Реферат по предмету "Педагогика"


Серия натюрмортов: Природа, поэзия и искусство - вечны

МИНИСТЕРСТВООБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИЖЕВСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖАксенова Ксения Евгеньевнастудентка4 курса 341 группыочногообучения «дошкольное образование»
Серия натюрмортов на тему:
«Природа, поэзия и искусство – вечны»Дипломная работа
 
Научный руководитель:
А.В.АникинаИжевск, 2001
ПланI.         Введение
1.   Актуальность выбранной темы
II.       Основная часть:
1.   Краткая история развития натюрморта как жанраживописи.
2.   Серия натюрмортов на тему: «Природа, поэзия иискусство – вечны». Этапы работы.
3.   Организация педагогической работы по ознакомлениюдетей с натюрмортом.
III.     Заключение.
IV.     Библиография.
Приложение
I. Введение
Впервые за много лет у наспоявляются направления, концепции, ставящие целью возрождение культуры,приобщение всех детей к нравственным, духовным ценностям, в частности, черезискусство. Назовем некоторые комплексные программы. «Мир вокруг нас» (ПоповаТ.И.) – программа игровой и художественной деятельности предполагаетполихудожественные формы развития и воспитания детей, которая позволяетприобщить детей к искусству разных видов, понять их истоки, приобрести базовыепредставления об отдельных формах художественной деятельности; программа«Семицветик» (Ашиков В.И. и Ашикова Е.Г.) предполагает то же самое. Программахудожественно –эстетического развития дошкольников (Т. Фокина и В. Хитрова)ставит несколько задач: развитие эмоциональной отзывчивости на произведенияискусства, знакомство со всеми видами искусства, формирование умениявысказывать свое отношение, умение сравнивать, анализировать, обобщать и т.д.Наиболее разработанные разделы по изобразительной деятельности и эстетическомувосприятию произведений изобразительного искусства, на наш взгляд, есть впрограммах «Радуга» и «Детство».
Тема диплома: «Сериянатюрмортов  «Природа, поэзия, искусство – вечны»» выбрана не случайно, онасодержит в себе проблему. Проблемой является то, что эта тема недостаточноразработана в контексте новых задач эстетического развития дошкольников.Следует отметить, что эстетическому воспитанию детей средствамиизобразительного искусства, приобщению их к прекрасному, долгое времяпридавалось лишь второстепенное значение. Прежде всего стремились развивать удетей высокую мыслительную активность, а духовное их развитие оставалось навтором плане. Как понятна в этом плане тревога художника и педагога Б.М.Неменского, смысл которой заключался в том, чтобы с раннего детства успетьвоспитать у ребят «невосприимчивость к художественным суррогатам, привить импротив этого иммунитет, выработать художественный вкус, эстетическуювзыскательность, самостоятельность суждений, понимание подлинного искусства.»
Особая роль в эстетическомвоспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства – отражениедействительности в художественных образах, которые действуют на сознание ичувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениямжизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусствана становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенкапредрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствоватьживопись. Эстетическое образование предполагает ознакомление с разными видамиискусства, накопление эстетических впечатлений и образов, пробуждение интересак произведениям искусства, первые шаги к осознанному творческому процессу,воспитание грамотного зрителя, способность понимать, созерцать и оцениватьпроизведения искусства, воспитание видения прекрасного во всех жизненныхпроявлениях.
Произведения живописи,богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме,формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценитьпрекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописивоссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом,воздухом.
II. Основная часть
1.  Краткая история развитиянатюрморта как жанра живописи
Мир искусства многогранен.Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство и, вчастности, живопись. А одним из интереснейших и своеобразных жанров живописи –натюрморт. Приступая к работе над натюрмортами, возникла необходимостьпознакомиться с историей жанра натюрморт, работами известных художников. Краткоостановимся на истории натюрморта как жанра живописи.
Натюрморт как жанрживописи возник в Европе на границе 16-17 столетий, но его предыстория началасьзначительно раньше. Наряду с бытовым жанром, натюрморт долгое время считалсявторостепенным видом живописи, в котором невозможно выразить высокиеобщественные идеи, гражданские добродетели. Однако великие мастера доказали,что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни ихвладельца, порождая, таким образом, различные ассоциации и социальные аналогии.
Древние авторы упоминаюто первом мастере натюрморта – греческом живописце Пернакосе, жившем вэллинистическую эпоху. Возможно, что его картины послужили образцами для фресокв Помпеях. Это яркие и сочные изображения цветов, фруктов, а также ритуальныхсосудов, письменных приборов, монет.
Наиболее распространеннойразновидностью натюрморта является изображение предметов домашнего обихода.Этот тип натюрморта, тесно связанный с развитием бытового жанра, интерьера,пейзажа, ярко расцвел в западно-европейском искусстве 17 века. Каждаянациональная художественная школа по-своему, самобытно решала эту проблему.Так, например, голландский натюрморт 17 века поражает богатством тем. В каждомхудожественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте– из цветов и плодов, в Гааге – из рыбы. В Харлеме писали скромные «завтраки»,в Амстердаме – роскошные «десерты», а в университетском Лейдене – книги идругие предметы для занятий науками и традиционные символы мирской суеты –череп, свечу, песочные часы.
В натюрмортах относящихсяк началу 17 столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонатыв музейной витрине. В подобных картинах детали наделены символическимзначением: яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград – обискупительной жертве Христа. Раковина – оболочка, оставленная когда-то жившим вней существом, увядшие цветы – символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона,означает воскрешение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590 –1656 гг.)
