--PAGE_BREAK--Рисунок 1
Механизм финансовой поддержки МСП в ФРГ (старые земли)
Примечания:
*ERP—государственный фонд, созданный в ходе реализации «плана Маршалла» и используемый для кредитно-финансовой поддержки мероприятий структурной и региональной политики, а также политики поддержания конкурентного хозяйства в ФРГ:
**Германский компенсационный банк—первоначально: Германский банк для переселенцев.—созданный в1950г. государственный кредитный институт, распоряжающийся средствамиERP-фонда.
1.3. Поддержка действующих малых фирм
В рамках государственной кредитно-финансовой поддержки МСП выделяется, прежде всего, направление «Общая финансовая помощь». Оно включает в себя:
• Региональную программуERP,в пределах которой фирмы могут получать ссуды на создание, расширение или реконструкцию исходя из принципов государственного проекта «Улучшение хозяйственной структуры регионов». Речь идет о тех МСП, которые связаны с производством товаров и услуг местного значения. Кредитование осуществляется на срок до10-15лет через «Кредитанштальт фюр видерауфбау»—крупнейший государственный банк, специализированный на программах и проектах в области структурной политики. Максимальная сумма кредита— 300тыс. DM;
•Инвестиционную программуERP,задачей которой является «расширение» собственного капитала МСП за счет государственных целевых льготных кредитов. Эти кредиты на сумму до1млн. DMвыделяются через частные инвестиционные фонды, которые таким образом получают возможность снизить долю собственного участия, а потому и риск. Данный механизм может быть применен, когда речь идет о проектах кооперирования, внедрения инноваций, структурной перестройки, коренной реконструкции предприятий. Соответственно, срок кредита— до 10лет;
•Программу поддержки среднего сословия банка «Кредитанштальт фюр видерауфбау». Программа предполагает выделение инвестиционных кредитов на сумму до10млн.DM,предназначенных для создания, либо упрочения позиций или расширения фирм, оборот которых не превышает1млрд.DM.При этом—в зависимости от объемов оборота фирмы—доля данного кредита может достигать 2/3или даже3/4от общего объема планируемых инвестиций, а срок кредитования— 10лет;
•Дополнительную программуПервогоГерманского компенсационного банка, рассчитанную на инвестирование в предприятия, существующие не дольше8лет. Речь при этом идет только о проектах, направленных на упрочение позиций фирмы (открытие филиалов, вынос производственных мощностей за пределы жилых зон, расширение ассортимента, развитие складской базы, выкуп арендуемых помещений), а также на внедрение инноваций (в данном случае средствами программы могут воспользоваться и более «старые» фирмы). Сумма кредита может доходить до300тыс.DM,срок предоставления—до10лет;
•Поручительства гарантийных банков по ссудам для финансирования мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности, создание предприятия или инвестиций в предприятие. Гарантийные банки, учрежденные земельными правительствами, в рамках данной программы имеют право давать поручительства до1млн.DM,или до80%суммарного объема предполагаемых инвестиций (т.е. максимально в1,25млн.DM),причем на срок до15,а по инвестициям в строительстве—до23лет;
•Ускоренные списания для поощрения МСП применимы, согласно налоговому законодательству, в отношении некоторых элементов движимого имущества фирм. Размер списаний может составлять20%первоначальной стоимости, причем собственный капитал фирмы не должен при этом превышать240тыс.DM.
Следующим важным направлением является «Поддержка исследований и разработок’’. Оно также состоит из ряда программ.
•Ссуды на новые технологии предоставляются фирмам с годовым оборотом до50млн.DMчерез „Кредитанштальт фюр видерауфбау“ из бюджетных средств Министерства науки и технологии и предназначены на покрытие дополнительных расходов на персонал (до20%всех издержек по данной статье) или закупку новейшего оборудования (до60%их объема). Кроме того, кредитные институты, через которые ссуды проводятся, освобождаются от50%гарантий по последним.
•Программа инвестиций в технологии „Кредитанштальт фюр видерауфбау“ и Федерального министерства науки и технологии предполагает предоставление кредитов на рефинансирование инвестиционным компаниям и банкам, вкладывающим средства в инновационные МСП, существующие не более3лет. Кредит рефинансирования может достигать1млн.DM,выплачивается в зависимости от реального продвижения кредитуемого проекта, и рассчитан на срок до10лет.
