Курсовая работа
Выполнила: студентка 2-гокурса
ФГОУВПО ДальневосточногоГосударственногоАграрногоУниверситета
Финансово-экономическийинститут
Благовещенск2009
Введение.
Тема курсовойработы: «Государственнаясобственностьв рыночнойэкономикеРоссии: роль, значения, тенденции, перспективы».
Данная темаявляется важнымвопросом визучении курсаЭкономическойтеории. Цельработы датьобщую характеристикуГосударственнойформы собственности, раскрыть есодержаниеи значение встановлениирыночных отношенийв России.
В задачу даннойработы входитс помощьюпервоисточников, монографий, учебной литературыи статей последовательнорассмотретьосновные этапыи проблемныемоменты темы.
Актуальностьтемы обусловленатем, что однимиз главныхусловий переходак рыночнойэкономикеявляется многообразиеформ собственности, поэтому немаловажнуюроль приобретаетрассмотрениевопросов связанныхс правом собственностии его значением.
Институтсобственностипредставляетсобой совокупностьправовых норм, закрепляющихпринадлежностьматериальныхблаг конкретнымлицам, возможностьвладеть, пользоватьсяи распоряжатьсяими, а такжеобеспечиватьзащиту правомочийсобственниковв случае ихнарушения.Основнымиисточникамирегулированияотношенийсобственностив РоссийскойФедерацииявляются: КонституцияРоссийскойФедерации1, раздел II Гражданскогокодекса РоссийскойФедерации«Право собственностии другие вещныеправа» (ст. 209-306)2
Институтсобственности, имеющий межотраслевойкомплексныйхарактер, ещене стал предметомобщетеоретическихисследований, хотя неизменнопривлекал ипродолжаетпривлекатьвниманиеисследователей.Это обусловлено, прежде всего, тем, что в отношенияхсобственностивоплощаютсяглавные социальныесвязи и процессы.
Особенно важныотношениягосударстваи собственности, так как именноони составляютприоритетноенаправлениереализацииэкономическихфункций государства, определяютэкономическиефункции государства, определяютразвитие обществаи государственности.
Надо отметитьбольшую разработанностьгражданскогоправовогоинститутасобственности3, а также проблемыГосударственнойохраны собственности4, Вместе с темв юридическойлитературенеизменноподчеркивается, что отношениясобственностипо своему характеруразнородны, регулируютсяразличнымиотраслямизаконодательства: конституционного, административного, гражданского, трудового,
земельного, уголовногои так далее.Это диктуетнеобходимостьобщетеоретическихобобщений ивыделения общихзакономерностей, присущих развитиюданного институтав различныхобщества, вчастности вусловиях рыночныхотношений.Особенно этозначимо применительнок становлениюсовременнойроссийскойгосударственности, где только ещеформируетсямноговариантнаямодель собственности, складываетсярыночная экономика.
Установлениетакого родазакономерностейпозволяетправильноопределитьнаправленностьпроводимыхныне реформв социально-экономическойсфере, предотвратитьнегативныепоследствияотдельныхпреобразований, переосмыслитьнакопленныйчеловечествомопыт применительнок спецификероссийскогообщества.
I Рыночная экономика
С позиции историибизнеса: Рыночнаяэкономика —экономическаясистема, направляемаяи регулируемаямеханизмомстихийныхрыночных транзакцийв адекватнойинституциональнойсреде и господствесоответствующихинститутов.
Рыночная экономика— экономика, основаннаяна принципах:
предпринимательства;
многообразияформ собственностина средствапроизводства;
рыночногоценообразования;
договорныхотношений междухозяйствующимисубъектами(людьми, предприятиямии т.д.);
ограниченноговмешательствагосударствав хозяйственнуюдеятельность.
В процесседлительнойэволюции вовсех странахмира утвердилосьгосподстворыночной экономикикак основнойи наиболееэффективнойформы веденияхозяйства. Ееоснову составляеттоварноепроизводство.Под ним понимаетсяпроизводствопродуктовотдельными, частными, обособленнымипроизводителями, каждый из которыхспециализируетсяна выработкеодного какого-либопродукта, поэтомудля удовлетворенияобщественныхпотребностейнеобходимакупля-продажапродуктов нарынке, их обмен.
История развитияобщества отнизших ступенейк высшим свидетельствует, что общественноехозяйство наразных этапахразвитияпроизводительныхсил и производственныхотношенийменяло своиэкономическиеформы.
Первичной, исходной формойбыло натуральноехозяйство.Историческийопыт его развитиядает основанияпредполагатьоб огромноммногообразиимоделей натуральнойформы хозяйствования: первобытнаяобщина, азиатскаяобщина, германская, славянскаяи др. При общностиосновных признаковкаждая из моделейимела своиособенности, обусловленныеспецификойсреды обитания.
Натуральнаяформа хозяйстваисторическиосновываласьна земельнойсобственности, являвшейсяфундаментомвсех социально-экономическихотношений. Этаформа хозяйствованиябыла характернадля всехдокапиталистическихспособовпроизводства.Она возниклакак следствиенеразвитостиобщественногоразделениятруда и примитивностиматериальныхусловий хозяйствования.
Натуральноепроизводствоэто такая формахозяйства, прикоторой материальныеблага и услугисоздаются длясобственногопотребления, для потреблениявнутри отдельнойхозяйственнойединицы. Внешниесвязи здесьне развиты.Натуральнаяформа господствовалав замкнутойпервобытнойобщине. Здеськаждая хозяйственнаяединица производитвсе виды работ, начиная отдобыванияразных видовсырья и кончаяполной подготовкойпродуктов трудак потреблению.В основномнатуральнымибыли патриархальноекрестьянскоехозяйство, феодальныепоместья.Ограниченныепримитивныепотребностисовпадали состоль же примитивнымпроизводством.
В рамках такогозамкнутогохозяйствавоспроизводилосьдля собственныхнужд практическивсе: предметыпищи, одежда, рабочий ипродуктивныйскот, удобрения, примитивныйинвентарь.Производственныеотношения притакой формехозяйствованиявыступали всвоем непосредственномвиде, как отношениямежду людьми(рабовладелеци раб, помещики крестьянин), а не как отношениячерез продуктыих труда. Натуральнаяформа производстважестко замыкаетвсе экономическиепроцессы врамки локальныхединиц, не допускаетоткрытия каналовдля связей вовне. Рабочаясила столь жежестко закрепляетсяза даннымхозяйственнымцелым и лишенамобильности.Отсюда и консерватизмнатуральногохозяйства. Егоэлементы сохранилисьи по сей день, а в слаборазвитыхстранах существуютв массовыхмасштабах.
Товарная формахозяйствазарождаласькак противоположностьнатуральномухозяйству, сначала в отношенияхмежду общинами, а затем прониклаи внутрь их, постепеннопревращаянатуральноехозяйство вподчиненныйи отмирающийэлемент экономическойжизни общества.
Товарное производствопредставляетсобой определеннуюорганизациюобщественногопроизводства, при которойэкономическиеотношения междулюдьми проявляютсячерез рынок, через куплю-продажупродуктов ихтруда.
Для развитиятоварногохозяйстванеобходимыбыли два условия:
1. Общественноеразделениетруда, при которомкаждый производительспециализируетсяна выработкеопределенноговида продукции.Специализацияявилась основнымусловием дляроста производительноститруда, а в последствиии для технологическихреволюций. Этоявилось предпосылкойдля созданиянекоторыхизлишков продукциисверх нужного, для потреблениявнутри общины.
2. Экономическоеобособлениепроизводителейдруг от другакак собственников, в силу чеговозникланеобходимостьв обмене результатамитруда. Общественноеразделениетруда скорееявляется условиемвозникновениятоварногопроизводства, а экономическоеобособлениетоваропроизводителей- причиной.Необходиморазличать двавида товарногохозяйства: простое и развитоекапиталистическое.Простое товарноепроизводство- это хозяйстворемесленникови крестьян. Оноосновано наличном труде, а связь с рынкомподдерживаетсячерез продажуизлишков (сверхсвоего потребления)производимойпродукции.Капиталистическоетоварное производствоосновано нанаемном трудеи в полном объемесвязано с рынком.Объединяетих частнаясобственностьна материальныеусловия хозяйственнойдеятельности.
В длительнойэкономическойэволюции «сотворение»рынка произошловследствиепоиска людьмирешения извечнойэкономическойдилеммы: «редкие, ограниченныересурсы — неограниченныепотребностичеловека вразнообразныхблагах». Наверноеточнее былобы сказать, чтовыход на рынокбыл предопределенсамой экономическойсредой. Ограниченностьресурсов выступилаодной из причинобщественногоразделениятруда, специализацииотраслей ивидов человеческойдеятельности.Сама современнаяэкономическаясистема являетсясвоеобразнымпродуктом всевозрастающихмасштабовразделениятруда и углубленияспециализации.Однако успеховв поисках решенияпроблемы«потребности-возможности»удалось добитьсядалеко не всем.