У художников следующегопоколения вещи уже не столько напоминают об отвлеченных истинах, сколько служатдля создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычныепредметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Вид натюрморта,получивший название «завтраков», приобрел наиболее совершенные и законченныечерты в творчестве живописцев харлемской школы Питера Класа и Виллема Хеды. Онистали создателями национального натюрморта с изображением накрытых столов,уставленных скромным набором предметов, типичных для семьи голландскогобюргера 1630 – 1640-х годов. Интимность, простота и серьезность этихпроизведений отражают бытовой уклад, вкусы, симпатии и настроения первогопоколения голландского буржуа, выросшего в свободной, независимой стране.
Харлемский живописецПитер Клас (1597 – 1661 гг.) тонко и умело подчеркивает своеобразие каждогоблюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. Внатюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 – около 1680 гг.) царитживописный беспорядок. Чаще всего он писал «прерванные завтраки». Смятаяскатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, –все здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины оживлены многообразнымисветовыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтракс крабом», 1648 г.)
Во второй половине 17века место скромных «завтраков» Класа и Хеды займут более богатые и эффектные«десерты» Адриана ван Бейерена и Виллема Кальфа. На их полотнах изображеныграндиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Здесь и чеканноесеребро, и голубой фаянс, и кубки из морских раковин, цветы, виноградныегроздья, полуочищенные плоды. В этих натюрмортах поражает любовное внимание кособенностям каждого предмета, умение тонко сопоставить материал и фактуру,разнообразные композиции, изысканные красочные сочетания, виртуозное мастерствов передаче каждого предмета.
Резким контрастом к этимнебольшим полотнам выглядят картины фламандских художников того же времени. Этоогромные декоративные натюрморты с изображением сочных и спелых плодов,фруктов, битой птицы, кабаньих и оленьих голов, разделанных мясных туш,разнообразных рыб, от самых обычных до редких и экзотических пород. Авторомэтих картин был Франс Снейдерс (1579 – 1657 гг.), а сами полотна составляюторигинальный и своеобразный тип натюрморта, получивший название «лавки»(«Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», «Натюрморт с лебедем»). Снейдерс с любовьюи мастерством передает цвет, форму, фактуру предметов, располагая дары природыв неожиданных сочетаниях и при резком освещении, и объединяет их  в роскошныедекоративно-целостные циклы картин.
Художественная доктринаклассицизма отнесла  натюрморт к числу низменных жанров, однако именно в 18веке во Франции появляются великолепные полотна Ж. Б. С. Шардена (1699 – 1779гг.). Мастер был знаком с голландской и испанской традициями этого жанра, ноего отношение к натюрморту неповторимо и оригинально. Для своих картин онвыбирал несколько очень простых предметов («Медный бак», «Трубки и кувшин»),составляя из них строгую и ясную композицию. Краски художника или яркие, илиприглушенные, на манер рококо. Шарден первым стал писать саму плоть, материювещей их подлинным цветом, вместо того, чтобы раскрашивать их.
Интерес к натюрмортузначительно усиливается во второй половине 19 века. Импрессионисты во Францииставят акцент на живописном восприятии мира вещей, решают проблемысвето-цветовых отношений, нередко трактуют натюрморт как своеобразноедекоративное панно.
Постимпрессионисты (П.Сезанн, В. Ван Гог, А. Матисс) в натюрмортах акцентируют свежесть первоговпечатления, разрабатывают сложные проблемы композиционного и цветового решениякартины. Необычайно колористическая экспрессивность  А. Матисса видна вработах: «Подсолнечники в вазах» – теплая цветовая гамма; «Фрукты и кофейник» –холодная гамма; «Синий горшок и лимон» – цветовая доминанта. П. Сезанн в своихнатюрмортах великолепно использовал  свойства холодных тонов уходить в глубину,а теплых – выдвигаться навстречу («Фрукты», «Натюрморт с яблоками», «Персики игруши»). Он также утверждал, что  «все в природе лепится в форме шара, конуса,цилиндра…»; пространственное восприятие предмета зависит от его цвета.
С начала 20 веканатюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Мастерафовизма идут по пути обостренного выявления эмоциональных идекоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, в то время какпредставители кубизма (П. Пикассо) утверждают новые способы передачипространства и предметов: конструируют объемы на плоскости, расчленяют формы напростые геометрические тела, воспринятые с разных точек зрения, применяютсуровые, почти монохромные тона, в затем вводят в картины коллажи – различныеприсыпки, куски газет и другие материалы.
В зарубежном натюрмортесередины и второй половины 20 века выделяются работы итальянского живописца Д.Моранди, отличающиеся мягким созерцательным настроением, ясными композиционнымипостроениями, блеклой цветовой гаммой. Социальные тенденции нашли отражение вэкспрессивных, скупых по подбору предметов произведениях мексиканцев Д. Риверы,Д. Сикейроса, итальянца Р. Гуттузо.
Первые русские натюрморты– «обманки» – работы Г. Теплова и Т. Ульянова появились в России в 18 веке.«Обманные» натюрморты, изображающие развешанные по деревянной стенке предметы икнижные полки отличаются тем, что художники стремились довести до пределаиллюзию – зритель должен был обмануться, принять изображение за натуру.Натюрморт рассказывал о круге занятий художников-интеллигентов (чтение,музицирование, увлечение искусством, деловая переписка) и просто о предметахбыта.