•Инвестиционный капитал венчурной компании и федерального Министерства науки и технологии для молодых инновационных предприятий, существующих не более3лет. Данная программа позволяет инвестировать средства в НИОКР, обещающие в обозримом будущем хороший рыночный эффект и опирающиеся на определенный задел, профинансированный самой фирмой. Одним из условий негласного участия Германского компенсационного банка (т.е. такого участия, при котором банк не претендует на голоса в правлении фирмы) является наличие другого стороннего инвестора, участвующего в проекте не меньшим капиталом, чем венчурная компания, созданная Германским компенсационным банком. Участие на сумму до1 млнDMможет продолжаться до10лет, после чего либо фирма, либо другой сторонний инвестор должен выкупить у венчурной компании ее долю (с учетом5%годовых).
Кроме названных программ, в рамках поддержки исследований и разработок при помощи различных механизмов стимулируются НИОКР в высокотехнологичных отраслях. Причем такие направления, как „информационное обеспечение на основе создания банков данных“ и „биотехнология2000года“ выделены—с учетом их важности—-в отдельные программы.
Самостоятельным направлением финансовой поддержки является »Улучшение хозяйственной структуры регионов", в его рамках предоставляются инвестиционные премии в размере от 12до18%совокупного объема соответствующих инвестиций, особо поощряется (до20тыс.DM)создание каждого дополнительного дорогостоящего рабочего места.
Малыми предприятиями Германии используются также возможности, предоставляемые ‘’Программой улучшения окружающей среды". Сюда входят:
•программаERPпо очистке сточных вод,
•программаERPпо очистке воздуха,
•программаERPпо утилизации отходов,
•программа «Окружающая среда» банка «Кредитанштальт фюр видерауфбау»;
•дополнительная «ПрограммаIII»Германского компенсационного банка;
•дополнительная «ПрограммаIII»с процентными надбавками федерального Министерства окружающей среды;
•программа гарантий по инвестициям в защиту окружающей среды;
•поддержка мероприятий демонстрационного характера в области охраны окружающей среды.
Характер и направленность этих программ хорошо видны уже из их названий.
Большое внимание уделяется также «Программе энергосбережения за счет фондаERP»,которую курирует Германский компенсационный банк и основная цель которой сводится к стимулированию снижения зависимости экономики ФРГ от импортируемых, в том числе из России, энергоресурсов.
Наконец, в самостоятельное направление выделена «Поддержка консультирования». Речь идет о консультационных услугах по хозяйственным, техническим, финансовым, правовым, организационным и другим вопросам, а также по проблемам энергосбережения и охраны окружающей среды, в выяснении которых нуждаются МСП, не имеющие соответствующих структурных подразделений и вынужденные получать их на стороне. Фирмы, в основном мелкие, в рамках данного направления могут получать компенсацию своих издержек (до4тыс.DMоднократно и до8тыс.DMв течение5лет).
Таким образом, в сферу целевой адресной кредитно-финансовой поддержки попадают важнейшие направления, по которым ведется оптимизация деятельности малых и средних фирм, и все ключевые секторы хозяйства. Весьма важно, что имеются четкие критерии, на основании которых может быть приняторешение о предоставлении помощи, существует своеобразное разделение труда между частными кредитно-финансовыми институтами и государственными органами поддержки, налажен эффективный контроль за ее использованием.
Подобные меры характерны и для поддержки вновь создаваемых МСП.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.4. Система мер поддержки МСП, находящихся в стадии создания
Из самой концепции политики в отношении малого предпринимательства вытекает, что поддержка инициативы по созданию новых МСП имеет в рамках социального рыночного хозяйства Германии приоритетный характер. Отсюда—разнообразие программ финансовой помощи, важнейшей среди которых, безусловно, является «Поддержка начинающих предпринимателей из средствERP”.Данная программа дает возможность получения ссуд инвестиционного характера: на создание или выкуп предприятий (и связанные с этим цели в течение первых трех лет существования новой фирмы), выкуп инвестиционного пая, дающего право контроля за деятельностью предприятия, создание первоначальных складских запасов или оборудование офиса. Ссуды предоставляются сроком до10(по строительным проектам—до15)лет из расчета8,5%годовых на сумму до300тыс.DM.
Данную программу, которая начиналась в 50-е годы в рамках планов социально-экономической интеграции переселенцев с Востока, осуществляет распорядитель кредитовERP —Германский компенсационный банк.