Мировой опытсвидетельствует, что не всегдазарождениеи функционированиетоварных отношенийавтоматическипорождалопрогрессивноеразвитие общества.В течение тысячелетийпроцветалаторговля вомногих городахСредней Азии, Ближнего Востока, но большинствогосударствныне расположенныхздесь продолжаютоставатьсяслаборазвитыми.
I.I Рынок и государство.
Необходимостьвыполнениягосударствомопределенныхфункций в сфереэкономики неотрицает никто.Однако, по вопросам: в каких пропорцияхдолжно сочетатьсягосударственноеи рыночноерегулирование, и каковы границыи направлениягосударственноговмешательства, существуетдостаточноширокий спектртеоретическихвоззрений исоответствующихим практическихподходов — отполного государственногомонополизмав управлениинациональнымхозяйством, до крайнегоэкономическоголиберализма, когда утверждается, что эффективнойможет бытьтолько экономикав условияхничем не ограниченногочастногопредпринимательства.Между этимикрайними вариантамиесть ряд промежуточных, например китайскийвариант сочетаниярыночных игосударственныхрегуляторов, так называемоесоциальноориентированноерыночное хозяйствоФРГ и Австрии, шведская модельсмешаннойэкономики ит.д.
Разновидностьхозяйства, вкотором существовалакрайне высокаястепень государственногомонополизма, была построеннаяв нашей странецентрализованноуправляемаяэкономика. Вее основе лежаловсеобъемлющеедирективноепланирование, т.е. централизованноерешение вопросово том, в какомколичествеи что производить, какие при этомдолжны бытьиспользованыресурсы, в какомобъеме затрачентруд и капитал, какова должнабыть оплататруда, и т.д. Задачасоставлениясбалансированного, увязанногопо всем статьям, плана практическинеразрешимауже в силу своейколоссальнойразмерностии статичности.
Но даже в маловероятномслучае появлениясбалансированногоплана — система, где все действияэкономическихсубъектоврасписываютсяна пять летвперед, оказываетсямалоподвижной, плохо приспосабливающейсяк изменениям.Одна из причин- из сферы экономикиисключаласьчастная инициатива.Все экономическиеагенты действовалина основе спускаемыхсверху плановыхзаданий, приказови распоряжений.Экономическойсамостоятельностибыло столько, сколько считалполезным иприемлемымцентр. Жесткаяцентрализациясоздавалабюрократическиеограниченияразвитию.
Кроме того, любая жизнеспособнаясистема предполагаетналичие прямыхи обратныхсвязей. Такиесвязи лежати в основе рыночногомеханизмасаморегулирования.Равновесиемежду спросоми предложениемустанавливаетсяпри наличиипрямых (отпроизводствак рынку) и обратных(от рынка кпроизводству)связей, действующихчерез жизнеспособную, гибкую системуцен.
В плановойэкономикесуществовали, хотя и деформированные, прямые связи, но практическине действовалиобратные. Отсутствиеобратных связейпри неподвижныхи искаженныхценах делалосистему нечувствительнойк динамикепотребительскогоспроса. Одноиз следствийэтого — перепроизводствов одних отрасляхи дефицит вдругих. Попыткиже ликвидироватьдефицит каких-тотоваров зачастуювновь приводилик их перепроизводству.Дефицит былотличительнымкачествомплановой экономики.
В вариантегосударственногомонополизмав управлении, экономикойоказываетсяблокированнымконкурентныймеханизм, которомурыночная экономика, прежде всего, и обязана своейэффективностью.
В любой экономическойсистеме, в томчисле и рыночнойэкономике, государствовыступает визвестномсмысле какэкономическийагент, обладающийправом и возможностьюпринуждения, например, всфере налоговойполитики, государственногозаконодательства.Принуждениечасто обосновываетсяполитическойфилософией, требующейподчиненияличных интересовобщественным.Принуждение, если оно расширительнотрактуетсягосударством, сводит на нет, все преимуществасвободногопредпринимательства, основанногона конкуренциии рыночномценообразовании.
I.II Методы государственноговоздействияна рынок
Государствооказываетвоздействиена рыночныймеханизм черезсвои расходы, налогообложение, регулированиеи государственноепредпринимательство.
Государственныерасходы считаютсяодним из важныхэлементовмакроэкономическойполитики. Онивлияют нараспределениекак дохода, таки ресурсов.Государственныерасходы состоятиз государственныхзакупок итрансфертныхплатежей.Государственныезакупки представляютсобой, как правило, приобретениеобщественныхтоваров (затратына оборону, строительствои содержаниешкол, автодорог, научных центрови т.д.). Трансфертныеплатежи — этовыплаты, перераспределяющиеналоговыедоходы, полученныеот всех налогоплательщиков, определеннымслоям населенияв виде пособийпо безработице, выплат в связис инвалидностьюи т.д. Нужнозаметить, чтогосударственныезакупки вносятвклад в национальныйдоход и непосредственноиспользуютресурсы, в товремя как трансфертыне используютресурсы и несвязаны спроизводством.Государственныезакупки приводятк перераспределениюресурсов отчастного кобщественномупотреблениютоваров. Онидают возможностьгражданампользоватьсяобщественнымитоварами.Трансфертныеплатежи имеютдругое значение: они изменяютструктурупроизводстватоваров индивидуальногопотребления.Суммы, взятыев виде налогову одних слоевнаселения, выплачиваютсядругим. Однакоте, кому предназначаютсятрансферты, тратят этиденьги на иныетовары, чем идостигаетсяизменениеструктурыпотребления.Другим важныминструментомгосударственнойполитики являетсяналогообложение.
Налоги — основнойисточник бюджетныхсредств. Вгосударствахс рыночнойэкономикойвзимаютсяразличные видыналогов. Однииз них носятвидимый характер, например подоходныйналог, другиене столь очевидны, посколькунакладываютсяна производителейсырьевых ресурсови воздействуютна домохозяйствакосвенным путемв виде болеевысоких ценна товары. Налогиохватываюткак домохозяйства, так и фирмы. Ввиде налоговв бюджет попадаютзначительныесуммы (напримерв США около 30процентов всейстоимостипроизводимыхтоваров и услуг).
Одна из основныхпроблем — справедливостьраспределенияналоговогобремени. Существуеттри основныесистемы, основанныена понятиипрогрессивностиналогообложения- отношениясуммы, взимаемойв виде налогас дохода конкретногоработника квеличине этогодохода.
— пропорциональныйналог (сумманалога пропорциональнадоходу работника);
— регрессивныйналог (в процентномотношении налогвзимается темниже, чем вышедоход работника);
— прогрессивныйналог (в процентномотношении чемвыше доход, темвыше налог).
Наиболее справедливымявляетсяпрогрессивныйналог, однакопроцентноеповышениеналога не должнобыть значительным, чтобы не ослаблятьстимулы к труду, а следовательно- к большимзаработкам.Как правило, подоходныйналог построенименно по этомупринципу. Однаконалоги с продажи акцизныеналоги являютсяфактическирегрессивными, так как они вбольшинствеслучаев перекладываютсяна потребителей, в доходе которыходна и та жесумма занимаетразличную долю.Задача государства- собрать налогитаким образом, чтобы обеспечитьпотребностибюджета иодновременноне вызватьнедовольстваналогоплательщиков.При слишкомвысоких налоговыхставках начинаетсямассовое уклонениеот уплаты налогов.На современномэтапе в Россиипроисходитименно такаяситуация. Государствуне хватаетсредств, оноповышает налоги, предпринимателивсе чаще уклоняютсяот их уплаты, следовательно, в бюджет идетвсе меньшесредств. Государствоопять повышаетналоги. Получаетсязамкнутый круг.Я считаю, чтов данной ситуациирезонно понизитьналоги. Этоуменьшит стимулык неуплате, сделает честноепредпринимательствоболее прибыльным, приведет кбольшим доходамгосударстваи снизит уровенькриминализациибизнеса.--PAGE_BREAK--
Государственноерегулированиепризванокоординироватьэкономическиепроцессы иувязыватьчастные иобщественныеинтересы. Оноосуществляетсяв законодательной, налоговой, кредитной исубвенционнойформах. Законодательнаяформа регулированиярегламентируетдеятельностьпредпринимателей.Примером могутслужить антимонопольныезаконы. Налоговаяи кредитнаяформы регулированияпредусматриваютиспользованиеналогов и кредитовдля воздействияна национальныйобъем производства.Изменяя налоговыеставки и льготы, правительствовоздействуетна сужение илирасширениепроизводства.При измененииусловий кредитованиягосударствовлияет на уменьшениеили увеличениеобъема производства.
