--PAGE_BREAK--Ответственность за нарушение валютного законодательства
Согласно статье 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»,вступившего в силу 18 июня 2004 года (далее по тексту — Закон № 173-ФЗ), резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ранее ответственность за нарушение валютного законодательства была установлена законом от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». Пункт 3 статьи 14 указанного закона содержал серьезную норму ответственности, согласно которой все полученное резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами по недействительным в силу этого закона сделкам, а также все необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных действий подлежало взысканию в доход государства.
Рассмотрим подробнее виды ответственности за нарушение валютного законодательства РФ.
Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства
Уголовная ответственность установлена за такое валютное преступление как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Ответственность наступает по статье 193 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее по тексту — УК РФ).
Согласно статье 193 УК РФ невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 миллионов рублей.
Согласно пункту 1 статьи 14 УК РФ валютное преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Важно, что не является преступлением действие (бездействие),хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Порогом такой малозначительности в данном случае будет сумма в 5 миллионов рублей, прописанная в примечании к статье 193 УК РФ. Таким образом, если сумма невозвращенной иностранной валюты будет меньше 5 миллионов рублей, то данное деяние будет квалифицироваться уже не по нормам уголовного законодательства, а по нормам административного права.
Валютное преступление —это преступление средней тяжести со всеми вытекающими отсюда уголовно-правовыми последствиями (рецидив, освобождение от ответственности, освобождение от наказания и прочее), поскольку удовлетворяет условиям признания его таковым в части 3 статьи 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы.
Согласно статье 8 УК РФ к уголовной ответственности можно привлечь руководителя юридического лица только при наличии в его деянии — действии или бездействии, состава преступления, сформулированного в статье УК РФ.
Рассмотрим подробнеехарактеристики состава валютного преступления по статье 193 УК РФ.
Субъект преступления — это конкретный преступник. Субъектом валютного преступления является руководитель организации, не возвративший из-за границы иностранную валюту.
Субъективной стороной валютного преступления выступает прямой умысел, поскольку субъект:
1) сознавал, что не возвращает иностранную валюту;
2) желал этого.
В данном случае, используемые в уголовном праве другие признаки субъективной стороны — мотивы и цели невозвращения иностранной валюты значения не имеют и могут выступать только лишь в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств при рассмотрении уголовного дела по существу.
Объектом валютного преступления являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Данные отношения возникают между уполномоченным банком и юридическим лицом и связаны с возвращением валютных ценностей на территорию Российской Федерации.
Объективную сторону валютного преступления составляет невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк. Понятие «крупный размер» расшифровано в примечании к статье 193 УК РФ. На практике эта сумма, достаточно незначительна, поскольку речь идет о сумме рядовой сделки между организацией и ее иностранным партнером.
Под уполномоченным банком согласно пункту 8 статьи 1 Закона № 173-ФЗ в данном контекстепонимается:
кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющая право на основании лицензий Центробанка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте; действующий на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центробанка РФ филиал кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющий право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства
Действующим законодательством предусмотрено сразу четыре состава административных правонарушений в сфере валютного регулирования. Рассмотрим их подробнее.
Первое административное правонарушение
Согласно части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее по тексту — КОАП РФ) осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.
На основании пункта 3 статьи 5 Закона № 173-ФЗ не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. О каких же тогда разрешениях идет речь. Дело в том, что согласно статье 6.1 Закона от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» до вступления в силу Закона № 173-ФЗ была предусмотрена процедура получения разрешений Центробанка РФ на отдельные валютные операции. В этих индивидуальных для конкретных участников разрешениях расширялись их отдельные права в сфере валютных правоотношений.
Например, разрешалось возвращать валютную выручку позже установленного законом срока или резервировать меньшую сумму денежных средств и т.д. Теперь эта практика запрещена, однако, ранее выданные разрешения действуют и регламентируются статьей 28 Закона № 173-ФЗ.
Кроме того, согласно пункту 1 письма Минфина РФ от 9 апреля 2004 г. № 15-05-29/455 «О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением статьи 15.25 КОАП РФ» (далее по тексту — Письмо Минфина РФ) в обстоятельствах, когда в деле отсутствуют доказательства того, что резидент обращался к контрагенту с требованием об исполнении обязательств по контракту либо в суд, а также нет свидетельств об обращении резидента в Центробанк РФ за получением разрешения, бездействие резидента не может быть расценено как невиновное, то есть в этом случае предприятие будет считаться виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 КОАП РФ.