Накопив опыт работы с проектами малого бизнеса, Германский компенсационный банк сегодня предлагает начинающим мелким предпринимателям и другие программы— так называемую „Дополнительную программуIдля малых и средних предприятий“ и „Дополнительную программуIIдля поддержки самозанятости переселенцев более поздних периодов и других лиц, недавно получивших права гражданства“. В рамках первой из них предприниматель или лицо свободной профессии (за исключением врачебной практики) в течение первых 8лет после создания фирмы имеет право на льготный кредит для открытия филиалов, обновления ассортимента, пополнения складских запасов, выкупа арендуемых производственных площадей, переноса производства в индустриальные зоны и технопарки (в новых землях и Берлине последнее обстоятельство дает возможность претендовать на льготный кредит и МСП, существующим свыше8лет), а также для внедрения инноваций и выкупа малых фирм, создаваемых в ходе приватизации. Немаловажно, что средства данной программы могут быть использованы в дополнение к кредитам, полученным в рамках других программ Германского компенсационного банка—этим, собственно. и объясняется, почему она названа „дополнительной“.
Льготными кредитами на срок до10лет может покрываться до половины планируемых в рамках проекта капиталовложений. Гарантии по кредитам в полном объеме должны быть предоставлены банком заемщика, а сам заемщик должен участвовать в финансировании собственными средствами.
»Дополнительная программаII"адресована выходцам из стран бывшего социалистического лагеря, уже прожившим от3 до 10лет в ФРГ. Она предполагает, что вместе с кредитами по основной линииERPначинающие предприниматели могут получить до100% стартового капитала. Размеры ссуды—до200 тыс.DM,она предоставляется на срок до12лет. Важным условием является, однако, наличие поручительства банка (правда, Германский компенсационный банк имеет право взять на себя по просьбе банка гарантии в размере до50% кредита, но на коммерческих началах).
Гарантия по кредитам является, бесспорно, проблемой номер один для начинающих мелких предпринимателей не только в России, но и в Германии. Программа Германского компенсационного банка ‘’Поручительствопо кредитам" позволяет в известной степени снять остроту данной проблемы для лиц свободных профессий. Гарантии предоставляются начинающим предпринимателям на срок до12лет по кредитам на приобретение оборудования, оснащение офиса, а также по связанным с этим инвестициям в первые3года после основания собственного дела и могут покрывать до80%кредитных рисков. Условия — весьма льготные (как правило, 0,75%годовых от величины суммы, по которой предоставлено поручительство).
Кроме того, существует и другой возможный путь получения гарантий—обращение в земельные гарантийные банки. Земельные банки имеют право давать поручительство по кредитам не только в отношении лиц свободных профессий, но и всех прочих представителей малого бизнеса в рамках решения задач структурной и социальной политики соответствующих земель. Верхний лимит таких гарантий, предоставляемых на срок до15(в строительстве—до23)лет, как правило, составляет 1 млн.DM,причем таким образом могут покрываться до 80% кредитных рисков.
Наконец, имеются специальные программы, направленные на оказание консультационной и информационной (участие в выставках, семинарах и т.п.) поддержки начинающим предпринимателям, испытывающим на первых порах, естественно, определенные трудности в разработке рыночной стратегии и тактики, не имеющим широких, наработанных деловых контактов, источников информации и т.д. Указанные программы, впрочем, строятся примерно на тех же принципах и исходя из тех же условий, что и аналогичные программы для уже функционирующих МСП.
Чрезвычайно важны общие принципы кредитной поддержки малого бизнеса, которые неукоснительно проведены во всех охарактеризованных выше программах.
Во-первых, это целевой характер каждой программы, ее адресность. Благодаря такому подходу, а также основывающейся на детальных экономических расчетах экспертизе проектов, практически исключен тот субъективизм в принятии решения о выделении льготных кредитов, который является непременным «спутником» федеральных и региональных программ поддержки малого бизнеса в России.
Во-вторых, государственные кредиты предоставляются только при наличии либо собственного финансового участия предпринимателя в проекте, либо кредитов или гарантий со стороны его банка. Таким образом, государственное кредитование не перераспределяет финансовые потоки в пользу директивно установленных «приоритетных отраслей», а лишь поддерживает, подстраховывает частный финансовый сектор в тех случаях, когда он не может обеспечить полномасштабного инвестирования перспективных проектов. Иными словами, определение хозяйственных приоритетов остается делом саморегулирующейся рыночной экономики—за исключением, пожалуй, таких действительно бесспорных сфер, как экология и энергосбережение.