В начале 19 векапоявилась мода на «ботанический натюрморт» – это были натюрморты Ф. Толстого:«Ягоды красной и белой смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка». В конце 19века – в начале 20 века натюрморт выходит из жанра пейзажа. Художникивосхищаются предметами не столько за их собственную красоту,  сколько запричастность к прекрасному, полному воздуха и света миру. Новые натюрморты появляютсяиз под кисти известных пейзажистов, например; И. Левитан «Одуванчики»; И.Э.Грабарь «Хризантемы», «Ваза с флоксами»; К. Коровин «Натюрморт. Розы»,«Сирень», «Букет на берегу моря».
На начало 20 векаприходится расцвет русского натюрморта. К. Коровин и мастера объединения«Бубновый валет» создают мажорные, сочные произведения, воспевающиеполнокровную красоту бытия. Произведения Ильи Машкова прекрасно демонстрируютособенности «русского сезаннизма». Его натюрморты – это куски жизни, этопредметы самые обычные, но поданные с самой лучшей их стороны. В натюрморте«Синие сливы» художник стремился передать сочную синеву плодов и их упругуюформу. В других работах «Снедь московская. Хлебы» мастер стремился привлечьвнимание к красоте самих красок – густых и очень ярких.
В советском искусстве20-30 годов и в последующие годы над натюрмортами работали такие художники: П.Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, М. Сарьян, А. Остернин, А. Герасимов.Своеобразные по манере, отражающие существенные особенности современной эпохи,натюрморты были созданы в 40-50 годах П. Кузнецовым, Ю. Пименовым. В 60-80годах тяготение к повышенной предметности изображения, стремление к эстетизацииокружающего человека мира вещей наблюдалось в натюрмортах В. Стожарова, А.Никич.
Весьма своеобразныенатюрморты представителей поп-арта, провозгласивших после засильяабстракционизма «возвращение к реальности». Их работы воспроизводят предметыдомашнего обихода, упаковку товаров, детали машин и рассчитаны на многообразныеассоциации у зрителя.
2.   Серия натюрмортов на тему: «Природа, поэзия иискусство – вечны». Этапы работы.
Кратко ознакомившись систорией натюрморта, мы поняли, что этот термин появился в начале 19 века воФранции и означает «мертвая натура». «Натюрморт – это жанр, в котором художниквыражает свое отношение к действительности посредством изображения предметов,которые он объединяет сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми иэстетическими связями, не обязательно обусловленными, жизнеподобными; бытовыми,пространственными отношениями между этими предметами» (Г.К. Черлинка,«Натюрморт в советской живописи» // Искусство, 1988 г., №5, с. 13).
Жанр натюрмортамногогранен, его основной объект – интимная, частная жизнь человека, егопростые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье,домашней утвари, элементах растительного мира, произведениях прикладного иизобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Художник изображаетвнешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность,влажность, прозрачность, хрупкость. Одна из основных тем жанра – тема любви кприроде, тема её познания и освоения, восхищения изобилием её даров, вбесконечной красоте и разнообразии. Функция этого жанра – придать неизменностьизменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленноевечным. Это придает натюрмортам философскую глубину.
Творческий процесс надсерией натюрмортов начинался не с первых штрихов карандаша или мазков краски, ас задумывания и постановки натюрморта, выбора его темы.
На выбор темы повлиялознакомство с натюрмортами: Клас «Завтрак», В. Хеда «Ветчина и серебряннаяпосуда», И. Репин «Яблоки и листья», Е. Романов «Цветы в интерьере», Г. Нисский«Сенеж. Синие сумерки», М. Кугач «Ветка яблони», В. Мухина «Натюрморт сгеранью», И. Ромадин «Северный интерьер», М. Шагал «Окно на даче», О. Бусыгина«Красный май», Е Кузнецов «Двенадцатый этаж». А также знакомство со стихами:
Ф. Тютчева о весне:
«…Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольноулыбнулась…»;
об осени:
«… Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…»;
А.К. Толстого о весне:
«… Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит ипоет…»;
Д. Кедрина о зиме:
«… На окнах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-сонныхроз…»;
И. Бунина о зиме:
«…Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса…»;
Н. Грекова об осени:
«Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце, паутина,
Там скирд виднеется, а там через забор
Кистями красными повиснуларябина…»
Работы художников и стихирусских поэтов-классиков подтолкнули меня к выбору основной темы – «Природа,поэзия и искусство – вечны».
После выбора темы началсяэтап эскизов – поиск изобразительного решения обозначенной темы. Было решено,что это будет триптих под условным названием «Осень, зима, весна». Затемначался предварительный анализ натюрмортов, были сделаны эскизы-наброски наотдельных листах. Так как, на наш взгляд, натюрморт вышел из жанра пейзажа,через пейзажное восприятие мира, было решено, что главным связующим звеномбудут окно и пейзаж за окном. Началась проработка в эскизах композиционногорешения каждого натюрморта и его схематическое решение, а также поискисоотношения общих масс предметов натюрморта, изучение характера предметов иуточнение пропорциональных соотношений между частями отдельных предметов,конкретизация формы. Наиболее удачные эскизы были использованы для работы надэтюдами.
Этюды – это работы,выполненные с натуры. Они служат подготовительным материалом при созданиипроизведений. С помощью этюдов конкретизируется замысел произведения,прорабатываются детали, находятся цветовые и тоновые решения натуры, а такжеспособы и приемы письма. На первоначальном этапе было сделано 3 этюда, решенныев приблизительной цветовой гамме и написанные акварелью и гуашью.