Субвенционнаяформа регулированияпредполагаетпредоставлениегосударственныхсубсидий илиналоговых льгототдельнымотраслям либопредприятиям.К их числу обычноотносят отрасли, формирующиеобщие условиядля формированияобщественногокапитала(инфраструктуры).На основе субсидийможет оказыватьсяподдержка ив сфере науки, образования, подготовкикадров, и в решениисоциальныхпрограмм. Существуюттакже и специальные, или целевыесубсидии, которыепредусматриваютрасходованиесредств бюджетапо строгоопределеннымпрограммам.Доля субвенцийв ВНП развитыхстран составляет5-10 процентов.Выделяя субсидии, снижая налоговыеставки, государствотем самым изменяетраспределениересурсов, исубсидируемыеотрасли получаютвозможностьвозмещатьиздержки, которыеневозможнопокрыть порыночных ценах.
Государственноепредпринимательствоосуществляетсяв тех областях, где хозяйственностьпротиворечитприроде частныхфирм или жетребуютсяогромные вложениясредств и риск.Основное отличиеот частногопредпринимательствасостоит в том, что первоочереднаяцель государственногопредпринимательствасостоит не вполучениидохода, а в решениисоциально-экономическихзадач, такихкак обеспечениенеобходимыхтемпов роста, сглаживаниециклическихколебаний, поддержаниезанятости, стимулированиенаучно-техническогопрогресса ит.д. Данная формарегулированияобеспечиваетподдержкумалорентабельныхпредприятийи отраслейхозяйства, которые жизненноважны длявоспроизводства.Это преждевсего отраслиэкономическойинфраструктуры(энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемымгосударственнымпредпринимательством, относятся такжепредоставлениенаселению льготв различныхобластях социальнойинфраструктуры, помощь жизненноважным науко-и капиталоемкимотраслям экономикив целях ускорениянаучно-техническогопрогресса иукрепленияна этой основепозиций страныв мировом хозяйстве, проведениерегиональнойполитики — строительствов экономическиотсталых районахпромышленныхпредприятий, создание рабочихмест, охранаокружающейсреды путемвнедрениябезотходныхтехнологий, строительстваочистных сооружений, развитиефундаментальныхнаучных исследований, производствотоваров, являющеесяпо законугосударственноймонополией.
Дело в том, чтопо сравнениюс частнымигосударственныепредприятияявляются менееэффективными.Государственноепредприятие, пусть даженаделенноесамыми широкимиправами иответственностью, всегда отстаетот частногов степенихозяйственнойсамостоятельности.В деятельностигоспредприятиянавернякаприсутствуюткак рыночные, так и нерыночные, идущие от государствамотивы. Политическиемотивы переменчивы, они зависятот правительства, распоряженийминистерстви т.д. Поэтомугоспредприятиячасто оказываютсяв сложной инеясной обстановке, предсказатькоторую намногосложнее, чемрыночную конъюнктуру.Спрогнозироватьвероятныеколебанияспроса и ценгораздо легче, чем предугадатьповедениенового министраили же чиновника, решения которогозачастую определяютсудьбу предприятия.За ними могутстоять политическиецели, которыене имеют никакогоотношения крыночномуповедению(стремлениеувеличитьпоступленияв бюджет, желаниесохранить штатыи повыситьзаработнуюплату и т.д.). Какправило, государственныепредприятияне готовы крыночномусоперничеству, посколькурассчитываютне только насебя, но и наособое отношениесо сторонывластей (дотации, налоговыельготы, гарантиисбыта в рамкахгосзаказов).У государственныхпредприятийнет обязательствперед акционерами, банкротствоим обычно негрозит. Все этонегативносказываетсяна динамикезатрат и цен, скорости освоенияновых технологий, качестве организациипроизводстваи т.д.
Конкуренцияв сфере коммерческойдеятельностинедопустимаеще и потому, что частныйсектор втягиваетсяв коррупцию: через взяткучиновнику можнодобиться большихрезультатов, чем за счетснижения издержек.Если экономикаобремененаизбыточнымколичествомгосударственныхпредприятий, в сложное положениепопадают ихработники.Именно онистановятсяпервой жертвойправительственнойполитики, направленнойна преодолениечрезвычайныхситуаций. Обычнолюди, работающиев госсекторе, первыми ощущаютзамораживаниезарплаты. Видимопоэтому волнаприватизации, прокатившаясяв 80-е годы поэкономикамзападных странне вызвалашироких протестовсо стороныосновной массызанятых вгосударственномсекторе. Людирассчитывали, что, освободившисьот государственногодавления, онисумеют в полноймере использоватьпреимуществарыночногохозяйства, стать совладельцамичастных предприятий.
II. Формы собственности
Форма собственности- это ее вид, характеризуемыйпо признакусубъектасобственности.То есть формасобственностиопределяетпринадлежностьразнообразныхобъектовсобственностисубъекту единойприроды.
Существуютследующие формысобственности:
Индивидуальная(индивидуализированная)собственность, в пределахкоторой субъектсобственностиперсонифицированкак физическоелицо, индивидуум, обладающийполным правом(в рамках законности)распоряженияпринадлежащимему объектомсобственностиили частью, долей объекта.При такой формесобственностисобственникзнает, что жепринадлежитименно ему.
В пределахиндивидуальнойсобственностив зависимостиот природыобъекта собственностии характераего использованиясобственникомможно различатьличную и частнуюсобственность, но они различаютсядвояким образом.
Во-первых, личнаясобственностьохватываетобъекты индивидуальнойсобственности, используемые, потребляемыетолько самимсобственником.Соответственночастная собственность- это объектыиндивидуальнойсобственности, предоставляемыев пользованиеи потреблениеза определеннуюплату другимлицам. Такоеопределениеприменимо кобъектам в видеимущества ипредметовпотребления.С другой стороны, можно вообщесчитать, чтоличная собственность- собственностьна предметыдомашнегообихода, личноеимущество, потребительскиетовары.
Другой подходк частнойсобственностизаключаетсяв том, что этообъекты индивидуальнойсобственности, используемыес применениемчужого, наемноготруда, тогдакак личнаясобственностьохватываеттолько объекты, используемыес применениемличного трудасобственника.Такое определениераспространяется, естественно, в основном насредствапроизводства.
Вторая основнаяформа собственности- это коллективнаяв широком смыслеэто слова илимноголичностнаясобственность.В пределахмноголичностнойформы субъектсобственностине персонифицированкак индивидуум, а представляетсобой совокупность, сообщество, коллективсобственников.Субъект собственностиможет выступатьв виде уполномоченноголица или группылиц, но гораздочаще выступаети официальнооформляетсяправовым образомкак единоеюридическоелицо (хозяйственноеобщество, предприятие, компания) либогосударственныйорган, общественнаяорганизация.
Беря свое началов узкоколлективной, групповойсобственности, в рамках которойимеет местопрямое непосредственноеучастие и контрольсо сторонысобственниказа пользованиеобъектомсобственности, многоличностнаясобственностьпростираетсядо государственной, общенародной, где воздействиена направлениепользованияобъектомсобственностисо сторонысобственника(народа) значительноопосредовано.
Гражданскийкодекс РоссийскойФедерациивыделяет частную, государственнуюи муниципальнуюформу собственности, признавая втоже времявозможностьсуществованиядругих форм.В тоже времяшироко известноразделениесобственностина собственностьюридическихи физическихлиц.
Общенароднаясобственностьна природныебогатства, невовлеченныев общественноепроизводствои обладающеевсеобщейдоступностью, включая землю, воды, воздушноепространство, флору, фауну.Эти богатстваследует назватьобщенароднымдостоянием.Они являютсяисключительнымобъектомсобственностивсего народа.По отношениюк этому объектусобственностидолжна применятьсяформула: “этото, что принадлежитвсем вместеи каждому вотдельностина правахравнодоступности”.Напользованиетакой собственностьюдворник имеетравные правас президентом, все становятсяв общую очередь.Распорядительствообщенароднойсобственностьюпо поручениюее владельца- народа, могутосуществлятьтолько органынародовластия.
Что же касаетсягосударственнойсобственности, то она вовлеченав общественноепроизводствои потому неможет принадлежатьвсем на равныхначалах.