Согласно пункту 4 Письма Минфина РФ в случае, если требуется разрешение на осуществление валютных операций, а предприятие не имеет такого разрешения и поставляет свой товар за границу через комиссионера, который имеет соответствующее разрешение и совершает валютные операции от лица предприятия, то предприятие будет привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.25 КОАП РФ. В этом случае, судебная практика подтверждает обязательность получения такого разрешения именно на предприятие.
Второе административное правонарушение
Согласно части 2 статьи 15.25 КОАП РФневыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. Отметим, что в этом случае речь идет о денежных средствах в сумме, не превышающей размер 5 миллионов рублей. Если сумма невозврата превышает 5 миллионов рублей, то применяются нормы уголовного права, а именно статья 193 УК РФ.
На основании пункта 1 письма ГТК РФ от 23 сентября 2002 г. № 01-06/38010 «О применении части 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее по тексту — Письмо ГТК РФ) состав правонарушения, предусмотренного этой статьей, характеризуется следующим.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются предприятия и организации-резиденты, признаваемые таковыми в соответствии с Законом № 173-ФЗ, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, включая физических лиц, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется наличием вины.
На основании пункта 2 Письма ГТК РФ при доказывании субъективной стороны правонарушения необходимо учитывать меры, предпринятые импортером в целях исполнения возложенной на него обязанности, к числу которых могут быть отнесены:
а) на стадии предконтрактной подготовки:
выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации;
б) на стадии заключения контракта:
внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.); применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неввоза оплаченных товаров (оплата после отгрузки, аккредитив и т.д.); разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор; использование страхования коммерческих рисков;
в) после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств:
ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии); предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о поставке неввезенных товаров или взыскании с контрагента их стоимости.
Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КОАП РФ, если будет доказано, что у него имелась возможность для исполнения обязанности ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в установленный срок, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по ее выполнению.
Стоит иметь в виду, что согласно пункту 7 Письма Минфина РФ предприятие признается виновным по части 2 статьи 15.25 КОАП РФ, если установлено, что указанное правонарушение совершено после того, как в контракт между предприятием и иностранным партнером внесены положения, ухудшающие позицию предприятия с точки зрения возврата иностранной валюты, а предприятие не предприняло ответных мер и не предложило внести в контракт дополнительные меры ответственности иностранного партнера (пеня, поручительство, банковская гарантия, страхование рисков).
Объектом административного правонарушения выступают публичные правоотношения по защите экономических интересов Российской Федерации, заключающихся в предотвращении незаконного вывоза капитала за рубеж.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в невыполнении обязанности, установленной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации», согласно которому импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центробанком РФ.
В соответствие с пунктом 4 Письма ГТК РФне могут быть признаны рассматриваемым административным правонарушением случаи, когда:
проведен зачет платежей, осуществленных импортером-резидентом по контракту, товары по которому не ввозились, в качестве погашения задолженности импортера-резидента за поставленные по другому контракту товары, заключенному с тем же продавцом-нерезидентом; товары в установленный срок ввезены на территорию Российской Федерации, но их таможенное оформление не произведено или произведено без представления паспорта импортной сделки; иностранная валюта своевременно возвращена в сумме не менее ранее переведенной в уполномоченный банк, не оформлявший соответствующий паспорт импортной сделки, при условии идентификации поступивших сумм применительно к импортному контракту, за исполнением которого осуществляется валютный контроль; имеется разрешение Центробанка РФ на совершение импортером предварительной оплаты товара на срок, превышающий 180 дней до его ввоза на территорию Российской Федерации, и срок ввоза товаров, предусмотренный разрешением, на момент проведения проверки не истек.
Кроме того, на основании пункта 4 Письма ГТК РФ письменное заключение, выданное уполномоченными Минэкономразвития России по итогам рассмотрения представленных импортерами-резидентами документов, подтверждающих невозможность ввоза товаров либо возврата денежных средств в иностранной валюте, переведенных из Российской Федерации за границу в целях приобретения товаров, оценивается наряду с другими доказательствами отсутствия или наличия состава правонарушения. На практике это весьма важный документ, получить который мы рекомендуем в обязательном порядке всем предприятиям, которые не могут исполнить требования валютного законодательства по не зависящим от них причинам. Данный документ в подавляющем большинстве случаев помогает предприятиям избежать штрафов за нарушение валютного законодательства.
