплекса. Ряд авторов убеждены, что эта цель дол лена быть составным элементом конкретно-целевой группы. Итак, экономическая политика содержит обилие целей, между которыми существует иерархическая соподчиненность. В современной теории эту систему целей принято обозначать понятием «пирамида целей» Приложение Б.
Применительно к условиям России последовательность выполнения названной группы целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. К тому же и в составе целей может быть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений, трудностями переходного периода, а также тем обстоятельством, что Россия пока находится еще преимущественно на индустриальной стадии развития.
Структура выбираемых целей за последние 10 лет претерпела в России заметную эволюцию. Если в первой половине 90-х годов XX столетия наиболее важные задачи стояли в области финансовой стабилизации, преодоления инфляции, то в конце 90-х годов XX века – начале XXI века эпицентр целевых ориентиров сместился в сторону стимулирования инвестиционной активности субъектов экономики.
Выбор приоритетов экономической политики, успешность их осуществления в немалой степени определяются институциональным обстоятельством. Речь идет о качественном уровне составляемых правительством программ социально-экономического развития и прогнозов. За период с 1993 по 2000 гг. было подготовлено несколько среднесрочных программных документов. Ключевое направление задач экономической политики в значительной мере отражено в формулировках названий следующих программ:
• «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» (на период 1993–1995 годов);
• «Реформы и развитие российской экономики в 1995–1997 годах»;
• «Структурная перестройка и экономический рост в 1997–2000 годах»;
• «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 годы)»;
• «Концепция стратегического развития России до 2010 года». Сложность реализации целевых установок правительства в немалой мереопределяется пока еще сохраняющимися организационными и содержательными недостатками процесса программирования и прогнозирования в России.
Расхождение между целевыми задачами и результатами во многом обусловлено институциональными трудностями, в частности несовершенством действующего законодательства (отсутствием механизмов эффективного контроля за осуществлением программ, недостаточной проработкой процедурных вопросов, нечеткостью понятийного аппарата и другими причинами).
Таким образом, более четкое решение институциональных задач может дать возможность не только точнее определять целевые ориентиры, отслеживать процесс их выполнения, но и определять тот оптимум, который необходимо поддерживать между институтом государства и институтами рынка в условиях трансформируемой экономики.
1.3 Инструменты государственного регулирования экономики
Основные инструменты государственного регулирования:
· фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;
· денежная политика;
· политика регулирования доходов;
· социальная политика;
· государственное регулирование ценообразования;
· внешнеэкономическое регулирование.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства – это:
· регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
· установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке
· операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в ГРЭ играют две роли: а) это главный источник финансирования государственных расходов; б) это инструмент регулирования. Так как в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.
Особое место среди средств ГРЭ, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от уплаты налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизации регулярно публикуются.
Перед нами сильный рычаг государственного регулирования инвестиций – освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и принудительного использования для новых капиталовложений. Эффект ускоренного списания основного капитала имеет еще ряд последствий. Дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены.
Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктуры и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов в производство. Эффект амортизационных отчислений хорошо заметен в годы благоприятной конъюнктуры, когда период спада и кризисов ослабевает. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности. В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это могут быть государственные кредиты, субсидии, а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе.
Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных объектов, целиком или полностью принадлежащих государству, функционирование которых всегда выгодно для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала. В целом государственный сектор – это объекты инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Часть государственного сектора – это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных задач. Активно используется ГС как средство ГРЭ.
В условиях ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС растут. Таким образом государство стремится противодействовать спаду производства и росту безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. ГС служит повышением эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП. Также осуществляется и внешнеэкономическое регулирование. Это меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств ГРЭ в конкретный период.
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.
Приведем несколько примеров по запретам и разрешениям. Французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличили налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы (это были бы экономические меры), а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство. Правительство одного государства разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав таким образом новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.
К мерам принуждения можно отнести и то, что государственные органы обязывают промышленные предприятия организовывать у себя производственное обучение молодежи, создавать определенные бытовые удобства для занятых, устанавливать очистные сооружения.
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает. Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.
Наряду с административными средствами следует отметить еще одно неэкономическое средство регулирования – правительственные убеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей ГЭП является средством регулирования, так как она оказывает воздействие на принятие экономических решений хозяйственных субъектов. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило, такие призывы находят отклики у населения, тем более что за ними часто следуют стимулирующие меры (в нашей стране призвал граждан покупать товары отечественного производства президент РФ Борис Ельцицн)[4]
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Основные средства денежно-кредитной политики – это: а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке; в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.
Налоги в ГРЭ – это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия На хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.
Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов.
Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его заключается в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.
Ускоренное амортизационное списание основного капитала имеет наряду с возможностью временного стимулирования капиталовложений, независимо от состояния конъюнктуры, еще ряд последствий.
Во-первых, дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Например, при сокращении балансовой прибыли (но не действительной, частично укрытой в амортизационном фонде) в три раза налог платится по пониженной ставке и чистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза.
Во-вторых, ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены.
В-третьих, без дополнительного внешнего финансирования, а исключительно за счет самофинансирования произошло существенное увеличение производственных мощностей.
В-четвертых, технически высокооснащенные фирмы получают возможность продавать частично списанные основные средства и реализовывать скрытые резервы, используя выручку для новых капиталовложений.[5]
Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций – освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и принудительное использование для новых капиталовложений (никуда больше эти средства использовать нельзя, а без движения не выгодно).
Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, а в периоды кризисов действенность амортизационной политики ослабевает.
Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.
Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. ГС существовал во многих странах задолго до развития капитализма; он включал почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы ГРЭ государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.
Значительная часть ГС – это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть – государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть ГС – это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.
Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей деятельности руководствуется принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства. Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности ГС в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, подготовке и переподготовке кадров, области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому ГС стал поставщиком дешевых услуг (транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая таким образом издержки в частном секторе.
В целом ГС служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате ГС служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.
Размеры ГС, его доля в национальной экономике изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и вследствие приватизации – продажи рентабельных, реконструированных объектов ГС частным фирмам. В 80–90-х гг. эта тенденция заметно усилилась.
В Российской Федерации удельный вес государственной собственности основных фондов уменьшился с 91% в 1990 г. до 42% в 1995 г., а частной или смешанной повысился соответственно с 9% до 58%, или в 6,4 раза. За тот же период доля работающих на государственных и муниципальных предприятиях и организациях снизилась с 82,6 до 37,6%, а на частных возросла с 12,5 до 37,6%, т.е. в 3 раза. В негосударственном секторе создается почти 70% ВВП.[6]
продолжение
--PAGE_BREAK--