В итоге в укрупненномпредставлениисовокупностьформ собственностиохватывает:
Общенародную- в виде природныхбогатствобщенародногопользования, обладающихобщей и равнойдоступностьюдля всех членовобщества;
Государственную- природныебогатства, основныепроизводственныесредства, информация, представляющиечасть общенароднойсобственности- переданнуюпо воле народаи решению органовнародовластияв ведение ираспоряжениегосударственныхорганов наопределенныхусловияхиспользованияс одновременнымделегированиемответственности;
Региональнуюгосударственную, переданнуюв ведение ираспоряжениерегиональныхгосударственныхорганов (собственностьсубъектовфедерации);
Коммунальную, муниципальную, переданнуюв распоряжениевнутреннихорганов;
Коллективную, представляющуюнеделимую частьобщенародной, государственной, региональнойсобственности, переданнуюна определенныйили неограниченныйсрок коллективулиц, а такжеарендованнуюи используемуюв соответствиис системойправил и норм, установленныхзаконом, договором, уставом. Этопо сути производнаяформа собственности, возникающаяв результатепередачи правсобственности;
Общую — в видеимущества, ценностей, денежных средств, ценных бумаг, созданных, приобретенных, первоначальнопринадлежащихдвум или несколькимлицам, членамассоциированнойгруппы, используемыхими по собственномуусмотрению, при соблюденииобщих установленныхзаконом правили ограничений(к таким формамв определеннойстепени относятсяакционерная, коллективно-долевая, кооперативнаясобственность).Общая собственностьделится насовместную, в рамках которойобъект собственностипринадлежитвсем участникам, лицам на равныхначалах, безвыделениядолей, и долевуюсобственность, при которойопределенадоля каждогоиз отдельныхсобственников, участников, лиц в общемправе собственности;
Индивидуальную, представляющуюимущество, предметы, информацию, принадлежащиелично индивидуумуи используемыеим по собственномуусмотрениюпри соблюденииправовых норм, распространяющихсяна граждан-собственников.
Целесообразнотакже выделятьсобственностьобщественныхорганизацийи групповую, семейнуюсобственность.
В структуреформ и отношенийсобственностиследует различатьнатурально-вещественныйи стоимостныйаспекты. Принеделимостинатурально-вещественногосостава объектасобственностиделению можетподлежатьтолько денежнаястоимость.Поэтому вполневозможны ситуации(и они частонаблюдаются), когда собственниквправе претендоватьна денежнуюстоимостьобъекта, но нена сам объект.
Не существуети не можетсуществоватьабсолютногоразделенияформ собственности, неизбежнысмешанные формысобственности, в том числепереходныеот одной формык другой. К примеру, если собственностьна рабочую силуявляетсяиндивидуальной, на средствапроизводства- общей, на землю- государственнойи все эти факторыпроизводствасоединены наодном предприятии, то собственностьпредприятиязаведомо становитсясмешанной.Следует признатьвзаимопроникновениеи общее существованиеразных формсобственностив пределаходного объекта.Одни и те жесредства производствамогут бытьодновременнов определенномракурсе объектамиразных формсобственности.И заведомомогут различатьсявладелец, распорядитель, пользовательобъекта.
На территориистраны, в составеее национальногобогатства можетнаходитьсясобственностьиностранныхграждан, организаций, государствв виде объектов, целиком иличастичнопринадлежащихиностраннымсубъектам.Такое собственническоепроникновение, к которому внашей странепроявляетсякрайне настороженноеотношение каксо стороныотдельных группнаселения, таки в правительственныхкругах, естьнеизбежноеследствиеразвитиявнешэкономическихсвязей и включениястраны в мирохозяйственнуюсистему. Такчто в числоформ собственностиправомерновключить иностраннуюсобственностьв изолированномвиде или в видечасти смешаннойсобственности(совместныепредприятия).Объектом такойсобственностимогут преждевсего бытьсредствапроизводства, здания, имущество, инвестиционныйкапитал, кредитованныесредства, залоговоеимущество.
Следует указатьна появившеесяв последниегоды явноестремлениеподвести поднее законодательнуюоснову. Нафедеральноми республиканскомуровнях принимаютсязаконодательныеакты об арендеи арендныхотношениях, о собственности, о земле и землепользовании, об иностранныхинвестициях.В число такихактов уже вошелГражданскийкодекс РоссийскойФедерации, современем войдети закон обинтеллектуальнойсобственности.хотя принятыероссийскиезаконы во многомнесовершенны, они образуютпервичныйправовой фундаментсобственническихструктур иотношений, Купомянутомупакету законовтесно примыкаютзаконодательныеакты о разгосударствлениии приватизациисобственности, которые призванынаправить внужное руслопроцессы изменениясложившихсяформ отношенийсобственности.
II.I Основные чертыразных формсобственности.
Формы собственностипредставляютсобой различныекомбинациипризнаков(правомочий).Рассмотримих, начиная ссамых простыхи заканчиваясамыми сложными.
1. Индивидуальнаясобственность.Эта формаконцентрируетв одном субъектевсе перечисленныепризнаки: труд, управление, распоряжениедоходом и имуществом.В современнойэкономике сюдамогут бытьпричисленыте, кого принятоназыватьнекорпорированнымисобственниками.В России к этойформе могутбыть отнесены: крестьяне, ведущие своеобособленноехозяйство; отдельныеторговцы (включая«челноков»); частнопрактикующиеврачи, адвокатыи все те, в комсосредоточенытруд, управление, распоряжениедоходом и имуществом.
2. Частная собственность.Частная собственностьблизка по содержаниюс индивидуальнойв том смысле, что основныеправомочиясконцентрированыв одном физическомлице или юридическомлице. Но частнаясобственность, как особаяформа, отличаетсяот индивидуальнойтем, что признаки(правомочия)здесь могутразделятьсяи персонифицироватьсяв разных субъектах.Трудятся одни, а распоряжаютсядоходом и имуществомдругие. Положениепоследнихопределяетсяэкономическойвластью, а положениепервых — экономическойзависимостью.В промежуточномположениинаходитсяуправляющий(менеджер), поскольку, какотмечалосьвыше, управляющиеучаствуют ввыполнениифункций пораспоряжению.Если частноелицо, будучисобственникомусловий производства, не применяеттруд наемныхработников, то такую собственностьследует определитькак индивидуальную(или частно-трудовую).
3. Кооперативнаясобственность.В основе этойформы лежитобъединениеиндивидуальныхсобственников.Но это не арифметическаясумма индивидуальныхсобственников, а их функционирующееединство. Каждыйв кооперативеучаствует своимтрудом и имуществом, имеет равныеправа в управлениии распределениидохода. Кооперативнаясобственностьможет бытьдолевой, гдеопределеныдоли каждогоучастника вимуществекооператива, или бездолевой, т. е. без выделенияи персонификациидолей имуществакаждого участника.
В небольшихпо размерамкооперативахне создаютсяособые органыуправления.В крупныхкооперативахсоздаютсяспециальныеорганы управленияи выделяютсяспециальныелюди для управленияделами кооператива.В этом случаеколичественныйрост порождаеткачественныеособенности, посколькуучастникикооперативаделегируютособым органами модулям одноиз важнейшихправ собственности— управлениеи даже частичнофункции распоряжения.Поэтому необходимозаметить, чтопротиворечиямежду функциямии субъектамираспоряженияи управлениявозможны вкооперативнойформе, посколькупроисходитделегированиефункции управленияособым органоми участником.По содержаниюк кооперативнойсобственностиочень близкипредприятия, получившиеназвания «рабочейсобственности», которая образуетсяв результатевыкупа работникамипредприятийу частныхсобственников. продолжение
--PAGE_BREAK--
4. Государственнаясобственность.От предыдущихформ она отличаетсятем, что абсолютныеправа собственностинаходятся неу отдельныхчастных лици их объединений, а у государственногоинститутапубличной, политическойи экономическойвласти. Государствоявляется верховнымраспорядителемимущества(условиямипроизводства).Управляютпроизводствомназначенныегосударствомруководители(менеджеры).Особенностьсобственностигосударственныхпредприятийсостоит в том, что их имуществоне делится надоли и не персонифицируетсяв отдельныхучастникахэкономическогопроцесса, и втом смысле онаунитарна.
Собственностьна основныефакторы (средства)производстваполучает здесьвысшую формуанонимности, посколькусубъектомраспоряженияимуществомпредприятийвыступаютфедеральныегосударственныеорганы.
Развитие процессовобобществленияв индустриальномпроизводствеведет к нарастаниюпроцесса анонимностисобственностии в специальныхорганах разногоуровня. Параллельнопроисходитнарастающаясоциализацияэкономики.Поэтому некоторыечерты государственнойсобственностикак объективнонеобходимойформы обретаютсвою актуальностьв уже обозримойперспективе.В области экологиии иных национальнозначимых сферахони приобретаютпрактическуюзначимостьи институциональныймеханизм реализацииэкологических, социальныхи иных программ.
Государственнаясобственностьреализуетсяеще в одномнаправлении.Обладая экономической(и политической)властью, онадирективноприсваиваетчасть доходовсубъектовэкономическогопроцесса (черезналоги, акцизы, пошлины и т.д.) и перераспределяетих.
5. Муниципальнаясобственность.Наряду с государственноймуниципальнаясобственностьявляетсяразновидностьюпубличнойсобственности.Верховнымраспорядителемимуществамуниципальныхпредприятийявляются органыместной власти(городские, районные идр.). Управлениемуниципальнымипредприятиямиосуществляетсялибо непосредственномуниципальнымиорганами, либочерез назначенныхруководителей(или менеджеров).Созданный доходможет распределятьсямуниципальнымиорганами, руководителямисамостоятельноили с участиемтрудовых коллективов.