Акварелью были написаныэтюды с осенними и весенними пейзажами за окном, потому что важнейшимисвойствами акварельных красок являются прозрачность, чистота цвета, мягкостьтончайшего красочного слоя. Акварель прекрасно передает ясность небеснойлазури, серебро и легкость облаков, игру водяных струй дождя, нежностьцветочных лепестков, молодых зеленых листьев. Возможности акварели широки – еёкраски то сочны и звонки, то воздушны, едва уловимы, то плотны и напряжены.Акварель незаменима в передаче стремительно меняющихся состояний природы,эффектов освещения и яркий впечатлений. Ничем, на наш взгляд, кроме акварелиневозможно было передать свежесть впечатления от пробуждающейся природы исиюминутность желтизны и красоты золотой осени.
Для достижениявыразительности были использованы различные техники акварельной живописи,которые сочетались  в одной работе – это приемы «по сухому», «по сырому» илессировка. Первый слой работ под условным названием «Осень», «Весна» писался«по сырому», то есть перед нанесением красочного слоя бумага смачивается с двухсторон водой. Этой техникой были написаны весенние и осенние пейзажи за окном.Для окончания работы использовала лессировку – наложение одного цвета надругой, работала почти сухой кистью, которая обогатила цветовое и фактурноерешение работ.
Этюд под условнымназванием «Зима» был выполнен в технике гуаши. Выбор этой техники был неслучаен, так как гуашь – краска непрозрачная, плотная и, высыхая, онаприобретает матовую бархатистость, что напоминает фактуру снега. Гуашь содержитбелила, которые так необходимы в передаче зимнего состояния природы.
Завершив работу над тремяэтюдами, обозначились названия трех работ: «Первоосенье», «Зимний натюрморт»,«Весточки весны». Эпиграфами к этим работам стали стихи И.С. Никитина, Ф. Тютчева,А. Векслера.
К работе «Весточки весны» – стихиИ.Никитина:
«… Зимы-матушки царство прошло,…
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою.
Полюбуйся:         веснанаступает…»;
К работе «Первоосенье» – стихи Ф.Тютчева:
«… Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь так немощно и хило
Последний улыбнетсяраз!..»;
К работе «Зимний натюрморт» – стихиА. Векслера:
«Дожив до нынешней поры,
Остался длинный нож не сломан,
И вьется впереди лимона
Шершавый вензель кожуры…»
После одобрения этюдовнаучным руководителем, приступила к завершающему этапу. Был определен форматбудущих работ. Затем найденную в этюдах композицию перенесла в формат листов.Легкими линиями написала место каждого из предметов и плоскость, на которойони установлены. Уточнила место каждого из предметов относительно друг друга,определила их пропорциональные отношения, выявила конструктивную основу ихформы. Все построения выполнила легкими без нажима линиями. Объемность,рельефность формы воспринимаем только при наличии светотени. Поэтому, работаянад рисунками, определила большой свет и большую тень. Последний этапзавершения работы над рисунками заключался в мысленном их анализе. Рисункирассматривались с позиции: перспективного построения; объемности, рельефностиформ; тонового решения; материальности, обобщения рисунка, его художественнаявыразительность и цельность. Закончив подготовительные рисунки, слегка промылаих чистой водой. Это освободило поверхность листов от лишнего графитногопорошка и возможного загрязнения.
В двух работах «Весточкивесны» и «Первоосенье», выполненных акварелью, первоначально использоваласьтехника «по сырому». Большое внимание уделилось прописке пейзажей за окном.Живописное решение пространства передается перспективным изменением цвета.Предметы, расположенные ближе к зрителю, выделила четче, в них яснее видны вседетали формы, все переходы цвета на объеме. Чем дальше находится предмет, тем вбольшей степени он теряет светлоту и насыщенность цвета и тем меньше становитсяконтраст света и тени.
На переднем планеначинала работу с обобщенной передачи объемов предметов. Находила цветапредметов, определяя основные цветовые отношения в натюрмортах.  Найденныецвета накладывала крупными пятнами на соответствующие места рисунканатюрмортов. Каждый цвет сравнивала с остальными и при необходимости уточнялаих. Цвета начинала накладывать со светлых мест предметов, потом переходила кболее темным, затем к самым темным, а в нужных местах делала плавный переход отсветлого цвета к более темному. Там, где было необходимо, цвет усиливалаповторным наложением. Таким образом, отношения цветов в акварельных работахпостепенно подводила к натуре. Накладывая тени, выделяла цвет рефлекса, а наосвещенной части – блик. Заканчивала работу над натюрмортами обобщениемотдельных оттенков цветов, подчиняя их всем другим цветам. Этим добиваласьцелостности впечатления от постановки. Последние мазки сделала прозрачными ияркими красками.
Принципы работы над «Зимнимнатюрмортом» в технике гуашь практически такие же, так как гуашь – это водянаякраска, но существует ряд особенностей. Гуашь – краска непрозрачная, плотная, сбольшой примесью белил. Работая гуашью, наносила её на бумагу тонким, ровнымслоем, вписывая один цвет в другой, когда предыдущий слой был еще влажным.Работая гуашью, не размывала и не растирала её кистью в одном и том же месте,так как она не должна была собираться «островками» на бумаге. Еще однасложность работы с гуашью заключалась в том, что краски, высыхая, резко менялисветлоту, поэтому брала цвет темнее.
Все три натюрмортавыполнены в реалистической манере.
Рама не является побочнымэлементом картины. Она является обрамлением для неё. Рама завершает композицию,придает ей единство, направляет внимание зрителя на само произведение. Она недолжна выделяться и отвлекать зрителя от картины. Рама является существеннойчастью живописной композиции. По цвету она должна сочетаться с тональнойнасыщенностью и колоритом произведения, поэтому цвет рамок для моих работвыбран достаточно светлым.