Согласно пункту 8 Письма ГТК РФ конкретный размер административного наказания должен соответствовать характеру совершенного деяния и дифференцироваться в зависимости от того, в чем заключается правонарушение:
в неввозе на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, или невозврате переведенной за эти товары суммы денежных средств; во ввозе на территорию Российской Федерации указанных товаров или возврате денежных средств с нарушением установленного срока.
Третье административное правонарушение
Согласно части 3 статьи 15.25 КОАП РФ нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения. Это правонарушение по своей сути сходно со вторым административным правонарушением, однако, в данной части статьи речь идет уже не о товаре, а о работах, услугах и результатах интеллектуальной деятельности.
Четвертое административное правонарушение
На основании части 4 статьи 15.25 КОАП РФнесоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Здесь имеются в виду нарушения порядка документального оформления валютных операций:
неправильное составление паспорта сделки; неправильное ведение учетных карточек по сделкам; неправильное заполнение платежных документов; досрочное уничтожение документов, отражающих валютные операции; иные административные правонарушения.
Предприятиям необходимо помнить о том, что согласно пункту 12 Письма Минфина РФ предприятие, совершившее несколько административных правонарушений в сфере валютного регулирования в один день, может быть наказано только один раз по одному протоколу и одному составу правонарушения, чем на практике можно воспользоваться для снижения штрафов.
Примеры нарушений валютного законодательства:
1. За 10 месяцев 2010 года отделом валютного контроля Нижнетагильской таможни проведено 323 проверки соблюдения участниками ВЭД требований валютного законодательства. Все проверки проведены в инициативном порядке
В результате выявлено 248 нарушений валютного законодательства. Возбуждено 184 дела об административных правонарушениях по ст. 15.25 КоАП РФ. Из них почти половина дел — по ч. 6 ст.15.25 КоАП России (несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм отчетности по валютным операциям и нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок).
По делам данной категории Росфиннадзором наложено штрафных санкций на сумму 12,27 млн. рублей.
2. В ходе проведенных проверок участников внешнеэкономической деятельности Московского региона на предмет соблюдения валютного законодательства значительная часть выявленных нарушений была связана с вывозом капитала за рубеж под предлогом оплаты за поставляемый товар. Так за 2010 год по части 5 статьи 15.25 КоАП России (представление недействительных поддельных, фиктивных грузовых таможенных деклараций) отделом валютного контроля было возбуждено 132 дела на сумму почти 6 миллиардов рублей.
Выявленные нарушения, связанные с вывозом капитала за рубеж, осуществлялись, как правило, по контрактам, заключенным так называемыми «фирмами-однодневками», местонахождение которых установить не представлялось возможным.
За прошлый год было передано 143 материала проверки с признаками уголовных преступлений в отделение дознания таможни. Возбуждено 3 уголовных дела на сумму более 2 миллиардов рублей по статьям 193 (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте) и части 3 статьи 327 Уголовного кодекса России (использование заведомо подложного документа). Остальные материалы проверок с признаками уголовных преступлений направлены в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации в органы внутренних дел.
Кроме того, в 2010 году можно отметить положительный опыт по взаимодействию Ярославской таможни с территориальным управлением Росфиннадзора. Для выработки единообразной правоприменительной практики в целях выявления и пресечения нарушений валютного законодательства Российской Федерации с территориальным управлением Росфиннадзора в Ярославской области на постоянной основе проводятся рабочие встречи, информационный обмен в рамках Соглашения о взаимодействии, а также регулярные консультации по возникающим проблемным вопросам, требующим оперативного решения.
Отдел инспектирования и профилактики правонарушений Ярославской таможни
Напомним, что Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой в октябре этого года установлены факты невозврата валюты из-за границы в 5 коммерческих организациях. Общая сумма средств, связанная с лжеимпортом, составила 597 млн. руб.
В 2011 году таможенники получат право «блокировать» перемещение наличной валюты через границы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, если у финансовых разведок или правоохранительных органов возникнет сомнение в легальном происхождении денег
Новые изменения
Еще хотелось бы добавить, что на днях вступили в силу изменения к предоставлению банками некоторой статистической отчетности. Этими изменениями существенно расширена классификация нарушений валютного законодательства и правил финансового мониторинга, о которых банки должны сообщать в НБУ.