6. Смешанныеформы. Современнаяэкономикахарактеризуетсядинамизмом, многообразиемизмененийэкономическихотношений, форми институтов.Применительнок собственностипроисходитдиффузия разныхформ и отношенийсобственности, в результатечего усложняетсявнутреннеесодержаниеотдельных форм.Внутри отдельныхформ соединяютсячерты разныхформ собственности.Например, внутригосударственныхпредприятиймогут образоватьсяструктурычастнопредпринимательскогои кооперативногохарактера, ив рамках государственныхпредприятийобразуютсячерты различныхформ собственности.В переходнойэкономикеРоссии этотпроцесс затронулвсе сферы. Например, различныемедицинскиецентры в государственныхмедицинскихучрежденияхфункционируютна частных иликооперативныхначалах. Аналогичныеструктурыимеются и вгосударственныхвысших учебныхзаведениях.Или, например, колхозы и совхозыпреобразованыв акционерныеобщества, нопродолжаютфункционироватьна кооперативныхначалах, вновьобъединиввыделенныеработникампаи.
Особым направлениемобразованиясмешанных формсобственностиявляется социализацияотдельных форм: участие работниковв управлениипроизводствоми распределениемдохода; участиегосударственныхи частных предприятийв обеспеченииработниковжильем, медицинскимобслуживаниемизменяет социальнуюсферу различныхформ собственности.
Не следуетотождествлятьсмешанные формысобственностисо смешаннойэкономикой.Форма собственности— это характеристикасложной внутреннейструктурыотдельной формысобственности.Здесь в рамкахотдельной формысочетаютсяразличные типыглавных правомочийпо труду, управлению, доходу.
7. Комбинированныеформы. Выше былрассмотренпроцесс усложнениявнутреннегосодержанияотдельных формсобственности.Современнаяэкономика впоисках эффективногофункционированияи реализациипроектов приходитк объединениюразличных формсобственностипри сохранениикаждой из нихсвоего особогосодержания.В результатеобразуютсякомбинированныеформы. К ниммогут бытьотнесены современныепредприятия, холдинги, финансово-промышленныегруппы, концерны, тресты и другиеформы с равнымиправомочиямипо управлению, распределениюдоходов ираспоряжениюимуществом.В финансово-промышленныхгруппах и иныхобъединенияхмогут участвоватьчастные, государственныеи иные формыбез утратысвоего базовогокачества.
Образуя комбинированныеформы, каждыйучастник, представляющийту или инуюформу собственности, делегируеттакой объемсвоих полномочий, который неведет к утратебазового качествакаждой из формсобственности.Если же происходитутрата базовогокачества, топроисходитпреобразованиеформ собственности.
Детальныйанализ смешанныхи комбинированныхформ предполагаетопределениетого кругаправомочий, который перераспределяетсяи дополнительноприобретаетсяв результатепроисходящихизменений вовнутреннемсодержаниикаждой формыили при образованиина их основекомбинированныхобъединений.Комбинированнымимогут быть нетолько формысобственности, но и отношениясобственности, не обязательнопредполагающиеконкретныеформы юридическихлиц, предпринимательскихи институциональныхструктур.Государство, например, обладаетверховнымиправомочиямисобственностина природныересурсы. Лишьего странымогут иметьправо на ихразработкии определятьусловия разделапродукции идохода междугосударствоми предпринимательскимиструктурами.Субъекты федерациитакже обладаютнекоторымиправами, причемвесьма существенными.И, наконец, фирмы, ведущие разработкунедр, имеютсвои правомочия.Сами фирмымогут бытьпредставленыотечественными, зарубежнымиили совместнымипредприятиями.Каждый из выделенныхуровней наделенсвоим кругомполномочий.В совокупностиони образуюткомбинированныеотношениясобственностипо разработкеприродныхресурсов.
III Государственнаясобственность: понятие, виды, уровни
Государственнаясобственностькак экономическаякатегорияозначаетпринадлежностьимуществанароду в лицеизбранных импредставительныхорганов государственнойвласти. С этойточки зренияправо государственнойсобственностив объективномсмысле представляетсобой совокупностьправовых норм, закрепляющихи охраняющихпринадлежностьматериальныхблаг народу(населениюсоответствующейтерритории)в лице избранногоим представительногооргана государственнойвласти, а такжеустанавливающихпорядок приобретения, использованияи отчуждениягосударственногоимущества.
Особенностьюинститутагосударственнойсобственностиявляется то, что как совокупностьуказанныхправовых норм, институт правагосударственнойсобственностиохватываетнормы конституционного, гражданскогоправа, и нормыдругих правовыхотраслей, такжерегулирующихрассматриваемыеотношения: государственного, административного, финансового, земельногои пр., т. е. представляетсобой комплексныйправовой институт.По содержаниюв нем преобладаютгражданско-правовыенормы, а определяющуюроль играютконституционные(государственно-правовые)нормы.
III.I Сущностьгосударственнойсобственности.
Там, где естьэкономическаядеятельность, там всегдаприсутствуетпроблемасобственности.Отношениясобственностипронизываютвсю системуэкономическихотношений исопровождаютчеловека смомента егорождения доухода в иноймир. Везде ивсюду мы постояннонаталкиваемсяна один общийкоренной вопрос: кому принадлежитэкономическаявласть, ктоприсваиваетматериальныеусловия существованиялюдей, являетсяхозяином земли, фабрики, духовногобогатства? Судыперегруженыразбором отношениймежду супругамипо разделуимущества, сосед судитсяс соседом из-заклочка земли, отец с сыноми брат с братомпо поводу наследства.Социальнаясущность этихотношений иесть выражениеприсущих данномуобществуэкономическихотношенийсобственности.Сегодня всемы готовы судитьсяс государством, которое присвоилои растранжирилонаши трудовыесбережения, не выплачиваетнам заработанныеденьги, пенсии.В этом планецивилизацияне далеко ушлаот мира животных, где каждыйзащищает средусвоего обитания, претендуетна тот или иной«кусок» илитерриторию.
Рассмотрениесистемы отношенийсобственностипозволяетответить навопрос, в чьихинтересахосуществляетсяэкономическаядеятельность.Если приоритетотдаетсяиндивидуальномуинтересу, томожно говоритьо системе отношенийиндивидуальногочастного отношения.Если присвоениеосуществляетсяв интересахкакого-либоколлектива, то речь идето коллективнойсобственности.Присвоениеможет вестисьопределеннойсоциальнойгруппой людей.Здесь на лицоуже классовыйинтерес.
Характернойчертой марксистскойтрактовкисобственностии было подчеркиваниеэкономическогосодержаниянад ее юридическойформой.
Западные экономистыи юристы чащевидят в собственностиотношениячеловека квещи. В Римскомправе собственностьрассматриваласькак право владения, пользованияи распоряженияимуществомбез проведенияразграничениясобственностина предметыличного потребленияи на средствапроизводства.И это естественно, экономическаядеятельностьв широком пониманииэтого процессасформироваласьзначительнопозже.
Собственностькак экономическаякатегория естьотношение междулюдьми по поводуматериальнойосновы хозяйственнойдеятельности, т.е. средствпроизводства.В этом планесобственностьтесно связанас экономическойвластью, суправлениемпроизводством, с повседневнымиотношениямимежду людьми.Посколькуконечной цельювсякой хозяйственнойдеятельностиявляется достижениеопределенногоэффекта припроизводствеи реализациитоваров и услуг, распорядителемэтого эффектаи его владельцемявляется собственникматериальныхфакторовпроизводства, т.е. земли икапитала. Поэтомуотношениясобственностисоставляютоснову социально-экономическихотношений междулюдьми, определяютхарактер этихотношений, поведениелюдей.
Экономическиеотношениясобственностине толькохарактеризуютсоциальнуюсторону экономическойжизни, но иопределяютформы ее организации.Мы говорим, чтооснову рыночнойэкономикисоставляетчастная собственность.Но рыночнаяэкономикавозникает лишьпри условии, когда участникиэкономическойжизни обществапризнают другв друге обособленныхравноправныхсобственников.Это равенствореализуетсячерез обмен, где каждыйучастник исобственникэкономическогоблага взаимодействуютс другими наэквивалентно-возмезднойоснове и личнойнезависимости.
Наличие тойили иной экономическойформы присвоенияне являетсяслучайным, аобусловливаетсяуровнем развитияматериальнойбазы производства.В современныхусловияхбесконтрольноеиспользованиемогучих средствтруда (атомныеэлектростанции, танкерный флоти т.д.) на уровнеиндивида иликоллективаставит подугрозу существованиечеловека ивсего живогона земле. Поэтомустало объективнонеобходимымсоздание механизмов, обеспечивающихсочетаниечастных интересовличности иликоллективас интересамиобщества какцелого. Созданиетакого родамеханизмовозначает становлениеобщественныхформ присвоениянациональногобогатства.