3.   Организация педагогической работы по ознакомлениюдетей с натюрмортом.
Выбрав из жанров живописинатюрморт, рассмотрим, как можно научить детей понимать язык искусства. Мирискусства устроен так, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого,который откроет растущему человеку смысл и закономерности искусства, обучитязыку различных искусств. Методический поиск воспитателя-педагога будетуспешным при условии, если он сам выполняет практическую работу, в результатечего овладевает средствами изображения и приобщается к миру искусства. Поэтомунам представляется значимым раскрытие творческой деятельностивоспитателя-педагога по изобразительному искусству, где наряду сэмоционально-образным восприятием мира искусства раскрывался бы методическийпоиск средств его изображения.
Натюрморт – первый жанрживописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужнознакомить дошкольников. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик удетей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но ипривлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает импристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими.Эксперимент Н.М. Зубаревой показал, что наибольшее внимание детей привлеклажанровая бытовая картина и натюрморт. Мотив выбора детьми этих жанров живописипонятен: они созвучны их опыту, так как со многими предметами, изображенными,например, в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в быту. Н.М.Зубаревой были установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольноговозраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенокрадуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. На этомуровне стоят дети трехлетнего возраста, но если с ними не ведетсяпедагогическая работа, то на этом же уровне они остаются и в 6, и в 7,  и болеелет. На втором уровне ребенок начинает осознавать элементарно-эстетическиекачества произведения – могут оценить в картине как красивое и цвет, и цветовыесочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию. Натретьем уровне ребенок способен уловить внутреннюю характеристикухудожественного образа. Это еще частичное, не полное постижение художественногообраза, но оно позволяет ребенку в 6-7 лет эстетически переживать хотя бы частьзамысла художника. Представлять эти три уровня эстетического развития детейвоспитателю очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы с группойпо развитию у детей художественного восприятия.
Искусство пробуждает удетей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописидошкольников учат понимать гармонию природы. Когда мы рассматриваем ряднатюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны посодержанию, по средствам выразительности и по индивидуальной творческой манерекаждого художника. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но дляпедагогической работы с детьми нам это представляется важным. Одновидовыйнатюрморт  изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, толькофрукты, только ягоды, грибы, цветы; возможны продукты питания или предметыбыта, например: П. Кончаловский «Персики»; И. Репин «Яблоки и листья»; И.Левитан «Сирень»; В. Стожаров «Хлеб. Квас»; П. Кончаловский «Сухие краски» идругие. Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты,цветы и плоды, посуда и овощи и другие), условно определяем такой натюрморт каксмешанный по содержанию, например: И. Хруцкий «Цветы и фрукты»; И. Михайлов«Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин «Бокал и лимон». К сюжетному натюрмортуможно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека– или натюрморты с включением в них пейзажа, например: Ф. Толстой «Букетцветов, бабочка и птичка»; И. Серебрякова «За завтраком»; П. Крылов «Цветы наокне» и другие.
Можно рекомендовать длязнакомства одновидовые натюрморты для детей младших и средних групп. В среднейгруппе следует предложить  и смешанные по содержанию натюрморты, а в старшихгруппах следует показать детям разнообразие натюрмортов; особенностииспользованных средств выразительности, индивидуальность творческой манерыхудожников. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детямпредлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные вобобщенно-реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой,холодной и контрастной гамме, лирические, торжественные и другие. Натюрмортыподбираются разнообразными по композиции.
В отборе произведений поформе учитывается принцип разнообразия используемых художником средстввыразительности и манеры исполнения. Для рассматривания с детьми отбираютсякартины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник,асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично… Учитывают также ипринцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранеевоспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картинав течение учебного года и в разных возрастных группах неоднократно предлагаетсядля рассматривания детьми. Но внимание ребят направляют на разные цели:выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение,проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь междусодержанием и средствами выразительности.
Произведения живописи,натюрморты, должны реалистично отражать знакомые детям явления общественнойжизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника.Отбирая натюрморты для рассматривания с дошкольниками, необходимо четкопредставлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего онсоздал данное произведение, как передал содержание (какие художественныесредства использовал). Тема натюрморта должна быть близка социальному опытуребенка, его жизненным впечатлениям. Отбирая натюрморты для ознакомления детейдошкольного возраста, учитывают индивидуальное творческое видение реальнойдействительности в сходных темах натюрмортов. Дошкольников знакомят снатюрмортами, созданными разными художниками на одну и ту же тему. Воспринимаяэти натюрморты, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполненияодного и того же явления разными художниками, выделять их отношение кизображенному.
Организация педагогическойработы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством (натюрмортом)имеет программные задачи. Их можно условно разделить на 4 группы. 1 группа –содержательная: обучать детей понимать, что изображено на картине, о чемрассказал и что хотел выразить художник. 2 группа –изобразительно-выразительная: обучать детей воспринимать и оцениватьхудожественные средства, используемые художником. 3 группа –эмоционально-личностная: воспитатель формирует у детей умение даватьэстетическую оценку произведению. 4 группа – воспитательная: воспитаниенравственно-эстетических качеств, познавательных интересов в процессе обучениядетей восприятию искусства.
Педагогическая работа поознакомлению детей с искусством требует создания материальных условий и особойтворческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослыми идетьми. Материальные условия – организация изостудии, подбор качественныхрепродукций, слайдов, художественно-развивающих игр, набор записей музыкальныхпроизведений. Создание педагогом атмосферы увлеченности, заинтересованностиискусством в стенах изостудии и группы для раскрытия творческого потенциалакаждого ребенка.