К примеру, вместо «прочих нарушений законодательства по идентификации клиентов и лиц, уполномоченных действовать от их имени» в новой редакции НБУ вводит более широкую классификацию:
— неосуществление идентификации общественных деятелей или связанных с ними лицами;
— прочих нарушений законодательства по идентификации клиентов и лиц, уполномоченных действовать от их имени;
— повторное предоставление ненадлежащим образом оформленного уведомления о финансовых операциях, подлежащих мониторингу;
— умышленное предоставление уполномоченному органу недостоверной информации о финансовых операциях, которые подлежат финансовому мониторингу.
Параллельно Национальный Банк внес изменения еще в целый ряд форм отчетности.
Обзор состояния внутреннего рынка наличной иностранной валюты в августе 2010 года
В августе 2010 г. наблюдалось снижение большинства показателей, характеризующих рынок наличной иностранной валюты. При этом население менее активно как покупало, так и продавало иностранную валюту.
Как и месяцем ранее, сохранился чистый спрос на наличную иностранную валюту.
Август 2010 г.
Август 2009 г.
к июлю 2009 г.,
прирост, %
млн. долл.
к июлю 2010 г., прирост
к августу
2009 г.,
прирост, %
млн. долл.
%
Емкость рынка
13 449
—628
—4
—5
—8
Обороты межбанковского рынка
3 555
—501
—12
23
—17
Обороты операций физических лиц
10 997
—563
—5
—14
—8
Емкость рынка (суммарный объем наличной иностранной валюты по всем источникам поступления, включая ее остатки в кассах уполномоченных банков на начало периода) в августе 2010 г. по сравнению с июлем снизилась на 4% и составила 13,4 млрд. долларов США в долларовом эквиваленте (здесь и далее по тексту — долларов). Обороты межбанковского рынка сократились на 12% — до 3,6 млрд. долларов, обороты операций физических лиц уменьшились на 5% — до 11 млрд. долларов.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Спрос физических лиц на наличную иностранную валюту
В августе 2010 г. совокупный спрос населения на наличную иностранную валюту (сумма купленной в обменных пунктах, полученной по конверсии и снятой с валютных счетов наличной иностранной валюты) по сравнению с июлем уменьшился на 4% и составил 5,7 млрд. долларов. Его объем был меньше, чем в августе 2008 и 2009 гг., на 16 и 19% соответственно.
Спрос населения на американскую валюту в августе 2010 г. по сравнению с предыдущим месяцем уменьшился на 5%, на евро — почти не изменился. В результате структура совокупного спроса практически не претерпела изменений — доля долларов США снизилась до 63%, доля евро возросла до 36% (в июле 2010 г. — 64 и 35% соответственно).
Объем купленной населением наличной иностранной валюты в обменных пунктах и операционных кассах уполномоченных банков в августе 2010 г. по сравнению с июлем практически не изменился и составил 3,5 млрд. долларов. Европейской валюты было куплено на 9% больше, чем месяцем ранее, объем покупки долларов США уменьшился на 3%. Количество операций по покупке физическими лицами наличной иностранной валюты по сравнению с предыдущим месяцем также почти не изменилось и составило 2,8 млн. сделок, средний размер сделки по покупке (1203 долл.) был больше на 1%.
Август 2010 г.
Август 2009 г.
к июлю 2009 г.,
прирост, %
млн. долл.
структура,
%
к июлю 2010 г., прирост
к августу
2009 г.,
прирост, %
млн. долл.
%
Совокупный спрос
5 740
100
—210
—4
—19
—4
доллар США
3 607
63
—209
—5
—11
—4
евро
2 075
36
7
—31
—3
куплено в обменных пунктах и получено по конверсии
3 507
100
6
0
—24
—1
доллар США
2 354
67
—80
—3
—13
—2
евро
1 103
31
93
9
—40
2
снято с валютных счетов
2 233
100
—216
—9
—11
—10
доллар США
1 253
56
—128
—9
—7
—10
евро
973
44
—86
—8
—16
—10
В августе 2010 г. с валютных счетов, открытых в уполномоченных банках, физическими лицами было снято 2,2 млрд. долларов — на 9% меньше, чем в июле.
Август 2010 г.
Август 2009 г.
к июлю 2009 г.,
прирост, %
значение
показателя
к июлю 2010 г., прирост
к августу
2009 г.,
прирост, %
млн. долл.
%
Количество сделок по покупке физическими лицами наличной иностранной валюты в обменных пунктах
Количество сделок, тыс. ед.