Экономическиеотношениясобственностив современномобществе реализуютсяв правовыхформах имиопределяютсяотношениясубъектасобственностик объектусобственности, правовые нормывключают в себяправа собственника, его имущественнуюответственностьи защищают егоправа, — правовладеть, пользоватьсяи распоряжатьсяимуществом, в чем бы оно незаключалось.Законы не создаютотношенийсобственности(они объективны), а всего лишьзакрепляютотношения, которые фактическисложились вобществе.
Владение — этофактическоеобладаниеимуществом.
Пользование- означает процессизвлеченияполезных свойствиз имущества.
Распоряжение- это действия, связанные сотчуждениемимущества отего владельца(продажа, дарение, обмен, наследование, аренда, залоги т.д.).
В переходныйпериод к рыночнойэкономике вРоссии широкоераспространениеполучила практикапередачи правауправлять своейсобственностьюдругому субъекту, после чего врамках заключенногодоговора трастаон не имеетформальногоправа вмешиватьсяв действиясвоего доверенноголица (различныеинвестиционныефонды, доверительныеобщества ит.д.).
Изменения вотношенияхсобственностистали основнымстержнемэкономическихреформ в РоссийскойФедерации. Втеоретическомплане трансформациясобственностипотребоваларешения проблемы: до какого уровнядолжна снизитьсядоля государственнойсобственности, какими темпамии способамипойдет этоснижение, каки к кому должнапереходитьгосударственнаясобственность.
Итак, в Россиивзят курс напереход к системе, сочетающейчастную (индивидуальнуюи групповую), государственнуюи смешаннуюформы собственностина средствапроизводства.Это вполнелогично сопрягаетсяс курсом напереход к рынку.Раз рынокпредполагаетсвободу производственнойи коммерческойдеятельности, конкуренциюмежду производителями, значит должнобыть преодоленогосподствокакой-то однойформы собственности.Оно должно бытьзаменено взаимнодополняющимидруг другаразличнымиформами собственности, каждая из которыхоказалась бынаиболееприспособленнойк конкретнойсфере экономики, к каждомуспецифическомувиду экономическойдеятельности.
Какова же сущностьгосударственнойсобственности?
Совсем недавно, когда экономикастраны носилаадминистративно-командныйхарактер, понятиесущностигосударственнойсобственностибыло иное, нежеличем сейчас.
Так, в теориимарксизмаликвидациячастной собственностина средствапроизводстварассматриваетсяв качествеглавного содержаниясоциалистическойреволюции. Всоответствиис этой теориейв России вследза завоеваниемвласти в октябре1917 года былаликвидированачастная собственностьв промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле.Коллективизацияв деревне заменилаиндивидуальнуюсобственностькрестьянкооперативно-колхозной(фактическиполугосударственной).В результатеутвердилосьполное господствосоциалистической, или общественной(т.е. государственнойи полугосударственной), собственности.
В дальнейшемв СССР продолжалсяпроцесс наращиванияобщественныхсредств производстваза счет накоплений.В результатесоциальнаяструктурасобственностина средствапроизводствак началу 90-х гг.приняла следующийвид: государственная88,6, колхозная8,7, кооперативовпо производствутоваров и услуг(включаяжилищно-строительные)1,5, собственностьграждан — 1,2%. Этицифры по существувыражают высокийгосударственныймонополизмна средствапроизводства.
Установлениегосподствагосударственнойсобственности, отождествлявшейсяс общенароднымдостоянием, имело своидостоинства.Оно обеспечивалоединое централизованноеуправлениеэкономикой, огромную концентрациюресурсов и ихиспользованиедля решениякрупнейшиххозяйственныхзадач.
На развитиигосударственнойсобственностибазировалсяпроцесс расширенноговоспроизводства.Централизациясобственностиявлялась основойотносительногоравенства враспределенииматериальныхи духовных благмежду членамиобщества.
Вместе с темопыт СССР идругих социалистическихстран показал, что глобализациягосударственнойсобственностиимеет и крупныеминусы, которыесо временемстановятсянетерпимыми.
Государственныепредприятияэкономическине были заинтересованыв использованииновых достиженийнауки и техники.Эти достиженияотторгались, так как существовавшаямонополиягосударственнойсобственностиделала болеевыгодным выпусктрадиционнойпродукции поустоявшейсятехнологии.Отсутствиеконкуренциилишило предприятияэкономическихстимулов кповышениюкачества продукциии снижениюиздержекпроизводства.Внутренниеисточникиразвития былизаменены внешнимипобудительнымимотивами, основаннымина силе административнойвласти.
В результатеэффективностьнародногохозяйства, основанногона государственнойсобственности, оказаласьневысокой, помногим показателямона уступаетэффективностирыночной экономики.Замедлялисьтемпы ростапроизводительноститруда, из годав год снижаласьфондоотдача, росла материалоемкостьпродукции.
Аналогичныенедостаткипроявилисьи в колхознойсобственности.
Административныеорганы безраздельнокомандоваликолхозами, определялинаправлениеих производства, формировалиорганы их управления.Колхознаядемократияносила формальныйхарактер. Колхозбыл лишен правараспоряжатьсясвоей продукцией, посколькуосновная еечасть поступалагосударствупо установленнымим ценам.
Отсутствиеподлинно хозяйскогоотношения кпроизводствутак или иначепрепятствуетего нормальномуфункционированию.Конечно, директори службы управленияпредприятийстремятся ктому, чтобы ониработали эффективно.Но, как частои не без основанияутверждают, хозяин всегдазаинтересованв процветаниифирмы, а управляющий- в сохранениисвоей должности. продолжение
--PAGE_BREAK--
Однако можновыделить иположительныемоменты впреобладаниигосударственнойсобственности.Так, концентрациязначительнойчасти фонданакопленияв руках государствапозволилапланомерноперестраиватьэкономику, создавая новыеотрасли, крупнейшиепредприятия, в короткиесроки произвеститехническоеперевооружениенародногохозяйства.
Государственнаясобственностьвсегда выступаетодним из факторовускоренияразвития экономики.Безусловно, нельзя отрицатьи значительноевлияние даннойформы собственностидля общегоразвития экономикистраны. Безнадлежащейгосударственнойпомощи в снабжениипредприятийсовременнымисредствамипроизводства, без организациипроизводстватаких средствпроизводстваразвитие частнойинициативыи предприимчивостиневозможно.
Так какова жедолжна бытьсущностьгосударственнойсобственности, страны в которойстремятсяпостроитьрыночную экономику?
На мой взгляд, для определениясущностигосударственнойсобственностидостаточноопределитьфункции вмешательствагосударства, а также егомонопольныеотрасли ведения: войны и национальнаяоборона, ростнародонаселенияи урбанизация, проблемы окружающейсреды и социальнаязащита населенияи др.
При определениисущностигосударственнойсобственностинеобходимоучитывать«потребности»государствав лице егополномочныхорганов дляосуществлениявышеназванныхфункций. Так, например, дляобороны внешнихи внутреннихграниц государстванеобходимасоответствующаяматериальнаябаза (например, ВПК), котораяи будет основойдля обороны.
Таким образом, сущностьгосударственнойсобственностидолжна определятьсяисходя извышеназванныхобстоятельств, а остальнаячасть собственностидолжна принятьиные формы: индивидуальная, коллективная.
В экономикезападных странвелико значениегосударственнойсобственности.В нее входятобычно некоторыекрупные промышленныепредприятия, банки, а такжепредприятиятех отраслей, которые обслуживаютпроизводствои социально-бытовуюсферу — грузовойтранспорт, энергетика, связь и т.д. Созданиегосударственныхпредприятийобусловленоотчасти желаниемускоритьнаучно-техническийпрогресс. Вместес тем государствоиногда беретна себя перевооружениеслабых звеньевэкономики.
Такое же значениегосударственнойсобственностисейчас принимаети Россия.
Государственнаясобственностьв нашей странесуществуетна 3-х уровнях:
1. На уровне всейфедерации —федеральнаясобственность.
2. На уровнесубъектовфедерации (их89). Каждый из нихимеет своюрегиональнуюсобственность.
3. Муниципальнаясобственность(собственностьна уровне отдельногогорода, округа, села и т.д., кромеСанкт-Петербургаи Москвы, которыевыступают каксубъекты федерации).
IV Роль и значениегосударственнойсобственностив России.
Собственность- это отношениямежду людьми, выражающиеопределеннуюформу присвоенияматериальныхблаг, и в особенностиформу присвоениясредств производства.Они порождаютцелую гаммуотношений междуее участниками, а также междуними и обществомв лице государства.Социальнаясущность этихотношений иесть выражениеприсущих данномуобществуэкономическихотношенийсобственности.Для более полногопредставленияо собственностиследует определитьто место, котороепринадлежитей в системеобщественныхотношений.
Во-первых, собственность- это основа, фундамент всейсистемы общественныхотношений. Отхарактераутвердившихсяформ собственностизависят и формыраспределения, обмена, потребления.Так, в рыночнойэкономикепреобладаетчастная собственность.