В ознакомлении дошкольниковс живописью, в частности, с натюрмортом, широко используются пояснения,сравнения, прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственныйметод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенныхобразов, прием «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровыеприемы. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях,обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству,глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержаниюживописи. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,  ярких итрепетных звуках – в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте» – такговорил В.Н. Сухомлинский.
Написанные мной натюрморты,на наш взгляд, можно использовать в работе с детьми 3-7 лет, хотя они относятсяк сюжетным натюрмортам, так как в них включен пейзаж. Так, например, интерес ипонимание у детей 3-4 лет вызвал натюрморт «Первоосенье». В этом натюрморте напервом плане на подоконнике лежат яблоки. Малыши бурно выразили чувство радостиот узнавания знакомых фруктов. Натюрморт демонстрировался детям осенью, когда унас наступил сезон сбора яблок. Что удивительно, дети узнали и время года,изображенное на заднем плане этого натюрморта. Мы рассмотрели с детьми форму,размер и цвет яблок, а также на чем они лежат. Они активно рассказывали мне отом, какие яблоки они видели, кушали и собирали на огородах вместе сродителями. Мы довольно долго любовались с детьми этой картиной, я загадываладетям загадки и читала стихотворение «Про яблоко» Д.Чуяко. Так как дети узналивремя года, в конце занятия для закрепления материала я предложила им собратьмозаику «Натюрморт. Дары осени», что они с удовольствием сделали.
По картине «Зимнийнатюрморт» было проведено занятие с детьми 5 лет.
В весенний период, назанятии с детьми 6 лет был рассмотрен и проанализирован натюрморт «Весточкивесны». Ниже представлен развернутый конспект этого занятия.
Тема –«Весенние цветы».
Программноесодержание. Продолжать учить детей внимательно рассматривать картину,правильно понимать её содержание. Продолжать развивать связную речь у детей.Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, показать красоту природывесной. Продолжать учить детей самостоятельно выбирать содержание для своейбудущей картины. Развивать умение передавать красоту цветов, их строение,пропорции, рисовать простой натюрморт.
Предварительнаяработа. Наблюдения за природой весной: за небом, снегом, деревьями, запервыми цветами – мать-и-мачехой, подснежниками; наблюдения за распусканиемпочек на ветках вербы, ольхи, тополя – рассматривание и обследование.Рассматривание репродукций о весне, иллюстраций в книгах, беседы об увиденном.Составление альбома «Весна пришла»; рисование цветными карандашами весеннихцветов в вазе. Разучивание стихотворений о весне поэтов: А. Блока, И. Токмаковой,С. Маршака, А. Плещеева, А. Майкова, И. Никитина; о вербе – А. Фета,Ю.Коринеца, Я. Акима, О. Белявской; о подснежниках – В. Берестова, Г. Виеру, В.Фирсова, А. Прокофьева, А.Майкова, А. Яхима, Г. Ладонщикова, П. Соловьева;чтение рассказов о весне, первых цветах; загадывание загадок; разучиваниепесен. Использование дидактических игр: «Мозаика. Дары осени», «Жанрнатюрморт», «Из чего состоит натюрморт», «Составь натюрморт».
Материал:бумага альбомного формата, акварель, кисти – № 2,4,5, клеенки на столы,фартучки, палитры, банки с водой; картина Аксеновой К.Е. «Весточки весны»,иллюстративный материал «Весенние цветы», грам.записи: П.И. Чайковский «Временагода» и сочинения из «Детского альбома».
Методическиеприемы: рассказ воспитателя о картине, беседа с детьми, вопросы к детям– ответы детей; художественное слово. Обсуждение замысла будущей картины сдетьми, с каждым из них; объяснения, указания, советы; рассматриваниеиллюстраций, картины, включение грам.записей, анализ детских работ, игровая ситуация.
Ходзанятия. Вводная часть.
–   Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочную странувесенних цветов. Но для того, чтобы попасть в эту сказочную страну намнеобходимо получить цветочные билетики. Рассмотрите их и положите в свои кармашки,они нам сегодня еще пригодятся. Все готовы к путешествию? Тогда вперед, запевайвесенюю песню. (А. Краснова «Весна»)
–   Вот идем мы с вами, идем и, что же мы видим? Перед нами возниклопрепятствие. Посмотрите, что вы видите? (на столе лежит альбом «Весна пришла»)
–   А как называется этот альбом?
–   Давайте его пролистаем. Ребята, а о чем этот альбом? А какая вамстраничка больше всего понравилась? Почему?
–   Теперь, пройдя первое испытание, отправляемся дальше в сказочную страну.
–   Наконец мы подошли к воротам страны весенних цветов.
–   Кто же нас встречает? Это страж сказочной страны – весенний цветок.Давайте, ребята, с ним поздороваемся. Здравствуйте!
–   Здравствуйте, ребята! Сейчас я загадаю вам загадку, отгадав её, выузнаете, как меня зовут. Слушайте внимательно:
На проталинкелесной
Огонекгорит весной.
Огонекнесмелый,
Как снежинка белый.
–   Кто я?
–   Вы Подснежник!
–   Да, я весенний цветок Подснежник, я страж сказочной страны. Если вы невыполните мои три наитруднейших задания, не бывать вам в нашей стране.
–   Мы с ребятами не боимся трудностей. Мы выполним ваши задания. Назовитеих!