2 843
—13
0
2
—3
Средний размер сделки, долл.
1 203
15
1
—26
2
Предложение физическими лицами наличной иностранной валюты
Совокупное предложение населением наличной иностранной валюты (сумма проданной в обменных пунктах и операционных кассах, направленной на конверсию и зачисленной на валютные счета наличной иностранной валюты) в августе 2010 г. по сравнению с июлем снизилось на 6% и составило около 5,3 млрд. долларов. Его объем был меньше, чем в августе 2008 и 2009 гг., на 11 и 7% соответственно.
В августе 2010 г. совокупное предложение населением европейской валюты снизилось на 13%, долларов США — на 1%. Удельный вес европейской валюты в структуре совокупного предложения наличной иностранной валюты уменьшился на три процентных пункта — до 42%, доля долларов США возросла до 57% по сравнению с 54% месяцем ранее.
Август 2010 г.
Август 2009 г.
к июлю 2009 г.,
прирост, %
млн. долл.
структура,
%
к июлю 2010 г., прирост
к августу
2009 г.,
прирост, %
млн. долл.
%
Совокупное предложение
5 257
100
—354
—6
—7
—13
доллар США
3 009
57
—26
—1
—5
—13
евро
2 198
42
—324
—13
—11
—13
продано в обменных пунктах и сдано на конверсию
2 426
100
—63
—3
10
—17
доллар США
1 366
56
138
11
9
—18
евро
1 027
42
—198
—16
11
—16
зачислено на валютные счета
2 830
100
—291
—9
—18
—10
доллар США
1 643
58
—164
—9
—13
—10
евро
1 171
41
—125
—10
—24
—11
В обменных пунктах и операционных кассах уполномоченных банков в августе 2010 г. населением было продано 2,4 млрд. долларов наличной иностранной валюты, что на 3% меньше, чем в предыдущем месяце. При этом объемы продаж европейской валюты уменьшились на 16%, а долларов США — возросли на 11%. Количество сделок по продаже населением наличной иностранной валюты по сравнению с июлем увеличилось на 3% — до 2,4 млн. сделок, а их средний размер уменьшился на 5% — до 967 долларов.
Август 2010 г.
Август 2009 г.
к июлю 2009 г.,
прирост, %
значение
показателя
к июлю 2010 г., прирост
к августу
2009 г.,
прирост, %
млн. долл.
%
Количество сделок по продаже физическими лицами наличной иностранной валюты в обменных пунктах
Количество сделок, тыс. ед.
2 420
75
3
—11
—2
Средний размер сделки, долл.
967
—48
—5
24
—16
Объем наличной иностранной валюты, зачисленной на валютные счета физических лиц в уполномоченных банках, в августе 2010 г. по сравнению с июлем уменьшился на 9% и составил 2,8 млрд. долларов.
Сальдо операций физических лиц с наличной иностранной валютой
В августе 2010 г. чистый спрос населения на наличную иностранную валюту составил 0,5 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с июлем на 42%. При этом чистый спрос, как и месяцем ранее, определялся исключительно операциями с американской валютой, по евро сохранялось чистое предложение, которое снизилось в 3,7 раза.
(млн. долларов)
2010
2009
август
июль
август
июль
Чистый спрос (+) / чистое предложение (—) (СОФЛ), из них:
483
340
1 449
913
доллар США
597
780
898
611
евро
—123
—455
550
292
Чистый ввоз (+) / вывоз (—) по всем видам валют, из них:
—399
—463
673
—171
доллар США
—69
93
215
—210
евро
—343
—568
452
30
В августе 2010 г. ввоз уполномоченными банками в страну наличной иностранной валюты составил 0,5 млрд. долларов, что на 5% меньше, чем месяцем ранее. При этом ввоз наличной американской валюты уменьшился на 16%, ввоз евро возрос на 21%.
Август 2010 г.
Август 2009 г.
к июлю 2009 г.,
прирост, %
млн. долл.
структура,
%
к июлю 2010 г., прирост
к августу
2009 г.,
прирост, %
млн. долл.
%
Ввоз по всем видам валют, из них:
456
100
—22
—5
—59
58
доллар США
266
58
—52
—16
—51
30
евро
176
39
31
21
—69
105
Вывоз по всем видам валют, из них:
855
100
—86
—9
98
—50
доллар США
334
39
109
49
3
—48
евро
519
61
—194
—27
384
—56
продолжение
--PAGE_BREAK--