Именно четкое соблюдение указанных принципов изначально вводит государственное кредитно-финансовое регулирование развития малого бизнеса в рамки, согласующиеся с общей концепцией социального рыночного хозяйства, препятствуя денежной накачке экономики, прямому вмешательству в воспроизводственный процесс мерами так называемой государственной инвестиционной политики.
Разумеется, опыт Германии в области содействия малому и среднему предпринимательству не может быть некритически перенесен на российскую почву— слишком различаются структура экономики, правовой контекст, социально-психологический климат, традиции. Однако сопоставление этого опыта с отечественной практикой позволяет внести коррективы в формирование концепции государственной политики поддержки предпринимательства с учетом всего того ценного, что накоплено в социальном рыночном хозяйстве.
2. Государственная поддержка малого бизнеса на Украине
Предыстория малого предпринимательства на Украине такая же, как и в других республиках бывшего СССР: с1986г. начали действовать кооперативы, как предшественники частного малого бизнеса, а после 1990г. развернулась деятельность малых предприятий как юридически узаконенной формы предпринимательства.
Специального закона, определяющего все условия деятельности малых предприятий, на Украине пока нет, хотя проекты подобного закона разработаны и находятся на рассмотрении в различных инстанциях.
Постановлением Совета Министров УССР от22сентября1990г. ''О мерах по созданию и развитию малых предприятий" определена предельная численность работающих на малых предприятиях по отраслям:
•промышленность и строительство—до200человек:
•другие отрасли производственной сферы—до50человек:
•наука и научное обслуживание—до50человек:
•непроизводственная сфера—до25человек;
• розничная торговля—до15человек.
Различные стороны деятельности малых предприятий регламентируются соответствующими законами, касающимися всех субъектов хозяйствования: о собственности, об аренде, о предприятиях, о предпринимательстве, о хозяйственных товариществах, о совместных предприятиях, о налогообложении, о банкротстве и другими. В этих законах, за небольшим исключением, не выделяются отдельно правила, относящиеся к малым предприятиям. Исключением явилось то, что в законе«О налогообложении доходов предприятий и организаций» предусматривались льготы по налогу на доходы некоторых категорий малых предприятий в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, которые впоследствии были аннулированы.
К настоящему времени законодательством Украины разрешена деятельность всех общепринятых в мире организационных форм предпринимательства, начиная с индивидуальной трудовой деятельности без образования юридического лица и включая индивидуальные и семейные предприятия, частные, коллективные предприятия, акционерные общества и так далее.
Количественную сторону процесса становления сектора малого бизнеса на Украине представляют Таблица1 иТаблица2.
Таблица
I
Изменение числа действующих малых предприятий
на Украине (тыс.)
Показатель
1990
1991
1992
1993
1994
1995
Число малых предприятий
1
20
50
74
80
91.6
Число мелких кооперативов
30
27
17
11
6
4.4
Общее число предприятий малого бизнеса
31
47
67
85
86
96
Прирост по отношению к предыдущему году %
52
43
27
1
12
Таблица 2
Ранговые места областей по различным показателям
Показатель
Места областей в порядке убывания значений показателей
Население, млн. чел
Донецкая 5,4
Киевская
4,5
Днепропетровская 3,9
Харьковская
3,2
Луганская
2,9
Территория, тыс… кв. км
Одесская 33.3
Днепропетровская
31,9
Черниговская
31.9
Харьковская
31.4
Житомирская
29,9
Плотность населения чел/кв.км
Донецкая 202
Киевская
159
Львовская
127
Днепропетровская
123
Черниговская
117
Городское население,%
Донецкая 90
Луганская
87
Днепропетровская
84
Киевская
81
Харьковская
79
Количество больших городов
Донецкая 28
Луганская
14
Днепропетровская 13
Крым
11
Киевская
9
Количество МП и кооперативов тыс.
Киевская 11.2
Донецкая
11.1
Харьковская
8.4
Крым
6,6
Днепропетровская
6,1
Число занятых в МП и кооперативах, тыс.
Киевская 159.3
Донецкая
156.5
Харьковская
123.7
Днепропетровская 102.1
Крым
87.7
Количество МП и кооперативов на10тыс. чел..
Киевская 46
Харьковская
26,4
Крым
24.9
Донецкая
20.8
Николаевская
18,5
Доля трудоспособного населения, занятого в МБ,%
Киевская 8.8
Харьковская
6,9
Крым
5,8
Днепропетровская
5.4
Донецкая
5.2
продолжение
--PAGE_BREAK--