–   Первое мое задание такое: нужно прочитать два стихотворения про меня,про подснежник. (Дети читают стихи.)
–   Да, с первым заданием вы справились. Молодцы! Второе мое заданиесложное, ответственное и очень интересное. Давайте поиграем в игру «Цветы».Готовы? Встаньте все в круг и повторяйте за мною.
«Раз, два,три, выросли цветы!
К солнцупотянулись –
Высоко.
Стало имприятно и тепло!
Ветерокпролетал,
Стебелечкикачал.
Влевокачнулись,
Низкопригнулись.
Вправонагнулись,
Низкопригнулись.
Ветерок,убегай!
Тыцветочки не сломай!
Пусть оницветут, растут,
Всем нам радость несут.»
–   Молодцы, справились и с этим заданием. А теперь третье задание: нужноназвать цветы, которые нарисованы на ваших билетиках.
–   Какие вы все умники и умницы, ребята. Со всеми моими заданиямисправились!
–   Проходите, пожалуйста, в нашу сказочную страну весенних цветов.
Основнаячасть.
–   Наконец, ребята, мы находимся в сказочной стране весенних цветов.Оглянитесь вокруг, что вы видите?
–   Здесь очень много красивых картин с изображением цветов. Давайтеподойдем к ним поближе и рассмотрим их.
–   Какой цветок здесь изображен? Какого он цвета? Что вы про него знаете?Какой он? (Дети подходят ко всем картинам.)
–   А сейчас мы с вами подошли к самой главной картине этой сказочнойстраны. Она называется «Весточки весны» и нарисовала её я, Аксенова КсенияЕвгеньевна. А кто из вас, ребята, знает стихотворение с таким же названием?Прочитайте его, пожалуйста.
«Стоитверба на окне,
Распустилапочки.
Отражаютсяв воде
Первыелисточки.
Мать-и-мачехалежит
На окошкерядом.
Словнодевочка одна
Букетиксоставляет.
Дует, дуетветерок,
Шторкираздувает,
Весточкивесны
Тихонечко качает.»
–   Спасибо, молодец!
–   А какое время года изображено на этой картине? Почему вы так решили?
–   А что изображено за окном? Какого цвета небо?
–   А что изображено в центре картины?
–   Да, правильно, ребята. В центре картины я изобразила вазу с веточкамидерева и лежащие цветы.
–   А как я изобразила вазу с ветками? Какая ваза? Какие я использовалацвета? А что еще есть в вазе?
–   Ветки какого дерева стоят в вазе? Что есть на ветках вербы?(распустившиеся почки) А какого они цвета? Какого цвета сами веточки?
–   Что еще я изобразила в своей картине? А как эти цветы называются?Опишите их: какие они, какого они цвета?
–   На чем стоит ваза с веточками вербы и лежит мать-и-мачеха?
–   А что еще вы видите на этой картине? (открытое окно и шторы)
–   А какого цвета шторы? Какие они? (светлые, воздушные, легкие, розовые)
–   Да, правильно, ребята. На этой картине изображено открытое окно. Теплыйвесенний ветерок легко качает шторы. Они легкие, воздушные, струящиеся. На окнестоит ваза с веточками вербы. Ваза прозрачная, стеклянная, сквозь неё видныветочки, которые стоят в чистой, прозрачной водичке. Веточки вербы необычные.Сами веточки коричневого цвета, но если приглядеться, то увидишь, какие ониразноцветные. То тут, то там видны красноватые, желтоватые, зеленоватые оттенкикоричневого цвета. А какие на веточках почки-лапки! Загляденье! Они пушистые,так и хочется погладить, прикоснуться к ним. Они тоже разноцветные и необычные.На окошке лежат первые весенние цветочки – мать-и-мачеха. Они приветливораскрыли свои желтенькие, яркие корзиночки-цветочки, будто приглашают весну:«Приходи скорей!» На заднем плане изображена старая деревенька с церквушкой.Кое-где еще лежит снег, но скоро он растает, и покажется зеленая травка. Небо –чистое, голубое, прозрачное, высокое. Вся картина наполнена весенней свежестьюи нежностью. Я назвала её «Весточки весны». Нравится ли вам, ребята, это название?Почему, расскажите.
–   Посмотрите, ребята, что здесь такое лежит? Это письмо от жителейсказочной страны весенних цветов. Они просят вас нарисовать им красивыерисунки.
–   А что же мы им нарисуем? Подумайте. Алиса, что ты нарисуешь в подарокжителям этой сказочной страны? А ты, Дима?
–   Перед вами лежат акварельные краски, листы бумаги и мягкие послушныекисточки. С их помощью давайте попробуем нарисовать необычайно красивыевесенние цветочки в подарок жителям сказочной страны. (Когда дети рисуют,включается музыка)
Заключительная часть.
Кто все уже нарисовал, кладет свои рисунки на цветочный, сказочный ковер.
–   Страж Подснежник посмотрит на ваши рисунки и скажет: понравятся ли онижителям  страны – весенним цветочкам.
–   Да, эти рисунки понравятся моим друзьям, весенним цветам, ведь это ихнастоящие портреты. Я их им передам. Какие вы, ребята, сегодня были молодцы!Такие чудесные работы нарисовали! За это вам полагаются маленькиеподарочки-сувениры.
–   Давайте попрощаемся с жителями сказочной страны, а также с Подснежником,поблагодарим его за чудесное путешествие и подарки и пойдем домой, в нашлюбимый детский сад. (Идем обратно, поем песню.)
–   Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? А что понравилось большевсего?