Во-вторых, отсобственностизависит положениеопределенныхгрупп, классов, слоев в обществе, возможностиих доступа киспользованиювсех факторовпроизводства.
В-третьих, собственностьесть результатисторическогоразвития. Ееформы меняютсяс изменениемспособовпроизводства.Причем, главнойдвижущей силойэтого измененияявляется развитиепроизводительныхсил. Производство, олицетворяемоеветряной мельницей, писал Ф.Энгельс, дает обществос сюзереномво главе, пароваямашина выдвигаетна первый планпромышленнуюбуржуазию.
В-четвертых, хотя в пределахкаждой экономическойсистемы существуеткакая-то основнаяспецифическаядля нее формасобственности, это не исключаетсуществованияи других ееформ, как старых, перешедшихиз прежнейэкономическойсистемы, таки новых, своеобразныхростков переходак новой системе.Переплетениеи взаимодействиевсех формсобственностиоказываетположительноевоздействиена весь ходразвития общества.
В-пятых, переходот одних формсобственностик другим можетидти эволюционнымпутем, на основеконкурентнойборьбы завыживаемость, постепеннымвытеснениемвсего того, чтоотмирает, иусилением того, что доказываетсвою жизнеспособностьв соответствующихусловиях. В тоже время имеютместо и революционныепути смены формсобственности, когда новыеформы насильственноутверждаютсвое господство.
Рассмотрениесистемы отношенийсобственностипозволяетответить навопрос, в чьихинтересахосуществляетсяэкономическаядеятельность.Если приоритетотдаетсяиндивидуальномуинтересу, томожно говоритьо системе отношенийиндивидуальногочастного отношения.Если присвоениеосуществляетсяв интересахкакого-либоколлектива, то речь идето коллективнойсобственности.Присвоениеможет вестисьопределеннойсоциальнойгруппой людей.Здесь на лицоуже классовыйинтерес.
В ходе дискуссийпо поводу усилийРоссии и другихреспубликбывшего СоветскогоСоюза преодолетьсуществующиев них экономическиетрудностиутвердилосьмнение о необходимостиперехода отадминистративно-команднойсистемы к рыночнойсистеме свободнойконкуренции.Рыночная экономика, утвердившаясяв ЗападнойЕвропе, в СоединенныхШтатах Америки, Канаде и рядедругих стран, функционируетэффективнои сравнительноуспешно удовлетворяетпотребностисвоих граждан.Поэтому рыночноехозяйство иявляетсяальтернативойдля бывшихсоциалистическихстран; предполагаетсяминимальноепрямое вмешательствогосударствав управлениеэкономикойи переход основныхрычагов государственногорегулированияк индивидуальнойпредпринимательскойинициативе.
Итак, собственностьв экономическомсмысле — этореальные отношениямежду людьмипо присвоениюи хозяйственномуиспользованиювсего имущества.
Собственностьпринадлежитк числу такихпонятий, вокругкоторых напротяжениимногих вековскрещиваютсялучшие умычеловечества.Однако борьбойв теоретическомплане дело неограничивается.Социальныепотрясения, от которыхпорой содрогаетсявесь мир, однойиз главныхсвоих причинимеют, в конечномсчете, попыткиизменить сложившиесяотношениясобственности, утвердить новыйстрой этихотношений.
В нашей странена протяжениидвадцатоговека дваждыпроисходилаломка отношенийсобственности.Первая началасьв октябре 1917 годаи завершиласьневиданнойкатастрофой, последствиякоторой будетощущать ещене одно поколение.Вторая происходитв наши дни. Ееосновная цель- вернуть отношениямсобственностиих подлинноесодержание, создать достаточноширокий слойчастных собственников, который сталбы социальнойопорой нынешнегостроя.
Для успешногоразвитиясобственностинеобходимовыполнениемногих экономическихи социальныхусловий, в частностинеобходимпересмотрсамого отношенияк собственностив новых экономическихусловиях.
Современнаяэкономическаянаука сегодняпо-новомурассматриваетмногие процессы, происходящиев нашем обществе.Это касаетсяпроблем собственности, соотношенияплановых ирыночных методоврегулированияхозяйственнойдеятельности, прямых и косвенныхметодов управленияобщественнымипроцессами.
С демократизациейнашего обществапоявилисьмотивы переходак рыночнойэкономике, всвязи с этимбыли предпринятыпопытки реализацииданной цели, порой не самыеудачные, но, нанаш взгляд, достойныерассмотрения, посколькуименно с нихначалась медленнаяи болезненнаяломка нашихстарых экономическихстереотипов.
Период перестройкиознаменовалсявозрастаниемвнимания кбедственномуположениюсоветскихлюдей. Тем неменее, сущностьэкономикисостоит в том, что сочувствиеи желание помочьсами по себездесь ничегоне решают. Чтобылюди жили лучше, надо производитьбольше товарови услуг высокогокачества. Этимискусствоммы, к сожалению, еще до сих порне овладели.Но правительствообеспечивалоактивную социальнуюполитику припомощи повышеннойэмиссии, однакоесли на этиденьги не выпускаетсяадекватногоколичестватоваров, товозрастаетне уровеньжизни, а очереди, дефициты испекуляция, что и наблюдалосьна первых этапахперехода крыночной экономике.
Мы считаем, чтодля переходак рынку нужно, прежде всего, в общих чертахосознаватьто, к чему движетсянаше общество: что такое современныйрынок.
Решив построитьрыночную экономику, мы должны, преждевсего, представлятьее образ, видетьхотя бы контуры, усвоить сутьрыночных отношений.Однако глубокомувосприятиюи пониманиюрынка советскимчеловекомпрепятствуетнесколькопричин.
Во-первых, мыподлиннойрыночной экономикиво всех еемногочисленныхпроявленияхпрактическине видели и незнали. Если ктои бывал в странахсвободногорынка, то онлицезрел толькоего внешнийоблик, не вникаяв суть внутреннихмеханизмоврыночных отношений.
Во-вторых, насрыночным отношениямне учили. В школах, техникумах, институтах, по радио ителевидениюнам внушали, что за рубежомзагнивающая, кризиснаяэкономика сэксплуатациейи порабощениемтрудящихсялюдей. Учебники, содержащиеподлинноеописание рынкаи рыночнойэкономики, труды так называемыхбуржуазныхэкономистовлибо вообщене переводилисьи не издавались, либо становилисьизвестнымитолько узкомукругу специалистов.
В-третьих, теестественныеассоциации, которые возникаюту каждого изнас при слове“рынок”, такили иначе связаныс колхознымрынком, базаром, то есть рыночнымиформами, существовавшимив советскойэкономике. Ноэти аналогиивесьма далекиот реальногоцивилизованногосовременногорынка и, значит, порождаютискаженноепредставлениео подлиннойрыночной экономике.
Термины “рынок”и “рыночнаяэкономика”в нашей странеобычно трактуютсятолько кактоварообменныеоперации итоварно-денежныеотношения, иными словами, как торговля, обмен, но такоепредставлениепримитивно.
Рынок — это всясистема многообразныхэкономическихотношений междулюдьми, возникающихв процессепроизводства, распределения, обмена и потребления, основаннаяна определенныхпринципах, главным изкоторых являетсясвобода экономическойдеятельности.
Основное свойствоэкономикирыночного типасостоит враспространениирыночных отношенийна все хозяйственныесферы, проникновениеих во все отрасли, охват всехрегионов страны.Это свойствоможно назватьвсеобщностьюрыночных отношений.
V Тенденции иперспективыразвитиягосударственнойсобственности.
Любое государствоструктурируетотношениясобственности, исходя из соображенийэкономическойэффективности, об удельномвесе каждойиз форм собственности.При этом основнымиподходами крешению вопросово приоритететех или иныхформ собственностистановятсясоциальные, национальные, идеологическиеи иные неэкономическиефакторы. Какойже будет структураотношенийсобственностив России? К чемуприведет стремлениек «цивилизованной»экономике, свойственнойразвитым странам?
Какова возможнаясфера распространениягосударственнойсобственностив экономике?
Государственнаясобственность, вероятно, сохранитсвою значимостьи функцию опорногозвена всейхозяйственнойцепи. Набирающийобороты процессприватизации, ведущий к расширениюиндивидуальнойи групповойформ собственности, не означает, что государственнаясобственностьбудет полностьюсвергнута. Естьтакие отраслинародногохозяйства, которые нецелесообразнодробить наэлементы.
Прежде всего, государственнаясобственностьнаиболее адекватнадля использованиянеделимых, уникальныхили всеобщихресурсов, принадлежащихдействительнонароду. Примероммогут служитьневоспроизводимыеприродныересурсы, в частности, земля и ее недра; те или иныеобъекты, использованиекоторых связанос большим рискомдля всего населения.К последнимобъектам относитсязначительнаячасть энергетики, транспорта, вообще экономическойинфраструктурыи той частиэкономическойсистемы, котораяработает нанаселениенепосредственнои создает творческийпотенциалнации. Понятно, что нет необходимостипередавать, например, вколлективнуюсобственностьАЭС, со средствамипроизводстваогромной стоимости.В этом случае, разумеется, сохраняетсябезусловнаяпрерогативагосударственнойсобственности.