–   Большое спасибо вам за такое увлекательное, необычное путешествие и заочень красивые рисунки. Вы все молодцы!
Схема этого конспекта можетбыть использована и для других занятий по рассматриванию остальных натюрмортов.
При проведении занятийважно обратить внимание детей на основные свойства предметов: форму, цвет,поверхность, вес, прозрачность или плотность материалов, из которых онисделаны; вызвать эмоциональную заинтересованность детей объектами, включить ихассоциативное мышление, творческое воображение, сообщить ощущение необычности изначимости каждой вещи. На занятиях следует использовать гармоничное понастроению сочетание музыки, поэзии, изобразительного ряда, тогда один образбудет полно представлен различными средствами художественной выразительности.
Итак, в дошкольный период уребенка формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития:единство в понимании красивого, доброго, правильного, целостное восприятиесодержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственностьвпечатлений, яркость в выражении и в проявлении воображения. Задача родителей ипедагогов состоит в том, чтобы внимательно отнестись к желанию детейрассматривать то или иное произведение искусства, стимулировать интерес ребенкавопросами и собственным творчеством, бережно относится к первым росткамдетского творчества.
III.     Заключение.
Каждый живописец видит внатюрморте средства для выражения собственного поэтического мира, что иотразилось в моих трех работах. Своеобразие жанра натюрморт заключается в егобольших изобразительных возможностях. Через материальную сущность конкретныхпредметов художник может в образной форме отразить собственные стороны жизни,вкусы и нравы, социальное положение людей, важные исторические события, аиногда и целую эпоху. Через целенаправленный отбор объектов изображения и ихтрактовку, он выражает свое отношение к действительности, раскрывает свои мыслии чувства. В натюрморте художник обращается к миру неодушевленных вещей,выделяя их из всего большинства окружающего его мира. В натюрморте нет предметакак такового, но героями стали сами предметы натюрмортной группы. Можно оценитьих материальные качества – их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуруповерхности, детали, а также их взаимодействие со средой – их жизнь в среде. Засчет именно своей материальности предметы будут интересны детям, а, значит,несложно будет организовать процесс восприятия, рассматривания картин. Совершаявоображаемое путешествие в картину-натюрморт, ребенок различает планы вкартине, понимает и принимает некоторые условности, диктуемые плоскостьюхолста. «Натюрморт больше, чем какой-либо другой жанр ускользает от словесныхописаний, натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться внего. В этом смысле натюрморт – ключ к любой картине, так как он учит постигатьсобственно живопись, любоваться изображением, его красотой, силой, глубиной –только так постигается истинное содержание любой картины, её образ.» (И.С.Болотина)
Главной цельюхудожественного развития должно быть пробуждение у детей «не отчужденного» иответственного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Такое отношениележит в основе искусства художественного освоения мира человеком и может бытьразвито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин. Содержаниемпреподавания предметов художественного цикла следует считать не списокпроизведений искусства, не освоение терминологии, понятий, умений, а те особыемысли, чувства, отношение к жизни и к искусству, которые ребенок открывает всебе и людях, авторах художественных произведений в процессе решения творческихзадач, связанных с созданием и восприятием художественных образов, и приобщениеребенка через переживание и сопереживание к полноценному художественномутворчеству и сотворческому восприятию искусства.

IV.     Библиография
1.   Ашиков В.И., Ашикова С.Г., Семицветик. Программа и руководство покультурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. –М.: Педагогическое общество России, 1998. – 172 с.
2.   Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение иразвитие. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.–         С. 70-81.
3.   Ганжало Т. Как ставить натюрморт//Юный художник. – 1990. – №5 –         С. 18-20.
4.   Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.:Издательский центр «Академия», 1998. – 272 с.
5.   Данилова Н.Е. Натюрморт в европейской живописи XVI– начала XXвв. – М.: Просвещение, 1984. – 201 с.
6.   Живопись: Кн. для учащихся/ сост. Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов. – М.:Просвещение, 1995. – С. 42-88.
7.   Изобразительное искусство в школе: сб. материалов и документов/ сост.Г.Г. Виноградова. – М.: Просвещение, 1990. – 318 с.
8.   Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитиедошкольников. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с.
9.   Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практическое пособие. – М.: Высшаяшкола, 1992. – С. 147-235.
10.  КомпанцеваЛ.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателядетского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
11.  КурочкинаН.А. Знакомство с натюрмортом/ Библиотека программы «Детство». – СПб.: изд-во«Детство-пресс», 1999. – 112 с.
12.  Мирдетства: Младший школьник/ Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1981. –С. 338-363.
13.  РыловаЛ.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие.– Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1993. –    310 с.
14.  СакулинаН.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:Просвещение, 1982. – 208 с.
15.  СекачеваА.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г. Рисунок и живопись: Учебник для средн. спец.учеб. заведений. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – С. 63-95.
16.  СинюковВ. Натюрморт// Юный художник. – 1990. – №2. – С. 18-23.
17.  ТрофимоваН.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. Популярноепособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – С.24-99.
18.  ЧумичеваР.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя детского сада. – М.:Просвещение, 1992. – 126 с.
19.  Энциклопедиядля детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное идекоративно-прикладное искусство XVII-XX веков/ Глав.ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 1999. – С. 3-39, 66-72, 556-560.
20.  Эстетическоевоспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. – 251 с.

Приложение
1.  Эскизы и этюды
2.  Мозаика: «Натюрморт. Дары осени.»
3.  Игра: «Из чего состоит натюрморт»
4.  Игра: «Составь натюрморт»
5.  Детские работы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.