Сюда такжедолжны бытьотнесены материальныересурсы науки, особеннофундаментальной.Определеннаячасть совхозов, доказавшаясвою жизнеспособность, также можетбыть сохранена.
В рекомендацияхразличныхавторов (НуреевВ. М., ПортнойМ. А.) доля государственнойсобственностидолжна сократитьсядо 50 и даже 30% основныхпроизводственныхфондов.
Еще долгоевремя государственномусектору будутпринадлежатьзначительныепозиции в народномхозяйствеРоссии, и этотсектор требуетадекватнойему системыуправления.По-видимому, все госпредприятиямогут бытьразделены надве категории: одна — под прямымуправлениемгосударства, вторая — на полномкоммерческомрасчете.
Абсолютноочевидным ине подвергающимсясомнению являетсято, что наука, искусство, образованиеи т.п. требуютне огосударствления, а государственнойподдержки этихсфер, при развитиигосударственнойформы собственностилишь в масштабах, гарантирующихработникууказанныхпрофессийвозможностьсвободно использоватьгосударственныесредства дляосуществлениясвоей творческойдеятельности, т.е. свободноформироватьнаучные, художественные, педагогическиеколлективы, используяопределенныегосударственныересурсы.
Что касаетсяразвитиягосударственнойсобственности, то здесь, безусловно, широкие возможностиоставляюттрадиционныеразвитыеиндустриальныеи постиндустриальныетехнологическиесистемы. Скажем, крупные предприятия, работавшиеранее в рамкахвоенно-промышленногокомплекса, должны сохранитьгосударственнуюформу собственности.
В каких бы сферахни развиваласьгосударственнаясобственностьв экономике, ее главнойболезнью остаетсябюрократическиетенденции. Этоявление особенноопасно в условияхнестабильностиэкономическихотношений, гдегосподствоподобных тенденцийпревращаетгосударственнуюпо форме собственность, в собственностьс корпоративнымсодержаниемв ущерб развитиюдругих, не менееважных дляэкономики форм.Для развитиягосударственнойформы как формыобщественнойвсе большеезначение начинаютприобретатькачественныеизменения всодержанииотношенийсобственности.
Так, принципиальноважным длясодержаниягосударственнойсобственностив условияхроссийскойэкономикиявляется вопросо социально-экономическомвлиянии государства, являющегосясобственником.
В настоящеевремя, учитываяпроизошедшиеизменения вструктурегосударственнойсобственностии последствияуже проделанныхпродвижений, следует особоевнимание уделитьразвитию именногосударственногосектора. Государственнаясобственностьдолжна сохранитьв перспективевесомую роль, при этом нельзязабывать опроблемахнациональнойбезопасности, спешить избавлятьсяот прибыльныхпредприятий.
Для устойчивостинашего экономическогоразвития необходиммощныйгосударственно-корпоративныйсектор. Дляэтого требуютсяобщероссийскаяпрограммаобъединениятехнологическисвязанныхпредприятий, без кооперациикоторых производствонеконкурентоспособно.
В итоге можносказать, чтонеобходимоустранениене столькогосударственнойсобственности, сколько еемонополии.Госсобственностьдолжна сохранитьв перспективевесомую роль.При этом нельзязабывать опроблемахнациональнойбезопасности, спешить избавлятьсяот прибыльныхобъектов. Вместес тем важнообеспечитьразвитие различныхформ частнойсобственностии собственностиработников, используя итакие вариантыразгосударствленияэкономики, какаренда с правомвыкупа.
Еще однимнаправлениемразвитиягосударственнойсобственности, является приватизациякрупных предприятий, которая уженазрела и вближайшее времябудет осуществлена.Будем надеяться, что в ближайшеевремя наконец-тоначнется свободнаяпродажа (естественнопри соблюдениивсех условий)земельныхучастков, атакже зданий, сооружений.
Назревает исоответствующиеизменения вземельном иином законодательстве.
Заключение.
В данной курсовойработе быларассмотренатема: «Государственнаясобственностьв рыночнойэкономике: роль, значение, тенденции, перспективы», после чегоможно констатировать, что в Россиисложился новыйобщественно-экономическийстрой, которыйхарактеризуется: восстановлениемсистемы частнойсобственности, установлениемвласти капиталаи денег, резкимростом дифференциациидоходов населения.
В России переходк многообразиюформ собственностиначался нескольколет назад, и стех пор пришлосьстолкнутьсясо множествомпроблем, непредусмотренныхранее. Теперьуже многие, доселе не вызывающиесомнения путии методы построениярыночной экономикина базе различныхформ собственности, оцениваютсянеоднозначно.Виною многихнеудач переходногопериода сталинепоследовательностьи противоречивостьмногих действийправительства, необдуманностьрешений повопросам приватизациии непланомернаяпередачагосударственнойсобственностив частное иколлективноевладение. По-другомурассматриваетсятеперь вопросо месте и долегосударственнойсобственностив развитииэкономики.Однако реформаотношенийсобственностив России ещене завершенаи ее дальнейшиеперспективыне перестаютволновать нетолько специалистов, но и все общество.
Одной из специфическихчерт сложившейсяв России структурысобственностиявляется то, что она остаетсясвязанной сгосударством.До сих пор вРоссии свободноне продаетсяземля. Проблемойявляется иприватизациякрупных предприятий.
Положительныммоментом являетсято, что Россиядвижется внаправлении, правильностькоторогоподтверждаетсяэкономическими историческимопытом большинствастран мира. Аотрицательныммоментом является, наверное, то, что движениеэто не слишкомэнергично. Список литературы
1. КонституцияРФ. М.: научноеиздательство«Большая российскаяэнциклопедия»,1995.
2. Гражданскийкодекс РоссийскойФедерации.Части перваяи вторая М.: НОРМА-ИНФРА.М, 1999.-с.560.
3. Суханов Е.А.Лекции о правесобственности.М.: Юрид.лит., 1991.–с. 240.
4. Черников В.В.Современнаягосударственнаясистема охранысобственностив России. М., 1995.
5. Основы экономики.Учебник. Подред. РайзбергаБ. А… М.: Инфра-М,2002. с. 84-104.
6. Радыгин А., Архипов С.Собственность, корпоративныеконфликты иэффективностьЖурнал «Вопросыэкономики»- Ж11, 2000 г. с.114.
7. Экономическаятеория. Учебник.Под ред. БорисоваЕ. Ф. М.: Юрайт-М,2000. с. 47-68.
8. Экономическаятеория. Учебник.Под ред. ДобрынинаА. И., ТарсевичаЛ. С. М: Литера,2000. с. 67-75.
9. Экономическаятеория. Учебник.Под ред. МчерногоС. В. и др. М.: При,2000. с.131-150.
10. Экономическаятеория. Учебник.Под ред. НиколаеваИ. П. М: Проспект,1999. с. 157-175.
11. Варга В. «Рольгосударствав рыночномхозяйстве», МЭиМО, N 10-11, 1996.
12. КемпбеллМакконел, СтенлиЛ. Брю. Экономикс.Москва .1992., т. 1
13.Иванов И. “Развитиеформ собственностина современномпроизводстве”// МЭ и МО. 1992 — Ж3 1997
14. Экономическаятеория. Учебник.Под ред. БазневаН. И., Турко С. П…М Н: БТЭУ, СамуэльсонП. Экономика.М., Бином 1997. с.71-82.
15. КириченкоВ. Усилениегосрегулирования: углублениеили приостановкареформационныхпреобразований?// Российскийэкономическийжурнал. – 1999. — Ж1.
16. В. Корняков.Государственно-корпоративноенаправлениеразвитой экономики// Экономист –2000 — Ж5 – 74 с.
17. ГильфердингР. Финансовыйкапитал / Пер.с нем. М., 1959.
18. Гэлбрейт Дж.К. Экономическиетеории и целиобщества. М.,1975. Гл.XIII.
19. Маркс К. Введение// К. Маркс, Ф. Энгельс.Соч. 2-е изд. Т. 12.
20. Маркс К., ЭнгельсФ. Собр. Соч. Т.23. Гл. 1-3.
21. Миль Дж. С. Основыполитическойэкономии / Пер.с англ. М., 1980. Т.1Кн.II, Гл. I.
22. «Преобразованиегосударственнойсобственностив период экономическихреформ». Подред. В. Шупыро.М., 1997.
23. Экономика: Учебник / Подред. доц. А. С.Булатова. — М.: Изд. – БЕК, 1995.–632 с.
24.Уголовныекодекс РоссийскойФедерации. М.,1996.
25.Введение врыночную экономику: Учебное пособие/ Лившиц А.Я., Никулина И.Н.– М.: Высшая школа,1995.